Утепление гаража – недорогие способы внутренней теплоизоляции. Утепляем недорого гараж изнутри своими руками: как утеплить пенопластом стены Утепление гаража своими руками

Некоторые владельцы гаражей полагают, что утепление сооружения, предназначенного для хранения их автомобиля, проводить не нужно. Ведь и так стены и крыша защищают кузов от коррозии и ржавчины.

Однако мнение это не совсем верное. Ведь резкие перепады погоды, а также низкие температуры воздуха оказывают свое негативное влияние не только на состояние всей машины, но и на ее сердце - двигатель. По утверждению специалистов, столбик термометра в этом сооружении в холодный период года должен находиться в пределах 5-10 градусов. Для создания таких условий без утепления гаража изнутри не обойтись.

Проводимые мероприятия, направленные на создание необходимого тепловлажностного режима, позволят продлить срок службы машины. Кроме того, после того как будет произведено утепление гаража изнутри, условия пребывания в нем станут более комфортными и для человека.

Подбор необходимого варианта работ

Утепление гаража изнутри возможно с применением различных технологий. Выбор необходимого варианта будет зависеть от множества причин, в том числе и от того, из какого материала возведено само сооружение. Хозяину также придется уточнить цену различных изоляционных материалов, чтобы примерить их к своим финансовым возможностям.

Утепление гаража изнутри невозможно и без проведения теплотехнического расчета, учитывающего климатические условия региона, а также материал и толщину ограждающих конструкций. Например, утепление бетонного гаража изнутри потребуется менее тщательное, чем металлических каркасных построек.

Существует три варианта проведения подобных работ. Утепление гаража может быть:

Наружным;
- внутренним;
- комбинированным, являющимся самым эффективным и в то же время дорогим.

Утепление фасада просто необходимо для тех построек, которые склонны накапливать влагу. К ним можно отнести деревянные каркасные гаражи, а также те, для строительства которых были применены пористые бетонные блоки. Также желательно изолировать снаружи и металлические боксы. Ведь точку росы у них всегда можно обнаружить на внутренней поверхности. Однако самостоятельное выполнение такой работы является задачей очень сложной. Именно поэтому такой вариант чаще всего рассматривают как исключение из общего правила.

Утепление кровли

Отдельный вопрос - теплоизоляция крыши. Он также является актуальным из-за большого потери тепла в этой части сооружения. При принятии решения о проведении работ по утеплению крыши подбор самого оптимального варианта будет зависеть от ее конструкции. Следует также учесть наличие или отсутствие чердака. Утепление изнутри своими руками при разной конфигурации кровли может быть выполнено в различных вариантах:

1. При плоской или с небольшим уклоном крыше допускается укладка утеплителя сверху. Для этого больше всего подойдут жесткие плиты а также пенопласта. В таких случаях сверху укладывают гидроизоляцию, применив рулонные материалы.

2. При скатной крыше используется минвата или пенопласт, которые укладывают между стропил. Первый вариант материала более предпочтителен из-за отсутствия необходимости его подгонки по размерам и применения дополнительного крепежа.

3. При наличии в гараже холодного чердака можно выстилать перекрытие рулонной стекловатой. Такая теплоизоляция будет не только надежной, но и бюджетной. Главное обеспечить на чердаке хорошую вентиляцию для отвода скопившейся влаги.

Есть еще один вариант таких работ. Он предусматривает утепление изнутри. В этом случае рекомендуется использовать минвату или полимерные жесткие плиты. Подобное решение приводит к созданию сплошного жесткого контура, не имеющего зазоров, а также мостиков холода. Однако при этом понадобится прокладка сверху слоя дополнительной гидроизоляции и создание паробарьера со стороны помещения для отсечения влажного воздуха.

После того как окончательно выбрана технология утепления внутреннего пространства гаража, понадобится определить для проведения работ подходящий материал. Каким он может быть?

Пенополистирол и пенопласт

Эти два утеплителя считаются родственными. Отличия между ними состоят в некоторых их характеристиках, а также цене. При этом технология производства работ и с тем, и с другим полимером остается неизменной. На рынке строительных материалов встречается и такое название утеплителя, как пеноплекс. Оно является торговой маркой российского производителя, выпускающего экструдированный пенополистирол. Но это один и тот же материал.

Пенопласт реализуют плоскими листами различной толщины. Именно поэтому для вычисления его нужного количества понадобится высчитать площадь поверхности, добавив к полученному результату 10 % на отходы. Утепление гаража пенопластом изнутри рекомендуется выполнять в 2 слоя. В таком случае защита конструкции будет более надежной.

Необходимое количество монтажной пены, применяемой для заделки швов, будет напрямую зависеть от того, насколько плотно уложены панели утеплителя, и от количества получившихся кромок. Следует также учесть, что такой состав подойдет для исправления неточностей после укладки изоляционного слоя. Именно поэтому покупать его нужно немного больше, чем по расчету.

Минеральная вата

В эту категорию входит как дешевое стекловолокно, так и базальтовые плиты. Однако стоит учесть, что плотность стекловолокна мала. К тому же под нагрузкой оно быстро теряет свой объем. Именно поэтому утепление гаража минеральной ватой изнутри применяется только в тех случаях, когда она свободно располагается в специальном каркасе. В более широком ассортименте представлены в торговых точках базальтовые плиты. Этот материал может быть использован на всех поверхностях. Главное - подобрать его правильно:

1. Если производится утепление крыши гаража изнутри, то применяются легкие недорогие рулоны, имеющие плотность 30 килограмм на кубический метр.

2. При обшивке внутренних стен применяют маты, вес которых находится в пределах от 45 до 60 килограмм на кубический метр.

Стоит иметь в виду, что теплоизоляция из минеральной ваты является не самым дешевым вариантом. Однако если гараж примыкает к жилому строению, то для большей пожарной безопасности использовать необходимо именно ее.

