Распространение семян способ распространения приспособления название растения. Лекция распространение плодов и семян

Половое размножение у семенных растений, к которым относятся цветковые и голосеменные, осуществляется с помощью семян. При этом обычно бывает важно, чтобы семена оказались на достаточно удаленном расстоянии от родительского растения. В этом случае больше шансов, что молодым растения не придется конкурировать за свет и воду как между собой, так и со взрослым растением.

Покрытосеменные (они же цветковые) растения в процессе эволюции растительного мира решили проблему распространения семян наиболее успешно. Они «изобрели» такой орган как плод.

Плоды служат приспособлением к определенному способу распространения семян. По-сути, чаще всего распространяются плоды, а семена вместе с ними. Поскольку способов распространения плодов достаточно много, то существует множество разновидностей плодов. Основными способами распространения плодов и семян являются следующие:

    с помощью ветра,

    животными (в том числе птицами и человеком),

    саморазбрасыванием,

    с помощью воды.

Плоды растений, которые распространяются ветром, имеют специальные приспособления, увеличивающие их площадь, но не увеличивающие их массу. Это различные пушистые волоски (например, плоды тополя и одуванчика) или крыловидные выросты (как у плодов клена). Благодаря таким образованиям, семена долго парят в воздухе, а ветер их относит всё дальше и дальше от родительского растения.

В степи и полупустыне нередко растения засыхают, и ветер обламывает их у корня. Перекатываемые ветром, засохшие растения рассыпают по местности свои семена. Таким «перекати-поле» растениям, можно сказать, не нужны даже плоды для распространения семян, так как с помощью ветра их распространяет само растение.

С помощью воды распространяются семена водных и околоводных растений. Плоды таких растений не тонут, а уносятся течением (например, у ольхи, растущей по берегам). Причем это не обязательно мелкие плоды. У кокосовой пальмы они крупные, но легкие, поэтому не тонут.

Приспособления плодов растений к распространению животными более разнообразные. Ведь животные, птицы и человек могут по-разному распространять плоды и семена.

Плоды некоторых покрытосеменных приспособлены к тому, чтобы цепляться за шерсть животных. Если, например, животное или человек пройдет рядом с репейником, то за него зацепится несколько колючих плодов. Рано или поздно животное их сбросит, но семена репейника окажутся уже относительно далеко от исходного места. Кроме репейника, примером растения с плодами-зацепками является череда. Ее плоды относятся к типу семянки. Однако у этих семянок есть маленькие шипы, покрытые зубчиками.

Сочные плоды позволяют растениям распространять их семена с помощью животных и птиц, которые поедают эти плоды. Но как же они их распространяют, если плод и семена вместе с ним съедены и переварены животным? Дело в том, что переваривается в основном сочная часть околоплодника плода, а вот семена - нет. Они выходят из пищеварительного тракта животного. Семена оказываются далеко от родительского растения и окружены пометом, который, как известно, неплохое удобрение. Поэтому сочный плод можно считать одним из самых успешных достижений эволюции живой природы.

Существенную роль в распространении семян сыграл человек. Так плоды и семена многих растений были случайно или намеренно завезены на другие континенты, где они смогли прижиться. В результате сейчас мы можем, например, наблюдать как в Америке растут растения, характерные для Африки, а в Африке - растения, родина которых Америка.

Существует вариант распространения семян с помощью разбрасывания, а точнее саморазбрасывания. Конечно, это не самых эффективный метод, так как семена оказываются всё-равно близко к материнскому растению. Однако такой способ нередко наблюдается в природе. Обычно разбрасывание семян характерно для плодов типа стручок, боб и коробочка. Когда боб или стручок засыхает, его створки скручиваются в разные стороны, и плод растрескивается. Из него с небольшой силой вылетают семена. Так распространяют свои семена горох, акация и другие бобовые.

Плод коробочка (например, у мака) колышется на ветру, и их него высыпаются семена.

