Убоп - расшифровка. управление по борьбе с организованной преступностью


Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Согласно указу президента на основе УБОПа создадут управления по противодействию экстремизму, а также отделы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (это судьи, прокуроры, следователи, свидетели). А организованными преступными группами будут заниматься уголовный розыск и ОБЭПы (отделы по борьбе с экономическими преступлениями).

Почти сразу после этих заявлений в стране начался ряд громких процессов, связанных с деятельностью бывших борцов с оргпреступностью. Например, в Ижевске открыли уголовное дело по коллаборационизму местных убоповцев с местными нацистами. А в Москве в декабре начнется суд, связанный с обнародованием профсоюзом московских милиционеров (регулярно конфликтующих со своим руководством) материалов о «крышевании» притонов руководством УБОПа.

«Часкор» опросил экспертов самого разного уровня, чтобы выяснить, в чем реальная причина упразднения УБОПа и к чему оно приведет.

Станислав Маркелов, президент Института верховенства права:

«Закрытие УБОПа было связано с внутриминистерскими трениями. К управлению было много претензий: коррупция, срастание с мафиозными структурами, превышения должностных полномочий, но эти проблемы можно было решить, поставив УБОП под жесткий контроль прокуратуры. Это нормально, что у УБОПа были особые полномочия. Но на особые полномочия нужен и особый контроль…

А теперь много опытных сотрудников уйдет, снизится профессионализм, потеряются наработки. Единственное, что радует, - экстремизмом и ОПГ теперь будут заниматься разные структуры. Ведь это очень разные виды преступности».

По сути, пути у сокращенных силовиков два: пойти в частные охранные предприятия, которые сейчас переживают не лучшие времена, или в криминал, который, наоборот, расцветает. Очевидное следствие - усиление преступных группировок в стране, повышение «профессионального» уровня ее членов.

Высокопоставленный источник из департамента экономической безопасности МВД Алексей В.:

«Указ принять - дело нехитрое. От него до сих пор все в шоке. Поначалу убоповцы говорили, что это какое-то недоразумение и всё скоро исправят. Но, похоже, уже поздно исправлять. Насчет роспуска ни с кем нормально не проконсультировались. Ни с нами, ни с ФСБ, уверен, тоже.

Зачем это было делать? Организованной преступности больше нет? Это смешно. УБОП действовал зачастую «по беспределу»? Ну да. А кто с преступностью в белых перчатках борется? Давайте тогда и уголовный розыск распустим, на нем тоже куча всего висит…

С организованной преступностью чисто бороться нереально. В Грузии, например, есть отдельная статья за то, что человек является вором в законе, а в России - нет. Руководители ОПГ сами никого не грабят и не убивают - они просто управляют и приказы отдают очень приватно. Поймать их - задача крайне сложная. За всё время существования статьи за создание ОПГ дел по ней потому и было мало.

Идея же распределить борьбу с ОПГ между уголовным розыском и ОБЭПами - неправильная. Допустим, совершено заказное убийство. ОБЭП не захочет им заниматься: убийства - это не наша специализация. А уголовный розыск не станет разбираться в финансовых схемах, ставших причиной убийства. Вот дело и будут футболить друг другу. У УБОПа, естественно, существовала агентурная сеть, а что с ней теперь будет? Люди, дававшие информацию, сейчас совершенно беззащитны.

Кроме того, роспуск УБОП может дестабилизировать ситуацию в стране. Управление собирало компромат на многих крупных чиновников уровня мэров городов-миллионников. Ход компромату не давали, иногда желая собрать побольше информации, иногда из политических соображений. Что теперь с ним станет? В какие руки он попадет?»

Сколько бы ни убеждали власти нас в том, что сложная экономическая ситуация никак не поднимет кривую преступности, очевидно, что вниз она тоже не пойдет. «Снижения преступности нет, посмотрите - расстреливают мэров и представителей областных судов», - резонно замечает г-н Носков. Хромает процент раскрываемости, постоянно портится статистика и из-за пресловутых «висяков»… Так стоило ли затевать массовые сокращения сейчас, в эпоху кризиса?

Оперативник одного из московских ОВД Виктор А.:

«Закрытие УБОПа - это прекрасно. Проблема скорее в том, что почти всех его сотрудников трудоустроят, слишком мало убоповцев уйдет из органов. Пытки, убийства, выбивание признаний, «крышевание» - это язвы всех структур МВД. Но убоповцы, которых никто не контролировал, практиковали всё это, как никто другой».