Так же, как и при применении пенопласта, укладка ваты должна быть осуществлена в два слоя. С учетом этого производится и расчет материала. Помимо этих плит понадобится купить гидроизоляционную пленку толщиной 200 мкм. Нужен также и паробарьер. Размер их должен быть большим утепляемой площади, та как потребуется выполнять нахлест в 10-15 см.

Утепление гаража изнутри своими руками с применением минваты не потребует использования крепежных элементов. Плиты просто вставляются в каркас, сделанный из бруса или металлического профиля. В связи с этим понадобится приобрести нужный материал. Длина бруса или профиля будет определяться высотой стен, а также длиной скатов крыши.

Материалы узкой направленности

Утепление гаража изнутри может быть произведено не только минеральной ватой или пенопластом. На современном рынке присутствуют и другие теплоизоляционные материалы. Однако их использование не столь широко из-за имеющихся недостатков. Лишь в некоторых случаях применение этих альтернативных материалов оказывается оправданным:

1. Керамзит. Утепление гаража изнутри своими руками с использованием этого материала может быть выполнено при его засыпке в межстеновые промежутки, а также для обустройства «теплой» стяжки пола. Керамзит имеет высокое водопоглощение и хорошую теплопроводность.

2. Блоки, произведенные из пеностекла. Данный теплоизоляционный материал довольно хорош и при этом обладает стойкостью ко многим воздействиям окружающей среды. Но стоит иметь в виду, что такие блоки очень дорогие. Кроме того, они боятся щелочных растворов, в основе которых находится цемент (например, штукатурка и клей).

3. Арболит и фибролит. Эти материалы обладают хорошими теплоизоляционными характеристиками, но в большей степени относятся к строительным. Именно поэтому их использование лучше всего предусмотреть на этапе возведения гаража.

Инструменты

Как выполнить утепление гаража своими руками? После приобретения материалов понадобится подготовить необходимый набор инструментов. Их конкретный перечень напрямую будет зависеть от выбранного хозяином утеплителя. Но особое внимание придется уделить инструментам для раскроя. Например, минвату хорошо резать строительным ножом. А вот если производится утепление гаража изнутри пеноплексом или пенопластом, то для придания им нужного размера проще всего использовать самодельную «ножовку», сделанную из стальной проволоки, закрепленной на деревянных ручках. Конечно, в этом случае может быть использован лобзик. Однако от него листы будут крошиться, а работа пойдет намного медленнее.

Утепление стен гаража изнутри должно выполняться только после предварительной подготовки поверхностей. Для этого понадобится:

Синтетическая щетка с жесткой щетиной, а в некоторых случаях кордщетка для УШМ или ручная крацовка;
- болгарка, с помощью которой удаляют выпирающую арматуру, а также большие выступы, имеющиеся на основной поверхности;
- узкий шпатель для заделки трещин.

Кроме того, если намечены работы, которые позволят осуществить утепление стен гаража изнутри, а также его пола, потолка или ворот, то для крепления подготовленного теплоизоляционного материала будут необходимы:

Строительный степлер;
- шуруповерт или дрель;
- монтажный пистолет или зубчатый шпатель для клеевых составов.

Если слой утеплителя предусмотрен с укладкой в обрешетку, то понадобится инструмент для выполнения каркаса, а именно:

Лобзик для придания нужного размера деревянному брусу;
- ножовка;
- ножницы или УШМ в случае использования металлического профиля.

Утепление потолка

После подбора подходящего варианта теплоизоляционного материала понадобится решить вопрос о технологии работ. Утепление потолка гаража изнутри своими руками должно производиться способом, напрямую зависящим от того, из чего выполнено перекрытие.

Например, если потолок бетонный, производится утепление гаража изнутри своими руками пенопластом или экструдированным пенополистиролом. Предварительной подготовки при этом не понадобится. Плиты клеятся непосредственно на бетонный потолок.

Как это выполняется? На поверхность утеплителя при помощи гребенки наносится специально выпускаемый для этих целей клеевой состав. После этого плиты прижимают к потолку и некоторое время таким образом удерживаются. Этим же клеевым составом заделываются и швы.

Однако утепление гаража пенопластом изнутри потребует дополнительно зафиксировать материал. С этой целью применяются пластиковые дюбеля-зонтики, имеющие широкую шляпку. На каждой плите должно быть не менее пяти таких крепежных элементов - по одному с каждого края и в центре. Если материалом для утепления выбран более жесткий экструдированный пенополистирол, то достаточно будет двух дюбелей на одну плиту. Заканчивается такое утепление оштукатуриванием.

До того как раствор будет нанесен на поверхность, ее следует усилить армирующей стекловолоконной сеткой, закрепленной на клей.

Существует также второй способ монтажа утеплителя на потолок. Он более трудоемок и затратен, а также потребует предварительной сборки каркаса из бруса или оцинкованного профиля.

Как производятся эти работы? Они включают в себя несколько этапов:

1. Выполнение разметки поверхности для крепления профиля или бруса.

2. Сверление отверстий под крепеж и фиксирование основания деталей обрешетки к потолку.

3. Укладка пенопласта или минваты между брусьями или профилем с поддерживанием их снизу с помощью перемычки.

4. Выполнение финишной отделки пластиковыми панелями.

Стоит иметь в виду, что первый из этих двух способов утепления предпочтительнее, так как он более простой и способен обеспечить лучшую теплоизоляцию без нарушения целостности потолка сверлением.

Утепление стен

Эти работы выполняются в следующем порядке. На первоначальном этапе производится подготовка поверхности. Для этого стена очищается и с использованием стандартных направляющих и профилей изготавливается каркас.

Последним облицовочным слоем при этом явится гипсокартон. Для обшивки стен гаража может быть использовано и асбестоволокно. Причем это вариант предпочтительнее гипсокартона, так как обладает более высокой огнестойкостью. Однако когда производится утепление стен гаража изнутри своими руками с применением асбестоволокна, следует учесть, что этот материал достаточно хрупкий, что потребует сделать шаг каркаса чаще.

