Манса муса - самый богатый человек всех времен и народов. Самым богатым человеком истории был мусульманин

Манса Муса (он же Канку Муса) был правителем империи Мали XIV века и, что неудивительно, человеком с необычной судьбой. Чтобы понять, как какой-то вождь племени оказался богаче всех императоров и Римских Пап, нужно немного пролить свет на ситуацию. Дело в том, что к 1312 году, то есть к моменту восхождения Мусы на трон, государство Мали было не третьесортным захолустьем, а вполне процветающей державой и не зря именовалось «империей». Благодаря завоевательным походам, оно стало больше, чем вся Западная Европа по размеру, а по уровню развития и культуры не уступала большинству ее стран. Можно представить себе альтернативную историю, в которой именно Мали вошла в пороховой век и захватила полмира, но все вышло так как вышло.

Оставшиеся описания Манса Мусы невероятно противоречивы, даже если дает их один и тот же свидетель. Историк и путешественник ал-Омари так рассказывает об императоре:

«Этот царь - величайший из царей черных - мусульман. Страна его самая обширная, с самым многочисленным войском. Царь малийский самый могущественный из них, самый великий из царей достоянием, самый прекрасный своими обстоятельствами, самый победоносный по отношению к врагам и более всех властный творить благодеяния»


Однако все тот же ал-Омари, рассказывая о внешнем виде, описывает одного их самых влиятельных правителей современного ему мира как невероятно нелепого, одетого словно балаганный шут царька и поражается его вопиющей безвкусице:

«Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом… Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона… Его золотое оружие рядом… Позади него толпа сыновей царей его страны… Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей».


Манса Муса не просто взошел на трон и начал править: даже с престолонаследием ему удалось вляпаться в историю. Его двоюродный дед, Сундиата Кейта, был вождем племени мандинго, подвижником ислама и попутно первым императором Мали. Говоря без преувеличения, для истории Западной Африки он был словно Цезарь, император Константин и Наполеон в одном лице. Вопреки типичной ситуации, когда наследники оказываются бездарями и дегенератами, его потомки развивали империю и приумножали ее богатства. И так было, как минимум, вплоть до императора Абубакара II, который тоже попытался стать продолжателем великого дела, но вышло все очень странно.

Сейчас уже неясно, насколько Абубакар II был адекватным правителем (хотя бы не развалил империю, и на том спасибо). Но где-то году в 1310-1311 он собрал огромный флот (от полутысячи до нескольких тысяч кораблей) и отправился в разведывательно-завоевательный поход, из которого не вернулся.


Империя Мали.

Сейчас все это выглядит невероятно странно: почему император лично уплывает на просторы Атлантического океана, в неизвестные земли, да еще и с боевым флотом? Само собой, существуют спекулятивные теории о том, что он прознал о существовании Америки или словно Колумб мечтал отыскать кружной путь в Индию. Однако более вероятно, что Абубакар мечтал вторгнуться в какую-то из сопредельных стран, но флот погиб в результате шторма.

Его преемником на время отплытия как раз остался Канку Муса, будущий коронованный Манса Муса. Спустя пару лет всем уже было понятно, что неожиданно исчезнувший флот не вернется, а значит, императором остается тот, кого оставили за главного. Нашему герою досталась огромная страна, населенная десятками народностей, которая уже успела прославиться на всю Ойкумену как источник золота, меди, соли и экзотических товаров. Причем, еще неизвестно, что именно сделало страну богаче.


Мали славилась как один из центров исламской культуры, при этом относясь к религии совсем без фанатизма (не в пример современной ситуации в этих же землях). Верхушка страны вслед за императорами поспешила обратиться в модный ислам, а остальные без проблем исповедовали древние языческие и анимистические культы. Золото здесь лежало едва ли не на поверхности, соляные копи давали качественную дорогую соль, а человеческий труд не стоил ни гроша. Власть правителя стояла на убеждении в его божественности, а его армия была поистине имперской - 100 тысяч солдат и 10 тысяч всадников - сокрушительные военные силы по тем временам.

При этом самый богатый человек в истории был достаточно сообразителен, чтобы понять, что вот сейчас самое главное - это не новые победы и экспансия, а мир и хоть какое-то подобие стабильности. Вокруг было множество племен, но Мали не захватывала их, а включала в орбиту своей власти. К примеру, Манса Муса не стал нападать на народ дьялонке, который жил на территории, немыслимо богатой драгоценными металлами. Вместо этого он нанял все племя для их охраны и добычи. Дьялонке сами добывали и отдавали большую часть собственного золота, искренне считая, что обвели Мусу вокруг пальца - это ли не успех? И так вышло с большинством племен: сама империя была огромной, но сфера ее влияния - еще больше.


Именно при Мансе Мусе Мали достигло своего наибольшего процветания и мощи. Никаких рассказов о том, как именно он правил и что делал на своем посту, не сохранилось - но вовсе не за давностью лет: про политику и административные решения того же деда Мусы, Сундиата, известно довольно многое. В общем, наш герой был лучшим воплощением идеи о том, что если что-то работает, то не трогай это, и все будет хорошо.

Нравы в Мали были далеки от идеала исламской морали, и их можно было назвать весьма свободными. Когда вскоре после гибели Манса Мусы сюда прибыл великий путешественник Ибн Баттута, он был крайне поражен двумя вещами: расточительным богатством местной знати и фривольностью местных женщин. Они оказались одновременно безумно горячими и своевольными. Своевольными в том плане, что считали мужчин равными себе и позволяли заводить себе любовников для увеселения. Мужчина, пришедший домой, мог обнаружить свою жену, оседлавшую одного из своих «приятелей», спокойно отреагировать, поздороваться, извиниться за беспокойство и удалиться. Жены не мешали развлекаться на стороне мужьям, а мужья - женам. Для воспитанного в арабских традициях Ибн Баттуты это казалось немыслимым, и его бросало в стыдливый жар от одной мысли о таких обычаях.


Но даже у самого мудрого правителя, который позволяет всему развиваться своим чередом, обязательно будет свой бзик. У Манса Мусы такой идеей фикс стало желание показать всему миру, что Мали - это не африканское захолустье, а богатый край и империя, с которой надо считаться всем и каждому. Иными словами, ему казалось недостаточным быть богатейшим царем мира, ему хотелось, чтобы об этом знал весь мир. В 1324 году, после 12 лет правления, Манса Муса отправился в хадж, то есть паломничество в Мекку, которое обязан совершить каждый мусульманин. Но мы понимаем, что самый богатый человек в мире не мог просто отправиться туда подобно простому смертному.

Дальше начинается то, что можно смело назвать PR-кампанией Его Величества. Ради хаджа из страны были выжаты все соки: в походе императора сопровождали 80 тысяч слуг обоих полов - правители стран, через которые проходил Манса Муса, не без оснований опасались, что он пришел для того, чтобы под предлогом паломничества начать вторжение. Вся эта орава выстроилась в огромнейший караван, груженый припасами, товарами, дарами, оружием и, конечно же, золотом.


