Открытое занятие "дикие животные арктики и антарктики". Внеклассное мероприятие "хрупкий мир арктики"

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение.

Выполни действия и напиши полученное слово

Составь слово и подчеркни лишнее

Артистичные скороговорки.

Перед вами скороговорка

Думал, думал, думал, думал

Вдруг ветер дунул

И забыл я то, что думал

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты»

Тема: Животные Арктики в опасности

Учитель нач. классов:

Беляева Людмила Николаевна

Педагог-психолог:

Янис Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №27 г. Озерск.

  1. Цель урока: Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».
  2. Задачи:

обучающие: актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах, расширять знания обучающихся через различные источники информации, систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза.

развивающие: развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам, развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

воспитательные: воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики, воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

психологические: формирование эмоционально - волевой сферы, развитие коммуникативных способностей и классного коллектива.

Ход занятия,

Учитель: Приветствие: Слайд 1.

У нас сегодня на занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Сели ровно, спина прямая, ноги на уровне стула. Слайд 2.

Посмотрите на доску. Кто прочитает тему урока?

Что же нам делать? (Вой ветра, влетает письмо) Слайд 3.

Кто же это прислал письмо? Давайте узнаем. (читаем письмо).

О чём узнали?

Кто догадался, какая тема занятия? (Животные Арктики в опасности) Слайд 4.

Каким другим словом можно заменить слово опасность: (угроза, страх, беда) Слайд 5.

Кто из вас знает, какое слово звучит призывом о помощи на всех языках одинаково? (SOS) Слайд 6.

Можем ли мы оставаться равнодушными? Нет.

Какая цель нашего занятия? Слайд 7.

Узнать, КТО просит о помощи?

Какая угроза?

Попытаться помочь?

Сегодня мы попытаемся решить эту проблему для этого мы отправляемся в путь. Как вы думаете, если мы ответим на все эти вопросы, животные Арктики будут спасены? А вот какую гипотезу выдвинул автор письма. Читаем письмо…. Наша задача выяснить, чья гипотеза верна.

Психолог: МОБИЛИЗАЦИЯ. Слайд 8.

Так как мы живем на Урале, поэтому наш путь будет пролегать по равнине (дорожка, проходим два раза, друг за другом), Слайд 9. по горам, (лесенка), мальчики поддерживают девочек за руку, а потом проходят сами. Кто прошел по лесенке, садится на стульчики (в самолет). Надеваем обувь. И мы отправляемся в путь. Слайд 10.

Учитель: Добрый день уважаемые учёные! Слайд 11. Экипаж самолёта приветствует вас на борту нашего лайнера. Сядьте ровно, пристегните ремни безопасности. В конце полета каждый из вас получит конверт с заданием.

Давайте вспомним всё, что мы знаем про Арктику . Слайд 12-18.

Просмотр слайдов с чтением фраз и загадки про северное сияние.

Посмотрите в иллюминатор. Что мы видим? Слайд 19. Северное сияние.

О чём это говорит? О том, что мы приближаемся к Арктике.

Психолог: Приготовились к посадке, сели ровно поправили ремни безопасности, мы приземлились в суровой Арктике. Нам нужно тепло одеться, надеваем теплый комбинезон, куртку, шапку. Мы готовы к работе!?

Учитель: Вас встречают руководители групп. Слайд 20.

Итак, мы распределились по группам, у каждой группы свое задание. Выстраиваемся и расходимся. Всем удачи!

По сигналу расходимся в свои лаборатории, по сигналу встречаемся здесь и заслушиваем результаты исследований. По 1 человеку от группы. Садимся на места в конце работы.

Работают 5 -7 минут.

Проверка:

Психолог: Группа №1 биологи (защита)

Доп. вопрос: Кто просит о помощи: животные Арктики?

Какие животные, какие фигуры вы использовали?

Какие качества ученого вам помогли справиться с заданием? (Терпение, творчество, желание помочь).