Для таких работ, как правило, используют ватные утеплители. Выполнение работ с пенопластом более трудоемко.

В середину изготовленных перегородок вставляют минеральную и стекловату. Далее материал прикрепляют к стенам специальными креплениями. На следующем этапе поверх обрешетки укладывают пароизоляцию. Для производства таких работ рекомендуется использовать мембрану, которая укладывается встык к теплоизоляционной вате.

Утепление металлического гаража

Подобные сооружения имеют самую низкую теплопроводность. Именно поэтому многие хозяева выполняют утепление металлического гаража изнутри. Самым действенным методом при этом считается нанесение вспененного полиуретана, который представляет собой жидкую теплоизоляцию. Используются также краски-утеплители.

Жидкий пенопласт - это пенообразная масса, изготавливаемая непосредственно в месте проведения работ. Для этого применяется специальное оборудование в виде пеногенераторов. Нанесенный на стены гаража материал застывает и превращается в твердую поверхность, обладающую замечательной адгезией.

Но самый простой и недорогой способ, с помощью которого утепляют стены металлического гаража, представляет собой крепление на клей плит пенопласта. До проведения этих работ немаловажно хорошенько очистить, а затем обезжирить железную поверхность. Это позволит листам теплоизоляционного материала быстро приклеиться и после надежно удерживаться. Между плитами пенопласта неизбежно остаются щели. Их необходимо тщательно закрыть монтажной пеной. В завершении выполненных работ поверхность утеплителя может быть покрашена. Стоит иметь в виду, что указанные выше материалы очень горючи, и в случае возгорания выделяют множество токсичных элементов.

Утепление ворот

Недостаточно обложить в гараже теплоизоляционным материалом одни лишь стены и потолок. При планировании работ стоит обратить внимание и на ворота. Они очень большие, что приводит к потере через них немалого количества тепла. изнутри своими руками необходимо потому, что в противном случае нагреть сооружение будет достаточно сложно.

На первоначальном этапе в одной из створок ворот проделывается небольшая дверь. Это позволит не открывать постоянно ворота, что также сэкономит тепло. Между открывающимися створками и помещением может быть укреплена завеса из плотной ткани или из пластика. Такое приспособление также позволит удержать тепло в помещении. В этом случае рекомендуется взять прозрачный пластик, который позволит водителю, выезжающему из гаража, хорошо ориентироваться. Для этого подойдет толстая полиэтиленовая пленка, толщиной более 0,8 миллиметра. Материал нарезают полосами. Их длина должна быть практически равной высоте помещения, не доходя до пола на один сантиметр. Ширина таких полос составляет 20-30 см. Если пленку порезать поуже, то она будет цепляться за наружные зеркала и прочие выступающие части машины. Это будет очень неудобно.

Для крепления полос к потолку прибивается деревянная рейка. А далее понадобится степлер. С его помощью полосы крепятся к рейке с нахлестом в 1,5-2 см или чуть больше. Под тяжестью своего веса пленка должна висеть ровно, а после отклонения вновь возвращаться на место.

Утепление полотнищ гаражных ворот рекомендуется производить пенопластом. Для проведения работ понадобится сделать обрешетку. На следующем этапе все ее промежутки заполняются теплоизоляционным материалом. Для того чтобы не допустить проникновения в гараж холодных масс воздуха, следует произвести обработку клейкой лентой зазоров, которые образуются в месте примыкания ворот.

Устранение сквозняков становится возможным с применением резиновых уплотнителей.
На полотнах ворот после утепления, в местах соприкосновения утеплителя и металла, начинает образовываться конденсат. В связи с этим раскрывающиеся створки покрывают антикоррозийной защитой. Загрунтовать следует и детали каркаса. Это позволит защитить их от грибка и коробления. Для этого используется разогретая олифа. Слой пенопласта, находящийся на воротах, покрывают прочным материалом. Такая обшивка может быть выполнена из тонкой доски или ОСП. Использовать при этом влагостойкий материал не рекомендуется.

Выше были рассмотрены нюансы подбора и дальнейшего самостоятельного монтажа утеплителей в гараже. Описанные технологии являются оптимальными для большинства хозяев подобных сооружений, так как не требуют значительных финансовых вложений и позволяют решить поставленную задачу. Основное, что требуется при этом, - соблюдение инструкций и недопущение разрывов и щелей в теплоизоляционном слое. Только так можно устранить проникновение холодного воздуха в гараж и обеспечить в нем нормальный температурный режим, который будет радовать владельцев сооружения не только зимой, но и летом.

Теплый гараж является условием крепкого «здоровья» вашей машины. Резкие перепады температуры способны вызвать появление конденсата, пробивающего антикоррозийную защиту металла и наносящего автомобилю существенный вред. Возможно добиться оптимальных показателей только в том случае, если провести утепление гаража и подумать о его отоплении. Сохранение тепла создаст комфортные условия для хранения и ремонта авто, а также поможет сэкономить денежные средства, что необходимы для обогрева машины. Поговорим сегодня о гаражах и пенопласте, который используется для их утепления.

Оптимальные климатические условия

С приближением холодов любой автовладелец вспоминает, что в необогреваемом гараже ворота зимой покрываются толстыми слоями изморози, которые постепенно превращаются в лед, и это автолюбителю приносит массу неудобств. Как и для любой постройки, для гаражей разработаны нормативы, определяющие оптимальные условия, которые необходимы для бережного хранения машины.

Оптимальная температура в укрытии на протяжении зимы должна составлять плюс 5 градусов по Цельсию. Приток свежего воздуха путем обустроенной вентиляции в гараже на один автомобиль должен достигать 180 метров кубических в час.

Может сложиться ошибочное мнение, что утепление гаража своими руками можно оставить без внимания. Однако стоит развеять такие заблуждения. Причина подобной низкой оптимальной температуры в зимнюю пору кроется в следующем: если в гараже созданы «тепличные» условия с температурой, которая превышает плюс 18 градусов, автомобиль покроется «испариной» при попадании в укрытие из улицы - более холодной среды. А конденсат является причиной ржавчины.

