Упражнения по теме тире в бсп. Знаки препинания в БСП методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Упражнение 282. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1. Небо очистилось замелькали звезды становилось

уже светло (Акс.). 1. Бледные щеки впали глаза сделались

большие губы горели (Л.}. 3. Герасим схватил Муму стис-

нул ее в своих объятиях она в одно мгновение облизала

ему нос глаза усы и бороду (Т.). 4, Было жарко душно в

закрытые двери стучался ветер в печке гудело слыша-

лись вздохи из кухни вздохи зловещие (..).

Д л я с п р а в о к. Между независимыми предложениями,

объединенными в одно сложное бессоюзное предложение," ста-

вится запятая, если такие предложения тесно связаны между

собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на

темный дол, взошла заря (П.).

Если же части бессоюзного сложного предложения более

отдалены друг от друга по смыслу или значительно распростра-

нены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится

точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы

были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты со-

ломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую

рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тя-

нулась через неподвижные поля (Т.).

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части

(группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то

между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей про-

стые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливает-

ся, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас за-

мирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то

мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели лис-

тья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).

Упражнение 283. Перепишите, ставя, где это подходит по

тексту, точки и точки с запятой.

1. Еще амуры черти змеи на сцене скачут и шумят

еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят еще не

перестали топать сморкаться кашлять шикать хлопать

еще снаружи и внутри везде блистают фонари а уж

Онегин вышел вон домой одеться едет он (Я.). 2. Небо

сверкало звездами воздух был наполнен благовониями

от засыхающих степных трав речка журчала в овраге

костер пылал и освещал людей (Акс.). 3. От угара все

валяются вповалку по постелям слышится оханье сто-

ны один обложит голову огурцами и повяжется поло-

тенцем другой положит клюквы в уши и нюхает хрен

третий в одной рубашке уйдет на мороз четвертый про-

сто валяется без чувств на полу (Гонч.). 4. Налево черне-

ло глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие

вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями

снега рисовались на бледном небосклоне еще сохраня-

ющем последний отблеск зари (Л.)-. 5. Легкая пыль жел-

тым столбом поднимается и несется по дороге далеко

разносится дружный топот лошади бегут навострив уши

(Т.). 6. Овод жужжит и кусает смертная жажда томит сол-

нышко серп нагревает солнышко очи слепит спинушка

ноет с натуги руки и ноги болят красные желтые круги

перед очами стоят (Я.). 7. Обед кончился большие по-

шли в кабинет пить кофе а мы побежали в сад шаркать

нотами по дорожкам покрытым упавшими желтыми

листьями и разговаривать (Л. Т.). 8. Каждый день погро-

мыхивал дальний гром парило было похоже на дождь

(Ч.). 9. Изумрудные лягушата прыгают под ногами меж-

ду корней подняв золотую головку лежит уж и стережет

их (М. Г.). 10. Некоторые бутоны ландышей раскрылись

бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший

овес зелеными солдатиками расстилался по черному

полю (Пришв.). 11. Когда-то учебники стояли на этажер-

ке синий чертеж был аккуратно наколот на стене мат-

рац застелен белым одеялом (Фед.). 12. Жители ушли

мужчины старики подростки стали партизанами (Эренб.).

сыревающей пылью и дымом костров (Фад.). 14. Парти-

заны не дают врагу ни сна ни покоя они смелы дерзки

и неотступны (Сурк.). 15. Злые собаки лаяли на задвор-

ках не решаясь выбежать навстречу бричке должно быть

отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саян.).

16. Был тихий мороз заря догорала высоко лежали пухо-

вые снега (Пан.). 17. Затрещали кусты заметались вер-

шины маленьких сосенок заскрипел оседая наст (До-

лее.). 18. Лицо ее посуровело выцвел на щеках румянец

проступили побледневшие углы скул упрямо выдался

подбородок (Мальц.).

Упражнение 284. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. На ярмарке случилось странное происшествие

все наполнилось слухом что между возов появилась крас-

ная свитка (Г.). 2. На кухне опять трещит огонь опять

раздается дробный стук ножей готовится ужин (Гонч.).

3. Об одном прошу вас стреляйте скорее (Л.). 4. Приятно

после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвиж-

но на сене тело нежится и томится легким жаром пы-

шет лицо сладкая лень смыкает глаза (Г.). 5. Сделай план

квартиры как расположены комнаты где двери окна где

что стоит (М. Г.). 6. Одеты они были кое-как на одних

желтели деревенские старенькие шубы на других бол-

тались отцовские стеганые пиджаки подпоясанные ве-

ревкой (Гладк.). 7. Темный лес хорош в яркий солнеч-

ный день тут и прохлада и чудеса световые (Пришв.).

8. Про себя Данилов сформулировал задачу так из док-

тора Белова надо сделать начальника поезда (Пан.).

9. Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то

поблизости (Полев.). 10. В избе у нее всегда было опрятно

стены чисто побеливались висели на окнах натянутые

гармошкой белые шторки на подоконниках стояли оран-

жевые горшочки с цветами крашеный пол пеленали

домотканые половички (Мальц.).

II. 1. Обломов очнулся перед ним наяву не в галлю-

цинации стоял настоящий действительный Штольц

(Гонч.). 2. Мы проехали мимо пруда на грязных и отлогих

берегах еще виднелись ледяные закрайки (Акс.). 3. Я под-

нял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в поло-

сатом платье с распущенными волосами (Л.). 4.- Я погля-

дел кругом торжественно и царственно стояла ночь (Т.).

