Правильное утепление гаража своими руками. Все об утеплении гаража изнутри Чем можно утеплить стены в гараже

Сохранение тепла - обязательное условие для любого помещения, которое будет эксплуатироваться в зимнее время года. Это особенно актуально для гаражных строений, которые открыты «всем ветрам» и, в большинстве своём, не приспособлены для установки центрального отопления. Адаптация гаража к зимним условиям осуществляется посредством внутреннего или наружного утепления стен, которое позволяет сохранить внутри помещения плюсовую температуру даже в сильные морозы.

Где утеплить: внутри или снаружи?

Чтобы сохранить тепло внутри гаража, необходимо создать экран из утеплительного материала, который не будет пропускать холод извне и сохранит внутреннее тепло. Теплоизоляционный слой может быть расположен как снаружи здания, так и внутри - принцип сохранения тепла в обоих случаях одинаковый, однако, каждый из вариантов имеет свои нюансы, которые следует учитывать. Наружная теплоизоляция является более эффективной, так как не даёт холоду добраться до стен и не затрагивает внутреннюю часть гаража. Но при этом этот способ утепления более дорогостоящий и трудоёмкий - создание маскирующего фасада, который будет скрывать утеплитель, обойдётся недешево.

Внутреннее утепление уменьшает внутреннюю площадь гаража на толщину утеплительного материала, но при этом обходится в несколько раз дешевле и не требует особых навыков для самостоятельного монтажа. Если вашей основной целью является непосредственно подготовка гаража к холодам и вы не планируете крупномасштабных строительных работ, то этот способ утепления будет оптимальным решением.

Выбор материала

В качестве утеплителя может применяться практически любой материал с пористой или волокнистой структурой - минеральная вата, пенопласт, пенополистирол, органический утеплитель и т.д. В целом, для утепления гаража уместно применение любого из вышеперечисленных наименований, если руководствоваться принципом «хуже не станет». Однако, если у вас есть возможность выбора, то лучше ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками различных видов утеплителя, чтобы выбрать наиболее подходящее для конкретной ситуации наименование.

Пенопласт - универсальный утеплитель для гаража

  • Пенопласт. Пенопластовые плиты отличаются низкой стоимостью - это самый дешёвый утеплительный материал на отечественном рынке. Из плюсов этого материала выделяются незначительная масса, влагостойкость и лёгкость обработки. К явным минусам относится высокая пожароопасность и непрочная структура.
  • Пенополистирол. Обладает всеми техническими достоинствами пенопласта, но при этом является менее горючим и более прочным материалом. Цена утеплителя несколько выше пенопластового аналога, но при этом не выходит за допустимые пределы.
  • Минеральная, базальтовая вата. Более совершенный аналог популярной в советском союзе стекловаты. Абсолютно не горючий материал. Критическим минусом минеральной ваты является волокнистая структура, которая поглощает воду как губка - при повышенной влажности утеплитель промокает, теряя теплоизоляционные свойства и способствуя развитию грибка.
  • Органический утеплитель. Аналог минеральной ваты на органической основе (лён, хлопок и т.д.) – экологически чистый материал естественного происхождения. В отличие от минеральной ваты, органический утеплитель горюч.

Минеральная вата популярна, но не надёжна в сырость

Наиболее подходящим материалом для утепления гаража, независимо от материала из которого он изготовлен, является утеплитель на основе пенопласта или пенополистирола, ввиду удобства монтажа, влагостойкости и приемлемой цены. Волокнистые утеплители менее предпочтительны из-за своей структуры, так как в неотапливаемом помещении далеко не всегда удаётся поддерживать оптимальный уровень влажности. Однако это не значит, что использование ватных материалов категорически не рекомендуется - их применение также уместно, хотя и не так предпочтительно.

Важно! Если в гараже присутствует печь, обогреватель или другие источники тепла, то зону их расположения необходимо утеплять посредством минеральной ваты, чтобы предотвратить возгорание и выделение токсинов, вследствие чрезмерного нагревания.

Расчёт материала

Расчёт материала осуществляется посредством вычисления квадратуры утепляемого участка - длина стены умножается на её высоту. Таким образом, вы получите количество квадратных метров, которое необходимо утеплить. Толщина утеплителя прямо пропорциональна его теплоизоляционным данным.

Так как слой теплоизоляция нуждается во внешней оболочке, помимо утеплителя также необходимо приобрести расходный материал для сборки и обшивки каркаса. Для формирования каркаса лучше использовать металлические профили, которые не боятся влаги и достаточно легко монтируются . Расчёт метража несущего профиля осуществляется с учётом того, что расстояние между несущими элементами каркаса не должно превышать 50−60 см. Также необходимо учитывать наличие промежуточных креплений. Метраж направляющих равен периметру помещения, умноженному на 2.

Для обшивки каркаса лучше всего использовать влагостойкий гипсокартон, в состав которого входит влагоотталкивающая пропитка и антигрибковые добавки - недорогой, пожаростойкий и лёгкий в обработке материал. Расчёт необходимого количества листов осуществляется так же, как и в случае с утеплительным материалом.

Важно! Ориентируясь на полученные данные, следует помнить о возможных непредвиденных ситуациях и приобретать материал с небольшим запасом, который в среднем составляет порядка 10−15% от начального количества.