В голове колонны шли 500 рабов, каждый из которых опирался на посох из золота. Сам Манса Муса ежедневно освобождал одного из этих невольников, показывая тем самым своему народу великодушие. По современным подсчетам, в этот путь правитель Мали взял как минимум 12 750 тонн золота, каждую крупицу которого он, в результате, раздал по дороге. Домой он вернулся даже не пустым, а с огромными долгами.

В пути император вовсе не умерщвлял плоть, словно праведник. Благодаря почтовой системе, даже посреди Сахары император лакомился свежей рыбой и фруктами. Но больше всего современникам запомнилось его потакание причудливым капризам жены, Ниерибы Конде, которая тоже участвовала в хадже. Прямо посреди пустыни ей сделалось дурно, и тогда Муса приказал создать на этом месте бассейн: восемь тысяч рабочих трудились всю ночь, и к следующему утру императрица и пятьсот ее наложниц уже резвились в рукотворном озере, пока слуги с помощью бурдюков устраивали в нем что-то вроде джакузи. Все это похоже на что угодно, но только не на скромное паломничество к святым местам.


Изображение Манса Мусы на португальской карте.

В своем пути до Мекки и обратно Манса Муса разбазаривал золото так, словно это навоз, на котором вырастет его будущее величие. Дойдя до Египта, с правителем которого он был в неплохих отношениях, император одарил золотом буквально каждого чиновника в стране; подарки же важным шишкам Каира вообще были непристойно шикарными. Все были в восторге от чернокожего правителя: рассказанные им истории передавались из уст в уста, а весь город вспоминал щедрейшего паломника со слезами радости на глазах даже спустя двенадцать лет после событий.

На караване, полном золота, начали грубо и отвратительно наживаться: завидев чернокожих, торговцы ломили немыслимые суммы, а попрошайничество у Мансы Мусы могло стать источником мгновенного богатства. В результате, еще не дойдя до Мекки, император потратил все свои золотые запасы и даже умудрился влезть в долги. Вместо праздника добра и щедрости начали проявляться враждебность и неприязнь к египтянам: Муса понял, что его жесточайшим образом обманули.

И вот здесь начинается самая интересная часть истории с золотом. Его оказалось так много, что все эти подарки просто обвалили рынки драгоценных металлов сначала в Египте, а затем по всему Средиземноморью. Началась жуткая инфляция и финансовый кризис, золото обесценилось как минимум на ближайшие 12 лет (по иронии, столько же египтяне боготворили Мусу). В каком-то смысле правитель Мали сумел отомстить непомерно жадным хозяевам, которые ободрали гостя до нитки.


Спустя год Манса Муса, возможно, уже не самый богатый человек в мире, вернулся на родину. В его отсутствие имперские военачальники захватили царство Сонгай, а с ним и мощный торговый узел. Возможно, только благодаря этому Мали смогла выдержать потерю своего золота и даже снова расцвести под руководством императора. Кроме этого, он привез из похода множество талантливых людей: поэтов, архитекторов, теологов - а с ними и огромную библиотеку книг, которая сделала Мали бастионом культуры и научной мысли.

Однако на Манса Мусе прервалась невероятная династическая удача страны: после череды великих правителей пришли потомки Мусы, которые умудрились испоганить и промотать буквально все нажитое империей. Его сын и вовсе отрекся от ислама и назло своему правоверному родителю перешел обратно в язычество - это ли не злая насмешка судьбы?

03.08.2017, 12:00

Кто был самым богатым человеком в мире за последнюю тысячу лет? Задайте этот вопрос себе, своим знакомым и родственникам. Скорее всего, ответ будет неправильным. Рокфеллер, Ротшильд, Гейтс, Баффетт, Цукерберг, Абрамович - все эти люди, безусловно, чего-то за жизнь заработали. Но сложно назвать их богатыми в сравнении с действительно очень-очень богатым человеком, который жил семь столетий назад в Африке. Почти все золото мира было в определенном смысле его золотом. Звали его Муса I.


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ


Товар первой необходимости


Точно определить размер состояния Мусы I невозможно. В переводе на современные деньги оно, наверное, эквивалентно какому-то количеству триллионов долларов США, только при его жизни не было еще никаких долларов, никаких США, да и вообще европейцы еще не открыли Америку. Цивилизованный мир был по большому счету окрестностями Средиземного моря. И где-то в дальнем углу этого цивилизованного мира сидел на троне темнокожий человек в золотой короне с золотым скипетром в одной руке и золотым самородком в другой. Так изобразили Мусу I авторы «Каталонского атласа» 1375 года, лучшей карты мира XIV века.

Это изображение мансы Мусы, не претендующее на портретное сходство,- единственное, дошедшее до нашего времени.

«Манса» - это царь, султан, правитель. Имя Муса указывает, что человек исповедовал ислам. Правил он империей Мали, территория которой была намного больше, чем у современного государства с тем же названием.

Слагаемые финансового успеха мансы Мусы I просты. Он оказался в нужном месте в нужное время и контролировал товар, в котором остро нуждался весь окружающий его мир. Муса родился в 1280 году, пришел к власти в 1312-м и правил до смерти в 1337-м.

Через его империю пролегали важнейшие торговые маршруты. С севера на юг везли соль, с юга на север - золото. Добыча золота велась и на территории самой империи.

Арабский географ Ибн аль-Факих писал, что золото в этих краях «растет в песке, как морковка, и его собирают на рассвете».

Существовало правило, по которому все крупные золотые самородки являются собственностью султана, его подданным дозволено владеть лишь золотым песком. Кроме того, взимались пошлины с торговцев. С каждого осла с грузом соли при въезде в страну полагалось платить 1 золотой динар, при выезде - 2 динара. За ввоз меди брали 5 динаров с осла, за предметы роскоши - 10 динаров. Соль облагалась пошлиной при вывозе из-за того, что ее вывозили с целью обмена на золото.

Через пустыню Сахара золото попадало в Марокко и Египет, а оттуда - на другую сторону Средиземного моря, в Европу. Время правления мансы Мусы на удивление удачно совпало с одним из самых благополучных периодов в истории средневековой Европы, периодом мощного экономического роста.


Вскоре после появления Мусы на свет европейские купцы получили в свое распоряжение передовую технологию - стрелку компаса. Сильно улучшилось и качество географических карт. Благодаря этому торговые суда из Венеции в Александрию (Египет) стали ходить не с мая по сентябрь, а круглый год. Число рейсов удвоилось, товарооборот между Европой и Африкой, соответственно, тоже.

С конца XIII века в Европе после долгого перерыва начали чеканить золотую монету. Флорентийский флорин и венецианский дукат вскоре стали главными валютами, использовавшимися в крупных торговых операциях.

Вслед за итальянскими республиками золотые монеты стали чеканить другие государства. Крупный бизнес Европы дружно перешел с серебра на золото.

Но для чеканки монет нужен был металл. В Европе золото добывали только в Венгрии, и добытого бурно растущей экономике катастрофически не хватало. Не только на монеты. Золото шло еще на украшения, отделку интерьеров богатых домов, дворцов и церквей. Где его было взять?

Где-где - в Африке, конечно. По разным оценкам, от половины до трех четвертей потребности Европы в золоте удовлетворял в то время африканский континент. Точнее, манса Муса I.