5. Однажды проснулся он и видит прямо против его норы

стоит рак (С.-Щ.). 6. Помню также она любила хорошо

одеваться и прыскаться духами (Ч.). 7. Я понимаю вам

трудно сейчас сказать о целях которые преследует ли-

тература (М. Г.). 8. Он видел вставала земля из пепла

непокоренная земля неистребимая жизнь (Горб). 9. Лу-

кашин остановился посмотрел во рву скапливалась вода

снег был как мокрый сахар (Пан.). 10. Люди знали где-то

очень далеко от них идет война (Аж.).

нет выхода из бесконечных тундр (Гонч.). 2. Он покрас-

нел ему было стыдно убить человека безоружного (Л.).

3. Хорошо что Лемм нас не слышал он бы в обморок

упал (Т.). 4. И Жилин приуныл видит - дело плохо

(Л. Т.). 5. Он даже испугался так было темно тесно и

нечисто (..). 6. Науку надо любить у людей нет силы

более мощной и победоносной чем наука (М. Г.). 7. Сте-

пан боялся подойти к обрыву скользко (Шишк.). 8. В Мек-

сике похвалить вещь в чужом доме нельзя ее заворачи-

вают вам в бумажку (Маяк.). 9. Иногда лошади провали-

вались по брюхо почва была очень вязкой (Фад.). 10. Осень

и зиму Павел не любил они приносили ему много фи-

зических мучений (Я. О.).

Д л я с п р а в о к. Двоеточие в бессоюзном сложном пред-

ложении ставится в следующих случаях.

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений)

разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в пер-

вой части (между обеими частями можно вставить слова а имен-

но), например: Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемо-

го стакана (П.); Тут открылась картина довольно занимательная:

широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных стол-

ба, была полна народа (Л.).

2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть,

смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п.. делается предуп-

или какое-нибудь описание, например: Я знаю: в вашем сердце

есть и гордость и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то

пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).

Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, поню-

хал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что).

Если первое предложение произносится без оттенка предуп-

реждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля

задрожала (Н.).

3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о

чем говорится в первой частк (между обеими частями можно

вставить союз потому что), например: Всю дорогу до хутора мол-

чали: говорить мешала тряская езда (Ч.).

В указанных случаях чаще всего основная часть высказыва-

ния (соответствующая главному предложению в сложноподчи-

ненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного

сложного предложения, а во второй части (соответствующей

придаточному предложению в сложноподчиненных предложе-

ниях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой

Упражнение 285. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

1.1. Обычай мой такой подписано так с плеч долой

(Гр.). 2. Но решено заутра двину рать (Я.). 3. Дубровский

приставил фитиль выстрел был удачен одному оторва-

ло голову двое были ранены (П.). 4. К сукнам холстам и

домашним материям страшно было прикоснуться они

обращались в пыль (Г.). 5. Ни к одной лежанке ни к од-

ной печке нельзя было приложить руки того и гляди

вскочит пузырь (Гонч.).~6. Меня поразило однако одно

слепой говорил со мной малороссийским наречием а

теперь изъяснялся чисто по-русски (Л.). 1. Луны не было

на небе она в ту пору поздно всходила (Т.). 8. Над Гера-

симом однако глумиться не все решались он шутить не

любил (Т.). 9. Я поднял голову перед огнем на опроки

нугой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим

охотником (Т.). 10. Не нагнать тебе бешеной тройки кони

сыты и крепки и бойки (Я.). 11. В продолжение утра и

середины дня Оленин весь был погружен в арифмети-

ческие расчеты сколько он проехал верст сколько оста-

ется до первой станции сколько до первого города до

обеда до чая до Ставрополя и какую часть всей дороги

составляет проеханное (Л. Т.). 12. Одного только я не

понимаю как она могла тебя укусить? (Ч.). 13. Возбужде-

ние старика прошло и теперь сказывалось утомление

язык его заплетался голова тряслась глаза слезились

(Кор.). 14. Ты мне лучше вот что скажи правда что к

Маякину сын воротился? (М. Г.). 15. Ей представлялась

картина хрупкая ладья несется по течению (Верес.).

16. До сих пор удивительным и неразгаданным остается

кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с

караула? (Фурм.). 17. Окна в бараке то освещались то гасли

кто-то чиркал спички (Фад.). 18. Сила у него медвежи-

ная за что ни возьмется кипит у него в руках (Шол.).

19. Я ехала сейчас говорила с вами и все думала почему

они/не стреляют? (Сим.). 20. Я прошел к калитке по мок-

рой траве испытывая тревогу кто же рассмотрит пер-

вый трактор в таком непроглядном тумане? (Пере.).

II. 1. Дубровский узнал Кирилу Петровича и ужасное

смятение изобразилось на лице его багровый румянец

заступил место обыкновенной бледности глаза засвер-

кали он произносил невнятные звуки (П.). 2. Через час

явилась возможность ехать метель утихла небо проясни-

лось и мы отправились (Я.). 3. Василиса Егоровна не

умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами кто

мои родители живы ли они где живут и каково их со-

стояние? (П.). 4. Насчет главного предмета Чичиков вы-

разился очень осторожно он не назвал души умершими

а только несуществующими (Г.). 5. Я не мог заснуть пе-

редо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми гла-

зами (Л.). 6. Не таю мне стало страшно на краю грозя-

щей бездны я лежал (Л.). 1. Две тяжелые слезы выкатились

вдруг из глаз Герасима одна упала на крутой лобик со-

бачки другая в щи (Т.). 8. С ранней молодости Татьяну

держали в черном теле работала она за двоих а ласки

никакой никогда не видела (Т.). 9. Одно было несомнен-

но назад он не вернется (Т.). 10. Птиц не было слышно

они не поют в часы зноя (Т.). 11. Вдруг я чувствую кто-

то берет меня за плечо и толкает (Т.). 12. Только у мель-

ницы злится река нет ей простора неволя горька (Я.).

