Митрополит мануил лемешевский биографический очерк. Из дневника (мтр

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

«Неоднозначность личности митрополита Мануила (Лемешевского)»

Реферат подготовила:

учащаяся III курса

Профессионального училища № 33

Красноармейского района

Самарской области

Куракина Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

Профессионального училища № 33)

Григорьева Марина Николаевна

с. Красноармейское

1. Введение_____________________________________________________ стр. 3

2. Основная часть:________________________________________________

а) начало пути;_________________________________________________ стр.4-5

б) борьба с обновленческим движением;___________________________ стр.6-7

в) тернистый путь; _____________________________________________ стр.8

г) деятельность Митрополита Мануила в Куйбышевской и

Сызранской епархии; _________________________________________ стр.9-11

д) вопрос о канонизации_________________________________________ стр.12-14

3. Заключение ___________________________________________________ стр.15

4. Список литературы_____________________________________________ стр. 16

5. Приложение __________________________________________________ стр.17

1. Введение

Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский…

Эта работа посвящена жизни и деятельности местночтимого подвижника Самарской земли митрополита Мануила. Будучи крупнейшими агиографом и богословом, он имел необыкновенную популярность среди простого народа.

Цель работы: собрать достаточную и объективную информацию о жизни митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила, показать неоднозначность его личности, вызвать размышления о таких понятиях, как честь, преданность, святость.

Методы решения проблемы: во время работы возникли трудности, связанные с тем, что воспоминания разных лиц о митрополите Мануиле (Лемешевском) очень скупы и отрывисты. Информация с иллюстрациями материала о митрополите Мануиле была собрана из книг, газет, а так же в результате посещения храма в с. Воскресенка и кафедрального Собора (Покровский собор) в г. Самаре.

Реферат можно использовать на классных часах, на уроках литературы, истории, Основ Православной культуры и родственных дисциплин, а так же как материал для краеведческого (исторического) музея.

Актуальность: в 2007 году в Москве было создано христианское библиографическое общество имени митрополита Мануила (Лемешевского) . Общество ставит перед собой задачу продолжения библиографической деятельности известного церковного филолога и историка митрополита Мануила (Лемешевского), возрождения лучших традиций христианской библиографии и филологии. Имя митрополита Мануила известно не только в России, но и за рубежом. Нам же просто нельзя не знать о подвижнике, последние годы жизни которого прошли на Самарской земле. В то же время мы должны знать и о неоднозначности личности митрополита Мануила, разном отношении людей к его жизни и деятельности.

Работа не является завершённой. На 15 страницах реферата невозможно полно осветить все стороны личности и деятельности митрополита Мануила. Требуется дополнительная работа с архивными документами, свидетелями событий… В дальнейшем материал можно расширить исследованиями антиобновленческой деятельности или борьбы с "иосифлянским движением" в Церкви митрополита Мануила, изучением его библиографической деятельности, научных трудов, можно более подробно рассмотреть и вопрос о канонизации.

2. Митрополит Мануил, исповедник и историк Русского Православия, нашёл своё последнее пристанище в кафедральном Соборе Самарской (Куйбышевской) епархии (Покровский собор). «Живые цветы на надгробном камне могилки – доказательства величайшего уважения и веры самарцев в святость своего митрополита, - писала в книге "Подвижники Самарской земли" Ирина Шестун. - А кто был в Покровском соборе 12 августа, в день памяти митрополита Мануила, знает, сколько людей приходят почтить его память, и видит, что люди помнят и любят своего молитвенника».

Начало пути

Митрополит Мануил (Виктор Викторович Лемешевский) родился в 1884 г. в городе Луге Петроградской епархии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались глубокой религиозностью. Мать владыки Вера Ивановна была дочерью известного литератора И. Д. Градусова. Для постоянного поддержания религиозной жизни семья имела духовников, которые оказали на юного Виктора большое влияние. В 1894 году родители определили его в Николаевскую классическую гимназию в Либаве. Осенью 1903 года он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (ушёл в 1910 г. с последнего курса). Во время учёбы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями (автор романа-дневника «На пути к иному миру» (СПБ, 1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПБ, 1909)). Будучи студентом, Виктор Лемешевский проявил особый интерес к библиографии. Молодой студент составлял каталоги библиотек (частных и общественных), организовал в университете библиографический кружок под руководством лингвиста Э. А. Вольтера, занимался теорией и историей библиографии, консультируясь у библиографов А. М. Ловягина, Д. Торопова, Н. М. Лисовского, сотрудничал с библиографами в реализации больших проектов Академии наук. С 1906 – 1917 гг. он состоял членом Русского Библиографического общества, созданного при Санкт-Петербургском университете, опубликовав при этом две работы: «Опыт описания библиографической карточки» (1907); «Международная библиография и её будущее» (1908). Примерно в этот же период им был разработан план учреждения Русского Библиографического института.

