Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: Афинская демократия при Перикле. Развитие афинской демократии при перикле

В V веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу. Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

Предыстория

Основы демократии (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть», т.е. «власть народа») в Греции в VI в. заложили законы Солона (см. «Зарождение демократии в Афинах »).

Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах в V в. до н.э. Любой мужчина, достигший 20-летнего возраста мог участвовать в управлении государством (при этом не могли участвовать в управлении государством женщины и рабы).

Возвышение Афин началось после победы над персами (см. «Нашествие персов на Элладу »).

Законодательная власть

Народное собрание: могло участвовать все взрослое мужское население (только граждане), собирались 3-4 раза в месяц. Занимались решением государственных вопросов. Путем открытого голосования народное собрание избирало 10 стратегов. Тайным голосованием собрание принимало законы, решение об объявлении войны и т.п.Совет пятисот: в него входили граждане старше 30 лет, избирались путем жеребьевки на год. Члены совета заседали ежедневно и получали жалованье. Решения совета выносились на обсуждение Народного собрания.

Исполнительская власть

Должностные лица (кроме стратегов) избирались жеребьевкой на год. При Перикле была введена оплата труда магистратов, поэтому теперь ту или иную должность мог занять любой гражданин, независимо от имущественного статуса.

Судебная власть

Суд присяжных (гелиэя), в который каждые 5-6 лет избиралось 6 тыс. человек не моложе 30 лет.

События

443 г. до н.э. - Перикл впервые избран первым стратегом. Он занимал эту должность в течение 15 лет. Это была наиболее важная должность в государстве. Первый стратег был военачальником и руководил внешней политикой.

431-404 гг. до н.э. - Пелопоннесская война между Спартой и Афинами, в которую были втянуты большинство греческих полисов. Закончилась поражением Афин.

Участники

Перикл - афинский политический деятель и военачальник. При нем афинская демократия достигла расцвета. Инициировал постройку на общественные деньги зданий и храмов.

Анаксагор - философ, учитель Перикла. Был вынужден покинуть Афины из-за обвинения в безбожии.

Фидий - скульптор, руководил работами по скульптурному оформлению Парфенона на Акрополе.

Граждане - коренные афиняне, оба родителя которых были гражданами, имели право участвовать в управлении государством.

Переселенцы (метеки) - чужеземцы, живущие не в том полисе, в котором родились. Они платили налог за право жить в Афинах, не имели политических прав.

Рабы - жители, не имевшие никаких прав.

Заключение

Окончание Пелопоннесской войны и победа Спарты принесли мир ненадолго. В связи с недовольством по поводу главенства Спарты между греческими полисами вновь начались междоусобные войны, которые привели к ослаблению греческих городов.

Между тем Македонское царство - государство на севере Балканского полуострова - становилось все сильнее.

Афинская демократия при Перикле

Главным органом власти в Афинах было Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, только мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3-4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла (рис. 1) первым стратегом.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил Совет пятисот сделанное предложение или нет, его ставили на голосование.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором (Оратор - человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.) и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» - спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» - раздались голоса. «Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка - стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным. (Бобы - плоды растений, например, фасоли.)

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии - одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

При Перикле афинская демократия достигла своего расцвета. Афины были самым могущественным государством Эллады.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления - Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов - Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле - распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

При Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.

Афинская демократия при Перикле

Цели урока:

а) углубить знания учащихся об античной демократии, о расцвете демократии в правление Перикла;

б) реконструировать конфликт между демосом и знатью;

в) продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

г) способствовать проявлению и развитию индивидуальных, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. задания-карточки для работы в группах;
  2. презентация
  3. компьютер
  4. ММ-проектор

План изучения:

  1. Личность Перикла;
  2. Функции народного собрания;
  3. Нововведения Перикла;
  4. Перикл, его друзья, враги.

