Причащение в церкви какие дни. Причастие в церкви: что это такое, как причащаться правильно

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

И впервые нам предстоит принять участие в этом Великом Таинстве.

Мы узнали в храме, во сколько начинается служба, когда будет Исповедь и когда - Причастие. В больших храмах, где служат несколько священников, Литургия начинается в 7-8 утра, одновременно идет Исповедь, Причастие же происходит в конце службы - в 9-10 утра. В маленьких храмах, где служит только один батюшка, исповедь бывает в субботу вечером или же перед службой утром, или же перед самым Причастием - не постесняйтесь уточнить заранее, скажите, что вы впервые - обычно этому рады и у удовольствием объяснят.

Самое правильное - это перед днем Причастия сходить вечером на службу в храм. Увы - возможность такая по ряду причин не у всех есть.

После 12 ночи накануне уже нельзя есть и пить, курить. Если у человека какое то серьезное заболевание и без еды он не может или надо запить жизненно важные таблетки - это можно сделать, но обязательно сказать о этом на Исповеди. Утром надо привести себя в порядок - умыться, почистить зубы, одеться опрятно - Причастие - это праздник , не обязательно быть во всем черном, раньше в храмы одевались торжественно-нарядно. Самое главное, это не должна быть вызывающая одежда - то есть умеренной длинны юбка, верх без глубокого декольте, не прозрачная одежда и платок на голове - все в разумных пределах. Косметика не уместна - можно размазать тушь на исповеди слезами, а причащаться в помаде просто нельзя. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДЕНЬТЕ КРЕСТИК.

Вот вы в храме. Если вы не исповедались накануне и исповедь утром - то надо спросить, где она проходит. Группа исповедников стоит неподалеку от батюшки, который по очереди принимает исповедь у каждого человека отдельно, . После исповеди скажите батюшке, что вы готовились к Причастию, спросите, можно ли вам Причаститься.

Получив разрешение на Причастие, после исповеди постойте на службе, прислушиваясь к громадному облегчению в своей душе. Послушайте молитвы священника, хор, если слова не понятны - помолитесь молитвами, какие знаете или просто - от души своими словами. Понимайте, что вот, рядом, как никогда близко находится Бог - сейчас, в этот самый момент, происходит торжественное чудо - его воплощение в хлеб и вино.

Можно поставить свечки, понимая - что они сами по себе не несут мистического значения - это наша символическая жертва, а главное - душевная молитва в этот момент, обращение к Богу или к святым, кому вы ставит свечку. Очень важно, прося чего-либо у святого, не просить от него самого помощи - все творит ТОЛЬКО Бог. У святых мы просим их МОЛИТВ за нас. То есть не «Святая Матрона, сделай так, чтобы я забеременела» а «Святая Матрона, моли Бога, чтобы он послал мне беременность».

В конце службы наступает момент Причастия. Священник выходит с Чашей в руках, в ней - Святые Дары . Это - Тайная Вечере, мы и Христос.

Люди выстраиваются в очередь к Чаще - сначала дети, потом мужчины, потом женщины. Руки сложена крестообразно на груди - правая на левую. Подходить надо без суеты, всей душой настраиваясь на ВСТРЕЧУ С БОГОМ.

Посмотрите заранее - причащаясь, люди отходят не разнимая рук и идут к столику, где стоят чашечки и лежат кусочки просфор. Когда наступит ваша очередь принять Святые дары, под подбородок вам поднесут красное полотно, чтобы ни капли не могло случайно упасть на пол или на одежду. Вы называете свое полное имя по крещению и принимаете Святое Причастие, всей душой ощущая страшный момент соединения с Господом. Вино и частичку проглатывайте, не жуя, подходите к столику и запиваете, немного ополаскивая рот, потом берете кусочек просфоры и кушаете его.

После чего отходите, чтобы никому не мешать, стоите в сторонке, пока не закончится Причастие и просто находитесь душой вместе в Богом, этот момент вашего в ним единения, просто побудьте в тишине и ликовании сердца.

По окончании причастия священник читает проповедь, после чего прихожане - и кто причащался, и кто не причащался - подходят и целуют крест, который держит батюшка, в этот момент в храме читаются благодарственные молитвы по Святому Причастию.

После этого в храмах идут панихиды и молебны, но если вы устали, то можно отправиться домой. Постарайтесь сохранить данную вам благодать, не раздражаясь, не злясь и тд - чтобы ваше сердце после Причастия как можно дольше могло побыть с Богом.

Не знаю, чем закончить мой рассказ.... Он создал нас, Он знает о нас все, Он ждет каждого из нас с самого нашего рождения. А главное - любит и будет любить не смотря ни на что. Очень важно- ответить взаимностью......

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Причастие - одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом - Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время. Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда. Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия , также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства - дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное - регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным - Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие. Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться. Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение . Также необходимо прочесть три канона : Матери Божьей, и Ангелу Хранителю .

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста - обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост . Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост . Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров - это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии , молитва - это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди - это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак . Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с , чтобы съесть кусочек . Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника . Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать . В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению - это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется. Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить. Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение - первый шаг на этом непростом пути.

1. О Таинстве святого Причащения.

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «Причащение» («Причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, становятся истинным Телом и истинной Кровью Христа

Святейший Патриарх Кирилл: «Мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь – это Святейшее Таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Святых Христовы Таин.

В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин

Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, предварительно исповедуя наши грехи, приуготовляя свою душу к причастию Святых Христовых Таин. И будем верить, что именно через это причащение Господь будет восполнять наши немощи, наши слабости и исцелять наши недуги».

Святой праведный Алексий Мёчев: « Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим Саровский на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на Евангельских принципах.

Как подготовиться к Таинству Святого Причащения

Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Время подготовки к Причастию называется говением.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение (если оно назначено) или с утра к началу утреннего богослужения.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать на домашнем молитвенном правиле:

  • акафисты Христу Сладчайшему или Богородице

три канона:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • канон Ангелу Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению

Все это находится в Православном молитвослове.

Прочитать названные выше молитвословия можно и даже желательно постепенно, добавляя к ежедневному молитвенному правилу (утренние и вечерние молитвы, чтение Евангелия, Псалтири и святоотеческих творений) по канону в день, а накануне Причастия само Последование ко Святому Причащению.

Пост

Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные (среда и пятница) посты, положен 7-ми дневный пост перед Причастием. При наличии определенных условий и необходимости с благословения священника можно поститься перед Причастием и иное время.

Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.

Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Настроение и поведение

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям; маленькие дети – по субботам и воскресеньям.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

– Дело в том, что на Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословлённое вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как младенцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не причащают.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые и неосознанные.

Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о мерах по подготовке болящего к этому Таинству.

Как причастить годовалого ребенка?

– Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш» и затем причастить.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Младенцам до 7 лет разрешается причащаться не натощак. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Такие вопросы решаются только со священником индивидуально. Если причины отсутствия на всенощном бдении или не выполнения молитвенного правила являются уважительными, то священник может допустить причаститься. Важно не количество прочитанных молитв, а расположение сердца, живая вера, раскаяние в грехах, намерение исправить свою жизнь.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

– «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Тайн, и если люди все-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам.

При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки.

В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, ее любовь к Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешении, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно. Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

Как вести себя в день Причащения?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно.

Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– После Причастия до запивки следует воздержаться от целования икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

– Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из-за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Тайн, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равнозначную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают только после Исповеди.



Похожие публикации