Троица: что можно и нельзя делать в этот праздник, приметы на Троицу. Издавна наступления троицы с огромным нетерпением ожидал простой наро

Одним из великих православных праздников является Троица, который отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Его ввели апостолы в знак памяти о Святом Духе и раскрытии истины существования Триединого Бога – Святой Троицы. Этот праздник символизирует очищение человеческой души от зла и всего плохого. Считается, что именно в этот день Святой Дух сошел на апостолов в виде священного огня, принеся великое знание.

Какие существуют приметы и обычаи на Троицу?

С Троицей связанно много различных примет и обычаев. Издавна к этому празднику готовились очень тщательно. Хозяйки наводили порядок и идеальную чистоту в доме. Затем украшали свои жилища травами и полевыми цветами – это один из главных обычаев. Полагается, что он символизирует обновление природы и новый цикл жизни.

Традиционно начинается праздничное утро с посещения церкви. Прихожане берут с собой маленькие букеты из трав и цветов, чтобы освятить их и в дальнейшем разместить у себя в доме на самых почетных местах. Это символизирует процветание и достаток. Троицкие травы сушили, а после использовали как лекарства от разных недугов.

Стоит отметить, что помимо церковного торжества, в народе есть и другие обычаи, связанные с этим праздником. С древних времен люди с особым почетом относились к приходу лета, который в народе назвали Зеленые святки. Вышло так, что это совпало с православным Троицким обрядом: в старину после церковной службы начинались массовые народные гуляния, игры, конкурсы и хороводы. К вечеру девушки плели венки из цветов и трав, затем пускали их по воде. Считалось, если венок приплывет к другому берегу, значит, девушка обязательно будет любима и счастлива. Утонувший венок сулил неприятности.

Приметы и суеверия на Троицу

Одной из хороших примет на Троицу был обряд сватанья. Считалось, что если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, то жизнь у супругов будет в любви, гармонии и верности.

В этот праздник осуждается любой труд. Не принято заниматься любыми домашними делами, кроме приготовления еды.

Популярной народной приметой на Троицу является дождь. Он предвещал хороший урожай, много грибов и теплую погоду.

Одним из древних суеверий запрещалось купаться, поскольку неделя после Троицы еще называлась «русальной». Предполагалось, что русалки в это время пытаются заманивать к себе на дно, потому не рекомендовалось гулять в одиночестве вблизи водоемов. Однако это по своей сути языческая традиция.

Троица: приметы, традиции и обычаи, что нельзя делать

В 2019 году очень важный православный праздник Троица отмечался 27 мая. Вчера во всех православных храмах прошли соответствующие службы, а пока же будет уместно еще раз напомнить историю этого праздника.

Важнейший православный праздник Троица празднуется на пятидесятый день после Пасхального воскресенья. Это влечет за собой его смещение изо дня в год. Вторым названием праздника является следующее определение - Пятидесятница. Праздник является давним, поэтому можно смело говорить о богатой истории.

Церковные праздники особая категория мероприятий. Если к обычным люди относятся проще, для них это лишний повод собраться, повидать друзей и посидеть, накрыв стол, то церковные мероприятия, как Троица, ее приметы, традиции и обычаи, показывают глубокий, духовный смысл происходящего. Интересно, что у праздника есть языческие корни, которые причудливым образом переплелись с канонами христианства.

Троица 2019: история праздника

Окунувшись в давнюю историю можно обратить внимание на такой важный аспект, как факт, что в этот день на апостолов сошел Святой Дух. Иисус Христос пообещал своим ученикам, что после смерти пошлет им Святого Духа, с помощью которого они научатся нести благую весть миру. Именно на пятидесятый день после воскрешения Спасителя на апостолов сошли языки пламени Святого Духа. После этого апостолы смогли разговаривать на разных языках, и пошли проповедовать по миру и нести слово Божие.

К празднику Святой Троицы тщательно готовятся. До наших дней дошло множество традиций. В частности, хозяйки стараются убраться в доме, украсив комнаты свежей зеленью и цветами.

