Социальная стратификация характеризуется. Социальная стратификация

Есть часть социальной системы, которая выступает как совокупность наиболее устойчивых элементов и их связей, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы. Она выражает объективное деление общества на , классы, слои, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Социальная структура образует каркас социальной системы и определяет во многом стабильность общества и его качественную характеристику как социального организма.

Понятие стратификации (от лат.stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации. Так, согласно марксистской школе социологии , в основе неравенства лежат отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства. По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит от важности их профессиональной деятельности и вклада , который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов ), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);
  • политическую (по критериям влияния и власти);
  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);
  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);
  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
  • богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);
  • власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;
  • образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;
  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

  • высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
  • низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
  • высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
  • низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
  • высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
  • низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов — богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

Социальная стратификация - это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Дж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П.Сорокин выделял три вида стратификации:

1) экономическую (по критериям дохода и богатства);

2) политическую (по критериям влияния и власти);

3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т.д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т.д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на Других людей и т.д.).

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.

В историческом плане выделяют 4 типа стратификационных систем: - рабство,- касты,- сословия,- классы .

Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены.

Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.

Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строго определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.

Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличии от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существуют возможности для свободного перехода из одной страты в другую.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам:полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы,ловкости, красоты и др.

этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти.

социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда. Ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.).

культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для до индустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократическое).

культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, - все это может служить основанием ранжирования социальных групп).

социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труд не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтом исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

Развитие идей стратификации

Рождение представлений о социальной стратификации связано с развитием идей о социальной структуре. Структурный подход к обществу разрабатывали многие социологи второй половины XIX — первой половины XX в., начиная с О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера и заканчивая Э. Дюркгеймом и Т. Парсонсом. В рамках представлений о социальной структуре и социальных функциях появилось понимание того, что все отношения в обществе — между системами и общностями разных типов или между социальными группами и конкретными людьми — размещены в системах разного ранга. Такие устойчивые типы институциональных связей, конкретного поведения людей придают обществу стабильность.

В еще в период своей жизни в России и в первые годы пребывания за границей (1920-е гг.) систематизировал целый ряд понятий, которые позже приобрели ключевую роль в теории стратификации («социальная мобильность», «одномерная» и «многомерная стратификация» и др.). В развитие теории социальной стратификации также внесли вклад представители разных течений западной социальной мысли. Теория вобрала в себя идеи М. Вебера о классах в индустриальном обществе. В се рамках получила развитие структурно-аналитическая традиция, к чему оказался причастен некоторыми работами Т. Парсонс . Ряд авторов(Р. Дарендорф, Р. Коллинз) привнесли в нее идеи социального конфликта. Наконец, важной вехой в становлении теории социальной стратификации в 1940-х гг. явилась многолетняя дискуссия, которую стимулировали работы американских исследователей К. Дэвиса и У. Мурак

Тот факт, что в разработке теории стратификации немалую роль сыграли американские ученые, нельзя считать случайностью. Именно в американском обществе проявились те качества социальной организации, которые особо отмечались на первоначальном этапе становления теории: смягчение классовых различий, большой удельный вес в стратификационных процессах ранжированного социального вознаграждения, личностных достоинств и т. п. Стратификационная методология, усовершенствованная американскими социологами, оказалась достаточно эффективной. Ее не раз использовали в изучении обществ с иными типами культуры и социальной структуры. Теория стратификации позволяет понять целый ряд аспектов в исторической динамике российского общества, о чем будет сказано ниже.

Социальная стратификация и социальная дифференциация

Под социальной стратификацией понимается наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В таком иерархически выстроенном распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения; с их помощью в любой социальной системе возникает возможность стимулировать одни виды деятельности и взаимодействия, терпимо относиться к другим и подавлять третьи.

Социальное расслоение отличается от социальной дифференциации. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему; оно подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием (или репрессией) разных форм деятельности. Например, любителей рыбной ловли можно выделить в группу людей, которые определенным образом проводят свободное время. Это занятие выступает дифференцирующим качеством, которое в лучшем случае позволяет рыболовам объединиться в любительское общество, но оно, как правило, остается нейтральным по отношению к ведущим процессам расслоения. В некоторых случаях оно может характеризовать использование свободного времени определенных слоев и групп, что связано с расслоением весьма косвенным образом. Иное дело принадлежность людей к рыболовству как виду хозяйственной деятельности общества. В этом случае речь идет о профессиональном занятии, которое свидетельствует о включенности работников в общественное разделение труда, о конкретном их положении в иерархии социальных статусов.