13. Я это сделаю так выкопаю подле самого камня боль-

шую яму землю из ямы развалю на площади свалю ка-

мень в яму и заровняю землею (Л. Т.). 14. Плотник Ели-

заров о каждом человеке или о вещи судил только со

стороны прочности не нужен ли ремонт? (У-)-15. Во всем

селе было только два порядочных домика в одном по-

мещалось волостное правление в другом жил Цыбукин

епифановский мещанин (..). 16. Берегов не видать их

скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны раз-

лива (М. Г.). 17. Лицо у Вавилы ежеминутно меняется

оно и грустно и нахмурено то сурово то мягко и блед-

неет и загорается румянцем (М. Г.). 18. Где-то на краю

села занялось полымя загорелся стог или изба (Фад.).

19. Я тебе определенно скажу у тебя есть талант (Фад.).

20. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному

одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно

помалкивали (Шол.).

Упражнение 286. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

I. 1. Иван Иванович подошел к воротам загремел

щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Г.). 2. Вдруг

дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас

кубарем скатилась с лестницы (Т.). 3. Упадет луч солнца

на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Г.).

4. Метелица был уже совсем близко от костра вдруг кон-

ское ржание раздалось во тьме (Фад.). 5. Семь раз отби-

вался штыком Железняк семь трупов оставил разгром-

ленный враг (М. Голодный).

II. I . Прошла неделя месяц он к себе домой не воз-

вращался (Я.). 2. Он мучительно провел глазами по по-

толку хотел сойти с места бежать ноги не повиновались

(Гонч.). 3. До десяти часов шныряли мы по камышам и

по лесу нет зверя (Л.). 4. Шестнадцать лет служу такого

со мной не случалось (Л. Т.).

III. 1. Я умираю мне не к чему лгать (Т.). 2. Не было

никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто

будто идет на двор и шмыгнул в огород (Фад.). 3. Достав

из кармана одновременно и спички и зажигалку Край-

нев зажег шнуры они вспыхнули (В. Попов).

IV. 1. Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уез-

жаю обратно эту рожь люди едят (Пришв.). 2. Победим

каменный дом построишь (А. Н. Т.). 3. Был партизан честь

ему за это; кулаком стал врагом сделался раздавить (Шол.).

V. 1. Будет дождик будут и грибки; будут грибки бу-

дет и кузов (П.). 2. На глаз" поверишь криво отмеришь

(М. Г.). 3. Ругаться будут не бойся (Гладк.). 4. Нравится

рисовать рисуй на здоровье никто не запрещает {Пан.).

VI. 1. Молвит слово соловей поет (Л.). 2. Посмотрит

рублем подарит (Н.)

Для с п р а в о к. Тире в бессоюзном сложном предложении

ставится в следующих случаях.

1. Если во второй части содержится неожиданное присоеди-

нение, указание на быструю смену событий, например: Вдруг

мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал

(Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.).

2. Если во второй части содержится резкое противопоставле-

ние по отношению к первой части, например: Дуб держится -

к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили

грош (М. Г.).

3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из

того, о чем говорится в первой части, например: Хвалы приман-

чивы - как их не пожелать? (Кр.).

4. Если в первой части указывается время совершения дей-

ствия, о котором говорится во второй части (можно добавить

союз когда), например: Пашню пашут -руками не машу т (поел.);

Лес рубят - щепки летят (поел.).

5. Если первая часть обозначает условие совершения дей-

ствия, о котором идет речь во второй части (можно добавить

союз если), например: Любишь кататься - люби и саночки во-

зить (поел.); На печи лежать - трудодней не видать (поел.).

6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем

говорится в другой: Молвит слово - соловей поет (Л.).

В большинстве случаев тире в бессоюзном предложении ста-

вится тогда, когда основная часть высказывания (соответствую-

щая по смыслу главному предложению в сложноподчиненных

предложениях) содержится во второй части, а первая часть (со-

ответствующая придаточному предложению сложноподчинен-

ных предложений) имеет подчиненное по смыслу значение (ука-

зывает условие, время, причину, уступление). Ср.: Пора вста-

вать: уже семь часов (основное высказывание содержится в пер-

вой части, во второй - указывается причина); Уже семь часов -

пора вставать (причина указывается в первой части, во второй -

следствие).

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессо-

юзного сложного предложения является неполным предложе-

нием: Я думал - волк.

Упражнение 287. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она

себе молчит (П.). 2. Прошла неделя другая вдруг въезжа-

ет ко мне на двор коляска (П,), 3. Дайте ему только нож

да пустите его на большую дорогу зарежет за копейку

зарежет (Г.). 4. Я хвать за пояс пистолета нет (Л.). 5. Я

стал звать хозяина молчат стучу молчат (Л.). 6. Мы хоте-

ли отворить ворота заперты зашли с другой стороны к

калитке тоже заперта (Л.). 7. Пройдет молодец приоса-

нится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры

споют песенку (Л.). 8. Пропади ты совсем плакать о тебе

не будем (..). 9. Дунул ветер все дрогнуло ожило и зас-

меялось (М. Г.). 10. Он гость я хозяин (Багр.). 11. Бой не

нашею волей начат нашей славой закончим его (Ас.).

12. Не сумку у Мишки украли последнюю надежду по-

хитили (Нее.). 13. Это не усталый больной солдат шел с

фронта это шел строитель (Горб.). 14. В сказках Андерсе-

на обретают дар речи не только цветы ветры деревья в

них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Па-

уст.). 15. Биться в одиночку жизни не перевернуть

(Я. О.). 16. В полдень пройти по мертвой улице человека

не встретишь (Zffa/z.). 17. Но рябина не только отцвела на

ней успели вырасти эти богатые и нарядные гроздья

(Буб.). 18. Сергей Петрович забежал вперед и толкнул

вагонетки они не сдвинулись с места (В. Попов). 19. Сме-

лые побеждают трусливые погибают (поел.). 20. Назвался

груздем полезай в кузов (поел.).