Выезд в люди


Караваны верблюдов, груженных мешками с золотом, совершали тяжелые двухнедельные переходы через Сахару. Моряки, ловко управляясь с высокотехнологичными сверхсовременными компасами, вели корабли с золотом к европейским берегам. С итальянских монетных дворов вывозили запечатанные кожаные мешки, набитые свежеотчеканенными дукатами и флоринами.

А манса Муса I сидел на троне во дворце в столице своей империи городе Ниани, население которой составляло около 100 тыс. человек.

Рядом с султаном повсюду было золото.

Например, рабы из охраны носили удивительное оружие: позолоченные мечи в золотых ножнах, колчаны и копья из золота и серебра, палицы с боевой частью из хрусталя.

Сокровищница султана была переполнена золотом, в том числе в ней хранился уникальный самородок весом около 900 кг.

Жители империи относились к своему правителю как к божеству - думали, что от него зависят жизнь и смерть, здоровье и болезнь. А золотые самородки нужно отдавать мансе потому, что они обладают магическими свойствами, которых нет в золотом песке, и только манса может справиться с этой магией. Перед мансой полагалось падать ниц и посыпать себе голову пылью - это касалось и простолюдинов, и самых высокопоставленных придворных. В присутствии мансы нельзя было чихать. Если чихал сам манса, все вокруг колотили себя по груди руками. Никому, даже женам, не дозволялось видеть, как он ест.

Манса ни к кому не обращался лично, за исключением самого высокопоставленного придворного, дели. В исторической литературе советского времени суть этой должности обозначают словом «переводчик», хотя правильнее было бы назвать дели пресс-секретарем. Так или иначе, манса говорил только с дели, а тот громогласно повторял все слова султана. Кроме того, дели исполнял обязанности придворного поэта.

Но остальной мир ничего не знал ни о величии, ни о богатстве мансы Мусы I. Ситуацию изменило историческое событие. Муса решил исполнить пятую заповедь правоверного мусульманина - совершить хадж. Он отправился в путь в 724 году хиджры (1324 год по христианскому летоисчислению). Путешествие продлилось два года.

Группа сопровождающих насчитывала, по разным оценкам, до 60 тыс. человек, в том числе 12 тыс. юных невольниц, 500 человек личной стражи, а также 500 слуг и служанок главной жены Инаре Кунате. 80 верблюдов везли золотой песок, каждый верблюд - примерно 130 кг, то есть в общей сложности порядка 10 тонн.

На каждой остановке манса Муса кормил весь свой эскорт лучшей едой, раздавал милостыню местным жителям. Главной же остановкой на пути в Мекку стал Египет. Муса I и его сопровождающие встали станом у пирамид и пробыли там три дня. В Каире местные купцы, пользуясь тем, что гости из африканского захолустья не знают цен, продавали им товары впятеро дороже обычного. Но свита Мусы все равно легко тратила деньги, покупая невольниц из Турции и Эфиопии, ткани, одежду. Сам он, проезжая по городу, раздавал золотой песок первым встречным.

Манса и его люди потратили в столице Египта такое количество золота, что обвалили обменный курс золотого динара к серебряному дирхему - по разным источникам, на 10–25%.

Повелитель империи Мали преподнес в подарок мамлюкскому султану Египта аль-Хасану ан-Насиру 50 тыс. динаров, то есть золотые монеты общим весом 212,5 кг. Щедрый дар несли 500 рабов. Но встреча двух султанов оказалась для Мусы самым неприятным переживанием за время хаджа, если не за всю жизнь.

Согласно протоколу, он должен был пасть ниц перед правителем Египта. Для мансы Мусы, привыкшего, что все падают ниц перед ним, это было оскорбительно и неприемлемо. Из неловкой ситуации удалось найти выход, позволивший знатному гостю сохранить достоинство. При встрече с египетским султаном манса Муса I преклонил колени - но как-бы не перед ним, а перед Аллахом.

В знак ответной благодарности правитель Египта уступил мансе Мусе свой дворец. В Каире Муса пробыл три месяца, после чего продолжил паломничество.

О пребывании Мусы I в Мекке и Медине исторических отчетов не осталось. Но известно, что на обратном пути у него уже было мало золота, так что пришлось занимать деньги у каирских купцов под высокие проценты. За каждые 300 динаров, взятые в долг, Муса должен был отдать 700 динаров. По свидетельству аль-Калкашанди, знаменитого египетского математика, по возвращении на родину Муса I расплатился с долгами.

Каирские рыночные торговцы заработали на Мунсе Мусе дважды, безбожно завышая цены и одалживая деньги под большой процент

Фото: Universal Images Group / Universal History Archive / DIOMEDIA

Часть золота, взятого в дорогу, манса Муса потратил на то, чтобы уговорить на переезд в империю Мали ученых, учителей, художников, архитекторов и других талантливых деятелей культуры - из всех стран, по которым пролегал его маршрут.

Доходы и расходы жителей Каира в XIV веке.


Рис.: РКВ

Водонос

Получает полтора золотых динара (30 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Говядину. 1 кг - 5 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.


Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.

Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 450 г - 2 дирхама.

Итого: 30 дирхамов.


Рис.: РКВ

Муэдзин

Получает два золотых динара (40 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:

Баранину. 5,4 кг - 12 дирхамов.
Говядину 1,4 кг - 7 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.
Сладости. 900 г - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Писчую бумагу. 1 лист - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Неквалифицированный рабочий

Получает два с половиной золотых динара (50 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 100 лепешек - 2 дирхама.
Баранину. 9 кг - 20 дирхамов.
Говядину. 2 кг - 10 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 1,2 л - 2 дирхама.
Сахар. 540 г - 3 дирхама.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Привратник (командует всеми слугами в богатом доме)

Получает три золотых динара (60 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лепешки (450 г каждая). 50 лепешек - 1 дирхам.

Баранину. 6,75 кг - 15 дирхамов.
Говядину. 4 кг - 20 дирхамов.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.


Сладости. 1,8 кг - 8 дирхамов.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.


Рис.: РКВ

Начинающий преподаватель в медресе

Получает 10 золотых динаров (200 серебряных дирхамов) в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.

Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный орех. 5 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Чиновник невысокого ранга на государственной службе

Получает 30 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Служанку - 25 динаров.
Говядину. 4 кг - 1 динар.
Баранину. 9 кг - 1 динар.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.

Гвоздику. 4 г - 1 динар.


Рис.: РКВ

Судья

Получает 50 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Говядину. 20 кг - 5 динаров.

Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 9,3 кг - 0,1 дирхама.
Ячмень. 7,2 кг - 0,2 дирхама.
Фасоль. 6,2 кг - 0,2 дирхама.
Мед. 1,35 кг - 1,5 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.
Черный перец. 200 г - 2 дирхама.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Итого: 20 динаров.

Остаток: 30 динаров. Откладывая по 30 динаров в месяц, через два месяца судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 60 динаров.


Рис.: РКВ

Врач с хорошей частной практикой

Получает 90 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Книгу - 50 динаров.
Говядину. 40 кг - 10 динаров.
Баранину. 45 кг - 5 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.


Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 1,08 кг - 6 дирхамов.
Сладости. 0,9 кг - 4 дирхама.

Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Мускатный цвет. 4 г - 1 динар.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Итого: 70 динаров.

Остаток: 20 динаров. Откладывая по 20 динаров в месяц, через 10 месяцев судья может купить себе новый дом, соответствующий его уровню жизни, за 200 динаров.


Рис.: РКВ

Визирь

Получает 400 золотых динаров в месяц.

На эти деньги можно купить:
Лошадь - 100 динаров.
2 книги - 100 динаров.
4 служанки - 100 динаров.
Баранину. 180 кг - 20 динаров.
Говядину. 80 кг - 20 динаров.
Пшеницу. 15,6 кг - 1 дирхам.
Рис. 18,6 кг - 0,2 дирхама.
Ячмень. 14,4 кг - 0,4 дирхама.
Фасоль. 12,4 кг - 0,4 дирхама.
Мед. 1,8 кг - 2 дирхама.
Оливковое масло. 2,4 л - 4 дирхама.
Сахар. 0,9 кг - 5 дирхамов.
Черный перец. 100 г - 1 дирхам.
Имбирь. 100 г - 1 дирхам.
Гвоздику. 4 г - 1 динар.
Ладан. 2,5 кг - 1 динар.
Корицу. 40 г - 1 динар.
Сладости. 4,5 кг - 1 динар.
Писчую бумагу. 25 листов - 5 динаров.
Красное сандаловое дерево. 30 кг - 25 динаров.
Белое сандаловое дерево. 90 кг - 25 динаров.
Оплатить строительные работы в доме (двое рабочих) - 5 дирхамов.


Рис.: РКВ

Военачальник, командующий войском из 100 человек

Получает около 1000 золотых динаров в месяц, включая обеспечение продовольствием и одеждой за счет казны.

За 1000 динаров можно приобрести скромный постоялый двор. Откладывая по 1000 динаров ежемесячно, через полгода можно приобрести дом внука султана за 6000 динаров, за 10 месяцев можно накопить деньги на дворец на 2 га земли.

*1 золотой динар = 20 серебряных дирхамов.

В мечетях звучало объявление Мусы I: 1000 динаров получит любой потомок пророка Мухаммеда, пожелавший переселиться в Мали с семьей. Нашлось четверо желающих.

В числе тех, кого Муса пригласил к себе в империю, был поэт и архитектор из Андалусии Абу Исхак ас-Сахели, также совершивший хадж. По его проекту в городе Тимбукту была построена мечеть Джингеребер, она сохранилась до нашего времени. Поговаривали, что за возведение этой мечети манса Муса заплатил 40 тыс. динаров. Впрочем, по утверждению историка Ибн Хальдуна, сумма была более скромной - 12 тыс. динаров.

Университет Санкоре в Тимбукту, состоящий из трех медресе, стал одним из главных центров знания исламского мира. Библиотека университета была крупнейшим книжным собранием африканского континента со времен Александрийской библиотеки, в ней хранилось, по разным оценкам, от 400 тыс. до 700 тыс. книг.

Щедрый и справедливый


Знаменитый путешественник Ибн Баттута побывал в Мали в 1352 году, через 15 лет после смерти мансы Мусы. Вот отчет Ибн Баттуты: «Значение слова “манса” - султан, а Сулайман - его имя. Он - скупой царь. Когда я вернулся к себе в дом, в знак гостеприимства мне прислали подарок. Я думал, что это почетные одежды и деньги. И вдруг оказалось, что это три круглые лепешки, кусок говядины, зажаренной на масле гарти, и тыква, в которой было кислое молоко. Когда я увидел все это, я рассмеялся и долго удивлялся скудости их ума и их неумеренному прославлению таких жалких вещей». Позднее, впрочем, скупой манса выделил Ибн Баттуте дом и содержание, а при отъезде из страны подарил 100 золотых динаров.

Прославленный путешественник Ибн Баттута побывал в Мали не при щедром Мансе Мусе I, а в правление его более прижимистого преемника

Еще один отрывок из путевых заметок Ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»: «Суданцы испытывали нелюбовь к мансе Сулайману из-за его скупости. До него был манса Мага, а до мансы Маги - манса Муса. Последний был благородным и великодушным, любил белых и был добр к ним. Именно он был тем, кто подарил Абу Исхаку ас-Сахили в один день четыре тысячи мискалей золота (золотых динаров.-“Ъ” ). Один из достойных доверия людей сообщил мне, что в один день он подарил Мудрику ибн Факкусу три тысячи мискалей золота. Дело в том, что его дед Сарик Джата принял ислам по побуждению этого Мудрика».

Мудрик рассказал путешественнику такую историю из жизни щедрого султана. Еще в детстве Муса получил от некоего Ибн Шайх ал-Лабана подарок ценой семь мискалей с третью. Много лет спустя, узнав своего благодетеля, манса спросил у приближенных, как следовало бы отблагодарить за такую доброту. Приближенные посоветовали ответить суммой в десятикратном размере, то есть подарить 70 мискалей. Султан подарил Ибн Шайх ал-Лабану 700 мискалей, одежду, рабов и рабынь и его сделал своим придворным.

Поучительна история, случившаяся во время легендарного хаджа и также пересказанная Ибн Баттутой. Манса Муса пожаловал одному из своих кади (судей) ал-Дуккали 4000 динаров на расходы. Будучи в городе Мема, кади заявил, что деньги у него украли. Муса пригрозил эмиру Мемы смертной казнью, если тот не найдет вора. Среди жителей города вора не обнаружилось. Эмир допросил слуг ал-Дуккали. Одна из невольниц сообщила, что никто денег у него не крал - ал-Дуккали сам взял их и закопал. Деньги были найдены в указанном рабыней месте. Разгневанный Муса отправил лживого судью в ссылку в местность, населенную людоедами. Кади пробыл там четыре года, но остался жив. У него была светлая кожа, и, с точки зрения чернокожих людоедов, он был недозрелым и непригодным для употребления в пищу. А потом манса Муса простил расхитителя и вернул из ссылки.

Кое-что не забыто


Вскоре после смерти мансы Мусы I закончился и период благоденствия в Европе. В 1337 году началась 100-летняя война. А в 1347-м на Европу обрушилась эпидемия чумы, уничтожившая за три года 40% населения континента. В свою очередь империя Мали ослабла из-за внутренних конфликтов и стала разваливаться. Португальские купцы-мореплаватели нашли водный маршрут доставки африканского золота в Европу, в обход земель, которыми когда-то правил Муса I. А после того, как европейские мореплаватели открыли Америку и в Старый Свет хлынуло золото Нового Света, Африка потеряла роль главного поставщика драгоценного металла в Европу.

Золотой век Мали остался в далеком прошлом. В современной Мали по-прежнему добывают золото, но она входит в группу 30 беднейших стран мира. ВВП на душу населения за год примерно равен российскому показателю за месяц. Ниани, в которой жил самый богатый человек тысячелетия, сейчас просто маленькая деревушка в Гвинее.

Однако золотые монеты, хранящиеся в нумизматических коллекциях по всему миру, могут напомнить, что в свое время благополучие Европы зависело от одной африканской державы, которой правил манса Муса I.

