Тест рисуночных ассоциаций розенцвейга. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

Обработка результатов теста

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга , по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции .

По направлению реакции подразделяются на:

  • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
  • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

  • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

  • Е – экстрапунитивные реакции,
  • I – интропунитивные реакции,
  • М – импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

  • OD – «с фиксацией на препятствии»,
  • ED – «с фиксацией на самозащите»,
  • NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

OD ED NP
Е Е’ . Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.
Пример : «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9 ).
«А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8 ).
Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.
Е . Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.
Пример : «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9 ).
«Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5 ).
«Мы уходим, она сама виновата» (14 ).
E . Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.
Пример : «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21 ).
е . Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.
Пример : «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18 ).
«Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20 ).
I I’ . Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.
Пример : «Мне одному будет даже проще» (15 ).
«Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24 ).
I . Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.
Пример : «Это я опять пришел не вовремя» (13 ).
I . Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.
Пример : «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19 ).
i . Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.
Пример : «Как нибудь сам выкручусь» (15 ).
«Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12 ).
М М’ . Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.
Пример : «Опоздал так опоздал» (4 ).
М . Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.
Пример : «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4 ).
m . Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Пример : «Подождем еще минут 5» (14 ).
«Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11 ).

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)

OD ED NP
Е Е’ . -«А что я буду есть?» (1 );
-«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3 );
-«А она мне так нравиться» (5 );
-«Мне тоже надо с кем-то играть» (6 ).
Е . -«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10 );
-«Я с тобой не дружу» (8 );
-«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7 );
E . -«Нет, не много ошибок» (4 );
-«Я тоже умею играть» (6 );
-«Нет, я не обрывала твои цветы» (7 ).
е . -«Вы должны отдать мне мяч» (16 );
-«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13 );
-«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3 ).
I I’ . -«Мне очень приятно спать» (10 );
-«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13 );
-«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15 );
-«Зато теперь он стал вкуснее» (23 ).
I . -«Бери, я больше без разрешения не буду брать» (2 );
-«Простите, что помешал вам играть» (6 );
-«Я поступила плохо» (9 );
I . – «Я не хотела ее разбивать» (9 );
-«Я хотела посмотреть, а она упала» (9 )
i . -«Тогда я отнесу ее в мастерскую» (3 );
-«Я сама куплю эту куклу» (5 );
-«Я тебе свою подарю» (9 );
-«Я в следующий раз этого не сделаю» (10 ).
М М’ . -«Ну и что. Ну и качайся» (21 );
-«Я и сам к тебе не приду» (18 );
-«Все равно там будет неинтересно» (18 );
-«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10 ).
М . -«Ну, если нет денег, можешь не покупать» (5 );
-«Я и правда маленький» (6 );
-«Ну ладно, ты выиграл» (8 ).
m . -«Посплю, а потом пойду гулять» (10 );
-«Я сам пойду посплю» (11 );
-«Она сейчас высохнет. Высушится» (19 );
-«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21 ).

Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», понаправлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции – «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

  • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
  • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
  • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
  • Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I .

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия » реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения » она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1 . В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

  • Е’ – «Как это неприятно».
  • I’ — «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
  • М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
  • Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
  • I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
  • М – «Ничего особенного».
  • е – «Вам придется почистить».
  • i — «Я почищу».
  • m – «Ничего, высохнет».

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например , если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности , или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице. В детском варианте количество ситуаций другое.

Общая таблица GCR для взрослых

Номер ситуации OD ED NP
1 М’ Е
2 I
3
4
5 i
6 e
7 Е
8
9
10 Е
11
12 Е m
13 е
14
15 Е’
16 Е i
17
18 Е’ е
19 I
20
21
22 М’
23
24 М’

Общая таблица GCR для детей

Номер ситуации Возрастные группы
6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
1
2 Е Е/m m M
3 Е Е; М
4
5
6
7 I I I I
8 I I/i I/i
9
10 М’/Е М
11 I/m
12 Е Е Е Е
13 Е Е I
14 М’ М’ М’ М’
15 I’ Е’; М’ М’
16 Е М’/Е М’
17 M m е; m
18
19 Е Е; I Е; I
20 i I
21
22 I I I I
23
24 m m m M
10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций
  • Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».
  • Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».
  • Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.
  • Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».

Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

Таблица для пересчета в проценты GCR для взрослых

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
14 100 9,5 68 5 35,7
13,5 96,5 9 64,3 4,5 32,2
13 93 8,5 60,4 4 28,6
12,5 90 8 57,4 3,5 25
12 85 7,5 53,5 3 21,5
11,5 82 7 50 2,5 17,9
11 78,5 6,5 46,5 2 14,4
10,5 75 6 42,8 1,5 10,7
10 71,5 5,5 39,3 1 7,2

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 8-12 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
10,5 87,4 6 50 1 8,3
10 83,3 5,5 45,8
9,5 79,1 5 41,6
9 75 4,5 37,4
8,5 70,8 4 33,3
8 66,6 3,5 29,1

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 12-13 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
15 100 10 66,6 5 33,3
14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
14 93,2 9 60 4 26,6
13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
13 86,5 8 53,2 3 20
12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
12 80 7 46,6 2 13,3
11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
11 73,3 6 40 1 6,6
10,5 70 5,5 36

Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению .

Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее », то значение «Е » будет равняться 0,5 и «е », соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

Таблица профилей

OD ED NP сумма %
Е
I
М
сумма
%

Таблица для пересчета баллов профилей в проценты

Балл Процент Балл Процент Балл Процент
0,5 2,1 8,5 35,4 16,5 68,7
1,0 4,2 9,0 37,5 17,0 70,8
1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9
2,0 8,3 10,0 41,6 18,0 75,0
2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1
3,0 12,5 11,0 45,8 19,0 79,1
3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2
4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3
4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4
5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5
5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6
6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6
6,5 27,0 14,5 60,4 22.5 93,7
7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8
7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9
8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

  • Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа , независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
  • Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
  • Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов , независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.
  • Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения» . Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.
Анализ тенденций

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

(а-б) / (а+б) , где

  • «а » – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),
  • «б » – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

Анализируются пять типов тенденций :

  • Тип 1 . Рассматривается направление реакции в графе ОD . Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
  • Тип 2 Е , I , M .
  • Тип 3 . Аналогично рассматриваются факторы е , i , m .
  • Тип 4 . Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
  • Тип 5 . Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED иNP . В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.
Интерпретация результатов теста

Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR , часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

На втором этапе , изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого , стереотипы эмоционального реагирования , которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направленына окружающую его среду , выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего , либо человек может занять своеобразнуюпримиренческую позицию . Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

  • Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.
  • Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
  • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи , которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Описание теста

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

  • Ситуации «препятствия ». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
    Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
  • Ситуации «обвинения ». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
    Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция к тесту

Для взрослых : «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Тестовый материал












Обработка результатов теста

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга , по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции .

По направлению реакции подразделяются на:

  • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
  • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

  • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

  • Е – экстрапунитивные реакции,
  • I – интропунитивные реакции,
  • М – импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами:

  • OD – «с фиксацией на препятствии»,
  • ED – «с фиксацией на самозащите»,
  • NP – «с фиксацией на удовлетворение потребности».

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

OD ED NP
Е Е’ . Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.
Пример : «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9 ).
«А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8 ).
Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.
Е . Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.
Пример : «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9 ).
«Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5 ).
«Мы уходим, она сама виновата» (14 ).
E . Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.
Пример : «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21 ).
е . Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.
Пример : «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18 ).
«Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20 ).
I I’ . Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.
Пример : «Мне одному будет даже проще» (15 ).
«Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24 ).
I . Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.
Пример : «Это я опять пришел не вовремя» (13 ).
I . Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.
Пример : «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19 ).
i . Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.
Пример : «Как нибудь сам выкручусь» (15 ).
«Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12 ).
М М’ . Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.
Пример : «Опоздал так опоздал» (4 ).
М . Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.
Пример : «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4 ).
m . Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Пример : «Подождем еще минут 5» (14 ).
«Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11 ).

