Занятия а воскресной школе ной ковчег потоп. Архиепископ Вениамин (Пушкарь)

Возраст: 2-3 года Бытие 6:14-22

Урок 9

Раздел: Ной

НОЙ СТРОИТ КОВЧЕГ

МОЛИТВА: «Господь, спасибо Тебе за Ноя. Мы хотим слышать Твой голос, как слышал Тебя Ной. Мы будем послушными Тебе. Во имя Иисуса. Аминь.»

ЗОЛОТОЙ СТИХ: Золотой стих для этого раздела - «Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9в). Объясните детям, что ходить перед Богом означает бояться Бога, уважать, почитать Его и стараться радовать Господа во всех наших поступках.

Вырежьте до урока из листа бумаги ковчег, напишите на нем слова золотого стиха и разрежьте на четыре части. Попросите детей сложить «мозаику», а затем прочитайте им золотой стих. Пусть все хором повторят за Вами.

СЛОВА С ДВИЖЕНИЯМИ: Пусть дети повторят за учителем движения и, возможно, выучат следующие слова:

Бог сказал: «Послушай, Ной!

Быстрей ковчег построй!»

(Покажите движения «строить».)

Утром, вечером и днем

Ударял Ной молотком.

(Покажите движения «бить молотком».)

И смеялись все соседи,

Говорили: «Ха-ха-ха!»

(Засмеяться: «Ха-ха-ха!»)

Посмотри, Ной, солнце светит!

Нет на улице дождя!

(Приложите руку ко лбу,

как бы защищая глаза от солнечного света.)

Но послушен Богу Ной,

(Показываем движения «работаем молотком».)

Строит он ковчег большой.

(Поднять руки вверх и широко развести.)

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Ной строит ковчег

Напомните детям историю прошлого урока. Господь любил Ноя, потому что тот старался жить праведно и честно. Ной ходил перед Богом. Ной делал доброе и ненавидел злое. Поэтому Бог сказал Ною построить ковчег. Господь сказал Ною, каких размеров должен быть корабль. В ковчеге должно было быть три этажа, сверху должно было быть небольшое окно, а сбоку дверь. Весь ковчег Ной осмолил смолою снаружи и изнутри. Когда ковчег был готов, Ной завел разных животных по паре (по двое) и взял для них и для своей семьи пищу (еду). Последним в ковчег вошел Ной, его жена, их три сына и их жены. После этого Бог закрыл дверь в ковчег. Покажите детям игрушечный ковчег и попросите их назвать животных, которых они могут увидеть.

КНИГИ: Пусть дети посмотрят на картинки в Детской Библии (стр. 27) и в Маёй першай Біблі i ў малюнках (см. Бытие, 7-ая гл.) и назовут животных, которых ввел в ковчег Ной.

РАЗУКРАШКА: Раскрасьте с детьми разукрашку «Животные входят в ковчег».

ПОДЕЛКА: Сделайте с детьми поделку «Ковчег»: из картона вырежьте небольшой прямоугольник, на который наклейте затем спички (заранее очищенные от серы). Приклейте их таким образом, чтобы получилось изображение ковчега. Напишите рядом с ковчегом слово «НОЙ».

ОКОНЧАНИЕ: Помолитесь и спойте одну или несколько песен.

познакомиться с историей всемирного потопа

Задачи:

  • познакомиться с историей построения Ноем ковчега
  • узнать об обстоятельствах начала и окончания всемирного потопа, его продолжительности
  • понять необходимость всемирного потопа

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 7.
  2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Урок 4.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава IV.

Ключевые понятия:

  • Потоп

Словарь урока:

  • Праведник
  • Ковчег
  • Голубь
  • Радуга
  • Знамение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:




Проверочные вопросы:

  1. Кто был Ной?
  2. Что Бог ему велел сделать?
  3. Сколько времени шел дождь?
  4. Что Ной сделал после потопа?
  5. О чём напоминает нам радуга?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

Работа над «озвучиванием мультфильма»: просматривая музыкальный мультфильм, дети должны сами озвучить его. Дать возможность большему числу детей попробовать свои силы, разделив мультфильм на эпизоды.

Выполнение письменной работы «Точка за точкой».

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Учитель дополняет своим рассказом увиденное детьми.

Дети отвечают на проверочные вопросы.