Изучение нового материала

Беседа:

  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?
  3. Кто у нас сейчас президент?
  4. Как он стал президентом?
  5. Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

  1. В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?
  2. О чем пойдет речь у нас на уроке?
  3. Тема нашего сегодняшнего урока – Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь) .

Проблема урока: можно ли Афинское государство во времена Перикла считать образцовым?

Беседа с классом.

  1. Как афиняне называли управление в своем полисе? (Предполагаемый ответ: демократия.)
  2. Что означает демократия в переводе с греческого? (Предполагаемый ответ: власть демоса.)
  3. Из кого состоял демос? (Предполагаемый ответ: большую часть демоса составляли ремесленники, мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» (употребляя выражение знати) – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники и конопатчики, крутильщики корабельных канатов, мелкие земледельцы Аттики.)
  4. Кто и когда заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон, VI век до н.э. )
  5. Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).
  6. Каков был состав населения Аттики

Начертить в тетрадях схему: «Состав населения Аттики в V веке до н.э.»

Кто такой Перикл? – . Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом? Учащиеся отвечают на этот вопрос, работая в группах с карточками. Запись на доске: Перикл – первый стратег с 443 г. до н.э. Умер в 428 г. до н.э. от чумы. В каком году Перикл был избран последний раз стратегом?

Вопрос: а смогла ли я участвовать в Афинском собрании? А вы? Почему?

Афинское народное собрание.

Беседа с классом:

Вопросы:

  1. Назовите и покажите традиционное место проведения народных собраний.
  2. Куда и почему было перенесено место проведения народных собраний.

(Предполагаемые ответы: Традиционным местом проведения народных собраний являлась Агора – рыночная площадь. В Афинах Агора была обсажена деревьями, вокруг нее находилось множество торговых лавок и складов, также рядом возвышался храм.

Однако с развитием города, и в частности торговли, на Агоре стало слишком тесно. Тогда было решено на холм, носивший название Пникс. Плоская вершина холма Пникс представляла собой полукруг, который вмещал 20 тыс. человек. Там же возвышалась трибуна, высеченная из камня. Она сохранилась и до наших дней).

Чем занималось Народное собрание в Афинах? Заполнить таблицу

Обсуждение вопроса. «Устройство афинской демократии во времена Перикла».

Познавательная задача: стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умных людей? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию, чтобы сделали вы? Ищем ответ на стр. 184 учебника.

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? (Тянули жребий.)

  1. Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?

Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

  1. Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?
  1. Подумайте, кто из граждан выступал против закона? Почему? (Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Вывод: после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.

Вопросы:

  1. Что изменилось в управлении Афинами при Перикле?
  2. Каковы различия в управлении в Афинах и Древнем Египте? Какое вам, кажется, более справедливым?
  3. Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения не участвовала в управлении?

Итак, насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные 25 веков назад? В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о демократии?

(ответы учащихся)

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. Сколько это лет?

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.

Закрепление изученной темы. Вот и подошел к концу наш урок. Но, прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Учащиеся выполняют тесты.

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

А) 5 лет

Б) 10 лет

В) 15 лет

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе

После того, как учащиеся выполнили задания теста, они обмениваются карточками и проводят взаимопроверку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Карточка с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Карточка для III группы

В молодости Перикл очень боялся народа; его приятный голос, легкость и быстрота языка наводили страх на очень старых людей. Владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, в походах был храбр и искал опасностей. Когда Перикл занялся политической деятельностью, стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов. Перикл, настраивая свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Однако был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящее к данному делу. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине он был прозван “ Олимпийцем”.

Карточка для IV группы

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

“Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?” - спросил Перикл.

“Да, да! Слишком много!” - раздались голоса. “раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну все до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: “Воздвигнуто Периклом на его собственные средства”.

Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек.

“Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!” - зашумели граждане и утвердили отчет Перикла.

Перикл очень рисковал, потому что его средств не хватило бы для выкупа статуй и храмов. Он не сомневался, что граждане не пожелают уступить ему честь возведения построек. К тому же все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла.


Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

Оборудование: интерактивная доска для игры «Древо познания».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

— Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции.