Утепление стен в гараже изнутри

Монтаж каркаса

Монтаж каркаса, необходим для последующей установки декоративной обшивки, которая скроет утеплитель от посторонних глаз. В процессе установки вам понадобятся следующие инструменты:

  • Перфораторная дрель;
  • Шуруповёрт;
  • Ножницы по металлу;
  • Уровень;

Готовый каркас для гипсокартона

Все крепления в стене предварительно бурят перфораторной дрелью, затем в отверстия вставляются дюбель-саморезы, которые закручиваются шуруповёртом. Металлический профиль легко режется ножницами по металлу, практически в любом положении. Каркас в гараже собирается следующим образом:

  • В первую очередь, на потолок и пол монтируются направляющие, в которые будет вставляться несущий профиль. Они должны располагаться параллельно друг другу - сначала монтируется направляющая на потолке, а затем, посредством уровня или отвеса, подгоняется направляющая на полу. Отступ от стены должен позволять разместить утеплитель так, чтобы он не «толкал» обшивку. Между основанием и направляющей обязательно должна располагаться уплотнительная лента, которая поглотит мелкие неровности и создаст более плотное соединение.

Важно! При креплении профиля, необходимо учитывать перепады поверхности - его не должно «повести» от чрезмерно изгиба. Глубокие перепады, особенно если в них забивается дюбель, необходимо сглаживать подставками, а выпирающие части - удалять.

  • Перед установкой несущих профилей на стену монтируются поддерживающие скобы-подвесы, которые придают жёсткость всей конструкции. Скоба представляет собой металлическую пластину с перфорированными краями - середина монтируется к стене, а края загибаются для формирования «П» образной фигуры, в которую будет вставляться несущий профиль. Подвесы располагаются по строго вертикальной линии, которую вымеряют посредством отвеса или уровня. Шаг между вертикальными линиями может составлять 60, 40 или 30 см - чем больше будет шаг, тем слабее будет конструкция.

Важно! При необходимости, вы можете выбрать шаг между направляющими произвольно, в пределах упомянутых значений, однако, в этом случае вам придётся постоянно подгонять листы гипсокартона, так как их стандартная ширина составляет 140 см.

  • По подвесам, в направляющие вставляются несущие профиля. Фиксация в направляющих и подвесах осуществляется посредством шуруповёрта и мелких шурупов по металлу. Общую плоскость подгоняют посредством правила, или по натянутой между крайним профилями леске.
  • Между несущими, с аналогичным шагом, устанавливаются поперечные элементы каркаса, которые изготавливаются из профиля - они необходимы для укрепления конструкции. В качестве соединения-фиксатора можно использовать одноуровневые соединители «краб» либо просто обрезать бока профиля, сформировав язычок, который крепится непосредственно на поверхность несущего профиля.

Крепление профиля к подвесу

Гидроизоляция

Волокнистый утеплитель очень чувствителен к влажности - без гидроизоляции в этом случае не обойтись. Чтобы избежать промокания ваты, необходимо создать герметичный, водонепроницаемый слой между стеной и утеплителем. Для этой цели используется мембранная плёнка или любой другой гибкий водонепроницаемый материал. После того как каркас будет полностью собран, его обтягивают гидроизоляционным материалом. Не следует натягивать плёнку, она должна лежать свободно, крепление к профилю осуществляется посредством скоб. Главное, создать герметичный барьер для конденсата - нахлест между краями полос должен составлять не менее 10 см. Место соединения проклеивается скотчем.

Задумываясь о необходимости гидроизоляции, не следует забывать, что её основной функцией является защита утеплителя от незначительного количества влаги, которая может просочиться снаружи. Она является страховкой от непредвиденных ситуаций, а не панацеей - если в гараже наблюдается повышенная влажность со стороны стен, необходимо проведение комплексных работ по наружной гидроизоляции. Внутренняя гидроизоляция в этом случае будет временным и недолговечным решением проблемы.

Установка утеплителя

Утепление стен пенопластом

Перед тем как приступать к утеплению, стены необходимо очистить от сильно выступающих элементов: арматур, металлического крепежа и т.д. Если в стене имеются сквозные щели, то их необходимо замазать бетонным или штукатурным раствором (песок 1:2 цемент исходя из массы компонентов), чтобы удалить сквозняки.

Процесс монтажа утеплителя во многом зависит от структуры материала - пенопласт и пенополистирол с блочным форм-фактором могут монтироваться посредством клея, в то время как минеральная вата фиксируется только при помощи дюбель-саморезов. Утепление стен пенопластом или пенополистиролом осуществляется в следующем порядке:

  • Стены очищаются от пыли и грунтуются специальным составом, для улучшения адгезии (степени «прилипаемости»). После того как грунтовка полностью высохнет, можно приступать непосредственно к монтажу утеплителя.
  • Утеплитель монтируется снизу вверх, листы необходимо вырезать точно под проём между несущими профилями. Клеевой состав наносится на поверхность утеплителя посредством калибровочного шпателя, после чего блок прижимается к стене. Так как материал очень лёгкий, нет необходимости дополнительно прижимать или фиксировать блок до момента полной полимеризации клея.
  • После того как клей схватится, блоки можно дополнительно зафиксировать посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками либо болтами, если гараж собран из листового железа.

