Значение слова "пассионарный". Пассионарная теория Гумилева

Этнические системы являются одновременно:

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

хотя и могут ими быть.

Этнические системы [ | ]

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов [ | ]

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

Этнические антисистемы [ | ]

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм» [ | ]

Согласно Л. Н. Гумилеву,

…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

См. также [ | ]

Похожие труды [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..
  2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет »: «В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг неё сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными».
  3. http://antropogenez.ru/interview/717/
  4. В.Кореняко. К критике концепции Л. Н. Гумилева : «В России критиков Л. Н. Гумилева гораздо меньше, чем его почитателей. Западноевропейская и американская научная литература дает прямо противоположную картину».
  5. Дугин А. Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  6. http://penza-psychology.ru/fileadmin/user_upload/facults/psyhology/documents/пособие1.pdf
  7. И. С. Шишкин. Три статьи из газеты «Завтра»
  8. Кралюк П. Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории» . - «День», № 72, 19 апреля 2003 года.
  9. Антонов А. Фольк-хистори Архивировано 13 апреля 2003 года. . - anton2ov.spb.ru, 2003.

Как-то часто, в самых разных местах и контекстах я слышу слово «пассионарий», и что-то мне подсказывает, что это не мода. Что-то в воздухе, что-то действительно есть и что-то действительно будет.

Растет напряжение ожидания. Увеличивается объем смелых, казалось бы, противоречащих здравому смыслу и инстинкту самосохранения проектов. Все чаще я встречаю людей, которые берутся за некоммерческое, но правильное, хорошее и по-настоящему интересное, говорят что-то странное о миссии, пути, предназначении, дарованном таланте…

Любопытственно все это. Более того – вдохновительно и заразительно. Да, в воздухе - вирус пассионарности ! Интересно, кто следующий?

И, кстати, каков же он – «пассионарный дух»?

Вообще, понятие пассионарности предложил в свое время Лев Николаевич Гумилев. И термин этот происходит от слова «passio» – страсть.

По сути, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, нарушению инерции, потенциал к деятельности и прогрессу, необоримое внутренней стремление к деятельности, направленное на осуществление сверх-важной, удаленной, иррациональной цели. А пассионарий – это человек «энергоизбыточного» типа, активный, рисковый, увлеченный и даже одержимый, способный на жертвенное поведение ради достижения чего-то, что он считает ценным.

У кого-то (не помню кого) увидела фразу – «пассионарий – человек, которым движет антиинстинкт». Пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную.Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями.

Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много. Иными словами, это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Люди, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (потому что не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и создают нечто принципиально новое – в том числе инициируют новые этносы. Потому и существует понятие «социальной пассионарности».

До сих пор не ясно – является ли пассионарность наследуемым признаком, но известно, что она заразительна, так как вполне себе обычные люди, находящиеся в непосредственной близости от эпицентра, начинают себя вести себя так, как если бы они сами были пассионарными. При этом, отдалившись на достаточное расстояние, они вновь обретают свое обычное поведение. Этот феномен именуется «пассионарной индукцией» . И, в общем-то, довольно активно эксплуатируется. Например, в военном деле, когда несколько пассионариев способны своим примером и поведением поднять и зажечь целую армию.

Да, роль пассионариев в развитии и инициировании прорывов и переходов на новый уровень огромна, но вот число их в общей человекомассе всегда ничтожно. Да, и еще они обречены, так как безудержно сгорают или гибнут…

Основную же социальную часть формируют люди гармоничного типа (те, у кого импульс пассионарности и желание самосохранения уравновешены) – не сверхактивные, усмиряющие вспышки пассионарности, поддерживающие гомеостаз, воспроизводящие потомство, умножающие материальные ценности по уже созданным образцам, улучшающие качество жизни, уживчивые.

А в фазы застоя и регресса в великом множестве представлены «субпассионарии » - люди с недостаточной энергией (отрицательной пассионарностью) - инертные, не способные к созиданию, лишенные воображения, но умеющие служить за деньги, создающие и поддерживающие такие правила, которые ограждают их от угроз персональному комфорту, «получатели хлебного пайка и зрители цирковых представлений», проповедующие «жизнь для себя», бездумно спокойные и равнодушные…

Что еще к этому можно добавить?