Неожиданно для многих, молодой Виктор решился уйти из мирской жизни и принять обет монашества. Что послужило причиной такого важного решения? Ответ на этот вопрос оказался достаточно прост. Летом 1909 года серьёзно заболел брат Виктора Павел, и было мало надежды на его выздоровление. Тогда Виктор дал обет принять монашество, если умирающий брат пойдёт на поправку. И чудо действительно произошло. (Позже Павел Викторович станет морским офицером и всю жизнь свяжет с советским флотом.) В апреле 1910 года Виктор поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии, где был пострижен в рясофор. 2 июня 1911 года был пострижен в монашество с именем Мануил (что означает «Божие определение»), 11 декабря 1911 года – рукоположен в иеродиакона, а спустя полгода – в иеромонаха. С августа 1912 года по август 1916 года Мануил Лемешевский служил помощником начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии, расположенной в Семипалатинске. Там отец Мануил начал составлять каталоги библиотеки Миссии, сотрудничал в создании «Сибирского патерика», предпринятого архиепископом Омским Сильвестром (Ольшевским), а главное – начал сбор материалов для иконографии «Знаменья Божьей Матери», в связи с готовящимся прославлением местной Абалакской иконы. К этой работе на протяжении своей жизни он возвращался несколько раз, расширяя тематические границы до проекта «Иконография Божьей Матери» и «История иконописания в Сибири». Реализация проекта потребовала работы в библиотеках и архивах Омска и Семипалатинска в 1914-1916 гг., причём объём учтённых отцом Мануилом публикаций по данной теме составил более 2000 названий.

В 1916 году иеромонах Мануил поступил в Петроградскую Духовную Академию, где вскоре (1917г.) стал помощником библиотекаря и создал несколько тематических библиографий – Сербской Церкви, церковной археологии, инословных исповеданий. Одновременно он составил карточный предметный указатель к каталогу книжного магазина И. Л. Тузова, а также указатель литературы о монашестве и монастырях.

В августе 1918 г. отец Мануил был отправлен в Олонецкую епархию, где занимался обследованием и описанием памятников местной церковной старины. 15 августа назначен настоятелем Свято-Троицкой Приморской пустыни (не принят братией). В этом же году –настоятелем Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде. С 4 сентября (утверждён 20.09.) 1919 года – настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улице близ Литейного проспекта. В 1920 г. основал при ней Спасское братство. Но даже при такой загруженности различными церковными послушаниями, он не оставлял своих библиотечных и библиографических трудов. С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. В 1920 году окончил высшие библиотечные курсы в Петр граде, а также восстановился в Петербургском университете. В 1921–1923 гг. – преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В1922 - 1923 годах был арестован. В 1923 году, будучи в Петрограде, в своём пастырском послании иеромонах Мануил пророчески писал: "Свершилось многое из того, о чем я предупреждал вас: темные мрачные тучи надвигаются на нас, мне предречена ссылка, храм наш закрыт, закрыта Святая Чаша... Церковь Православная тайно уходит в подвалы, чердаки и катакомбы, в расщелины, в пустынные, безлюдные места, спускается снова вниз и образуется тайно. Она уходит в себя, оставив в себе благодать Святого Духа и благоволение Божие на сей новый подвиг, - свершилось".

Борьба с обновленческим движением

Отец Мануил решительно выступил против обновленческого движения. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). С 21 сентября 1923 года Мануил - архимандрит. С 23 сентября 1923 года - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (ввиду отказа принять её Феодором (Поздеевским)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения …»

Русь уходящая: Рассказы митрополита Александрова Т Л

Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения по архиерейским кафедрам. Митрополит Мануил был тогда в Саратове и послал телеграмму на имя Патриарха: «видел в сонном видении, что меня назначают на Ленинградскую кафедру». А в тот же день ему уже была отправлена телеграмма, извещавшая о назначении его в Чебоксары, так что, <199> можно сказать, эти две телеграммы встретились в дороге. В Патриархии потом шутили: «Безумне! Не веси, яко в сию же нощь будеши в Чебоксарах!»