Монтаж минеральной ваты или её разновидностей осуществляется посредством дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками, которые фиксируют блок в пяти местах - по углам и в центре. Процесс утепления осуществляется следующим образом:

  • Перед монтажом, в нижней части стены, необходимо установить профиль или рейку, чтобы вата не касалась пола и не впитывала влагу.
  • Утеплитель нарезается так, чтобы ширина полос превышала ширину проёма между несущими профилями на 1 − 2 см.
  • Маты забиваются в проёмы между профилями, не должно оставаться щелей или пустот. Утеплитель фиксируется дюбель-саморезами с пластиковыми шляпками или болтами, если гараж из листового железа.

В этом случае подразумевается конструкция, в которой профиль плотно или очень близко прижат к стене. Если расстояние между профилем и стеной достаточно большое, то формируется цельное теплоизоляционное покрытие, в котором вырезаются выемки для крепежа каркаса.

Обшивка готового каркаса гипсокартоном

Крепление листов гипсокартона осуществляется посредством саморезов длиною 25 мм. Листы должны располагаться таким образом, чтобы край приходился точно на середину несущего профиля . Расстояние между саморезами не должно превышать 20 см, при этом шляпки необходимо топить в поверхность примерно на 1 мм. В первую очередь монтируются целые листы, затем вставки. Резка гипсокартона осуществляется при помощи канцелярского ножа - лист глубоко обрезается с одной стороны, а затем просто ломается в противоположную от среза сторону.

Видео по теме

Утепление ворот своими руками

Утепление ворот пенопластом

Железные ворота гаража впускают не только ваш автомобиль, но и холод снаружи - металл мгновенно промерзает и никак не защищает от мороза. Для утепления ворот с внутренней стороны необходимо собрать каркас для обшивки. В качестве материала удобнее всего использовать дерево - из бруса собирается рамка, усиленная промежуточными вставками. Брус крепится к воротам посредством саморезов по металлу.

Сборка деревянного каркаса

Листы утеплителя желательно приклеивать к поверхности ворот, чтобы избежать появления конденсата на поверхности металла. В связи с данным обстоятельством, использование пенопласта или пенополистирола является более предпочтительным. После монтажа утеплителя, каркас обшивается фанерой, жестью и т.д. В том случае, если профиль ворот подразумевает наличие внутренней полости, достаточной для монтажа утеплителя, то можно обойтись без установки каркаса. Так как листовой утеплитель обладает незначительным весом, при желании, можно просто приклеить листы к воротам без сборки каркаса и обшивки. В этом случае, придётся быть более аккуратным при эксплуатации ворот, так как незащищенную теплоизоляцию будет достаточно легко повредить неосторожным действием.

Очередь потолка

Укладка утеплителя на потолок гаража

Неутепленный потолок является самой большой брешью в теплоизоляции помещения. В отличие от стен, потолок целесообразней утеплять со стороны чердака - утепление будет более эффективным и нет необходимости формировать декоративную обшивку, которая «съедает» полезное пространство и финансы. В качестве утеплителя лучше применять пенопласт или пенополистирол, хотя минеральная вата в этом случае также будет вполне уместна.

Наружное утепление гаража не отличается особой сложностью – на поверхность чердака стелится гидроизоляция и листы утеплителя просто укладываются без щелей и пустот. Толщина утеплительного материала должна быть не менее 10 см. В этом случае важно создать плотный теплоизоляционный слой, без так называемых мостиков холода – для заполнения швов или труднодоступных мест применяется монтажная пена.

Пол

Керамзит для утепления пола в гараже

Если пол сформирован из монолитного бетона, он также усиленно «высасывает» тепло из помещения. Единственным рациональным решением, в этом случае, является засыпка теплоизоляционного материала (керамзита) и формирования новой бетонной стяжки. Альтернативные методы утепления в этом случае неуместны, так как покрытие должно выдержать вес автомобиля. В идеале, теплоизоляция пола должна осуществляться в момент возведения здания, так как в любом другом случае придётся либо ломать старое покрытие, либо формировать теплоизоляцию поверх него, что подразумевает подъем пола на 15 - 20 см.

Если гараж уже построен, то придётся исходить из уже имеющихся обстоятельств - оптимальным вариантом будет полностью разбить бетонную стяжку, чтобы освободить достаточно места для утеплительной засыпки. Однако, если высота помещения позволяет поднять пол на 15 см и более, то можно обойтись без демонтажа старого покрытия. Керамзит, по возможности, лучше приобретать неоднородной (мелкий и средний) или средней фракции, чтобы уменьшить вероятность образования пустот . Для формирования стяжки вам понадобится цемент и песок. Порядок работ выглядит следующим образом:

  • Подготавливается площадка под засыпку утеплителя. Слой утеплителя должен иметь не менее 10 см в толщину, оптимально − порядка 20−30 см. Также следует учитывать слой бетонной стяжки, которая формируется толщиной не менее 5 см. Площадка должна быть максимально ровной, чтобы засыпка была равномерной.
  • На грунт или старое покрытие застилается слой гидроизоляции, чтобы гранулы керамзита не впитывали влагу. Для этой цели можно использовать различные материалы: от рубероида до плотной полиэтиленовой плёнки.
  • На гидроизоляцию ровным слоем засыпается утеплитель. Чтобы равномерно распределить керамзит, поверхность выравнивается правилом или длинным уровнем.
  • Чтобы укрепить гранулы утеплителя, применяется заливка цементным раствором - цемент размешивается с водой до однородной субстанции, которая не должна быть слишком жидкой или густой. Полученной смесью заливается верхний слой керамзита так, чтобы цемент проник в пустоты между гранулами.
  • После того как цементная смесь полностью высохнет, заливается бетонная стяжка. Бетонный раствор состоит из цемента и песка, в соотношении 60/40 исходя из массы компонентов. При изготовлении бетонного раствора легче всего ориентироваться на цвет смеси, который должен иметь явный цементный оттенок. Для выравнивания залитой площади используется правило. Поверхность стяжки заглаживается шпателем или малкой.

Важно! В этом случае подразумевается портландцемент М400 - чем ниже марка, тем больше потребуется цемента и наоборот. Но при этом не стоит забывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае неуместен, так как избыток цемента нарушит структуру стяжки.

Выравнивание керамзита правилом

Так как площадь гаража в основном не отличается большими размерами, формирование стяжки вполне допустимо осуществлять «на глаз». Но если вы хотите получить идеально ровную поверхность, то необходимо установить маяки. В качестве маяков можно использовать профиль, трубы и любой другой материал с ровной кромкой. Маяки устанавливаются посредством уровня, таким образом, создаются метки-ограничители, которые обозначают уровень идеально ровной плоскости.

Установить маяки достаточно просто - по краям помещения, посредством гидроуровня, устанавливаются крайние профили, затем, между ними натягивается леска, которая определяет уровень промежуточных элементов. Главное, жёстко зафиксировать маяки, чтобы при заливке не произошло смещения. Лучше всего для этой цели подходит бетонный раствор с небольшой добавкой алебастра. Маяки нужно фиксировать точечно, а не по всей длине.

Важно! Добавление алебастра в бетонный раствор существенно уменьшает срок его застывания - счёт может идти на десятки секунд. Не следует разводить слишком большое количество, иначе вы физически не успеете его выработать.

Погреб

Если в гараже имеется погреб, то его утепление также является обязательным условием для создания хорошей теплоизоляции помещения. Монтаж утеплителя в этом случае осуществляется так же, как и в случае с основным помещением, с тем отличием, что потолок погреба утепляется изнутри.

Порядок утепления потолка:


Пол в погребе утепляется в соответствии с теми же рекомендациями, что и по утеплению пола в помещении гаража. После окончания работ в погребе сильно поднимется уровень влажности, поэтому необходимо продумать качественную вентиляционную систему.

Утепление гаража позволяет сохранить в помещении плюсовую температуру без центрального отопления. Единственное, о чём следует помнить - не стоит делать помещение полностью герметичным, чтобы не допустить повышения влажности. В гараже обязательно должна присутствовать вентиляция для выведения влаги от растаявшего снега, дождя и других прочего, что принесёт с собой автомобиль во время непогоды.

Современные теплоизоляционны е материалы позволяют выполнить качественное комплексное утепление гаража своими руками. Благодаря грамотно организованному внутреннему утеплению в гараже будет поддерживаться практически постоянная температура, что благоприятным образом отразится на сроке службы отделочных материалов и в целом всего, что находится в помещении.

В самостоятельном утеплении нет ничего сложного. Просто изучите инструкцию и выполните все в соответствии с полученными рекомендациями.

На такое утепление не нужно тратить много денег, но необходимо выделить время на рытье котлована глубиной порядка 45 см.

Первый шаг. Уложите в подготовленную яму рубероид или другой гидроизоляционны й материал. Материал укладывается с 10-сантиметровым нахлестом на стены.

Второй шаг. Выставьте маяки, на которые вы будете ориентироваться при выполнении засыпки. Обычно функцию маяков выполняет нарезанная арматура. Можете использовать любые другие подходящие материалы. Зафиксируйте маяки гипсовым или цементным раствором.

Третий шаг. Засыпьте 25-30-сантиметро вый слой керамзита. Постепенно убирайте маяки и засыпайте оставшиеся от них углубления.

Четвертый шаг. Уложите арматурную сетку. Традиционно применяется сетка с ячейками 10х10 см. Сетку можете купить или сделать самостоятельно из металлической проволоки.

Пятый шаг. Залейте стяжку. Используйте стандартный цементно-песчаны й раствор. Для большего удобства можете предварительно установить маяки. Важно, чтобы стяжка была абсолютно горизонтальной. Выровняйте заливку и дайте ей высохнуть. Создавать какие-либо нагрузки на пол рекомендуется не менее чем через месяц после заливки стяжки.

При желании можно отказаться от рытья котлована и керамзита, воспользовавшись простой технологией утепления при помощи плит пенополистирола. Недостаток – высота помещения уменьшится примерно на 20 см. Зато утеплитель можно укладывать непосредственно на имеющийся пол.

Первый шаг. Тщательно пропылесосьте и подметите поверхность.

