Народное собрание при перикле. Развитие афинской демократии при перикле

Раздаточный материал

Для этого вспомни:

-Чему учили детей?

Сделай вывод.

ЗАГАДКИ:

Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

Афинская демократия при Перикле

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

443г до н.э- приход к власти Перикла – до 428 г до н.э.

Реформы Перикла:

-оплачиваемыми государственные должности

- раздачу денег и земли нуждающимся

- обширное строительство в Афинах

- морской союз в морскую державу

Урок «Афинская демократия при Перикле». 5 класс

Задачи :

Образовательные:

- изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в5в. до н.э.;

-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.

Развивающие:

-развивать аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы работы на уроке.

-Воспитательные:

-формировать навык бесконфликтного поведения, умение слушать и тактично исправлять ошибки товарищей.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, подравнялись и спокойно сели на место.

II .Проверка домашнего задания:

1.Подготовит ответ по плану сегодня – Вадим Соколов.

Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Для этого вспомни:

-Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?

-Почему в афинских школах учили только мальчиков, а сейчас учат всех?

-Чему учили детей?

-До какого возраста обучались дети?

-Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения?

Сделай вывод.

2. Пока Вадим готовиться, мы проведём исторический диктант. У доски будет работать Миша Зырянов, остальные в тетради.

-Год Марафонской битвы.

-Как в Афинах называли Совет знати?

-Какое слово переводится как «власть народа»?

-Кто возглавлял греческую армию в битве при Саламинах?

-Как называли старого раба, сопровождающего ребенка в школу?

(490 г. до н.э., ареопаг, демократия, Фемистокл, педагог)

-Давайте, послушаем, что приготовил Вадим.

3. Среди принятых за обедом развлечений была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов я предлагаю отгадать и вам:

*Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)

*Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало)

*Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание)

III Подготовительный этап.

- Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

-Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)

Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании)

IV . Изучение новой темы.

Фаза вызова

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия – это «власть демоса». В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Так давайте попробуем выяснить: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Поможет мне сегодня вести урок кандидат исторических наук.

Стадия осмысления и рефлексии

Слушаем внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы.

Обратите внимание на ленту времени:

Солон Перикл Н.Э

VI в до н.э. V в до н.э.

Когда и кем были заложены основы демократии? Кто может изобразить это время на ленте времени? Ярик на доске, остальные в тетради.

При ком демократия достигла расцвета? Юля, пожалуйста, покажи на ленте. Остальные в тетради. Молодцы.

Обратим своё внимание на таблицу.

Афинская демократия

законодательная

исполнительная

судебная

ЭККЛЕССИЯ

(народное собрание)

*граждане старше 20 лет

Главный лозунг: «Совет и народ постановили»:

+выбор стратега

+принятие законов

+объявление войны

+утверждение мира

+распоряжение казной

Совет 500

граждане ст.30лет

- выбирались жеребьевкой

+формирование повестки дня экклессии

Коллегии

10 магистратов

*выборные

*отчётные

*краткосрочные (1год)

*оплата труда

Каждые 5-6 лет любой гражданин жеребьёвкой выбирался на должность судьи

-Какие три ветви власти есть в любом демократическом государстве?

-Из каких двух органов состояла законодательная власть в Афинах?

- Кто мог войти в состав экклессии?

-А кто запомнил, какими словами начиналось каждое собрание?

Чтобы ответить на вопрос: чем занималось народное собрание в Афинах вам надо прочитать пункт1.2 параграфа 40. Подсказка в таблице: поработаем в парах - вставляете пропущенные слова, а потом проверим- кому удалось сделать более точно? Помним, что обсуждения проходят тихо шёпотом. Вам на это 3 минуты.

Чем же занимались граждане на заседании экклесии? Анжела? А что получилось у Насти? Молодцы!. Давайте послушаем как работала экклессияи, а так же внимательно про второй орган власти – Совет 500.

-Кто мог стать членов Совета? Паша?

Как выбирались? Ярик?

