Тайны и легенды лилии литвяк. Пропавшая в облаках

Лидия Литвяк - самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, чей рекорд по одержанным в воздухе победам занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. На персональном счету Героя Советского Союза Лидии Литвяк значатся 12 сбитых вражеских самолётов, и ещё четверых стервятников она воткнула в советскую землю в составе группы, то есть с помощью своих товарищей-пилотов. В данном случае речь идёт о подтверждённых победах. В реальности она сбила на пару самолётов больше. Итого: 18 поверженных захватчиков и ещё один аэростат - корректировщик артиллерийского огня. При этом воевала Лидия Литвяк всего один год. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. В свои неполные 22 года при освобождении Донбасса она пропала без вести…

О Лидии Литвяк написано множество статей и снято несколько документальных фильмов. В них очень подробно описан весь боевой путь героической лётчицы: где и при каких обстоятельствах она карала врагов, над какими городами и сёлами сбивала «мессеры» и «юнкерсы», за какие подвиги получала награды. Я не стану дублировать эти факты, а расскажу вам несколько историй из короткой, но очень яркой жизни белокурой красавицы Лиды Литвяк. Простые «человеческие» истории, которые мне показались наиболее интересными.

Начну с удивительного совпадения - Лида, которую все домашние и близкие друзья называли Лилей, родилась 18 августа 1921 года - во Всесоюзный день авиации. Она всегда невероятно гордилась этим фактом. Девушка была безумно влюблена в небо и в самолёты. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, и уже в 15-ть совершила свой первый самостоятельный полет. После того, как Литвяк окончила Херсонское лётное училище, она стала лётчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов. Вы только вдумайтесь в это: миниатюрная девятнадцатилетняя красотка подготовила для страны 45 военных пилотов!

Когда началась война, советское командование приняло решение сформировать из женщин-добровольцев три женских авиаполка под руководством легендарной лётчицы Марины Расковой .

И Лидия Литвяк приложила все усилия, чтобы попасть в новую часть. Кстати, чтобы быть зачисленной в 586-й истребительный авиаполк, Литвяк приписала к своему налёту 100 недостающих часов. То есть, она совершила серьёзный подлог во имя великой цели - ради изгнания захватчиков с территории Родины.

Лидия успешно освоила истребитель «Як-1» и в первом же своём бою в небе над Саратовом в составе группы сбила свой первый вражеский самолёт-бомбардировщик - «Юнкерс Ju-88». А вот во время второго боевого вылета над Сталинградом молодая лётчица совершила невероятное - она сбила сразу два самолёта: бомбардировщик «Юнкерс Ju-88» и истребитель «Мессершмитт Bf.109». Причём, сделала это, выручая из беды свою подругу Раю Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Две победы - в одном бою! Да ещё и во время своего второго (всего лишь второго!) по счёту вылета! Вы знаете, не каждый советский мужчина-пилот мог осенью 1942 года похвастать подобным достижением. То есть, отсутствие боевого опыта у Литвяк целиком перекрывалось удивительным лётным мастерством. И везением, наверное, тоже.

Некоторые источники сообщают, что немецкий лётчик сбитого Me-109, который приземлила Лидия, оказался бароном, одержавшим до этого 30 воздушных побед. Пленённый барон во время допроса пожелал познакомиться со своим победителем. К нему на встречу пришла белокурая, хрупкая, нежная с вида, голубоглазая девушка. Это попросту взбесило барона. Он посчитал, что русские захотели над ним поиздеваться! Бывший немецкий небожитель пришел в ярость и воскликнул: «Вы смеетесь надо мной!? Я - лётчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот лётчик дрался мастерски!».

А вот когда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, барон изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, девушке, которая свергнула его с небес.

Даже на войне женщина хочет оставаться женщиной. Об этом в мемуарах сослуживцев Литвяк есть одно забавное воспоминание. Однажды Лидия вышла на общее построение с шикарным и необычным меховым воротником на лётной куртке. Это было не по Уставу. А потом все вдруг поняли, откуда взялся мех - Лидия срезала его со своих унтов и украсила им воротник. Командир Марина Раскова заметила эту женскую «штучку» и приказала Литвяк перешить всё обратно. И та всю ночь, вместо сна, находясь под арестом, возвращала унтам и куртке уставной вид.


По воспоминаниям однополчан Лида любила изящно одеваться. Она носила необычные вещи: белый подшлемник, вывернутую мехом наружу безрукавку, хромовые сапоги и длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка. Летом в кабине её истребителя всегда находился букетик полевых цветов. После нескольких побед в небе над Сталинградом Лидия заслужила право на персональный бортовой знак - на фюзеляже её «Яка» появилась нарисованная белая лилия. А в эфире стали звучать новые радиопозывные: либо просто «Лилия» , либо «Белая Лилия - 44» . 44 - это по бортовому номеру её самолета. Да и саму девушку часто стали называть не Лидой, а Лилей.

Очень интересный случай произошёл с ней в середине февраля 1943-го.

В одном из боёв её самолёт «Як-1» был подбит, и лётчица совершила вынужденную посадку на вражеской территории. К ней бросились немецкие солдаты-пехотинцы и попытались взять Лидию в плен. Она стала отстреливаться из пистолета. И когда у Лиды остался только один патрон, на выручку прилетел наш штурмовик. Он пронёсся над головами гитлеровцев, и, поливая их огнём, заставил зарыться в землю. А затем приземлился рядом с Белой Лилией и взял её к себе на борт. Ну, вот прямо готовая слёзо-выжимательная сцена для героического художественного фильма! Только если её снять, то зрители скажут: - Не верим! Не бывает такого!...

Однако, бывает. Ещё как бывает!

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину. Для справки, вдруг кто не знает: ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый - его прикрывать. Между ведущим Соломатиным и ведомой Литвяк возникла любовь, и спустя несколько месяцев совместных полётов, в апреле 43-го, в перерыве между боями пара поженилась. Но фронтовое семейное счастье оказалось не долгим…

21 мая муж Лиды Герой Советского Союза Алексей Соломатин погиб в авиакатастрофе.

А ещё через месяц от множественных ранений скончалась лучшая подруга Лиды - Катя Буданова .

Этот роковой 1943-й год стал последним и для самой Лидии Литвяк. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе.

1-го августа 1943 года Белая Лилия совершила свой последний полёт. В тот день гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, (особо акцентирую: четыре боевых вылета!) в ходе которых лично сбила два самолёта противника и ещё один в группе. Из последнего четвёртого вылета она не вернулась…

То ли сказалась физическая усталость и эмоциональное напряжение, то ли отказало оружие. В бешеной круговерти смертельной карусели жаркого воздушного боя самолёт с Белой Лилией на борту был подбит, но упал не сразу, а вошёл в зону облаков и исчез...

Через две недели Лиде Литвяк должно было исполниться 22 года.

Долгое время отважная пилотесса считалась пропавшей без вести. Конечно же, её искали. И сразу после освобождения Донбасса, и после войны. Искали долго и упорно. Так, например, в 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд под названием РВС, что расшифровывается как Разведчики Военной Славы. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята-разведчики узнали от местных жителей, что летом 1943 года на окраине хутора упал советский истребитель. Его пилотом, раненным в голову, была девушка. Похоронили её в селе Дмитровка Шахтерского района в братской могиле. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Белую Лилию опознали по двум белым косичкам.

Только спустя 45 лет после гибели лётчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания».

А в 1990 году ей было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

P.S.