В этот день за столом собирается вся семья. Что касается праздничного стола, то он должен быть простым. Так, будут уместны мясо, салаты, картофель, обычный суп. На Троицу принято ходить в гости, а также устраивать массовые гуляния на улице. В свое время молодежь водила хороводы, развлекала себя с помощью частушек и песен.

Примечательной особенностью Троицы является то обстоятельство, что этот день ассоциируется со сватовством. Дело в том, что раньше парень имел право подойти к любой понравившейся ему девушке и предложить ей стать женой. Ежели девушка отвечала согласием, то сразу же направлялись сваты.

Девушки же на Троицу просили Всевышнего послать им хорошего супруга. А вот матери девушек засушивали кусок праздничного пирога, который затем приносили на свадьбу молодым. Это считалось моментом, который принесет удачу и счастье семейной паре на долгие годы.

Троица: приметы, традиции и обычаи

В день Святой Троицы принято украшать свои дома травой, цветами, зелеными ветвями деревьев: клена, ивы, липы. Запрещенным деревом у наших предков считалась осина, иногда ива. Ветки прикрепляли к окнам, на ворота, а пол было принято устилать травами: любыстком, мятой, аиром, или как его называют в народе - татарским зельем.

Считалось, что в эти дни растения обладают особой защитной силой, поэтому защищали семьи от всех бед, помогали выздороветь больным.

Троиица: что нельзя делать

Считается, что на Троицу не стоит назначать свадьбу - якобы ничего хорошего такую семью не ждет. Шить, печь и работать на огороде, как и на другие большие христианские праздники, на Троицу нельзя.

Троица совпадает с окончанием тяжких трудов и подготовкой к уборке урожая. Тех людей, кто не отдыхает в этот день, по поверьям, ждут напасти: у тех, кто пашет, скот падет, у тех, кто сеет, град побьет посевы. У тех, кто прядет шерсть, овцы заблудятся.

Духов День – это следующий день после Троицы, когда запрещается работать на земле, но можно искать в ней сокровище. Якобы земля в этот день обязательно подарит хорошему человеку что-то ценное.

В народе верили, что на Троицу приходят мифические существа - мавки и русалки, поэтому нежелательно одному идти в лес или на поле, информирует портал Росрегистр. Также нельзя водить в лес скот. А еще на Троицу нельзя купаться, иначе, по древним поверьям, русалки затянут на дно.

Что нужно обязательно сделать на Троицу

  • собирать травы: считается, что именно на Троицу в них собрана вся целебная сила;
  • украшать дом ветками клена, березы, дуба и рябины. Но ни в коем случае нельзя брать вербу. Из цветов стоит отдать предпочтение ромашкам и василькам, из трав - аиру (очищает дом от негатива), любыстку, мяте, папоротнику и полыни (защищают от зла и дарят силу, здоровье и энергию для преодоления жизненных препятствий). Выбрасывать в мусор эти ветки нельзя, иначе из дома уйдет все доброе. Спустя неделю их надо просто сжечь на костре;
  • сходить на службу в храм. Наши предки, когда приходили в церковь, обязательно уносили с собой траву, которая использовалась в украшении, стало известно w. Такая трава считалась оберегом семьи от многих бед;
  • поминать умерших не своей смертью: самоубийц и тех, кто пропал без вести. Для этого идут на кладбище и раздают милостыню;
  • на стол ставить лишь праздничные блюда. Если хозяйка пекла хлеб или пирог, то кусочек его прятала и старалась сохранить до того времени, когда дочь будет выходить замуж. Наши предки верили: таким образом, дочерям можно гарантировать удачное замужество, а муж не будет пить;
  • гадать на судьбу. Незамужние девушки пускали на воду собственноручно сплетенные венки, которые были. Если веночки сходились, то стоило ждать сватов. К тому же, сны в праздничную ночь считались вещими.

Запреты, приметы Троицы

Свадьбы не желательны под Троицу, это известная дурная примета. Можно лишь выбрать невесту, провести сватовство или принять сватов, начать приготовления. Интересно как устроена примета. Играть свадьбу – плохо, а задумать свадьбу – хорошо.