Стоит вспомнить и о вентиляции. По неопытности некоторые автолюбители пытаются утепление гаража организовать за счет вентиляционных отверстий, попросту заделывая их. Это неправильно в корне. Вентиляция способна обеспечить поддержание внутри гаража необходимого микроклимата, способствует очищению воздуха в укрытии от угарных газов и не позволяет автомобилю отсыревать.

Предпосылки для утепления гаража

Теплоизоляция гаража позволяет автомобилю холодный сезон «пережить» спокойно. Перед тем, как утеплить гараж, стоит вспомнить, каким образом осуществляется перемещение теплоты в пространстве:

  • Конвекция - движение теплого воздуха, при помощи которого совершается обогрев гаража;
  • Кондукция - процесс, при котором теплота передается от более нагретых участков укрытия к менее нагретым предметам;
  • Тепловое излучение - процедура излучения теплоты без перемещения воздуха.

Самым действенным утеплением сегодня признана комбинация утеплителей классического (препятствует кондукции и конвекции) и отражающего (не допускает теплового излучения). Однако такие серьезные меры стоит принимать только, когда гараж является частью жилого дома. А если укрытие - всего лишь отдельная постройка, то обустройство подобного мощного теплового барьера не требуется.

Достоинства пенопласта

Утепление гаража - «минутное дело», да и к тому же копеечное. Большинство владельцев машин свой выбор останавливают на утеплении гаража пенопластом, обшивая листами потолок, стены, крышу, ворота и все ограждающие конструкции. Чтобы получить больше эффективности, принято использовать блоки из пенопласта, которые служат несъёмной опалубкой.

Почему же застройщики выбирают именно пенопласт? Этот материал является наиболее популярным представителем полимерной группы теплоизоляционных веществ. Он водонепроницаем, его свойства подобны минвате и превосходят её в некоторых возможностях. Лёгкий вес и невысокая стоимость делают процесс утепления гаража пенопластом простым для обывателей без дополнительного привлечения специалистов.

Применение в укрытии для автомобиля незащищённого слоя пенопласта по пожарным свойствам считается неосмотрительным. Выбирать стоит марки утеплителя, которые имеют добавки антипирена, что придают материалу затухающие свойства. Водоотталкивающие свойства пенопласта для гаражного утепления носят большое значение, потому что в этой постройке возможна повышенная влажность.

Экономичность данного утеплителя по сравнению с минватой составляет 50%. Пенопласт 25 плотности, который имеет толщину 5 сантиметров, вполне заменяет 50 сантиметров кирпичной кладки. При утеплении гаража пенопластом нужно обеспечить хорошую защиту от огня и надежную вентиляцию, что способна защитить от коррозии.

Виды пенопласта

Разработчики усовершенствованных утеплителей в последнее время стараются дискредитировать «авторитет» традиционного пенопласта. Но перед тем как утеплить гараж пенопластом, окунувшись в технологические нюансы, стоит разобраться с разновидностями подобного материала, потому что название «пенопласт» относят к достаточно широкому кругу теплоизоляторов. Основное отличие между ними кроется в категории полимера, который выступает их основным компонентом.

Пенополистирол

Пенополистирол является самым популярным типом пенопласта, используемым при внутреннем и наружном утеплении построек, включая и гаражи. Он производится на основе эмульсионного полистирола вида Б, к которому добавляют вспениватель. Зависимо от типа полимера (суспензия или порошок) и методики производства различают прессованный, безпрессованный и экструзионный пенополистирол.

Так как пенополистирол относят к группе горючих материалов, при утеплении гаража в первую очередь вас должен заинтересовать огнестойкий материал ПСБ-С. Благодаря присутствию антипирена горение он не поддерживает, не дымит и в атмосферу не выделяет вредных веществ.

Перечень его полезных качеств сводится к следующему: высокая водо- и паронепроницаемость, низкий уровень теплопроводности, хорошие звукоизоляционные свойства, легкость в обработке, доступная цена, не поражается грибком и не служит рассадником насекомых, отлично выдерживает любые химические атаки, кроме нефтепродуктов, спиртов и органических растворителей.

Стоит разрешить самый волнительный вопрос по поводу вредности пенополистирола. Основным аргументом в пользу этого считается остаточный стирол, малая доля которого задерживается в материале. Это токсичное вещество, которое не добавляет человеку здоровья. Однако вся ответственность лежит на добросовестности изготовителя.

Пеноизол

Пеноизол является представителем нового поколения этой группы стройматериалов, его нередко называют жидким пенопластом. Производят его на основе ортофосфорной кислоты, карбамида и смолы ВПС-Г. В отличие от заводских брикетов традиционного пенопласта, пеноизол принято изготавливать непосредственно на стройплощадке.

Смесь взбивают при помощи специальных пеногенераторов, образуя быстрозастывающую пену белого цвета. Пеноизолом заполняют полости в многослойных стенах и технологические щели в здании. При желании для утепления гаража можно изготовить брикеты любой формы, залив в заготовку массу.

Утепление стен укрытия для автомобиля жидким пенопластом позволяет достичь самого высокого уровня теплостойкости конструкции. Показатель теплопроводности пеноизола является самым низким по сравнению с его «братьями». Гарантийный срок полезной службы пеноизола - около 40 лет, однако по предварительным расчетам он способен выдержать 100-120 лет.

Пеноизол не поддерживает горение, экологически чист, не поддается химической и биологической «атаке», не оставляет отходов при использовании (застывшие крошки вы тоже можете использовать для засыпки щелей). Основное достоинство пеноизола состоит в его оптимальной паропроницаемости, позволяя не беспокоиться за микроклимат внутри гаража.

Среди недостатков подобного утепления гаража жидким пенопластом стоит отметить расходы на эксплуатацию спецоборудования для выполнения точного рецепта и замеса рабочей массы. Для самостоятельного строительства этот факт является весьма серьезной нагрузкой на бюджет. К тому же из-за массового производства «кустарного» пеноизола к данному материалу несколько подорвано доверие.