Однако саморазбрасывание характерно не только для сухих семян. Например, у растения под названием бешеный огурец семена вылетают их сочного плода. В нем скапливается слизь, которая под давлением выбрасывается вместе с семенами.

Данный урок разработан по проблемной технологии, где главным является воздействие урока на развитие личности. Такие уроки ведут к изменению роли и функции учителя и ученика. Учитель не дает готовые знания, но актуализирует, поощряет исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Данная технология отличается активизацией развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, личностным включением всех участников в процесс обучения, имеет практическую направленность. Технология проблемного урока учит учиться. На уроке используются различные приемы формирования познавательных общеучебных и логических учебных действий: работа с текстом учебника и дополнительной литературой, применяют знания для выполнения творческих заданий, обобщают. Используются приемы личностных учебных действий (мотивация, значение информации в жизни, создание проблемной ситуации, включение интересных сведений о растительном мире, рефлексия). Также ребята оценивают свою работу и работу своих товарищей, работают в парах и малых группах. Урок построен с позиций личностно ориентированного подхода. Четко прослеживаются этапы урока, что позволяет проговорить большой объем информации. Этапы: мотивация – создание проблемной ситуации – определение темы исследования - формулирование цели исследования - выдвижение гипотезы – исследование (проверка гипотезы – чтение литературы, просмотр коллекций) – обмен мнений – вывод по результатам исследовательской работы – применение знаний в новой обстановке (д/з.) - подведение итогов работы. Оценки выставляются руководителями групп на специальных листах учета работы на уроке и вне урока.

Ход урока

Цель: показать значение получения знаний о способах и приспособлениях распространения плодов и семян для понимания развития (эволюции) и процветания растительного мира, роли в продолжение жизни на Земле.

1 этап. Мотивация (постановка проблемы).

Учитель : - Представьте себе, что у одного растения тополя образуется 27 миллионов семян, у гулявика из крестоцветных – 730 тысяч, у мака только в одной коробочке – 3000. Что произойдет, если все эти семена упадут рядом с материнским растением? Предположение: прорастут, но им не хватит питания, и они погибнут. Но этого не происходит. Учащиеся формулируют проблему, определяют тему и цель исследования.

Каким образом, плоды с семенами распространяются на земле для продолжения существования? Какие существуют способы и приспособления для этого?

Запись в тетради темы урока, проблемы урока - какие существуют способы (кем? чем?) и приспособления (как, какие) для распространения плодов и семян?

2 этап. Выдвижение учащимися гипотез по данной проблеме.

Учитель : - Используя знания и наблюдения осенней экскурсии, личных знаний предложите гипотезы решения проблемы.

Записываются все мнения, их можно объединить по смыслу.

Учитель : - Можем ли мы сразу разделить ответы на способы и приспособления?

Человек, животные, самостоятельно, крючочки. Это способы или приспособления? Как вы считаете, мы дали четкий и полный ответ, уверены ли в правильности? (Нет). Для этого проведем в парах и малых группах исследование. Проанализируйте данный вам материал, рассмотрите коллекции с семенами, выделите способы и приспособления у плодов и семян конкретных растений для их распространения. Заполните таблицу, сделайте вывод. Алгоритм работы находится на инструктивных карточках.

3 этап. Организация исследования в парах. выводы по малым группам.

В течение 10-12 минут ребята читают, анализируют текст и заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”. Делают вывод в своих парах: я узнал (а), что.... И делают общий вывод в своей малой группе.

1 группа изучает распространение плодов и семян ветром, анализируя текст “Приключения плодов и семян” (Е. Н Алешко “Хрестоматия по ботанике”), 1-я пара.

2-я пара работает с рисунками и текстом учебника В. В Пасечника, “Распространение с помощью ветра”. Заполняют таблицу “Распространение плодов и семян”.

Внимательно слушайте товарищей из своей группы для обобщения. В рабочую тетрадь перечертите таблицу с доски и заполняйте ее только с учителем.