Второй шаг. Уложите на пол полиэтиленовую пленку либо другой гидроизоляционны й материал, к примеру, рубероид.

Третий шаг. Максимально плотно друг к другу уложите плиты пенополистирола. Толщина пенопласта должна быть не менее 10 см. Минимально допустимая плотность – С-25.

Четвертый шаг. Уложите поверх пенопласта еще один слой влагоизоляционно го материала.

Пятый шаг. Уложите армирующую сетку.

Шестой шаг. Залейте стяжку. Следуйте рекомендациям, полученным в инструкции по утеплению керамзитом.

Преимуществом этого варианта является то, что теплоизоляция «украдет» всего лишь 10 см высоты помещения. Подойдет пенопласт любой плотности, т.к. в дальнейшем ему не придется подергаться никаким нагрузкам. Удобнее всего использовать листы размером 100х50х5 см. Для настила используйте доски толщиной 5 см.

Ширину и длину выбирайте на свое усмотрение. Также подготовьте брус 5х5 см для укладки лагов. Ни лаги, ни доски к полу крепиться не будут. Настил будет немного «ходить», но зато в дальнейшем с заменой прогнивших и разбитых досок не возникнет никаких трудностей.

Первый этап. Тщательно пропылесосьте и подметите пол.

Второй этап. Попеременно укладывайте на пол лаги и листы пенопласта. У стен должны лежат лаги.

Третий этап. Укройте утеплитель слоем пароизоляционной пленки.

Четвертый этап. Уложите деревянные доски сплошным настилом. Подойдет обыкновенная неструганная доска. От использования шпунтованных досок для такой работы лучше отказаться, т.к. без жесткого крепления они быстро деформируются.

После утепления пола переходите к устройству теплоизоляции гаражных ворот. Сначала рекомендуется сделать простую тепловую завесу из доступных материалов, а именно – полиэтиленовой пленки толщиной от 0,8 мм.

Первый шаг . Возьмите полиэтилен и нарежьте его на полосы. Длину полосок подбирайте так, чтобы при закреплении сверху воротного проема их нижний край не доставал до пола приблизительно на 1,5 см. Ширину полос выдерживайте в пределах 20-30 см.

Чересчур узкие полосы будут цепляться за элементы автомобиля, к примеру, внешние зеркала. Слишком широкие же будут мешать нормально входить и выходить из гаража. Предложенная ширина является самой оптимальной.

Второй шаг. Закрепите сверху воротного проема деревянную рейку.

Третий шаг. Прикрепите полосы полиэтилена к рейке. Для этого удобно использовать строительный степлер. Можно прибить гвоздиками. Полосы крепятся с нахлестом около 20 мм.

На этом теплоизоляция ворот не заканчивается. Полиэтиленовая завеса будет лишь способствовать уменьшению количества тепла, уходящего через открытые ворота. Для достижения максимального эффекта конструкция нуждается в дополнительном утеплении. Обычно для этого используется пенопласт.

Первый шаг. Прикрепите к воротам полиэтиленовую пленку любым удобным вам способом.

Второй шаг. Установите поверх гидроизоляции деревянный каркас. Его можно собрать из реек или бруса. Главное, чтобы ширина составного элемента примерно соответствовала толщине используемого пенопласта. Бруски крепите на таком расстоянии, чтобы листы утеплителя ложились между ними максимально плотно.

Третий шаг. Обработайте элементы каркаса подогретой олифой или специальным антисептическим средством.

Четвертый шаг. Уложите пенопласт между брусьями обрешетки. Сам же пенопласт крепится к поверхности с помощью клея. Желательно, чтобы клей был водостойким. Листы должны максимально плотно прилегать к полотну гаражных ворот.

Пятый шаг. Возьмите баллон монтажной пены и уплотните стыки между плитами утеплителя.

Шестой шаг. Закройте теплоизоляцию более плотным, чем пенопласт материалом, к примеру, тонкой вагонкой или другим нетяжелым материалом.

Для внутреннего утепления стен гаража лучше всего подходят плиты пенопласта. Это простой в укладке, недорогой и эффективный теплоизолятор.

Первый шаг – подготовка стен. Удалите имеющееся покрытие. При его отсутствии очистите поверхности от имеющихся загрязнений. Заделайте дефекты с помощью шпаклевки. Шпаклевкой же выровняйте стены. Технология укладки пенопласта требует, чтобы основание было максимально ровным, поэтому уделите этому моменту особое внимание.

Второй шаг – обработка поверхностей. Обязательно обработайте стены специальным противогрибковым составом и покройте грунтовкой. Благодаря грунтовке будет обеспечиваться более качественное сцепление плит утеплителя с основанием.

Третий шаг – укладка теплоизоляции. В большинстве случаев достаточно плит толщиной в 10 см. Для холодных северных регионов толщину слоя теплоизоляции можно увеличить. Нанесите на лист утеплителя клей, предназначенный для работы с таким материалом. Можно наносить сплошным слоем либо точечно. Прежде чем выкладывать первый ряд утеплителя, прибейте к стене деревянную планку. Для фиксации используйте дюбеля.