Упражнение 288 (повторительное). Перепишите, ставя нуж-

ные знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации

в бессоюзном сложном предложении.

1. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь

(П.). 2. Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключ-

ник чем ключница ключница по крайней мере не бреет

бороды а этот напротив того брил и казалось довольно

редко потому что подбородок с нижней частью щеки

походил у него на скребницу из железной проволоки

какой чистят на конюшне лошадей (Г.). 3. Сегодня Илю-

ша ты не поедешь учиться в четверг большой праздник

стоит ли ездить взад и вперед на три дня (Гонч.). 4. Была

особенная причина почему я не любил и боялся дедуш-

ки я своими глазами видел один раз как он сердился и

топал ногами (Акс.). 5. Пополз я по густой траве вдоль

по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков вы-

езжает из него на поляну (Л.). 6. Максим Максимыч имел

глубокие сведения в поваренном искусстве он удиви-

тельно хорошо зажарил фазана удачно полил его огу-

речным рассолом и я должен признаться что без него

пришлось бы остаться на сухоядении (Л.). 7. Зато никог-

да немой так не усердствовал как в тот день вычистил и

выскреб весь двор выполол все травки до единой

собственноручно повыдергал все колышки в заборе па-

лисадника чтобы удостовериться довольно ли они крепки

и сам же их потом вколотил словом возился и хлопотал

так что даже барыня обратила внимание на его радение

(Т.). 8. Стану я пса кормить пес животное умное сам най-

дет себе пропитание (Т,). 9. Нигде не темнеет не густеет

гроза разве.кое-где протянутся сверху вниз голубова-

тые полосы то сеется едва заметный дождь (Т.). 10. Лест-

ница была высокая крутая но Беликов докатился дони-

зу благополучно встал и потрогал себя за нос целы ли

очки? (Ч.). 11. Маленькая кукла сделала почти чудо Ма-

руся давно уже не сходившая с постели стала ходить

водя за собой свою белокурую дочку и по временам даже

бегала по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами

(Кор.). 12. И земля горит и вся природа обширной рус-

ской равнины встает на врагов лес предает их болота

засасывают ветер несет им навстречу огонь пожаров

(Карав.). 13. В криках солдат в их шуме было столько ве-

селого добродушия что Гаврик понял не будет ниче-

го унизительного если он возьмет у них хлеба (Кат.).

14. Смотри смотри упорно и сурово скрипят арбы встает

за станом стан над водами подъемлет флаг багровый

республика свободных молдаван (Багр.). 15. С давних пор

на Тихом мысе был установлен обычай меню обеда за-

казывает каждый по очереди (Горб.). 16. Упустишь огонь

не потушишь (поел.). 17. Взялся за гуж не говори что не

дюж (поел.). 18. Волков бояться в лес не ходить (поел.).

19. Пожалеешь лычка отдашь ремешок (поел.). 20. Смерти

бояться на свете не жить (поел.).

^ ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Упражнение 289. Перепишите, ставя нужные знаки препина-

ния. Объясните их постановку.

1. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу

матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого

огорчения (П.). 2. Дамы тут же обступили его блистаю-

щею гирляндою и нанесли с собой целые облака всяко-

го рода благоуханий одна дышала розами от другой не-

сло весной и фиалками третья вся насквозь была про-

душена резедой (Г.). 3. Находя во мне живое сочувствие

отец и Евсеич с увлечением предавались удовольствию

рассказывать мне о весне как сначала обтают горы как

побегут с них ручьи как спустят пруд разольется полая

вода пойдет вверх по полям рыба как начнут ловить ее

сетями как пролетит летняя птица запоют жаворонки

проснутся сурки и начнут свистать стоя на задних дап-

ках по своим норкам как зазеленеют луга оденется лес

кусты и зальются защелкают в них соловьи (Акс.). 4. Река

Белая в этом месте понравилась мне более чем под го-

родом песков было менее русло сжатее и берег гораздо

живописнее (Акс.). 5. Ты сам заметил день ото дня я вяну

жертва злой отравы (Л:). 6. Опрометью поскакали мы на

выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и

указывают в поле а там летит стремглав всадник и дер-

жит что-то белое на седле (Д.). 7. Крепость наша стояла

на высоком месте и вид с вала был прекрасный с од-

ной стороны широкая поляна изрытая несколькими

оврагами оканчивалась лесом который тянулся до са-

мого хребта кой-где на ней дымились аулы ходили та-

буны с другой бежала мелкая речка и к ней примыкал

частый кустарник/ покрывавший кремнистые воз-

вышенности которые соединялись с главной цепью

Кавказа (Л.). 8. Герасим соорудил кровать из дубовых

досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать

сто пудов можно было положить на нее не погнулась бы

(Т.). 9. Около господской усадьбы стоявшей к улице за-

дом происходило что обыкновенно происходит около

господских усадеб девки в полинялых ситцевых платьях

шныряли взад и вперед дворовые люди брели по грязи

останавливались и задумчиво чесали свои спины при-

вязанная лошадь десятского лениво махала хвостом и

высоко задравши морду глодала забор курицы кудахта-

ли чахоточные индейки беспрестанно перекликались (Т.).

10. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку

которых не хватало по крайней мере для третьей части

учеников вследствие чего они должны были сидеть око-

ло часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (По-

мял.). 11. Страшнее всего для Каштанки было то что это-

то чужого нельзя было укусить так как он был невидим

и не имел формы (Ч.). 12. Ничто не изменилось в тихой

усадьбе. По-прежнему шумели буки в саду только их

листва будто потемнела сделалась еще гуще по-прежне-

му белели приветливые стены только они чуть-чуть по-

кривились и осели по-прежнему хмурились соломенные

стрехи и даже свирель Иохима слышалась в те же часы

из конюшни только теперь уже сам Иохим предпочитал

слушать слепого на дудке или на фортепьяно безраз-

лично (Кор.). 13. Теперь Маруся совсем уже не выходила

на воздух и серый камень темное молчаливое чудовище

подземелья продолжал без перерывов свою ужасную

работу высасывая жизнь из маленького тельца (Кор.).

14. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался

не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспо-

коили мысли что мальчишка заробеет (А. Н. Т.). 15. При-

ми ж завещанье когда я уйду от песен от ветра от роди-

ны ты начисто выруби сосны в саду ты выкорчуй куст

смородины (Багр.). 16. В полку Стеньки Разина были два

героя в боях потерявшие ноги они ползли на култыш-

ках и ни один не хотел оставить свой многославный

полк каждый за счастье почитал когда приезжавший

Чапаев скажет ему хотя бы несколько слов (Фурм.). 17. Я

понимал что выручить нас может только случайность

или вода внезапно перестанет прибывать или мы на-

ткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.).

18. В течение нескольких секунд пастушонок и Метели-

ца смотрели прямо в глаза друг другу Метелица с де-

ланным равнодушием пастушонок со страхом сочувстви-

ем и жалостью (Фад.). 19. Тишина была такой полной и

угрюмой а небо таким душным что мальчику казалось

раздайся хоть один резкий звук и в природе произойдет

что-то страшное смерч ураган землетрясение (Кат.).

20. Не мудрено голову срубить мудрено приставить (поел.).

Упражнение 290. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Счастлив тот народ, который в трудные и опасные

минуты умеет найти надежное руководство и вверить

ему свою судьбу!

В 1812 году русский народ нашел Кутузова. Всем было

известно, что Кутузов - любимый ученик Суворова;

знали, что Кутузов одарен спокойной храбростью, до-

ходящей до героизма; помнили о блистательном пове-

дении его при штурме крепости Измаила и о тяжелых

ранениях, полученных им в разное время. Солдаты лю-

били его, звали «Дедушкой» и твердо верили в его воен-

ный гений. Знали его и за границей. Даже Наполеон по

поводу выгодного для России мира с Турцией, заклю-

ченного Кутузовым, не мог воздержаться от лестного,

хотя грубого мнения, назвав Кутузова «старой русской

И вот, когда разнеслась весть о гибели Смоленска,

когда французская пУестисоттысячная армия неудержи-

мо устремилась к древней русской столице, взоры всех

с надеждой обратились на великого полководца. И как

ни противодействовало правительство, пришлось все-

таки ему уступить общественному мнению и назначить

Кутузова главнокомандующим русской армии. И народ

не ошибся в своем выборе.

В самом деле, высоко одаренный полководец, изу-

мительно тонкий дипломат, государственный человек,

проницательный политик - в ком другом, кроме Куту-

зова, могли счастливо сочетаться столь редкие и цен-

ные качества? Сверх того (и это главное), Кутузов был

русским патриотом в самом полном, в самом возвы-

шенном смысле этого слова. Россия, ее интересы, ее

честь и слава, ее историческое прошлое и ее полити-

ческое будущее - вот что всегда жило в его душе, вот

что возбуждало его мысль, управляло его чувствами,

направляло его волю.

(По Е. В. Т а р л е)

Упражнение 291. Напишите текст поя диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой.

Все так и впились в него глазами. Когда же наконец

Яков открыл свое лицо, оно было бледно, как у мерт-

вого; глаза его мерцали сквозь опущенные ресницы. Он

глубоко вздохнул и запел...

лось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то

издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим

первым звуком последовал другой, более твердый и

протяжный, но все еще, видимо, дрожащий, как стру-

на, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем,

она колеблется последним, быстро замирающим коле-

банием; за вторым - третий, и, понемногу разгорячась

и расширяясь, полилась заунывная песнь. «Не одна во

поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам слад-

ко становилось и жутко.

был слегка разбит и звенел, как на|рреснугый; он даже

сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была

и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила,

и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, груст-

ная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и

дышала в нем и так и хватала за сердце, хватала прямо

за его русские струны.

Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладе-

ло упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему

той едва заметной внутренней дрожью страсти, кото-

рая стрелой вонзается в душу слушателя, и, беспрес-

танно крепчая, твердел и расширялся.

(По И. С. Т у р г е н е в у)

Упражнение 292. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не

менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня.

Заслышав крики, вы бежите к мосту, причем на лице у

вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту

совершается убийство или дневной грабеж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку и -

какое разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но

ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума,

похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищ-

ной ломки, столкновений и дружного натиска, вы ви-

дате безмятежно лежащие, неподвижные груды изло-

манного льда, наполняющего всю реку от берега до

берега. Поверхность ретси изрыта и взбудоражена, точ-

но по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим

громадным плугом. Воды не видно ни капли, а только

лед, лед и лед...

Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кру-

жится голова, и кажется, что мост вместе с публикой

куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упершись о

бык, долго не пускает мост бежать от нее; но вдруг, как

живая, начинает ползти по быку прямо к вашему лицу,

словно хочет проститься с вами, но, не выдержав сво-

ей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает.

Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают,

что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страш-

ную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, об-

ратятся в ничто.

(По А. П. Чехову)

Упражнение 293. Расставьте знаки препинания. Объясните

их постановку.

