Восточные славяне и их соседи в VI – IX вв. Соседи восточных славян

Прежде чем мы начнем говорить о восточных славянах и проследим истоки формирования у них государственности, нам предстоит заглянуть вглубь веков и окинуть беглым взглядом далеких предков славян.

Со второго тысячелетия до н.э. значительные территории от Европы до Азиатских просторов были заселены индоевропейцами, в состав которых входили различные народы или правильнее даже сказать – протонароды: это были германцы, балты, славяне. Они все изъяснялись на одном языке (сложно поверить, но это факт!) и представляли собой единый народный массив.

На рубеже тысячелетий предки славян точечно расселяются в двух районах Европы (самое время – открыть перед собой карту Европы и внимательно на нее посмотреть). Один из районов – а именно – северную часть Центральной Европы – заселили славяне, которые позже станут называться – западными, территорию же – по среднему течению Днепра (Среднее Поднепровье) стали осваивать наши предки, которые по прошествии веков станут называться восточными славянами.

2. Греческие колонии и скифы

Нашим предкам – восточным славянам приходилось не больно-то легко в налаживании быта и освоении бескрайних просторов, оказавшихся по воле случая в их пользовании. Всему виной – воинственные кочевые соседи с юга и юго-востока — киммерийцы, скифы и сарматы, которые в период с X до VII вв. до н. э. с ужасающей периодичностью совершали набеги на территории расселения славян. Регулярные столкновения с кочевниками стали важным элементов жизни славян и во многом предопределили судьбу и особенности государственности наших предков.

Со временем скифы оказались более предприимчивыми, чем киммерийцы, вытеснили неудачливых соседей и стали на несколько веков наиболее опасными соседями восточных славян.

По своему происхождению скифы были иранскими кочевниками (и снова вспоминаем или смотрим карту), своими поселениями они к IV веку до н.э. заполонили северные берега Черноморского побережья. В это же самое время на южном берегу Крыма уже вовсю обживались греческие купцы, основывая свои первые колонии.

Пройдет время, скифы построят мощное государство, куда войдет и часть территории, населенной нашими далекими предками.

Спустя века, уже после того, как скифы сойдут с исторического Олимпа, проще говоря, канут в безвестность, незадачливые греки станут называть скифами – славян, проживающих на этих территориях.

3. Великое переселение народов и Восточная Европа

С конца IV в. н. э. значительно увеличивают свою активность набравшиеся сил, смелости и, судя по всему, ума — германские племена, которые начинают постепенно переходить от стратегии «набегов» на Римскую Империю к практике «завоеваний» с целью получения богатой добычи в уже освоенных римлянами землях. Так началось Великое переселение народов.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись со своего места германские племена готов. Готы вообще часто меняли место жительства: сперва они были расселены в Скандинавии, затем собрались прихватить себе территорию Южной Прибалтики, однако в Прибалтике с готами здесь случилась оказия – западным славянам удалось вытеснить эти германские племена с этой территории, после чего готам ничего не оставалось, как двинуться в путь.

Поначалу им удалось добраться до степей на территории современной Украины, где отважные германцы задержались на целых два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, а также греческие колонии. Однако своей численностью готы значительно уступали славянам. Во главе готов стоял вождь, имя которого дошло до наших дней — Германарих, который, по некоторым сведениям, дожил до 100 лет.

В 70-х г. IV в. с востока двинулось новая волна – это были гунны. До этого они уже пытались захватить Китай, однако безуспешно. Китайцы соорудили Великую Китайскую стену, заставившую гуннов отказаться от «китайского проекта» и двинуться на запад. Нашествие гуннов было, пожалуй, самым крупным явлением в истории переселения народов. Гунны направились в причерноморские степи и без особых усилий уничтожили готов.

Своей наивысшей славы держава гуннов достигла при их вожде Аттиле, который был, безусловно, талантлив, но вместе с тем груб и беспощаден.

В середине V в. Амбициозные попытки Аттилы завоевать всю Западную Европу с треском провалились. Римская армия полностью разгромила армию Аттилы. Вождю гуннов ничего не оставалось, как увести остатки своего разбитого войска на Дунай.