Пенополиуретан

Пенополиуретан является еще одним видом пенопласта, который относится к разряду «жидких». Данная разновидность пенопласта, в отличие от пеноизола, наделена отличной адгезией с любыми поверхностями. Он состоит на 97% из «воздуха», который замкнут в многочисленных порах и полостях. Изготовляют пенополиуретан путем химической реакции полиола и изоцената, в ходе которой образуются замкнутые «кристаллы», что заполнены газом.

Пенополиуретан принято наносить на стены гаража методом напыления, затвердевает образовавшаяся корка на протяжении 2 часов. Используют данный метод преимущественно для внутреннего утепления, потому что он приводит к снижению потерь полезной площади гаража. Это бесшовная теплоизоляция, что способна без сбоев работать в течение 70 лет.

Пенополиуретан является твердым и стойким к механическим повреждениям материалом. Это пожаробезопасный, чистый с экологической позиции утеплитель, не выделяющий токсинов и работающий в жестком температурном режиме. Характеристики пенополиуретана приближаются к пеноизолу, но этот пенопласт благодаря его «липучести» используется активно для внутреннего и внешнего утепления гаража. Недостаток подобного материала состоит в его нанесении на поверхность с помощью спецоборудования.

Утепление пенопластом снаружи

Для гаража по строительным нормам идеальным вариантом выступает наружное утепление стен с использованием пенопласта. При такой ориентации в зимнюю пору удается избежать контакта холодного и теплого, что провоцирует возникновение влажности на местах стыка поверхности с теплоизоляционным материалом. Чтобы при внутреннем утеплении стен гаража пенопластом убрать этот эффект, в помещении необходимо предусмотреть беспрерывно работающую принудительную вентиляцию.

Подготовка рабочей поверхности

Утепление кирпичных стен с помощью пенопласта защищает их от выветривания швов и «старения». Бетонная монолитная или сборная «коробка» будет от подобной облицовки только в выигрыше, потому что ее стандартная толщина не позволит дотянуть до минимальных требований по теплоизоляции и звукоизоляции помещения.

Стены предварительно очистите от грязи, пыли и пороха. Особенно стоит уделить внимание их «слабым» местам: старой штукатурке, что держится на одном «честном» слове. Основание под пенопласт должно быть прочным и чистым, тогда утепление гаража во время всего срока использования не принесет никаких проблем. Лучше всего для очистки взять синтетическую ворсяную щетку. Отремонтируйте глубокие трещины, заделав их предварительно штукатуркой.

Крепление пенопласта к стене

Для утепления бетонных и кирпичных стен стоит использовать 10-сантиметровый пенопласт 25-ой плотности. Для установки листов последовательно накройте поверхность двумя слоями теплоизоляционного материала, который имеет толщину 5 сантиметров с обязательной перевязкой поперечного и продольного швов кладки. Но для помещений технического назначения, включая и гаражи, допускается использование упрощенного метода, обходясь одним слоем теплоизолятора в 5 сантиметров.

Главное, придерживаться технологии правильной установки рабочих элементов. Поверхность стен принято грунтовать для улучшения адгезии с клеем. Его наносят на лист способом «клякс» и прижимают к поверхности плотно. Иногда мастера наносят раствор на поверхность пенопластового листа зубчатым шпателем, чтобы исключить возможность возникновения малейших зазоров между поверхностью и плитой.

Во время монтажа пенопласта необходимо плотно прижимать листы друг к другу и укладывать их в шахматном порядке. Накрывать стену нужно снизу вверх. Уложите первый ряд на стартовую планку, что прикреплена к поверхности дюбелями. Каждый элемент кладки закрепите дополнительно минимум тремя пластиковыми дюбелями. Их установку принято выполнять после окончательного застывания клея.

Финальные работы

Поверхность пенопласта рекомендуется покрывать 3-5-миллиметровым слоем клея, что предназначен для монтажа сетки. По составу клеящееся вещество отличается от раствора, которое служит для крепления листов к стене. Затем в нее нужно «утопить» сетчатое полотно, которое следует полностью накрыть клеем.

Для оштукатуривания поверхности стены можно использовать простую или декоративную фасадную штукатурку. После этого поверхность нужно дополнительно защитить фасадной краской.

Утепление гаража изнутри

Подобный способ утепления гаража принято использовать только в крайнем случае, потому что внутреннее утепление стен с помощью пенопласта связано в некой степени с потерей полезной площади. Также определенные риски заключаются в образовании на стыке поверхности и теплоизолятора влаги. Пенопласт мало страдает от этого, лишь незначительно снижает собственные теплоизоляционные свойства. Зато конструкция гаража принимает на себя весь «удар».

Страхует от такого исхода событий принудительная вентиляция. В течение отопительного сезона в гараже не стоит устраивать «баню», а нужно придерживаться температурного режима, рекомендованного нами выше. Утепление стен гаража изнутри пенопластом принято выполнять аналогично с методом внешней облицовки, описанным выше. Для работ принято использовать самозатухающий ПСБ-С-35, не поддерживающий горение.

Утепление крыши гаража

Помните всегда, если оставить какую-то поверхность гаража оставить не утепленной, то не получится достичь оптимального режима температур. Поэтому всегда стоит задумываться о том, как утеплить потолок и крышу гаража. В случае присутствия стропильной системы и сплошной обрешетке нужно крепить утеплитель под ней, а гидроизоляцию прокладывать поверху. При разряженной обрешетке расположите утеплитель между стропилами, а потом используйте гидроизоляционную пленку.

Надежное утепление крыши гаража будет достигнуто, если схема утепления будет следующей: гидробарьер - теплоизоляционный материал - паробарьер. Учитывайте и некоторые нюансы применения гидроизолирующей пленки. При использовании подкровельной пленки, которая обладает низкой паропроникающей способностью, не должно быть ее контакта с утеплителем. Если она обладает высоким уровнем паропроникновения, то ее контакт с пенопластом не возбраняется.