Донецкая дорога. Невеселая станица одиноко беле-

ющая в степи тихая со стенами горячими от зноя без

одной тени похоже без людей. Поезд уже ушел покинув ч

вас здесь и шум его слышится чуть-чуть и замирает на-

Около станции пустынно и нет других лошадей кро-

ме ваших. Вы садитесь в коляску это так приятно после

вагона катите по степной дороге и перед вами мало-

помалу открываются картины каких нет под Москвой

громадные бесконечные своим однообразием. Степь

степь и больше ничего вдали старый курган или ветряк

везут на волах каменный уголь. Птицы в одиночку низ-

ко носятся над равниной и мертвое движение их кры-

льев нагоняет дремоту. Жарко. Прошел час другой а все

степь степь и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает

что-то часто указывая кнутом в сторону что-то длинное

и ненужное и душой овладевает спокойствие о прошлом

не хочется думать... Степь, степь... Лошади бегут солн-

це все выше и кажется что тогда в детстве степь не бы-

вала в июле такой богатой такой пышной травы в цвету

зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой

земли идет аромат и какие-то странные синие птицы

по дороге... А на душе спокойно сладко и кажется со-

гласился бы всю жизнь ехать так и смотреть на степь

бесконечную однообразную но манящую и чарующую.

Вдруг неожиданно глубокий овраг поросший моло-

дым дубом и ольхой потянуло влагой должно быть ру-

чей внизу. У самого края оврага вспорхнула с шумом

стая куропаток. Вы вспоминаете что когда-то к этому

оврагу ходили по вечерам гулять... Да это конечно тот

же овраг значит усадьба близко. Вдали уже виднеются

тополя в стороне черный дым. Вам идут навстречу кто-

то машет платком.

(По А.П. Ч е х о в у)

Упражнение 294. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

К двум часам дня в колонии все готово: в саду, вок-

руг фонтана, накрыты парадные столы; над столовой

повисли тонкие зеленые гирлянды, сделанные из не-

жных березовых побегов; на столах, в кувшинах, буке-

ты снежных королев.

Сегодня можно с уверенной радостью видеть, как

выросла и похорошела колония. В парке широкие, по-

сыпанные песком дорожки подчеркивают зеленое бо-

гатство трех террас, на которых каждое дерево, каждая

группа кустов, каждая линия цветника проверены в

ночных раздумьях, политы трудовым потом «сводных

отрядов», как драгоценными камнями украшены забо-

той и любовью коллектива. И десяток деревянных сту-

пенек, и березовые перильца, и квадратный коверчик

цветов, и узенькие витые дорожки, и платформа набе-

режной, усыпанная песком, - все это еще раз доказы-

вает, насколько умнее и выше природы человек, даже

вот такой босоногий.

И на просторных дворах этого босоногого хозяина,

на месте глубоких ран, оставленных ему в наследство,

он, пасынок старого человечества, тоже коснулся везде

рукой художника. Двести кустов роз высадили здесь ре-

бята еще осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, лев-

коя и других, еще неизвестных, еще не названных цве-

тов! Хорошо, уютно, красиво и разумно стало в коло-

нии, и я, видя это, горжусь долей своего участия в ук-

рашении земли.

Но ни цветы, ни дорожки ни на одну минуту не

заслоняют от меня вот этих мальчиков в синих трусиках

и белых рубашках. Вот они, горьковцы! Они стройны и

собранны, у них хорошие подвижные талии, мускулис-

тые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела

и свежие красногубые лица. И у каждого из них есть

свой путь.

(По А. С. М а к а р е н к о)

Упражнение 295. Напишите текст под диктовку, потом сверьте

написанное с напечатанным.

На окраине Москвы стоит двухэтажный дом, при-

крытый с улицы зеленым палисадником, а с тыла -

большим красивым садом, почти парком. Все тут сохра-

нено с величайшей, заботой, и даже если засохнет де-

рево в саду, то на его место будет посажено точь-в-точь

такое же по возрасту и по породе.

Здесь жил великий писатель Лев Толстой. Здесь он

написал свой роман «Воскресение», рассказы «Смерть

Ивана Ильича», «Хозяин и работник», пьесы «Плоды

просвещения», «Власть тьмы», «Живой труп» и множе-

ство статей.

толстовскую усадьбу пачками 34 зажигательных бомбы.

Запылали в саду сложенные дрова, загорелась трава,

затлела занавеска в самом доме. Старый, сухой, дере-

вянный, он, конечно, сгорел бы, как свеча, и челове-

чество лишилось бы с ним одного из своих замечатель-

ных культурных памятников, если б не пятеро людей,

дежуривших в ту ночь.

Это была ночь труда и самопожертвования... Но вот

пришел розовый московский рассвет, прозвучал отбой.

Тихо качались в небе, как далёкие корабли в море, аэро-

статы заграждения... В саду Льва Толстого дотлевали за-

пущенные головешки. Все было цело - усадьба не по-

страдала. Закопченные дымом, с кровью на лице и ру-

ках от царапин и ожогов, переглянулись счастливые пять

человек... Нет больше радости, как отстоять на посту

народную ценность!

(По М. Ш а г и н я н)

^ ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Цели урока:

1) тренировка в определении бессоюзного сложного предложения среди прочих видов предложений;

2) отработка умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

3) закрепление пунктуационных и орфографических навыков учащихся;

4) тренировка навыков учащихся в обработке информации, умение излагать информацию в виде схем, опорных знаков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок общения и закрепления материала по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

9 класс

Цели урока:

1) тренировка в определении бессоюзного сложного предложения среди прочих видов предложений;

2) отработка умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

3) закрепление пунктуационных и орфографических навыков учащихся;

4) тренировка навыков учащихся в обработке информации, умение излагать информацию в виде схем, опорных знаков.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Записать предложения, расставить знаки, определить вид, построить схемы.