— Что такое демократия?

— Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

— Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время.

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Чем занималось Народное собрание.

2. За государственную службу платили деньги из казны.

3. Перикл, его друзья и враги.

III. Работа по теме урока

1. Чем занималось Народное собрание

В трагедии Эсхила «Персы» хор, отвечая на вопрос: «Кто же над афинянами господин?», поет: «Не рабы они у смертных, неподвластны никому!»

— Чем гордились афиняне?

В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

— Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» — гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.

Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.

— Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 § 40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая — его функции, а третья — функции афинского суда.

Дополнительный материал для первой и второй групп

Права гражданина

Греческий философ Аристотель так писал о правах гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец и из какого он дема (территориальный округ в Древней Аттике)? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери и из какого он дема?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Вопросы для первой группы

— Как происходила проверка прав граждан?

— Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

— Какова цель созыва Народного собрания?

— Как часто оно собиралось?

— Каков его состав?

— Кто не имел права принимать в нем участия?

Вопросы для второй группы

— Чем занималось Народное собрание?

— Что представляла собой должность первого стратега?

— Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

— Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

Дополнительный материал для третьей группы

Суд (гелиэя)

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Позже, в V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки». Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.

Вопросы для третьей группы

— Кто мог принимать участие в суде?

— Как проходил суд в Афинах?

— Мог ли такой суд быть справедливым?

— Почему?

— Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

2. За государственную службу платили деньги из казны

Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность первого стратега.

— Работая с текстом п. 2 § 40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

— Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений? Почему?

3. Перикл, его друзья и враги

V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

— Как вы думаете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомимся с дополнительными материалами.

Дополнительный материал

Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали Разумом. Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала аккуратными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уверенной. В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался первым стратегом. Он заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление Афинской державы. В качестве стратега он лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военные и экономические интересы Афин в Эгейском и Черном морях. Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он закрепил морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название Пропилеи. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

Отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха

По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление... это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании...

Враги Перикла — завистники и недоброжелатели из числа знатных — воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинен в неумелой трате громадной суммы.

— Какие черты Перикла положительно характеризуют его?

— Какие качества и поступки вызывали острую неприязнь у определенной части афинян?

— Вспомните, как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов.

— Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

— Какие качества стратега Перикла отразились в данных эпизодах? (Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора.)

— Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чем это говорит?

— Чем можно объяснить популярность Перикла?

(Учащиеся делают следующие выводы.)

Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

В Афинах были востребованы личные качества политика: ораторский талант и понимание потребностей народных масс.

— Теперь давайте послушаем самого Перикла.

Из речи Перикла

(по рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным... Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами «за» и «против».

В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству... вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

— Как сам Перикл определяет демократию?

— В чем он видит главное преимущество демократического строя?

— В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о ней?

— Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные двадцать пять веков назад?

IV. Закрепление изученного материала

1. Игра «Древо познания»

— Предлагаю вам сыграть в игру.

(На интерактивной доске дерево с листьями зеленого и красного цветов, На зеленых листьях учащиеся записывают положительные стороны афинской демократии, на красных — отрицательные.)

2. Тест

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

1. Перикл начал управлять Афинами в:

1) 420 г. до н. э.

2) 443 г. до н. э.

3) 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность стратега:

3. Перикл происходил из семьи:

1) аристократа

2) торговца

3) ремесленника

4. Перикл в первую очередь думал о:

1) покорении персов

2) могуществе Афин

3) создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

1) платили за государственную службу

2) строили водопроводы

3) обучали женщин в школе

V. Подведение итогов урока

— Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

Домашнее задание

§ 40. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — подготовить сообщение о друзьях Перикла.

2. Для средних учеников — подготовить сообщение о врагах Перикла.