У меня отношения с ним были хорошие, но в последний год своей жизни он устроил мне небольшой «скандал». «Что вы - говорит, - меня в календаре таким страшным напечатали?». А он и вправду был страшный: аскет, но уж очень изможденный. Я отговариваюсь: «Простите уж: фотографию такую прислали!» - а он не отступает. Хотелось мне ему сказать «неча на зеркало пенять..», но промолчал - и, слава Богу, правильно сделал. Так что, насчет моих с ним отношений душа моя спокойна.

Снычева же в Патриархии просто не воспринимали всерьез. В семинарии у него было прозвище «Ванька–хлыст», данное ему за его экзальтированность. Такой же был наш Дмитрий Дудко. Но нельзя отрицать, что оба они - и Мануил, и Иоанн - были люди искренние.

Что касается позднейшей деятельности митрополита Иоанна, у меня она вызывает некоторое чувство настороженности, т. к. за ней мне видится чья–то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушных верующих людей.

Из книги Помоги, Господи, изжить гордыню автора Автор неизвестен

Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский О гордости и смирении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На пути нашего с вами, возлюбленные братья и сестры, восхождения по ступеням духовного совершенства часто встречается то, что препятствует этому восхождению,

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

4. Митрополит Даниил Для московской книжной среды характерна фигура митрополита Даниила (1522–1539), многократно упоминавшегося уже в настоящей работе. Его церковно–политическая деятельность и его сочинения подробно освещены в одной из лучших монографий по истории

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Новгородский митрополит Питирим тихо удалился в свою епархию, где вынужден был вести борьбу с реальным влиянием Никона, которого он столь активно помогал низвергнуть. Кто знает, какие мысли одолевали Новгородского митрополита, убедившегося в полной зависимости

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Иоанн митрополит Киевский и Всея Руси, святитель Святой Иоанн в сане митрополита прибыл в Киев в 1080 году и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преподобный Нестор (память 27 октября/9 ноября), его современник, говорит о нем: «Этот муж, сведущий в книгах, искусный в учении,

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Святитель Иоанн, митрополит Киевский (+ 1089) Память его празднуется 31 авг. в день преставленияСвятитель Иоанн стал митрополитом Киевским в 1080 г. По словам прп. Нестора Летописца, который его знал, он был «муж, сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святыхСвятитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей.

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

14. Митрополит Агафангел В Ярославле, в октябре 1928 г., скончался высокопреосвященный Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский.Владыка Агафангел, в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, уроженец Тульской губернии, родился 24 сентября 1854 г. По окончании

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Митрополит Мануил (Лемешевский). Преображение души (Избранные места из дневниковых записей) Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. (Откр. 3, 19).Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что страдало и трепетно билось в

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Вениамин (Федченков) Отец Иоанн Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем. Начинаю писать в

Из книги автора

Митрополит Иоанн (Снычев) и апологетика священного царства Современное царебожничество опирается главным образом на апологетику Ивана IV, которая содержится в книге покойного митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие Духа» – книге, которую можно назвать «библией»

Из книги автора

Император и митрополит Митрополит Платон рассказал следующий случай из своей жизни: «Когда я служил на Дону, мне явился император Николай Павлович, это было в конце сорокоуста по скончавшемуся государю. Я сидел у себя дома и читал проповедь одного священника. Время

Из книги автора

Митрополит и царь Смиренный, кающийся грешник в очах Божиих несравненно выше праведника, который много думает о своей праведности. Смирение, по слову святого Иоанна Лествичника, может и из бесов сделать ангелов. Из многочисленных примеров такого обращения погибающих

Из книги автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

"От плод их познаете их".
Митрополит Мануил (Лемешевский).

Митрополит Мануил (Лемешевский Виктор Викторович) родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии в семье податного инспектора-дворянина в чине коллежского советника.

В 1903 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1910 году ушел с последнего курса, прослушав полный университетский курс.

С 29 апреля до 29 июня 1910 года – послушник в Николо-Столбенской пустыни в Тверской губернии.

В 1916 году поступил в Петроградскую Духовную академию.

В 1918 году окончил ее.

Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде – для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые люди. К нему льнул "мелкий люд". Они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи – у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом.

29 июня 1922 года он был арестован по делу "Православных братств", инспирированному обновленцами.

Нам неизвестно, обманом или насилием воздействовало на него следствие. Быть может, были не только угрозы, но и доведение до невменяемого состояния, но на следствии отец Мануил дал показания о православных братствах Петрограда.

Приговор: 3 года исправительно-трудовых лагерей.

21 сентября 1923 года в Московском Свято-Данииловом монастыре епископом Феодором (Поздеевским) возведен в сан архимандрита.