Многие считают, что история хоть сколько-нибудь цивилизованной Африки до прихода европейцев ограничивается древним Египтом и исламским Магрибом. Но это не так. К югу от Сахары тоже существовали высокоразвитые, цивилизованные государства. Одной из таких держав была империя Мали, которая существовала в VIII-XV веках. Ее власть в моменты наибольшего величия распространялась на обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­-Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада.

Пик развития этой державы пришелся на правление манса (западноафриканский титул, равный императору) по имени Муса из династии Кейта, который правил империей Мали с 1307 года по 1332 год. Этот мудрый и справедливый правитель считается богатейшим человеком в истории - его состояние в пересчете на современные деньги оценивается примерно в 400 миллиардов долларов.

Путь на престол

Государственность Мали существовала довольно долго - примерно с VIII века н.э. Об этом периоде известно мало. Мы лишь знаем, что до начала XIII века Мали находилось в положении вассала другой крупной региональной державы - империи Гана. Но в 1076 году берберское государство Альморавидов разрушает Гану. Она распадается на множество маленьких племенных вождеств и княжеств, ни одно из которых не может претендовать на абсолютное лидерство. Но примерно в 1200 году талантливый Сундиата, глава рода жрецов-кузнецов Кейта, объединяет вокруг себя народ мандинке, и создает сильную державу. Мали покоряет окрестные государства и превращается в империю.

Сундиата Кейта создает динамично развивающуюся державу, экономика которой построена на транссахарской торговле золотом и солью, которых в западной Африке было очень много. Соль в те времена была предметом роскоши и продавалась за цены, сравнимые с ценами на драгоценные металлы. Из Мали в исламский и христианский миры поступали две трети всего объема золота и половина всего объема поваренной соли. Так что у империи Мали было целых два дорогостоящих товара, которые с удовольствием покупали арабы и продавали в дальние страны.

После Сундиаты Мали правили 8 царей. Многие из них приходили к власти путем дворцовых переворотов и заговоров. Но страна продолжала развиваться. Девятый правитель Мали Абубакар II отрекся от престола, построил многотысячный флот, и уплыл исследовать Атлантику. Но из плавания так и не вернулся. Некоторые историки полагают, что он приплыл в Америку, но доказательств этому нет. В 1312 на трон взошел его визирь, внук Сундиаты Муса Кейта, при котором Мали достигло пика величия.

Золотое путешествие

Исследователи полагают, манса Муса правил мудро и справедливо, покровительствовал ученым и поэтам. Но он бы не вошел в историю, если бы на 12 году правления не совершил паломничество в Мекку. Многие в исламском мире знали о богатстве Мали, но хадж Мусы раскрыл его подлинные масштабы. Император взял в путешествие более 12 тонн золота, которое щедро раздавал каждому встречному. По разным оценкам его сопровождало от 60 до 80 тысяч слуг, солдат и наложниц.

Логистика путешествия была отлажена так, что даже в самом центре Сахары Муса каждый день обедал океанической рыбой и свежими фруктами, которые ему подавали на льду и. Однажды жена повелителя захотела освежиться - и слуги вырыли ей бассейн прямо в пустыне, наполнили его водой из бурдюков, в которой искупалась императрица и 500 ее служанок.

В каждом городе, где султан был в пятницу, он распоряжался построить мечеть. Каждый день он освобождал одного раба. Арабские источники воспевают не только его богатство и щедрость, но и великодушие и праведность. Но манса Муса принес на Ближний восток и проблемы. Все это золото, которое он раздавал направо и налево, обесценило стоимость драгоценного металла в исламском мире на долгие годы, из-за чего сильно выросли цены.

Мали после хаджа

Путь обратно в Мали обернулся злоключениями. Экспедиция потеряла по крайней мере треть всех людей и верблюдов. Но император благополучно вернулся домой. Во время путешествия манса Муса потратил огромную часть казны государства. Но это не было шагом безумной расточительности, а осмысленным вкладом в престиж. Правители, которые увидели эту роскошную экспедицию, были счастливы заключить с императором Мали торговый договор.

А еще Муса привез с Ближнего Востока множество ценных специалистов: богословов, архитекторов и поэтов. Они составили основу огромного исламского научного комплекса, который был построен в Томбукту. Этот город становится культурным центром всей западной Африки. Самый известный из специалистов, привезенных во время этой экспедиции в западную Африку - это андалусийский архитектор испанского происхождения Ас-Сахили. Он построил несколько великолепных мечетей в Томбукту и заложил основания для уникального западноафриканского архитектурного стиля, который назвали его именем.

Но после смерти манса Муса в 1332 году, в Мали начался период стагнации. Дети Мусы не были так талантливы и умны. При его сыне, Магане I, войско народа моси разграбило и сожгло Томбукту. Постоянные набеги соседних племен, династические дрязги, расточительность и развращенность политической элиты приводят к закату империи.

Уже к концу XIV века прежде восхищенные арабские географы вообще перестают упоминать это государство в своих трудах. От империи отделяются провинции, которые становятся независимыми государствами. Одно из таких новых государств - Сонгай, к XV веку становится новым региональным лидером. Сонгай, туареги, другие враждебные княжества и племена окружают страну со всех сторон. И хотя еще в XVI веке султан Мали еще правит небольшой территорией, жители которой существуют вполне зажиточно, это - лишь тень того великого африканского государства, которое построил манса Муса.

Манса Муса

Манса Муса, или Канку Муса (Канку, или Конго, было именем его матери), был, несомненно, самым прославленным царем Мали. Несмотря на это, в западносуданской устной традиции о нем меньше песен и преданий, чем о Сундиате, хотя последний и не был известен в Европе.

В арабских хрониках манса Муса и время его правления, особенно его хаджж в Мекку, освещены довольно хорошо. Наиболее надежные и чаще всего цитируемые хронисты - это Ибн Фадлаллах ал-Омари, Ибн Баттута и Ибн Халдун (Ал-Омари, который писал свою хронику в 1342-1346 гг., очевидно, сам не встречался с мансой Мусой; среди его информаторов был, видимо, шейх Абу Сайд Усман ад-Дуккали, который, как известно, прожил в Мали 35 лет. Ибн Баттута путешествовал по Мали в 1352-1353 гг., то есть спустя 15 лет после окончания правления мансы Мусы. Ибн Халдуна часто считают наиболее авторитетным источником по истории Мали. Он объездил Северную Африку и реконструировал царские генеалогии Мали так хорошо, что и сегодня хронология этой страны по большей части основана на его сведениях. Наиболее сведущими его информаторами о мансе Мусе были ал-Хаджж Йунус, переводчик (может быть, посол Египта в Мали), и ал-Му"амар Абу Абдаллах ибн Хадиджа ал-Куми, который встретился с мансой в Гадамесе и даже примкнул к его свите, когда царь возвращался из хаджжа. Ибн Халдун родился в Тунисе в 1332 г., то есть за пять лет до конца правления мансы Мусы. Его исторические произведения, которые считаются самыми выдающимися для того времени, он писал в Египте в 1387-1400 гг. - Прим. авт. ).