При закреплении в своей группе обсудите вопрос “Кто первым изобрел парашют?” Задайте вопрос – загадку другим группам, о каком растении идет речь, как распространяются семена.

Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо – шарики
На стройных стебельках.

И лишь пройдется осенью
Других ветров волна,
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес...
И нам парашютистами
Спускаются с небес.

2-я группа работает с текстами “Водный марафон” из хрестоматии (2 пары) и учебника “Распространение водой” (3-я пара), выполняют задания, аналогичные предыдущим. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел резиновую надувную лодочку?” Задайте вопрос – загадку своим товарищам о распространении семян.

“Здесь сучья лип чернеют строго,
Морозный блеск и тишина.
И облетают понемногу
С продрогших веток семена
(В.Берестов “Семена на снегу”).

3-я группа анализирует текст из хрестоматии о “ бешеном” огурце, текст и рисунки из учебника “Распространение саморазбрасыванием”, выполняет аналогичные задания. При закреплении обсудите вопрос “Кто первым изобрел артиллерию?”. Задайте товарищам загадку – почему стихотворение так называется.

Под березою напорошено –
Семена, семена, семена”
(В.Быков “Дети леса”).

4-я группа. Текст “Распространение плодов и семян муравьями” (хрестоматия), текст учебника “Распространение с помощью животных и человека”, рисунки.

Отгадайте загадку “Кафтан зеленый, а сам полосатый”. С товарищами поделитесь советом, как и что нужно сделать с семенами арбуза, чтобы вырастить урожай (“Хрестоматия по ботанике” Е. Н. Алешко).

4 этап. Обмен информацией.

Учитель – Ребята, расскажите о своих исследованиях. К какому выводу вы пришли?

Заполнение во время обсуждения общей таблицы на доске и в тетради. Колонки таблицы аналогичны колонкам на инструктивной карточке.

Заносятся сведения всех групп.

5 этап. Обобщение.

Учитель : - Что объединяет все записи в таблице, обратите внимание на тему и проблему урока. Сделайте вывод (ребятам не сложно сделать общий вывод по таблице). Плоды с семенами распространяются с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, человеком и животными. Это способы. А приспособлением для этого являются волоски, крылатки, плавучесть, давление, съедобная мякоть.

6 этап. Рефлексия.

Учитель : - Ребята, правильно мы выдвинули гипотезы, уточнили правильность ответов в исследовании? Решили поставленную проблему? Является ли решением проблемы вывод, выдвинутый парами в отдельности. Почему вы так считаете? (обмен мнений)

Почему в ходе эволюции у покрытосеменных растений возникло много способов и приспособлений для распространения плодов и семян? Что это дает? (Учитель дополняет, используя материал эволюционной теории Ч. Дарвина).

На доске ряд слов: жизнь, человек, растение, плоды с семенами, Земля. Запишите цепочку так, чтобы был логический смысл.

(Растения – плоды с семенами – растения – жизнь - человек, Земля).

Д/З. Выполните задания, применяя знания в новой обстановке.

Задание 1. Существуют такие растения как виноград, банан, черника, огурец, томат Их плоды ягодовидные (ягода, тыквина, померанец). Каким способом распространяются они в природе, какие имеют приспособления?

Задание 2. Костянковидные плоды имеют одревесневший околоплодник (вишня, слива, абрикос, черемуха). Как распространяются семена этих растений? Укажите способ и приспособления?

Задание 3. Найти соответствие между способом и приспособлением в распространении семян ореховидных?

Задание 4. Что объединяет плоды мака, белены, редьки, боба, кроме того, что они коробочковидные? Ответ обоснуйте.

Учитель : - Мы не закрываем еще одну страницу ботаники. Наша осенняя экскурсия по наблюдению за распространением плодов и семян продолжится в летнем задании - в сборе и оформлении коллекции семян. Читая книгу Б. Н. Головкина “Рассказы о растениях – переселенцах”, любознательные ответят на вопросы викторины. Материально заинтересованные учащиеся, могут использовать свои знания, помогая лесничеству, которое каждый год закупает у населения семена дикорастущих растений. Те, кто любит природу, долго будут провожать взором и не ругать тополиный пух и приютившихся на одежде семян лопуха. Мы, будем бережнее, относится к природе, так как растения и их плоды – источник жизни.