Подборка колоризированных фотографий о войне. Посмотрите - какие прекрасные лица!

Девушки, воевавшие в Великую Отечественную, - тема общеизвестная. Советский Союз оказался единственной страной, где женщины выступали не только в обычной роли связисток и санитарок, но и регулярно сражались на передовой. Снайперши РККА стали всемирно известным феноменом, санинструкторы тысячами погибали на поле боя, но вынесли на себе колоссальное количество раненых, известны девушки, воевавшие даже в танковых войсках. Своего рода "брэндом" советской авиации стали "ночные ведьмы" - женские бомбардировочные подразделения. Однако девушки служили не только в ударной авиации.

Мечта о небе

Среди советских лётчиков-истребителей выделяется один совершенно необычный персонаж. Увидев Лидию Литвяк без униформы, вряд ли можно было бы представить, что это - воздушный ас. Хрупкая блондинка студенческого возраста, бравшая букетики в кабину самолёта, странно смотрится среди суровых лиц ветеранов воздушных боёв. Однако она не просто побывала за штурвалом Яка. В то время как подавляющее большинство лётчиков-истребителей не успевало сбить за свою карьеру ни одного самолёта или сбить 1–2, Литвяк добилась дюжины индивидуальных побед и нескольких групповых. Юная девушка отличалась агрессивным эффектным стилем воздушного боя и с полным правом вошла в элиту боевой авиации антигитлеровской коалиции.

Родители Лидии перебрались из деревни в Москву по окончании Гражданской войны. Будущая лётчица родилась в 1921 году. По иронии судьбы 18 августа - день её рождения - вскоре стал отмечаться как день советской авиации. Звёзды сошлись удачно: юная Литвяк с детства болела небом. Благо 20-е и 30-е годы стали не только временем тяжёлых испытаний для страны, но и короткой эпохой надежд и безоглядной веры в прогресс. Авиацией увлекались многие, и когда четырнадцатилетняя Лидия поступила в аэроклуб, то ужаснула мать, но никого не удивила.

Девушка осваивала воздух стремительно: в 15 она уже пилотировала кукурузник У-2 самостоятельно, а затем окончила школу лётчиков-инструкторов в Херсоне. Ещё старшеклассница, но уже полноценная авиатрисса: Литвяк не только летает сама, но и учит других. Советский Союз отчаянно нуждался в кадрах, стране остро недоставало любых специалистов, так что опытный пилот ценился всегда, хотя бы и несовершеннолетняя девушка. На карьере Литвяк не сказалась даже типичная трагедия эпохи: в 1937 году её отец попал под каток репрессий и погиб в тюрьме, однако на судьбе самой Лидии эта история не отразилась.

До лета 1941 года Литвяк подготовила четыре десятка лётчиков. Затем началась война, и она сразу же попросилась на фронт в боевые части. Поначалу энтузиазм двадцатилетней девушки вызвал кислую реакцию у командования. Использование женщин в боевой авиации ещё не планировалось. Однако в это время личное дело Лидии попалось на глаза живой легенде отечественной авиации - Марине Расковой.

Раскова сама была неординарным персонажем. Одна из трёх первых женщин - Героев Советского Союза, воздушный штурман, лётчица с опытом полётов в экстремальных условиях, ставившая рекорды в небе. Опыт, энергия и квалификация принесли Расковой изрядный авторитет в воздушных силах, а её связи тянулись очень высоко, вплоть до личных контактов со Сталиным. С началом войны она предложила создать несколько женских авиационных частей. Энергия и связи Расковой позволили ей продавить эту идею, и осенью 1941 года началось формирование трёх женских авиаполков - 587-го бомбардировочного (будущий 125-й гвардейский), 588-го ночного бомбардировочного (знаменитые "ночные ведьмы") и, наконец, 586-го истребительного.

Лидия Литвяк стремилась попасть именно в истребительную авиацию. Её желание вступить именно в этот полк было настолько острым, что она тайком приписала себе сто часов налёта. Быть может, это не самое ответственное поведение, однако эта хитрость оправдалась: советская авиация получила превосходного истребителя - энергичного и инициативного. Иной раз даже чрезмерно инициативного. Лидия отличалась своенравным и даже немного шпанистым характером. Впервые склонность к риску даже в обход приказаний в ней отметили ещё во время обучения на авиабазе неподалёку от Энгельса. С одним из самолётов произошла авария, ему требовалось привезти запасной винт. Из-за метели полёты были запрещены.

Однако Лидия просто запрыгнула в кабину и полетела на место аварии без приказа и дозволения. Руководитель авиашколы объявил ей выговор, зато Раскова заявила, что гордится такой ученицей. Кажется, Раскова видела в Лидии черты собственного характера. Иногда, впрочем, проблемы Лиды с дисциплиной проявлялись комичным образом. Так, однажды она срезала кусок меха с унтов, чтобы сделать из него модный воротничок к комбинезону. Тут Раскова уже не проявила снисхождения: Литвяк пришлось перешивать мех обратно. Правда, любви к мелкому украшению жизни она не потеряет даже на фронте, уже будучи опытным пилотом. Шарфики из парашютного шёлка, перешитые для большего удобства и изящества подшлемники - Лидия даже под огнём останется девушкой, а не только истребителем.

А вот к уровню пилотажа претензий не было. Литвяк, как и остальные девушки, выдерживала бешеный темп обучения с двенадцатичасовыми тренировками каждые сутки. Свирепость подготовки объяснялась просто: лётчицам предстояло воевать против противника умного, жестокого и не прощающего ошибок. Пилотирование Яка Лидия сдала на отлично и отправилась на войну.

Всё, что в воздухе, - враг

В сентябре 1942 года на земле шла самая грандиозная и жестокая битва в истории человечества - Сталинградская. Ставки были как никогда высоки, а выражение "любой ценой" никто не воспринимал как простую риторику. Люфтваффе начали эту битву грандиозной воздушной бомбардировкой Сталинграда, погубившей сразу десятки тысяч жителей. Бомбардировщики жестоко трепали идущие в Сталинград подкрепления и переправлявшиеся через реку суда с беженцами и ранеными. Именно в этом сражении Лидия Литвяк стала не просто девушкой на истребителе, а бойцом с грозной репутацией. Она с несколькими подругами воевала в мужском 437-м авиаполку наравне со всеми.

И воевала блестяще. В первом же своём воздушном бою Лида уничтожила бомбардировщик, а затем срубила истребитель, нацелившийся на её напарницу Раису Беляеву. Самолёт возвращается на базу с победой…

…И лётчица опять хулиганит. После успешных вылетов Лида, если у неё оставалось топливо, не отказывала себе в удовольствии покрутить фигуры высшего пилотажа над родным аэродромом. Эти шуточки стали одной из её визитных карточек. Командир полка смотрел на эти развлечения сквозь пальцы. Боевые задачи она выполняла успешно, а количество звёздочек на фюзеляже медленно, но неуклонно росло. Полк нёс тяжёлые потери, но Литвяк оставалась в строю, неизменно показывая цепкость, напор и хорошее тактическое мышление. Из-под Сталинграда она ушла закалённым в огне пилотом-истребителем.

Вскоре после Сталинградской битвы Литвяк впервые подбили. Она чуть не погибла, пойдя на вынужденную посадку на нейтральной полосе. Лидию спасли штурмовики, вместе с которыми она ходила на задание. Илы прижали огнём немцев, пытавшихся добраться до неё на земле, а затем один из "летающих танков" приземлился рядом. Литвяк влезла в кабину, и ильюшин благополучно ушёл от погони.