23 сентября 1923 года в Москве в церкви святого великомученика Дмитрия Солунского на Благуше Святейшим Патриархом Тихоном с архиереями был хиротонисан во епископа Лужского.

Был назначен временно управляющим Петроградской епархией. Патриарх Тихон, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: "Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию".

В течение четырех месяцев Епископ совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей Церкви, привлек на свою сторону многих прихожан.

К моменту приезда епископа Мануила в Петроград из 123 приходов города 115 находилось в обновленчестве. За 144 дня управления епархией епископом Мануилом из этих 115 приходов 83 вернулись в ведение Патриарха.

Вот свидетельство о тех днях, о тех деяниях: "Самым замечательным во всей этой "мануиловской эпопее" было то, что ни у кого (ни у самого Владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в два-три месяца Епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в Епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них как о лучших мгновениях своей жизни".

Да, великая духовная сила царила в этом Божием сосуде, в епископе Мануиле. И этой духовной силой был свет Православия. Известно о его дружбе с пребывавшим тогда в Александро-Невской лавре преподобным Серафимом Вырицким.

Разошедшееся большими тиражами в наши дни духовное произведение "От Меня это было", по мнению многих принадлежащее преподобному Серафиму, по мнению других написано владыкой Мануилом. Мы не можем встать ни на чью сторону. Один Бог знает. Наверное владыка Мануил и отец Серафим о многом беседовали, и, вполне возможно, это духовное произведение – плод их общения. Стиль изложения ближе к стилю митрополита Мануила. В старые времена была традиция писать не только от своего имени, но и от имени своего учителя, своего духовного наставника (слышанное от него), каким был в лавре ее духовник старец Серафим (Муравьев). Но очевидно, что авторство здесь не столь уж важно. Ибо был этот текст от Того, Кто Один имеет власть сказать нам такие слова.

Обновленцы требовали ареста Владыки, называя возглавлявшееся им движение "мануиловщиной".

С сентября 1924 года по ноябрь 1927-го отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения.

В 1927 году высказал свою лояльность к политике митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года был задержан из-за обнаружения при обыске рукописей в Кемперпункте при отъезде из Соловецкого лагеря к месту ссылки в Архангельск.

Был отправлен в Москву, освобожден под подписку о невыезде.

Проживал в Московском Свято-Данииловом монастыре. Даниловскими епископами-исповедниками был принят в число свое. Известно, что даниловцы отступников отнюдь не принимали, а значит и нельзя утверждать, что владыка Мануил отошел от исповеднического движения или был виновен в сотрудничестве с властью и ее ГПУ.

С 28 апреля по 2 мая 1928 года находился в Ленинграде. Боясь церковного раскола, высказал свою поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и не принял "иосифлянскую" оппозицию, поддерживал новоназначенного митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова).

Но в 1930 году сам прекратил произношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергий (Страгородского) за Богослужением. Причиной разрыва послужило данное митрополитом Сергием корреспондентам иностранной печати в Москве интервью, содержавшее искаженную информацию о положении Русской Православной Церкви в СССР.

30 января 1930 года владыка Мануил подал прошение об уходе на покой. Прошение было удовлетворено.

В 1931 году формально воссоединился с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием.

Коллегией ОГПУ СССР был обвинен в том, что, "являясь активным участником к/р организации церковников "Истинно-Православной Церкви", принимал активное участие в руководстве к/р деятельности этой организации".

3 марта 1934 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по групповому "делу еп. Мануила (Лемешевского) и др., 1934 г." в "участии в контрреволюционной церковно-монархической организации".

В 1934-37 годах – в заключении в Мариинских лагерях (Сиблаг) в Новосибирской области.

С 24 февраля 1937 года, после освобождения, жил в Московской области: в совхозе Орлово-Розово, в Дорохове, Фирсановке, Завидово.

По просьбе протоиерея Сергия Мечева тайно рукоположил нескольких священников.

2 мая 1939 года был арестован ГУГБ НКВД СССР в поселке Завидово за то, что "являлся участником нелегальной антисоветской организации и проводил антисоветскую деятельность".

15 сентября 1944 года, будучи в заключении, "дал откровенные показания об известных ему фактах а/с деятельности церковного подполья и назвал целый ряд лиц, причастных к этому подполью".