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)

OD ED NP
Е Е’ . -«А что я буду есть?» (1 );
-«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3 );
-«А она мне так нравиться» (5 );
-«Мне тоже надо с кем-то играть» (6 ).
Е . -«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10 );
-«Я с тобой не дружу» (8 );
-«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7 );
E . -«Нет, не много ошибок» (4 );
-«Я тоже умею играть» (6 );
-«Нет, я не обрывала твои цветы» (7 ).
е . -«Вы должны отдать мне мяч» (16 );
-«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13 );
-«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3 ).
I I’ . -«Мне очень приятно спать» (10 );
-«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13 );
-«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15 );
-«Зато теперь он стал вкуснее» (23 ).
I . -«Бери, я больше без разрешения не буду брать» (2 );
-«Простите, что помешал вам играть» (6 );
-«Я поступила плохо» (9 );
I . – «Я не хотела ее разбивать» (9 );
-«Я хотела посмотреть, а она упала» (9 )
i . -«Тогда я отнесу ее в мастерскую» (3 );
-«Я сама куплю эту куклу» (5 );
-«Я тебе свою подарю» (9 );
-«Я в следующий раз этого не сделаю» (10 ).
М М’ . -«Ну и что. Ну и качайся» (21 );
-«Я и сам к тебе не приду» (18 );
-«Все равно там будет неинтересно» (18 );
-«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10 ).
М . -«Ну, если нет денег, можешь не покупать» (5 );
-«Я и правда маленький» (6 );
-«Ну ладно, ты выиграл» (8 ).
m . -«Посплю, а потом пойду гулять» (10 );
-«Я сам пойду посплю» (11 );
-«Она сейчас высохнет. Высушится» (19 );
-«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21 ).

Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции – «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

  • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
  • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
  • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
  • Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I .

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия » реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения » она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1 . В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

  • Е’ – «Как это неприятно».
  • I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
  • М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
  • Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
  • I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
  • М – «Ничего особенного».
  • е – «Вам придется почистить».
  • i – «Я почищу».
  • m – «Ничего, высохнет».

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например , если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности , или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице. В детском варианте количество ситуаций другое.

Общая таблица GCR для взрослых

Номер ситуации OD ED NP
1 М’ Е
2 I
3
4
5 i
6 e
7 Е
8
9
10 Е
11
12 Е m
13 е
14
15 Е’
16 Е i
17
18 Е’ е
19 I
20
21
22 М’
23
24 М’

Общая таблица GCR для детей

Номер ситуации Возрастные группы
6-7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12-13 лет
1
2 Е Е/m m M
3 Е Е; М
4
5
6
7 I I I I
8 I I/i I/i
9
10 М’/Е М
11 I/m
12 Е Е Е Е
13 Е Е I
14 М’ М’ М’ М’
15 I’ Е"; М’ М’
16 Е М’/Е М’
17 M m е; m
18
19 Е Е; I Е; I
20 i I
21
22 I I I I
23
24 m m m M
10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций
  • Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».
  • Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».
  • Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.
  • Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».

Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

Таблица для пересчета в проценты GCR для взрослых

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
14 100 9,5 68 5 35,7
13,5 96,5 9 64,3 4,5 32,2
13 93 8,5 60,4 4 28,6
12,5 90 8 57,4 3,5 25
12 85 7,5 53,5 3 21,5
11,5 82 7 50 2,5 17,9
11 78,5 6,5 46,5 2 14,4
10,5 75 6 42,8 1,5 10,7
10 71,5 5,5 39,3 1 7,2

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 8-12 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
10,5 87,4 6 50 1 8,3
10 83,3 5,5 45,8
9,5 79,1 5 41,6
9 75 4,5 37,4
8,5 70,8 4 33,3
8 66,6 3,5 29,1

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 12-13 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
15 100 10 66,6 5 33,3
14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
14 93,2 9 60 4 26,6
13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
13 86,5 8 53,2 3 20
12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
12 80 7 46,6 2 13,3
11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
11 73,3 6 40 1 6,6
10,5 70 5,5 36

Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению .

Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее », то значение «Е » будет равняться 0,5 и «е », соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

Таблица профилей

OD ED NP сумма %
Е
I
М
сумма
%

Таблица для пересчета баллов профилей в проценты

Балл Процент Балл Процент Балл Процент
0,5 2,1 8,5 35,4 16,5 68,7
1,0 4,2 9,0 37,5 17,0 70,8
1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9
2,0 8,3 10,0 41,6 18,0 75,0
2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1
3,0 12,5 11,0 45,8 19,0 79,1
3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2
4,0 16,6 12,0 50,0 20,0 83,3
4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4
5,0 20,8 13,0 54,1 21,0 87,5
5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6
6,0 25,0 14,0 58,3 22,0 91,6
6,5 27,0 14,5 60,4 22.5 93,7
7,0 29,1 15,0 62,5 23,0 95,8
7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9
8,0 33,3 16,0 66,6 24,0 100,0

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

  • Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа , независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е – 14, I – 6, М – 4, записываются Е > I > М.
  • Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД – 10, ED – 6,NP – 8. Записываются: OD > NP > ED.
  • Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов , независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.
  • Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения» . Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.
Анализ тенденций

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

(а-б) / (а+б) , где

  • «а » – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),
  • «б » – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

Анализируются пять типов тенденций :

  • Тип 1 . Рассматривается направление реакции в графе ОD . Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.
  • Тип 2 Е , I , M .
  • Тип 3 . Аналогично рассматриваются факторы е , i , m .
  • Тип 4 . Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.
  • Тип 5 . Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP . В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.
Интерпретация результатов теста

Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR , часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ. «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации».

На втором этапе , изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей. Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого , стереотипы эмоционального реагирования , которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности. Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду , выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего , либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию . Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

  • Оценка OD (тип реакции «с фиксацией на препятствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оценку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситуациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия.
  • Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает силу или слабость «Я» личности. Повышение ED означает слабую, уязвимую личность. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я».
  • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи , которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

Источники
  • Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.150-172.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация.

Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен. быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция для взрослых : «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельной папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Инструкция для детей : «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации.

Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.

Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

Фрустрация - напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

Целями тестирования являются:

Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы - на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого - придумать реплику одного из собеседников.

Процедура проведения теста рисуночной фрустрации

Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.

Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.

Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого - записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.

Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы - интонации, мимику испытуемого и так далее

Файл: Стимульный материал (взрослый и детский вариант)

Анализ результатов

Обработка

Картинки теста делятся на две группы по характеру ситуации:

  • препятствие - персонаж сбит с толку, это мешает пониманию сути проблемы или вопроса; задача испытуемого - объяснить ситуацию (карточки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24);
  • обвинение - герой без реплик служит «мальчиком для битья», которого и нужно оправдать испытуемому (задания № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

Некоторые ситуации обвинения могут приниматься за препятствие и наоборот. Поэтому важно правильно интерпретировать реакции испытуемого. Анализ реплик ребёнка проводится по двум векторам:

  • направленность реакции;
  • тип реагирования.

Первый параметр подразумевает:

  • экстрапунитивные реакции (обозначаются буквой E) – гиперболизация создавшейся ситуации, потребность её разрешения третьими лицами;
  • интропунитивные (I) – испытуемый принимает ответственность на себя, обстоятельства воспринимаются как опыт;
  • импунитивные (M) – тревожная ситуация - нечто неизбежное, что пройдёт само по себе.

По типу реагирования выделяются такие ответы:

  • препятственно-доминантные (OD) – испытуемый постоянно делает акцент на трудности;
  • самозащитные (ED) – ребёнок всячески пытается уклониться от ответственности, защищает своё «я»;
  • необходимо-упорствующие (NP) – тестируемый ищет конструктивное решение проблемы.

Древнеримский историк Публий Тацит говорил: «Человеку свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине».

Если в ответе акцент смещается на препятствия, то рядом с буквой направленности реакции ставится чёрточка (Е’, I’, М’). Ответы, в которых ребёнок делает ставку на самозащиту, не помечаются никак. Когда же реплика тестируемого выражает желание удовлетворить потребности, её помечают строчной буквой.