При утеплении потолка в гараже пенопластом для брусков не нужно сверлить отверстия, можно пользоваться только клеем. Если в качестве потолка и крыши служат железобетонные плиты, рекомендуется выполнить утепление и снаружи кровли. Для подобных целей подходит пенопласт, поверх которого необходимо сделать штукатурную стяжку. Хорошо проложить между штукатуркой и пенопластом слой гидроизоляции, для которого подходят подкровельная пленка и рубероид.

Утепление ворот гаража

Гаражные металлические ворота классической конструкции также подлежат утеплению. К ним принято крепить обрешетку с внутренней стороны, далее пенопластом нужно заполнить все промежутки, что имеются в ней. С позиции энергоэффективности, в гаражных воротах хорошо иметь дверь, чтобы не открывать без лишней надобности ворота настежь.

Однако для качественного утепления рекомендуется исключить неконтролируемое поступление в помещение холодного воздуха через зазоры, которые образуются в примыкании ворот. Поэтому не должно быть никаких воздушных зазоров. Имеющиеся стыки следует обработать самоклеющейся лентой, которая отличается высокой гидрофобностью. Можно взять резиновые уплотнители для устранения сквозняков.

После монтажа обрешетки и укладки пенопласта нужно заняться созданием отделочного слоя. Для придания воротам эстетического вида их можно облицевать вагонкой или каким-то другим материалом. Помните, что при всей герметизации нужно в гараже иметь хорошую вентиляцию.

Если излишняя влага не выветривается в атмосферу, влажность может достигнуть критической отметки, отсюда формируется нездоровый микроклимат, происходит коррозия и предвещается незапланированный ремонт кузова машины. Здесь большое значение имеет именно циркуляция воздуха. Организуйте приток с помощью расположенных у пола душников и отток с использованием вентиляционных отверстий у потолка, оборудованных защитными сетками от птиц, грызунов и насекомых.

Утепление гаража пенопластом позволяет уберечь вашу машину от преждевременного изнашивания и коррозии и предоставляет возможности в случае потребности провести его технический осмотр или самостоятельный ремонт в холодную пору года.

Предисловие

Утеплить гараж можно самостоятельно. Качественно проведенные работы улучшат условия запуска двигателя и обслуживания автомобиля. Технология и материалы утепления зависят от конструкции гаража.

Основные требования к утеплению

Для чего вообще делают утепление? Для хранения автомобиля оно не нужно – машине главное, что она защищена от осадков и высокой влажности. При зимней эксплуатации парковка транспорта в теплом помещении вредна для него – на нем сразу оседает конденсат, причем по всем металлическим поверхностям, включая те места, которые не защищены от влаги, так как во время движения вода туда не попадает.

И чем выше температура внутри гаража, тем дольше остывает кузов, и, соответственно, больше влаги на нем сконденсируется. Зато в теплом гараже обеспечивается легкий запуск двигателя, а также комфортные условия ремонта и обслуживания автомобиля. Исходя из вышеуказанного, были разработаны оптимальные условия для хранения автомобилей в сооружениях и помещениях, отраженные в СНиП 21-02-99. Согласно нормам этого документа, температура в гараже должна составлять +5 °C.

Использование отопления без утепления малоэффективно, а для металлического гаража практически бессмысленно и приводит к обильному оседанию конденсата на поверхностях и кузове автомобиля. В то же время, для достижения оптимальной температуры, особенно при наличии ямы и/или погреба в каменном сооружении, обогрев может вовсе не понадобиться – будет достаточно сделать качественное утепление гаража своими руками.

Не вдаваясь в теорию теплотехники, следует заметить, что наиболее эффективное утепление строений получается при установке изолирующих материалов снаружи. Это требование заложено в строительные стандарты. Самое «мощное» и дорогостоящее утепление – двустороннее (снаружи и изнутри). На практике чаще всего применяют внутреннее.

Начнем с гаражных ворот

Самый простой и быстрый способ утепления любых ворот – сделать воздушное заграждение. Для него потребуется толстая (от 0,8 мм) пластиковая пленка или брезент. Из материала делают сдвижной занавес, подвешенный на обычной гардине над воротами, либо разрезают его на полосы шириной по 20–30 см, которые крепят с нахлестом 2–2,5 см степлером на деревянную рейку, фиксируемую над проемом. В обоих случаях расстояние между завесой и полом должно быть 1–1,5 см.

Вариант с пластиковыми полосами наиболее предпочтителен – проем сразу после проезда перекрывается, и видно, куда ехать . Данное мероприятие носит вспомогательный характер, но оно крайне необходимо для гаража автолюбителей, которые пользуются своим транспортом зимой.

Так как для ворот сделать утепление снаружи проблематично, а при внутренней установке изолирующих материалов в месте их соприкосновения с металлом образуется конденсат, полотна желательно обработать антикоррозионной защитой. Утеплитель следует приклеить к воротам по возможности плотнее, чтобы не оставалось воздушного зазора. Утеплять лучше пенополистиролом (пенопластом) – он влагостоек, прочнее и дешевле, чем волокнистые материалы (минеральная вата, стекловата и плиты из них).

Теплоизоляцию полотен проводим в следующем порядке:

  1. гидроизоляция;
  2. крепим к воротам деревянный каркас (основа обшивки), детали которого грунтуем (например, разогретой олифой) для защиты от появления грибка и коробления;
  3. плотно приклеиваем листы пенопласта. Используем специальный клей в баллонах с распылителем или любой иной, обеспечивающий надежное сцепление пенопласта с металлом, желательно водостойкий;
  4. стыки между листами уплотняем монтажной пеной;
  5. обшиваем утеплитель (для защиты) шалевкой (тонкой доской) либо ОСП. ЦСП и влагостойкие ГКЛ слишком тяжелы для этого, а гипсокартон еще и хрупок.