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цели:
Познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости.
Планируемые результаты: предметные
: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и премы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии;
метапредметные УУД
: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям срвременной жизни; формировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друна; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД:
обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.
Оборудование:
проектор, мультимедийная презентация, фрагмент из художественного фильма «Республика Шкид» и научно-популярного фильма «Перикл», раздаточный материал для работы в группах, проект по теме «Перикл –человек и политик»
Тип урока
: урок открытия новых знаний.
Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

Стадия вызова
Сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской работой- проводить исследование. Для этого вам предстоит выступить в роли ученых- историков-исследователей. Труд ученого сложный, но интересен и увлекателен. Ведь ученые разгадывают тайны, ищут ответы на вопросы, разрешают проблемы. С проблемами ученые сталкиваются на каждом шагу.
Ваша первая проблема.
- Посмотрев отрывок из фильма определить:
- Какое явление общественной жизни вы будете исследовать.
Оно вам уже знакомо, но проведя исследование, вы пополните в этой области свои знания. Посмотреть отрывок из фильма «Республика Шкид». Перед просмотром фильма вступительные слова учителя: «Аббревиатура ШКИД расшифровывается, как школа- коммуна(интернат) имени Достоевского. В фильме рассказывается о событиях 20-х годов, которые происходят в школе для трудновоспитуемых подростков. Директор школы решает превратить школу-интернат в маленькое государство со своим гимном, гербом, своими законами управления. Созданное государство решено назвать «Шкид». Для того, чтобы исходя из фильма определить область вашего исследования, вам необходимо посмотреть фильм глазами ученого, т. Е. человека, который владеет научными понятиями, умеет анализировать и делать выводы.
---Просмотр фильма. - Какое явление общественной жизни, вам предстоит исследовать? Ответ учащихся- демократию. Учитель- Исследовать предстоит демократию. Идея демократии-народоправства пришла из глубины веков.
- В каком государстве
Древнего мира народ, так же, как и мы в настоящее время, избирал должностных лиц и таким образом, активно участвовал в управлении государством? Для того, чтобы ваше исследование было удачным, обратим внимание на понятия, которыми вы будете оперировать
. Слайд (аристократы, демос, метки, граждане,

архонты, ареопаг, тиран, стратег
)-учащиеся объясняют понятия передавая эстафету друг другу. -
Вспомним и узнаем
исторические личности Древней Греции, о которых у нас уже шла речь Слайд
(Аристофан, Софокл, Солон, Фемистокл, Мильтиад, Перикл)

- О ком
не шла речь на уроках? (о Перикле) - Но мы хорошо знакомы с деятельностью всех остальных героев, в частности_ Солона.
- Вспомним,
какой вклад внес Солон в историю Древней Греции.
Задание
выполняет ученик у доски. Составляется схема «Управление Афинским полисом до реформ Солона и после реформ Солона»
- Задание
всему классу- Сгруппируйте попарно исторические личности, выбрав критерий по которому их можно объединить. Каждую пару должно что-то объединять, что- в их деятельности есть общее. Неизвестный нам Перикл, тоже найдет себе пару
.

Слайд (Аристофан-Софокл-пьесы для театра, Фемистокл-Мильтиад-стратеги, Солон-

Перикл)

-Перикл
оказался в паре с Солоном и это не случайно. -
Какой вклад
вес Солон в историю Древней Греции?
Проверка задания у доски(схема).

- Что же объединяет Солона и Перикла? (Демократия)

- задание-
Сформулируйте тему нашего урока-исследования.
Афинская демократия при Перикле. Слайд.

- Что
бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы найти ответы?
Слайд
-план урока.
III.