Основания социальной стратификации

Выдвигая постулат неравных доходов, социальных возможностей и престижа, лежащих в основе социального расслоения, сторонники теории стратификации опираются на непосредственные наблюдения, на анализ исторического материала: где бы ни возникала социальная среда, она всегда оказывалась определенным образом организованной, т. е. одни люди и группы выступают лидерами, другие — исполнителями; в ней есть более, а есть менее уважаемые члены сообщества; в зависимости от статуса распределяются привилегии и награды, права и обязанности. Без такой иерархизированной шкалы отношений невозможны эффективное взаимодействие и результативная деятельность.

Указанная всеобщность позволяет рассмотреть факторы и основания процессов социальной стратификации. Естественная основа этих процессов - социальные связи людей , т. е. в данном случае речь идет о спонтанно самоорганизующейся, системно- функциональной целесообразности, в соответствии с которой в любом обществе выстраивается иерархия статусов, ролей, норм. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать социум в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы. Данное основание позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, профессиональные группы, социальные институты и проч.), анализировать их характеристики (социальные статусы, нормы деятельности, роли), а также их взаимосвязи, которые различаются между собой по уровню устойчивости, структурной сложности.

Существует ценностно-символическая основа стратификации. Она связана с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментально-смысловым значением. Любая комбинация статусов, ролей и норм обретает в обществе или группе прочность только в том случае, если она признана и позитивно обозначена в представлениях подавляющего большинства членов. Рационально-психологическая легитимизация разных ценностных шкал позволяет людям легко ориентироваться в системе статусов и ролей, согласовывать их со своими потребностями, выстраивая поведение с расчетом на определенный результат. Этот уровень анализа нацелен на изучение ценностей, предпочтений, символов разных социальных слоев.

Следующее основание стратификации связано с понятием меры , т. е. границ, в которых происходит упорядочение социальных связей и ценностных представлений. Речь идет о системе мотиваций, поощряющих одни действия, отношения, и о запретах, предупреждающих другие. Таким образом, мотивационно-репрессируюицие основания как бы задают пределы, в которых развиваются целесообразные (для данного общества в данных условиях) формы организации и отсекаются разрушительные. Легче подвергать анализу природу и значение мотиваций и наказаний в период резкой смены стратификационных моделей (войн, революций, реформ и т. п.), когда прежняя мо- тивационная система быстро разрушается, а новая еще не закреплена. На этом фоне ослабляется институционально-репрессивный контроль, но обнажаются и усиливаются первичные типы связей и норм (кровнородственные, этнические, территориально-соседские); в этих условиях также оживают криминальные мотивы, неправовые стимулы достижения выгодного положения. Подобная ситуация позволяет вычленить разные типы мотиваций, которые в эволюционные периоды социального развития не выступают столь отчетливо.

Многие антропологи на примере досовременных и сохранившихся архаических сообществ проследили положительную связь между, во-первых, территорией и природной средой, во- вторых, удовлетворением изначальных (первичных) потребностей человека и, в-третьих, формами взаимодействия, ценностно-стимулирующими системами. В ряде работ прослеживается также изменение социальной структуры в обществах, находящихся в состоянии перехода от традиционного к модернизированному этапу развития. Исследователи выявили, например, что ранговая и ролевая дифференциации впрямую могут быть связаны с размером популяции. Следовательно, можно говорить о влиянии, которое оказывает демографический фактор на стратификацию. Большое воздействие на стратификационные процессы приобретают и такие антропологические качества людей, как пол, физические, психологические способности, а также признаки, осваиваемые с первых дней жизни, — семей- но-родственные связи, этнонациональные стереотипы и др.

Характер и социальные функции процессов социальной стратификации

Из всего сказанного выше вытекает, что процессы слособразования в длительной перспективе выполняют функции по организации и перераспределению антропологической, социальной энергии, а также культурных ресурсов общества. Подобные процессы позволяют сопрягать достаточно разноплановые взаимозависимости общества и внешней среды; ответ общества на изменение внешних условий; действие внутренних факторов; ограничения, налагаемые на общество собственным предыдущим опытом (традициями, укорененными нормами, базисными духовными ценностями). Таким образом, процессы слоеобразования выполняют в социальном движении важную регулятивно-организующую роль, помогая обществу на каждом новом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям. Тем самым через механизмы стратификации общество развивает новые формы социального взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на требования времени и вместе с тем сохранять свою социальную и культурную идентичность.