Творческая работа учащихся “Плоды – источник жизни” - итог работы по теме.

Группы учащихся собрали сведения о витаминах группы А, В, С и растениях своего края, плоды которых содержат данные витамины. Оформлялись работы по желанию ребят, например, в форме рекламы.

Витамин “А” надо принимать,
Чтобы в школу не проспать.
Хочешь быть как вундеркинд
Принимай “А” витамин.
Он в смородине, рябине
И в шиповнике, в крапиве.

Шиповник.

На мне растут шипы,
Но есть на мне цветы.
А как приходит осень
Есть красные “ плоды”.
Все любят есть шиповник
И я люблю себя.
Во мне ты знаешь много
Витамина “А”.

Рябина. Я красная рябина
Люблю я витамины.
Богата витамином “А” -
Кушайте друзья!

Литература.

1. Алешко Е. Н. Хрестоматия по ботанике. М., “Просвещение”, 1967.

2. Денисова Г. А. Удивительный мир растений. М., “Просвещение”, 1973.

3. Кульневич С. В., Лакоценина Т.П.Современный урок. Часть3.Проблемные уроки. Научно – практическое пособие. Ростов н/Д: издательство “Учитель”, 2006.

растительного мира предусмотрела не только развитие и приспособленность к окружающей среде растений, но и выработала приспособление к эффективному распространению семян. Распространение семян и плодов необходимо растениям для того, чтобы они не конкурировали за ресурсы.

Пример 1

Например, если отросток появляется под материнским растением то, скорее всего, он погибает из-за недостатка солнечного света, или малоразвит.

Разнообразное строение плодов предоставляет различные способы распространения. Распространение осуществляется при помощи антропогенных, биотических и абиотических факторов. Исходя из этого, существует четыре способа распространения плодов и семян:

  1. Животные и человек;
  2. Ветер;
  3. Вода;
  4. Самораспространение.

Многие плоды способны распространятся несколькими из способов.

Распространение плодов и семян животными

Замечание 1

Считается что животный способ распространение семян самый эффективный, поскольку человек и животные способны относить достаточно далеко от материнского места растения. Человек распространяет множество видов растений на все материки света.

Известно четыре варианта распространения семян.

Одним из вариантов - распространяются сухие плоды . С помощью мелких крючочков, зацепок, колючек, семена крепятся к шерсти животных и попадают на одежду человека. Таким образом, семена мигрируют вместе с животными и человеком. Семена растений, оказавшись на новом месте и при благоприятных условиях, прорастают. Например, череда, подмаренник, лопух, верблюжья колючка и другие цепкие растения.

Второй вариант распространения осуществляется сочными плодами . Животные, поедая сочные плоды, не перерабатывают семена плодов, и таким образом семена оказываются на другом месте. На пример растения образующие сочные съедобные плоды, ягоды, яблоки, вишни, рябина, бузина и др.

Третий вариант существует благодаря запасам плодов грызунов . Забытые или потерявшиеся не съеденные плоды грызунов распространяются. Например, орехи, желуди, злаковые растения.

Четвертый вариант присущ человеку . Переезжая на дальние расстояния человек, перевозит большие грузы и вместе с ними случайно перевозятся семена и мелкие плоды растений с одного континента на другой. Так же человек может специально перевести на свою родину плод или семя растений для дальнейшего его выращивания. Так в Европу, например, были завезены с других материков картофель и табак. Примеров такого распространения очень много.

Распространение плодов и семян ветром

Семена и плоды приспособлены к полету благодаря их легкости. От этой способности зависит расстояние полета семени или плода. Кроме их массы расстояние преодолевается при помощи летательных образований, которые увеличивают площадь плода. От большого объема поверхности плода и его маленькой массы, зависит его легкость полета.