Весной 43-го почти на всём фронте наступило затишье, но лётчиков оно не касалось. Вылеты на прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков, перехват немецких ударных самолётов. В апреле Литвяк получила серьёзное ранение в крайне сложном бою. Её Як вышел на перехват бомбардировщиков над Ростовом. Яки атаковали немцев, Литвяк свалила один из юнкерсов, но во время свалки пуля попала ей в ногу. На повреждённый самолёт начали заходить уже немецкие истребители. Лидия отреагировала в своей манере - она пошла в отчаянную контратаку и не отвернула. Ей удалось уничтожить один из атаковавших её мессершмиттов ценой второго ранения и измочаленного собственного самолёта. После боя Як едва дотянул до аэродрома, Литвяк отрапортовала об успешном выполнении задания - и тут же свалилась от боли и кровопотери. Госпиталь она вскоре покинула самым естественным для себя образом - сбежала. Ещё не оправившись от ранения, она сбивает два мессера подряд. Один из лётчиков попал в плен и попросил о встрече с пилотом, который его сбил. Немецкий авиатор не поверил, что его самолёт уничтожила девушка. Литвяк пришлось на пальцах показывать, как именно она заходила ему в хвост, чтобы рассеять сомнения незадачливого аса.

Затем Лидия уничтожила необычную цель - аэростат-корректировщик. Немцы внимательно следили за тем, чтобы их драгоценный летательный аппарат не сбили, и Литвяк управилась с аэростатом хитростью - она спикировала на него со стороны солнца.

Этой бурной весной Литвяк познакомилась с другим асом - Алексеем Соломатиным. Военные романы часто завязывались быстро, оказывались бурными - и по понятным причинам несчастливыми. Но риск воспринимался как часть профессии, а в боях наступил перерыв в преддверии схватки под Курском, и Лидия могла урвать себе несколько недель покоя и простецкого человеческого счастья. Литвяк и Соломатин сошлись характерами, и, по словам однополчан, были отличной парой. Интересно, что Соломатин служил в полку, куда Литвяк в своё время не взяли: эта часть часто ходила на разведку далеко за линию фронта, и комполка майор Ерёмин отказался от девушек-лётчиц - в случае плена им пришлось бы хуже, чем мужчинам.

Военно-полевой роман продлился недолго: 21 мая 1943 года Соломатин погиб на глазах наземного персонала и любимой - смертельно раненный в бою, он не сумел посадить повреждённый самолёт. На похоронах Лидия кричала: "Я отомщу!" Вскоре убили её лучшую подругу Екатерину Буданову. За несколько недель Литвяк потеряла двух самых близких людей. Всё, что у неё осталось, - это самолёт, навыки воздушного боя и желание мстить. В ближайшие недели она уничтожает ещё два самолёта, получает новое ранение, но отказывается от госпитализации. Бои возобновились с прежним накалом, и ас двадцати одного года от роду участвует в них самым деятельным образом.

1 августа 1943 года Лидия пропала без вести во время боёв над Миус-фронтом в Донбассе. Она возвращалась с воздушного боя вместе с напарником.

Радистка Анна Скоробогатова рассказывала:

Очень часто наши погибали буквально при посадке: ну вот родной аэродром рядом… Расслабленность такая… А тут из-за тучки или со стороны солнца: вжик - и всё… Поэтому говорили: при посадке будь до предела, не расслабляйся…

Я с ними держала связь. Они говорят:

- Все тут, всё благополучно! Но это не её голос, а ведущего. А она была ведомой.

- Я - "Чайка-5", я - "Чайка-5". Пошла в атаку!

Что такое? Я ослышалась? Я начала записывать.

Тихо. Вдруг слышу такой крик. Знаете - такой крик, надрывом.

- Пошла!

И всё. Она не вернулась…

По словам напарника Литвяк Ивана Борисенко, восьмёрка Яков сцепилась с немцами, и лётчики потеряли друг друга в облаках. Он успел заметить, как из туч вывалился дымящийся Як, а уже на базе оказалось, что Лидия не вернулась на базу. На немецкой стороне в этот день в этом секторе тоже погиб истребитель-ас: из вылета не вернулся Ханс-Йорг Меркле, он также пропал без вести. Кто его убил, неизвестно, но существует некая вероятность, что это был прощальный удар Лидии Литвяк: оба самолёта исчезли рядом с деревней Дмитровка под Шахтёрском. Позднее Скоробогатова заметила, что, возможно, Лидия целенаправленно пошла в атаку, просто из бешеного желания отомстить. Так ли это, узнать невозможно, но такой поступок вполне в духе этой девушки.

Несколько десятилетий Лидия считалась пропавшей без вести. Из-за того что ни обломков самолёта, ни тела не нашли, ходила даже байка о том, что девушка спаслась с парашютом - и её будто бы видели в немецком тылу в обществе германских офицеров. Учитывая обстоятельства её жизни и характера, это откровенно безумный слух. Однако ясности в этом деле не было до конца 80-х годов. Учительница-энтузиастка из Красного Луча В. И. Ващенко по своему почину занялась поисками, и в результате удалось обнаружить останки. Тело лётчика сохранилось плохо, но по остаткам белья стало понятно, что это была женщина. После изучения останков было установлено, что они принадлежат Лидии. Судя по сохранившимся костям, она погибла мгновенно от ранения в лоб. Эта девушка не изменила себе и в последний момент жизни шла навстречу тому, кто её убил.

Лидия Литвяк прожила 21 год и за время войны сбила 11 самолётов и аэростат. Это делает её лучшей женщиной-истребителем всех времён и народов. Конечно, огненный шар над миусской степью - это не тот финал, которого она заслуживала. Судьба Лидии - это судьба всего её поколения, великолепно одарённого природой - и принёсшего себя в жертву.

О воздушных сражениях,

любви и смерти

гвардии лейтенанта командира звена 73 гвардейского истребительного авиационного полка Лилии Литвяк.