Посмотрите, как приветствуют вас животные, которых вы нарисовали, они светятся ярким, красивым, радостным цветом.

Включить подсветку.

Психолог : Группа №2 группа МЧС

Как мы помогли животным? Накормить их.

Доп.Вопрос: Какие качества вам помогли решить эту проблему? (выносливость, сообразительность, ловкость).

Учитель: Группа №3 Исследователи.

Доп.Вопрос:Какая угроза возникла на материке?

Какие качества вам помогли, чтобы добиться успеха?

(умение убеждать, говорить, смекалка)

Можем ли мы сказать, что наша проблема решена? Слайд 21.

Посмотрите на доску. Что исчезло (SOS) Почему? Слайд 22.

Вернёмся к письму

Дочитаем ПИСЬМО.

Помог ли он нам? Почему?

Благодарны ли вам, ученым, животные Арктики? Озвучить животных (приклеить слова благодарности).

Психолог : Рефлексия: Слайд 23.

Предлагаю вам подойти к столу, выбрать разноцветные ладошки, которые соответствуют вашему настроению от проделанной работы и прикрепить их вокруг земного шара на доске. Вам нравится? Мы попытались изменить обстановку в Арктике, а значит и на всем земном шаре. Слайд 24.

Предлагаю взяться всем за руки и встать в круг ведь наша Земля круглая.

Пусть крутится Земля,

Пусть будет счастье на планете,

Пусть радуются дети, и льется добрый свет!

На этом мы завершаем занятие, вы молодцы!

Спасибо за работу!

Вручение медалек, проговорить об изображении на медальке.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила и провела для детей средней группы

Воспитатель I КК И.Н. Анциферова

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера, дидактические игры.

Методы и приемы : беседа, пальчиковая гимнастика.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1. Оргмомент. Пальчиковая гимнастика .

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

2.Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус.

Это уменьшенная модель Земли. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

3. Беседа о животных Арктики и Антарктиды.

Рассматривание с детьми картинок диких животных холодных стран.

Закрепление в словаре обобщающего понятия "животные Северных стран". Воспитатель рассказывает детям о том, чем питаются животные Арктики и Антарктиды, где они живут, как называются их детёныши. Даётся характеристика внешнего вида животных, обращается внимание детей на части тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта, ласты, клыки и т.д.).

4. Работа по развитию речевого дыхания :

«Сдуй снежинки» - сдувание с ладошки кусочков бумаги, ватки.

5. Отгадывание загадок :

Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него как ласты,

И в бассейне зоопарка

Зверю северному жарко.

(Морж)

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке.

(Пингвин)

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

(Белый медведь)

На полярном берегу

Все законы строгие.

Но морозы и пургу

Терпят ластоногие.

Хоть от края и до края

Ледяной суровый мир,

Но от холода спасает

Их подкожный толстый жир.

(Тюлень)

6. Дидактические игры : «Животные холодных стран», «Животные Севера».

Игра : « У кого кто?»

У белого медведя медвежонок, а у белки….

У тюленя тюлененок, а у лисы…..

У моржа моржонок, а у лося…

У северного оленя олененок, а у волка…

У вороны вороненок, а у пингвина…

У галки галчонок, а у полярной совы…

7.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).


Конспект НОД по познавательно- исследовательскому развитию в средней группе.

Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Токарева В. В.

Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование : глобус, картинки животных севера (морж, тюлень, альбатрос, синий кит, северный олень, пингвин, морской слон, песец, белый медведь), картинка –северное сияние, клей, кисточки для клея, распечатанный на синих листах силуэт медведя, салфетки, вата.

Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики и Антарктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.

Задачи :

Обучающие:

Формировать у детей представление о животных севера;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

Расширение словарного запаса.

Развивающие:

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к животным севера.

Ход занятия .

1.Оргмомент.

Воспитатель показывает глобус

Воспитатель: Кто знает, что это такое?

Дети: глобус

Воспитатель: правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля.

Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

2.Основная часть.