а) Каштанка обнюхала все углы и двери заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. (И.П. Чехов )

б) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом… (А. Блок )

в) Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос. (И.П. Чехов )

г) Еще одно последнее сказанье и летопись окончена моя. (А.С. Пушкин)

д) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. (Пословица)

е) Чтоб музыкантом быть так надобно уменье. (И.А. Крылов)

ж) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. (А.С. Пушкин)

з) Самое главное было сделано мы переправились через реку. (В. Арсеньев)

И) Поздняя осень грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна. (Н.А. Некрасов)

к) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (А. Грибоедов)

3. Беседа по итогам выполнения задания.

1) Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

2) Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

3) Какие отношения могут быть между частями бессоюзного сложного предложения?

4) К каким союзным предложениям близки бессоюзные сложные предложения со значением перечисления? Со значением противопоставления? С причинным, следственным, временным и условными значениями?

5) Какие из бессоюзных сложных предложений могут состоять только из двух частей и не допускают включения третьей,а в каких количество частей может быть увеличено?

6) Когда ставится каждый из этих знаков в бессоюзном сложном предложении (запятая,точка с запятой, двоеточие, тире)?

4. Тренировочные упражнения. Расставьте нужные знаки препинания(карточки):

а) Вдруг позади нас в овраге раздался шум кто-то спускался к источнику. (И. Тургенев)

б) Солнце багряным кругом сползает к горизонту в сизую дымку закутывается тайга. (Г. Федосеев)

в) Назвался груздем полезай в кузов. (Пословица)

г) Потерянное золото можно найти потерянное время - никогда. (Пословица)

д) Смех крики ропот шум и ржанье все дышит буйством и войной. (М. Лермонтов)

Какое из предложений лишнее? Выполните его синтаксический разбор.

5. Вашему вниманию предлагается таблица:

Как бы вы ее озаглавили?

Смысловые отношения между частями бессоюзного предложения

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Синонимичные синтаксические конструкции, которыми можно заменить бессоюзное сложное предложение

Значение перечисления (одновременность или последовательность)

запятая, точка с запятой

1. Значение причины: вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой

2. Значение пояснения: вторая часть поясняет содержание первой

3. Значение дополнения: вторая часть дополняет содержание первой

двоеточие

, (потому что, так как).

[а именно]: .

, (что).

1. Значение времени, условия: в первой части указывается на время или условие действия

2. Значение следствия, сравнения: вторая часть заключает в себе следствие, в ы в о д из того, о чём сообщается в первой, или содержит сравнение с тем,

о чём говорится в первой

3. Значение противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий

тире

(когда, пока), .

(если ), [то ].

, (так что),

, (словно, как

будто).

А, но, да, одна ко .

6. Обобщение изученного материала.

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного нужно(вместе с учащимися строим схему-алгоритм):

  1. Разбить сложное предложение на простые
  2. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения

Последовательность. Одновременность событий, между этими предложениями можно поставить союз и

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

Разделы: Русский язык

  1. Повторение особенностей бессоюзного сложного предложения и правил постановки знаков препинания в нём.
  2. Повторение видов интонаций в БСП.
  3. Систематизация знаний учащихся о постановке тире как в простом, так и сложном предложениях.
  4. Знакомство с понятием «интонационное тире», его ролью средства выразительности речи.

Знаки препинания в БСП.

Опрос по теории БСП.

  • В чём отличие БСП от других видов сложных предложений? (Части связаны смыслом и интонацией, без союзов).
  • Какие знаки препинания ставятся между частями БСП? (Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).
  • От чего зависит выбор знака? (Интонация, смысловые отношения между частями, распространённость предложений простых в составе сложного).
  • Какой делают нашу речь БСП, что вносят в неё? (Динамизм, стремительность, особенно, когда ставятся запятая или тире).

Работа над интонационным рисунком предложения.

Вспомним виды интонации в БСП, а также правила произношения таких предложений в зависимости от знака.

Виды интонаций в БСП.

1. Перечисления.

Знойный день, тишина. Шёлк рвётся, булат не сечётся, золото не ржавеет. (Наибольшие паузы, логическое ударение на главных словах в каждом предложении).

2. Противопоставления.

Лето припасает – зима поедает. (Сильно повышенные голоса в конце первого предложения, значительная пауза, второе предложение читается с заметным понижением голоса).

3. Обусловленности.

Пролетит чайка, лениво махая крыльями, - вода покажет другую птицу, белее и красивее той, что в воздухе. (М.Горький). (Повышение голоса к концу первой части предложения, пауза, вторая часть читается с понижением голоса).итается вторая часть цу первогого предложенияре как в простом, так и сложном предложениях.

4. Пояснения.

Ей представлялась картина: хрупкая ладья несётся по течению. (Первое предложение читается с понижением голоса и паузой, предупреждающей о наличии второй части, содержащей разъяснение; вторая часть произносится с заметным понижением голоса – предупреждением).

5. Предупреждения (в первой части) и присоединения (добавочного сообщения) во второй части.

Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха.

Примечание.

Интонация в предложении, в котором ставится точка с запятой.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Закрепление. Тренировочные упражнения.

  • Задание : списать, поставив знак препинания в БСП, объяснить его постановку.

Вспыхнули под навесом три электрических фонаря все сидевшие на соломе поднялись.

Возможные варианты:

последовательность событий, тесно связанных между собой, краткие (можно союз «и») причинно-следственные отношения (первая часть – причина, вторая – следствие), (и потому…). обусловленность, вторая часть – причина, (так как).

Задание: объяснить постановку знаков препинания в БСП.