Летательные образования представлены летучками и крылатками. К летучкам относят плоды с пушистыми образованиями или парашютики. Например, тополь, ива, хлопчатник, одуванчик и др. крылатки имеют пленчатые выросты, они достаточны большие, что с легкостью осуществляется полет плода. Плоды-крылатки характерны для деревьев, например, клен, береза, ясень.

Распространение плодов и семян водой

Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Самораспространение семян плодами

Такой способ характерен для раскрывающихся сухих плодов, при созревании они сами обеспечивают разброс семян. В некоторых случаях семена выталкиваются с силой. Так ветром, от созревшей коробочки, которая вскрывается и колышется, рассыпая семена, распространяются растения, например, фиалки, мак. Именно коробочка приспособлена для самораспространения, а ветер играет лишь второстепенную роль.

Распространения растений имеющих плод боб осуществляется при помощи его созревания, высыхания, скручивания и, в конечном итоге, растрескивания по шву, что способствует разбрасывания семян. Так распространяются акация, люпин, бешенный огурец, недотрога.

Замечание 2

Самораспространения по отношению с остальными способами, считается не эффективным. Поскольку, от родительского растения семена не отлетают.

Продолжение. См. № 10, 11, 12, 13/2005

Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах

Таблица 18 Распространение семян и плодов растений

Способ распространения

Особенности способа

Примеры растений

Зоохория

А. Эктозоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов путём прикрепления к шкуре, покровам животных.

Б. Эндозоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов после поедания и прохождения желудочно-кишечного тракта животных.

В. Синзоохория – распространение плодов, семян, спор растений и грибов животными при формировании ими запасов на неблагоприятный период времени

Череда, репей, подмаренник цепкий, гравилат речной

Черёмуха, черника, малина, костяника, смородина

Кедр, боярышник, лещина

Энтомохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов насекомыми

Копытень, грушанка, фиалка (распространяются муравьями)

Гидрохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов водой

Ольха, некоторые виды пальм

Анемохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов воздушными потоками

Клён, хвойные, одуванчик, золотарник

Автохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов саморазбрасыванием

Бешеный огурец, акация, недотрога

Барохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов под действием на них силы тяжести

Дуб, некоторые виды пальм

Антропохория

Распространение плодов, семян, спор растений и грибов человеком

Рожь, пшеница, овёс, ячмень

Таблица 19. Сравнительная характеристика эукариотических клеток различных типов

Признаки

растений

Животных

Клеточная стенка

Крупная вакуоль

Хлоропласты

Способ питания

Центриоли

Резервный питательный углевод

У многих имеется

Бывает редко

Бывают часто

Авто- и гетеротрофное

Бывают часто

Крахмал, гликоген, парамилон, хризоламинарин

В основном из хитина

Гетеротрофное

Бывают редко

Гликоген

Из целлюлозы

Автотрофное

Только у некоторых мхов и папоротников
Крахмал

Гетеротрофное

Гликоген

Таблица 20. Важнейшие химические элементы клетки

Примерное
содержание, %

Значение для клетки

Кислород

Входит в состав воды и органических веществ

Входит в состав всех органических веществ

Компонент воды и органических веществ

Входит в состав аминокислот, белков, нуклеиновых кислот, АТФ, хлорофилла, витаминов

Входит в состав клеточной стенки

Входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ

Входит в состав аминокислот, витамина В 1 и некоторых ферментов

Содержится в клетке только в виде ионнов, участвует в процессах фотосинтеза

Содержится в клетке только в виде ионнов

Входит в состав хлорофилла, активирует энергетический обмен

Участвует в биосинтезе хлорофилла, в процессах дыхания и фотосинтеза

Участвует в процессе фотосинтеза

Марганец

Участвует в ассимиляции азота при фотосинтезе

Молибден

Участвует в процессах связывания атмосферного азота и в процессе фотосинтеза

Участвует в фиксации атмосферного азота клубеньковыми бактериями, входит в состав витамина В 12