ТАСС Указом Президента СССР М.С.Горбачева 6 мая 1990 года гвардии лейтенанту Лидии Владимировне Литвяк было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). М.Тейлор, Д.Мандэй. Книга Гиннесса об авиации.
Рекорды, факты, достижения. -- 1992.
Самой результативной советской летчицей, летавшей во время Второй мировой войны на истребителе, и, таким образом, самой результативной в мире летчицей-истребителем была лейтенант Лидия Литвяк, служившая в смешанном 73-м гвардейском истребительном полку. Она погибла в бою 1 августа 1943 года в возрасте 22 лет, имея на своем боевом счету 12 подтвержденных воздушных побед, которые одержала, летая на истребителе Як-1. Осень 1942 года. План немецкого командования с ходу захватить Сталинград был сорван упорной обороной советских войск. Горит Сталинград. Командующий ВВС генерал А. А. Новиков перед командующими 8-й и16-й воздушных армий поставил задачу надежного прикрытия города от немецких бомбардировщиков. Группа истребителей вылетела в Сталинград на прикрытие переправы через Волгу, по которой переправлялась дивизия генерала А. И. Родимцева. Еще на подходе советские истребители атаковали Ю-88 и навязали им воздушный бой. Среди пулеметно-пушечной трескотни, помех и хриплых, простуженных басовитых мужских голосов в воспаленном фронтовом эфире раздался мелодичный девичий голос: "Атакую. Прикрой!.." И Як с белой лилией на борту стремительно и напористо устремился в атаку. Прогремела пушечная очередь, и фашистский бомбовоз, задымив, понесся к земле. А остальные Ю-88, побросав свои бомбы куда попало, не долетев до Сталинграда, повернули на свою базу. Фашистские асы были удивлены появлением в эфире женского голоса... Через несколько минут над фронтовым аэродромом появилась четверка Яков. Ведущий, качнув крылом, резко отвалил влево, за ним, с небольшими промежутками, -- второй, третий и четвертый. После посадки из кабины самолета выпрыгнул невысокого роста летчик с миловидным женским лицом. Вот летчик сдернул с головы шлемофон. Ветер растрепал красивые светлые волосы. Это была летчик-истребитель Лидия Литвяк. Какой короткой была жизнь этой замечательной девушки, вобравшей в себя лучшие человеческие качества и ради жизни на земле пожертвовавшей ею. Родилась Лилия Литвяк в Москве 18 августа 1921 года. Первый самостоятельный полет она совершила в возрасте 15 лет, нелегально вместе со взрослыми посещая аэроклуб. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба, "поставив на крыло" 45 пилотов. Это был прирожденный истребитель. "Хладнокровный, решительный, она умела видеть воздух", как о ней отозвался в своем интервью легендарный Борис Еремин, летчик исторического боя "7 против 25" , комполка. За 10 месяцев Литвяк совершила 186 боевых вылетов, провела 69 боев, получила три ранения, отказывается ложиться в госпиталь. Было две вынужденные посадки на территории врага, но из смертельных боев она выходила победителем - казалось, судьба хранит ее. Для сравнения - по боевому налету истребитель Литвяк держится в верхних строчках по сравнению с другими выдающимися асами второй мировой. Вот только воевала она 10 месяцев. Воевала с лучшими гитлеровскими асами Люфтвафф и Удет в тяжелейших для русской авиации 1942-43 годах и сбивала их при "превосходящем числе противника". В начале 1942 года, узнав, что Марина Раскова формирует женский авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налёту 100 часов и была зачислена в 586-й истребительный авиационный полк (144-я истребительная авиационная дивизия, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО). Первый боевой вылет совершила в июне 1942 года в небе Саратова. В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу (Ю-88), добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт). Освоила истребитель Ла-5. 13 сентября 1942 года во втором боевом вылете в небе Сталинграда. открыла счёт своих побед в новом полку: сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 м хладнокровно растреляла Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109. В конце месяца переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии.
Однако вскоре её перевели в полк асов - 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л. Шестаков. 9-ый гвардейский истребительный авиационный полк был сформирован в противовес эскадрильям Люфтваффе из советский асов, имеющих побед не менее 5 вражеских самолетов, вот в него и попали женские боевые экипажи Литвяк и ее подруги Будановой Екатерины.
Б.Г. Еремин вспоминает: "Я знал, что они (девушки-летчицы) рвутся в боевой полк. Полк Баранова и мой шли рядом. Но мой полк был профильный - истребительно-разведывательный. Нас за 200 километров посылали на разведку. Командир дивизии меня спросил, как я к этому отношусь. Я сказал, что в принципе я не против. Они получили неплохую подготовку. Особенно отличалась Литвяк. Но посылать девушек так далеко за линию фронта... Тяжело им будет "в случае чего" выбираться оттуда, и если их поймают, то могут начать издеваться. Он согласился. Видимо, это стало известно этим девчатам. Ну и Лилька, со свойственной ей иронией, сказала: "Борис Николаевич, говорят, просто нас боится?" Уже одно то, что эти девчата летали как летчики-истребители, заслуживает всяческой доброй памяти. "
По приказу штаба 8-й воздушной армии в 9 гвиап прибыли четыре летчицы, из которых было создано звено, командиром звена назначили старшего лейтенанта Раису Беляеву. В звено вошли летчики Буданова, Литвяк, Мария Кузнецова. Эти девушки-летчицы жили вместе с девушками-парашютоукладчицами, оружейницами, механиками, мотористами и связистками -- образовав целое женское подразделение. Девушки дежурили на аэродроме наравне с мужчинами и воевали не хуже мужчин. Однажды во время дежурства девушек фашистские бомбардировщики совершили налет на соседнюю с аэродромом станцию. Своевременно взлетев, звено вступило в бой с группой "хейнкелей". Командир звена, старший лейтенант Беляева, перехватив бомбовоз, повела в бой своих ведомых. Но "хейнкелей" прикрывали "мессеры", они подбили самолет Беляевой, который загорелся. Беляева воспользовалась парашютом, а ее ведомые довели бой до конца, не дав гитлеровским летчикам сбросить бомбы на станцию. Через несколько дней Беляева вернулась в полк, однако по состоянию здоровья ее не допустили к полетам и перевели в тыл, а затем и Машу Кузнецову тоже по коммиссовали в тыл. Остались Екатерина Буданова и Лидия Литвяк. Вспоминает немецкий пилот Люфтваффе Герхард Бэркхорн : "Однажды, в 1942 году я выдержал сорокоминутный бой с упорным русским летчиком и не смог добиться никаких результатов. Я был настолько мокрым от пота, словно только что вышел из душевой. Интересно, было ли ему так же трудно, как и мне? Русский летал на ЛаГГ-3, и оба мы выписывали в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры пилотажа. Я не мог достать его, а он - меня. Этот летчик принадлежал к одному из гвардейских авиаполков, в которых были собраны лучшие советские асы." Исследователи полагают, что его соперником скорее всего был комэска Алелюхин Алексей из 9 гвардейского истребительного полка. Комэска другой эскадрильи 9 гвардейского истребительного полка Алексей Саломатин, один из лучших летчиков полка и 8 -ой воздушной армии, и "просто отличный парень" стал ведущим Лилии не только в бою, но и на земле. Поначалу Лилия была приставлена ведомой к Алексею Саломатину. Алексей Саломатин воевал с первых дней войны, признанный советский ас, участник легендарного боя 7 против 25. Его результативность составила 17 сбитых подтвержденных и 16 в группе. В бою ведомый прикрывает ведущего. Однажды после тяжелого боя Алеша, заглянув в ее голубые глаза, скажет: "Лилия, ты - чудо". Их симпатия быстро переросла в любовь. Они не скрывали своих отношений. С тревогой он смотрел вслед уходящему на взлет ее ястребку - что за ведомый, прикроет ли он ее?