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика-

Антарктика и Арктика

Вот здесь находится Северный полюс, а здесь Южный полюс. добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете? Почему они раскрашены белым цветом?

Дети: потому что там север, там всегда мороз, снег, холодно

Воспитатель: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега
Поверхность Арктики покрыта льдом, толщина которого равна высоте трех-этажного дома. Это самое суровое место на Земле.
Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны освещает бескрайние снежные просторы.
На зимнем арктическом небе можно видеть полярное сияние, одно из чудеснейших явлений природы.
На смену полярной ночи приходит полярный день. И днём и ночью светит солнце.
Только четыре месяца в году температура поднимается выше нуля градусов.
Наступает короткое лето. Здесь очень трудно ходить. Ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь? И ещё: когда на северном полюсе-зима-полярная ночь, на Южном полюсе-лето-полярный день.

Дети: да, животные и птицы

Воспитатель: правильно, посмотрите, кто живёт в Арктике и Антарктиде.

Рассказы о животных.
ТЮЛЕНЬ.
Он такой упитанный – этот слой жира спасает его от переохлаждения, как вас куртки. А ласты помогают быстро двигаться в воде, чтобы охотиться за рыбой. Как вы думаете, почему тюлень – хищник?
А чем питаются тюлени? (рыбой)
А кто еще любит рыбу? (птицы). Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
ПИНГВИН.
Эти птицы хорошо ныряют и плавают. Почему лапы похожи на ласты? (чтобы этим птицам было удобно плавать)
Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Оперение не намокает, иначе бы вылезая из воды он бы сразу превратился в сосульку.
Как вы думаете, чем питаются эти птицы?

Крупный морской зверь с очень толстой кожей. Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинённы и направлены вниз. Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами. Наружных ушей нет, глаза маленькие.

Кожа покрыта короткими прилегающими жёлто-бурыми волосами, но с возрастом их становится меньше, и у старых моржей кожа почти совершенно голая. Конечности более приспособлены для движения на суше, чем у настоящих тюленей, и моржи могут ходить, а не ползать; подошвы мозолистые. Хвост зачаточный.

Синий кит

Синий кит- Самый большой кит, самое большое современное животное, а также, вероятно, крупнейшее из всех животных, когда-либо существовавших на Земле. Его длина достигает 33 метров, а масса может значительно превышать 150 тонн. Синий кит не имеет зубов. Питается он мелкими рачками. Набрав в огромный рот воды, кит процеживает её через ротовые пластинки. А оставшихся рачков поедает. Бывает, что и мелкая рыба попадается, тоже ест. В сутки съедает целый вагон рачков! (27 тонн)

Северный олень

Тоже большое животное, имеет ветвистые рога, как самки, так и самцы. Теплая шерсть, широкие копыта. Питаются корой деревьев, ветками. Мирное животное, но, если кто-нибудь на него нападёт, может защитится.

Морские слоны

Огромный, увеличенный нос висит над пастью с ноздрями вниз. Именно из-за такого носа они и получили такое название-морские слоны. Добычей морских слонов являются рыбы и головоногие. Морские слоны в состоянии нырять за добычей на глубину до 1400 м. Как и у китов, дыхание у морских слонов во время ныряния на глубину замедляется, отчего снижается расход кислорода. Естественными врагами морских слонов являются белые акулы и касатки, охотящиеся в верхних слоях воды.

Альбатрос.

Альбатрос – это удивительная птица, которая может долгие месяцы не появляться на суше! Они проводят дни и ночь напролёт лавирую над океанами и преодолевают сотни миль в день. Альбатрос – красивая птица и океанская даль – её единственный дом. Кроме огромных крыльев эти пернатые имеют уникальный клюв, который состоит из отдельных пластин. Клюв у них тонкий, но сильный и снабжён вытянутыми ноздрями. Небольшие виды стремятся полакомиться рыбой вблизи берега, другие же улетают на сотни миль от суши чтобы найти для себя лакомый кусочек.