Старший следователь другого столичного ОВД Андрей Н.:

«В свое время УБОП себя проявил наилучшим образом. Когда он создавался, обычные милицейские структуры были не в силах контролировать ситуацию в стране. Что представляла собой организованная преступность в те времена? Были «блатные», были «спортсмены», были ветераны афганской, а позже и чеченской войны - шустрые мужички в неприметных курточках, которые умели появиться из-за угла, расстрелять кого-нибудь, бросить пистолет рядом с мусорным ящиком и убежать. Милиция сама потихоньку в рэкет втягивалась. И все они образовывали банды, которые терроризировали коммерсантов и обычных граждан.

УБОП выступил силой, смогшей отстоять интересы тех, кого сейчас называют средним классом. УБОП смог выиграть, по сути, небольшую гражданскую войну. Рискуя жизнью, кого-то убоповцы сажали, кому-то устраивали автокатастрофы, провоцировали войны между ОПГ, дабы они друг друга сами перебили.

А что такое организованная преступность сейчас? Она плотно вросла во власть, это сложные коррупционные структуры и схемы. Она совсем другая. А УБОП не изменился. Но власти он был нужен.

Последние годы УБОП выполнял грязную политическую работу. Нужно кого-нибудь подстрелить на Кавказе или, например, посадить человека вроде Льва Пономарева? ФСБ такое доверять рискованно - если что-то пойдет не так, слишком большой ущерб имиджу России будет. А УБОПу - пожалуйста. В случае провала всегда можно сказать: «Ну это же менты, ну что с них возьмешь, ну напортачили, ну мы их посадим и всё исправим…» За это, да, УБОПу позволяли заниматься рэкетом.

Теперь, думаю, функции политической полиции перейдут другому управлению. Или уголовному розыску, или формирующемуся сейчас антиэкстремистскому департаменту».


В конце осени, 15 ноября, вся Россия отмечает День создания подразделений о борьбе с организованной преступностью. Для многих этот праздник остается загадкой, но для посвященных это знаковый день – он символизирует борьбу с бандитизмом 90-х, борьбу за мирные улицы и честный бизнес.

ОБОП – один из самых легендарных отделов в составе МВД. Их сотрудники, штатские аналитики и «люди в масках» наводят страх на представителей ОПГ и вызывают восхищение у рядовых граждан. Но так было не всегда.

Экскурс в историю

До 15 ноября 1985 года этого отдела не существовало в структуре МВД. Появился он, как ни странно, на периферии – первый коллектив состоял всего из двадцати пяти человек и занимался криминогенной обстановкой в Узбекской ССР. На месте подразделение назвали отделом по борьбе с организованными преступными группами МВД Уз ССР.

Ташкент — столица Узбекской ССР

Разработки велись руководством страны с начала осени того же года. Бандитизм и финансовые пирамиды, рэкет и кровавые разборки между членами бандформирований уже нельзя было подавить рядовыми силами МВД, преступность распространялась в геометрической прогрессии. Правительство пошло на крайние меры и издало «Указ о создании во всех МВД союзных и автономных республик, УВД краевых и областных, исполнительных комитетов специальных подразделений по борьбе с организованной и групповой преступностью». Первыми успели в МВД Узбекистана.

Затем пришла очередь Татарстана. Преступность распространялась и набиралась силы и власти, население тревожилось и требовало у правительства принять меры. В ноябре 1988-го года на базе Управления угрозыска МВД ТАССР возникла специальная группа по борьбе с организованной преступностью. Затем к масштабной борьбе с бандитизмом приступила Казань и остальные регионы: к началу 90-х подразделения по борьбе с организованной преступностью появились в 58 МВД, УВД союзных республик.

Весной 1991 года из структур и отделений МВД выросли подразделения ОРБ – оперативно-розыскные бюро. Летом того же года утверждена Концепция работы, численность штата выросла втрое. Февраль 1992 года ознаменовался образованием ГУ (Главное Управление) по ОП (организованная преступность) МВД России. Борьба с экономической преступностью и бандгруппированиями постепенно переходила из местного подчинения к федеральному.