- когда ему приходилось оставаться на земле, а Лилию ставили ведущей к новичкам. Алеша подарил ей нож в узорчатом чехле, она прицепила ее к поясному ремню и никогда не расставалась с ним. Нелегко было девушкам на фронте. Ветераны вспоминают: в 9-м гвардейском полку были девушки, которые безропотно переносили все трудности наравне с ними, и это делало им честь, вызывало огромное уважение. Буданова и Литвяк были разными по характеру и по внешности. Высокая, плечистая Екатерина Буданова была подстрижена под мужчину и в летной форме мало отличалась от мужчины, была заводилой, отличалась веселым задорным характером. А маленькая, белокурая Литвяк казалась девочкой, задумчивой и молчаливой, застенчива на земле - в бою преображалась. Верховодила Катя. Поначалу, когда Литвяк и Буданова прибыли в полк, восторгу у командира полка Михаила Баранова не прибавило - просили летчиков - прислали девчат. Однако мастерство и мужество летчиц заставило всех поверить в них - дрались они наравне с мужчинами. В памяти ее однополчан до сих пор сохранился воздушный бой 11 февраля 1943 года четверки Яков с 29 фашистскими самолетами, в котором участвовала Лидия Литвяк. Звено Яков прикрывало наземные войска. Ведущий группы, командир полка Михаил Баранов, первым увидев группу фашистских бомбардировщиков в составе двенадцати самолетов, повел звено в атаку. Стремительная атака, два фашистских самолета, сраженные огнем Баранова и Литвяк, заштопорили, а остальные, бросая бомбы на своих, рассыпались. Через пару минут подошла очередная группа из 17 бомбардировщиков и истребителей. Звено Яков атаковало их с ходу, нарушило взаимодействие и боевой порядок. Немецкие бомбовозы, объятые дымом и пламенем, начали падать. Комполка и Литвяк сбили еще одного истребителя врага. Беспорядочно огрызаясь, немцы покинули поле боя. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лилия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку. 16 подтвержденных побед! Много это или мало? 12 лично и 4 -общие. Впрочем, из других источников получаем другие цифры. Могло быть так - одновременно пилоты расстреливали одну мишень - вражеский самолет, а запись велась на группу. Кроме того, эти победы должны были подтвердить коллеги по оружию и обязательно - наземные службы. И было ей 21 год - до 22 дня рождения (она гордилась им "18 августа - день Авиации") она не дожила всего 17 дней. За белокурые локоны, удивительную нежность и хрупкость друзья ее звали Лилией - по паспорту она была Лидией. Она была красива и похожа на модную тогда актрису кино Валентину Серову. Получала нагоняи от начальства за щегольство в военной форме. Возвращаясь с успешно выполненного боевого задания, закатывала над аэродромом каскад фигур высшего пилотажа и получала взбучку - воздушное "хулиганство" было запрещено. У коллег вызывала неизменное уважение своей серьезностью и ровным отношением к мужчинам. Но судьба скупо отмерила ей земное счастье - ее муж, командир эскадрильи Алексей Саломатин разбился у нее на глазах, а через 2,5 месяца после его гибели неуправляемый Як Лилии врезался в березовую рощицу на Донбассе. Стояло жаркое лето 1943 года... Были штурмовки наземных войск, были - самые важные задания! - сопровождения бомбардировщиков (директива того времени - за потерянный бомбардировщик - трибунал), была 15 (25 по другим источникам) минутная схватка против 6 истребителей - мессершмитов, из которой она вышла победителем. Кто были ее противники, кого сбивала отважная летчица? Лилия воевала в 1942 - 43 годах за Сталинград и Донбасс. Под Сталинград Гитлер направил лучшие эскадрильи авиации Геринга -Рихтгофен и Удет - матерых асов, победа под Сталинградом была нужна во что бы то ни стало. Под Сталинградом авиации противника было вдвое, по другим источникам - втрое большей советской. Немцы воевали на машинах третьего поколения, имели боевой опыт в Европе. Наша авиация еще не полностью была укомплектована современными истребителями, летчиков, не имеющих боевого опыта, сбивали в первых боях. На смену им приходили наспех обученные по программе взлет- посадка сержанты, которых почти сразу же сбивали. Вспоминает Архипенко Ф.Ф. : Помню, готовились к Висла-Одерской операции. Взлетели четверкой. Встретили до 30 ФВ-190. Сбил одного, никого не потерял. Вернулись. Второй вылет - сбил одного. Замполит подбегает к самолету, спрашивает: "Сколько?" - показываю - один. Он говорит: "Мало"! Я разозлился: "Лети сам и сбей больше. А драться с 30-ю, сбить и всех сохранить -это каково ? " А.Г. Рытов, крупный военный политработник, вспоминает в своих мемуарах "Рыцари пятого океана": "Прилетаю однажды в полк, -- рассказывал мне командующий армией Хрюкин, -- прошу показать летчика, который сбил матерого фашистского аса, награжденного тремя железными крестами. И что вы думаете? Выходит из строя этакая девчушка, потупилась в землю, будто совершила какую-то провинность, и моргает большими ресницами. Это была Лилия Литвяк..." А дело было так. Так получилось в первом же воздушном бою под Сталинградом, что Лидия Литвяк участвует в лобовой атаке. Звено фашистских бомбардировщиков выходило на огневые позиции советских войск. Ведущий Яков принимает решение идти в лобовую, иначе немецкие бомбовозы сбросят свои бомбы на русские позиции. Лобовая атака страшна, самолеты летят навстречу друг другу на бешеной скорости. Не успеешь отвернуть -- столкновение неминуемо, отвернешь -- получишь пулеметную очередь. Здесь все решает хладнокровие, выдержка, мастерство и мгновенная реакция. Русскими было уже подмечено, что немцы лобовых не выносили, отворачивали в последний момент, однако было и иное. Лилия сосредоточила все внимание на левого ведомого немца, который маячил в сетке прицела. Рано. Еще ближе! Нервы фашистов не выдержали, бомберы бросились в сторону, вниз. Одного сбила ведущая Беляева, второго "заложила" Литвяк. Это была первая самостоятельная победа. Бой еще шел. У ведущего -- Раисы Беляевой, видимо, кончились боеприпасы, по всему видно было, она имитирует атаки, искусно уклоняясь от немецких пулеметных очередей. Еще мгновение, и будет поздно. Лилия Литвяк бросает свой Як на помощь командиру, открывает огонь. Фашист, на фюзеляже которого был намалеван трефовый туз, метнулся в сторону, но Литвяк настигла его, навязала бой. Враг дрался неистово, отчаянно, Лилия поняла - она дерется с матерым асом, было ясно, что кто-то из них из боя не выйдет- помощи Лилии было ждать неоткуда. Она усилила старания при выполнении маневров, однако немец выходил из под огня... Улучив момент, со страшной перегрузкой до предела задрав нос Яка, в какие-то доли секунды поймав в перекрестие прицела мессер, Лидия всадила в его "брюхо" свинец. Мессер загорелся и понесся к земле, а летчик выбросился с парашютом. Немецкого летчика взяли в плен. Немец, летчик из эскадры Рихтгофен попросил показать ему летчика, продемонстрировавшего высокое мастерство и сумевшего сбить его. Командование почему-то удовлетворила его просьбу. Стремительной, легкой походкой в штабную землянку вошла Лилия Литвяк в темно-синем комбинезоне в шлемофоне с очками и доложила генералу: "Младший лейтенант Литвяк прибыла." Фашистский ас смотрел на Литвяк с любопытством, затем любопытство сменилось недоумением: " Зачем вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски." Люди в землянке молча смотрели на победителя и побежденного. Немец попросил доказательства - Литвяк напомнила подробности боя, известные только им двоим. Вначале он недоверчиво слушал, затем, видимо, понял - именно она сбила его. Немец вдруг вскочил и вытянулся во фрунт, говорили и иное - снял с себя золотые часы и протянул победителю. Как бы оно не было, Лилия мстительно знала, признал он ее превосходство или сделал вид, но он больше никогда не поднимется в небо ее Родины, защитницей которого ей выпало быть. Отрывки из "Black Cross / Red Star", (русскоязычного перевода не существует). Хроника Сталинградской битвы за воздух. Д невник командующего ... ? . " 18 Сентября 1942 г., 12:00
Погода: ясно.

