Общие закономерности адаптации человека. Основные закономерности адаптации человека к экстремальным ситуациям

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Адаптация или приспособление к условиям существования - одно из основополагаю­щих качеств живой материи. Оно настолько всеобъемлюще, что отождествляется с самим понятием жизни." Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем в ходе индивидуального развития факторы, действующие на орга­низм, непрерывно видоизменяются, порой приобретая необычайную силу или необычай­ный характер, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, про­цесс приспособления организма к общеприродным (климато-географическим, производст­венным и социальным) условиям представляет собой универсальное явление. Под адапта-цией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности человека, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, проис­ходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В литературе адаптацией называют как процессы и явления приспособления к жизни индивидуума, так и изменения организмах целых популяций на протяжении их существования. Таким обра­зом, проблема необычайно широка и многогранна. Ею занимаются биологи, физиологи, медики. Биология и экологическая физиология изучают видовую приспособляемость. Фи­зиология исследует, индивидуальную адаптацию, ее формирование н механизмы.

Не меньшее значение имеет проблема адаптации в медицине. Представление об адап­тивных особенностях организма здорового человека, его резервах и понимание механизмов нарушений этих способностей лри патологии должно лежать в основе медицинского мыш­ления каждого врача. В курсе нормальной физиологии на базе информации о деятельности отдельных систем организма студенты должны приобщиться к пониманию принципов функ­ционирования целостного организма во всей сложности взаимодействия его со средой, ко­торое осуществляется путем постоянных адаптивных реакций.

В данном разделе излагаются конкретные стороны адаптации, ее формы, фазы и меха­низмы.

ФОРМЫ АДАПТАЦИИ

Различают три типа приспособительно-адаптивного поведения живых организмов: бег­ство от неблагоприятного раздражителя, пассивное подчинение ему и, наконец, активное противодействие за счет развития специфических адаптивных реакций. Канадский ученый Ганс Селье называл пассивную форму существования с раздражителем синтаксической, а активную форму - борьбы и сопротивления - катотаксической. Приведем простой при­мер. Наступают зимние холода, и в животном мире - от простейших до человека мы най­дем все три формы приспособления. Некоторые животные «уходят» от холода, прячась в теплые норы, большая группа живых существ, называемых пойкилотермными, снижает тем­пературу тела, впадая в сонное состояние до наступления теплых дней. Это - пассивная форма приспособления к холоду. И наконец, другая большая группа животных, в том числе" человек, называемых гомойотермными, реагирует на холод сложным балансированием теп-


лопродукции и теплоотдачи, добиваясь при низкой температуре окружающей среды ста­бильной температуры своего тела. Этот тип адаптации - активный, сопряженный с разви­тием специфических и неспецифических реакций, и послужит предметом дальнейшего об­суждения.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании го-меостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде (напомним, что гомео-стазом называется динамическое постоянство состава внутренней среды и показателей де­ятельности различных систем организма, что обеспечивается определенными регулятор-ными механизмами).

Как только окружающая среда изменяется, или изменяются какие-либо существенные ее компоненты, организм вынужден изменять и некоторые константы своих функций. Го-меостаз в известной мере перестраивается на новый уровень, более адекватный для кон­кретных условий, что и служит основой адаптации.

Можно представить себе адаптацию как длинную цепь реакций различных систем, из которых одни должны видоизменять свою деятельность, а другие регулировать эти видоиз­менения. Поскольку основой основ жизни является обмен веществ - метаболизм, нераз­рывно связанный с энергетическими процессами, адаптация должна реализовываться через стационарное приспособительное изменение метаболизма и поддержание такого уровня, который соответствует и наиболее адекватен новым измененным условиям.

Метаболизм может и должен адаптироваться к измененным условиям существования, но процесс этот относительно инертный. Стойкому, направленному изменению метаболиз­ма предшествуют изменения в системах организма, имеющих посредническое, «служеб­ное» значение. К ним относятся кровообращение и дыхание. Эти функции первыми вклю­чаются в реакции, вызываемые действием внешних факторов.

Следует выделить двигательную систему, которая, с одной стороны, базируется на ме­таболизме, с другой - управляет метаболизмом в интересах адаптации. А сами изменения двигательной активности служат существенным звеном адаптации.

Особая роль в адаптивном процессе принадлежит нервной системе, железам внутрен­ней секреции с их гормонами. В частности, гормоны гипофиза и коры надпочечника вызы­вают первоначальные двигательные реакции и одновременно изменения кровообращения, дыхания и т. д. Изменения деятельности этих систем являются первой реакцией на любое сильное раздражение. Именно эти изменения предотвращают стационарные сдвиги мета­болического гомеостаза. Таким образом, на начальных стадиях действия на организм изме­ненных условий отмечается интенсификация деятельности всех систем органов. Этот меха­низм обеспечивает на первых этапах существование организма в новых условиях, однако он энергетически невыгоден, неэкономичен и лишь подготавливает почву для другого, бо­лее стойкого и надежного тканевого механизма, сводящего к рациональной для данных ус­ловий перестройке служебные системы, которые, функционируя в новых условиях, посте­пенно возвращаются к нормальному исходному уровню деятельности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Адаптация или приспособление к условиям существования - одно из основополагаю­щих качеств живой материи. Оно настолько всеобъемлюще, что отождествляется с самим понятием жизни. Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем в ходе индивидуального развития факторы, действующие на орга­низм, непрерывно видоизменяются, порой приобретая необычайную силу или необычай­ный характер, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, про­цесс приспособления организма к общеприродным (климато-географическим, производст­венным и социальным) условиям представляет собой универсальное явление. Под адапта­цией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности человека, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, проис­ходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В литературе адаптацией называют как процессы и явления приспособления к жизни индивидуума, так и изменения в организмах целых популяций на протяжении их существования. Таким обра­зом, проблема необычайно широка и многогранна. Ею занимаются биологи, физиологи, медики. Биология и экологическая физиология изучают видовую приспособляемость. Фи­зиология исследует индивидуальную адаптацию, ее формирование и механизмы.

Не меньшее значение имеет проблема адаптации в медицине. Представление об адап­тивных особенностях организма здорового человека, его резервах и понимание механизмов нарушений этих способностей при патологии должно лежать в основе медицинского мыш­ления каждого врача. В курсе нормальной физиологии на базе информации о деятельности отдельных систем организма студенты должны приобщиться к пониманию принципов функ­ционирования целостного организма во всей сложности взаимодействия его со средой, ко­торое осуществляется путем постоянных адаптивных реакций.

В данном разделе излагаются конкретные стороны адаптации, ее формы, фазы и меха­низмы.

ФОРМЫ АДАПТАЦИИ

Различают три типа приспособительно-адаптивного поведения живых организмов: бег­ство от неблагоприятного раздражителя, пассивное подчинение ему и, наконец, активное противодействие за счет развития специфических адаптивных реакций. Канадский ученый Ганс Селье называл пассивную форму существования с раздражителем синтаксической, а активную форму - борьбы и сопротивления - катотаксической. Приведем простой при­мер. Наступают зимние холода, и в животном мире - от простейших до человека мы най­дем все три формы приспособления. Некоторые животные «уходят» от холода, прячась в теплые норы, большая группа живых существ, называемых пойкилотермными, снижает тем­пературу тела, впадая в сонное состояние до наступления теплых дней. Это - пассивная форма приспособления к холоду. И наконец, другая большая группа животных, в том числе человек, называемых гомойотермными, реагирует на холод сложным балансированием теп-

лопродукции и теплоотдачи, добиваясь при низкой температуре окружающей среды ста­бильной температуры своего тела. Этот тип адаптации - активный, сопряженный с разви­тием специфических и неспецифических реакций, и послужит предметом дальнейшего об­суждения.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде (напомним, что гомеостазом называется динамическое постоянство состава внутренней среды и показателей де­ятельности различных систем организма, что обеспечивается определенными регуляторными механизмами).