Смысловая наполненность исследуемых факторов представлена в таблице (в скобках указан номер ситуации):

OD ED NP
Е Е’. -«А что же буду кушать я?» (1);
-«Если бы я имел брата, он смог бы мне помочь» (3);
-«Мне она так даже больше нравится» (5);
-«Я хочу с кем-то играть тоже» (6).
Е. -«Я буду спать, а ты нет, правильно?» (10);
-«Я не желаю с тобой дружить» (8);
-«А ведь это вы выгнали из парадного мою собаку» (7);
E. -«Нет, совершенно немного ошибок» (4);
-«Я тоже очень хочу играть, и опыт у меня есть» (6);
-«Нет, я не забирала твои цветочки» (7).
е. -«Вы должны обязательно отдать мне этот мяч» (16);
-«Ребята, куда же вы! Мне нужна помощь!»(13);
-«Тогда обратись к кому-нибудь ещё» (3).
I I’. -«Я очень люблю спать» (10);
-«Я поддался, чтобы ты смог меня всё-таки поймать» (13);
-«Нет, мне совсем не больно» (15);
-«Зато теперь он стал значительно вкуснее» (23).
I. -«Бери, а я больше никогда без разрешения ничего не возьму» (2);
-«Мне стыдно, что я помешал вам играть» (6);
-«Я сделала очень плохо» (9);
I. – «Я вовсе не хотела её толкать» (9);
-«Мне хотелось её лучше рассмотреть, а она случайно упала» (9)
i. -«Тогда я обязательно отнесу ее в ремонт» (3);
-«Я сама хочу купить эту куклу» (5);
-«Я с удовольствием подарю тебе своего пупса» (9);
-«В следующий раз эту ошибку я не повторю» (10).
М М’. -«Ну и ладно, качайся на здоровье!» (21);
-«Я и сам могу к тебе прийти» (18);
-«Там наверняка будет не очень интересно» (18);
-«Уже поздно. Мне пора спать» (10).
М. -«Ну, если денег мало, то можно и обойтись» (5);
-«Я ведь и правда ещё не взрослый» (6);
-«Ну ладно-ладно, ты одержал победу в этот раз» (8).
m. -«Сейчас я посплю, а потом, может, пойду на улицу» (10);
-«Я и сам пойду отдыхать» (11);
-« Подождём ещё минут пять. Она скоро высохнет и высушится» (19);
-«Когда тебе надоест, я тоже покатаюсь» (21).

Так, испытуемый в ситуации №14 («Подождём ещё минут пять») проявил импунитивную реакцию (m), тип которой можно определить «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP). Эти ответы являются стандартизированными: если реплика ребёнка совпадает с образцом, то он получает 1 балл. Школьник дал ответ, содержащий двойную оценку, одна из которых совпала с образцом (например, в ситуации №2, где девочка отбирает самокат у мальчика, могла бы быть ещё и такая реакция: «Ты постоянно жадничаешь, вот я и забрал силой») - выставляется 0,5 очка. За несовпадение не засчитывается ничего.

Те ситуации, на которые в таблице нет ответов, при подсчёте не принимаются во внимание - это так называемые «свободные» решения.

Сводная таблица стандартизированных ответов:

Номер
исследуемой ситуации
Возраст
6–7 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет
1
2 Е Е/m m M
3 Е Е; М
4
5
6
7 I I I I
8 I I/i I/i
9
10 М’/Е М
11 I/m
12 Е Е Е Е
13 Е Е I
14 М’ М’ М’ М’
15 I’ Е’; М’ М’
16 Е М’/Е М’
17 M m е; m
18
19 Е Е; I Е; I
20 i I
21
22 I I I I
23
24 m m m M
10 ситуаций 12 ситуаций 12 ситуаций 15 ситуаций

Интерпретация

Определение социальной адаптации ребёнка

Подсчёт GCR на основе ответов детей младшего школьного возраста:

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
12 100 7,5 62,4 2,5 20,8
11,5 95,7 7 58,3 2 16,6
11 91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
10,5 87,4 6 50 1 8,3
10 83,3 5,5 45,8
9,5 79,1 5 41,6
9 75 4,5 37,4
8,5 70,8 4 33,3
8 66,6 3,5 29,1