Работа. Люди пропускали день Троицы, устраивали выходной. Не сеяли, не копали землю. Любые полевые или огородные работы запрещены. Женщинам же нельзя стряпать или шить. Кстати, под Троицу запрещали купаться (именно в водоемах, реках), ведь это русалочье время. Особенно следили за детьми.

Целители по утрам собирали выпавшую росу, она считалась лечебной. Девушкам советовали чаще умываться ею, так сохранится красота, молодость.

Дни Троицы нужно проводить спокойно, избегая ссор, скандалов, агрессии

Гадали раньше много, выбирая особое время. Полнолуния, Новолуния или затмения. Троица тоже считалась удачным моментом. Применяли разные способы, не обязательно карты. Например, девушки вечерами собирались у ближайшей реки или водоема, затем поочередно пускали венки. Если венок сразу тонул – к неудаче, если наоборот, плыл – хороший знак.

Заодно смотрели, как венок двигается, загадывая суженого. Вот плывет нормально, спокойно, значит хозяйка проведет спокойный, благодатный год. Если же поспешил утонуть, возможно, хозяйку ждут потери.

Венок расплелся – увы, это знак расставания.

Венок поспешил уплыть – жених либо приедет издалека, либо уедет далеко.

Венок остался, застрял возле берегов – увы, сваты пока не торопятся.

Да, чаще всего гадали именно на суженого. Использовали зеркала, воду, цветы. Незамужние искали подсказки о лице, характере, происхождении будущего жениха. Замужние чаще гадали на благополучие, детей.

Какие травы святить в церкви на Троицу?

С приходом христианства на Троицу люди приходили в церковь на молебен с букетиком из полевых цветов и трав. Верили, что святая вода усиливаетих целебные и защитные свойства. Поэтому освященные травы не выбрасывались, а сохранялись. В основном на Троицу собирали полынь, любисток, аир, пижму, чабрец, мяту и мелиссу.

Полынь обыкновенная (чернобыльник)

Дымом сухой полыни советовали окуривать жилище перед новосельем, а затем и прикрепляли пучок травы над входной дверью у порога, чтобы «не давать прохода» в дом темным силам. «Горькой траве» приписывали способность защищать от русалок, которые были весьма активны во время Троицкой недели.

Верили, что путник, который спрячет себе в башмак листочек полыни, может пройти много миль, не зная устали, а если посмотреть на пламя костра, зажженного в честь летнего солнцестояния, сквозь пучок полыни, это обеспечит хорошее зрение на весь год.

В народной медицине корень полыни использовали как успокаивающее средство, а листья, как болеутоляющие и регулирующие деятельность желудочно-кишечного тракта и менструального цикла.

Аир болотный

Стебли аира болотного разбрасывали по полу во всех комнатах. Считалось, что он привлекает в дом добрых духов, очищает жилье и укрепляет здоровье обитателей. Верили, что аир приносит удачу, богатство, душевное равновесие и надежно защищает от напастей только тех, у кого в душе нет зла, иначе растение не проявляет свою волшебную силу.

Настойки из аира делали для полоскания рта, а кусочек высушенного корешка советовали держать во рту возле воспаленной десны, как дезинфицирующее средство. Также отваром из цветов ноготков, корня аира и лопуха мыли головы, чтобы волосы не выпадали.

Любисток

Любисток («любовный корень», «счастливая травка») защищал от любого колдовства, сглаза, порчи или нечистой силы. Корень любистка добавляли в воду для купания. Считалось, что вода с ним способна очистить не только тело, но и душу, а также может привлечь любовь. Девушки отваром любистка мыли волосы, а мамы клали любисток в кровати своим дочерям: чтобы девочка «свое счастье выбрала, не чужое, и чтобы оно с ней осталось навсегда».

В народной медицине отвары, настои и чаи из любистка применялись как мочегонное, сердечное, отхаркивающее, очищающее и болеутоляющее средство. А его свежие листья, чуть помяв, прикладывали ко лбу, для снятия головной боли любого происхождения.

Пижма

Пижма тоже считалась травой оберегом. Верили, что если носить при себе ее листочки, то всякому «привороту отворот будет». В наше время, листья и цветы пижмы часто используют как средство против моли.