Как только окружающая среда изменяется, или изменяются какие-либо существенные ее компоненты, организм вынужден изменять и некоторые константы своих функций. Гомеостаз в известной мере перестраивается на новый уровень, более адекватный для кон­кретных условий, что и служит основой адаптации.

Можно представить себе адаптацию как длинную цепь реакций различных систем, из которых одни должны видоизменять свою деятельность, а другие регулировать эти видоиз­менения. Поскольку основой основ жизни является обмен веществ - метаболизм, нераз­рывно связанный с энергетическими процессами, адаптация должна реализовываться через стационарное приспособительное изменение метаболизма и поддержание такого уровня, который соответствует и наиболее адекватен новым измененным условиям.

Метаболизм может и должен адаптироваться к измененным условиям существования, но процесс этот относительно инертный. Стойкому, направленному изменению метаболиз­ма предшествуют изменения в системах организма, имеющих посредническое, «служеб­ное» значение. К ним относятся кровообращение и дыхание. Эти функции первыми вклю­чаются в реакции, вызываемые действием внешних факторов.

Следует выделить двигательную систему, которая, с одной стороны, базируется на ме­таболизме, с другой - управляет метаболизмом в интересах адаптации. А сами изменения двигательной активности служат существенным звеном адаптации.

Особая роль в адаптивном процессе принадлежит нервной системе, железам внутрен­ней секреции с их гормонами. В частности, гормоны гипофиза и коры надпочечника вызы­вают первоначальные двигательные реакции и одновременно изменения кровообращения, дыхания и т. д. Изменения деятельности этих систем являются первой реакцией на любое сильное раздражение. Именно эти изменения предотвращают стационарные сдвиги мета­болического гомеостаза. Таким образом, на начальных стадиях действия на организм изме­ненных условий отмечается интенсификация деятельности всех систем органов. Этот меха­низм обеспечивает на первых этапах существование организма в новых условиях, однако он энергетически невыгоден, неэкономичен и лишь подготавливает почву для другого, бо­лее стойкого и надежного тканевого механизма, сводящего к рациональной для данных ус­ловий перестройке служебные системы, которые, функционируя в новых условиях, посте­пенно возвращаются к нормальному исходному уровню деятельности.

АДАПТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Канадский ученый Ганс Селье, подошедший к проблеме адаптации с новых оригиналь­ных позиций, назвал факторы, воздействие которых приводит к адаптации стресс-фактора­ми. Другое их название - экстремальные факторы. Экстремальными могут быть не только отдельные воздействия на организм, но также и измененные условия существования в це­лом (например, перемещение человека с юга на крайний север и т. д.). По отношению к человеку адаптогенные факторы могут быть: природные и связанные с трудовой деятельно­стью самого человека.

Природные факторы. В ходе эволюционного развития организмы адаптировались к дей­ствию широкого спектра природных раздражителей. Действие природных факторов, вызы­вающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что мож­но говорить о действии группы факторов того или иного характера. Так, например, все жи-

вые организмы в ходе эволюции прежде всего приспособились к земным условиям сущест­вования: определенному барометрическому давлению и гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определенному газовому составу окружающей атмосферы и т.д.

Животный мир адаптировался к смене сезонов. Сезоны - времена года - включают в себя изменения целого комплекса факторов окружающей среды: освещенности, температу­ры, влажности, радиации. Животные приобрели способности заранее реагировать на смену времен года, например, при приближении зимы, но еще до наступления холодов у многих млекопитающих развивается значительная прослойка подкожного жира, шерсть становит­ся густой, меняется окраска шерсти и т. д. Сам механизм предварительных изменений, поз­воляющий животным встретить надвигающиеся холода подготовленными, является заме­чательным достижением эволюции. В результате фиксированности в организме изменений окружающего мира и сигнального значения факторов внешней среды и развиваются «опе­режающие» реакции приспособления (П. К. Анохин).

Помимо смены сезонов в течение года животный мир адаптировался к смене дня и ночи. Эти природные изменения определенным образом зафиксированы во всех системах орга­низма.

Следует отметить, что природные факторы действуют как на организм животных, так и на организм человека. В том и другом случаях эти факторы приводят к развитию адаптив­ных механизмов физиологической природы. Однако человек помогает себе приспосабли­ваться к условиям существования, используя, кроме своих физиологических реакций, еще и различные защитные средства, которые дает ему цивилизация: одежду, сооружение до­мов и т. д. Это освобождает организм от нагрузки на некоторые адаптивные системы и не­сет в себе некоторые отрицательные для организма стороны: снижает способность адапти­роваться к природным факторам (например, к холоду).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общие закономерности адаптации организма человека к различным условиям

Состояние здоровья населения все чаще признается показателем конечного воздействия факторов окружающей среды на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные взаимодействия. здоровье сенсор рефлекс адаптация

По определению Всемирной организации здравоохранения (Устав ВОЗ, 1968), здоровье -- состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека, как и состояние биосферы, надо рассматривать в комплексе, характеризующим зависимость между здоровьем человека и здоровьем биосферы.

С каждым годом возрастает удельный вес социальной компоненты в комплексной оценке здоровья современного человека, популяции, общества. Социальная неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, моральная угнетенность, психофизиологическое напряжение, стрессы расцениваются в качестве ведущих факторов риска, отрицательно воздействующих на здоровье человека и способствующих появлению новых форм неспецифических болезней, которые проявляются в виде хронической сверхусталости человеческого организма, полнейшей жизненной апатии и др.

Существует понятие и профессионального здоровья, под которым понимается способность человеческого организма сохранять заданные компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность.

Общие принципы и механизмы адаптации

Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем, в ходе индивидуального развития, факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к природным, климатогеографическим, а также к производственным, социальным условиям представляет собой универсальное явление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровне. Защитно-приспособительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путями, причем главная роль в этих реакциях принадлежит высшей нервной деятельности.

Гуморальные процессы -- физиологические и биохимические процессы, осуществляемые через жидкие среды (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью гормонов и различных продуктов обмена веществ.

Теория функциональных систем, сформулированная в нашей стране П. К.Анохиным, способствовала пониманию закономерностей развития реакций целого организма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает оптимальные жизненные функции и каким образом они осуществляются в нормальных и экстремальных условиях.

Процесс саморегуляции является циклическим и осуществляется на основе «золотого правила» -- всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функциональной системы, вновь восстанавливающих этот жизненно важный приспособительный результат.

Поскольку в организме человека существует множество полезных приспособительных результатов, обеспечивающих различные стороны его жизнедеятельности, работа целого организма строится из совокупной деятельности многих функциональных систем. Такими полезными для организма приспособительными результатами, строящими различные функциональные системы, являются: показатели внутренней среды (уровень питательных веществ, кислорода, температуры, кровяное давление идр.); результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие основные биологические потребности организма (пищевые, питьевые, половые и др.); результаты социальной деятельности человека, обусловленные общественным и индивидуальным опытом, положением в обществе, удовлетворяющие его социальные потребности.