Выполнение коллективной поделки «Ноев ковчег». Каждый ребенок получает пару животных для вырезания и раскрашивания. Когда животные готовы, учитель помогает склеить заранее напечатанный большой Ноев ковчег, собрать и поместить в него всех животных.

Видеоматериалы:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Потоп»:

  1. Библейские истории. Ной и Великий потоп. Читает Иннокентий Смоктуновский:

  1. Мультсериал «Моя первая Библия». «Ноев ковчег»:

  1. Музыкальный мультфильм «Ноев ковчег»:

  1. Телепроект «Остров открытий». Часть «Ноев ковчег ».

1) Гнев Божий на людей

Со времени смерти Адама и Евы прошло много лет. Род человеческий размножился. Дети Божии и дети человеческие сначала жили раздельно, но потом сыновья Божии стали брать в жены дочерей человеческих и следовать их дурному примеру. Все люди стали жить в грехах: забывать Бога, обижать друг друга и заботиться только о земном.

Бог, наконец, разгневался на людей и решил очистить землю от грехов их и поселить на ней новый человеческий род. Один только человек по имени Ной оставался праведным на земле. Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всё живущее на земле... и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».

2) Повеление Ною строить ковчег

В то время люди жили долго, и Бог назначил им сто двадцать лет на раскаяние. А Ной в это время должен был вести своё необычайное строительство. Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолён внутри и снаружи. Длина ковчега была около 150 метров, ширина – 25 метров и высота – 15 метров. Наверху было сделано в полметра длинное отверстие по всему ковчегу для света и воздуха, а сбоку дверь. Он состоял из трёх ярусов со множеством отделений, предназначенных для животных и корма.

И сделал Ной всё, что повелел ему Бог. Сооружение Ноем громадного корабля на суше, вдали от воды, вызывало у окружающих людей лишь насмешки. Бог ожидал пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но всё было напрасно. Ной говорил людям о грядущем потопе, но они лишь издеваясь над проповедью Ноя, становились ещё более беззаботными. Тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и взять с собой ото всех зверей, по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. (Чистыми назывались животные, которых можно было принести в жертву Богу.)

3) Начало всемирного потопа

Ной послушался Бога и вошёл в ковчег. И вот «...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей». Вода всё прибывала и прибывала на земле. Сто пятьдесят дней поднимался её уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле». Погибло всё живое, и только один Ноев ковчег носился по необъятному морю. Это ужасное наводнение называется «всемирным потопом».

4) Окончание всемирного потопа

Постепенно вода начала убывать, и в седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдёт ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и голубь вернулся под вечер, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал ещё семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле.

5) Жертвоприношение Ноя

Тогда Ной вышел с семьей из ковчега, выпустил всех зверей и принес жертву Господу в благодарность за чудесное избавление. Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему, что на земле никогда больше не будет потопа. Знамением (то есть знаком) этого обещания Богом была дана радуга. Так Господь водою потопа как будто смыл все грехи с земли, и на ней снова началась жизнь.

6) Нравственные выводы

Почему же Бог, столь любящий людей, навёл на них потоп? Очевидно, они настолько уже были заражены пороком, что не случись потопа, все люди погибли бы от собственных грехов. Ведь подумай, как живут очень порочные люди – злятся на других, обижают, дерутся, могут даже убить. Хорошо, что их немного. А, представь, что бы творилось в мире, если бы такими были почти все люди? Поэтому каждому из нас нужно помнить, что совершая плохие, порочные поступки, мы увеличиваем количество зла в мире. От этого становится тяжелее жить и нам, и окружающим нас людям. Человек призван быть творцом добра, умножать на земле любовь, поэтому мы должны быть на стороне добра.

7) Необходимость беречь природу

Потоп, по обещанию Бога, не угрожает нам, но существует, кроме греховной жизни, ещё одна опасность. Посмотри вокруг. Нередко на улицах, во дворах, в подъездах домов можно увидеть мусор, разрисованные стены. Загрязняются леса, реки, моря, воздух. Конечно, предпринимаются различные меры для поддержания чистоты. Но если каждый человек не будет заботиться о чистоте, разве будет в нашем большом доме, этом замечательном мире, чисто и уютно? Поэтому, чтобы не пришлось тебе и твоим детям дышать грязным воздухом, ходить в замусоренный лес, купаться в загрязнённом море, старайся беречь этот прекрасный данный нам Богом мир.