Утепление стен – как крепить пенопласт?

При креплении на кирпичную стену можно применить метод «клякс» – надо нанести клеящий состав на лист пенопласта точечно в нескольких местах и плотно прижать утеплитель к поверхности. Монтаж изоляции проводим снизу вверх: крепим стартовую планку, укладываем первый ряд и продолжаем установку в шахматном порядке (чтобы стыки соседних рядов не совпадали). Когда клей высохнет, производим дополнительную фиксацию листов к стене с помощью пластиковых дюбелей (3–4 шт на 1 лист).

Все теплоизоляционные материалы обладают невысокой прочностью, а произведенные на основе волокон вдобавок еще и подвержены впитыванию влаги, что значительно снижает их теплозащитные свойства. Поэтому после установки утеплители рекомендуется защищать от механических воздействий, а различные волокнистые – дополнительно от влаги (нужны гидроизоляция со стороны улицы и пароизоляция со стороны помещения).

Недорогой и традиционный вариант механической защиты: армируем поверхность теплоизоляционного слоя стекловолоконной сеткой, а затем покрываем ее слоем штукатурки.

Этот способ особенно актуален при утеплении стен снаружи. Так как пенопласт не впитывает влагу, его достаточно только оштукатурить. Для внутренней защиты также используют листовые ГВЛ, ЦСП, различные пластики или влагостойкие ГКЛ, для наружной – облицовочные материалы, декоративный кирпич, сайдинг. Для установки листовых материалов потребуется каркас.

Теплоизолируем крышу и пол

Общие принципы утепления крыши изнутри такие же, как и для стен. Однако методика крепления утеплителя определяется конструкцией перекрытия. Когда она из досок, пенопласт достаточно «прихватить» обычными дюбелями «зонтик» или гвоздями. После этого закрываем его листовыми материалами, крепя их к деревянному перекрытию длинными шурупами.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.

Утепление кирпичного гаража является своеобразным залогом долгой жизни и сохранности автомобиля. Из-за резких температурных скачков на деталях и корпусе машины может возникать конденсат. А это, в свою очередь, зачастую, становится причиной нарушения антикоррозийной защиты автомобиля. Что же нужно, чтобы температурный режим в гараже был оптимальным?

Некоторые автолюбители не задумываются о том, как утеплить гараж изнутри и полагают, что достичь комфортных температурных условий в гаражном помещении можно, всего-лишь установив один или несколько мощных обогревателей.

Но, увы, это не так. Греть-то они будут, но не только гараж, а также и улицу, поскольку из не утеплённого как следует гаража тепло будет постоянно улетучиваться во внешнюю среду.

Исходя из всего этого, напрашивается вывод: без капитального утепления гаража добиться комфортных условий для автомобиля невозможно. Поэтому-то и необходимо найти верный ответ на вопрос: как правильно утеплить гараж? Давайте разбираться вместе.

Чтобы тёплый воздух не покидал внутреннее помещение, а холодный, наоборот, не проникал внутрь, необходимо утеплить гараж своими руками, а именно, его стен и потолка. Что касается поверхности пола, здесь отдельный вопрос. Но его мы также рассмотрим в рамках данной публикации. Далее рассмотрим сей процесс поэтапно.

Утепляем ворота

  • Внутреннюю поверхность ворот следует обработать каким-либо антисептиком (к примеру, подогретой олифой);
  • Выполняем обрешётку ворот брусьями. Сечение брусьев необходимо подбирать таким образом, чтобы этот показатель совпадал с толщиной того утеплительного материала, который планируется применять (в нашем случае - это минеральная вата). Расстояние между брусьями обрешётки должно соответствовать ширине пласта утеплителя. Что касается крепления самих брусьев, то здесь вариантов много. Однако, мы рекомендуем крепить оные саморезами на заранее приваренные к воротам уголки с просверленными в них отверстиями. Если же гараж кирпичный, то применять металлические уголки не обязательно. В таком случае крепление обрешётки выполняется теми же саморезами, но с применением дюбелей;\
  • В получившиеся брусчатые ячейки вкладываем пласты минеральной ваты. Утеплитель для гаража должен входить в обрешётку плотно, без зазоров, но и не горбиться;
  • Поверх минеральной ваты следует положить любой тонкий гидроизолятор (например, рубероид). Это необходимо сделать, поскольку конденсат в гараже - дело обычное, и наша задача заключается в том, чтобы не допустить попадание этого самого конденсата на утеплитель. И так как утеплитель ни чем не закреплялся, следует на гидроизолятор наложить горизонтально рейки. Крепятся рейки саморезами к брусьям обрешётки.
  • Сверху всё обшивается тонкой вагонкой, ОСП или фанерой, которые крепятся всё теми же саморезами непосредственно к брусьям обрешётки.


Утепляем потолок

Если вы задумываетесь над тем, как дешево утеплить гараж изнутри, кроме всех прочих поверхностей необходимо позаботиться о потолке. Так как весь тёплый воздух скапливается именно вверху, дабы избежать потери этого драгоценного тепла, нужно добротно утеплить внутреннюю поверхность гаражной крыши, то есть, произвести теплоизоляцию гаража со стороны потолка. Выполнение утепления гаражного потолка можно реализовать двумя способами:

  1. Сооружаем фальши-потолок.
  • на некотором расстоянии от основного потолка по его периметру на стенах монтируются деревянные бруски либо направляющие профиля из металла. Поперёк между ними монтируются потолочные профиля либо крепкие бруски;
  • выполняем обшивку полученного каркаса. Для данных целей можно использовать вагонку, гипсокартон, доски, ДСП, пластиковые панели, профнастил и другие обшивочные материалы;
  • параллельно с обшивкой производится укладка утеплительного материала: минваты, пенопласта или других утеплителей.
  1. Утепляем потолок пенополиуретаном

Здесь всё решается буквально в два этапа:

  • очищаем потолок от ржавчины, грязи, пыли и различных неровностей (оптимальным вариантом была бы зачистка поверхности потолка шлифовальной машинкой) и обрабатываем его обезжиривающими средствами;
  • после того, как потолок просох от обезжиривателя, задуваем всю его поверхность пенополиуретаном. Этот утеплитель хорош тем, что не требует применения каких бы то ни было крепежей. Он сам равномерно ложится на любую поверхность и прилепляется к ней очень надёжно.