Гумилев сформулировал закон, согласно которому совокупная «работа» выполненная народом (этносом) прямо пропорциональна «пассионарному напряжению» (количеству имеющейся в системе пассионарности, поделенной на общее количество народа). Естественно, есть разные стадии и степени выраженности пассионарного напряжения. Всего их семь:

  • фаза подъема – для которой характерен рост пассионарного напряжение
  • акроматическая фаза – стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем уровне
  • фаза надлома – или начала снижения пассионарного напряжения
  • инерционная фаза – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей
  • фаза обскурации (или даже деградации) – увеличение численности субпассионариев и снижения пассионарности ниже нулевого уровня
  • фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности за счет немногих уцелевших на периферии системы пассионариев
  • реликтовая фаза –стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне и прозябание

На момент изложения мыслей (менее полувека назад) автор предполагал, что русский этнос находится в инерционной фазе – снижения пассионарного напряжения. С другой стороны – возможно кризисное усиление пассионарности.

Мда-а-а-а…но дело в том, что, как правило, последствием роста пассионарности социума является война или революция … Возможны ли иные способы снятия напряжения?

И вот тут начинается самое интересное! Высказываются идеи о возможности создания неких «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, в которых пассионарность могла бы расти и поддерживаться, не превращаясь во взрывоопасную силу!

Забавно. Люди с особыми ценностно-смысловыми установками как альтернативный источник энергии! Причем, управляемый. А почему бы и «да»?!

Только вот пока концепция пассионарности не принята никаким научным сообществом и, в общем-то, никто не экспериментировал. Но мне почему-то все это кажется весьма и весьма «вкусным». «Пассионарные реакторы», работающие в определенной социальной среде и постепенно трансформирующие общество – в общем, было бы неплохо попробовать.

Хотя о чем это я? Ведь все уже давным-давно происходит – выстраивается инфраструктура, привлекающая в себя носителей пассионарности. Бизнес-инкубаторы, сообщества, сети, клубы и движения единомышленников, обитающие на конкретных площадках или качующие из точки в точку, интересные региональные инициативы и проекты – все это своего рода социально-энергетические сгустки. Конечно, это пока еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через механизм индукции – заражения. Отсюда и появляется ощущение этого самого «пассионарного духа», концентрирующегося в определенных местах – «очагах пассионарности».

Получиться ли из всего этого со временем что-нибудь революционное или преобразования будут постепенными, покажет время… По мне революция предпочтительнее, хотя и длительная дистанция не испугает.

«Я всегда буду мечтать, и не перестану, пока не остановит пуля»,

Эрнесто Че Гевара

По большому счету он, более важен термин "пассионарии". Пассионарии - это активные люди, для которых естественно производить не только работу необходимую для личного и видового самосохранения, но и избыточную работу, проявляющуюся в изменении окружающей среды (расширении ареала обитания, изменения ландшафта, накопления ресурсов).

В отличие от гармоничных людей - для которых нормально делать только работу необходимую для выживания. А еще есть субпассионарии - которые не делают даже то, что необходимо для личного и/или видового выживания.

Соответственно, пассионарность как характеристика поведения - это активность, связанная с совершением не только работы, необходимой для выживания, но и избыточной работы
Все выше перечисленные термины вполне могут использовать люди, не согласные с Гумилевым в других вещах. Здесь он просто обобщил наблюдения, поделив людей на три категории. И в принципе эти термины используют, причем многие - правильно. Далее идут спорные тезисы и гипотезы.

Гумилев полагал, что пассионарность индивида - врожденная характеристика, которая зависит от генов. То есть активные люди, активны благодаря своей психическим характеристикам, заложенным в генах. Отсюда следующее определение.
Пассионарность как характеристика психики - необоримое внутренне стремление к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного. Стремление делать не только то, что необходимо для выживания, но и больше.

Также Гумилев использовал термин "пассионарность как энергия". Он излагал банальность, что любую работу люди делают за счет внутренней энергии. Отсюда следующее определение. Пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы (БЭЖВБ), затрачиваемая (индивидом или коллективом) на избыточную работу, в результате которой изменяется окружение.