Проверочные вопросы:

  1. Как люди жили после смерти Адама и Евы?
  2. Кто был Ной?
  3. Что Бог ему велел сделать?
  4. Почему ковчег был таким большим?
  5. Что произошло, когда Ной вошел в ковчег?
  6. Сколько времени шел дождь?
  7. Как Ной узнал, что можно выходить из ковчега?
  8. Что Ной сделал после потопа?
  9. О чём напоминает нам радуга?

Урок 22.Ной. Ковчег. Потоп. Буква Ять

Задачи:

· ребёнок узнает, что зло обладает притягательной силой и распространяется очень легко;

· задумается о том, что человеку дана свобода воли, власть над своими чувствами и желаниями и что нужно научиться управлять ими;

· поймёт, что нужно уметь отличать добро от зла, что добро есть следование нравственным (Божественным) заповедям и захочет свой выбор делать в сторону добра;

· узнает, что, по православному вероучению, душа человека бессмертна, и во время потопалюдям была дана ещё одна возможностьвыбора добра или зла, раскаяния или озлобления;

· получит представление об истории человечества до потопа и о том, что она дошла до нас при помощи древнейшей письменности -шумерийской клинописи.

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Праведный Ной: 1 мин 40 с

Праведный Ной

03/видео

Решение Бога очистить землю водою: 41 с

04/видео

Ной начинает строить ковчег: 26 с

Проповедь Ноя

06/видео

Посадка в ковчег: 38 с

07/видео

Шествие зверей в ковчег: 21 с

08/видео

Начало потопа: 33 с

Потоп

10/видео

Потоп: 21 с

Араратские горы

12/видео

Коней потопа: 30 с

13/видео

Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с

14/видео

Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с

I.Старославянская азбука. Урок 12

II.От детей Адама и Евы род человеческий быстро умножился. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, которые старались жить и во всём поступать по воле Божией, а от Каина нечестивые и злые.

· Как вы думаете, почему в Библии потомки Сифа называются «сыныБожии», а потомки Каина - «сыны человеческие» 1 ? (Потомки Сифа исполняли не свою волю, а Божию, а потомки Каина, наоборот, не Божию волю, а свою, человеческую; а воля человеческая была уже повреждена злом).

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но потом стали брать себе в жёны дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые злые обычаи,и начали забывать истинного Бога.

Не так много времени прошло со дня смерти Адама, а нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа - праведный Ной со своим семейством (м-ф 01/видео. Праведный Ной: 1мин 40 с) .

· Как вы думаете, каких людей можно назвать праведными?

Праведными называют людей, которые живут так, как заповедал Господь, и своё сердце направляют к любви и добру.

Ной (м-ф 02. Праведный Ной) прожил 950 лет, он был последний из людей, кто достиг такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет .

Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет .Но люди не только не исправились, но стали ещё хуже.

Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

Он велел Ною построить ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством:Ной с женой и три его сына - Сим, Хам и Иафет, сжёнами, всего 8 человек. Также взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) - по семи пар, а нечистых - по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных (м-ф 03/видео. Решение Бога очистить землю водою: 41 с) .

· Откройте тетрадии прочитайте, как об этом говорится в Библии.

«И воззрел Бог на землю,- и вот она растлена, ибо всякая плоть извратила свой путь на земле. И раскаялся Господь, что создал человека на земле… пусть будут дни их 120 лет.

Ной же обрёл благодать пред очами Господа.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю из с лица земли… наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть…

Сделай себе ковчег из дерева гофер…и устрой в нём нижнее, второе и третье жильё.…и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых: мужского пола и женского…возьми себе всякой пищи…

И сделал Ной всё, как повелел ему Бог» (м-ф 04/видео. Ной начинает строить ковчег: 26 с)

· Читаем: «И воззрел Бог на землю». Можно подумать, что какое-то время Бог «не взирал» на землю и не видел, как жили люди.А вы как думаете?

(В ходе рассуждения подвести детей к мысли, что «воззрел» в смысле принял решение положить конец злодеяниям на земле.)

· Что вы понимаете под « всякой плотью»? Что такое плоть? (Плоть- это тело).

· Кто обладает плотью? (Люди и животные).