Чем занималось? Юля?

Молодцы, ребята мы с вами заполнили всё, что какается законодательной власти. Теперь давайте прослушаем особенности исполнительной власти. Их всего пять. Слушаю вы можете по ходу карандашиком делать пометки в тетради.

Кто же может назвать пять особенностей исполнительной власти. Посмотрите, на таблицу – там есть подсказка- начало слова.

Очень хорошо ребята, давайте же дослушаем до конца и выясним – а что же особенного было в судебной власти.

Что же мы запишем в табличку?

Хорошо.

Мы хорошо потрудились – давайте отдохнем – ФИЗМИНУТКА

Возвращаемся в Афины

При ком демократия в Афинах расцвела? (при Перикле)

В каком году Перикл пришёл к власти. Найдите в учебнике – Коля – Сколько раз он избирался на роль стратега? (15) Кто может сказать, а до какого года правил Перикл? (428г до н.э.)

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности, и потому они стали доступны каждому бедняку. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира. Морской союз при Перикле превратился морскую державу.

Учителями Перикла были замечательные учёные Анаксагор, который изучал явления природы и считал что Солнце и Луна это не боги, а огромные раскалённые камни. Софокл, творец Антигоны, создатель статуй Фидий, отец истории – Геродот – это люди, с которыми общался Перикл и участвовал с ними в учёных спорах.

Но были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли его в преступлениях. Фидия, например обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял золотую одежду со статуи, ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

V . Закрепление изученного

Первое государство, которое мы изучали, был Древний Египет. Сравните управление в Афинах и Древнем Египте?

Давайте в заключении напишем синквейн на тему:

1.Афинская демократия

2.три прилагательных

3. два глагола

4.предложение о Афинской демократии

5.существительное синоним, которое подведёт итог.

Юля Анжела Ярик Настя Паша (оценка за урок)

VI . Д/з №40 вопросы после параграфа, к/к + цветные карандаши. Коля и Вадим подойдут на переменке за темой сообщения на следующий урок.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: « Афинская демократия при Перикле»

Филиппенкова Н.А

Cимферополь, 2017 г.

Методическая разработка

Урок: «Афинская демократия при Перикле».

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с античной демократией;

Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

Развивающие:

Продолжить формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты.

Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Воспитательные:

Продолжить воспитание чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремлении заботиться о людях.

Формирование УУД

Познавательные : овладеть представлениями об афинской демократии; использовать знаково-символические средства, осуществлять поиск и выделение необходимой информации в тексте документа, овладеть умением смыслового восприятия познавательного текста; устананавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ, строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать результат работы.

Коммуникативные: сотрудничать с другими учащимися и строить продуктивное взаимодействие, умение выражать свои мысли, уметь слушать и слышать.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

Оборудование : презентация, компьютер, раздаточный материал (документы, рабочий лист)

Используемые методы : словестный (обьяснение, беседа), наглядно-иллюстративный, практический (работа с картой, работа с историческим документом), дедуктивный.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:

1. Мониторинг работы в парах.

2. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся посредством заполнения «Таблицы итогов урока».

3. Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.

4. Рабочий лист (оценка правильности ответов).

Ход урок

    Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу. Передайте свое хорошое настроение друг другу. Спасибо!

2. Актуализация опорных знаний обучающихся

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древней Греции. А что необходимо в первую очередь путешественнику. Конечно же карта. Обратимся к ней.

На каком полуострове проживали эллины? (Балканский)

Какими морями омывается Балканский полуостров? (Эгейским и Ионическим)

Какая область выделена на карте? (Аттика)

Какой из прекраснейших городов находится в Аттике? (Афины)

Молодцы! О каком городе сегодня пойдет речь? Верно - это Афины.

3. Определение темы и целей урока

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

Ребята как афиняне называли такую форму управления в своем полисе? (демократия)

- Кому принадлежат следующие слова:

«Мать черна земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная »

Вспомните, какова заслуга Солона в истории Дреней Греции.

Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

Кто же станет человеком, который продолжит дело Солона вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

П

И

Р

Е

Й

Д

Е

М

О

С

Ф

Е

Р

М

О

П

И

Л

Ы

Д

И

С

К

А

К

Р

О

П

О

Л

Ь

А

Т

Л

Е

Т

Правильно. Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при стратеге Перикле.

Итак, мы определили, что тема нашего урока: «Афинская демократия при Перикле»

Запись темы урока в тетради.

Ребята, а как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить? Что бы хотели узнать для себя? Как вы считаете, почему эта тема важна для нас? Актуальна ли эта тема сегодня?

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы .

(возможно использование шаблона)

Сегодня на уроке мы будем изучать…

Эта тема актуальна для нас так как…

В конце урока я ….

Значимость данной темы огромна, идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.

В Афинах не было царей, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.

«Коллективное эхо»

- Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы должны повторить эти хлопки синхронно. Это очень важно, поскольку мы будем выделять, таким образом, важную для нас информацию. Давайте попробуем.

Молодцы! Чувство ритма у нас есть. Приступим к работе.

Критерии оценивания учащихся

Сегодня ваша оценка будет складываться из 2 – это оценка за выполнение заданий рабочего листа и ваша самооценка.

3.Восприятие и первичное осознание нового материала

Чем занималось Народное собрание?

Ребята, перед уроком я получила необычное письмо. Оно адресовано вам. Прочтите его.

«Приглашаем всех на Народное собрание».

Какую неточность вы заметили в приглашении? (Женщины, переселенцы, рабы не ходили на Народное собрание).

А чем занимались женщины? Это было справедливо?

Правильно. Верховным органом являлось Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане, достигшие 20 лет.

Ребята, а кто считался полноправным гражданином? (у которых отец и мать были афинянами).

Работа с текстом учебника

Учитель предлогает обратиться к п. 1 параграфа 40

Как у нас проходят референдумы, выборы? (опусканием листов в урну).

Составление «Ассоциативной схемы»

Другим важнейшим органом был «Совет пятисот», который предварительно рассматривал дела, поступавшее на обсуждение Народного собрания. Особое важное значение, а Афинах приобрел суд присяжных, избиравшийся по жребию.

Просмотр видео фрагмента

Перед вами схема, однако, при ее составлении программа удалила содержание нескольких ячеек. Ваша задача с помощью данного видео фрагмента восстановить содержание этой схемы. В ячейках дожны быть указаны функции, которые выполняли данные органы управления. (Приложение 1)

За государственную службу платили деньги из казны.

В серередине V века до.н.э. Афины превратились в самое богатое государство Греции. Время расцвета и могущества Афин называют Золотым веком (479-431 гг.). Одним из самых выдающихся государственных деятелей Афин этой эпохи был Перикл. Народ полностью доверил ему управление государством. В течение 15 лет (443-429 гг.) Перикла ежегодно избирали стратегом. Чем привлекал Перикл людей?

Работа с документом

Юрий Михайлович Лотман - всемирно известный ученый, филолог и культуролог. Сказал как то: « Историк обречён иметь дело с текстами». Предположите, чем мы сейчас будем заниматся? Правильно поработаем с историческим источником.

Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического источника «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и дать характеристику личности Перикла.

-Каким человеком был Перикл?

-

С помощью хлопков обращаем внимание на значимость ответов.

Подведение итогов

Итак, несмотря на свое знатное происхождение, Перикл выражал интересы демоса. Он считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. В интересах афинской демократии Перикл провел реформы.

Работа с кроссенсами (Приложение 2,3)

Ребятам предложено 3 варианта кроссенса. Путем оставления ассоциативной цепочки ребята выяснят, какие реформы были проведены Периклом.

- Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Ваша задача – объяснить кроссенс посредством взаимосвязи изображений.

–Теперь вы можете ответить на вопрос, какие реформы были проведены Периклом.

Запись в тетради.