Жуков начал новое наступление севернее Сталинграда. Силы Вермахта находящиеся севернее города оказались под ударом не менее четырех армий большевиков. К счастью, Люфтваффе смогло ослабить силу этого наступления совершив 3 000 боевых вылетов по сравнению с 300 которые совершили ВВС Красных. Ю-88 из I./KG1 "Гинденбург" и III./KG1 "Гинденбург" также внесли свой вклад в дело победы под Сталинградом. Несмотря на то что наши потери высоки, противник понес намного большие потери. ВВС испытывают такую нехватку пилотов что начали принимать в качестве пилотов-истребителей женщин! Женщин! Одна из них даже смогла сбить Ю-88 и Ме-109 5 дней назад. Ее зовут Лилия Литвяк. Советская пропагандистская машина сделала из этого настоящую сенсацию, и привела в смущение наших пилотов-истребителей, охраняющих периметр над городом. Если вы услышите позывной "Чайка-90" немедленно перехватите эту глупую девицу и ее товарищей из 296 ИАП и... никакого благородства. Это не игра!
.." Сквозь победные интонации пробивается мистический ужас перед "глупой девицей". 22 марта 1943 года состоялся долгий и трудный бой, в котором она была первый раз ранена. Именно после этого боя она была признана асом. В самом начале Лидия вместе с небольшой группой истребителей атаковала 12 юнкерсов. Вскоре она сбила один из вражеских бомбардировщиков, но при этом ее ранили в ногу. В это время подошедшая на помощь юнкерсам шестёрка мессеров с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 (25 ? по другим источникам) минут вертелась смертельная карусель. Самолет Лилии получил повреждение. Оглянулась и обнаружила -- немцы заходят в хвост. Тут же бросила свою машину в вираж, но было уже поздно. Пулеметная очередь прошила плоскость, а осколком разорвавшегося снаряда из автоматической пушки летчицу ранило вторично. На развороте успела увидеть новую пару мессершмиттов. Они атаковали. К ним присоединилась и два других немецких истребителя. Тогда Лилия развернула свой самолет и бросилась в контратаку... Летчики люфтваффе ожидали от русского поспешного выхода из боя и готовились его догнать и уничтожить, а тут -- он сам пошел в атаку! От неожиданности мессеры веером разлетелись в разные стороны. Но Литвяк уже выбрала конкретную цель. Точно нажала на гашетку. Короткая очередь из пушки Яка разорвала фюзеляж мессершмитта на части. Бой был закончен. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. На этот раз Лилька необычно тихо приземлилась на аэродроме, без каскада фигур высшего пилотажа. Одинокий самолет неловко плюхнулся на поле, мотор заглох. Комэска Саломатин, ее Алеша, рванул фонарь, она, доложив командиру что "задание выполнено", потеряла сознание... Комэска вытащил ее из кабины на руках. Вскоре Лилию отправили в госпиталь, а потом долечиваться - в Москву вместе с раненой Будановой. На московском снимке (фото 1) они счастливы и довольны - они сражаются наравне с мужчинами на фронте. Катя влюблена в командира полка Баранова, Лилия замужем за Саломатиным. Они еще не знают, что Баранов Миша, командир полка, гордость русской авиации, нелепо погиб, совершая тренеровочный полет 6 (8) мая 1943 года. В середине мая, недолечившись, Лилия с Катей возвращается в полк, и тут узнают о гибели Баранова, своего командира и друга Алеши. Велико было их горе, Катя рыдала - надо бить этих гадов, бить, понимаешь, Лилька? 21 мая 1943 года на глазах Лилии неподалеку от аэродрома врезался в землю Як Алексея Саломатина. Незадолго до гибели Алексей получил звание Героя Советского Союза. Как всегда, бодрый и уверенный в себе, он уходил в полет, однако в том бою что-то случилось с его самолетом - предполагается отказ оружия (кончились патроны?), подбитый Як Саломатин направил к аэродрому, но посадить машину уже не смог. Лилия находилась на аэродроме, непривычно низкий монотонный гул мотора привлек ее внимание. С ужасом она следила за Яком Алеши, который через несколько минут взорвался у нее на глазах. Ни слезинки ни проронив, Лиля бросается к полуторке, выезжающей на место взрыва - он жив, он не может умереть! Из под обломков вынули обгоревшее тело, опознать летчика можно было только по орденам и Звезде Героя. Саломатина похоронили, Лилию почти насильно отводят от могильного холма. Сослуживцы обсуждали - он пришел умирать к ней... Вероятнее иное - тяжелораненый, он надеялся посадить машину на аэродроме, но не смог. Алексей Соломатин похоронен на центральной площади хутора Павловка Гуковского горсовета Ростовской области. Герой Советского Союза, награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, медалями. Командование предлагает вдове отпуск, однако она не соглашается и рвется в бой, просит поручить ей самое сложное задание. Отныне ее жизнь подчинена мщению. На участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Нашим командованием готовилось крупное наступление, которое необходимо было сохранить в тайне. Неоднократные попытки другими летчиками сбить эту "колбасу", прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели. Новый командир полка в отчаянии готовился к заданию сам - посылать было некого, однако корректировщик необходимо было сбить во что бы то ни стало, и опять просится эта совсем девчонка, изложив свой план - взлетев, пройти вдоль линии фронта в сторону, затем углубиться в тыл противника и на аэростат зайти уже из вражеской территории, со стороны солнца. Все так и произошло. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. Лилия, спикировав, открыла огонь изо всего бортового оружия с расстояния один километр и мастерски вышла из-под обстрела зениток. До нее летчики не могли справиться с этой задачей, их сбивали на подлете... Лилия была еще в воздухе, как на командном пункте полка раздался звонок командующего фронтом, поздравляющего полк с победой, а храброго летчика с орденом Красного Знамени. Командующий 8 воздушной армией Хрюкин не удивился, узнав, что с победой возвращается Белая Лилия. 8 июля 1943 г. Лидия в воздушном бою, преследуя подбитого Ю-87, неожиданно встретилась с мессерами. Уничтожив в этом бою еще одного фашиста, Лидия вернулась раненой в ногу и плечо... Лечиться отказалась.
16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 мессершмиттами, пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила юнкерс и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование врачей ехать лечиться ответила категорическим отказом.