Ребята, обратите внимание, что и нечестивых людей и животных Господь назвал одним словом«плоть». Почему?

· Для этого надо вспомнить по Чьему образу сотворён человек? (По образу и подобию Божию).

· В чём заключается образ и подобие Божие? (Бог господствует над видимым и невидимым миром, человек создан для господства над всею землёю , человек наделён разумом, словом, свободой выбора, способностью любить и творить добро).

· Можно ли сказать, что человек, который творит зло, является образом Божиим? Почему?

На прошлом занятии мы читали слова Господа, обращённые к Каину. Давайте перечитаем их: « … если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

· Какая главная мысль в этой фразе? (После грехопадения грех влечёт человека к себе, но Человеку дано господство над грехом, т.е. человек может и должен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, страстями.)

· Как Бог, по православному вероучению, помогает человеку справиться со своими желаниями и страстями. (Каждый день Бог говорит с человеком голосом совести, советует как поступить в той или иной ситуации. Но, человек должен быть всегда начеку, т.к. мы можем принять советы падшего ангела - беса. Чтобы не спутать эти два голоса, прежде чем принять решение, человек должен дать себе ответ: добро или зло он будет творить).

· Какотличить добро от зла? (Добро - это то, что угодно Богу: любить друг друга, не обижать друг друга, помогать друг другу, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать… Зло - это то, что угодно падшему ангелу - ненависть, брань, зависть, гордыня, ложь, воровство, обиды…)

Человек должен помнить: у него дар свободы выбора, Бог только советует, как поступить, решение принимаетсам человек.

Православная Церковь учит: человек даст ответ за свои дела перед Богом. За злые поступки человек понесёт наказание, добро будет вознаграждено. Есть даже такая пословица: « За добро Бог отплатчик».

· «И воззрел Бог на землю, - и вот она растлена », что вы понимаете под землёю? (Подвести к понятию, что не сама земля была растлена, а те, кто живёт на ней).

· Как понимаете слово «растлена»? (На земле творились беззакония, зло в великом множестве. Вся земля была наполнена злом.)

Человек сотворен по образу и подобию Божьему. Перед самым потопом люди настолько укоренились во зле и исказили в себе образ Божий, что недостойны были и самого имени «человек» , потому и назвал их Господь не людьми, а плотью и землёю .

· Давайте подумаем, а как животные могли «извратить свой путь на земле»?

Для этого нам надо «вернуться» в 6-й день творения. Бог покорил человекуживотных, но после грехопадения, человек потерял господство над животными, более того звери стали нападать на людей.

· Но Бог не полностью отнял власть человека над животными. Подумайте, в чём выражается милосердие Божие к людям? (У человека осталось господство над домашними животными, без которых людям не выжить).

Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет.

· Кто может сказать, сколько лет Ной строил ковчег?

· Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли (м-ф 05. Проповедь Ноя) . Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для исправления .

За 7 дней до начала потопа,Бог повелел Ною войти со своим семейством и с животнымив ковчег (м-ф 06: Посадка в ковчег: 38 с).

7 дней продолжалась «посадка» пассажиров в ковчег.

· Как вы думаете, мог Ной сам собрать в ковчег всех животных: и зверей, и змей, и птиц поднебесных? (Нет, животные сами шли по повелению Божию).

Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег (м-ф 07/видео. Шествие зверей: 21 с).

· Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа. Но даже это необычное явление не вразумило людей.

И тогда…читаем дальше: «Во 2-й месяц в 17-й день вошёл Ной и все звери по роду их в ковчег. И затворил Господь за ними. И разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился дождь на землю 40 дней и 40 ночей » (м-ф 08/видео. Начало потопа: 33 с).

· Сколько дней и ночей лил дождь?

· Как вы думаете, мог Бог за один день или даже за одно мгновение навести потоп?
· Почему он этого не сделал?

До самого последнего момента Бог желал, чтобы люди своё сердце от зла обратили к добру. Человек, не единожды предупреждённый о надвигающейся катастрофе, имел возможность даже перед самым потопом избегнуть наказания. Но люди не обратили своё сердце к Богу, и от погибели спасся только праведный Ной с семьей (м-ф 09. Потоп).