    Вводилась оплата должностным лицам

Физкультминутка

Ребята, мы славно с вами поработали. А теперь сделаем небольшой перерыв. Каждый из нас знатет, что проводить свободное время нужно с пользой. Как вы думаете, какой отдых полезнее активный или пассивный? Ну конечно, вы правы активный. (Выполнение комплекса упражнений)

4. Перикл, его друзья и враги

Сама судьба предрекала Периклу стать, по примеру отца, политическим деятелем. Но он долгое время всячески избегал этого. Почему? Какие страхи преследовали Перикла?

Мозговой штурм

Ребята вспомните, какую первую книгу из дополнительной литературы курса вы прочитали?

(Д Эрвильи Э. «Приключение доисторического мальчика»)

Какое наказание понес главный герой книги? (изгнание из племени)

Как связаны между собой эти два факта. Чего мог бояться Перикл?

Появившаяся с детства боязнь изгнания. Перикл не раз был свидетелем, как нежелательного члена афинской общины изгоняли из полиса на 10 лет. Процедура была мрачной. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Этой процедуре были подвергнуты его отец и дядя. Это оставило глубокий след в душе маленького Перикла.

Работа в парах

Черепок остракизма

Как называлась процедура изнания гражданина из полиса? Вы узнаете, если правильно расшифруете слово. Перед вами набор цифр каждая цифра соответсвует порядковому номеру буквы алфавита. Заменив цифры буквами, вы получите термин.

16, 19, 20, 18, 1 ,12, 10, 9, 14

О С Т Р А К И З М

Запись в тетради

Остракизмэто изгнание гражданина из города.

С помощью хлопков обращаем внимание на важность вывода.

Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий: от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

Какие объекты были построены при Перикле?

Работа с картой

Рассмотри рисунок и подпиши названия.

Подведение итогов.

Во время Перикла в Афинах велись активные строительные работы. Закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, построены Пропилеи, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

-Ребята вспомните, кому принадлежат эти слова?

«Трудно в великих делах сразу всем угодить» (Солону)

У Перикла, как и у Салона, были не только сторонники, но и противники. Они клеветали на него и его друзей, обвиняя их в преступлениях. В 429 г. до. н. э. Перикл заболел чумой. Когда он умирал, друзья вспоминали, сидя у постели больного, какой это был замечательный государственный деятель.

Подведение итогов

Во время Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

6. Первичное закрепление изученного материала

Решение познавательных задач

    В Афинах отец собирается на Собрание, его 18-летний сын хочет пойти с ним и тоже принять участие. Однако отец говорит ему, что это невозможно. Почему?

    Афиняне считают Клита опасным для демократии. Чем это может закончиться для него?

7. Подведение итогов

Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?

Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Правы ли были афиняне, выбрав Перикла главным стратегом?

Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством.

Как вы думаете, упадок или расцвет демократии произошел во время правления Перикла? Можем ли мы считать афинскую демократию образцовой?

Предполагаемые ответы:

1. Должностным лицам платили деньги из государственной казны.

2. Должности могли занимать и бедные, и богатые

3. Должностные лица отчитывались перед Народным собранием.

Предполагаемый ответ

1.На собрании присутствовали только граждане, а их было меньшинство.

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Законы защищали только граждан.

Учащиеся заполняют рабочий лист

Афинская демократия пр Перикле

Игра «Крестики нолики». «0»-да; «Х»- нет

1.Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3)создании мощного войска.

8.Рефлексия:

Таблица итогов урока

Ребята заполняют таблицу с помощью условных обозначений:

«+» -да или это уже известно

«-» - нет или мне еще не все понятно

«

«?»- узнать подробнее

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

В метапредметном направлении

В предметном направлении

При наличии резервного времени

Учитель предлагает 4 высказывания. Учащеся знакомятся с ними, выбирают для себя то, которое отражает их деятельность на уроке, затем аргументируют свой выбор.