Функциональная система включает в себя рецепторные образования, являющиеся своеобразными живыми датчиками, динамически оценивающими величину регулируемого показателя. Она имеет центральный аппарат -- структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие решение и программирующие ожидаемый результат.

Наконец, в функциональной системе действуют исполнительные механизмы -- периферические органы, реализующие поступающие команды. Кроме того, в системе есть обратная афферентация (обратная связь), которая информирует центр об эффективности деятельности исполнительных механизмов и о достижении конечного результата. Все многообразие деятельности живого организма, его устойчивость к внешним факторам, стабильность различных функций обеспечиваются сложным взаимодействием саморегулирующихся функциональных систем, в которых центральные и периферические органы динамически объединяются для достижения конечного приспособительного результата.

Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, различные функциональные системы составляют в конечном счете слаженно работающий организм. При этом наблюдается доминирование той или иной функциональной системы, имеющей в данный момент наиболее важное значение для организма.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде.

Гомеостаз -- относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (терморегуляции, кровообращения, газообмена и пр.), поддерживаемое механизмами саморегуляции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды организма человека является не абсолютным, а относительным и динамическим; оно непрерывно корригируется в соответствии с изменениями внешней среды и жизнедеятельности организма. Диапазон колебаний параметров факторов окружающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, относительно невелик. При отклонении параметров факторов окружающей среды от оптимальных уровней механизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы адаптации.

Итак, адаптация -- процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, что означает возможность приспособления человека к природным, производственным или социальным условиям. Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных условиях среды.

В качестве важного компонента адаптивной реакции организма выступает стресс-синдром -- сумма неспецифических реакций, создающих условия для активизации деятельности гомеостатических систем.

Если уровни воздействия факторов окружающей среды выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.

Компенсаторные механизмы -- адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных неадекватными факторами среды. Например, под воздействием холода усиливаются процессы производства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов уменьшается теплоотдача. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая высокой эффективностью, они могут поддерживать относительно стабильный гомеостаз достаточно долго для развития устойчивых форм адаптационного процесса.

Эффективность адаптации зависит от дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма. Доза воздействия и переносимость зависят от наследственных -- генетических -- особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия факторов. Стресс-синдром при чрезмерно сильных воздействиях среды может трансформироваться в звено патогенеза и стать причиной развития болезней -- от язвенных до тяжелых сердечно-сосудистых и иммунных.

Взаимосвязь человека с окружающей средой

Информацию о внешней и внутренней среде организма человек получает с помощью сенсорных систем (анализаторов). В соответствии с современными представлениями сенсорные системы -- это специализированные части нервной системы, включающие периферические рецепторы (сенсорные органы, органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и клетки центральной нервной системы, сгруппированные вместе (сенсорные центры), где проводится обработка информации. Сенсорные органы можно подразделить на следующие три группы.

Экстерорецепторы воспринимают раздражения, воздействующие на организм из окружающей среды: восприятие света, тепла, звука и других сигналов. Они обеспечивают необходимый объем адекватной информации о внешней среде, на основе анализа которой формируется приспособительное поведение.

Интерорецепторы воспринимают раздражения, идущие из внутренней среды организма: органов, жидкостных сред, тканей. Они являются основой протекания регуляторных процессов в организме.

Проприорецепторы воспринимают раздражение, возникающее вследствие изменения степени сокращения и расслабления мышц, то есть обеспечивают поступление информации о положении различных отделов тела и о положении тела в пространстве.

Основной характеристикой анализатора является чувствительность рецептора, то есть способность воспринимать раздражитель. При всех видах раздражения и для всех органов чувств стимул должен достигнуть минимума интенсивности, чтобы вызвать минимальное ощущение. Эта интенсивность носит название порога ощущения или абсолютного порога чувствительности. Величина, на которую один стимул должен отличаться от другого, чтобы их разница воспринималась человеком, называют дифференциальным порогом или порогом различения (по интенсивности, длительности, частоте, форме и т. д.). Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений, называют латентным периодом.

Поскольку в обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с прекращением воздействия раздражителей, он не сознает этих воздействий и не отдает себе отчета, насколько важным условием для его нормального функционирования является «загруженность» анализаторов. Следует учитывать, что отсутствие раздражителей или низкий уровень их интенсивности может приводить к снижению резистентности и адаптационных возможностей организма. Так, отсутствие светового раздражителя может привести к атрофии зрительного анализатора, звукового -- к атрофии слухового анализатора, отсутствие речевого воздействия (врожденная глухота) делает человека немым. В связи с урбанизацией, автоматизацией большинства технологических процессов в настоящее время значительная часть населения находится в состоянии гиподинамии, испытывает мышечный голод, что приводит к детренированности организма, отрицательно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы и т. д.

Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности

Зрительная система

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение. Зрительный анализатор позволяет получить представление о предмете, его цвете, форме, величине, о том, находится ли предмет в движении или покое, о расстоянии его от нас, потенциальной опасности, которую он несет. Таким образом, около 80% всей информации человек получает в результате реакции на визуальное раздражение.

Главной особенностью человеческого глаза является способность к аккомодации (способность зрения приспосабливаться к расстоянию до обозреваемого предмета) и адаптации (способность зрения приспосабливаться к световым условиям окружающей среды). Способность зрительного аппарата к приспособлению обеспечивает остроту зрения (способность глаза различать наименьшие детали предмета), контрастную чувствительность (способность глаза различать минимальную разность яркостей рассматриваемого предмета и фона), скорость узнавания (наименьшее время, необходимое для различения деталей предмета).

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности глаз и век пылинки, убивает микробы благодаря наличию в ней лизоцима. Защитную функцию выполняют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Зрительное восприятие цвета, переработка получаемой зрительной информации в большой мере зависят от освещения. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию светового климата.

Слуховая система

Ухо человека состоит из трех «основных» частей: наружного уха, среднего уха и внутреннего уха. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но более высокого давления. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяет человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука, способность распознавать местонахождение источника звука. Физическая основа такой способности в том, что распространяясь с конечной скоростью, звук достигает более удаленного уха позже и с меньшей силой, а слуховая система способна выявить ее разницу в двух ушах уже при уровне 1 дБ и при запаздывании 0,0006 с. Бинауральный слух имеет и иную, более важную, чем ориентация в пространстве, функцию: он помогает анализировать акустическую информацию в присутствии посторонних шумов. «Межушные» различия в интенсивности и направленности поступления сигналов используются центральной нервной системой для подавления фонового шума и выделения полезных звуков (например, позволяют сосредоточиться на нужном разговоре в многолюдном собрании).

Тактильная, температурная, болевая системы

Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду человека от внешней, надежно охраняя ее постоянство. Ощущения, обеспечиваемые кожей, создают связь с внешним миром. Посредством осязания (тактильных ощущений) мы узнаем о трехмерных особенностях нашего окружения; с помощью терморецепции воспринимаем тепло и холод; с помощью ноцицепции (процесс восприятия повреждения) ощущаем боль, распознаем потенциально опасные стимулы.

Первая функция кожи -- механическая. Она предохраняет лежащие глубже ткани от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий и, как уже отмечалось, выполняет барьерную функцию.