Бог так долго терпел беззаконие людское ещё и потому, чтобы никто из потомков Ноя не мог упрекнуть Его в немилосердии. 120 лет, которые Господь дал людям для исправления, яснопоказали, что люди и не думали исправляться, и что Господь справедливо навёл на род человеческий такое наказание .

Через 40 дней вода покрыла всю землю и потопила всех людей и животных, и никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге (м-ф 10/видео. Потоп: 21 с).

Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев) Но как Ною узнать, что поверхность земли уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных, ведь он находится на вершине высокой горы?

· Как же Ной поступил? (Предположения детей).

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Ворон улетел и прилетел обратно.

· Как вы думаете, почему ворон обратно прилетел? (Ворон питается

падалью, и если бы уже показалась земля с останками животных, он бы нашёл себе пищу).

Потом Ной выпустил голубя, который возвратился обратно в ковчег, т.к. и он не смог найти себе пристанища, потому что поверхность земли была ещё покрыта водою. Подождав ещё 7 дней, Ной снова выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли. Но раз голубь вернулся, значит, земляещё не обсохла до конца. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним (м-ф13/видео. Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с).

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.

Бог принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и дал обетование, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа : «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею…и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти… » В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании (м-ф 14/видео. Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с).

При внуках и правнуках Ноя появилась древнейшая шумерийская клинопись. Клинопись - это письмена из чёрточек в форме клиньев, самая первая письменность на Земле. Согласно ей, Ной родился через 126 лет после смерти Адама. Адам беседовал с дедом Ноя Мафусалом, и тот из уст Адама услышал историю о сотворении мира, о жизни в раю, об общении с Богом, о грехопадении, о том, что Бог обещал послать Спасителя. Дед Мафусал передалэто Ною, Ной - своим потомкам, а те уже всё это записали при помощи клинописи. Вот так до нас дошла древнейшая история человечества .

· Чему нас учит эта история? (У человека есть два пути: к добру и ко злу. Право выбора остаётся за человеком. Выбирая между добром и злом, человек должен помнить, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено. Зло - это дорога в погибель, добро -путь к спасению.)


Файлы для скачивания:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Всемирный потоп Презентацию подготовила Михалина Светлана Александровна МБОУ «НОШ № 29» Сергиев Посад

Всемирный потоп Сей корабль огромный, славный Спас в беде народ избранный. Сквозь потоп направил бег, Ну а звался он ……………. ковчег

От детей Адама и Евы род человеческий быстро размножился, люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди – «сыны Божии», а от Каина нечестивые и злые - «сыны человеческие».

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но впоследствии стали брать себе в жены дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худшие обычаи и забывать истинного Бога. Через продолжительное время нечестье между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа – праведный НОЙ со своим потомством.

Милосердный Бог дал людям на покаяние 120 лет. Это время могло послужить людям для раскаяния, вразумления. Ной не переставал призывать людей к исправлению их жизни, пробуждению совести, обращению к Богу. Но они лишь насмехались над Ноем и его семьей, которые сохраняя верность господу, выполняли Его задание.

Тогда Господь решил очистить землю водою от нечестивого рода человеческого. Бог повелел Ною построить ковчег, в котором могли поместиться семья Ноя и животные.

Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из де­рева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей 1 . Наверху бы­ло сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шири­ной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо­ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Гос­подь] Бог...» (Быт. 6, 22).

Когда ковчег был готов, Ной, по велению Божию, вошёл в него со своею женою, тремя сыновьями и их жёнами.

И по указанию Божию взял с собою всех животных и птиц по паре для продолжения рода. Взял и запас пищи на год.

В тот день, когда Ной, выполнив все указания, вошел со своею семьей в ковчег, воды потопа пришли на землю.

40 дней и 40 ночей шел дождь, и «умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножилась, и ковчег плавал по поверхности вод»

По окончании 150 дней вода стала постепенно убывать. На седьмом месяце остановился ковчег на горах Араратских (в Армении) .

Когда вода значительно ушла с земли, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, который отлетал и вернулся.

Потом Ной выпустил голубя, но и он вернулся, потому что вода была еще на поверхности земли.

Через 7 дней Ной снова выпустил голубя, и он вернулся к вечеру с масличным листом в клюве. Ной подождал еще 7 дней и снова выпустил голубя, который улетел и не вернулся, потому что земля освободилась от воды и подсохла.