Говоря о фундаментальном характере процессов социальной стратификации, следует учитывать разнообразные исторические, культурно-цивилизационные и государственные формы их проявления. Так, если иметь в виду Новое время, то процессы стратификации в странах западно-европейской культуры отличались от процессов в странах Востока по таким параметрам, как поляризация и динамика стратификационных процессов, значение классообразующей компоненты, содержание и членение ценностно-статусных шкал и др. В странах Запада стратификационные различия — классовые противостояния, национальные столкновения, религиозные войны — принимали нередко остро конфронтационный характер.

Вместе с тем и традиционные общества, и тем более общества современного типа выработали немало защитных мер, которые нацеливаются на смягчение статусно-ролевых конфликтов и разного рода напряжений. Распространенные государственные меры в этом направлении сводятся к правовому регулированию отношений между представителями разных слоев, классов и сословий, к перераспределению средств от наиболее обеспеченных слоев в пользу бедных, к социальной защите и правовым гарантиям уязвимых слоев (детей, престарелых, инвалидов), к развитию института социального попечительства, индивидуальных пожертвований и личного милосердия по отношению к бедным и немощным людям. Указанные тенденции дестратификации , которые стимулируются как государственными, муниципальными структурами, так и общественными организациями, все же не в состоянии устранить целостные стратификационные механизмы социальной организации. Следует лишь учитывать, что механизмы стратификации проявляются в разных странах в различных формах и с неодинаковой степенью остроты и интенсивности.


Министерство образования РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

контрольная работа

по дисциплине «Социология»

на тему

«Социальная стратификация общества»

Вариант № 11

Исполнитель: Хасанова М.В.

Специальность: Ф и К

№ зачетной книжки: 04ФФД41122

Руководитель: Зайнетдинов Ш.Р.


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

ВВЕДЕНИЕ:

Рассматривая первый вопрос, раскрою суть, структурирования общества, дам определение понятия «стратификации», что такое социальная стратификация, что отражает и какие причины социальной стратификации. Какие критерии используются для расположения страт.

Рассматривая типы стратификационных систем, раскрою их содержание.

В ответе на второй вопрос охарактеризую западные социологические теории социальной стратификации: марксистская, функциональной значимости, концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, французского социолога А. Турена, американского социолога А. Барбера.

Излагая третий вопрос, рассмотрю концепции стратификации проблему неравенства, каков их взгляд на размещение слоев в иерархическом подчинении.

1 Вопрос.

Понятие социальной «стратификации общества». Причины социальной стратификации. Типы стратификационных систем.

Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось - неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти . Возникали касты , потом сословия , а не так давно классы.

Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса-рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации . Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и т.д. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты .

Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: крестьяне, купцы, воины и священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа.

Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.
Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика.
Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Существует множество стратификационных критериев, по которым возможно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социальной расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

Ниже предлагается ДЕВЯТЬ ТИПОВ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ко-торые, могут быть использованы для описания лю-бого социального организма, а именно:

1.Физико-генетическая 2.Рабовладельческая

3.Кастовая 4.Сословная

5.Этакратическая 6.Социально-профессиональная

7.Классовая 8.Культурно-символическая

9.Культурно-нормативная

ФИЗИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ стра-тификационная система, в основе которой лежит дифференциация со-циальных групп по "естественным", социально-демографическим приз-накам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их по-лом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физи-ческими недостатками считаются здесь ущербными и занимают прини-женное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или путем его фактического применения, а затем закрепляется в обычаях и ритуа-лах. В настоящее время, лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротичес-кой пропагандой.

Вторая стратификационная система - РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ - также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы со-вершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, бо-лее того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях. Примеры: это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже достаточно разнообразны. Античное рабство держалось в основном за счет заво-еваний.

Третий тип стратификационной системы - КАСТОВАЯ. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет из себя замкнутую, насколько это возможно, эндогам-ную группу, которой отводится четкое место в общественной иерар-хии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут зани-маться: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Высшее по-ложение занимает каста "идеологов", обладающих неким сакральным знанием. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне огра-ничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

Четвертый тип представлен СОСЛОВНОЙ стратификационной систе-мой. В этой системе группы различаются юридическими правами, ко-торые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и нахо-дятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обя-занностями имеются в виду обязательства перед государством, зак-репленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей.

Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в ЭТАК-РАТИЧЕСКОМ обществе (от французского и греческого - "государс-твенная власть"). В нем дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных ие-рар иях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных рупп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же фор-мальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-эт-нические, экономические и культурные - играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий, размеры регулируемой собственности, уровень личных доходов и пр.) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юриди-чески - через чиновные Табели о рангах, военные уставы, присвое-ние категорий государственным учреждениям, - а могут оставаться вне сферы государственного законодательства (хорошим примером служит, например, система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Независимость от юриди-ческого оформления, возможность полной формальной свободы членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций - также отличают этакратическую систему от сословных членений. Этакратическая сис-тема обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

Далее следует шестая, СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ стратифика-ционная система. В рамках этой системы группы делятся по содержа-нию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалифика-ционные требования, предъявляемые к той или иной профессионально роли - обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Ут-верждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипло-мов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпора-ции (профессионального цеха). Причем, сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории имеются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь - либо развитым разделением тру-да. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система ат-тестатов и дипломов о полученном образовании, научных степеней и званий, открывающих дорогу к квалифицированным и престижным рабо-чим местам.

В социологических исследованиях теория социальной стратификации не имеет единой целостной формы. Основу ее составляют разноплановые концепции, касающиеся теории классов, общественных масс и элит, как взаимодополняющие, так и не соответствующие друг другу. В качестве основных критериев, определяющих исторические типы стратификации, выступают имущественные отношения, права и обязанности, система подчинения и др.

Основные понятия стратификационных теорий

Стратификация представляет собой «иерархически организованное взаимодействие групп людей» (Радаев В. В., Шкаратан О. И., «Социальная стратификация»). К критериям дифференциации применительно к историческому типу стратификации относятся:

  • физико-генетический;
  • рабовладельческий;
  • кастовый;
  • сословный;
  • этакратический;
  • социально-профессиональный;
  • классовый;
  • культурно-символический;
  • культурно-нормативный.

При этом собственный критерий дифференциации и способ выделения различий будут определять все исторические типы стратификации. Рабство, например, как исторический тип в качестве основного критерия будет выделять права гражданства и собственности, а в качестве способа детерминации - кабальное право и военное принуждение.

В наиболее обобщенном виде можно представить следующим образом исторические типы стратификации: таблица 1.

Основные типы стратификации

Определение

Субъекты

Форма неравенства, при которой одни индивиды являются полной собственностью других.

рабы, рабовладельцы

Социальные группы, придерживающиеся жестких норм группового поведения и не допускающие в свои ряды представителей иных групп.

брахманы, воины, крестьяне и др.

Сословия

Большие группы людей, имеющих одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.

духовенство, дворяне, крестьяне, горожане, ремесленники и др.

Социальные общности, выделяемые по принципу отношения к собственности и общественному разделению труда.

рабочие, капиталисты, феодалы, крестьяне и др.

Следует отметить, что исторические типы стратификации - рабство, касты, сословия и классы - не всегда имеют четкие границы между собой. Так, например, понятие касты используют преимущественно к индийской стратификационной системе. Категорию брахманов мы не встретим в какой-либо другой Брахманы (они же жрецы) наделялись особыми правами и привилегиями, которых не было больше ни у одной другой категории граждан. Считалось, что жрец говорит от имени Бога. По индийскому преданию, брахманы были созданы из уст Бога Брахмы. Из его рук были сотворены воины, главным из которых считался царь. При этом человек принадлежал к той или иной касте с рождения и не мог менять ее.

С другой стороны, крестьяне могли выступать как в качестве отдельной касты, так и в качестве сословия. При этом они также могли разделяться на две группы - простые и богатые (зажиточные).

Понятие социального пространства

Известный отечественный социолог Питирим Сорокин (1989-1968 гг.), исследуя исторические типы стратификации (рабство, касты, классы), в качестве ключевого понятия выделяет «социальное пространство». В отличие от физического, в социальном пространстве находящиеся рядом друг с другом субъекты могут одновременно располагаться на абсолютно разных ступенях. И наоборот: если к историческому типу стратификации относятся определенные группы субъектов, то совсем не обязательно, чтобы они территориально располагались рядом друг с другом (Сорокин П., «Человек. Цивилизация. Общество»).