Вторая функция кожи связана с процессами терморегуляции, благодаря которым сохраняется постоянная температура тела. В коже человека находятся два вида анализаторов: одни реагируют только на холод (около 250 тысяч), другие -- только на тепло (около 30 тысяч). Температура кожи несколько ниже температуры тела и различна для отдельных участков. Продолжительное ощущение тепла при температуре кожи выше 36°С тем сильнее, чем выше эта температура. При температуре около 45°С чувство тепла сменяется болью от горячего. Когда обширные области тела охлаждаются до температуры ниже 30°С, возникает ощущение холода.

Характерной особенностью тактильного анализатора является быстрое развитие адаптации, то есть исчезновение чувства прикосновения или давления. Благодаря адаптации мы не чувствуем прикосновения одежды к телу.

Ощущение боли воспринимается специальными рецепторами. Они рассеяны по всему нашему телу, на 1 см 2 кожи находится около 100 таких рецепторов. Чувство боли возникает в результате раздражения не только кожи, но и ряда внутренних органов. Часто единственным сигналом, предупреждающим о неблагополучии в состоянии того или другого внутреннего органа, является боль.

В отличие от других сенсорных систем боль дает мало сведений об окружающем нас мире, а скорее сообщает о внешних или внутренних опасностях, грозящих нашему телу. Тем самым она защищает нас от долговременного вреда и поэтому необходима для нормальной жизнедеятельности. Если бы боль не предостерегала, уже при самых обыденных действиях мы часто наносили бы себе повреждения.

Биологический смысл боли в том, что являясь сигналом опасности, она мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика процессов адаптации человека к условиям окружающей среды. Исследование основных механизмов адаптации. Изучение общих мер повышения устойчивости организма. Законы и закономерности гигиены. Описания принципов гигиенического нормирования.

    презентация , добавлен 11.03.2014

    Адаптация как одно из ключевых понятий в экологии человека. Основные механизмы адаптации человека. Физиологические и биохимические основы адаптации. Адаптация организма к физическим нагрузкам. Снижение возбудимости при развитии запредельного торможения.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Адаптация как приспособление организма к среде обитания, к условиям его существования. Особенности условий жизни спортсмена. Биохимические и физиологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам. Биологические принципы спортивной тренировки.

    реферат , добавлен 06.09.2009

    Общие закономерности онтогенеза и его периоды. Взаимоотношения материнского организма и плода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Тератогоенные факторы среды, влияние алкоголя на организм. Возрастные периоды организма и их характеристика.

    реферат , добавлен 17.06.2012

    Тератогенные факторы, вызывающие пороки эмбрионального развития человека. Аномалии в строении организма. Никотин, алкоголь и наркомания и их воздействие на организм. Ранняя детская смертность. Взаимосвязь между тератогенами и здоровьем человека.

    научная работа , добавлен 04.07.2009

    Изучение ритмов активности и пассивности, протекающих организме человека. Физический, эмоциональный и интеллектуальный ритмы организма. Значение критических дней для каждого биоритма человека. Солнечно-лунно-земные и космические влияния на организм.

    презентация , добавлен 17.04.2011

    Понятие и сущность онтогенеза организмов, его основные этапы: предзародышевое развитие, эмбриогенез, метаморфоз, рост, физиологическая и репаративная регенерация, старение. Система органов живого организма на примере человека. Механизм регуляции.

    реферат , добавлен 26.08.2011

    Перекрестная адаптация организма к одному фактору среды, ее способствование приспособлению к другим факторам. Молекулярные основы адаптации человека и ее практическое значение. Приспосабливаемость живого организма к повреждающим факторам внешней среды.

    реферат , добавлен 20.09.2009

    Функциональные системы организма. Внешние и внутренние раздражители организма человека, восприятие состояния внешней среды. Особенности организма человека, феномен синестезии, экстрасенсы-синестетики. Особенности темперамента при выборе профессии.

    реферат , добавлен 06.02.2013

    Вода как основа жизни на нашей планете. Информационная память воды - свойства воды воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию. Значение воды для организма человека. Вода как своеобразный индикатор старения организма человека.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Процесс адаптации реализуется во всех случаях, когда в системе человек-среда возникают значимые изменения, приводящие к нарушению адекватности их отношений. Поскольку человек и среда находятся не в статическом, а в динамиче-ском равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осущест-вляется и процесс адаптации . Равновесие, по мнению В.Г. Леонтьева, пред-ставляет собой динамический процесс уравновешивания. Этот процесс протекает не только внутри одной системы, но и задействует другие системы и вовлекает системы внешней среды. Уравновешивание не может происходить в рамках одной изолированной системы и только за счет собственных ресурсов, необходимо на-личие связанных систем для передачи ресурсов от одной системы к другой, от этой к третьей и т.д. Поэтому "уравновешивание в одной системе организма или личности ведет к нарушению равновесия в другой, а равновесие в этой - к нару-шению ее в третьей и так бесконечно" .

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации явля-ется поддержание состояния гомеостаза. Концепция гомеостаза впервые была вы-двинута в физиологии К. Бернаром (C. Bernard) и развита в работах У. Кеннона (U. Kahnnon), Г. Селье (H. Selye), А.Д. Слонима и др. Согласно этой концепции гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды орга-низма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой био-логической системы . В ряде направлений психологии представление о том, что каждая система стремится к сохранению своей стабильности, было пере-несено также на взаимодействие человека с окружением. Такой перенос характе-рен, в частности, для концепции Ж. Пиаже (J. Piaget) и для теории поля К. Левина (K. Lewin) . Ф.Б. Березин отмечает в этой связи, что "процессы адапта-ции включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе организм-среда" .

Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, по мнению Ф.Б. Березина, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании по-требностей и целей индивида (даже в относительно стабильной среде); при значи-тельном уменьшении физических или психических ресурсов личности .
По определению В.И. Медведева, "адаптация - это целенаправленная сис-темная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса" . Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.

В зависимости от степени выраженности реакций организма В.П. Казначеев различает несколько типов адаптационных состояний:
а) состояние "физиологической" адаптации - обычное существование орга-низма в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функцио-нальных систем; б) состояние напряженной адаптации - когда возникает необходимость пе-рестройки, изменения существующих параметров деятельности, что всегда требу-ет определенного напряжения в работе заинтересованных функциональных сис-тем;
в) состояние патологической адаптации, которое наступает при превышении резервных возможностей организма, т.е. его взаимодействие со средой определя-ется работой функциональных систем, значительно отличающихся от оптимума (например, болезнь). На стадии патологической адаптации возможно полное ис-тощение адаптационных механизмов . А.И. Воложин и Ю.К. Субботин выде-ляют три уровня приспособительных реакций: сенсибилизированные, характери-зующиеся повышенной функциональной активностью к воздействующему факто-ру; оптимальные, соответствующие норме адаптации; депрессивные, определяе-мые пониженной функциональной активностью на том или ином уровне процесса адаптации .