«Познание начинается с удивления» Аристотель

«Скажи мне я забуду, помоги мне я запомню, вовлеки меня я научусь» Конфуций

«Как приятно знать, что ты что- то узнал» Мольер

«Я знаю, что я ничего не знаю» Сократ

устно ответить на вопросы (стр.195).

10. Оценивание деятельности учащихся в течение урока.

Выставление оценок.

Используемая литература:

1. Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцичкой, М.: Просвещение, 2015 г.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разрабоки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс.- М.: ВАКО, 2015.-С.244

3. Садкина В. И. 101 педагогическая идея: как создать урок.- Ростов-на-Дону; Феникс - 2014.-С.14,15,27,47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3

Рабочий лист

Разгадай кроссворд.

1.Главный порт Афинского государства.

2.Греческое слово, в переводе означающее «народ».

3. Проход между горами и морем, где триста спартанцев совершили подвиг.

4. Бронзовый или каменный предмет, предназначенный для метания на состязаниях.

5.Верхняя часть греческого города.

6.Участник состязаний в беге, кулачном бою и т.п.

Поработайте с текстом.

«Сравнительные жизнеописания» Плутарха

«В горо­де его виде­ли иду­щим лишь по одной доро­ге - на пло­щадь и в Совет. Он отка­зал­ся от при­гла­ше­ний на обеды и от всех тако­го рода дру­же­ских, коро­т­ких отно­ше­ний, так что во вре­мя сво­ей дол­гой поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти он не ходил ни к кому из дру­зей на обед. Перикл так же вел себя и по отно­ше­нию к наро­ду: чтобы не пре­сы­тить его посто­ян­ным сво­им при­сут­стви­ем, он появ­лял­ся среди наро­да лишь по вре­ме­нам, гово­рил не по вся­ко­му делу и не все­гда высту­пал в Народ­ном собра­нии, а все осталь­ное делал через сво­их дру­зей и подо­слан­ных им дру­гих ора­то­ров.

Перикл, настра­и­вая свою речь, как музы­каль­ный инстру­мент, в тон это­му укла­ду жиз­ни и высо­ко­му обра­зу мыс­лей. Бла­го­да­ря это­му он дале­ко пре­взо­шел всех ора­то­ров. По этой при­чине, гово­рят, ему и было дано его извест­ное про­зви­ще. Впро­чем, неко­то­рые дума­ют, что он был про­зван «Олим­пий­цем» за те соору­же­ния, кото­ры­ми укра­сил город, дру­гие - что за его успе­хи в государ­ствен­ной дея­тель­но­сти и в коман­до­ва­нии вой­ском; и нет ниче­го неве­ро­ят­но­го, что его сла­ве спо­соб­ство­ва­ло соче­та­ние мно­гих качеств, ему при­су­щих. Одна­ко из комедий того вре­ме­ни авто­ры кото­рых часто поми­на­ют его имя как серьез­но, так и со сме­хом, вид­но, что это про­зви­ще было дано ему глав­ным обра­зом за его дар сло­ва: как они гово­рят, он гре­мел и метал мол­нии, когда гово­рил перед наро­дом, и носил страш­ный перун на язы­ке. Сам Перикл был осто­ро­жен в речах и, идя к ора­тор­ской три­буне, молил богов, чтобы у него про­тив воли не вырва­лось ни одно­го сло­ва, не под­хо­дя­ще­го к дан­но­му делу. Сочи­не­ний в пись­мен­ном виде Перикл ника­ких не оста­вил, кро­ме народ­ных поста­нов­ле­ний; заме­ча­тель­ных выра­же­ний его сохра­ни­лось тоже совсем мало».

-С каким видом источника вы работали?

-Каким человеком был Перикл?

- Какие черты характера позволили ему на протяжении 15 лет управлять Афинами?

-За что Перикла прозвали «Олимпийцем»?

Заполните пропуски в схеме.

Рассмотри рисунок и подпиши названия объектов.

1- 2 - 3- 4-

Игра «Крестики нолики» «0»-да; «Х»- нет

1. Верно ли, что в Афинах в V веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством?

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”?

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста?