В народной медицине пижма применяется при лихорадке, как противоглистное средство, при желудочно-кишечных заболеваниях, подагре, ревматизме, заболеваниях печени и желчного пузыря. А медицинские препараты из пижмы усиливают секрецию желчи, тонизируют мускулатуру органов пищеварения, повышают артериальное давление крови, нормализуют ритмы сердца, а также обладают ранозаживляющим и противовоспалительным действием.

Чабрец (тимьян ползучий)

Чабрец у славян уважительно величали «женской травой» («богородицкой травой») и верили, что пучок тимьяна в доме может помочь женщине привлечь суженого, родить и вырастить ребенка, сохранить мир в семье. Траву могли зашивать в подушку (считалось, что она способна избавить от ночных кошмаров) или носить с собой как оберег, в виде ладанки или зашив в одежду. Чтобы отвадить от дома неприятного человека, подсыпали ему порошок из сушёной травы в обувь.В селах дымом сухой травы чабреца окуривали скот, уберегая его от порчи или сглаза.

Верили, что веточка чабреца наделит мужчину, который носит ее с собой, смелостью, мужеством, упорством, храбростью и принесет успех во всех начинаниях.В Древнем Риме солдаты купались в воде, настоянной на тимьяне, чтобы набраться силы, смелости и энергии («thymus» - означает «сильный», «мужественный»).

Аромат чабреца и чай из него успокаивают и прогоняют бессонницу. Чабрец в народной медицине применяли как отхаркивающее, потогонное, успокаивающее и болеутоляющее средство. Примочками из чабреца обеззараживали раны и утоляли боль.Ароматические ванны из чабреца считались целебными при болезнях, вызванных нарушенным обменом веществ. Его добавляли в лекарственные настои, которыми излечивали алкоголизм, болезни почек, боли желудка, кишечника и боли в суставах.

Мята перечная и мелисса (мята лимонная)

Душистой мяте приписывали свойства отпугивать злых духов, очищать дом и защищать его от врагов. Еще в древности заметили, что аромат растения способен восстанавливать душевное равновесие и развеивать хандру. Возможно, происходит это потому, что аромат мяты и чаи из ее листьев активизируют умственную деятельность. Поэтому, в Древнем Риме на занятия древних философов рекомендовали ходить в венках из мяты, а столы перед приемом гостей натирали листьями растения, считая, что его аромат способствует оживленной застольной беседе и поднимает настроение.

Аромат свежих толченных листьев мяты наши предки использовали как средство против сонливости, а сухие листья мяты зашивали в подушку, чтобы нормализовать сон.

Чаи из мяты и мелиссы успокаивающе действует при нервных и сердечных болезнях, регулируют функцию ЖКТ, способен возвращать тонус организму при упадке сил, утолять зубную боль и освежать ротовую полость. Компрессами из теплых листьев мелиссы можно лечить кожные воспаления, а если пожевать листья мяты с медом, то они устранят запах алкоголя.

Похожие материалы



Троицу заведено отмечать на 50-й день после Пасхи. Именно благодаря этому у столь важного церковного праздника появилось и другое наименование - Пятидесятница. В статье мы рассмотрим, какие поверья и ритуалы связаны с этим любимым многими торжеством.

В статье:

История

Троица - один из древнейших ветхозаветных праздничных дней. Издавна празднование Пятидесятницы было масштабным, сопровождалось грандиозными пиршествами, а в далекие времена - даже жертвоприношениями.

У иудеев это было одно из трех самых значимых празднеств, неразрывно связанных с Десятью заповедями, полученных народом Израиля через 50 суток после ухода из Египта. Если говорить о православной Пятидесятнице, которая также именуется Днем сошествия Святого Духа, то она празднуется на 50-е сутки после воскресения христианского Спасителя.

Именно на Пятидесятницу Святой дух явился к 12 последователям Христа и объявил, что Бог троичен и един.

Произошло это так: во время гуляний в честь иудейской Пятидесятницы 12 учеников Иисуса отдалились от ликующей толпы и спрятались в небольшой Сионской горнице. Там встречались они каждый день по желанию учителя.