Д.В. Колесов для определения силы и продолжительности приспособитель-ных реакций человека использует термин "реактивность", понимаемый как коли-чественно-временная характеристика функциональных сдвигов в организме, про-исходящих в ответ на воздействие и лежащих в основе достижения того или ино-го адаптивного эффекта. Количественно-временные характеристики адаптирован-ности в норме соответствуют величине рассогласования между необходимым и наличным уровнями адаптированности (нормэргия). Если они превышают вели-чину рассогласования, говорят о гиперреактивности (гиперэргия); если они ниже величины рассогласования, говорят о гипореактивности (гипоэргия), вплоть до ареактивности - отсутствия адаптивных реакций там, где они должны быть. Таким образом, нормэргия - точное соответствие степени адаптивных сдвигов наличной адаптивной ситуации . Систем-ная реакция организма на нарушение гомеостатического баланса может быть так-же качественно различной. Так, Д.В. Колесов описывает специфические и неспе-цифические адаптивные реакции. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптационного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта - взаимодействие и кооперация тех эле-ментов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта. Приспособительные реакции могут быть также разделены на два класса - быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых имеются готовые вполне сформировавшиеся механизмы, и реакции долговремен-ной адаптации. Долговременная адаптация включает в себя реакции, для осуще-ствления которых у человека нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких механизмов происходит при многократном включении реакций срочной адаптации .
Подобные положения приводятся и В.И. Медведевым, который выделяет два типа реакции организма. При первом в ответ на действие адаптационного фактора реализуются все возможные механизмы ответа и формируется функцио-нальное состояние, заведомо превышающее требования к адекватному ответу (ги-пермобилизация). Такая реакция наблюдается при действии экстремального или неожиданного фактора.

Второй тип реакции заключается в постепенном наращи-вании числа и мощности механизмов ответа. Соответственно в адаптационном механизме выделяются две системы реагирования - быстрого и медленного . А.И. Воложин и Ю.К. Субботин противопоставляют адаптивные и компен-саторные реакции, возникающие под влиянием изменения среды. Адаптация, со-ставляющая по мнению авторов лишь одну сторону приспособления, выражается в том, что организм, реагируя на изменение параметров среды, перестраивает, из-меняет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих его существование в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиоло-гические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Главное содержание адаптации - внутренние процессы в системе, кото-рые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде, т.е. сохранение гомеостаза. В противоположность адаптации, компенсация обеспечи-вает сохранение структур и функции в ответной реакции организма, изменяюще-гося под влиянием среды, и снижает тем самым цену адаптации . Мы по-лагаем, что подобное разделение неоправданно сужает понятие адаптации, пони-маемой большинством авторов как двусторонний адаптивно-адаптирующий про-цесс, с приспособительными реакциями, направленными соответственно на внут-реннюю либо внешнюю среду. В.И. Медведев выделяет три типа реагирования в общей реакции приспо-собления, различия которых также связаны с преимущественной направленно-стью изменений на один из элементов системы среда-человек. При первом типе для человека, включенного в социальную структуру общества и выполняющего определенные социальные задачи, приспособление может быть решено путем воздействия на комплекс раздражителей, приводящих к изменению гомеостатиче-ского регулирования. При этом форма воздействия на среду может быть пассив-ной, например путем избегания, или активной, связанной с преобразованием сре-ды. Второй и третий типы направлены на изменение форм реагирования человека как биологической структуры. Один из них предполагает включение уже сущест-вующих программ регулирования и обозначается как реакция привыкания. Дру-гой тип реакции предусматривает обязательное изменение программы гомеоста-тического регулирования и рассматривается как собственно адаптационный про-цесс . Под программой регулирования здесь понимается формализованный порядок развертывания последовательности, длительности и выраженности от-ветной реакции организма при взаимодействии его с внешней средой . Очевидно, что описанные количественные и качественные приспособитель-ные реакции могут последовательно сменять друг друга в динамике процесса адаптации, так как все они по отдельности не в состоянии обеспечить сохранение сбалансированности в системе человек-среда при длительном воздействии адап-тогенного фактора. По мнению В.И. Медведева, выделенные им реакции чаще всего являются разными стадиями единого процесса адаптации, в котором внача-ле вступают реакции более "дешевого" для человека типа реагирования, а когда они уже не могут обеспечить достижение целей деятельности, то в процессе оп-тимизации возникают более мощные реакции приспособления . Совокупность приспособительных реакций от начального психологического и физиологического состояния человека до завершающего представляет собой адаптивный цикл, основные фазы которого рассматривались, в частности, в рабо-тах В.И. Медведева и А.Ж. Юревица и соавторов . Обязательным начальным звеном в цепи реакций приспособления является реакция первичного ответа, возникающая в ответ на появление, исчезновение или изменение количе-ственных параметров какого-либо фактора. Эта реакция последовательно прохо-дит несколько периодов. Вначале наблюдается латентный период, который про-должается от начала воздействия фактора до момента ответной реакции. Содер-жание латентного периода составляет так называемая центральная задержка, во время которой происходит анализ информации о действующем факторе, а также выбор и активизация программы реализации ответа. Собственно реакция первич-ного ответа имеет три стадии: начальную, когда малая величина ответа постепен-но возрастает и переходит во вторую стадию гиперответа, и возникающую затем третью стадию адекватной реакции .

Вслед за этой первой реакцией приспособления возникает реакция платы за первичный ответ. Ее задачей является обеспечение эффективного восстановления энергетических и психологических затрат. Реакция платы зависит от выраженно-сти реакции первичного ответа, а также от состояния регулирующих систем. Если нарушающее гомеостаз воздействие продолжается или повторяется, то при сохра-нении постоянства реакции первичного ответа происходит минимизация платы за нее, что соответствует началу стадии привыкания . Процесс привыкания характеризуется включением уже существующих программ гомеостатического регулирования, в значительной мере индивидуальных для каждого человека и оп-ределяющихся его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психо-физиологическими особенностями. Для реакции привыкания свойственно посте-пенное восстановление психологических и физиологических функций до исход-ного уровня после временного их напряжения. Г. Селье (H. Selye) в процессе при-выкания выделил три всегда имеющихся последовательные фазы его развития: - фазу напряжения регулирования, начинающуюся с момента первичной ре-акции и заканчивающуюся, когда включается готовая программа регулирования гомеостаза, которая в большинстве случаев вызывает гипермобилизацию, прояв-ляющуюся гиперреагированием;
- фазу первичной стабилизации, начинающуюся с момента полной реализа-ции программы первичного регулирования, при которой отклонения функций от базовых показателей постепенно ступенчато или волнообразно уменьшаются;
- фазу стабилизации регулируемых параметров, когда показатели напряже-ния возвращаются к своим исходным значениям .
По мнению В.И. Медведева, весь процесс привыкания может являться пер-вой фазой собственно адаптации, которая никогда не начинается без попытки ис-пользовать уже готовые механизмы поддержания гомеостаза .

При достаточной интенсивности и длительности воздействия адаптогенных факторов, когда имеющиеся механизмы регулирования недостаточны для восста-новления равновесия в системе человек-среда и параметры реакций первичного ответа и реакций платы за первичный ответ отклоняются за пределы допустимых колебаний, встает задача создания новой системы гомеостатического регулиро-вания. Тогда начинается собственно процесс адаптации. По мнению В.П. Казна-чеева, новые программы регуляции формируются под воздействием адаптогенных факторов . В.И. Медведев считает, что формирование новых программ непо-средственно определяется выраженностью и течением реакций первичного ответа и платы .

Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой про-граммы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное поло-жение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными. Эта фаза характеризуется рядом специфиче-ских признаков. Во-первых, это гиперреагирование на нагрузки малой и средней интенсивности и отказ от выполнения нагрузок большей тяжести. Во-вторых, эта фаза адаптации сопровождается снятием механизмов компенсации имеющихся патологических процессов. На этой стадии включаются временные механизмы так называемой превентивной адаптации, позволяющие хотя и не на оптимальном уровне, но достигнуть целей деятельности и "пережить" сложный период отсутст-вия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом превентив-ной адаптации является поведенческая адаптация.

Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции . Ф.Ф. Султанов также говорит о "защитном колпаке предваряющей адаптации" . Рассматривая вопрос о поведенческой адаптации, В.И. Медведев отмечает важное значение малоизученного механизма информационной защиты, ограничи-вающей поступление информации в мозг человека для ее последующей перера-ботки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движе-ния, начиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших по-лушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют меха-низмы забывания. При участии этого информационного фильтра формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации . В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский называют этот механизм "перцептуальной защитой", при высо-кой активности которой человек не видит того, что не хочет видеть, не восприни-мает информацию, которая потенциально способна обострить или спровоциро-вать интрапсихический конфликт . Очевидно, что аналогичную функ-цию на этой стадии выполняют и другие психологические механизмы адаптации, более подробно описанные в следующей главе. Следующая фаза процесса адаптации характеризуется тем, что "под при-крытием поведенческой адаптации начинает формироваться новая программа развертывания регулирующих механизмов, начинает строиться новая структура гомеостатического регулирования" . Новая программа поддержания гомео-стаза постоянно совершенствуется, иногда достаточно длительное время. Поиск оптимальных параметров работы новой программы, по мнению А.Ж. Юревица и соавторов, может происходить как путем усложнения программы, наращивания ее элементов, так и путем постепенного упрощения ее структуры от программы ги-перреагирования, программы-максимум к более оптимальной простой структуре. Выбор пути оптимизации определяется интенсивностью действующего фактора: при малых и средних величинах - от простого к сложному, при большой величине адаптогенного фактора чаще наблюдается гиперреагирование, генерализация эф-фекта с последующим упрощением программы регуляции . При этом са-мо наличие поисковой активности (независимо от достигаемого эффекта) улуч-шает психологическую и психофизиологическую адаптацию, тогда как отказ от поиска ухудшает ее .

Когда поиск оптимальной программы заканчивается, наступает последняя фаза адаптационного процесса - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе параметров эффективности деятельности, которые устанавливаются на новом, более оптимальном уровне . Выделен-ные указанными авторами приспособительные реакции и стадии адаптационного процесса достаточно условны и во многих случаях протекают параллельно, час-тично перекрывая друг друга, однако их описание позволяет лучше понять недос-таточно изученную динамику приспособления студентов к процессу обучения в вузе. Исследование конкретных приспособительных реакций студентов предпри-нималось рядом авторов . Так, изучение мотивационно-потребностной сферы студентов в период профессионального обучения позволяет представить процесс их адаптации в виде последовательного прохождения следующих трех этапов: определяющего, когда происходит ломка старого школьно-домашнего стереотипа поведения и формируется новый, существенно отличающийся от прежнего (1-3 семестры), накопительного (4-6 семестры) и завершающего (7-10 семестры) , что в целом соответствует описанной выше общей периодизации адаптационного процесса. Последовательность приспособительных реакций сту-дентов описывалась также в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кондыбовича, Б.А. Бенедиктова, А.Г. Смирнова . Следует, однако, отметить, что в целом вопросы динамики процесса адаптации к условиям обучения в вузе, в отличие от стадий адаптации при воздействии природных и производственных факторов, ис-следованы недостаточно. Поскольку при совершенствовании программ адаптации к учебной деятельности психологические компоненты играют наиболее сущест-венную роль, психологические механизмы адаптационного процесса заслуживают более подробного рассмотрения.

Вопросы и задания

1. Раскройте основное содержание концепции гомеостаза.
2. Назовите основные причины нарушения гомеостатического баланса в системе человек-среда.
3. Охарактеризуйте количественные различия в описанных уровнях приспо-собительной реакции человека.
4. Опишите качественные различия отдельных типов адаптивных реакций.
5. Охарактеризуйте особенности основных фаз адаптивного цикла.
6. Опишите основные стадии адаптационного процесса в вузе.

Литература для самоподготовки

1. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984.- С. 3-16.
2. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов - М., 1986.- 635 с.
3. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.- С. 209-284.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

Развитие адаптационного процесса по стадиям обеспечивается последова-тельной сменой механизмов адаптации. На психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, может быть опи-сано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта. Эти состояния тесно связаны между собой и способны последова-тельно сменять друг друга. Так, "затруднения при попытке достичь некоторой це-ли в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарас-тание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляе-мой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д." . Человек может выйти из этого "порочного круга" при включении соответствую-щих каждому состоянию психологических механизмов адаптации.

Изучение процессов адаптации тесно связано с представлениями об эмо-циональном напряжении и стрессе. В своих классических исследованиях Г. Селье (H. Selye) установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессором), например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на разнообразие проявлений, обусловленное спецификой действия факторов, имеют однотипную неспецифическую реакцию организма. Проявления этой реакции Селье назвал общим адаптационным синдромом, а воз-никающее при этом особое состояние организма обозначил термином "стресс" (напряжение) .

Ф.Б. Березин проводит аналогию между основными стадиями стресса, опи-санными Селье, и периодами адаптации. Периоду первичной адаптации соответ-ствует реакция тревоги (аларм-реакция), стабильной адаптации - стадия сопро-тивления, а адаптационного утомления - стадия истощения .
По мнению Д.В. Колесова, стресс представляет собой одно из состояний адаптивного цикла. Процессы адаптации начинаются с фиксации различий между наличным уровнем адаптированности (резистентности) организма и уровнем не-обходимым в данных конкретных условиях. Вслед за этим развертывается сово-купность процессов, ведущих в конечном счете к достижению организмом необ-ходимого уровня адаптированности. Состояние организма на основе этих процес-сов (на высоте перестройки) и получило наименование стресса. Главное содержа-ние состояния стресса - интенсификация переработки информации в ЦНС с пре-обладанием процессов возбуждения, повышение интенсивности обмена веществ, мобилизация резервов, перестройка соотношений активности различных органов, систем и т.д. Стрессовое состояние сопутствует переходному состоянию от рав-новесия ("симметрии") организма с одними факторами внешней среды к равнове-сию ("симметрии") с другими факторами или совокупностью факторов .
Состояние стресса приводит в действие одновременно два типа исполни-тельных механизмов адаптации - специфические и неспецифические. В роли не-специфических исполнительных механизмов часто выступают железы внутренней секреции. Особенность их участия в том, что их функция повышается независимо от конкретных особенностей воздействия среды и зависит лишь от величины воз-действия . Специфические механизмы обусловлены особенностями стрессо-вого фактора. В зависимости от того, какой уровень иерархической структуры процесса адаптации затрагивается, выделяются и различные его механизмы - от внутриклеточных и гуморальных до социально-психологических . Все виды стресса принципиально сходны между собой и имеют общие фи-зиологические проявления, независимо от типа воздействия. Возникающее на-пряжение во всех случаях соответствует характеру оценки (организмом, лично-стью) степени и направленности воздействия среды. Эта оценка является произ-водной двух величин: абсолютной значимости воздействия (ситуации, фактора) и уровня адаптированности к нему индивида .
Наиболее адекватной для организма человека формой стресса является, по мнению Л.Е. Панина, психический (эмоциональный) стресс . П. Фресс (P. Fraisse) называл психическим стрессом особый вид повторяющихся, хронических эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации . Само понятие психического стресса было введено Р. Лазарусом (R. Lazarus), который считал, что в отличие от физиологической высоко стереотипи-зированной стрессовой реакции на вредность, психический стресс является реак-цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами . Разли-чия между психическим и системным стрессом лежат также в сфере различий между физиологией организма и функционирования психики. Среди многих раз-личий здесь можно отметить, что для психики актуально не только настоящее, но также прошедшее и особенно будущее время (представление некоторых событий может явиться сильнейшим стрессовым фактором). Напротив, организм "сущест-вует" лишь в настоящем времени и для него актуальны лишь текущие воздействия . Необходимым условием возникновения психического стресса, таким об-разом, может являться восприятие реальной или гипотетической угрозы. Р. Лазарус выделил в овладении угрожающей или стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо пере-оценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения. Лазарус обозначил эти когнитивные процессы переоценки как "от-рицание" и "интеллектуализация" .

Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса, по мнению Ф.Б. Березина, является тревога. Облигатность этого механизма опреде-ляется связью психического стресса и угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее значение как сигнала не-благополучия и опасности. Психологическому значению тревоги, начиная с работ З. Фрейда (S. Freud), посвящено обширное количество источников. Тревогу рас-сматривали и как форму адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, и как охранительный и мотивационный механизм, сопоставимый с болью . С возникновением тревоги связано усиление поведенческой активно-сти, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихиче-ской адаптации; при этом уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенного гомеостаза . Психический гомеостаз Мэйс (C. Mace) определял как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей . Это дает основание полагать, что психический стресс, возникающий при измене-нии сбалансированности системы человек - среда, одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможностью блокады удовлетворения их в будущем. Психическая адаптация предполагает возможно более полное удовлетворе-ние актуальных потребностей индивида при одновременном учете требований среды, что затрудняет реализацию мотивированного поведения. Напряженность адаптационных механизмов при блокаде мотивированного поведения связана с возникновением состояния фрустрации, представляющего собой одно из проявле-ний психического стресса и являющегося причиной появления тревоги. Необхо-димо отметить, что сам термин "фрустрация" понимается неоднозначно. Им обо-значают ситуацию, вызывающую фрустрацию, или условия, приводящие к ее раз-витию, результаты влияния такой ситуации на субъекта, а также реакции субъекта в указанной ситуации. Во избежание терминологических неточностей Ф.Б. Бере-зин обоснованно предлагает употреблять термин "фрустрация" только для обо-значения психического состояния, возникающего при блокаде актуальных по-требностей, а для обозначения ситуаций, в которых возникает это состояние, и факторов его вызывающих, термин "фрустрационная ситуация" или "фрустри-рующее воздействие" . С. Розенцвейг (S. Rosenzweig) выделяет экстрапунитивную, интрапунитив-ную и импунитивную реакции личности в фрустрирующей ситуации в зависимо-сти от ее направленности. Реакции различаются также по следующим типам: с фиксацией на препятствии, с фиксацией на самозащите, с фиксацией на удовле-творении потребности . По Ф.Е. Василюку, следствием фрустрации могут быть следующие поведенческие реакции - двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатия, агрессия и деструкция, стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения) и регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения . Существенные для процесса адаптации ситуации фрустрации могут быть связаны с широким диапазоном потребностей. Подробное рассмотрение отдель-ных потребностей и состояний фрустрации при их блокаде не входит в задачу на-стоящего пособия, отметим лишь, что в реальной ситуации практически невоз-можна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустри-рующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, об-разующих взаимосвязанный комплекс. Более целесообразно оценивать не влияние фрустрации отдельных потребностей или различных типов фрустрирующих си-туаций, а суммарный эффект последовательных фрустраций, который Ф.Б. Бере-зин называет фрустрационной напряженностью. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей . Увеличение фрустрационной напряженности в свою очередь сопряжено с возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникнове-ние в этой системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение фрустрации в процессе мотивиро-ванного поведения, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется. Такой тип фруст-рации, по мнению Ф.Б. Березина являющийся в современных условиях основным, представляет собой интрапсихический конфликт . Ф.Е. Василюк прово-дит границу между ситуациями фрустрации и конфликта. Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, выступая для сознания субъекта как нечто самоочевидное (не обсуждаемое), являются по существу пси-хологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не кон-фликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы внутренние силы. "Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблема-тичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию" .
Б.И. Хасан считает наиболее развитыми в области исследований конфликта две традиции: психоаналитическую и социально-психологическую . Психо-аналитическая традиция восходит к работам З. Фрейда (S. Freud), К. Юнга (K. Jung), А. Адлера (A. Adler); социально-психологическая представлена, в част-ности, К. Левиным (K. Lewin), создавшем типологию конфликтов , и К. Бо-улдингом (K. Boulding). К последней традиции можно отнести и исследования отечественных психологов А.А. Ершова, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка.

Адапта́ция (лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. «Словарь физиологических терминов» дает следующее определение: Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды, международный термин, означающий приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям. Адаптацией называют все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности организмов с процессами на клеточном, органном, системном и организменном уровнях… Адаптация поддерживает постоянство гомеостаза…

В середине XIX в. французский ученый Клод Бернар сформулировал представление о «внутренней среде» организма и утвердил принцип сохранения ее постоянства (гомеостаз ). Он писал: «Постоянство внутренней среды есть условие свободного существования». Позднее идея Бернара о постоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом. Согласно современным представлениям, гомеостаз – эволюционно выработавшееся наследственно закрепленное свойство организма адаптироваться к условиям окружающей среды. Почти одновременно с трудами Клода Бернара появились фундаментальные исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, которые вскрыли основные механизмы саморегуляции, координации и интеграции функций и определили общие закономерности приспособления человека к условиям существования. В своей работе «Избранные философские и психологические произведения» И. М. Сеченов пишет, что единство организма и среды привело в процессе эволюции к развитию и закреплению огромного количества приспособительных реакций и механизмов, которые не только характеризовались определенными функциональными свойствами, но и находили в себе то или иное морфологическое выражение. При этом, чем выше организация животных, чем они чувствительнее, тем шире и разнообразнее сфера или среда, действующая на организм, и тем, следовательно, разнообразнее становятся способы возможных приспособлений организма к этой среде.

Единой общепринятой классификации адаптаций человека не существует, так как это сложный процесс, включающий в себя массив проблем биолого-медицинских, социальных, психологических, географических, исторических и т.д. Тем не менее, выделяются две больших группы адаптаций человека: адаптация биологическая и адаптация социально-психологическая (рис. 43).

Рис. 43. Адаптации в экологии человека

Экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий.

Во-первых, сюда входит изучение характера взаимодействия организма человека со средой обитания. Исследуются закономерности и механизмы адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации, предел адаптивных возможностей организма и цена адаптации, приспособительные формы поведения. Особое внимание уделяется методам увеличения эффективности адаптации и ее оценке, экологическим аспектам заболеваний.

Во-вторых, исследуется адаптация человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля, воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, аридной (пустыни), юмидной (тропики), морского климата и т.п. Уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии – перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.

В-третьих, рассматривается адаптация человека к экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф.

В-четвертых, анализируются аспекты социальной адаптации – к городским и сельским условиям, к различным видам трудовой и профессиональной деятельности, исследуются демографические процессы. Рассматривается реакция организма на стресс.

Здоровье – это динамический процесс, в большей степени зависящий от индивидуальной особенности адаптироваться к среде; быть здоровым означает сохранить интеллектуальную и социальную активность, а не только отсутствие физических дефектов или болезни [дополнение ВОЗ, 1978].