Социальное пространство в концепции Сорокина имеет многомерный характер, включая в себя культурный, религиозный, профессиональный и другие векторы. Данное пространство тем более обширно, чем сложнее представляется общество и выделяемые исторические типы стратификации (рабство, касты и т. д.). Также Сорокин рассматривает вертикальный и горизонтальный уровни разделения социального пространства. Горизонтальный уровень включает в себя политические объединения, профессиональную деятельность, и др. Вертикальный - дифференциацию индивидов с точки зрения иерархической позиции в группе (руководитель, заместитель, подчиненные, прихожане, электорат и т. п.).

В качестве форм социальной стратификации Сорокин выделяет такие, как политическая, экономическая, профессиональная. Внутри каждой из них существует дополнительно собственная стратификационная система. В свою очередь, французский социолог (1858-1917 гг.) рассматривал систему разделения субъектов внутри профессиональной группы с точки зрения специфики их трудовой деятельности. В качестве особой функции данного разделения выступает создание между двумя или несколькими личностями чувства солидарности. При этом он приписывает ей моральный характер (Дюркгейм Э., «Функция разделения труда»).

Исторические типы социальной стратификации и экономическая система

В свою очередь, американский экономист (1885-1972 гг.), рассматривающий социальную стратификацию в рамках экономических систем, среди одной из ключевых функций экономических организаций выделяет поддержание/улучшение социальной структуры, стимулирование социального прогресса (Найт Ф., «Экономическая организация»).

Об особой связи экономической сферы и социальной стратификации для субъекта пишет американо-канадский экономист венгерского происхождения Карл Поланьи (1886-1964): «Человек действует не для того, чтобы обеспечить свои личные интересы в сфере владения материальными благами, он стремится гарантировать свой социальный статус, свои социальные права и преимущества. Материальные же предметы он ценит лишь постольку, поскольку они служат этой цели» (Поланьи К., «Общества и экономические системы»).

Классовая теория в социологической науке

Несмотря на определенную родственность характеристик, в социологии принято дифференцировать исторические типы стратификации. Классы, например, следует отделять от понятия Под социальным слоем подразумевают общественную дифференциацию в рамках иерархически организованного общества (Радаев В.В., Шкаратан О.И., «Социальная стратификация»). В свою очередь, социальный класс является группой свободных в политическом и правовом отношениях граждан.

К наиболее известному примеру классовой теории принято относить концепцию Карла Маркса, в основе которой - учение об общественно-экономической формации. Смена формаций приводит к появлению новых классов, новой системы взаимодействия и производственных отношений. В западной социологической школе существует ряд теорий, определяющих класс как многомерную категорию, что, в свою очередь, приводит к опасности стирания грани между понятиями «класс» и «страта» (Жвитиашвили А. С., «Интерпретация понятия «класс» в современной западной социологии»).

С позиции других социологических подходов исторические типы стратификации подразумевают также разделение на высший (элитарный), средний и низший классы. Также возможные вариации данного разделения.

Понятие элитарного класса

В социологии понятие элиты воспринимается достаточно неоднозначно. Например, в стратификационной теории Рэндалла Коллинза (1941) в качестве элиты выделяется группа лиц, очень многими распоряжающаяся, при этом мало с кем считающаяся (Коллинз Р.«Стратификация сквозь призму теории конфликта»). (1848-1923), в свою очередь, разделяет общество на элиту (высшая страта) и неэлиту. Элитарный класс также состоит из 2 групп: правящая и неправящая элита.

К представителям высшего класса Коллинз относит глав правительств, предводителей армий, влиятельных бизнесменов и т. д.

Мировоззренческие характеристики данных категорий определяются, прежде всего, продолжительностью нахождения данного класса у власти: «Ощущать готовность к подчинению становится смыслом жизни, а неподчинение рассматривается в этой среде как нечто немыслимое» (Коллинз Р., «Стратификация сквозь призму теории конфликта»). Именно принадлежность к данному классу определяет ту степень власти, которой обладает индивид как ее представитель. При этом власть может носить не только политический, но и экономический, религиозный и идеологический характер. В свою очередь, данные формы могут быть связаны между собой.

Специфика среднего класса

К данной категории принято относить так называемый круг исполнителей. Специфика среднего класса такова, что его представители одновременно занимают доминирующее положение над одними субъектами и подчиненное по отношению к другим. Средний класс также имеет собственную внутреннюю стратификацию: высший средний класс (исполнители, имеющие дело только с другими исполнителями, а также крупные, формально самостоятельные бизнесмены и профессионалы, зависимые от хороших отношений с клиентами, партнерами, поставщиками и др.) и низший средний класс (администраторы, управляющие - те, кто находится на низшей границе в системе властных отношений).