Вскоре между гуннскими вождями начались распри, и держава гуннов распалась. Но движение народов продолжалось еще несколько столетий.

4. Анты и первое восточно-славянское государство

Славяне также не оказались в стороне от Великого переселения народов, однако включились в этот процесс с опозданием. После того, как держава гуннов пала, были в короткие сроки заселены вновь земли по Дунаю, Днепру, Припяти, Десне, верховьям Оки. Случилось это V-VI вв. н. э. и позволило ученым говорить о демографическом взрыве.

Славяне, осознав, что гуннская угроза миновала, стали постепенно возвращаться на свои исконные земли на юге, а также понемногу продвигаться на восток. В исторической ретроспективе гунны сослужили славянам неплохую службу, расчистив для них территории.

В то же время у славян менялся социальный состав общества, росла роль племенных вождей и старейшин, вокруг них начинают складываться дружины, зарождается социальное расслоение.

Начиная с V в. н. э. на землях, где к тому моменту успела побывать не одна волна кочевников, складывается союз восточнославянских племен, которых называли антами. Греческие авторы уверенно называют антов – славянами.

5. Славянский вождь Кий. Основание Киева

В летописи говорится о том, что один из вождей племени полян, живших по Среднему Днепру, вместе со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основали город, который был назван в честь старшего брата, Киевом. Затем Кий отправился в Царьград, где сам император принял его с большим почетом.

Археологи подтверждают, что в конце V-VI вв. на Киевских горах уже существовало неплохо укрепленное поселение, а некоторые Киевские горы носили название Шековицы, Хоревицы. Речка же, которая протекала поблизости, называлась Лыбедью.

6. Борьба с аварами и хазарами

В середине VI в. очередная волна кочевников вышла из глубин Азии - это были авары, многочисленная тюркская орда, которая продвинулась в Восточную Европу, вела постоянные войны с Византией и, в конце концов, осела в дунайских долинах, на склонах Карпатских гор; благоприятный климат, обширные пастбища и плодородные земли давно привлекали сюда многих завоевателей.

Как и 200 лет назад во время гуннского нашествия, удару подверглись южные области восточных славян. Авары были невероятно жестоки, по свидетельству летописца, любили издеваться над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов и лошадей.

Но прошло то время, когда славяне безропотно терпели насилие кочевников. К этому времени сами они уже не раз ходили походами на своих соседей, имели сильные дружины. В течение VI-VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны, заключали мирные договоры.

Лишь после того как войска франков в конце VII в. разгромили аваров, начинается быстрый упадок их кочевой державы. Окончательное поражение аварам нанесла тюркская орда с востока - хазары.

В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. В дальнейшем значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. С восточнославянскими племенами у Хазарии установились весьма непростые отношения. Через Хазарию шла вся торговля славянского мира с Востоком. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, потому что славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.

7. Норманнская теория образования Древнерусского государства

Норманнская теория возникновения Древнерусского государства ― теория, согласно которой государство на Русь было принесено извне. Согласно этой теории – восточные славяне не обладали уровнем развития, достаточным для создания государства. Эта теория, помещенная в определенный контекст, может служить подтверждением неполноценности восточнославянских племен, их неразвитости. Так Адольф Гитлер, готовя свой план нападения на СССР «Барбаросса» и чудовищный проект «Ост», руководствовался той же норманнской теорией.

Теорию сформулировали немецкие ученые, прибывшие на русскую «научную службу» в середине XVIII века: Г.Ф. Миллер, Г. З. Байер, А. Л. Шлёцер. Непримиримым противником теории до конца жизни оставался известный российский ученый с энциклопедическими знаниями почти по всем научным дисциплинам М.В. Ломоносов. Известным сторонником теории был не менее известный ученый-историк, автор одного из крупнейших трудов по Отечественной истории — Н.М. Карамзин.

Тот факт, что варяжские дружины и варяжские князья (а понимаются под варягами жители скандинавского полуострова) периодически вовлекались в процессы, происходящие на территории расселения восточных славян, не вызывает сомнения и не оспаривается. Между восточнославянскими племенами и скандинавами существовали прочные экономические связи, что находит свое отражение в источниках различного происхождения (греческие, арабские, собственно скандинавские) Сомнению подвергается положение об определяющем влиянии скандинавов на экономику, политику, общество и культуру восточных славян.