В помощь отделу по борьбе с ОПГ выделили специальные отряды – для силовых акций службу усилили отрядами СОБРа. Они взяли на себя физическую поддержку отдела по борьбе с ОПГ: захват боевиков, изъятие незаконных боеприпасов и наркотиков, а также предотвращение терактов и распространения незаконных веществ и оружия. Сотрудники в масках чаще других представителей отдела попадают в кадры телевизионных хроник и на страницы газет.

С 2004 года управление взяло на себя функции по борьбе с терроризмом. К этому моменту окончательно оформились цели отдела: война с преступностью, наркоторговлей, торговлей оружием и экстремизмом. В задачи организации входит профилактическая работа и силовые акции.

Кого поздравлять

В этот день подарки получают только причастные люди – действующие сотрудники и пенсионеры службы. При этом не имеет значения – занимался специалист аналитической работой или принимал участие в силовых акциях: все вносили неоценимый вклад в дело мира в нашей стране.

Благодаря этим людям предприниматели сегодня не должны платить за «крышу», девушки не боятся возвращаться вечером с работы или учебы, а молодежь не страшится выйти вечером в парк.

Что дарят настоящим мужчинам? – Все зависит от степени близости и бюджета (так же, как в день защитника Отечества):

— соседа можно поздравить и бритвенным набором, как бы банально это не выглядело;

бритвенный набор

— мужу или отцу нужно сделать настоящий мужской подарок: оружие, технику, набор покрышек автолюбителю или роскошный спиннинг рыболову.

Цветы мужчинам дарить не принято – не на этот праздник, но выразить уважение и поддержку просто необходимо: борьба против ОПГ и терроризма ведется ради нас с вами.

Преступники, организованные в группы, всегда были огромной проблемой для правоохранительных органов. Вред от них больше, чем от преступника-одиночки. Лидеров очень сложно вычислить, ещё сложнее задержать. Проституция, мошенничество, контрабанда, терроризм – ничтожная часть совершаемых ими преступлений. Полицейские, работающие в этом направлении, находятся на острие борьбы с преступностью. Сложнейшая и опасная работа, которую способен сделать не каждый. Тем значимее праздник, в который чествуют этих героических людей.
Называется праздник длинно и сложно: день создания подразделений по борьбе с организованной преступностью. Но точно отражает специфику работы и её сложность. На календаре это 15 ноября . Праздник отмечают сотрудники Главного управление по противодействию экстремизму и ветераны службы.

Немного истории:
15 ноября 1988 года Приказом МВД СССР было организовано 6-е управление МВД СССР. Первый штат был всего 32 человека. Именно с этой даты началась работы этих подразделений.
В 90-е лихорадило всех силовиков. Переименования, реорганизации, сокращения коснулись всех подразделений. Не миновали эти проблемы и борцов с организованной преступностью. С 1991 по 2008 годы реорганизации и переименования шли практически каждый год.
2008 год дал очередное название, в таком виде подразделение находится и сейчас – ГУПЭ МВД России.

Сотрудники ГУПЭ выявляют экстремистов, ведут борьбу с террористами, наркобаронами, незаконной продажей оружия, коррупцией, раскрывают особо тяжкие преступления. Они действуют не только на региональном уровне, работы ведутся в масштабах страны, налажено сотрудничество с Интерполом и полицией отдельных стран.

Не верится, но до середины 80-х считалось, что в нашей стране нет организованной преступности. Хотя первые случаи не спонтанного формирования начались ещё в 60-е годы. С началом перестройки, организованные в группы преступники стали настоящим бедствием. Одна из самых больших, Сицилийская мафия, насчитывает примерно 50 тысяч участников – 150 семей, в России эта цифра давно перешагнула 150 тысяч, в расчёте на группировки примерно 12000.

Падение железного занавеса открыло дорого не только туристам, отдыхающим и бизнесменам. Преступники активно стали осваивать просторы Европы. С точки зрения европейцев, российские группировки, действующие на территории Евросоюза, считаются самыми опасными в вымогательстве, незаконной миграции и экономических преступлениях. Все славянские русскоязычные банды за рубежом называют «Русская мафия». Это в корне неверно, поскольку среди группировок не только граждане России. Среди них есть группировки из стран СНГ и мигрантов дальнего зарубежья.

15 ноября мы чествуем тех, кто не жалея жизни даёт отпор преступникам. Эти люди всегда на страже, раскрывая преступления и защищая жизнь российских граждан.

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.



Похожие публикации