Наша жизнь зависит от сохранения постоянства определенных вещей. Если бы температура нашего мозга изменилась более чем на несколько градусов, мы бы быстро потеряли сознание. Если бы количество воды в нашем организме увеличилось или уменьшилось более чем на несколько процентов, наш мозг и тело не смогли бы работать и мы могли бы умереть. Люди и животные ходят по тонкой проволоке баланса между физиологическими крайностями. Подобно хрупкому и точно настроенному механизму, мы не можем работать, если наша внутренняя среда не сбалансирована. Но в отличие от большинства машин в нас заложена возможность самостоятельно этот баланс поддерживать. Даже когда меняется внешний мир, наше внутреннее состояние остается относительно стабильным. Чтобы удержать свой организм в узких рамках физиологического выживания, нам приходится активно контролировать процессы поддержания гомеостаза. Гомеостаз означает неизменность чего-либо: «гомео» значит «равный», а «стазис» значит «статичный», или «постоянный». Процесс управления гомеостазом - это активно действующая система поддержания постоянного состояния. Процесс управления гомеостазом может быть психологическим, физиологическим и механическим,

Адаптация в биологии – развитие любого признака, который способствует выживанию вида и его размножению. Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими или поведенческими.

Морфологические адаптации включают изменения формы или строения организма. Пример такой адаптации – твердый панцирь черепах, обеспечивающий защиту от хищных животных.

Эскимосы живут в крайне суровых условиях Севера, поэтому в процессе эволюции им пришлось адаптироваться к холодам и ветрам. У жителей севера строение носовых ходов таково, что холодный воздух успевает согреться, прежде чем попадает в легкие. У шерпов, живущих выше 4 км, повышенное содержание гемоглобина в крови, что повышает насыщаемость крови кислородом.

Физиологические адаптации связаны с химическими процессами в организме. Так, запах цветка может служить для привлечения насекомых и тем самым способствовать опылению растения. Поведенческая адаптация связана с определенным аспектом жизнедеятельности животного. Типичный пример – зимний сон у медведя. Большинство адаптаций представляет собой сочетание перечисленных типов. Например, кровососание у комаров обеспечивается сложной комбинацией таких адаптаций, как развитие специализированных частей ротового аппарата, приспособленных к сосанию, формирование поискового поведения для нахождения животного-жертвы, а также выработка слюнными железами специальных секретов, которые предотвращают свертывание высасываемой крови.

Многие виды - потенциальные жертвы имеют защитную или маскирующую окраску, которая скрывает их от хищников. Так, у некоторых видов оленей пятнистая шкура молодых особей незаметна на фоне чередующихся пятен света и тени, а зайцев-беляков трудно различить на фоне снежного покрова. Длинные тонкие тела насекомых-палочников тоже трудно увидеть, потому что они напоминают сучки или веточки кустов и деревьев. У оленей, зайцев, кенгуру и многих других животных развились длинные ноги, позволяющие им убегать от хищников. Некоторые животные, например, опоссумы и свиномордые ужи, даже выработали своеобразный способ поведения – имитацию смерти, которая повышает их шансы на выживание, поскольку многие хищники не едят падали.

Некоторые виды растений покрыты шипами или колючками, отпугивающими животных. Многие растения имеют отвратительный для животных вкус.

Факторы окружающей среды, в частности климатические, нередко ставят живые организмы в трудные условия. Например, животным и растениям часто приходится приспосабливаться к крайним значениям температуры. Животные спасаются от холода, используя изолирующий мех или перья, мигрируя в места с более теплым климатом или впадая в зимнюю спячку. Большинство растений переживает холода, переходя в состояние покоя, эквивалентное спячке у животных. В жару охлаждение животного происходит за счет потоотделения или частого дыхания, увеличивающего испарение. Некоторые животные, в особенности пресмыкающиеся и земноводные, способны впадать в летнюю спячку, которая по сути аналогична зимней, но вызвана жарой, а не холодом. Другие просто ищут прохладное место.

Благодаря биосоциальной природе человека адаптации его к условиям обитания имеют отчасти биологическую, но главным образом социальную природу. В настоящее время преобладающее значение для освоения человеком новых сред обитания и создания лучших условий жизни в уже освоенных средах имеют социально-гигиенические мероприятия, результатом которых служит совершенствование средств и систем жизнеобеспечения, достижение состояния комфорта в местообитаниях людей. Адаптации создаются по отношению к факторам как природной, так и искусственной среды, поэтому они носят не только экологический, но и социально-экономический характер.

В основе адаптации человека лежат социально-экономические механизмы, однако важная роль принадлежит также состоянию естественных приспособительных и защитных механизмов, составляющих биологическое наследство людей. Достаточно демонстративно эта роль выявляется при переходе в местообитания с экстремальными условиями, которые проявляются благодаря наличию на заселяемой территории экологического фактора или комбинации факторов, оказывающих на здоровье человека выраженное неблагоприятное действие.

Они могут складываться не только в естественных (Арктика, высокогорье), но и в антропогенных (крупные города) местообитаниях. Так, выходцев из зоны умеренного климата, прибывающих на работу в Арктику или Антарктиду, встречают суровый климат, необычные для средних широт атмосферные явления, резко пониженное количество микроорганизмов в почвах и воздухе, жизнь в относительно малочисленных, скученных коллективах. Как правило, такие люди по прибытии в Заполярье длительное время испытывают болезненные состояния и ощущения, усиливающиеся, например, при смене полярных дня и ночи. Они проявляются в повышении артериального давления и учащении пульса, которые сменяются затем понижением давления (иногда до уровня 70/30 мм рт. ст.) и урежением пульса. Эти явления, обозначаемые некоторыми исследователями как метеоневроз , сопровождаются падением работоспособности.

В адаптациях человеческих популяций к новым экстремальным условиям, в которых они оказываются, огромную роль играет их исходный генетический полиморфизм. В каждой популяции человека можно выделить разнородные конституциональные типы, отличающиеся друг от друга особенностями адаптации к новым условиям благодаря различиям их генотипических характеристик. Особенно отчетливо отличаются друг от друга типы «стайер » и «спринтер ».

Организм «стайера» довольно слабо приспособлен к выдерживанию мощных кратковременных нагрузок, однако после относительно короткой перестройки он способен переносить длительные равномерные воздействия экологических факторов в неадекватных условиях.

Тип «спринтер» может осуществлять мощные физиологические реакции в ответ на сильные, но непродолжительные воздействия экстремальными экологическими условиями. Длительное действие неблагоприятных факторов даже относительно небольшой интенсивности переносится спринтерами плохо. Наряду с этими крайними типами существует промежуточный вариант - «микст », характеризующийся средними адаптационными способностями.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

По своей физиологической и биохимической сути адаптация – это качественно новое состояние, характеризующееся повышенной устойчивостью организма к экстремальным воздействиям. Главная черта адаптированной системы – экономичность функционирования, т. е. рациональное использование энергии.

Расстройство адаптации проявляется следующими симптомами (по Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра):

1. Депрессивное настроение, тревога, беспокойство.

2. Чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней.

3. Некоторое снижение продуктивности в повседневных делах.

4. Склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии.

Расстройство адаптации - это диагноз, который ставится в случаях доказанной временной связи между возникшими симптомами и стрессорной ситуацией. Эта временная связь должна быть не более 3-х месяцев.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.



Похожие публикации