Зная о бесчеловечных изощренных жестокостях, а еще о бесовской психологической обработке в НКВД, о лжи и коварстве чекистов, осудить владыку Мануила за эти "показания" может только преднамеренно недобросовестный исследователь и предвзятый человек, лишенный не только христианского сострадания, но и простого желания вникнуть в суть и ход происходившего тогда. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший эту же систему издевательств, как врач описал состояние подследственного и убедительно с медицинской точки зрения показал, что человек просто не может контролировать себя, подвергаемый системе нечеловеческих пыток.

С ноября 1944 года владыка Мануил находился в Тамбове в распоряжении Тамбовского архиерея – архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

До июля 1955 года содержался в Потьминских лагерях, поселок Явас, Мордовская АССР.

В лагере занимался плетением рыболовных сетей, затем был каптером.

В общей сложности владыка Мануил провел в тюрьмах, ссылках и лагерях двадцать пять лет.

Когда кафедральный протодиакон впервые возгласил его Куйбышевским, многие прихожане осенили себя крестным знамением со слезами радости.

Богатый духовный опыт, постоянная работа над собой и строгая аскетическая жизнь митрополита Мануила привлекали к нему сердца людей, жаждущих получить от него мудрый совет, благословение и молитвенную помощь.

Был отстранен от церковной деятельности как не отвечающий интересам государства.

12 августа 1968 года митрополит Мануил (Лемешевский) скончался в городе Куйбышеве (ныне Самара).

Место захоронения – притвор кафедрального собора во имя Покрова Божией Матери в Самаре.

Чин погребения возглавил митрополит Пимен (Извеков), будущий Патриарх.

Говоря о митрополите Мануиле, надо иметь ввиду, что протоколы допросов тех страшных лет, написанные рукой полуграмотного следователя, не могут быть обвинением. И написанное его собственной рукой под надзором извергов ставить в вину Владыке просто бесчеловечно и непорядочно. Оказываясь на свободе, владыка Мануил разыскивал непоминающих митрополита Сергия (Страгородского), устанавливал с ними контакты и тайно рукополагал им священников.

Говорят, что названные им на допросах люди были расстреляны. Быть может и так – но только лишь "быть может". Потому что не всегда нужно верить слухам, потому что известно, что при жизни владыку Мануила постоянно сопровождала клевета, окружает она его память и по смерти. Насколько он виновен, судить не нам – на то Суд Божий. Нет людей безгрешных. Мы же можем судить о нем по плодам, ибо "от плод их познаете их" (Мф. 7, 16). А плоды таковы.

Первый: его отличала любовь. Второй: это был подлинный архиерей-старец – редчайший тип в истории церковной. Третий: владыку Мануила приняло в свои ряды братство Даниловских епископов-исповедников, строго отторгавшее отступников. Четвертый: владыка Мануил был в душевной и духовной дружбе с преподобным Серафимом Вырицким. Пятый: его духовный сын – митрополит Иоанн (Снычев), достойнейшее чадо духовного отца. Шестой: многие православные верующие почитают владыку Мануила как святого. Седьмой: есть данные о шестнадцати чудесах, связанных с именем Митрополита. И восьмой: он составил для новых поколений православных многие душеполезные труды (среди которых назовем лишь некоторые: "Новый Соловецкий Патерик", "Патерик Серпуховский", "Синодик Сибирских просветителей, исповедников, подвижников и ревнителей благочестия и боголюбцев, церковных историков и писателей духовных о Сибири", "Патерик Оренбургский", "Патерик Бузулукский", "Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года", "Словарь русских святых и местночтимых", а также составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года).

Упокой, Господи, душу раба Твоего митрополита Мануила, архиерея-старца, и его святыми молитвами помилуй нас, грешных!

Вышла из печати первая книга трехтомного труда митрополита Мануила (Лемешевского) "Русские православные иерархи", содержащая биографические сведения более чем о 500 русских иерархах.

Труд митрополита Мануила "Русские православные иерархи" является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно).

Митрополит Мануил (в миру Виктор Викторович Лемешевский) родился 18 апреля/1 мая 1884 года в городе Луге Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

По окончании Николаевской классической гимназии в 1903 г. Виктор был зачислен на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 году. В 1906 году В. Лемешевский был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

В 1916 году он поступил в Петроградскую духовную академию. 10 сентября 1923 года патриархом Тихоном в Донском монастыре был хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В хиротонии принимал участие священномученик Иларион, епископ Верейский. В период до 1930 года управлял различными епархиями. В конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 года святитель вновь был арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Все это время владыка провел в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

После освобождения, с ноября 1944 до 1945 года, епископ Мануил пребывал в Тамбове у святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, службы в кафедральном соборе.