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков?

5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы?

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей?

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”?

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу?

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром?

Выполните тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в: 1) 420 г. до. н. э 2) 443 г. до. н. э 3) 476 г. до. н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега: 1) 5 лет 2) 10 лет 3) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи: 1) аристократа 2) торговца 3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о: 1) покроении персов 2) могуществе Афин 3) создании мощного войска.

5. По предложению Перикла в Афинах: 1) платили за государсвенную службу 2) строили водопроводы 3) обучали женщин в школе

Оценка за тест…………

Ваша оценка работы на уроке………...

Итоговая оценка____________________

Таблица итогов урока

Заполните таблицу с помощью условных обозначений.

«+» -да или это уже известно

«- » - нет или мне еще не все понятно

« ☺» -это интересно и неожиданно

« ? »- узнать подробнее.

В личностном направлении

Понравился ли вам урок?

Понравилась ли вам работа в парах?

Удалось ли вам разрешить проблемный вопрос урока?

Удалось ли нам выделить актуальную и полезную для вас информацию?

В метапредметном направлении

Понравился ли вам метод определения нового термина?

Помогла ли вам работа с кроссенсами в определении реформ Перикла?

В предметном направлении

Все ли вам известно о деятельности Перикла и развитии демократии в Греции?

Понятны ли вам каковы были основные функции Народного собрания, Совета пятисот?

В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления - Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов - Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле - распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

При Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.

Перикл крепко стоял за выгоды горожан, ремесленников, торговцев, моряков, которые создали силу Афин. Противники пытались обвинить его в растрате казны, в притеснении союзников. Дело дошло до большого тайного голосования, в котором народ должен был решить, кто подлежит удалению из города, Перикл, или его главный обвинитель, Фукидид. Большинство написало имя противника Периклова (в 442 г.).

После этого остракизма Перикл занял такое положение, что уже никто не решался ему сопротивляться. Из года в год его выбирали одним из военачальников (стратегов), в опасных обстоятельствах назначали неограниченным стратегом всего флота и войска. А главное – все делалось по советам и указаниям Перикла, которые он излагал в народном собрании. В Афинах не было одного главы государства, подобного нынешнему президенту республики; Перикл был первым министром, первым и исключительным советником народа афинского (по-гречески демагогом, т. е. вождем народа). Перикла сравнивали с тиранном Пизистратом и выражались так: в Афинах по виду – правление народа, а на самом деле – власть первого гражданина. Многие не любили и боялись этого замкнутого в себе, гордого, всегда серьезного и погруженного в дела человека. Между людьми набожными ходило обвинение, что Перикл отрицает силу народных богов; указывали на его близость с учеными, выражавшими новые взгляды на мироздание, между прочим с Анаксагором, который решился утверждать, что солнце – не живое божество, а раскаленный громадный камень и что миром управляет великая сила Разума.

Со времени Фемистокла Афины были гораздо сильнее и богаче всех греческих городов. Но у Афин было много врагов: старый торговый город Коринф, у которого афиняне перебили рынки; Спарта, которая до нашествия персов считалась первым городом в Греции; большая часть приморских греков, считавшихся в союзе с Афинами, но недовольных тем, что они стали данниками Афин; наконец, персы, потерявшие из-за афинян греческие города Малой Азии. В отдельности никто из противников не мог сладить с Афинами; но вместе они могли сокрушить афинскую державу.

Сначала Коринф поднял против Афин Спарту. Повод нетрудно было найти. Спартанцы заступились за соседний с Аттикой небольшой город, которому афиняне запретили возить в Афины товары. Дело было неважное на первый взгляд, и многие понимали, что спартанцы ищут случая с тем, чтобы объявить войну.

Только общее собрание народа могло решить, как ответить спартанцам на их требование. Но прежде чем собирать весь народ, дело обсуждалось в Совете пятисот уполномоченных от деревень и от городских участков. Совет входил в разные мелочи и подробности всякого дела, которые нельзя обсудить в большом собрании из нескольких тысяч человек. Он решал, как дела докладывать народу. Совет вел также счет доходам и расходам казны; ему сообщали все важные новости, какие приходили с разных концов государства.