Находясь на кресте, Иисус Христос рассказал своим апостолам о том, что Святой дух придет к ним. Через 50 дней с момента воскресения Спасителя и произошло предначертанное.

Появился он перед ними в качестве Отца (божественного ума), Сына (слова) и Святого Духа. Апостолам было сказано, что Святая Троица - воплощение единого Бога, который в то же время и троичен. Отец олицетворяет собой отсутствие начала и конца, Сын был рождён им, и Дух исходит от него.

Это основа христианства, на которой держится вся религия. Окружающие услышали, что из дома, где находились ученики Иисуса, раздаются странные шумы и голоса. Насколько было велико удивление зевак, когда они услышали, что все апостолы разговаривают на разных языках. Сначала они не поняли, что происходит, потом подумали, что у этих людей помутился рассудок.

Вдруг появился Апостол Петр, который обратился к невольным свидетелям этих событий и уверил их в том, что это действительно чудо. Петр сказал народу, что на самом деле к апостолам спустился Святой дух, который в дальнейшем через них прикоснется к душе каждого праведного христианина. А говорить на разных языках апостолы стали неспроста. Это был один из мудрейших замыслов Бога.

Он одарил их способностями понимать неизвестные языки для того, чтобы они сумели, посещая невиданные ранее земли, рассказывать чужакам правду о Боге и Христе. Также в поверье говорится, что Святой дух явился к ученикам Иисуса в качестве очищающего огня. После того, как чудо свершилось, последователи Христа отправились странствовать по миру и проповедовать людям об Иисусе.

Благодаря божественному дару они могли разговаривать с жителями неизвестных стран на их родных языках. Апостолы не только проповедовали и несли знания, но и крестили жителей. Из всех учеников своей смертью умер только Иоанн, остальных казнили за проповедование новой религии.

Какого числа праздник Троица в 2019 году? Этот день будем отмечать 19 июня. Согласно традициям, верующие украсят дома зелеными ветвями, букетами живых цветов.

Пятидесятницу иногда именуют , которые длятся неделю и начинаются за три дня до этого. Цветы для украшения жилища заранее освящают в храме, а после торжества засушивают и хранят в качестве оберега за иконами.

Народные приметы на Троицу

Зачастую православный праздник отмечается в первом летнем месяце, этот момент был довольно значимым для крестьян. От того, какая будет погода на Троицу, зависело очень многое.

Дождь принесет урожай и зиму без сильных морозов.

Сохранился древний обычай, в ходе которого в храм обязательно приносят пучки «слезных» трав. Изначально их оплакивали, в данном случае слезы являлись символом дождя.

Приходя в храм с такими пучками, народ просил Бога даровать лето без засухи, чтобы земля напиталась дождями и урожай был богатым. Примета гласит, что если следовать этому обычаю, а после спрятать пучки за иконами, будет хороший урожай.

Притянуть к себе богатство можно, поставив на окне несколько березовых ветвей, разложив по подоконнику зеленую травку.

Одна из самых плохих примет - работа на Троицу. Крестьянам в этот праздник было строго запрещено трудиться на полях, стирать либо убирать.

Разрешено лишь готовить еду. Стоит отметить, что купаться в водоемах тоже нельзя, так как в это время русалки особенно активны и могут затащить людей в свое царство.


Очень плохой приметой считалось в субботу, перед Пятидесятницей, не сходить на кладбище и не помянуть усопших. Верили, что если не почтить их память, духи умерших придут и могут забрать в свой мир кого-нибудь из живых.

Еще одна странная примета - одежду усопших вывешивали на забор для того, чтобы отогнать смерть. А если на Троицу прийти на могилу к родственнику и подмести все вокруг березовым веником, будешь счастлив. Наши пращуры были уверены, что подобные манипуляции отгоняют нечисть. Также эти действия способствовали обогащению, появлению мира и понимания в отношениях между односельчанами.

Хотя представители церкви всеми силами пытаются отрицать любые магические ритуалы и порицают их, так уж случилось, что наши предки не могли отказать себе в желании заглянуть в будущее. Они полагали, что наиболее четкий ответ высшие силы дадут, если , и Троицу.