Начало работы митрополита Мануила над каталогом русских архиереев относится к 1946 году, когда он был назначен на Чкаловскую (Оренбургскую) кафедру. Наряду с епархиальными делами святитель увлеченно занимался и литературной деятельностью. Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более архиереологии. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками содержащими сведения по церковной истории, агиологии, житиями подвижников благочестия и т. п. Они как бы манили его и звали к себе. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой. Основной упор был сделан на биографиях русских архиереев периода с 1897 по 1947 годы. Вчерне эта работа была закончена к концу 1947 года и представлена в Московскую духовную академию профессору, протоиерею С. В. Савинскому и в Священный Синод. Профессор Савинский высказал автору пожелание, чтобы работа была дополнена списками литературных трудов архиереев и подана в Совет академии в качестве научного труда. Это дало повод святителю углубить свои исследования. Но эти труды были прерваны 4 сентября 1948 года внезапным арестом святителя и семилетним заключением в Потемских лагерях.

После освобождения из заключения 7 декабря 1955 года и назначения архиепископом Чебоксарским святитель продолжил свои исследовательские труды.

В письме от 14 ноября 1956 года протопресвитеру Николаю Колчицкому* владыка писал: "Месяцами я вожусь с картотекой архиереев. Она заключается в 18 основных ящиках и включает библиографический материал на более чем 2 200 архиереев, не считая обновленческих 270 хиротоний. Я сжился с этой картотекой, вмещающей в себя не менее 20 000 вкладных карточек, я сжился с именами сотен архиереев (не знающему этого дела и безразличному непонятны мои переживания), интимная и официальная жизнь архиереев открывается как живая книга их жизни. Но все они уже усопшие, все они молчат и поучают - не делай так, как мы поступали, а подражай праведникам - собратьям своим.

На устах моих дорогие имена праведников-святителей, мною почитаемых и лично мне известных, и они воодушевляют меня на работы по этим каталогам, а главное - в "Симфонии архиереологии", которая вмещает в особой обширной картотеке ценнейший материал из жизни архиереев не только русских, но и с древнейших времен Церкви Христовой. Обработка и оформление этого материала намечена, если Господу Богу угодно будет продлить мне жизнь, в 1957 году, по окончании "Каталогов Русских архиереев за 60 лет (1897-1957 г.)".

Небесные покровители книгохранилищ своих - Александр Иерусалимский (жил в III веке, память его 12/XII), святитель Макарий, митрополит Московский (†1564 г.) и многие другие да помогут мне уразуметь волю Божию в книголюбии, книгомудрости, книготолковании.

И кто же еще, кроме небесного моего покровителя - "книголюбца" святителя Димитрия Ростовского, является моим вдохновителем и помощником в моих работах? - Книги и связующая меня с ними великая Божия благодатная сила - внутренняя собранность, целеустремленность и способность вживаться в прошлую жизнь окружающих меня исследуемых святителей.

В такие моменты духовного озарения я невольно познаю судьбы Церкви Российской в ее прошлом и, на основании настоящего, в будущем".

Весь 1956 год прошел в трудах по составлению "Каталога Русских Православных архиереев периода с 1897 по 1957 гг." Этот труд святитель в первых числах марта лично вручил Святейшему Патриарху Алексию.

Патриарх удивился громадной работе и, улыбаясь, спросил святителя:

Все ли русские архиереи включены в каталог?

По возможности все, - ответил владыка, - но заграничные архиереи мне неуловимы, может быть, в их списках имеются пропуски.

Я буду хлопотать,- сказал Святейший,- чтобы вам дали магистра.

Осенью 1957 года святитель приступил к расширенной разработке "Каталога". Работа эта настолько увлекала владыку, что он не знал отдыха ни днем ни ночью. Да и помощникам своим он не давал отдыха. Рано, в 8 часов утра, начиналась работа и оканчивалась не ранее полуночи, а иногда и после. И так изо дня в день, кроме праздников, когда время посвящалось молитве в церкви.

К лету 1958 года была завершена обработка "Каталога", и началась его перепечатка в шести книгах. К концу того же года работа была представлена в Совет Московской духовной академии (МДА) на соискание ученой степени кандидата богословия. В феврале 1959 года святитель вручил Патриарху "Каталог" и "Альбом русских архиереев". 12 марта 1960 года Святейший патриарх Алексий утвердил постановление Совета МДА о присвоении архиепископу Мануилу ученой степени кандидата богословия.