Таблица GCR для детей среднего школьного возраста

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
15 100 10 66,6 5 33,3
14,5 96,5 9,5 63,2 4,5 30
14 93,2 9 60 4 26,6
13,5 90 8,5 56,6 3,5 23,3
13 86,5 8 53,2 3 20
12,5 83,2 7,5 50 2,5 16,6
12 80 7 46,6 2 13,3
11,5 76,5 6,5 43,3 1,5 10
11 73,3 6 40 1 6,6
10,5 70 5,5 36

Расчёт GCR помогает определить, хорошо ли ребёнок адаптирован в обществе или же есть проблемы

Эти показатели трактуются так:

  • 12–10,5 (15–13,5) - ребёнок хорошо адаптирован в социуме;
  • 10–8 (13–11) - в целом адаптация успешна, но периодически тестируемый испытывает напряжение (чаще всего в отношениях со взрослыми, которые не являются близкими родственниками - например, учителями);
  • 7,5–6,5 (10,5–7,5) - довольно часто возникают ситуации фрустрации, но ребёнок справляется с ними сам;
  • 6–4 (7–5,5) - беспокойство и напряжение сопровождают любое начинание школьника, для преодоления препятствий ему нужна помощь авторитетных взрослых;
  • 3,5–2 (5–2,5) - ребёнок часто испытывает беспокойство, которое иногда перерастает в агрессию, направленную на сверстников;
  • 1,5–1 (2–1) - напряжение и агрессия направлены на всех окружающих малыша, чтобы справиться с ней, ему нужна помощь специалиста.

Если процент ниже 50, то имеет смысл говорить о недостаточной адаптивности. В этом случае может помочь повторная работа школьника со стимульным материалом к рассматриваемому тесту. Экспериментатору понадобится проанализировать возможные рассогласования с образцом, чтобы определить характер фрустрации. Но в этом случае работать с ребёнком должен квалифицированный детский психолог.


2. ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА (детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации ? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».





























3. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура настоящего опросника была построена на основе математического выявления значимых факторов. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: "принятие-отвержение", "кооперация", "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация". В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 - в экспериментальной , 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - "маленький неудачник".

Валидность опросника определялась методом контрастных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, было показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим "Варимакс" вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп; в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Содержание

Стимульный материал:

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

3. «Симбиоз».

Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник».

Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.


  1. МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция : «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

2) анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

3) анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры рисунка.

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По нашим данным, около 85 % детей 6-8 лет, нормального интеллекта, проживающих совместно со своей семьей, на рисунке изображают ее полностью. Искажение реального состава семьи заслуживает самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);

в) аутизм;

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком .

В практической работе, как правило, приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации «монополизирует» любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, чаще всего, защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места»; «Он пошел гулять» и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: «Не хотел - он дерется»; «Не хочу, чтобы он с нами жил», и т. п.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуют братьев или сестер, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить). Например, девочка 8 лет нарисовала себя, а рядом - маленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос: «Кого тебе напоминает зайчик?» - девочка ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и которая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке эта девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию.

Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят. Например, мальчик 7 лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, на рисунке изобразил только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев, которое по составу идентично его семье. Таким образом, в рисунке ребенок , раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зайцев).

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие на рисунке его автора более характерно для детей, чувствующих отвержение. Презентация в рисунке только самого себя может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна еще и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунок самого себя характеризует маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.

Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных в семье детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные дополнительно к членам семьи собачки, кошки и т. п.).

Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сам анализ расположения по своему содержанию созвучен с проксемической оценкой группы людей, с той разницей, что рисунок - это символическая ситуация, создание и структурация которой зависят только от одного человека - автора рисунка. Это обстоятельство делает необходимым (как и при других аспектах анализа) различать, что отражает рисунок: субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое или то, чего ребенок боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).

Психологически интереснее те рисунки, на которых часть семьи расположена в одной группе , а один или несколько членов семьи - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда - наличие угрозы, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

Расположение членов семьи на рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции. Так, например, девочка 6 лет нарисовала себя рядом с матерью, а в отдельной группе - отца с братом, иллюстрируя таким образом существующую в этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений «мужественности» и «женственности».

Как указывалось выше, ребенок может выражать эмоциональные связи в рисунке посредством физических расстояний. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей.



Похожие публикации