Наиболее важные сведения о правлении мансы Мусы мы находим у его современников. Тем не менее время его правления датируется по-разному. Его начало чаще всего относят к 1312г., но об окончании у историков различные представления. По мнению большей их части, период власти мансы Мусы продолжался до 1337 г., но некоторые указывают 1332 г.

Время мансы Мусы обоснованно считается временем расцвета малийской империи. Важнейшей причиной распространения славы мансы Мусы за пределы Черной Африки, вплоть до Европы, был хаджж, который он совершил в Мекку в 1324 г. Историки единодушны в том, что манса Муса для того и совершил это путешествие, чтобы показать внешнему миру, и, прежде всего, арабским правителям побережья Средиземного моря, сколь богаты он и его страна. Несомненно, что черный царь, проделавший путешествие из далекой страны внутренней Африки через Сахару, произвел впечатление на народы и государей, через земли которых он шел. Его свита поражала своей численностью. По данным хроники «Тарих ал-Фатташ», в ней было 80 тысяч человек! (Хроника «Тарих ал-Фатташ» говорит не о 80, а о 8 тысячах человек в составе свиты мансы Мусы; но даже такое число представляется преувеличенным по крайней мере втрое в сравнении с обычным размером каравана через Сахару. - Прим. ред. )

Другая хроника, «Тарих ас-Судан», называет число на 20 тысяч меньше. Устная традиция повествует о 777 сотнях мужчин и 400 сотнях женщин. Поскольку царь знал, что путешествие с подобной свитой обойдется дорого, он взял с собой соответствующую дорожную казну: говорят, он вез тонны золота, частью в виде золотых посохов, частью золотым песком.

Хотя более или менее точные сведения о путешествии мансы Мусы можно получить из арабских хроник, устная традиция сохранила удивительные подробности об этом историческом событии.

Традиция, между прочим, упоминает по именам многих знаменитых людей из ближайшего окружения мансы Муссы (По фольклорным данным, к ближайшему окружению мансы Мусы принадлежали, между прочим, Тунку Магнума, любимый слуга жены мансы Мусы, Ниерибы Конде, женщина-рапсод, «сладкоголосая» Тунку Маниан, царские марабуты Кан Туре, Кан Кисе и гриот Сиримамбан; согласно Нианю, это был тот самый Сильман Бана, который, по данным хроники «Тарих ал-Фатташ», вел авангард в царском хаджже, и толмач Мамаду Куяте. - Прим. авт. ). О снабжении каравана и расписании его передвижения имеются необычайно точные сведения.

Авангард под предводительством гриота Силмана Бана состоял, по преданиям, из 500 рабов, в личное снаряжение каждого из которых входил наряду с прочим золотой посох. С начала путешествия расстояние между этим авангардом и основной частью путешественников сильно растянулось: авангард уже входил в Томбукту, а царь еще пребывал в своем дворце. Дело было не в медлительности мансы Мусы, а в том, что некоторые из его советников убеждали его покинуть столицу в субботу, которая приходилась бы на двенадцатый день месяца, а такая суббота наступила лишь после девятимесячного ожидания. И другой день недели памятен в связи с путешествием мансы: в каждом городе, куда он прибывал в пятницу, он приказывал строить мечеть.

Собираясь в путь, манса Муса взимал со своего народа как деньги, так и съестные припасы. Но в пути он питался не только тем, что увез из родной страны. Хронисты рассказывают, что даже в центре Сахары царь лакомился свежей рыбой и овощами, которые получал благодаря хорошо налаженной почтовой службе. Но не трапезы царя были наибольшей роскошью во время его путешествия: больше фантазии проявляла в использовании своего положения жена мансы Ниериба Конде. Ее расточительные капризы упоминаются как в хрониках, так и в устной традиции.

Едучи долго по песчаной пустыне, Ниериба Конде в один прекрасный вечер заявила мужу, что страдает ужасным зудом и ей во что бы то ни стало надо выкупаться, причем предпочтительно в проточной воде. Несколько обескураженный неуместной просьбой царь вышел из своего шатра и пошел совещаться с фама - начальником группы. Мигом было разбужено 8700 человек царской прислуги, и они принялись копать бассейн для царственной супруги!

Согласно хронике, на следующее утро первые лучи солнца могли уже играть в воде этого бассейна, выкопанного среди песчаной пустыни. К общему восторгу, в нем были даже такие же водовороты, как в Нигере, о котором так мечтала царица. Водовороты возникали, когда в водоем лили воду из бурдюков.

Фама, выполнивший эту строительную задачу, сиял довольный и возносил славу Аллаху и царице. Возможно сильно преувеличивая, Махмуд Кати сообщает в «Тарих ал-Фатташ», что царица въехала в бассейн на спине мула и вместе с нею туда с восторженными криками бросились купаться 500 девушек ее свиты.

Устная традиция рассказывает об этом эпизоде несколько иначе, хотя и в ничуть не более достоверной форме: супруга мансы Мусы выкупалась не в бассейне, выкопанном людьми, а в озере, которое появилось по воле Аллаха в ответ на молитвы царя!

Манса Муса пересек Сахару, пройдя через соляные копи Таоденни, то есть через Валату, Туат и Тегаззу. Важнейшим местом остановки в пути был Каир, и именно оттуда распространились по всему миру рассказы о богатстве мансы Мусы. Как сообщает ал-Омари, даже через 12 лет после хаджжа в Каире хорошо помнили его щедрость.

«Этот человек волной излил свою щедрость на весь Каир. Во всем султанате не было ни одного придворного или другого чиновника, который не получил бы от него подарка золотом. Как славно он держал себя, какое достоинство, какая скромность!»

Манса Муса отличался воистину царским достоинством, хотя не умел ни читать, ни писать по-арабски и на советы всегда ходил с переводчиком. При каирском дворце мансу Мусу засыпали вопросами. Он успел рассказать египтянам и о плавании своего предшественника, и о границах своей земли, которые он несколько преувеличивал: он сказал, будто земля его столь огромна, что нужен целый год, чтобы пересечь ее. Он говорил также о ее золотых и медных приисках и о соседних народах. Когда один из придворных назвал его по ошибке царем Текрура, он несколько рассердился, сказав: «Текрур - это лишь часть моих владений» .

И каирскому султану манса Муса сумел продемонстрировать свое достоинство: он отказался совершить челобитие. «Почему я должен делать так?» - рассердился он, но тут же проявил находчивость, с тем чтобы сохранить свой престиж и вместе с тем исполнить требования этикета. Оказавшись перед султаном, он коснулся лбом пола, но при этом воскликнул, что кланяется Аллаху, сотворившему его, и владыке мира.

Каирские купцы бесстыдно спекулировали на доброжелательности мансы Мусы и его свиты, их прямой неосведомленности: за товары, которые хотели приобрести малийцы, купцы заламывали непомерные цены, а те безропотно платили. Малийское золото, которое шло на покупку тканей, рабынь и певиц, подорвало экономику Каира, поскольку неожиданное его изобилие поколебало установившуюся систему цен. Ухудшились и отношения малийцев с каирцами, поскольку манса Муса в конце концов понял, что его и его спутников водят за нос.