Работа по теме урока. Стадия осмысления (развития смысла)

Прежде всего познакомимся с главным героем тех далеких лет- Периклом, а сделаем мы это заслушав проект по теме: «Перикл-человек и политик»
Слайд с заданием
классу по проекту: 1) Дата избрания Перикла 1-ым стратегом 2) Аргументы в пользу выдвижения Перикла кандидатом в стратеги. 443 г до н э Перикл избран 1-ым стратегом.
- Что
это за век? На протяжении уже нескольких уроков мы изучаем Афины 5 в до н э. -
Что
мы знаем об Афинах 5 в до н э? (Период возвышения, расцвета могущества Афин) Но это не единственная характеристи5а Афинского полиса, этого периода времени. Существуют 2 противоположные точки зрения на положение в Афинах 5 в до н э
. Слайд

1 т зрения принадлежит современным историкам
: 5 в до н.э.- «золотой век Афинской демократии» - или «век Перикла». Историк А Боннар пишет «афинская демократия представляла наиболее полное осуществление демократии, какое когда-либо знал античный мир» -
Как вы понимаете точку зрения современных историков? (5
в до н э- время, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета, а проявлялось это в том, что все афинские граждане участвовали в управлении государством «Век Перикла» - т. к. лидером демократии был Перикл, именно ему принадлежала заслуга в том, что афинская демократия достигла наивысшего расцвета)
2 т зрения принадлежит современнику Перикла- Фукидиду.
Он так охарактеризовал положение в Афинах 5 в до н э: «По названию демократия, а в действительности господство первого человека
» Слайд

- Как вы
понимаете слова Фукидида? (На словах демократия, а на деле демократии вовсе нет, не народ управляет государством, а первый стратег в лице Перикла, который обладает неограниченной властью)
- Кто же прав?
(Может современные историки ошибаются, т к не были свидетелями тех далеких лет, и прав Фукидид, ведь он современник Перикла. А может Фукидид был врагом Перикла и оклеветал его, дал искаженную оценку положению в Афинах 5 в до н э.)
Задание
-Вам предстоит разрешить проблему, а для этого выступить в роли историков- исследователей. Анализируя источники, вы будете собирать факты о положении в Афинах в 5 в до н э и вносить их в схему-фишбоун
. Слайд

Всем учащимся раздаются листы со схемой.

1-ый документ
изучается в качестве примера вместе со всем классом.
Сайд.
В ваши руки попал важный письменный исторический источник- произведение литературы, трагедия Эсхила «Персы». Эсхил современник Перикла. В основе трагедии лежит не мифологический сюжет, а исторический- разгромное поражение персидского царя Ксеркса в морском сражении при Саламине. Эсхил не только описывает сражение, но
и сравнивает Грецию и Персию. Будучи историками вы многое знаете о персах. В частности -Как управлялась Персидская держава? - Какой была власть Дария 1? Зная данные факты, вы обращаете внимание на такие строки трагедии…
, Слайд 10
«-кто же, над афинянами господин? - не рабы они у смертных, неподвластны никому» - Что для вас, как историков означает данный ответ?
1) нет царей (записываем
данный факт в схему) - Кто же управлял Афинами при Перикле? (Обращаемся к документу учебник стр. 193. Найдите строки в документе, которые содержат ответ на данный вопрос. – все граждане участвовали в управлении) - Где собирались афиняне для решения государственных вопросов?
2) собирается Народное собрание
(записываем в схему данный факт) Ищем ответы на вопросы в п.1 учебника на следующие вопросы: -Как часто собиралось Народное собрание? -Кто принимал участи в нем
? Слайд 10-схема
состава народного собрания К выясненным вопросам з
адание
на проверку усвоенного. - представьте, что к вам, как специалистам обращаются с просьбой, объяснить сюжет картины современного художника «Народное собрание в Афинах»
Слайд 11, учебник стр.
- Кого выгоняет стражник с народного собрания? -Почему вы так решили? - Представьте, что мы оказались в Афинах 5 в до н э и я гражданка Афин, решила посетить Народное собрание. Что бы произошло? - Кто еще, кроме метеков, женщин не имел право посещать Народное собрание? - подведем итог: мы выяснили- в Афинах в 5 в до н э1) не было царей 2) созывалось народное собрание
, но
для того, чтобы разрешить проблему, которая стоит перед вами, только установить факт наличия народного собрания недостаточно
.
- В каком греческом полисе созывалось народное собрание, но демократическим назвать его нельзя? - Что же нам необходимо далее выяснить для решения проблемы? 1) Обладало ли народное собрание верховной властью? Или власть находилась в руках одного человека- Перикла? 2) Какие реформы проводит Перикл? 3) Какими правами, свободами пользовались граждане Афин ил вовсе были их лишены?