Ной с семьей вышел из ковчега и выпустил из него всех животных, пресмыкающихся и птиц, которые спасались на ковчеге.

Тогда устроил Ной жертвенник и принес жертву всесожжения от всех животных и птиц и сынов его. И разрешил Господь людям есть мясо животных.

И сказал Господь: «Я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим после вас». И было обещано, что больше не будет потопа для истребления земли.

И установил Господь, что знамением вечного завета между Богом и землею будет радуга в облаке.

Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были: Сим, Иафет и Хам.

Ной начал возделывать землю, насадил виноградник и научился делать вино. Ной выпил вина и, охмелев, заснул нагим в шатре своем. А его младший сын Хам, увидев наготу отца своего, рассказал об этом братьям своим. Братья Сим и Иафет вошли в шатер и укрыли отца одеждой. Проспавшись и узнав о случившемся, Ной проклял Сына Хама. Которого звали Ханаан. А Сима и Иафета благословил за их почитание к отцу.

Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди доживали только до 400 лет.

Всё, что предсказал Ной своим сыновьям в точности исполнилось. Потомки Сима - симиты поселились в Азии, по преимуще­ству на Аравийском полуострове с прилегающими к нему страна­ми; потомки Хама - хамиты поселились почти исключительно в Африке, а потомки Иафета - иафетиты заселили всю южную часть Европы и Среднюю Азию, где образовали Арийское царство. Истинная религия сохранится у потомков Сима - симитов, или семитов (евреев), в их племени явится Искупитель мира. Потомки же Иафета вселятся в шатры Симовы, т. е. они уве­руют во Христа, в то время как симиты (евреи) откажутся от Него.

Кафедральный собор в Монреале

КРЕСТОСЛОВИЦА 2 4 3 5 1 6 н о й м и с к е в о л е ч в к г е п о т п т ф а 1. Сын Ноя. Его потомки сохранили веру в Единого Истинного Бога. 2. Благочестивый человек, построивший ковчег. 3. Кто был создан Богом в шестой день? 4. Как назывался корабль, построенный Ноем? 5. Всемирный …? 6. Сын Ноя, от которого произошли европейские народы

Список литературы Закон Божий для семьи и школы. Протоиерей Серафим Слободской. Переиздано в России в 2003 г. Шевченко Л.Л. Православная культура. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. М., 2004 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%E1%EE%F0_% CC%EE%ED%F0%E5%E0%EB%E5


Ноев Ковчег

Ноев Ковчег

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с историей о ковчеге. Продолжать учить молиться, повторять слова молитвы. Показать заботу Бога о Своем творении. Познакомить с новыми видами животных и их домиками, учить узнавать их на картинках. Воспитывать послушание и дружелюбие. Поддерживать радостное настроение.

ВСТУПЛЕНИЕ. См. тема 10.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I .Библейская история. «Ноев ковчег».

1.Этого дядю зовут Ной (фигурка на фланелеграфе). У Ноя была большая и дружная семья. Они все любили Бога. Однажды Бог сказал Ною, чтобы он построил большой кораблик - ковчег называется. Ной послушался Бога. Он взял молоток, досточки и начал строить. "Тук-тук, тук-тук" - раздавался стук вокруг. Это Ной и его сыночки строили кораблик. Давайте и мы постучим молоточками и споем песенку "Тук-тук-тук" (раздать детские молоточки или палочки).

2."Ш-ш-ш" - папа и сын пилили досточку (учитель показывает, как пилили. Движение руки вперед-назад). "Тук-тук-тук" - другие братики прибивали досточки. Покажите, как они пилили (повторяют движения учителя). Все трудились вместе, дружно. Это была дружная семья. Споем песенку "Папа, мама, я - наша дружная семья".

3.И вот кораблик построили, (поставьте на стол кораблик) он получился большой и красивый. Много зверей стали собираться возле ковчега. Они поднимались по ступенькам и заходили в него. Мишки, собачки, коровки, слоники, белочки пришли к кораблику (фланелеграф). Это ангелы привели их. Давайте тоже соберем зверей в ковчег (дети складывают игрушки-животные в ковчег).

4.Затем вошел Ной и его дружная семья. Пришел сильный Ангел и закрыл дверь ковчега (ребенок закрывает двери. На фланелеграфе большой Ангел).