Благодаря этому элементу будет обеспечиваться ровность монтажа плит. Приложите пенопласт с клеем к стене и плотно прижмите. Дополнительно каждую плиту нужно закреплять дюбелями в количестве 3-4 штук.

Четвертый шаг – усиление теплоизоляции. Покройте поверхность достаточно толстым слоем клея (порядка 25-30 мм) и утопите в нем армирующую сетку.

Пятый шаг – оштукатуривание. Толщина слоя штукатурки должна быть такой, чтобы отделка полностью покрывала армирующую сетку, а покрытие было максимально ровным.

В завершении стены нужно покрасить или обшить отделочным материалом на выбор владельца.

В завершении нужно обустроить теплоизоляцию гаражного перекрытия. Порядок крепления листов теплоизоляции будет меняться в зависимости от особенностей конструкции кровли. В случае если конструкция сделана из досок, достаточно будет попросту прибить к ней плиты пенопласта дюбелями типа «зонтик» либо же гвоздями. Поверх утеплителя укладывается полиэтиленовая пленка. Ее нужно прикрепить к доскам с помощью длинных шурупов.

В случае же если перекрытие сделано из бетона, утепление потребует предварительного возведения каркаса. Делается обычная обрешетка, уже знакомая вам из предыдущих разделов инструкции. В промежутки между брусками каркаса укладывается утеплитель. Сначала он закрепляется доступными средствами, к примеру, клейкой лентой, а затем прижимается листами обшивки. Финишная обшивка скрепляется с каркасом при помощи гвоздей, дюбелей или других подходящих крепежных изделий.

Вместо пенопласта можно использовать минеральную вату. Технология остается такой же. Единственное, перед укладкой плит к поверхности нужно прикрепить гидроизоляционны й материал, к примеру, полиэтилен, а уложенные плиты покрыть пароизоляционным материалом.

На этом теплоизоляционны е работы можно закончить. При желании можете выполнить финишную отделку своими любимыми материалами.

Удачной работы!

Видео – Утепление гаража изнутри своими руками

Гараж для транспортного средства должен быть с таким же комфортным температурным режимом, как и квартира или дом для человека. Потому что резкие перепады неблагоприятны для автомобиля и могут вызвать коррозию из-за появления конденсата.

В зимний сезон добиться баланса показателей возможно, если для этого предпринять конкретные меры. Например, утеплить стены, крышу гаража или позаботиться об отоплении помещения. Все эти способы дадут положительные результаты, а созданный климат надолго сохранит автомобиль в первозданном виде.

Конечно, затраты на теплоизоляцию требуют немалых вложений. Если гараж является частью дома, то расходы вполне оправдывают себя. А в случае отдельного помещения под данное сооружение, проблема в экономичности стройматериалов для хозяина стоит на первом месте.

В этом случае обычно используют традиционные утеплители, которые защищают гараж от низких температур. Кроме того, они еще и способны сохранять шумоизоляцию. Такие утеплители различают на несколько видов: стекловолокнистые, минераловатные и полимерные.

Оптимальный способ, вмещающий в себя несколько плюсов: малозатратность, легкость монтажа, не боится влаги, доступная цена и пр.

Перечисленными материалами раньше часто утепляли гаражные помещения. Хоть они и остаются до сих пор применимы, но на их смену все же приходят новые технологии.

Так, теплоизоляционные новинки имеют большую выгоду и полезные качества. Даже при обустройстве проблемных помещений они отлично справляются.

Например, пеноизол представляет собой жидкий пенопласт. С помощью пены можно легко и быстро заполнить пространство, не оставляя при этом зазоров и видных швов. Быстро застывает и безопасен (не горит, водонепроницаем).

А жидкий теплоизолятор идеально утепляет металлические конструкции. Он визуально смотрится как краска, и покрывают им поверхность, нанося обыкновенной кисточкой.

Посмотрите видео, где показана технология утепления гаража с помощью пенополиуретана

Уникальны и свойства напыляемого утеплителя на основе пенополиуретана , которым покрывают стены при помощи специального оборудования. Образовавшаяся плотная тонкая корка отлично держит тепло.

Вышеперечисленные современные утеплители пока еще не так широко применяются, как классический материал. Но с их помощью гораздо быстрее и эффективнее провести теплоизолирование гаража, причем, за очень короткие сроки.

Гараж сможет защитить ваш автомобиль от осадков, но от низкой температуры без надёжной теплоизоляции не спасёт. Резкие изменения температуры негативно отразятся на состоянии машины: металл начнёт покрываться ржавчиной, а в салоне может появиться грибок. Для создания благоприятных условий хранения авто нужно подумать о том, как утеплить гараж изнутри, и желательно дёшево.

Гаражи в основном строят из шлакоблока, кирпича и иногда металлических изделий. Толщина стен из шлакоблока или кирпича чаще всего бывает в пределах 120-250 мм. Они практически не защищают помещение от низкой температуры, поэтому для комфортной работы их нужно надёжно утеплять.

При внутреннем утеплении гаража не нужно заделывать все отверстия – это не улучшит теплоизоляцию, но может стать причиной появления определённых проблем . Без постоянного проветривания влага из воздуха будет конденсироваться на металле, и он начнёт ржаветь. Кроме того, вентиляция предотвращает скапливание вредных газов в гараже.