Работая в группах.

1-ая группа-
Изучая, документы, ищет ответ на вопрос- Обладало ли Народное собрание верховной властью?
2-ая группа-
Изучая документы, выясняет, какие реформы проводит Перикл и каковы их последствия?
3-тья группа-
Анализируя свидетельства современников выясняет, какими правами, свободами пользовались афинские граждане или их вовсе не имели? В группе каждый учащийся выполняет общее задание, а затем заслушивается отчет. Перед отчетом каждой группы класс
получает задание:

- Какой факт установила группа
о положении в Афинах и
записать его в схему.

1-ая гр.- факт, верховная власть в Афинах принадлежала Народному собранию.

Обобщение учителя после отчета 1-ой гр: Обращаемся к схеме, которая на доске.
До Перикла главной опорой существующего порядка являлся ареопаг. Он состоял из старейших, опытных людей принадлежащих к богатому классу. Ареопг следил за соблюдением порядка, исполнением законов и решений народных собраний.
Слайд.
Перикл лишил всех полномочий ареопаг передал его функции Народному собранию, т.о. верховная власть в Афинах стала принадлежать Народному собранию. Источником власти стал народ
. Записать в схему-Народ-источник власти.

2-ая гр.-факт, принят закон об оплате выборных должностей; равноправие граждан

Обобщение учителя:
По предложению Перикла афиняне приняли закон об оплате выборных должностей. Впервые у бедняков появилась возможность на деле участвовать в управлении государством. Все граждане уравнены в правах. Все независимо от материального положения могли участвовать в управлении государством, что являлось идеалом подлинной демократии. Каждый гражданин в течении жизни занимал то одну, то другую должность
3-тья гр.-факт, право граждан свободно высказывать свое мнение. Право критиковать

должностных лиц. Отчет должностных лиц перед народом.

Обобщение учителя:
Занять должность было почетно, но не только. Это была и еще большая ответственность. Во время годичной службы должностное лицо находилось под прямым контролем народа. Народ мог досрочно отрешить его от должности, т.е.
существовала ответственность власти перед народом- записать в схему данный факт

Возвращаемся к проекту, заслушиваем до конца и отвечаем на вопросы: Слайд с

вопросом

- О ком заботился Перикл- о благе всего народа или личном благополучии?

Итак, вы собрали много фактов о положении в Афинах 5 в до н э. Давайте подведем

итог вашим исследованиям.

- Что мы узнали об Афинах 5 в до н э? -учащиеся называют факты, записанные ими в

схеме.

- Кто же прав, давая оценку положению в Афинах, современные историки или

Современник Перикла Фукидид?

- Что же мы можем сказать о афинской демократии при Перикле? Слайд с заполненной

схемой.

Обобщение учителя: 5 век до н э- «золотой век Афинской демократии».
Ни в одной стране древнего мира в управлении государством не принимало такого большого количества людей, как в Афинах при Перикле.
«Век Перикла» -
т к лидером демократии был Перикл. Такой чести он был удостоен потому, что укрепил демократию, при нем она достигла наивысшего расцвета. Перикл в переводе с греческого «окруженный славой». Действительно в Афинах не было человека, которого слушали так, как его. Но это не было тиранией. Он был первым из десяти выборных стратегов. Каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как того требовал закон и каждый год народное собрание избирало его заново. Перикл правил не силой, а словом. Прав был Плутарх, который писал:
Слайд

«По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ

сам хотел того же».
Только когда Перикл умер, афиняне поняли какого замечательного руководителя они потеряли. Признали авторитет Перикла и его враги.
Задание-
Мы сейчас послушаем разговор друзей Перикла, который они ведут у постели умирающего Перикла, но разговор внезапно прерывается- Предположите какими были последние слова Перикла, произнесенные им при жизни?
Включить отрывок из фильма «Перикл», заслушав версии учащихся, просмотреть его до

конца со словами Перикла.