Влияет на ростовые процессы растений

Участвует в синтезе растительных гормонов (ауксинов) и спиртовом брожении

Таблица 21. Сравнение биомассы растительных и животных организмов Земли
Схема 7. Родственные связи основных групп высших растений

Термины

АВТОТРОФЫ (от греч. autos – сам + tropfos – пища, питание) – организмы обладающие способностью синтезировать органические вещества из неорганических, используя для этого световую энергию солнца или энергию химических связей. В зависимости от источника энергии различают две группы автотрофов – фотоавтотрофы и хемоавтотрофы.

АГРОБИОЦЕНОЗ (от греч. аgros – поле + bios – живое + koinos – общий, сообщество) – искусственно созданное человеком сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, предназначенное для получения сельскохозяйственной продукции. Основными доминантами агробиоценоза являются культивируемые растения, при этом чаще растительный покров образован одним видом и одним сортом культурных растений (принцип монокультуры).

АДВЕНТИВНЫЕ ВИДЫ (от лат. adventus – пришествие) – пришлые, ранее не встречавшиеся на данной территории виды (главным образом растения), занесённые человеком, ветром, водой и другими агентами. В ряде случаев могу достигать полной натурализации, т.е. входить в состав природных сообществ.

АЗОТФИКСАЦИЯ – процесс связывания атмосферного азота и перевода его из недоступной для большинства организмов молекулярной формы N 2 в связанное состояние (NH 3 , NH 4 +), после чего становится возможным его включение в состав органических соединений. Осуществляется бактериями, имеющими особый мультиферментный комплекс – нитрогеназу. Азотфиксаторами являются как свободноживущие (многие цианобактерии, азотобактерии, клостридии), так и симбиотические (ризобиум) виды.

АЛЛЕЛОПАТИЯ (от греч. allelon – взаимно + pathos – страдание) – один из частных случаев антибиотических отношений. Взаимное или однонаправленное пагубное воздействие через среду обитания одних растений на другие. При этом одно (объект воздействия) или оба растения проявляют признаки угнетения. В ряде случаев подобные пагубные воздействия могут привести к гибели растения. «Отравление среды обитания» осуществляется посредством выделения растениями некоторых токсичных метаболитов (продуктов метаболизма). Среди последних различают: колины (выделяются в случае влияния высших растений на высшие растения), фитонциды (при влиянии высших растений на низшие растения), маразмины (при влиянии низших растения на низшие) и антибиотики (при влиянии низших растений, грибов и микроорганизмов на представителей этих же групп).

АНДРОЦЕЙ (от лат. andros – мужской + keinos – собрание) – совокупность тычинок в цветках покрытосеменных растений. Это понятие часто используется при описании строения цветка: учитывается число, расположение, степень сращения тычинок.

АНЕМОФИЛИЯ (от греч. anemos – ветер + philia – любовь) – перекрестное опыление растений с помощью ветра. Анемофильные цветки обычно невзрачны, с более или менее редуцированными околоцветниками, без запаха, не имеют нектара, с развитыми (часто перистыми или разветвленными) рыльцами пестиков, крупными пыльниками на длинных тычиночных нитях и легкой сухой пыльцой. Анемофильные растения, как правило, произрастают на открытых пространствах (например, в степях, на лугах и т.д.), а если это лесные деревья, то в умеренной зоне опыление происходит обычно ранней весной, когда еще не полностью распустились листья. Примеры анемофильных растений – буковые, ореховые, крапивные, злаковые, осоковые, рогозовые и т.д. По сравнению с зоофилией анемофилия возникла гораздо позже и является производным от нее способом опыления.

АНЕМОХОРИЯ (от греч. anemos – ветер + choreo – передвигаюсь) – способ распространения семян, плодов и соплодий растений с помощью ветра. Обычно плоды и семена анемохорных растений имеют специальные приспособления – развитые летучки, парашютики, крылышки и т.д. – самого различного происхождения (видоизмененные околоплодники, чашечки, плодоножки, выросты семенной кожуры и т.д.). Примерами являются плоды (семянки) одуванчиков и козлобородников с парашютиками, плоды вязов, ясеней, кленов, семена сосны и т.д.