  • Какой-то муравей был силы непомерной, какой не слыхано и в древние времена; он даже (говорит его историк верный) мог поднимать больших ячменных два зерна.
  • Обломов прислушивался и ждал: вот кто-то взялся за кольцо у калитки, и в то же мгновение раздался отчаянный лай и началось скаканье на цепи собаки.
  • А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
  • Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок.
  • Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине, точно дым из труб.
  • Проснёшься и, ещё не открыв глаза, слышишь: ракита ожила. (Ракита – дерево или кустарник, растущее по берегам рек – ивовые).
  • Багряные лучи солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стёкла окон, весь город казался израненным.
  • А к нам идёт угрюмая зима: засохла степь, лес глохнет и желтеет, осенний ветер, тучи нагоняя, открыл в кустах звериные лазы.
  • Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны.
  • В синем небе над маленькой площадью Капри низко плывут облака, мелькают светлые узоры звёзд, вспыхивает и гаснет голубой Сириус.
  • Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках.
  • Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
  • Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.
  • Миг ещё – конец тревоги, ожиданья, тоски.
  • Не кричи о себе – пусть другие о тебе тихо скажут.
  • Посмотрит – рублём подарит.
  • Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

Разные случаи постановки тире в предложении.

(Данные материалы учитель может использовать в соответствии с целями своего урока).

  1. Подлежащее и сказуемое – инфинитив. ( Биться в одиночку – жизни не перевернуть).
  2. Подлежащее и сказуемое – существительное в именительном падеже.(«Слово о полку Игореве» - настоящая жемчужина древнерусской литературы).
  3. Подлежащее – существительное, сказуемое – инфинитив. (Наивысшее человеческое счастье – бороться за что-то более значительное, чем личное счастье).
  4. Неполные предложения. (У трав иных цветенье каждый месяц, у кактуса – единожды в столетье).
  5. Распространённые приложения. (Мы, дедовский храня обычай, несём домой из гор добычу – оленя, сбитого стрелой).
  6. Вставные конструкции. Мой приход – я это мог заметить – вначале несколько смутил гостей.
  7. Однородные члены предложения с отношениями противопоставления. (Не рыбачий парус малый – корабли мне снятся. Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли).
  8. Однородные члены предложения с обобщающим словом. (Спины лошадей, шлеи, вожжи, шины колёс – всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком).
  9. Однородные члены предложения, вводное слово, обобщающее слово. (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях – словом, все её достоинства точно родились в ней).
  10. Группа однородных членов предложения, характер пояснения, логическое ударение на обобщающем слове, отсутствует предупредительная пауза. (Всё окружающее – заборы, дома, деревья – в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра. Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо.)
  11. Несогласованное определение, выраженное инфинитивом (а именно). (У меня было одно желание – поскорее добраться до дома).
  12. Согласованные и несогласованные определения, тире для подчёркивания их смысловой значимости, так как выполняет функцию пояснительного члена предложения. (Перед глазами ротмистра стоял этот купец – маленький, сухонький, в длиннополом одеянии, в бархатном картузе и ярко вычищенных сапогах).
  13. Приложение в конце предложения, в котором даётся разъяснение. (Их напугала енотовидная собака – небольшое лохматое животное).
  14. Приложение носят пояснительный характер. (Партизаны – мужчины и женщины – конвоировали пленных солдат).
  15. Приложение в конце предложения, содержит разъяснение. (На маяке жил только сторож – старый глухой швед, бывший шкипер).
  16. Прямая речь впереди слов автора. («Какое число у нас сегодня?»- воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому).
  17. Прямая речь, разорванная словами автора. («Мне кажется, ваше превосходительство,- заметил полковник,- нет лучше коляски, как венская»).
  18. Диалог.
  19. Что, есть у тебя книжка? – спросил Коновалов.
    - Есть.
    - Почитаешь мне?
    - Ладно…
    - Вот хорошо! Знаешь что? Поживу я месяц, возьму у хозяина денег и половину – тебе?
    - На что?
    - Купи книжек…

19. БСП, первое предложение со значением условия. (Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт).

20. БСП, противопоставление. (Давно наступили сумерки – она всё ещё сидела в гостиной).

21. БСП, второе предложение со значением следствия. (Хвалы приманчивы – как их не пожелать?)

22.БСП, первое предложение со значением времени . (Смолкли соловьиные трели – лес погрузился в предрассветную тишину).

Тире не только показатель смысловых отношений между частями предложения, но и резкий их разграничитель.

В лингвистике существует понятие – интонационное тире – такое тире, к которому прибегают писатели и поэты как к средству выразительности речи, чтобы сосредоточить внимание на слове, важном для писателя, выразить эмоционально-экспрессивный настрой самого автора, создать особую ритмику произведения.

  1. Рано ещё – не быть!
    Рано ещё – не жечь!
    Нежность! Жестокий бич
    Потусторонних встреч.
  2. Водопадами занавеса, как пеной –
    Хвоей – пламенем – прошумя.
    Нету тайны у занавеса – от сцены.
    (Сцена – ты, занавес – я).
  3. Служить – безвыездно – навек,
    И жить – пожизненно – без нег!
    О, заживо – чуть встав! Чем свет!
    В архив, в Элизиум калек!
  4. Ногу в стремя! – сквозь огонь и воду!
    Где верхом – где ползком – где вплавь!
    |Тростником – ивняком – болотом,
    А где конь не берёт – там лётом,
    Все ветра полонивши в плащ!

М. Цветаева.

С помощью тире Цветаева выделяет эмоционально и семантически наиболее важные, значимые слова и выражения. Любимые знаки Цветаевой – тире и восклицательный знак. Только они в состоянии передать тот накал страстей, буйство чувств, которыми охвачена лирическая героиня цветаевской поэзии.

Индивидуально-авторское тире: сжатость речи, скупость на словесные средства выражения. Например, уплотнённый до предела текст Цветаевой часто содержит лишь смысловые ориентиры, те ключевые слова, которые не могут быть угаданы, все же другие элементы высказывания опускаются, так как в данном случае не несут главной мысли.

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы.

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).



Похожие публикации