Однако это не подтверждается, во-первых, историческими источниками – в скандинавских сагах Русь предстает перед читателем страной огромных богатств, а военная служба Руси – почетна и может принести славу и богатство.

Во-вторых, археологи свидетельствуют, что количество варягов на Руси в V-IX вв. – не значительно.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни, пример чему мы уже приводили.

Таким образом, у восточных славян предпосылки к образованию государства сложились задолго до призвания варягов, которые в данном случае стали исключительно основателями княжеской династии. Подобная практика привнесения извне династии была характерна для средневековой Европы и здесь нечему удивляться.

Если Рюрик был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени.

В исторической литературе вопрос о месте, которое следует отводить Рюрику, до сих пор остается спорным. Одни историки утверждают, что русская династия имеет скандинавское происхождение, как и само название «Русь».

Их противники называют легенду о призвании варягов плодом воображения летописца, более поздней вставкой в летопись, обусловленной политическими причинами.

Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман.

Часть общего славянского народа, заселившая в раннем Средневековье территорию Восточно-Европейской равнины, образовала группу восточнославянских племен (они заметно отличались от южных и западных славян). Этот конгломерат соседствовал с множеством самых разных народов.

Появление восточных славян

Современная археология располагает всеми необходимыми материалами для того, чтобы детально осветить, где и как жили восточнославянские племена и их соседи. Как сформировались эти раннесредневековые общины? Еще в римскую эпоху славяне заселили среднее течение Вислы, а также верховья Днестра. Отсюда началась колонизация на восток - на территорию современной России и Украины.

В V и VII вв. славяне, селившиеся в Поднепровье, соседствовали с антами. В VIII столетии в результате новой мощной миграционной волны сформировалась еще одна культура - роменская. Ее носителями были северяне. Эти восточнославянские племена и их соседи заселили бассейны рек Сейма, Десны и Сулы. От других «родственников» их отличали узкие лица. Северяне селились в перелесках и полях, перерезанных лесами и болотами.

Колонизация Волги и Оки

В VI веке началась колонизация восточными славянами будущего Русского Севера и междуречья Волги и Оки. Здесь переселенцы столкнулись с двумя группами соседей - балтами и финно-уграми. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они заселили верховья Волги. Севернее проникли ильменские словене, которые остановились в регионе Белого озера. Здесь они столкнулись с поморами. Также ильменцы заселили бассейн Мологи и Ярославское Поволжье. Вместе с племенами смешивалась и обрядность.

Восточнославянские племена и их соседи поделили современное Подмосковье и Рязанский край. Здесь колонизаторами выступили вятичи, в меньшей степени - северяне и радимичи. Свой вклад внесли и донские славяне. Вятичи дошли до и расселились по берегам Характерной особенностью этих колонизаторов были По ним археологи и определили ареал расселения вятичей. Северо-Восточная Русь привлекала переселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и ресурсами пушнины, к тому времени уже истощившимися в других регионах расселения славян. Местные жители - мерь (финно-угры) - были малочисленны и вскоре растворились среди славян или были вытеснены ими еще дальше на север.

Восточные соседи

Заселив верховья Волги, славяне стали соседями волжских болгар. Они жили на территории современного Татарстана. Арабы считали их самым северным народом мира, исповедовавшим ислам. Столицей царства волжских болгар был город Великий Булгар. Его городище сохранилось до наших дней. Военные столкновения между волжскими болгарами и восточными славянами начались уже в период существования единой централизованной Руси, когда ее общество перестало быть строго племенным. Конфликты чередовались с периодами мира. В это время прибыльная торговля по великой реке приносила обеим сторонам значительный доход.

Расселение восточнославянских племен на своих восточных рубежах также уткнулось в территорию, населенную хазарами. как и волжские болгары, был тюркским. В то же время хазары были иудеями, что было довольно необычно для тогдашней Европы. Они контролировали значительные территории от Дона до Каспия. Сердце находилось в низовьях Волги, где недалеко от современной Астрахани существовала хазарская столица Итиль.