Царская щедрость к добру не привела: деньги Мусы и деньги, накопленные поколениями его предшественников, кончились, и ему пришлось брать в долг у одного каирского купца. Тот, впрочем, ничего не имел против: доверие к черному царю в Каире было велико. Всего своего состояния манса Муса в Каире, однако, не растратил. И поныне в Мали живы предания о том, как манса Хадж Муса, то есть царь-паломник Муса, позже, в Мекке, покупал дома и земли для черных пилигримов.

Как по устным преданиям, так и по арабским хроникам, у мансы Мусы была репутация правоверного мусульманина. Но наряду с этим легенды из Диомы и Хаманы рассказывают, что по возвращении из Мекки он вез с собой 1444 фетиша (Число 1444 нельзя принимать буквально, это просто указание на большое количество. Оно повторяется и в других местах устной традиции Западного Судана, в частности в легендах о Сундиате.

Почти все цифры устной традиции, особенно большие, следует принимать условно. - Прим. авт.), а это значит, что он не полностью отказался от анимизма. Ниань, правда, подчеркивает, что «фетишами» могли быть и те священные книги, которые он во множестве приобрел в Каире и Мекке. Во всяком случае, есть основания верить, что, хотя манса Муса и был законопослушным мусульманином, большая часть малийского народа сумела сохранить своих анимистических богов. Рассказывается, что сын мансы Мусы в конце концов отказался от веры отца и вернулся к старым богам своего народа.

Согласно рассказу ал-Омари, манса Муса, у которого было войско из 100 тысяч пехоты и 10 тысяч всадников, ни на каком этапе не пытался начать священную войну против живущих на юге «неверных». Он, видимо, пришел к выводу, что мирное сосуществование с племенем дьялонке, стерегущим золотые россыпи, наилучшим образом обеспечивает непрерывность золотого потока.

И с племенами, живущими в зоне лесов тропических дождей, манса Муса вел выгодную торговлю, привозя оттуда в числе прочего орехи кола и пальмовое масло. Некоторые соседние страны, и прежде всего государство народа моси, занимавшее земли в излучине Нигера, могли бы, по всей вероятности, и дать должный отпор в случае, если бы манса Муса начал войну за веру.

Хотя манса Муса и придерживался веротерпимости, он видел в исламе важный фактор подъема уровня культуры народа. Арабские хронисты так превозносят стойкость мансы Мусы в вопросах веры, что историки считают это основанием полагать, что при нем учение Корана было обязательным в столице.

Манса Муса вернулся из Мекки в Мали в 1325 г. Обратный путь шел через Гадамес и Агадес. Царя, который, экономя носильщиков, путешествовал на спине верблюда, сопровождали учителя ислама, ученые и знатоки шариата. Человеком, который проводил в этом обществе многие часы, был уроженец Гранады, архитектор Абу Исхак, более известный под именем ас-Сахели.

Будучи на службе у мансы Мусы, он построил в Томбукту, который в этот блестящий период истории Мали стал важнейшим центром изучения ислама, мечети Джингеребер и Санкоре, а также мадугу - королевский дворец. Ас-Сахели положил начало новому стилю строительства в Западном Судане - «сахельскому», или «стилю мансы Мусы», от которого, правда, мало что уцелело, потому что войны, особенно в XVI в., погубили эти здания. Но несомненно, что ас-Сахели был первым в Западном Судане архитектором, который пользовался при строительстве обожженным кирпичом (Обожженный кирпич не получил широкого распространения в Западном Судане; для так называемого «суданского стиля» в архитектуре характерны как раз постройки из сырцового кирпича. - Прим. ред. ).

Когда манса Муса еще только возвращался из Мекки, он получил известие, что его младший военачальник Сагаманджа завоевал город Гао - центр народа сонгай. Услышав это, царь изменил маршрут, чтобы ознакомиться со своими новыми владениями и укрепить там свое положение. В Гао в то время правила династия За, или Дья.

Чтобы заручиться верностью нового вассала, манса Муса забрал с собой двух сыновей дья Ассибоя - Али Колена и Сулеймана Нари (По более заслуживающим доверия сведениям, взятие заложниками Али Колена и Сулеймана Нари имело место полувеком раньше, около 1275 г., когда и был подчинен власти малийских правителей город Гао. - Прим. ред. ).

Отправляясь в Мекку, манса Муса назначил регентом своего сына - мансу Магана. Согласно данным ал-Омари, манса Муса намеревался по возвращении домой отказаться от короны в пользу сына и вновь уехать в Мекку, чтобы жить поближе к святым местам ислама, но этот замысел остался неосуществленным, поскольку, согласно тому же ал-Омари, манса Муса умер прежде, чем успел отречься от престола.

Это краткое сообщение ал-Омари возбудило среди ученых много споров, так как находилось в противоречии с другими сведениями о кончине мансы Мусы. Обычно говорится, что царь вернулся из хаджжа в 1325 г. и, следовательно, он, согласно ал-Омари, умер в то же время (Сведения ал-Омари подкрепляют сообщение Ибн Халдуна, что манса Муса умер прежде, чем успел заплатить свои долги каирским купцам. Однако и это сообщение нельзя считать неоспоримым, так как Ибн Баттута и ал-Омари дают понять, что долг был все же уплачен. - Прим. авт. ). Но Ибн Халдун со своей стороны утверждает, что манса Муса хотел установить контакт с султаном Феса в Марокко, Абу-л-Хасаном, чтобы поздравить его с победой в битве при Тлемсене, а так как битва произошла лишь в 1337 г., значит, манса Муса в это время был жив.

Но, отправив посланцев в Фес, манса Муса, видимо, скоро умер, ибо посланцы Абу-л-Хасана, которые отправились в Мали с ответным визитом, встретились уже не с Мусой, а с мансой Сулейманом (Ибн Халдун сообщает, что посланцы Абу-л-Хасана встретились с мансой Сулейманом, который был, по его мнению, сыном мансы Мусы. Это ошибка: манса Сулейман был братом, а не сыном мансы Мусы. Некоторые утверждают, что речь идет не о мансе Сулеймане, а о Магане, действительно сыне мансы Мусы, который царствовал после его смерти четыре года. Но более вероятным представляется, что хронист ошибся в определении родственных отношений, а не в имени царя, поэтому считается, что речь идет все же о мансе Сулеймане, а не о Магане. - Прим. авт. ).

Между этими визитами, однако, прошло по меньшей мере пять лет, так как мансе Мусе наследовал его сын Маган, и только после четырех лет его правления царем стал брат Мусы - манса Сулейман, который и дал аудиенцию посланцам марокканского султана. Таким образом, упоминание ал-Омари о смерти мансы Мусы сразу после хаджжа недостоверно, и знаменитый царь Мали умер только в 1337 г.