5.Темные облака покрыли небо, солнышко спряталось за облачко (фланелеграф) и пошел дождик: "кап-кап, кап-кап". Как капал дождик? (дети повторяют). "Тук-тук, тук-тук" - стучали капельки по крыше. Дождик становился все сильнее и сильнее. Споем песенку про дождик и покажем, как он капает (дети поют песню "Капает дождик" и указательным пальцем правой руки стучат по ладошке левой руки).

6.Воды стало очень много, она булькала и плескалась (полить немного из лейки), а кораблик плыл по водичке (пустить лодочку по воде). В кораблике был Ной со своей семьей и звери. Им было тепло, сухо и хорошо всем вместе. Они дружили и никогда не ссорились. Иисус любит, когда все дружат(Песня "Радуйтесь" № 25 (1 купл.)

Радуйтесь, радуйтесь с нами, друзья,

Радуйтесь, радуйтесь, Бога хваля.

Припев:Песню радости поем,

С Иисусом мы живем,

С Ним рука об руку вместе идем!

Я улыбаюсь, мне так хорошо,

Рядом Иисус, я спокоен душой.

7.Кораблик качался на волнах, дождик капал, но они не боялись. Ангелы охраняли их. (Дети прикрепляют ангелов на полотно).

8.Дождик шел долго и Ной со своей семьей и животными жили в кораблике. Кораблик стал их домиком. Они там спали, ели, пели песенки и разговаривали. Бог просил Ноя позаботиться о животных. Нойбыл послушным. Он кормил животных, поил чистой водичкой и стелил мягкую подстилочку, чтобы им было хорошо спать. Каждому животному Ной давал вкусную еду, то, что они любят. Зайчику - морковку, мишке - мед, овечке и коровке - травку, птичке - зернышки, белочке - орешки. Давайте тоже покормим животных (выставить больших картонных животных с отверстиями для рта).

Песня "Доброта» Поющ. серд. № 27.

9.Скоро дождик перестал идти и земля высохла. Пришел сильный Ангел и открыл дверь. И все они вышли на улицу. А что это такое красивое на небе (фланелеграф, радуга). Иисус послал радугу. А вы видели радугу, детки? Посмотрите, какая красивая, разноцветная! Вся семья Ноя была очень рада, когда увидела радугу. Они стали на коленки и помолились (фланелеграф). (Развернуть большую радугу над детьми. Пригласить их под радугу помолиться, как Ной на полотне).

11.Иисус обещал нам небо, где будет такая красивая радуга. Он очень нас любит и хочет, чтобы нам было хорошо. Споем песенку (хлопают в ладоши и поют песню).

12.Ной слушал Бога и наши детки будут слушать папу и маму. Бог заботился о послушной семье Ноя. Он заботится и о нашей семье. Давайте сядем в кораблик, поплывем по водичке и запомним наш стих.

Памятный стих "Ной приготовил ковчег для спасения дома своего"

А теперь мы поиграем в «ковчег».Все детки смогут зайти туда и побыть немножко в большом кораблике.(Кораблик делаем из 2 кусков материала. Помощники учителя или родители держат материал с 2-х сторон, соединив по углам. Дети заходят в кораблик, держа в руках игрушечных животных иптиц.Материал слегка покачивают, имитируя волны).

РАЗМИНКА.

Игра "Дождик".

Детки строят кораблик (сжимают ручки в кулачки и ударяют кулачок об кулачок, говорят "Тук-тук"). Учитель говорит:

"Дождик, дождик! Надо нам

Расходиться по домам".

(После этих слов дети бегут на коврик). Повторить 2-3 раза.

I.Рассказ на ковре «Домики»

Когда был дождик, все животные спрятались в кораблике, как в домике. Иисус заботится обо всех животных, Он дает им всем домик.

1.Черепаха носит свой домик на себе (картинка). Посмотрите, из домика видны только головка, лапки и хвостик. Когда начинается дождик, черепаха прячется в свой домик.

2.Маленькие улитки тоже носят свой домик на спине (картинка). Посмотрите, какой у нее красивый домик, а какие усики у улитки. Она ест зеленые листочки. Вот домик улитки (показать картину). Это пустой домик, здесь никто не живет. Это Иисус дал им такие красивые и удобные домики.