Примечание: хотя пенополиуретан и является наиболее дорогостоящим утеплителем, мы решили привести пример утепления им гаражного потолка, потому что его теплоизоляционные характеристики в разы выше, нежели у других утеплителей. А срок его службы (до 50-ти лет) позволит сэкономить во много раз в будущем.

Если над гаражом есть чердачное помещение, можно создать дополнительное утепление потолка смесью глины с опилками.


Утепляем стены или как утеплить стены гаража

Производя утепление гаража изнутри своими руками, не обойтись без утепления стен. Мы предлагаем рассмотреть ход этих работ на примере, когда как утеплитель для стен гаража используется пенопласт. Данный материал отменно справляется с задачей теплоизоляции. При необходимости, пенопласт вполне заменяется минватой. Ход выполнения работ при такой замене ни как не изменяется. Итак, как же утеплить кирпичный гараж, а точнее, его стены:

  • Перед тем как сделать теплоизоляцию, необходимо изготовить обрешётку из брусков сечением 2х2 см или 3х3 см. Шаг между ними должен составлять 800-1000 миллиметров. Данная конструкция должна охватывать весь периметр стены;
  • Под обрешёткой производится гидроизоляция стен гаража. В качестве гидроизолятора подойдут такие материалы, как полиэтиленовая плёнка, рубероид или профнастил;
  • Нарезанный строго по размерам ячеек обрешётки утеплитель стен (в нашем случае - пенопласт), вставляется в эти самые ячейки и прижимается к стене с предварительно нанесённым на её поверхность клеем. Нарезка пенопласта выполняется обыкновенным ножом;
  • Далее следует защитить пенопласт от воздействия внешней среды. Чем лучше это сделать? Оптимальным для этого вариантом является использование какого-либо листового материала. Например, ГКЛ, пластик, ГВЛ, фанера и т. д.;
  • На стыки листового материала следует наклеить армированную ленту, после чего, при желании, поверх всего этого можно наложить штукатурку либо иной облицовочный материал.

Утеплять стены можно также и пенополиуретаном.

Выполняется это аналогично тому, как это делалось с потолком. Однако, площадь стен достаточно велика - она в несколько раз превышает площадь потолка. Поэтому, учитывая дороговизну пенополиуретана, считаем слишком экономически нецелесообразным это действо и не рекомендуем применять данный материал для утепления гаражных стен.

Утепляем пол в гараже

Чаще всего гаражный пол представляет собой бетонную стяжку без какой-либо поверхностной обшивки. Это и понятно: нагрузка на поверхность постоянно повышенная, плюс агрессивные бензин, масло, солярка и прочие специфические жидкости. Не станем нарушать такую бетонную традицию и мы. Скажем лишь, что бетонный пол тоже вполне способен утепляться. Давайте же разберёмся, как можно утеплить пол в гараже:

  • По всей площади гаражного помещения удаляется слой грунта толщиной 45 сантиметров - иными словами: роется котлован соответствующей глубины. Дно получившегося углубления тщательно утрамбовывается;
  • Утрамбованное дно котлована устилается любым гидроизоляционным материалом (к примеру, рубероидом). Такая гидроизоляция позволяет недорого и качественно защитить пол гаража от воздействия влаги. При его укладке делается 1-сантиметровый нахлёст на стены;
  • Выставляются контрольные маяки для определения толщины слоёв засыпки. Такие маяки можно выполнить из нарезанных кусков арматуры, например. Или же можно использовать для сих целей свой вариант контрольных маяков. Фиксация маяков производится цементным раствором либо же можно использовать для этих целей гипс;
  • Первым засыпается керамзитовый слой, толщина которого должна быть 250-300 миллиметров;
  • Поверх керамзитового слоя укладывается арматурная сетка с ячейкой 100х100 миллиметров. Сделать такую сетку из железной проволоки своими руками или же приобрести уже готовую - это уже сугубо ваш выбор;
  • Далее заливается стандартный песчано-цементный раствор. При заливке стяжки необходимо постоянно следить по уровню, чтоб она была строго горизонтальной, без наклона, перекосов, впадин или выпуклостей. Стяжку следует выровнять и оставить до полного высыхания. Последнее может занять 20-30 дней.

Если же бетонный пол в уже имеется и ломать его уж ни как не хочется, да ещё и есть возможность пожертвовать 15-20 сантиметрами высоты гаражного помещения, пол в нём можно утеплить менее трудоёмким, но не менее эффективным методом. Состоит он в следующем:

  • Производится капитальная уборка пола с помощью пылесоса;
  • Пол застилается любым гидроизолятором, например, полиэтиленовой плёнкой или рубероидом;
  • На гидроизолятор максимально плотно укладываются пенополистироловые плиты толщиной не менее 100 миллиметров и минимально допустимой плотностью С-25;
  • Поверх пенополистирола укладывается ещё один гидроизоляционный слой;
  • Монтируется армирующая сетка;
  • Сверху всего заливается стяжка из такого же цементно-песчаного раствора, как и в первом рассмотренном нами методе.

Итак, правильно всё скомпоновав и объединив, мы получим отменно утеплённый гараж. При этом нам не потребовалось вкладывать в утеплительные работы особо крупных денежных сумм. Вывод напрашивается следующий: при верно подобранных материалах и правильно выполненных работах утепление стен гаража изнутри оказывается не столь уж трудной и дорогостоящей затеей, и выполнить утепление гаража своими руками - не так уж и сложно. И в подавляющем большинстве случаев, после проведения такого комплекса работ утепление гаража снаружи уже не требуется.



Похожие публикации