Пращуры верили, что в этот период девица точно узнает, кто ее будущий муж. Есть несколько популярных гаданий. Вечером перед Пятидесятницей девица должна пойти в лес, наклонить тонкую молодую березку и сплести из веточек венок. При этом они не отламывались.

Если наутро дерево распрямлялось либо венок оказывался поврежденным, в этом году девице не было суждено встретить свою любовь. Березка осталась прежней - и денег будет вдоволь, и счастье, и брак скоро.


Еще одно не менее древнее гадание сопровождалось плетением венков. Обряд проводился несколькими девушками, мужчин к такой ворожбе не подпускали. Считалось, если представитель мужского пола увидит веночек, то сглазит девицу.

Гадание заключалась в том, в день Троицы юные прелестницы делали венки и шли с ними к реке. После этого магические атрибуты клали на воду. Считалось, что в какую сторону веночек поплывет, оттуда и благоверный прибудет. Если же волшебный атрибут не двигался с места, свадьбу в этом году не сыграть, ушел под воду - девушка заболеет или умрет.

Важный момент в проведении гадания: венок нельзя снимать руками со своей головы, нужно наклониться так, чтобы он сам упал в воду. Кроме этого девицы клали под подушки березовые ветки и просили, чтобы ночью им приснился суженый-ряженый.

Обряды на пятидесятницу

Культура славян уникальна, в ней уживаются и христианские, и языческие обряды. Ритуалы, которые обычно проводились на Троицу, - не исключения, так как нести в церковь заговоренные пучки травы, после чего складывать их за иконами - не христианский обряд, но адаптированный.

Одним из основных ритуалов было приготовление каравая и особой яичницы. Такое круглое блюдо позволит привлечь в семью мир, понимание, гармонию, избавит от ссор и агрессии, люди будут жить «без углов».

Заговаривая яичницу, хозяйка обязательно выкладывала на нее зелень, посыпая . Присутствовать мужчинам на подобном таинстве было строго запрещено, так как это была обязанность женщины. Она заговаривала еду, моля о единстве в семье и долгой счастливой жизни с мужем.


С давних времен практиковались . Для их усиления необходимо провести ритуал на церковный праздник. Например, на Зеленые святки.

Чтобы притянуть навсегда юношу, необходимо сделать венок из освященных в церкви трав и положить его под подушку. Приготовившись ко сну, надо сказать:

Господи, прости меня, рабу твою (имя), ибо не помолившись отхожу ко сну и не перекрестившись. Под головой моей венок лежит из трав освященных, как они сплелись, так пусть раб божий (имя) рядом со мной во веки вьется. Да как травы эти освещенные будут сохнуть, вянуть, так и душа его пусть от тоски томится. Помнит пусть обо мне, не ест, не пьет, не гуляет. И где бы он ни был, везде бы с ума я его сводила. Слово мое крепко, лепко, да будет отныне так. Аминь.

А чтобы притянуть к себе благополучие и богатство, необходимо на рассвете перекреститься на крыльце и сказать:

Проснулся я, помолился, вышел, перекрестился, пойду на холм высокий, посмотрю на все четыре стороны. Как вижу, по лугу гуляет конь черный, с нравом буйным. И никто до меня его не оседлал, ни один муж на нем не ездил. А я пойду, коня того усмирю и послушным отныне мне будет, да верой-правдой мне служить станет. Воля моя крепкая, слово мое верное. Аминь.

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, окончательно просыпается природа, начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый.

Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

К этому времени апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя уже поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в той самой Сионской горнице. Ведь Сам Христос попросил их не отлучаться из города и ждать крещения Святым Духом.

И вот «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Каждый православный молится «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине, которую Бог донес до них всеми возможными способами.

Однажды утром, услышав странный шум, удивленные жители Иерусалима стали подходить к дому, где собрались апостолы, и очень удивлялись, когда слышали, что люди внутри дома говорят на разных языках. Они даже подумали, что говорившие люди пьяны. Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «...мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния святых апостолов 2:14-18).