Западные соседи

Западной границей расселения восточных славян считается Волынь. Оттуда до Днепра жили дулебы - союз нескольких племен. Археологи причисляют его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VII веке они пережили аварское нашествие.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной полосе. Западнее начиналась территория западных славян, в первую очередь поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Владимиром Святославичем православия. Поляки были крещены по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галицию.

Борьба с печенегами

Восточные славяне в период существования языческих племен так и не смогли колонизировать Причерноморье. Здесь заканчивалась так называемая «Великая Степь» - степной пояс, расположенный в сердце Евразии. Причерноморье притягивало самых разных кочевников. В IX веке там поселились печенеги. Эти орды жили между Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией.

Закрепившись в Причерноморье, печенеги уничтожили в степях оседлые культуры. Исчезли приднестровские славяне (тиверцы), а также донские аланы. В X веке начались многочисленные русско-печенежские войны. Не могли ужиться друг с другом восточнославянские племена и их соседи. ЕГЭ уделяет печенегам немало внимания, что неудивительно. Эти свирепые кочевники жили только за счет грабежей и не давали покоя киевлянам и переяславцам. В XI веке на их место пришел еще более грозный враг - половцы.

Славяне на Дону

Славяне начали массово осваивать Среднее Подонье на рубеже VIII - IX вв. В это время здесь появляются памятники боршевской культуры. Ее важнейшие атрибуты (керамика, домостроительство, следы обрядов) показывают, что колонизаторы Подонья произошли из юга-запада Восточной Европы. Донские славяне не были ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до последнего времени. В IX веке в результате инфильтрации населения среди них распространился курганный обряд погребения, который был идентичен вятичскому.

В X столетии русские славяне и их соседи в этом регионе пережили грабительские набеги печенегов. Многие покинули Подонье и вернулись в Поочье. Именно поэтому можно сказать, что Рязанская земля заселялась с двух сторон - из южных степей и с запада. Возвращение славян в Донской бассейн произошло только в XII веке. На этом направлении на юге новые колонизаторы добрались до бассейна и полностью освоили бассейн реки Воронеж.

Рядом с балтами и финно-уграми

Радимичей и вятичей соседствовали с балтами - жителями современных Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры обзавелись некоторыми общими чертами. Это неудивительно. Восточнославянские племена и их соседи, кратко говоря, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в городищах вятичей археологи находили неестественные для других родственных им племен шейные гривны.

Своеобразная славянская культура сложилась около балтов и финно-угров в области Псковского озера. Здесь появились длинные валообразные курганы, которые пришли на смену грунтовым могильникам. Такие строили только здешние восточнославянские племена и их соседи. История развития похоронных обрядов позволяет специалистам тщательнее познакомиться с прошлым язычников. Предки псковичей строили наземные срубные постройки с каменками или глинобитнами печами (вопреки южному обычаю полуземлянок). Также они занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что псковские длинные курганы распространились до полоцкого Подвинья и смоленского Поднепровья. В их регионах влияние балтов было особенно сильным.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие славяне жили согласно патриархально-родовому строю. Из-за этого у них возник и поддерживался культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Самыми важными богами их пантеона считаются Перун, Мокошь и Велес. На славянскую мифологию повлияли кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы). Эти параллели проявлялись в образах богов. Так, Дажьбог похож на кельтское божество Дагду, а Мокошь сходна с Махой.

Много общего в верованиях имели язычники-славяне и их соседи. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Вельняса (Велеса). Мотив мирового древа и наличие драконов (Змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того как единая общность разделилась на несколько племен, верования стали обзаводиться региональными отличиями. Например, жители Оки и Волги испытали уникальное влияние мифологии финно-угров.

Рабство у восточных славян

Согласно официальной версии, у восточных славян раннего Средневековья было распространено рабство. Пленников брали, как водится, на войне. Например, арабские писатели того времени утверждали, что восточные славяне брали много рабов в войнах с венграми (а венгры, в свою очередь, брали в рабство захваченных славян). Этот народ находился в уникальном положении. Венгры по происхождению - финно-угры. Они мигрировали на запад и заняли территории вокруг среднего течения Дуная. Таким образом, венгры оказались ровно между южными, восточными и западными славянами. В связи с этим возникали регулярные войны.