Активность коллектива (общины, народа, государства и др.) зависит от соотношения разных типов людей. При этом согласно пассионарной теории этногенеза (ПТЭ) Гумилева, пассионарность - явление приходящее. Соотношение пассионариев и других меняется, и меняется активность этнической системы. Все этнические системы проходят одни и те же фазы этногенеза и рано или поздно растеряв пассионарность либо живут в гармонии с природой либо ассимилируются более активными (пассионарными) соседями.
Так что гордиться высокой пассионарностью своего народа (в какой-то конкретный исторический момент) глупо. Она, как молодость, у всех бывает и у всех проходит.

Надо сказать наблюдения Льва Николаевича помогают как против "мании национального величия", так и против "комплекса национальной неполноценности". Сам Лев Николаевич неоднократно писал "неполноценных этносов нет".

Статья, где тема розбрана чуть подробней.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Пассионарность

(от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Этнографический Словарь

Пассионарность

термин, введенный в этнологию Л.Н.Гумилевым, означающий биохимическую энергию живого вещества биосфервы, определяющая способность этнических коллективов проявлять активность; повышенная тяга к действию.

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П. могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П. является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Геополитический глоссарий

Пассионарность

термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания.

Русская Философия. Энциклопедия

Пассионарность

(от лат. passio - страсть)

термин, введенный в научный оборот Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. И. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре к-рой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-гео-графических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем - природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на к-рый накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства рус. народа с народами, проживающими на территории Евразии.

Пассионарность

понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза.

П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, исключительная целеустремленность, способность к внушению. Л. Н. Гумилев дал следующее определение этого понятия: "Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, ... к нарушению инерции агрегатного состояния среды".

П.является атрибутом не сознания, а подсознания. Проявление П. фиксируется в истории этноса особенно важными событиями, которые качественно изменяют жизнь этноса. Такие изменения возможны при наличии П. как признака не только у индивида, но и групп людей. Таким образом, пассионарный признак приобретает популяционный (очень часто встречаемый, закономерный) характер. К личностям, обладающим пассио-нарностью, могут быть отнесены Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д"Арк и др. Для пассионариев характерно посвящение себя одной цели, длительное энергетическое напряжение, соотносимое с пассионарным напряжением всего этноса.

Кривые роста и падения П. являются общими закономерностями этногенеза. Личности, обладающие свойством пассионарности, по мнению Гумилева, способны оказывать огромное влияние на других людей: могут способствовать развитию этноса и прогрессу его общественной жизни, но могут и серьезно препятствовать этому. С точки зрения П., этногенез - это ряд фаз, определяемых деятельностью пассионариев: фаза подъема - увеличение количества пассионариев; акматиче-ская фаза - наибольшее число пассионариев; фаза надлома - резкое уменьшение их числа; инерционная фаза - медленное уменьшение их численности; фаза обскурации - замена пассионариев субпассионариями- возможное исчезновение этноса.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "пассионарность" в других словарях:

    ПАССИОНАРНОСТЬ - [Словарь иностранных слов русского языка

    пассионарность - сущ., кол во синонимов: 1 стремление (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПАССИОНАРНОСТЬ - Сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Пассионарность - Пассионарная теория этногенеза историко этнологическая теория Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых… … Википедия

    Пассионарность - (фр. – страстность) – это состояние повышенной тяги к действию, неодолимое стремление изменить окружающую среду своей жизнедеятельности даже ценой своей жизни, здоровья, благополучия. Пассионарность – это жертвенность ради какой то цели. Она… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко как отказ от удовлетворения ближайших по­требностей,… … Экология человека

    ПАССИОНАРНОСТЬ - понятие, употреблявшееся Л.Н. Гумилевым для объяснения особенностей процесса этногенеза. П.могут обладать как отдельные личности, принадлежащие к конкретному этносу, так и этносы в целом. Для пассионарных личностей (пассионариев) присущи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Пассионарность - (от фр. passion страсть) в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций … Начала современного естествознания

    пассионарность - пассион арность, и … Русский орфографический словарь

    ПАССИОНАРНОСТЬ - (от лат. страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Книги

  • Борьба Польши с казачеством во второй половине XVII и начале XVIII века , Волк-Карачевский Василий Васильевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Свою небольшую, немного эмоциональную работа, 25-летний ученый, только недавно закончивший Киевский…


Похожие публикации