В первые годы пребывания на покое (с 1965 года) святитель основной свой досуг посвятил разработке магистерской диссертации на тему "Русские Православные иерархи периода 1893-1965 гг.", а также продолжил начатую ранее работу по сбору биографических сведений о русских архиереях периода от Крещения Руси. Весь собранный митрополитом Мануилом материал о русских иерархах периода от Крещения Руси до 1892 года, уже после кончины святителя был обработан его ближайшим помощником епископом Иоанном (Снычевым, †1995), впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

К концу 1966 года святитель закончил свой труд и в начале 1967 года подал его в Совет МДА на соискание степени магистра богословия. Совет академии принял работу маститого иерарха и назначил рецензентов - профессоров: И. Н. Шабатина и В. И. Талызина и архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова; † 1986). Ввиду кончины профессора Талызина В. И. († 1967) рецензентом был назначен доцент МДА Нелюбов Б. А. Все рецензенты предоставили свои положительные отзывы в Совет академии. К сожалению, владыка не дожил до присвоения ему ученой степени. 12 августа 1968 года маститый иерарх скончался в Куйбышеве и был погребен в притворе Покровского кафедрального собора.

Каталог митрополита Мануила издается впервые. Первая часть каталога, которая охватывает период с 992 по 1892 гг. существовала только в рукописи (машинопись), подготовленной в нескольких экземплярах в Куйбышеве в 1971 г. Вторая часть каталога (1893-1965 гг.) издавалась в Эрлангене (Германия) в 1979-1988 гг. в шести частях. Указанное издание представляет собой копию рукописи митрополита Мануила, с сохранением всех использованных в тексте многочисленных сокращений и без учета необходимых дополнений и уточнений на основе последних данных.

В издаваемом нами каталоге помещены все архиереи Русской Православной Церкви получившие епископское посвящение как от русских епископов, так и от архиереев иных поместных православных Церквей, но являвшихся клириками Русской Православной Церкви, хоть и краткое время. Наименования титула в заглавии статьи приводиться в соответствии с последней занимаемой кафедрой.

первый: с 992 по 1892 гг.;

второй: с 1893 по 1965 гг.

Первый период включает всех архиереев, которые почили до или в 1892 году, т. е. разделение на периоды определяется датой смерти.

В заглавиях статей о причисленных к лику святых архиереев указаны дни их церковной памяти и дата кончины, если она известна.

Имена светских и государственных деятелей приводятся в современной орфографии за исключением тех исторических деятелей, за которыми традиционно закрепились архаические формы имен. Например: Анна Иоанновна, Федор Иоаннович.

Все даты до 1918 года приводятся по юлианскому календарю. Дни церковной памяти архиереев, причисленных к лику святых сверены с общепринятыми, приведенными в календаре Московской Патриархии и приводятся с двойной датировкой.

Особенностью каталога является приведение после каждой статьи списка трудов (если имеются таковые) и обширной библиографии. При этом был сохранен авторский порядок размещения трудов и литературы, а также внесены необходимые уточнения и исправления в соответствии с существующими нормами библиографического описания.

Некоторые сокращения ссылок не позволяли однозначно интерпретировать издание. Это относится к тем литературным источникам, которые вообще не были найдены в каталогах библиотек, и к ссылкам, которые отвечали сразу нескольким книгам с близкими названиями. В этих случаях ссылки сохранялись в приведенном автором виде.

При подготовке текста к изданию основные биографические сведения были дополнены и выверены по следующим изданиям:

  • Митрополит Макарий (Булгаков)История Русской Православной Церкви: в 9 кн. - М., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1997. Православная энциклопедия. М., Православная энциклопедия, 2000.
  • Русские писатели-богословы. Биобиблиографический указатель. / Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова.- 2-е изд. - М., 2001.
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси: в 3 т. / Под. ред. Д. С. Лихачева. - Ленинград, издательство "Наука", 1987-1989.
  • Русский биографический словарь: в 20 т. - М., Терра-Книжный клуб, 1998-2001.

Мануил (Лемешевский) (1884-1965 гг.) — митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.

В миру Виктор Викторович Лемешевский, митрополит Куйбышевский и Сызранский. Церковный историк.

Родился 1/13 мая 1884 года в Луге. Окончил Либавскую Николаевскую гимназию, учился на юридическом факультете Петербургского университета (ушел в с последнего курса) и в Петроградской духовной академии ( -). Окончил высшие библиотечные курсы в Петрограде в г.

Во время учебы в университете занимался литературной деятельностью, увлекался мистическими учениями, автор романа-дневника в трех частях «На пути к иному миру» (СПБ,1908) и оккультного романа «Их было четыре» (СПб). В апреле 1910 поступил в Николо-Столпенскую пустынь Тверской епархии.