Славяне могли продавать рабов в Византии, Волжской Болгарии или Хазарии. Хотя большая их часть состояла из захваченных в войнах иноземцев, в VIII веке появились невольники и среди своих же сородичей. Славянин мог попасть в рабство из-за преступления или нарушения нравственных норм.

Сторонники иной версии отстаивают свою точку зрения, согласно которой на Руси рабства как такового не существовало. Наоборот, в эти земли невольники стремились потому, что здесь каждый считался свободным, ибо славянское язычество не освящало несвободу (зависимость, рабство) и социальное неравенство.

Варяги и Новгород

Прообраз древнерусского государства возник в Новгороде. Его основали ильменские словене. До IX века их история известна довольно отрывочно и плохо. Рядом с ними жили варяги, которых в западноевропейских летописях называли викингами.

Скандинавские конунги периодически покоряли ильменских словен и заставляли их платить дань. Жители Новгорода искали у иноземцев защиты от других соседей, для чего звали их военачальников княжить у себя. Так на берега Волхова пришел Рюрик. Его преемник Олег покорил Киев и заложил основы Древнерусского государства.

О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черною моря, поселились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского «племени». Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар- тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды «искателей славы и добычи, пенителей морей» - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-кня- зьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и тл- Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: «И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новего- роде, а другое на Полоте, иже полочане».

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а.первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.


Урок по истории Отечества, 6 класс.

Тема урока: Соседи восточных славян. (§ 2)

Цели урока: 1.Закрепить у учащихся общее представление о предках славян, расселение восточнославянских племен в древности, о занятиях славян, их быте, религии и системе общественного устройства и управления; сформировать у учащихся представление о соседях восточных славян, их местоположении, занятиях, уровне развития, религиях и отношениях с восточными славянами.

2. Развивать умения работать с учебным материалом учебника, извлекать знания при работе с картой, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания в схемы.

3. воспитывать трепетное отношение к далекому прошлому своего народа и его истории, уважение к труду, достижениям и успехам, чувство гордости за свой народ.

Оборудование: Ученое пособие: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «Просвещение», 2003; карта «Образование Древнерусского государства», учебные картины «Древневосточный поселок», «Жилище восточных славян», Книга Преображенского А.А. История раскрывает тайны. М.: Детская литература, 1991.; раздаточный материал – карточки с определением вспомогательных исторических дисциплин.

Ход урока.

I. Повторение:

1) Фронтальная беседа:

    Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

    С каких вопросов мы начали изучать жизнь восточных славян? (происхождение, расселение, занятия, быт, нравы, религия, управление восточных славян)

2)Работа у доски.

Задание 1 : восстановить схему «Происхождение восточных славян и пользуясь ей рассказать о проблеме происхождения восточных славян»:

4 тыс. лет тому назад балты

индоевропейцы балтославянские племена ≈ V в. до н.э . западные?

(Центральная и Восточная

Европа) славяне (V в.) восточные ?

южные ?

Задание 2 : составьте схему расселения восточных славян

Расселение восточных славян

с-з с с-в

з поляне в

ю-з ю ю-в

3) Письменно:

Задание 3 : соотнести вспомогательные исторические науки с их определением (4 учащихся).

4) Устно: Расскажите о занятиях восточных славян.

подсечно-огневое (лесная зона)


А) Земледелие
(пшеница, ячмень, овёс, гречиха + огороды – репа, редька, свекла, соха, борона,

капуста, лук, чеснок) серп

залежное (или переложное) (степная и лесостепная зона)

Б) Скотоводство: коровы, козы, овцы, свиньи, лошади.

    Скот разводили в небольших количествах. Почему? (низкое плодородие почв – низкая урожайность – недостаток корма долгими зимами)

    Поскольку славяне проживали преимущественно в лесной и лесостепной зоне, селились у рек, предположите, чем они еще могли заниматься?