Учитель
: Идея народовластия- идея демократии возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира. Но афинскую демократию не следует переоценивать, назвать ее образцовой-идеальной мы не можем.
Задание группам- Выявить недостатки демократии в Афинах из документов.

10ая гр.- изучает данные статистики

2-ая гр.- работает с документом «Афинский философ Сократ»

3-тья гр.- изучает конкретный исторический факт

Заслушать отчет каждой группы

1-ая гр.-граждане-меньшинство населения Афин

2-ая гр.-на всегда можно было свободно высказывать свое мнение.

3-тья гр.-несовершенная система выборов (должность мог занять недостойный)

Учитель: Несмотря на недостатки афинская демократия сыграла огромную роль в

истории человечества. Принципы демократии, выработанные 25 веков назад

актуальны-важны и сегодня

-Какие? Слайд с принципами демократии.

IV. Закрепление изученного материала

3-тья стадия- Рефлексия

Последняя задача,
которую вы должны решить, являясь учеными-исследователями: -Вам необходимо проверить на наличие исторических ошибок текст песни «Жили греки в пятом веке». -Найдите в тексте факты, которые соответствуют действительности, и факты которые искажают историческую действительность.
Работа в группах
. Каждая группа проверяет свой куплет песни.
Домашнее задание:
п 40., составить схему «Управление Афинами при Перикле», проект Перикл, его друзья и враги»
Оцените работу на уроке (покидая кабинет): - кто пополнил свои знания, лучше стал

понимать историю, клеит белый боб на амфору, прикрепленную на доске. Кто ничего не

узнал-черный боб.

Задание группы № 1

Материал для изучения---- параграф 40 пункт 1. абзац 2-4

Составить схему: «Вопросы, решаемые Народным собранием», вставив

пропуски в предложение.

1)
Народное собрание…………………..сроком на 1 год ………………. …………………………… . Самой важной была должность ………………………………… ……………………………. . - Каким способом выбирали стратегов? (устный ответ) - Какие функции выполнял первый стратег? (устный ответ)
2)
Собрание объявляло………………………..и утверждало мирные……………………………. . - Каким способом? (устный ответ)
3
) Собрание принимало………………………….. . - Кто мог предложить закон для голосования? (устный ответ) - Каким способом они принимались? (устный ответ)

4
) Собрание распоряжалось …………………………… .
5
) Собрание утверждало………………………………….. …………………………… .
2.

Сделайте из схемы вывод, ответив на вопрос, и вставив пропуски в

предложение.

Вопрос: Обладало или нет верховной властью Народное собрание в Афинах?

Вывод: Важнейшие вопросы, связанные с управлением государства решались

афинянами на………………………… ……………….. , поэтому верховная власть в

Афинах принадлежала
……………………………………. ………………………………..
Задания второй группы.

Изучите документы, выясните какой закон был принят по предложению Перикла, и

каковы были его последствия.

1-ый ученик 1 документ
Перикл говорил:
« народ должен быть вполне независим от влияния богатых, должен

быть свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность

заниматься государственными делами
через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность»
Вопрос к документу:

К
акова точка зрения Перикла на вопрос о том, должен ли бедный человек иметь право и возможность участвовать в управлении государством или это только право и возможность богатых людей?

Перикл считал, что бедный человек, так же, как и богатый……………………. был

…………..право и возможность участвовать в управлении государством.

Вопрос ---Имели возможность афинские бедняки участвовать в

управлении государством? Почему? –(устный ответ)
Но участие в управлении государством требовало много времени. Не все афиняне могли приходить на заседание народного собрания и суда. Бедняки должны были работать, чтобы заработать деньги на жизнь. Перикл считал это неправильным. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.
2- ой ученик
2-ой документ. «Афинская полития» Аристотеля. « Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут дополнительные обязанности, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.»
По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным

на должность стали платить деньги из казны.