АНТЕРИДИЙ (от греч. antheros – цветущий) – орган полового размножения грибов, водорослей, моховидных, а также высших растений, за исключением голо- и покрытосеменных, в котором образуются сперматозоиды или спермии.

АНТРОПОХОРИЯ (от греч. antropos – человек + choreo – переносить) – один из способов распространения плодов, семян и спор, растений, при котором агентом распространения выступает человек. При этом их переносят, как правило, непреднамеренно: либо непосредственно (на одежде, теле и т.д.), либо опосредованно (с товарами, грузами, по железным дорогам и т.д.). Примерами являются многие сорные растения – дурнишник, амброзия, циклохена и т.д.

АПЕКС (от греч. apex – верхушка) – верхушка побега и корня, образованная апикальной меристемой, за счет деятельности которой осуществляется верхушечный рост (удлинение) побега и корня и формирование первичного тела растения.

АРХЕГОНИЙ (от греч. arche – древность, начало + gone – образование) – орган полового размножения у низших и высших растений, кроме покрытосеменных, в котором образуются ооциты (яйцеклетки). По строению архегонии напоминают колбу: различают брюшко и шейку архегония.

БИОТА (от греч. biote – жизнь) – совокупность видов растений, животных, микроорганизмов и грибов, встречающихся на определённой территории, при этом, в отличие от биоценоза, эти виды могут не иметь экологических связей.

БОТАНИКА (от греч. botane – трава), – иначе фитология, – наука о растениях. В настоящее время представляет собой комплекс отдельных дисциплин, выделяемых в соответствии с представлениями об уровнях организации живого. В комплексе ботанических наук выделяют как самостоятельные дисциплины: цитологию, анатомию, морфологию, физиологию растений, фитопатологию, генетику и селекцию растений, а также систематику, географию, экологию растений, палеоботанику, эволюцию растений, геоботанику, флористику, промышленную и индикационную ботанику, охрану растительного мира, космическую ботанику и многие другие. Отдельные систематические группы изучают альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах) и т.д. Предметом изучения ботаники являются растения. Иногда (до сих пор) грибы также рассматривают как объект ботанических исследований, однако это неправильно, так как грибы представляют собой отдельное царство, и их изучением занимается наука микология. Ботаника является одной из самой древнейших естественных наук.

БУТОН – цветочная почка. К моменту созревания пыльцы и развития плодолистиков бутон раскрывается. У клейстогамных растений опыление осуществляется в бутоне. У некоторых растений бутоны, как и сами цветки, имеют очень крупные размеры (например, у раффлезии, лотосов). Температура в бутоне может на несколько градусов превышать температуру окружающей среды (в бутоне виктории царственной и некоторых пальм – на 10 и более градусов), что объясняется интенсивно идущими обменными процессами с выделением тепла.

Продолжение следует

Раньше картофель, табак, кукуруза росли только в Америке. А огурцы только в Китае. Но нам совершенно не кажется удивительным тот факт, что теперь они растут и у нас. Просто человек взял и распространил семена этих растений по всему земному шару. Но помимо человека семена распространяют ветер, животные, вода. А некоторые растения буквально «стреляют» своими семенами. На этом уроке мы узнаем, как же происходят эти процессы.

У многих растений распространяются не сами семена, а плоды. Эффективное распространение семян - залог выживания вида растения. Оно может происходить с помощью воды, животных, ветра, самораспространения.

Наблюдение: распространение семян

Понаблюдайте за распространением семян и плодов растений, растущих около вашего дома. Постарайтесь найти хотя бы по одному примеру для всех способов распространения. Приведите примеры растений, распространяющих семена подобным же образом.

Анемохория - распространение семян и плодов ветром.