Точно так, как говорил Петр, и произошло. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), но что могли сделать враги против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух, с христианами? Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме...

В материале использована репродукция картины К.Лебедева "Сошествие Святого духа"

Paskha.ru

Традиции празднования Троицы на Руси

Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их черезnull крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния с играми, представлениями, песнями.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести.

Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду обступающей его жизнь природою.

«Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Все было так же, как в захолустной глуши, где этот четверг и теперь является желанным гостем непритязательной сельской молодежи, по преданию - выплачивающей весеннюю дань памятным пережиткам прошлого. В Тульской губернии семицкая березка до сих пор даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов только и означало - целоваться при прохождении под этою самой березкою.
Семик - преимущественно (а в иных местностях исключительно) девичий праздник. nullВ Поволжье, верхнем и среднем, повсюду к этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день. Вслед за пирушкою - начинают водить хороводы, которые прекращаются с Троицы до Успенья.

Семицкие хороводы сопровождаются особыми обрядами, посвященными «березке-березоньке», которой воздаются особые почести - вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Лет пятьдесят тому назад в Воронежской губернии приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками, - в чем, несомненно, был слышен явный отголосок стародавнего язычества. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Семицкие обычаю были свойственны не одним славянам. Еще у древних греков и римлян существовали особые весенние празднества, посвященные цветам и деревьям. У германцев был так называемый «праздник венков», в котором еще более общего с нашим Семиком. По сравнительным данным языческого богословия, Семик является прообразом союза неба с землею.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Игрища, устраивавшиеся в честь языческих божеств, в Польше существовали даже и по истечении пяти веков с принятия христианства; по словам польского историка Длугоша.

Длугош - известный польский историк, живший в XV-м веке. Он родился в 1415-м году, по образованию - питомец краковского университета; по окончании курса (диалектики и философии) был секретарем оржевского епископа - будучи при этом посвящен в сан каноника. С 1448 года началась его дипломатическая карьера, приблизившая его к королевскому двору. С 1467 года на Длугоша был возложен труд обучения королевских детей. Перед смертью он был избран в архиепископы, но смерть опередила посвящение его в этот сан: он умер в 1480-м году. Во все время своей дипломатической и педагогической деятельности он ревностно трудился над историческими памятниками родины. Из трудов его - самый капитальный «История Польши», доведенная «от баснословных времен» до третьей четверти XVI-ro столетия. Вся история польского народа исследуется Длугошем - как предмет прославления Польши и урок служения государства Церкви и ее задачам] они назывались «Стадом». В Литве они существовали еще дольше. На Белой Руси до сих пор немало общего с древнепольско-литовским в народных обычаях вообще и связанных с празднованием Троицына дня наособицу.

Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». В Черниговской губернии существовал до последнего времени обычай «русалочьих провод», когда речных чаровниц изгоняли - целой деревнею - парни и девушки. В Спасском уезде Рязанской губернии следующее за Троицыным днем воскресенье слывет «русальным заговеньем», вслед за проводами русалок прекращаются здесь до следующей весны игры в «горелки» и «уточку».

В старину против поверья о русалках и соединенных с ним народных игрищ и гаданий особенно восставали проповедники, обличавшие народ в языческом суеверии. В противовес народному празднованию разгульного Семика было установлено совершать в этот четверг поминовение убогих, похороненных в так называемых «убогих домах» и «скудельницах». Но не затемнилось в народном обиходе веселое празднество: смех и песни быстро сменяли слезы и рыдания в тот же самый день.

Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. Так сообщалось, что в Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Многие из описанных обычаев уже исчезли, иные - видоизменились до неузнаваемости; но есть и немало таких, что еще доживают свой век с тем самым обликом, с каким были созданы народным воображением в стародавние дни. Троицын день во времена московских царей всея Руси сопровождался особой торжественностью в царском обиходе. Царь-государь в этот великий праздник «являлся народу». Царский выход был обставлен по особому уставу. Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Во время следования царя к обедне свита царская шла рядом: люди меньших чинов - впереди, а бояре и окольничие - сзади государя. Постельничий со стряпчими нес «стряпню»: полотенце, стул «со зголовьем», подножье, «солношник» - от дождя и солнца и все прочее, что требовалось по обиходу.