Или полярная лисица. Небольшое хищное животное, напоминающее лисицу. В отличие от лисицы, тело у песца приземистое, морда укороченная; уши закруглены, слабо выступают из зимней шерсти. подошвы лап у песцов покрыты жёсткими волосами. Питается грызунами, но часто ходит за медведем и доедает то, что не доел медведь.

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ.
Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Его вес может достигать 1 тонны, а длинна тела 3 м. Рост белого медведя в холке достигает 1,5 м. От своих сородичей белый медведь отличается строением тела , цветом шерсти и кожи. Голова белого медведя уже и длиннее, чем у остальных представителей медвежьих, с плоским лбом и длинной шеей. Уши вверху закругленные. Шерсть белая без пигментного окраса. Кожа белого медведя черная . На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Такое строение тела помогает белому медведю выжить в суровых условиях Арктики. Густая шерсть белого медведя, состоящая из двух толстых рядов волос, не дает ему замерзнуть. Помимо шерсти, чтобы не чувствовать холода, у них есть толстый подкожный слой жира до 13 см. Шерсть и шишечки на лапах не дают скользить по льду, а перепонки между пальцами помогают плавать. Медведь вылез из воды и отряхнулся. От него полетели брызги во все стороны. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Воспитатель: давайте с вами немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика.

На Севере белый мишутка живет,

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

Наш Умка пытается рыбку ловить,

Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.

(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).

Физминутка.-самомассаж.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. (Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем, мы всегда, нам простуда не страшна! (потирают обе ладони)

Воспитатель: давайте с вами сделаем белого медведя из ваты.

(детям и родителям предлагается обклеить медведя ватой)

3.Подведение итогов.

Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).

Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).

Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).

Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).

Антарктика находится на Южном полюсе, там холодней и люди не живут. Там обитают пингвины, морские слоны, альбатросы

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «В Арктику!»

Вид: игра.

Класс: 6-7

Цели мероприятия:

Развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;

- развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Организация игры:

В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий. Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.

Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.

Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?

Только разбегаются по воде морщинки.

Уплывают льдинки, словно вовсе не было.

Вновь вода, как зеркало, а над нею - небо.

В небе - тучки птицами, море не качает.

Льдинками-сестрицами Арктика встречает.

Чтец - Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!

И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!

- Будем силой меряться! Не боимся холода!

С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!

Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.

Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.

(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)

Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.

Чтец Стон ледников, рождающий в ночи

Безжизненные айсберги-громады.

И ветер канонадою звучит,

Швыряя в темень снежные заряды.

Железный скрежет ледяных полей,

Да вздыблено застывшие торосы...

Кресты из мачт погибших кораблей

Здесь капитанам ставили матросы.

Они стоят средь мглы и мерзлоты

Наедине навечно с океаном

Как памятники русским Магелланам,

Дошедшим до бессмертной широты.

Станция «Историческая»

«Историческая ошибка » (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)

1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)

2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)

3. В 1878-1879 гг, впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий.)

4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)

5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)

6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)

7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)

8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)

9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)

10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол - атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)

Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,

Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.

Напирая носом и тесня бортами,

Меряется судно силою со льдами.

Под кормою льдины бьются в пене белой.

Ледяную стену судно одолело!

Вот такую летнюю, грозную и яркую

В первый раз на свете я увидел Арктику.

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Географическая»

« Географический диктант»

На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Текст для проверки

Арктика(от греческого αρκτικός — северный ) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево , Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка .

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность . Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия , Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск , Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути

Чтец Все года и века и эпохи подряд

Все стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг.

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лед-

И найдут они счастье птичее,

Как награду за дерзкий полет.

(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)

Станция «Биологическая»

Ведущий . Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.

(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)

(Растения: щучка арктическая, лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)

Чтец Льдины молодые и разводья строчками,

Плечики прикрыли снежными платочками

Льдины любопытные. До чего ж их много!

Окружили судно, заступив дорогу.

Льдины любопытные! Льдины грани острые!

Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Полезная»

Конкурс капитанов

(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)

Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)

Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.

Обсуждение

Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,

и полярная ночь околдует меня,

отпущу на собачьей упряжке ремни,

и помчат мои лайки резвее коня.

А со мной рядом опытный мчится каюр,

на такой же упряжке весёлых собак,

меха волчьего шубы пошиты из шкур,

не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.

Остановимся, чуя вблизи полынью,

освещаемы низко плывущей луной.

(Здесь морозен январь и морозен июнь,

и упряжки стоят рядом с осью земной.)

Под полозьями - снега алмазная пыль,

что со звёздами Севера в близком родстве.

В небе сполохи бледно-лиловых чернил -

озорного сиянья полярного свет…

Станция «Литературная»

Команды представляют домашнее задание - презентацию - иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.

(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.

Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.

Повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Арктика. Удивительный мир Арктической пустыни"

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в филиале МБОУ СОШ с Ламское16 февраля 2016 года был проведён Всероссийский урок «Арктика – фасад России» в 5-6 классе учителем географии Паничевой С.А.

Цель урока : повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Ход урока

Расположение Арктического региона.

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

В чем особенности климата Арктики.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. – 98 суток; на 80° с. ш. – 127 суток; в районе полюса – полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе.

Исследование Арктики.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года .

В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”.

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит), но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до…(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).

Проведена групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими …(рыбы). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные …(пловцы). От холода их защищает …(слой жира ). Это …(моржи) и… (тюлени). На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Государственный заповедник Остров Врангеля

Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает 2,2 млн.гектаров. (Слайд 3) . Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат, единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике самые крупные скопления моржей.Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

Овцебык. (Cлайд 5).
На острове Врангеля их более пятисот.


Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

  1. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. (Слайд 8) .

Растительный мир Арктики.

Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. (Слайд 10) . Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.

Проведена групповая работа для ботаников .

  • На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы ). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество …(планктонных растений водорослей.

Прошла заочная экскурсия, на которой познакомились с растительным миром. (Слайд 9).

Закрепление урока

Викторина “Знаешь ли ты Арктику”.

1. Как с греческого переводится слово “ Арктика?”

2. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

3. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

4. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, зимой живет под снегом

5. Почему места скопления птиц называют “ птичьими базарами?”

6. Почему один из видов тюленей, обитающий в Северном Ледовитом океане, назван “ морским зайцем?”

7. Приведите примеры приспособлений растений к холоду в период роста и развития?

8. Какую отрицательную и положительную роль играет снеговой покров для растений Арктики?

9. Какие последствия губительны для морских птиц при разливах нефти?

10. Какая рыба, вмерзая в лед, долгое время может оставаться живой?

11. Какие две особенности характерны для обитателей северных морей?

12. Почему белые медведи не употребляют в пищу пингвинов?

13. Назовите гигантов, обитающих в северных морях

Работа с кроссвордом. «Растения и животные Арктики».

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Итог урока

И, мысленно, вновь я средь белых сугробов,
Что намело после сильной пурги:
Дети со смехом тонут в снежных заносах;
Прошёл вездеход подняв тучу пыльцы.
Море сияет как белый кристалл.
Ветер, шурша, тащит белые струи.
Наст под ногами словно металл.
День передышки и снова задует.
Чем же мне дорог суровый сей край,
Где все двенадцать месяцев холод?
Здесь, где пурга может дуть целый май,
И в информации чувствуешь голод:
Открытость пространства, открытость людей;
Причастность к истории этого края;
Здесь жизнь проверяет на прочность друзей,
И слёзы глотаем, порой их теряя.
Магия Арктики необъяснима.
Сколько об этом уж сказано слов.
Бледна и скупа, но всё же - красива.
Уехав на юг, к ней тянешься вновь.
Белые крылья совы в белом небе;
Белый медведь на торосистом льду;
Белые щёки немеющей кожи.
Вряд ли я в городе грязном найду.



Похожие публикации