Имя отважной лётчицы уже хорошо знали в 8-й воздушной армии. Командование допустило Литвяк к полетам на "свободную охоту". На капоте своего Як-1 у нее была нарисована яркая, издалека заметная, белая лилия. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. Отбиваясь от трех Me-109, Лидия пришла на помощь ведущему, новому командиру полка Ивану Голышеву, на которого навалилась четвёрка мессеров. Меткая очередь настигла вражескую машину. Предназначенной для Голышева очередью был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой Як на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были удивлены и восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Ее почерк в небе называли чкаловским - в честь прославленного российского летчика Валерия Чкалова. Известно, что воздушный бой шел на высоких скоростях. Летчику приходилось вертеть головой на все 360 градусов, чтобы успеть открыть огонь или войти в вираж и - увернуться от огня. В бою пилот испытывал такие перегрузки, что приводил машину на летное поле и от усталости не сразу мог вылезти из кабины. Не каждому мужчине такая работа была по плечу. И то, что Лилия находила в себе силы вылетать по четыре-пять раз в день, было поразительным. Однажды она не вернулась из полета. Ее гибель была той, что называют из разряда нелепых. Лилия в июле 1943 года, незадолго до гибели - была дважды ранена, но не отправилась в госпиталь, она была физически и психически в тяжелейшем состоянии. Ее друзья ушли одни за другим - комполка Миша Баранов, муж Алексей Саломатин, подруга Катя Буданова. Катя разбилась 19 июля 1943 года, тяжелораненая, пытаясь посадить свой Як на поле боя. Скупые строчки биографии: вторая по результативности женщина - истребитель Второй Мировой войны. За период своей боевой деятельности совершила 266 боевых вылетов, уничтожила лично 6 самолетов противника и 5 - в групповых боях. О Катиных успехах говорит тот факт, что она в составе пилотажной пятерки участвовала в одном из авиационных праздников над Тушино. Даже более опытные воздушные бойцы удивлялись ее дерзости при встрече с противником. В паре против 12, одна против 13, одна против двух, в составе четверки против 19 - таковы были лишь некоторые бои, через которые прошла эта девушка. Вот история ее последнего подвига и смерти. В последний день своей жизни Катя в составе группы истребителей прикрывала наши Ил-2. Успешно закончив штурмовку, "горбатые" уходили домой. Наши Яки прикрывая их отход, шли сзади. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Bf.109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже поздно, и летчица приняла неравный бой одна... В этой схватке она одержала свою последнюю, 11-ю победу. Наблюдавшие за схваткой жители села видели, как от одного из мессеров полетели куски обшивки и он по крутой спирали ушел к земле. Повернул назад, видимо получив повреждения, второй немецкий самолет. Но вот наткнулся на огненную трассу и Катин ястребок. Сначала он беспорядочно падал, но потом выровнялся и спланировал на поле. Подбежавшие жители села с трудом вытащили из кабины обгоревшего пилота. Он был тяжело ранен, без сознания. Из извлеченных из комбинезона документов люди с удивлением узнали - девушка: "Буданова Екатерина Васильевна..." От полученных ран девушка умерла, так и не придя в сознание. Было ей всего 26 лет от роду... Командование представило ее к званию Героя Советского Союза. Но в те годы это представление реализовано не было.1 Октября 1993 года, спустя полвека после свершения последнего подвига, Екатерине Васильевне Будановой было присвоено звание Героя Российской Федерации.В Москве одна из улиц названа ее именем. Лилии не дали отдохнуть, как и многим другим летчикам. В последний день своей жизни 1 августа 1943 года она совершила 4 напряженнейших вылета, сбила 2 самолета противника, 1 - в группе. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с превосходящей группой из 30 юнкерсов и 12 мессершмитов Me -109, завязала смертельный бой. 6 Яков против 42 самолета противника! И вот уже горит юнкерс, разваливается на куски мессер. Две победы в одном бою! Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно из белой пелены выскочил шальной мессер, и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым N 23. Ведомый Лидии в этом бою - из "молодых" сержант Александр Евдокимов так рассказывал товарищам - Як как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его.... Что это было? Сказалась огромное психическое и физическое перенапряжение, ослабление внимания по возвращению домой, отказ оружия, кончились боеприпасы? Этого мы уже никогда не узнаем. Но вот что вспоминает Герой Советского Союза И. Борисенко - подбитый самолет Лилия направила в облака, а он направил свой самолет за ней. Выйдя из облачности, самолета не обнаружил, как не было и вспышек на земле. Все это родило надежду, что она жива.
Были срочно организованы ее поиски. Никто не верил в ее смерть, казалось, что вот день, другой - и она вернется с вынужденной посадки, как всегда! Но она не вернулась. Ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось.
Как-то в момент откровения Лилия сказала механику самолета, своей подруге Инне Паспортниковой: "Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это". Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был железнодорожник, арестован и расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.
Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка якобы уехала с ними. Вот так была запятнана светлая память Лилии. Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Но наверху "подстраховались" и орден Отечественной войны 1-й степени получила за дочь мама Лиды Анна Васильевна. Она предчувствовала свою гибель. Ее брат Юрий Канавин вспоминал (RA) : " Она писала нам с мамой письма каждый день. В последнем фронтовом треугольнике Лида пишет: "Мне приснился сон - бурная река. На том берегу меня зовет Алексей." Большинство летчиков слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но вскоре после гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который знал, в каком районе упал Лидин Як, официальный поиск прекратили. В 1946 году командир полка Запрягаев послал на розыск Лилиного самолета на место гибели любимицы полка машину, но однополчане опоздали всего на несколько дней - сгоревший в балке хутора Як Литвяк колхозники сдали в металлолом. Шли годы, десятилетия. Родные, боевые друзья Лиды и в первую очередь Инна Паспортникова вместе с мужем постоянно искали место гибели бесстрашной летчицы, но тщетно... "К поиску, -- пишет полковник Марина Попович, кандидат технических наук, военный летчик-испытатель, -- подключились ребята из Красного Луча. Инициатором этой работы была В. Ващенко, их учительница". И вот 23 июля 1979 года во время очередного похода по местам боев 8-й воздушной армии у села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области следопыты узнали, что в братскую могилу N19 в центре села Дмитриевка Донецкой области в 1969 году был перезахоронен прах неизвестной летчицы. Пилот был смертельно ранен в лобную часть головы. Ходом дальнейших расследований было установлено, что пилотом могла быть только Литвяк. Иных женщин-истребителей 8-ой воздушной армии, ведущей воздушные бои на Донбассе, не было. Возможно, Лилию захоронили наши отступавшие воины - хутор Кожевня, неподалеку от которого упал Як-1, находился в 3 километрах от происходившего 1 августа 1943 года над селом Мариновкой последнего боя Литвяк, переходил в ходе боев из рук в руки. Документы и оружие Лилии так и не были никогда переданы командованию, предполагается, что воины, захоронившие Лилию, погибли сами. Справедливость спустя много дясятков лет восторжествовала, запись в ее летной книжке "пропала без вести " была заменена на "погибла, выполняя боевое задание". Её имя в 1979 году, через 36 лет после гибели, было увековечено на месте захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Указ Президента СССР о присвоении ей звания Героя вышел 5 мая 1990 года. В Москве на доме N14 по улице Новослободской, в котором она жила и откуда ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Зодчие Н.Щербаков и Б. Челобитько запечатлели Лилию Литвяк в кабине горящего истребителя в последние мгновения боя. На одной стороне гранитной стелы -- белая лилия -- символ летчицы, а на другой -- 12 звездочек -- количество одержанных в воздухе побед. Монумент установлен в селе Дмитриевка Донецкой области, в местной школе находится ее музей. В селе Красный луч Луганской области одна из улиц названа именем Лилии Литвяк. В московской школе N1055 находится Музей Боевой Славы 586 женского истребительного полка, в котором начинала воевать и Лилия. В Волгограде в историческом музее в 10 зале находятся личные вещи легендарной летчицы. Много материалов можно найти в воспоминаниях ветеранов второй мировой войны, в интернете, одна из компьютерных игр (леталок) предложит вам взлететь в паре с Лилией Литвяк. Навеки занесенная в списки 73 гвардейского истребительного авиационного полка, летчица и сейчас является примером мастерства и героизма. Зайдите на сайт военных летчиков "Стрижи" - ее помнят, ею восхищаются... Исследователи называют Литвяк самой результативной летчицей во второй мировой войне, и, таким образом, самой результативной летчицей в мире, королевой асов. Она хорошо делала свою неженскую работу. И осталась навсегда в небесах. При написании очерка использовались воспоминания А.Г.Рытова, Хрюкина, Б.Еремина, Байзуллы Акижанова, Инны Паспортниковой, статья Д. Храповицкого, воспоминания Герхарда Бэркхорна , Архипенко Ф.Ф., Фаворская И. и др.

Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения.
Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.
После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела «поставить на крыло» 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.
С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой.
Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: „Ночью...“
Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.
Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке...»
Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами.
10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.


13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109.
В конце сентября она добилась перевода в составе группы девушек - лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда.
Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один «Юнкерс».
С 10 октября женская пара находилась в оперативном подчинении 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Уже 3 сбитых немецких самолёта, из них один - лично имела она, когда пришла в полк советских асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев.
В те дни основной задачей девушек было прикрытие стратегически важного прифронтового центра (города Житвур), сопровождение транспортных самолётов. Литвяк выполнила 58 таких боевых вылетов.


За отличное выполнение заданий командования Лидия была зачислена в группу «свободных охотников» за самолётами противника. Прибыв на передовой аэродром, она выполнила 5 боевых вылетов и провела 5 воздушных боёв. Школа 9-го Гвардейского ИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство.
Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
5 февраля 1943 года командование 296-го ИАП сержант Л. В. Литвяк была представлена к первой награде - ордену Красной Звезды.
11 февраля 1943 года командир полка подполковник Н. И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942 года, Лида одержала двойную победу: сбила лично бомбардировщик Ju-88 и в группе - истребитель FW-190.
В одном из боёв её «Як» был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся к ней немецких солдат.

Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаяно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку…
23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда».



Весной обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 апреля в небе Ростова участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь «Юнкерсам» шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом лётчица, получившая ранение в ногу, привела искалеченный «Як» домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание…

После короткого лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк.
5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков Пе-2 в район Сталино. В районе цели наша группа была атакована истребителями противника. В завязавшемся бою, Лидия атаковала и сбила истребитель Ме-109.
В апреле 1943 года весьма популярный журнал «Огонёк» поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: «12 самолётов противника сбили эти отважные девушки».
В конце мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели.
Лидия эту задачу решила. 31 мая, поднявшись в воздух, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк получила благодарность от Командующего 44-й армией.
К тому времени имя Лидии Литвяк уже хорошо знали не только в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на «свободную охоту». На капоте своего «Яка» Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию.


16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших «Яков» завязала бой с противником. 30 «Юнкерсов» и 6 «Мессеров» пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая противником до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были вохищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие осколочные ранения в ногу и плечо, на требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.
20 июля 1943 года командованием 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка командир звена Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк была представлена к ордену Красного Знамени. К тому времени, согласно наградного документа, она выполнина более 140 боевых вылетов, сбила лично 5 и в составе группы 4 самолёта противника, а также 1 аэростат наблюдения.
1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания.
Согласно последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных боях сбила лично 6 самолётов противника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат-корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 3 групповые победы. ]
Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.
Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, с которым Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал:
«Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух».
В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете группа из 9 «Яков», вступив в бой с 30 бомбардировщиками Ju-88 и 12 истребителями Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то «Юнкерс», затем разваливается на куски «Мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели домой.

Як-1Б Л. В. Литвяк - её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.
Внезапно из белой пелены выскочил «Мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его… Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида осталась жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.
Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.
Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними…
Вот что пишет в своих воспоминаниях лётчик - истребитель Дмитрий Пантелеевичй Панов:

«Женщины-авиаторы были настоящим варварством. Мало того, что на аэродромах, как известно - открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что лётчики-мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолётах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью. А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолёту, наших отцов-командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в лётном ремесле в мирное время.
Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить „Мессерам“ её слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по её маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит. Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Наши лётчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами...»
Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени.
Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. Но Лидию искали, искали долго и упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…

В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!
Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.
В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! Орден Ленина № 460056 и медаль «Золотая Звезда» № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.
В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитриевка Снежнянского района Донецкой области.

Лидия Владимировна Литвяк - легендарная советская летчица времен . Родилась 18 августа 1921 года в Москве. С раннего детства увлекалась авиацией. В возрасте 15 лет Лидия совершила первый в своей жизни самостоятельный полет. Окончив летную школу в Херсоне, девушка устраивается работать инструктором в Калининский аэроклуб. За время, проведенное там, Лидия Литвяк успела обучить 45 летчиков.

На фронт отправилась в 1942 году, зачислившись в 586 ИАП, негласно называвшийся «женским авиаполком». При оформлении приписала себе 100 недостающих часов налета. Лидия Литвяк быстро освоила истребитель Як- 1 и летом 1942 года совершила первый боевой вылет. В конце лета того же года юная летчица сбивает свой первый вражеский самолет - бомбардировщик Ю-88.

В начале осени 1942 года Лидия Литвяк переводится в авиационный истребительный полк № 437. 13 сентября, в воздушном бою над Сталинградом, летчица в группе сбивает два самолета, пилотом одного из них был немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, летчик-ас, на счету которого было 30 сбитых самолетов. Осенью того же года Лидия Литвяк сбила еще два самолета.

На фюзеляже Як зрительной памяти Лидии Литвяк была изображена белая лилия. Поэтому многие называли ее не иначе как « », вскоре «Лилия» стала ее радиопозывным.
Спустя некоторое время, Лидия Литвяк была переведена в гвардейский истребительный авиационный полк № 9. В декабре 1942 года она сбивает бомбардировщик Люфтваффе Do-217. В конце 1942 года Лидию Литвяк переводят в 296-й полк.

11 февраля 1942 года Лидия Литвяк сбивает два самолета - один лично, и еще один в группе. В том же месяце в одном из воздушных боев ее Як- 1 был подбит, и ей пришлось совершить вынужденную посадку на территории противника. Немецкие военные попытались взять ее в плен, но один из советских штурмовиков вынудил их отойти шквальным огнем из пулеметов. Затем летчик приземлился и взял Лидию на борт. 23 февраля 1943 года Лидия Литвяк становится обладательницей своей первой награды - .

22 марта 1943 года во время воздушного боя не далеко от Ростова-на-Дону сбила еще один самолет. В той же битве, выполняя отвлекающий маневр, вступила в неравный бой с шестью самолетами противника. Получила тяжелые ранения, однако сумела самостоятельно долететь до аэродрома и посадить поврежденный самолет.

Быстро оправившись от полученных ран, Лидия Литвяк возвращается на фронт, и уже в мае 1943 года сбивает два самолета противника. В конце месяца, девушка сбивает немецкий аэростат, выполнявший функции корректировщика артиллерии, который долго не могли сбить из за шквального зенитного огня противника. За выполнение задания Литвяк награждают орденом Красного Знамени. В том же месяце в боях гибнет ее муж - Герой Советского Союза, старший лейтенант Соломатин, служивший в том же полку начальником эскадрильи. В воздушном бою 15 июня летчица сбивает два немецких самолета.

В конце июля 1943 года шли ожесточенные бои на реке Миус, в которых одну из ведущих ролей играла авиация. 1 августа 1943 года Литвяк совершает четыре боевых вылета, во время которых сбивает 3 самолета Люфтваффе. Из последнего вылета девушка не вернулась. Командованием дивизии были подготовлены документы на представление летчицы посмертно к званию Героя Советского Союза. Однако, из-за того, что Литвяк официально считалась пропавшей без вести, процедура была отложена. После войны удалось обнаружить останки летчицы. 5 мая 1991 года, почти спустя 48 лет с момента гибели, Лидии Литвяк было присвоено Героя Советского Союза посмертно.



Похожие публикации