При мансе Мусе, во времена наивысшего расцвета Мали, государство простиралось с востока на запад от лежащей в пустыне Тадмекки до побережья Атлантики, а на юге-до пояса влажных тропических лесов, то есть включало в себя территорию современных Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Мавритании и Мали. Древнее Мали было в свое время самым могущественным государством Западной Африки. Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами. Прежде всего, в стране находилась часть золотых копей Западного Судана, то есть они были под прямым контролем мансы Мусы. В этом решающее отличие Мали от древней Ганы - цари Ганы не имели прямого контроля за добычей золота. Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие караванные пути Западной Африки и взимал дополнительные пошлины с товаров, поступавших с побережья Средиземного моря. И, наконец, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил мир. Отчасти это зависело от размеров войска Мали: у царя было 100 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы. В то же время на мирную ситуацию влияла терпимость властелина, которую часто прославляют в хрониках. Манса Муса стремился сохранять хорошие отношения с малыми народами своей страны, особенно с теми, которые имели значение для экономики государства, а также с соседями, прежде всего с султанами Феса и Египта, которым он, как известно, посылал княжеские подарки, дабы сохранить мир. Даже присоединение к Мали территории Гао не нарушило спокойствия потому, что правитель Гао дья Ассибой, видимо, понял, что ему не удастся отразить войска мансы Мусы, и решил без кровопролития согласиться на уплату дани в знак своей вассальной зависимости. Следствием контроля над торговыми путями было возникновение новых торговых центров в Мали. После поражения Ганы торговые центры переместились из Аудагоста и Кумби-Сале в Томбукту, Дженне и Гао. Томбукту был при этом не только торговым центром, но и средоточием мусульманского просвещения, что привлекало туда ученых мужей и исследователей даже из стран Средиземноморья. О богатстве Мали во времена мансы Мусы имеются в высшей степени интересные сведения. Некоторые историки приводят даже весьма точные цифры, в частности Ниань пишет, ссылаясь на Р. Мони, что манса Муса собрал по своей стране для хаджжа 12 750 кг золота. Другие довольствуются более общими данными. Но, во всяком случае, исторически достоверно, что благодаря богатствам Мусы цена золота в Каире упала и потребовалось двенадцать лет, чтобы цены на золото в этом важнейшем торговом центре начали стабилизироваться. Кое-что о богатстве Мали можно узнать из тех наиболее надежных сведений о жалованьях и ценах, которые дошли до нашего времени. По данным ал-Омари, при малийском дворе годовое жалованье придворных («достойных людей») составляло 50 тысяч мискалей, что эквивалентно 236 кг золота, если за основу подсчета взять наибольший размер мискаля - 4,729 г, а если брать его наименьший размер - 3,54 г, то это составит 177 кг. Какая бы из этих цифр ни была верной, ясно, что речь идет о весьма значительной сумме; сверх того многие высокопоставленные особы получали от государя лошадей, парадные одежды и земли. Важно упоминание о лошадях, ибо в Западном Судане они особенно высоко ценились. Точных сведений о стоимости лошадей в те времена нет, но достаточно сравнительных данных, чтобы вычислить соотношение цен. По словам Раймона Мони, за одну покупаемую у португальцев лошадь платили от 7 до 15 рабов (рабов португальцы предпочитали золоту), а один взрослый раб стоил в Судане в XVI в. от 50 до 80 мискалей. Хотя цены относятся к разным векам, но если их рассматривать как ориентировочные, тогда можно подсчитать, что во времена мансы Мусы лошадь стоила от одного до двух с половиной килограммов золота. Если вспомнить, что в войске мансы Мусы было 10 тысяч всадников, легко представить, во что обходилось его содержание. Несомненно, что часть лошадей манса Муса получал в качестве дани от вассалов, но нередко за них приходилось платить дорогую цену - рабами или золотом. Манса Муса был человечен по отношению к рабам. Только в авангарде во время хаджжа их было 500 человек, и, как говорят, он освобождал каждый день по одному рабу в знак своего милосердия. Это свидетельствует о том, что рабов было чрезвычайно много. В самом освобождении рабов, естественно, отражалось отношение царя к этому вопросу. Конечно, речь здесь шла о завоевании популярности, но ведь, с другой стороны, ничто не заставляло мансу Мусу делать это - положение африканских царей в их обществе было достаточно непререкаемым. Раздача наград, будь то золото, дорогие лошади или дарование свободы, была направлена в конечном итоге на поддержание всей государственной системы в целом. Поскольку Мали (как и Гана) не было однонациональной страной, единство государства необходимо было сохранять с помощью сильной государственной власти. В этом манса Муса преуспел больше, чем его преемники. Невозможно точно определить, какую долю в организацию управления внес Сундиата и какую - Муса. Арабские хронисты склонны относить все заслуги в этом отношении на долю Мусы; историки нашего времени - в первую очередь африканские - склонны подчеркивать роль Сундиаты как создателя правительственной системы. Во всяком случае, манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников. Во главе земель стояли фарба, а городов и деревень - мокрифи. Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором абсолютной властью пользовался царь. Манса Муса мог бы пользоваться властью по собственному произволу, столь бесспорным было его положение. Но следует помнить, что и африканское общество в те времена могло реагировать весьма действенно, если правитель начинал вести себя как слабоумный: "Халифа был быстро низвергнут, когда начал расстреливать из лука своих подданных", - даже самодержец не мог поступать столь произвольно. Манса Муса восхищался стилем и блеском стран Средиземноморья, и это отражалось на его одежде, на украшении построек дворца и столицы. Ал-Омари пишет, что при дворе Мали носили на арабский манер тюрбаны и белоснежные одежды, сделанные весьма искусно из местных хлопчатобумажных тканей. Царь выделялся среди придворных своими пестрыми одеяниями, что, по мнению ал-Омари, свидетельствовало о его дурном вкусе: «Царское одеяние отличалось тем, что царь спускал на лоб конец тюрбанного полотнища и что его штаны были сшиты из 20 полос, никто другой не рискнул бы одеваться подобным образом». Ал-Омари описывает трон Мансы: «Султан той страны сидит в своем дворце на большом помосте, по бокам которого расположены бивни слона... Его золотое оружие рядом... Позади него толпа сыновей царей его страны... Один из них держит шелковый зонт с золотыми навершием и птицей». Совсем иной и, очевидно, фантастический портрет мансы Мусы нарисовал еврейский картограф с Майорки Абрахам Крескес, который в 1375 г. вычертил так называемую Каталонскую карту. Важно то, что на ней вообще изображен манса Муса, ведь внутренняя Африка не интересовала европейских картографов. Зато на карте Крескеса на месте Западного Судана нанесены местные названия, которые можно идентифицировать: Сигилмесса - Сиджилмаса; Геу-Геу - Гао-Гао, Гинея - Гвинея; Тенбух - Томбукту. Манса Муса, правда, нарисован так примитивно, что трудно понять, как некоторые историки рискнули по этому рисунку строить предположения о том, как выглядел царь на самом деле. Он сидит на троне европейского типа, и по лицу скорее европеец, чем африканец, хотя пририсованная художником борода мешает разглядеть лицо. На голове царя не тюрбан, а золотая корона европейского типа. В правой руке у него держава, конечно золотая, а на левом плече лежит золотой скипетр. Эти золотые инсигнии власти позволяют понять, почему он вообще появился на карте: слухи о его богатстве достигли, следовательно, Европы или хотя бы Майорки 40 лет спустя после его смерти. Но одна действительно точная деталь на Каталонской карте все же есть: слева от царя Мали нарисован араб на верблюде: это купец, который, совершенно очевидно, едет к мансе Мусе для заключения торговой сделки.



Похожие публикации