Во всем блеске царского облачения входил государь в Успенский собор - в сопровождении бояр и всех людей ближних. Впереди всего шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого «во все колокола с реутом»; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. На ступенях этого «места», обитого атласом красного цвета с золотым галуном, ближние стольники поддерживали государя. Торжественно шла обедня. По окончании ее, перед троицкою вечернею, подходили к царю соборные ключари с подобающим метанием поклонов и подносили ему на ковре древесный лист, присланный патриархом. Смешав его с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им все царское место и окропляли его розовою водой. Взятым от государя листом они шли устилать места патриаршее и прочих властей духовных. Остаток раздавался боярам и другим богомольцам, по всему храму. Государь преклонял колена и - как говорилось в то время - «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Когда кончалась Божественная служба, он выходил из собора прежним торжественным выходом, «являлся народу», приветствовавшему его радостными кликами, и - в предшествии одного из ближних стольников, несшего «веник» государев, возвращался во свои палаты царские. Колокольный звон не смолкал во все время его следования от собора до дворца.

На Троицкой зеленой неделе царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-nullхороводами, под наблюдением если не светлых очей самой государыни-царицы, то зоркого взгляда верховых боярынь и мамушек. Для игр и хороводов - как в царицыных, так и в царевниных хоромах были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни семицкие, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси, справлявшей свои стародавние игрища во славу «Семика честного» и Троицы - Зеленых Святок.

Народные обычаи и приметы на Троицу

Троица - воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.
По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.
Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.
Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.
Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где nullрасстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.
После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит». На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны. При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Народные приметы на Троицу

На Троицу дождь - много грибов, к теплой погоде.

Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

От Троицы до Успения хороводов не водят.

Если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили:"С Духова дня не с одного неба из-под земли тепло идет".

"Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".

Православные христиане встречают один из двунадесятых праздников - праздник Сошествия Святого Духа на апостолов, Пятидесятницу или день Святой Троицы, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

Считается, что в этот день, как и обещал Иисус Христос перед Вознесением, на Апостолов сошел Святой Дух, явившийся в виде огненных языков. Таким образом, Господь явился во всех трех ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Догмат о Пресвятой Троице является основой христианского вероучения.

ТРАДИЦИИ

К празднику Святой Троицы готовились загодя - хозяйки за день или два до праздника начинали генеральную уборку в доме и во дворе. Освобождались от неиспользуемых вещей, особенно от тех, которые могут напомнить неприятные моменты в жизни. Люди, у которых есть свой сад и огород, старались очистить их от сорняков.

К Троице дома и храмы украшали ветками деревьев, травой, цветами, так как молодые растения символизируют процветание, богатство и продолжение жизни. В день Троицы всей семьей с утра отправлялись в церковь, где в этот день проводилась праздничная служба. В этот день ничего нельзя просить у Святого Духа, важно лишь благодарить его за то, что он является спасителем и верным защитником людских душ. После храма все расходились по домам и устраивали праздничный обед. Застолье было богатым и разнообразным: каши, блины, всевозможные пироги, кисели и отвары - праздник не являлся постным днем, поэтому разрешено было все.

В этот день также посещали кладбища и поминали умерших.

В деревнях ближе к вечеру начинались гулянья - устраивали хороводы, пели песни, танцевали, проводили ритуальные обряды. Также нередко на всю неделю устраивали ярмарки, где также было много развлечений. На Троицу и сегодня принято ходить в гости и дарить подарки.

ПРИМЕТЫ

Хорошей приметой на Троицу было сватанье - считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии. Цветы и лечебные травы, собранные в такой день, считаются целебными и способны вылечить любой недуг, а собранная роса обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил. В народе верили, что дождь на Троицу - к урожаю, грибам, к теплой погоде. Плохой приметой было, если в этот день жара - значит, все лето будет засушливым. Люди считали, что после Троицы погода стабилизируется и наступают теплые, солнечные дни. В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.

По материалам открытых источников



Похожие публикации