Где лучше утеплять гараж – снаружи или внутри

Внутреннее утепление гаража – бесспорно, более выигрышный вариант в сравнении с внешним

Многие хозяева гаражей утверждают, что лучше делать теплоизоляцию снаружи гаража, истолковывая это экономией внутреннего пространства. Но не стоит забывать, что некоторые утеплители выделяют в воздух вещества, способные повредить здоровью. Внутри помещений их использовать не стоит, а вот для наружной теплоизоляции они подойдут отлично.

Ещё один плюс в пользу внутреннего утепления – на используемые материалы меньше воздействует окружающая среда. Ведь какой толк от утеплителя, если он намокнет? При внутренней теплоизоляции такое развитие событий исключено.

Выбираем подходящий материал

Большинство утепляющих материалов производят из отходов производства. Для этого используют:

Чем меньше стоит утеплитель, тем больше у него можно найти недостатков . Существует большой список распространённых материалов. При выборе среди них подходящего для ваших условий нужно учитывать как их положительные свойства, так и недостатки.

Минеральная вата

Среди множества вариантов минеральной ваты лучше остановить выбор на базальтовой

Этот материал используют несколько десятилетий. Есть несколько разновидностей минеральной ваты, лучшей из которых считается базальтовая. Она прекрасно защищает от шума и сохраняет тепло, при этом не ухудшая циркуляцию воздуха в гараже.

Производят материал в виде мягких, полужёстких и жёстких матов. Последний вариант является наиболее предпочтительным. Жёсткие плиты удобно крепить, у них высокие эксплуатационные качества. Жёсткая минвата не будет сползать с поверхности стен, в отличие от мягкой.

Для работы с минеральной ватой не нужны специальные инструменты, поэтому многие хозяева гаражей выбирают этот материал для утепления.

Учтите! Для минеральной ваты недопустимо даже малейшее увлажнение – сырой материал плохо сохраняет тепло. При расчёте затрат на теплоизоляцию гаража нужно прибавить затраты на эффективные гидро- и пароизолирующие материалы.

Стекловата

Кроме дешевизны, у стекловаты нет особых плюсов

Это один из наиболее дешёвых утепляющих материалов, и это его единственный плюс. Работать со стекловатой нужно, только используя защитные средства, так как при попадании в глаза или на кожу её частички вызывают покраснение, сильный зуд и даже микротравмы.

Стекловату нужно надёжно защищать от влаги, поскольку при намокании она теряет теплоизолирующие свойства и комкается. Кроме того, в помещении, где она используется, стоит неприятный запах.

Пенопласт

Пенопласт долговечен и прост в обращении, но плохо пропускает воздух

Для внутреннего утепления гаража нередко используют пенопласт. Это дешёвый и долговечный теплоизолирующий материал, который способен защищать ваш гараж несколько десятилетий. Пенопласту не страшен грибок и насекомые, он совсем не гниет, да к тому же легко режется. Крепить его можно без помощников, он мало весит и удобен в работе.

Но есть у пенопласта и недостатки. Утеплитель почти не пропускает воздух, поэтому в помещении, где его используют, необходимо создать хорошую вентиляционную систему, а участки стыковки отдельных листов – надёжно герметизировать, иначе начнёт скапливаться конденсат. Ему не повредят многие химические вещества, но могут разрушить прямые лучи солнца. Кроме того, в пенопласте могут поселиться мыши – без специальных защитных мер грызуны способны уничтожить его всего за пару лет службы.

Пенополиуретан

Пенополиуретан высоко ценится владельцами гаражей благодаря стойкости к воздействию внешней среды. После нанесения он расширяется, ликвидируя все пустоты и щели, и надёжно пристаёт к материалу стен, поэтому конденсат под ним не сможет собираться. Когда пенополиуретан застывает, формируется плотный гидрофобный слой. Материал не горит и способен служить более 50 лет.

Но, как и у любых других материалов, у этого теплоизолятора есть минусы. Самый важный из них – сложности с нанесением материала. Монтаж пенополиуретана можно выполнить только с помощью специального оборудования, и лучше всего, чтобы это делали специалисты.

Отражающая теплоизоляция позволяет направить тепло внутрь помещения

Плюс фольгированной теплоизоляции в том, что тепло отражается внутрь в помещение. Толщина отражающего слоя может доходить до 50 мм. Такие материалы существенно снижают теплопотери гаража, ведь они происходят в результате потерь инфракрасного излучения. Но они не способны повлиять на индукционные и конвекционные потери тепловой энергии, и это серьёзный минус.

Тёплая штукатурка

Если в вашем гараже стены сделаны из кирпича или шлакоблока, можно для его теплоизоляции использовать утепляющую штукатурку. При её изготовлении в состав включают особые добавки, сохраняющие тепло: вермикульт, обработанные опилки или пенополистирол.

У этого утеплителя хорошие теплоизоляционные свойства, но, чтобы такое утепление было эффективным, необходимо наносить на поверхность стен толстый слой материала, что увеличит нагрузку на конструкцию гаража.