Вопрос к документу:
Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, для того чтобы бедняки получили возможность участвовать в управлении государством?
Ответ (продолжите предложение
Аристотель пишет о том, народ за участие в

собраниях, суде, Совете пятисот стал получать ………………..
.
Мы установили следующий факт:

При Перикле был принят …………….., по которому гражданам, …………………на

должность стали …………………… …………………….

Последствия закона

Это привело к тому, что любой гражданин, и богатый и….............................., знатный

и ……........................мог занять должность. Таким образом ………граждане стали

участвовать в управлении государством.

Задания 3 группы

Какими правами обладали граждане Афин

Проанализируйте свидетельства современников Перикла и сделайте

выводы-

1-ый ученик

Один современник Перикла писал: "В Народном собрании всякий, вставши,

подает совет, высказывает свое мнение будь то плотник, медник, сапожник,

купец, судовладелец, богатый,
бедняк, благородный, безродный.» После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против - черный.
Вопрос к документу:
Каким правом обладали граждане Афин?

Ответ(вставьте пропуски в предложение)-

Из документа мы установили, что афинские граждане имели право………………

высказывать……… …………………..

2-ой ученик

Документ № 2 учебник стр. 192 1-ый абзац (случай в Народном собрании)

Вопросы к документу---
1. Имели или нет афиняне право свободно критиковать должностных лиц государства, даже самых важных, а именно, первого стратега? Свой ответ подтвердите фактом из документа.
Ответ (вставьте пропуски в предложение) Афиняне…………….право

свободно критиковать должностных лиц государства,

даже…………………

Факт из документа назовите устно.
2. Должен был или нет первый стратег отчитываться перед Народным собранием о проделанной работе?
Ответ (вставьте пропуски в предложение)

Случай в Народном собрании говорит так же о том, что Первый

стратег, слагая свои полномочия……………….был

……………………….перед Народным собранием о проделанной

работе.

Задания 1 группы

Проанализируйте данные статистики и назовите недостаток афинской

демократии.

Всего
в Афинах проживало----
200 тысяч человек

Граждан
насчитывалось только
-------30-40 тысяч

Вопрос к данным статистики (ответить устно)
---Кто составлял большинство населения Афин?(Граждане или не граждане?)
Ответ-(продолжите предложение)

Управляла государством ………………. часть населения, так как участниками

Народного собрания могли быть только ……………………, а их

было………………………….

Вопрос:(

ответить на данный вопрос устно)
Кто кроме переселенцев не имел право занимать должность, быть участником Народного собрания?
Задания 3 группы

Найдите недостаток афинской демократии из факта.

Факт------
В Афинах существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность – судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка- стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Вопрос
-
В чем недостаток данной системы выборов, выборов путем

жеребьевки? Мог ли занять должность неспособный, недостойный

человек?

Ответить на данный вопрос устно.

Задания 2 группы

Найдите недостаток афинской демократии, изучив документ на стр. 194

«Афинский философ Сократ»

Вопросы к документу
----
1.
Всегда ли можно было свободно высказывать свое мнение в Афинах?
2.
Какой приговор суд вынес Сократу, который высказал свой, особенный взгляд на устройство мира?
Ответить на данные вопросы устно

1-ый куплет

Жили греки в 5 веке

Мудры были человеки.

В бога верили и в демократию.

И на общем на собрании

По всеобщему признанью

Выбрали Перикла, а не аристократию.

2-ой куплет

Руки подняли все дружно,

Сомневаться тут не нужно.

Очень образованный мужчина был,

Был оратором прекрасным,

Деньги тратил не напрасно

Статуи и храмы возводил.

3-ий куплет

Много раз был оклеветан,

Граждан не казнил при этом,

Справедливость и закон любил,

И пятнадцать лет подряд,

Избирался, говорят,

Самым первым демократом был.



Похожие публикации