В) Бортничество (? Собирание меда) 

Г) Охота (пушнина)  основа торговли с Византией

Д) Рыболовство

Е) Ремесло (выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело)

5) Проверка заданий по группам:

1 группа. § 1, р.3, с. 10. Опишите, как выглядели восточные славяне. (+ ил. Преображенский)

2 группа § 1, р.3, с.10-11. Опишите нравы (правила жизни) восточных славян.

3 группа § 1, р.3, с.11. Какими качествами отличались славяне, как воины?

4 группа § 1, р.3, с.10-11. Опишите жилища восточных славян. (+ уч. картины)

5 группа § 1, р.4, с.11. Докажите, что славяне были язычниками.

6 группа § 1, р.3,4, с10-12. Составьте словарь новых исторических терминов.
^

Оценка работы в группах

6) Фронтальный опрос:

В VI-VIII веках восточные славяне расселились на обширной территории. Какой?

Работа с картой : определите территорию расселения восточных славян.

(от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке – т.е. большая часть Восточно-Европейской равнины)

- Названия восточнославянских племен часто были связаны с местность, где они жили.

    Слово «дрягва» означает «болото». Какие племена жили среди болот? (дреговичи)

    О ком из восточных славян летописец Нестор в древнейшей славянской летописи «Повесть временных лет» написал «… и жили яко волки среди лесов»?

    Полота – река, Ильмень озеро – Какие племена жили возле этих географических объектов?

Проверка письменных заданий на доске.

5. Управление .

    1. Кровнородственные общины во главе со старейшинами (совместное имущество, общий труд)

      Соседская (территориальная община) община- вервь.

На доске:

Народное собрание

вождь

племя

старейшина старейшина старейшина

вервь вервь вервь

II. Изучение нового материала.

    На какие вопросы нам следует ответить сегодня, чтобы продолжить изучение истории своей страны?

^ Запись темы и плана урока в тетрадь и на доску .

План.

1.Жители лесной полосы Восточной Европы:

а) финно-угорские племена

б) прибалтийские племена

в) ираноязычные скифо-сарматские племена

2. Тюркский и Аварский каганат. Хазарское царство.

3. Волжская Булгария. Византийская империя

1)Рассказ учителя (опора на настенную карту) Учащимся задание: Составить схему «Соседи восточных славян»

Соседи восточных славян

Весь, чудь

Сумь, емь, водь карелы меря

Эсты, латгалы с-з с с-в

Ливы, курши, пруссы мурома

Жемайты, аукшайты мордва

з восточные славяне в марийцы, Волжская Булгария

ю-з ю ю-в ^ Хазарское царство

Византийская империя

1. До заселения лесной части (северной) Восточной Европы она была заселена другими племенами – финно-угорскими.

Назовите финно-угорские племена. (Весь, чудь, сумь, емь, водь, карелы, меря, мурома, мордва марийцы)

На северо-западе жили балты.

Назовите прибалтийские племена. (Эсты, латгалы, ливы, курши, пруссы, жемайты, аукшайты)

Эти народы жили в трудных природно-климатических условиях. Поэтому вместе с земледелием они занимались скотоводством, собирательством, охотой, были знакомы с железом. Жили они в полуземлянках. Неподалеку строили городища – укрепленные территории, защищенные земляными валами. В случае опасности в них укрывались и спасали запасы урожая и скот.

Славяне занимали эти территории мирно, без завоеваний. Они расселялись на свободных землях, очищая их от леса, «просачиваясь» между племенами финно-угров и балтов. Между ними устанавливались добрососедские отношения и взаимообмен: славяне учили своих соседей более передовым приемам земледелия, ремеслам, коренные жители учили славян выживанию в более суровых условиях. Постепенно происходило смешение народов.

    См. с.19. Как называется такой процесс освоения новых земель? (колонизация)

На юге – в бассейне реки Южный Буг и Днепр жили потомки скифо-сорматских племен (ираноязычных).

Все эти племена находились со славянами приблизительно на равном уровне развития хозяйства и общества.

Закрепление:

    Какие народы занимали территорию В.Е. до расселения на ней славян?

    В чем состоит особенность процесса расселения славян на этих территориях?