2 июня 1911года пострижен в монашество, с 10 декабря 1911 - иеродиакон, с 16 сентября 1912 — иеромонах.

С 1917года - помощник библиотекаря Петроградской духовной академии. Настоятель Спасской домовой церкви Александро-Невского общества трезвости в Петрограде.

С 1919 года работал одновременно старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР (был вынужден совмещать духовную и светскую работу, так как был настоятелем очень бедного храма).

В 1921-1923 годах - преподаватель Священного Писания (Ветхого Завета) на богословских пастырских курсах в Петрограде.

В книге А.Э. Краснова-Левитина и В.М. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты» так говорится об этом периоде жизни будущего митрополита:

«Иеромонах Мануил совершенно не пользовался популярностью в интеллигентской среде - для этого ему не хватало внешнего лоска. Он, однако, был очень известен уже в то время среди питерской бедноты. К нему на исповедь шли простые, обиженные судьбой люди. К нему льнул «мелкий люд», которого так много было тогда в Питере - кухарки, почтальоны, кондукторы, - они знали, что у него они всегда найдут слово утешения и помощи - у этого сгорбленного иеромонаха с быстрыми, порывистыми движениями, с громким молодым голосом».

В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после гибели митрополита Вениамина (Казанского) иеромонах Мануил решительно выступил против обновленческого движения. Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха).

С 23 сентября 1923 года - епископ Лужский, викарий Петроградской епархии, управляющий этой епархией (назначен ввиду ареста ранее направленного временно управлять ею епископа Гурия (Степанова)). Хиротонию в Москве возглавил Патриарх Тихон, который, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его такими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».

29 сентября епископ Мануил прибыл в Петроград и сразу же развернул активную антиообновленческую деятельность, возглавив народное движение верующих. В течение четырех месяцев совершал литургию почти каждый день в разных храмах, выступал с проповедями в защиту Патриаршей церкви, привлек на свою сторону многих прихожан. Назначил четырех священнослужителей из числа последовательных сторонников Патриарха Тихона духовниками округов, на которые был разделен город - они принимали покаяние у обновленческого духовенства (которое в бытность владыки Мануила управляющим епархией осуществлялось публично, перед народом) и выступали с проповедями в храмах.

В результате деятельности епископа Мануила за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение Патриарха. В Патриаршую церковь вернулись также монашествующие Александро-Невской Лавры и Новодевичьего монастыря. В целом по епархии ситуация была еще более благоприятной для противников обновленцев - там почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешел даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принес покаяние в нескольких храмах и был принят в сане епископа, который имел до ухода в обновленчество.

В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии:

«Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке. Такие минуты не могут длиться очень долго; но тот, кто пережил их, всегда будет вспоминать о них, как о лучших мгновениях своей жизни».

Обновленцы требовали ареста владыки, называя возглавляемое им движение «мануиловщиной». 2 февраля 1924 епископ Мануил был арестован, приговорён к трем годам лишения свободы. В 1924-1928 гг. находился в Соловецком лагере. Находясь в заключении, написал ряд работ: «Соловецкий Некрополь», «Соловецкие письма об епископстве», «Новый Соловецкий Патерик», «Соловецкие синодики. Их образование в период XV-XVII вв. Состав их и судьба их в Русской Церкви».

Это был не единственный арест в его жизни. Отбывал заключение в Мариинских лагерях, лагерях Канска, Потемкинских лагерях Мордовии.

25 февраля 1962 года возведен в сан митрополита. 25 ноября 1965 г. уволен на покой по болезни. Похоронен в Покровском кафедральном соборе г. Самары.

Составил первое фундаментальное собрание биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 г. (включительно). Одна часть этого капитального труда - шеститомный «Каталог русских архиереев», посвященная иерархам конца XIX - начала XX вв., была издана в Эрлангене (Германия) в 1970-1980-е годы. Многие данные, содержавшиеся в этом труде, носят уникальный характер.

Другая часть этой обширной работы - об архиереях предшествующего времени - вышла в свет в Москве в 2004. Собирал фотографии иерархов Русской православной церкви XX века. Также составил подробный биографический каталог обновленческих архиереев.

Его духовным чадом был Иоанн (Снычев), помогавший владыке в работе над биографиями архиереев, позднее сменивший владыку Мануила на Куйбышевской кафедре и закончивший свою жизнь митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским.

(По материалам Открытой Православной Академии — www.drevo-info.ru)



Похожие публикации