Семена ивы, тополя, осины (см. Рис. 1) покрыты белым пухом и распространяются ветром на большие расстояния. Так же распространяются семена одуванчиков и ковыля.

Рис. 1. Семена ивы

Ветром могут распространяться только легкие сухие плоды. Для захвата ветра плоды имеют выросты, это плоды березы, ясеня, клена (см. Рис. 2). Сильный ветер может их сорвать с дерева только после полного опадания листьев, и так распространить.

Рис. 2. Плод клена

Плоды липы имеют характерные парусовидные листики (см. Рис. 3), что способствует их подхватыванию сильным ветром. Они, вращаясь, способны улетать от дерева на большие расстояния.

Рис. 3. Парусовидные листья плода липы

Гидрохория - распространение семян и плодов растения водой.

Анемогеохория

Некоторые степные растения образуют ветвистый, тонкий у основания стебель, который осенью, по мере созревания плодов, отмирает. Ветер отламывает растение у корня и перекатывает его. Такие растения называют перекатиполе. Примеры растений: качим, кермек.

Анемогеохория - способ распространения семян перекатыванием всего растения по земле ветром.

Плоды ольхи (см. Рис. 4), попадая в воду, не тонут и разносятся течением на мелкие расстояния.

Рис. 4. Плоды ольхи

Плоды кокосовой пальмы морскими течениями переносятся с одного острова на другой. Такие плоды устойчивы к соленой воде. Так, плоды сейшельской пальмы не тонут в воде, но гибнут в морской воде.

Автохория - распространение семян растений саморазбрасыванием (см. Рис. 5). Так, при задевании плода растения недотрога его створки резко скручиваются, разбрасывая семена. Это характерно для гороха, фасоли, других бобовых. Семена разбрасываются на не очень большое расстояние.

Рис. 5. Автохория фиалки

Зоохория - распространение семян и плодов растений с помощью животных.

Бешеный огурец

На сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами может выстреливаться из плода. Такие семена могут прилипнуть к человеку или животному, задевшему плод.

Плоды лопуха (см. Рис. 6) или череды снабжены острыми зубчиками или крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или одежде людей, которые разносят их на большие расстояния.

Рис. 6. Плоды лопуха

Сочные плоды брусники (см. Рис. 7), черники, бузины и др. поедаются животными, в основном, птицами. Их семена защищены твердой оболочкой и не перевариваются. Поэтому выбрасываются вместе с пометом.

Орнитохория - распространение семян птицами.

Рис. 7. Плоды брусники

Желуди, каштаны (см. Рис. 8) падают прямо под родительское растение. Как правило, такие плоды питательные, и многие животные делают из них запасы корма на зиму. Часто животное гибнет или не способно найти спрятанные запасы. В этом случае растение прорастает.

Рис. 8. Плод каштана

Антропохория - распространение семян растений с помощью человека.

При перевозке различных грузов семена и плоды растений могут прилипнуть к тюкам или мешкам. При их разгрузке семена могут отпадать и прорастать. Также семена могут прилипать к транспорту.

Перенос семян может происходить между континентами. Так, из Европы в Америку был завезен подорожник . Из Америки в Европу были завезены амброзия (см. Рис. 9) и ромашка пахучая.

Рис. 9. Амброзия

У одного вида растений могут сочетаться различные виды распространения плодов и семян. Так, семена фиалки, помимо саморазбрасывания, распространяются муравьями (имеют питательные придатки, привлекающие муравьев).

Плоды вяза распространяются ветром и водой.

Мирмекохория - распространение семян муравьями.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru ().
  2. Cosmoschool.ru ().
  3. School.xvatit.com ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 151, задания и вопросы 1, 5 ().
  2. Какие приспособления имеют семена для распространения ветром?
  3. Что такое зоохория? Для каких растений она характерна?
  4. * Существует ли наиболее выгодный способ распространения семян? Какой? Аргументируйте как отрицательный, так и положительный ответы.


Похожие публикации