Песня. «Один построил свой дом на песке» (с движениями) Поющ. Серд. № 29.

Один построил свой дом на песке,

Один построил свой дом на песке

И дождь пошел!

Дождь пошел и вода поднялась,

Дождь пошел и вода поднялась

И дом упал! И т. д.

3.А птичек Иисус научил строить особые домики. Они стоят их из веточек, соломки, травки и перышек. Их домик называетсягнездышко. Оно теплое и уютное. Ласточка делает свое гнездо из кусочков грязипод крышей дома или балкона (картинка), рядом с людьми.

А это гнездоаиста, они тоже любят строить свои гнезда рядом с домами людей. Они строят гнездо из веток. Посмотрите, птичка большая и гнездо у нее большое. Давайте и мы попробуем полетать, как птички.

Эта птичка называетсядятел (картинка). Дятел стучит своим клювом по дереву и делает дырочку в дереве - дупло называется. "Тук-тук, тук-тук" - стучит дятел по дереву. Покажите, как стучит дятел (ставят левую ладонь вертикально, а указательным пальцем правой руки стучат по ладони). Так стучит дятел. И в дупле он делает себе домик.

В дупле живет и рыженькая белочка. Свой домик она делает высоко на дереве. Белочка хорошо прыгает с дерева на дерево, с веточки на веточку. Как прыгает белочка? (дети прыгают на месте на двух ногах). В дупле она хранит орешки.

Есть птички, которые строят свои домики на веточках, а другие на земле, некоторые на воде (показать разные картинки). Разные птички - разные домики. Всех их научил Иисус строить домики. Иисус заботится о птичках. (Песня о птицах).

Песня «Хочу я быть послушным»Поющ. серд. № 83.

Хочу я быть подобным Иисусу моему,

Хочу воспеть о Нем ятворению всему!

Мне вторит птичий хор!

«Бог есть любовь, Бог есть любовь!»

Я петь всегда готов!

4.И животных Иисус научил строить домики. У лисички есть домик - норка, она выкапывает ее лапками в земле. В своей норке она живет вместе со своими малышами (картинка: лиса у норки с лисенятами).

А у мышки очень маленькая норка. Мышка быстро-быстро бегает. Она собирает зернышки, хлеб и несет в свою норку.

Медведь большой, у него и домик большой - берлога называется. Мишка очень любит спать, всю зиму он спит в своем домике и только носиком посапывает. Покажите, как спит мишка (закрыли глазки и ручки под щечку).

А у зайчика домик под кустиком, среди травки и листьев.

У всех есть домик. И у птичек, и у животных, и у людей. И у нас есть свой домик, где мы живем с мамой и папой. Иисус любит нас.

Песня. «Иисус любит деток, аллилуйя»

Игра на закрепление.

Пускают кораблик с фигурками животных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1.Животные поплыли на кораблике и мы поплывем. Заходите в кораблик. Будем плавать и повторять наш стих. Закрепление памятного стиха.

2.А теперь споем песенку, чтобы было веселее плыть.

(Песня внутри импровизированного ковчега).

3.Вот мы и приплыли. Понравилось вам плавать? Давайте скажем спасибо Иисусу за наши домики, за маму и папу.

Молитва.

Игра на ковре.

Делается большой кораблик (можно накрыть стол большой скатертью. С трех сторон скатерть опущена, а с 4-й поднята, чтобы не было темно). Дети имитируют животных (желающим можно одеть шапочки с изображением животных), заходят в ковчег и все вместе плывут. Учитель говорит: "Иисус рад, что все плывут вместе".

Задание родителям.

1.Продолжать дома знакомить детей с домиками животных. Можно поискать гнездо ласточки или др. птицы, норку мышки, крота. Подчеркните, что Иисус заботится о них.

2.Поиграйте с детьми в ковчег (они любят изображать животных), учите имитировать звуки животных.

3.Рассмотрите на картинке радугу. Предложите ребенку нарисовать ее.

4.Смастерите что-нибудь с детьми, чтобы они посмотрели, как работать с инструментами, как стучит молоточек. Напомните, что Ной строил ковчег.

Усложнение.

1.Вместо картинки взять живую черепаху или птичку.

2.Принести на урок настоящее гнездо птицы, а яйца слепить из пластилина, подходящего по цвету.




Похожие публикации