Утепляющая краска

Этот материал изготавливают в виде жидких полимеров, в которые добавляют синтетические компоненты. Получающееся в результате покрытие хорошо сохраняет тепло. Слой тёплой краски толщиной 1 мм сохраняет тепло так же, как слой минеральной ваты толщиной 50 мм. Когда он полностью застынет, создаётся плотный слой.

Покрытие не мешает циркуляции воздуха и одновременно защищает поверхность от проникновения воды. Теплоизолирующую краску можно использовать для отделки металлических и деревянных поверхностей. Кроме того, она хороша тем, что её очень просто наносить на стены.

При утеплении гаража обработке подлежат все поверхности

Для надёжной теплоизоляции гаража необходимо защитить не только стены, потребуется также утеплить пол, въездные ворота, поверхность пола и потолок . Ассортимент подходящих для этого материалов огромен, и можно выбрать то, что нужно для определённой постройки. Чаще всего останавливаются на минеральной вате или пенопласте, а пол в основном утепляют керамзитом.

Имеет смысл сочетать разные теплоизоляторы, поскольку строительные конструкции возводят из разных материалов.

Теплоизоляция пола

Если вы купили гараж с неутеплённым полом, решить проблему будет затруднительно

Пол в гараже чаще всего делают бетонным, поэтому утеплять его желательно во время заливки . Если же вы приобрели уже готовый гараж, то пол будет сложно защитить от холода, так как во время работ поверхность его станет намного выше. Альтернатива – удалить часть грунта и опустить уровень пола.

Последовательность проведения работ:

  • Почву выравнивают и хорошо утрамбовывают;
  • Насыпают слой песка в 10-20 см, и его тоже тщательно уплотняют;
  • По готовой песчаной подушке делают бетонную стяжку, после чего ждут схватывания раствора;
  • В качестве теплоизолятора применяют керамзит;
  • Утеплитель смешивают с цементом и готовят на этой основе бетонный раствор;
  • Заливают получившейся смесью пол и ждут, пока поверхность отвердеет;
  • По окончании работ делают финишную стяжку.

Готовый пол не стоит использовать около месяца – этот срок необходим для качественного затвердения бетона.

Схема пола, устраиваемого на грунте

Утепление потолка

Тёплый воздух, по законам физики, поднимается вверх, поэтому потолок нужно утеплять обязательно. Для этого лучше всего использовать пенопласт.

Последовательность проведения работ следующая:

  • Выбор способа крепления зависит от материала перекрытия. На деревянный потолок можно крепить пенопласт простыми гвоздями. На бетонное перекрытие нужно предварительно сделать каркас, в котором и размещают и теплоизолирующий материал. Пенопласт в этом случае можно закрепить скотчем, после чего закрыть фанерой или декоративной обшивкой;
  • Все зазоры и щели заделывают пеной;
  • Фанерную поверхность на потолке пропитывают антисептиками, хорошо зачищают и после этого красят.

Для утепления потолка в гараже лучше всего подойдёт пенопласт

Теплоизоляция стен

Стены чаще всего утепляют минеральной ватой

Для утепления стен из металла нужно предварительно выровнять погнутые участки. Как теплоизолятор желательно использовать теплоизолирующую краску, пенополиуретан или пенопласт. Для гаражей, возведённых из кирпича или шлакоблока, в основном применяют минеральную вату.

Последовательность проведения работ с минеральной ватой:

  • Стены очищают, подготавливают каркас;
  • В готовый каркас укладывают теплоизолирующий материал, фиксируя его специальными крюками;
  • Утеплитель закрывают пароизолирующим материалом;
  • Декоративная отделка подойдёт любая, монтируют её после укладки пароизоляционного слоя.

Утепление пенопластом:

  • Поверхность выравнивают и подготавливают;
  • Крепят пенопласт с помощью клея, равномерно прижимая по всей площади;
  • Листы нужно размещать встык, заделывая все зазоры пеной;
  • После отвердения пены все выступающие излишки удаляют;
  • Стены шпаклюют и покрывают подходящей краской.

Внимание! Не забывайте, что пенопласт при пожаре начинает выделять токсичные соединения в воздух. Необходимо выполнять правила безопасности и обязательно иметь наготове в гараже работоспособный огнетушитель.

Утепление ворот

Металлические створки ворот удобно защитить от холода с помощью пенопласта. Неплохо сделать тепловую завесу, для этого перед воротами подвешивают толстую плёнку или плотную ткань.

Последовательность работ по утеплению ворот следующая:

  • В первую очередь на воротах делают обрешётку, после чего в ней с помощью дюбелей или клея закрепляют листы утеплителя;
  • Любые зазоры, швы и стыки между листами заделывают пеной, чтобы ликвидировать мостики холода;
  • Уложенный в обрешётку пенопласт выравнивают шпатлёвкой, покрывают краской или защищают листами декоративной обшивки;
  • После этого в качестве тепловой завесы перед воротами на всю высоту гаража подвешивают полиэтиленовые полосы шириной 20-30 см.

Каждый хозяин гаража решает самостоятельно, как ему удобно утеплить гараж. При этом важно выбрать надёжный способ защиты от холода. Лучше всего – обратиться за советом к профессионалам, которые помогут подобрать подходящие материалы, чтобы утепление гаража обошлось вам недорого, и теплоизоляция получилась долговечной и эффективной.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.



Похожие публикации