Когда Совет решил передать дело всему народу, граждане сошлись в большом помещении, похожем на открытый театр с каменными уступами. Начали, как всегда, с жертвы и произнесли проклятие тому, кто бы вздумал обманывать народ. Только при ясном небе могло состояться собрание. Грозу, затмение и даже простой дождь считали за дурной знак богов; тогда надо было распустить народ. Когда все сели, вестник объявил дело, уже обдуманное Советом, которое предстояло порешить народу.

Каждый гражданин, если только за ним не было замечено чего-нибудь дурного, мог сказать, что он думает. Тот, кто хотел говорить, поднимался на возвышение посредине и надевал во время речи венок на голову. Но кто решался говорить в большом собрании, должен был достигнуть большого искусства: нужно было уметь и заинтересовать, и убедить слушателей. Среди них было много необразованных людей; но, посещая собрания, они привыкли долго и внимательно слушать речи и обсуждать приводимые доводы.

В нашем случае несколько человек говорили, что лучше уступить требованию спартанцев и не вызывать их на открытую ссору. Спартанцы всегда могут пройти перешеек и опустошить Аттику; афиняне не могут с ними сладить в открытом поле. Другие возражали, что уступить спартанцам обидно для Афин: спартанцы пойдут на новые, более тяжелые требования, и все равно придется воевать с ними. Обе стороны в собрании говорили долго и не переспорили друг друга; большая часть народа осталась в нерешимости и ждала, что скажет Перикл.

Уже раньше Перикл обсудил дело со своими друзьями и сторонниками; они в свою очередь говорили между своими знакомыми и настроили многих в пользу того же мнения. Все, кто привык собираться вместе и столковываться заранее, уговорились, за что отдать свои голоса. Но все же Периклу удалось своей речью в собрании убедить многих колебавшихся. Он говорил, что войны со спартанцами нечего бояться: у врагов нет ни кораблей, ни денег; они бессильны на море. Пускай они опустошают Аттику. Ведь не люди земле служат, а земля – людям. Афиняне могут все запереться в стенах главного города и гавани. Своими кораблями они нанесут много вреда неприятельским берегам и заставят противников просить мира.

После этой речи никто больше не захотел говорить. Кто был не согласен с Периклом, мог заметить, что уже не удастся перетянуть остальных на свою сторону. Пора было идти на голоса; чтобы не тратить времени на ответы, заставляли поднимать руки в пользу одного и другого мнения. Начальники спросили, кто за уступку спартанцам. Подняли руки большею частью землевладельцы и крестьяне, которые боялись разорения земли, если придут спартанцы; поднятые руки сосчитали. Затем спросили, кто против уступки спартанцам и, следовательно, за войну с ними. Подняли руки промышленники, купцы, моряки, большинство городских жителей. Их также сосчитали, и оказалось, что их гораздо больше, чем первых (приблизительно 4000 против 2000). Согласно мнению, которое взяло верх, народное собрание постановило дать спартанцам суровый ответ и готовиться к войне.

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. На сегодняшнем занятии вы узнаете о том, как изменилось управление афинского полиса в годы правления Перикла.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. урок ).

Законодательная власть

  • Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.
  • Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов. Семь дней Истории. «Греция. Перикл - расцвет Афинской демократии» .

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов (рис. 2). Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Рис. 2. Народное собрание ()

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады (рис. 3).

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Bibliotekar.ru ()
  2. Grani.roerich.com ()

Домашнее задание

  1. Каковы различия в управлении в Афинах при Солоне и при Перикле?
  2. Какой орган власти играл главную роль в управлении Афинского полиса?
  3. Мог ли бедный афинянин занять должность судьи?
  4. Какие формы голосования использовались в афинском Народном собрании?
  5. Кто был недоволен правлением Перикла? Почему?


Похожие публикации