А. Н. Севастьянов характеризует средний класс как антиреволюционный. По мнению исследователя, данный факт объясняется тем, что представителям среднего класса есть что терять - в отличие от класса революционного. То, что средний класс стремится приобрести, можно получить и без революции. В связи с этим представители данной категории равнодушны к вопросам переустройства общества.

Категория рабочего класса

Исторические типы социальной стратификации общества с позиции классов в отдельную категорию выделяют класс рабочих (низший класс в иерархии общества). Его представители не включены в организационную коммуникационную систему. Они направлены на непосредственное настоящее, а зависимое положение формирует у них определенную агрессивность в восприятии и оценке общественной системы.

Для низшего класса характерно индивидуалистическое отношение к себе и собственным интересам, отсутствие устойчивых социальных связей и контактов. Данную категорию составляют временные чернорабочие, перманентные безработные, нищие и т. д.

Отечественный подход в теории стратификации

В российской социологической науке также существуют различные взгляды на исторические типы стратификации. Сословия и их дифференциация в обществе - это основа социально-философского мышления в дореволюционной России, которая впоследствии вызывала споры в советском государстве до 60-х годов ХХ века.

С началом же хрущевской оттепели вопрос социальной стратификации подпадает под строгий идеологический контроль со стороны государства. Основу социальной структуры общества представляет класс рабочих и крестьян, также отдельную категорию составляет прослойка интеллигенции. Перманентно в общественном сознании поддерживается идея о «сближении классов» и формировании «социальной однородности». В то время темы бюрократии и номенклатуры в государстве замалчивались. Начало активных исследований, объектом которых были исторические типы стратификации, закладываются в перестроечный период с развитием гласности. Внедрение рыночных реформ в экономическую жизнь государства обнаружило серьезные проблемы в социальном устройстве российского общества.

Характеристика маргинальных слоев населения

Также отдельное место в социологических стратификационных теориях занимает категория маргинальности. В рамках социологической науки под данным понятием принято понимать «промежуточное положение между социальными структурными единицами, либо самое низкое положение в социальной иерархии» (Галсанамжилова О. Н., «К вопросу о структурной маргинальности в российском обществе»).

В данном понятии принято выделять два типа: Последняя характеризует промежуточное положение субъекта при переходе от одной социально-статусной позиции к другой. Данный вид может быть следствием социальной мобильности субъекта, а также результатом смены социальной системы в обществе при кардинальных изменениях в образе жизни субъекта, виде деятельности и др. Социальные связи при этом не разрушаются. Характерным признаком данного вида является определенная незавершенность процесса перехода (в отдельных случаях субъекту сложно адаптироваться к условиям новой социальной системы общества - происходит своего рода «зависание»).

Признаками периферийной маргинальности являются: отсутствие объективной принадлежности субъекта к определенной социальной общности, разрушение его прошлых социальных связей. В разных социологических теориях данный тип населения может носить такие названия, как «аутсайдеры», «изгои», «отверженные» (у некоторых авторов - «деклассированные элементы») и др. В рамках современных стратификационных теорий следует отметить исследования статусной неконсистентности - несоответствия, рассогласованности определенных социально-статусных характеристик (уровень дохода, профессия, образование и т. д.). Все это приводит к дисбалансу стратификационной системы.

Теория стратификации и комплексный подход

Современная теория стратификационной системы общества находится в состоянии трансформации, вызванной как изменением специфики ранее существовавших социальных категорий, так и образованием новых классов (прежде всего, вследствие социально-экономических реформ).

В социологической теории, рассматривающей исторические типы стратификации общества, значимым моментом является не сведение к одной доминирующей социальной категории (как в случае с классовой теорией в рамках марксистского учения), а проведение широкого анализа всех возможных структур. Отдельное место следует отвести комплексному подходу, рассматривающему отдельные категории социальной стратификации с точки зрения их взаимосвязи. В данном случае возникает вопрос иерархии данных категорий и характера их влияния друг на друга в качестве элементов общей социальной системы. Решение подобного вопроса подразумевает исследование различных стратификационных теорий в рамках сравнительного анализа, сопоставляющего ключевые моменты каждой из теорий.



Похожие публикации