Кроме этих народов, славяне, продвигаясь на восток, столкнулись с представителями иных племен, которые находились на более высокой стадии развития – они уже имели государство и религию единобожия. С Волги до Азии В VI веке простирался могущественный Тюркский каганат . Глава государства звался каган (хан над ханами), он подчинил себе более мелких вождей племен – ханов. Но затем, в VII веке Тюркский каганат распался.

Другим могущественнейшим государством в VI – VШ веках был ^ Аварский каганат, созданный племенем аваров – кочевников скотоводов. Эти племена вторглись из Центральной Азии, а государство создали на территории современной Венгрии. В п.п VII в. авары потерпели сокрушительное поражение от Византии, а в конце VIII в. были окончательно разгромлены войсками Карла Великого в союзе со славянскими племенами.

С VII века в Нижнем Поволжье создали своё государство тюркоязычные хазары- Хазарское царство, включив в состав своего государства земли вплоть до Днепра, получая дань с покоренных племен. Они уже жили в городах, столицей был город Итиль . В VIII веке они приняли иудаизм – (религия единобожия, возникшая среди еврейских племен, в основе культ бога Яхве, священная книга - Тора).

Хазары контролировали торговлю по Волге, собирали дань со многих народов, в том числе и со славянских племен – полян.

Соперником Хазарии стало мощное государство, простиравшееся от Кубани до Днепра – Булгария. В результате поражения часть булгарских племен ушла на Дунай, где создали государство – Болгарию. Впоследствии булгары слились с местными племенами южных славян, так появились болгары. Другая часть ушла северо-восточнее, на Волгу и Каму, подчинив себе коренные племена башкир, возникло государство – Волжская Булгария . От кочевого скотоводства они перешли к оседлому скотоводству и земледелию. В X веке булгары приняли ислам.

Но, пожалуй, самым мощным государством в культурном и экономическом отношении была ^ Византийская империя.

    Что вы знаете о Византии. (Это могущественная империя, возникла в концеIV века, в результате разделения Римской империи на Западную и Восточную, столица- город Константинополь, среди восточных славян чаще именовался как Царьград. Население исповедовало православие .)

^ 2) Самостоятельная работа. Учебник, с.18, 2 абзац.

    Чем привлекала славян Византия? (богатая страна, развитая культура и ремесла)

Восточные славяне стремились к установлению торговых отношений с Византией, были времена, когда ходили воевать Царьград. Путь из Восточной Европы в Византию именовался «из варяг в греки».

См. карту с.33. – Предположите как проходил этот путь.

Показ учителем.

Закрепление:

С какими государствами соседствовали восточные славяне?

3) Итог урока:

    Какое значение имел тот факт, что соседями славян были как народы, жившие на стадии родоплеменных отношений, так и народы, имевшие государства?

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Начальный период нашей истории - период Киевской Руси - один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер. Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд. Эти события зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей - обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников. Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.

Киевская Русь - это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь - государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности. Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.

Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).

Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».

В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Из Азии в Европу через «ворота народов» - пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы - гунны, авары, булгары. Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.

Западные славяне - двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.

Южные славяне - двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников - федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.

Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.

Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников - аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.

Киевская Русь IX -XII века

Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками - с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря. Вследствие этого, первоначально сложились два государственных объединения восточных славян южное - с центром в Киеве и северное - с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном. В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия между северными и южными русскими.

Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову . Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов - пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.

Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.

Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.

На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог - творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог - бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Понятия "народ", "войско", "власть" пока еще не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега "находящихся у них в плену они не держат в рабстве... в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?"

В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др. Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним. Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.

Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395 г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров - германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация. Восточная же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др. Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.

С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата , включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары - кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел. Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян.

В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.

С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.

С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии - Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы. Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское. Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.

В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя. «Земля наша велика и обильна, - якобы сказали послы, - а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата - варяги: Рюрик , Синеус , Трувор . Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор - в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство - Киевскую Русь . На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию » происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов. Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.

Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов . Споры сторонников и противников этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер. Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение. Опираясь на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д. Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.



Похожие публикации