Тест «Какой я в общении? Классный час "умеете ли вы общаться Психологический тест умеешь ли ты общаться.

>Сочинения по темам

Умею ли я общаться

Однажды на перемене я стал свидетелем ссоры двух моих одноклассников. Тогда они наговорили друг другу много обидных слов и из-за этого чуть не подрались. Разнимая их, наш учитель математики Алексей Сергеевич сказал, что ребята просто не умеют общаться, из-за этого и происходят все размолвки. Помню, в тот день я задумался о собственных коммуникативных навыках.

Умею ли я общаться? Не знаю, насколько я вправе сам судить об этом. Скорее, этот вопрос стоит задать моим друзьям. Надеюсь, что они ответят на него положительно, поскольку таких сильных ссор или даже драк, как у моих одноклассников, у нас не было никогда.

Все проблемы мы стараемся решать мирным путем, не обижая друг друга. Думаю, умение избегать конфликтов - это главный принцип правильного общения. И этот принцип хорошо работает не только с моими друзьями, но и с родителями или учителями.

Разговор не может быть удачным и в том случае, если во время беседы люди все время перебивают друг друга. Поэтому я всегда стараюсь проявить уважение и выслушать другого человека.

Правда, когда я начинаю говорить сам, я порой увлекаюсь и в какой-то момент понимаю, что мои длинные речи могли уже наскучить друзьям. Поэтому, чтобы общение было интересно всем, нужно уметь вовремя останавливаться. Это качество я стараюсь воспитывать в себе.

Что касается разговора с незнакомыми людьми, то в этом смысле я не могу похвастаться особыми талантами. Мне сложно просто так подойти к неизвестному мальчику или девочке, представиться и начать беседу. В то же время я никогда не уклоняюсь от общения, и если человек по каким-либо причинам считает меня интересным, я с радостью включаюсь в разговор с ним.

Поэтому, думаю, что общаться я все-таки умею, просто не стремлюсь быть лидером. Но в любом деле важен опыт и желание совершенствовать свои навыки. Общение в этом смысле тоже не является исключением.

Отвечая на вопросы, ставьте в случае согласия знак «+», в случае несогласия - «-».

    Мне кажется трудным искусство подражать другим людям.

    Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

    Из меня мог бы выйти неплохой актер.

    Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

    В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

    В разных ситуациях и в общении с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я глубоко убежден. В.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых внутренне не вы­ ношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь. Суммируйте баллы, пользуясь таблицей:

Номер вопроса

Вариант ответов

Ключ:

0 – 3 балла. У вас низкий уровень общения. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменять его в зависимости от ситуации.

4 – 6 баллов. У вас средний уровень общения. Вы сдержанны, считаетесь с окружающими.

7 – 10 баллов. У вас высокий уровень общения. Вы легко вхо­дите в любую роль и в состоянии предвидеть впе­чатление, которое производите на окружающих.

Приложение 13

Тест в. Ф. Ряховского «Уровень вашей общительности»

Оценивайте свои ответы следующим образом: «да» - 2 балла, «иногда» - I балл, «нет» - 0 баллов.

I. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

    Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

    Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом на каком-либо совещании, собрании или конференции?

    Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой команди­ровки?

    Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

    Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой, например, показать дорогу, назвать время?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?

    Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

    В ресторане или в столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

    Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

    Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была: в магазине, библиотеке, кассе театра. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, чтобы не стоять в очереди?

    Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

    У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, и никаких других мнений на этот счет вы не приемлете?

    Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать, не вступая в спор?

    Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

    Охотнее ли вы излагаете свое мнение или точку зрения в письменной форме, чем устной?

Ключ:

32-30 баллов.

Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контро­лируйте себя.

29-25 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало дру­ зей. Новая работа и необходимость новых кон­ тактов если и не ввергнет вас в панику, то надол­ го выведет из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недо­ вольны собой. Но не ограничивайтесь только своим недовольством. В вашей власти перело­ мить эти особенности характера. Разве не быва­ ет, что при какой-то полной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабель­ ность? Стоит только встряхнуться.

24-19 балла. Вы в известной степени общительны и в знако­ мой обстановке чувствуете себя вполне уверен­ но. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спо­рах и диспутах участвуете неохотно. В ваших выс­ казываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки испра­ вимы.

18-14 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на контакт с новыми людьми. В то же вре­ мя не любите шумных компаний, экстравагант­ ные выходки и многословие вызывают у вас раз­ дражение.

13-9 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже излишне). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что порой вызывает раздражение окружающих. Охотно зна­комитесь с новыми людьми. Любите быть в цен­тре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недоста­ет, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не от­ступать.

8-4 балла. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общитель­ность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех

дел. Любите принимать участие во всех дискус­сиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и хандру. Охотно берете слово по любо­му вопросу, даже если имеете о нем поверхност­ное представление. Всюду чувствуете себя в сво­ей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

Менее 4 баллов. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмеши­ваетесь в дела, в которых совершенно не компе­тентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем ок­ружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бы­ваете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям на работе и дома трудно с вами.. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Воспитывайте в себе сдержанность, терпимость, уважительнее относитесь к людям, наконец, по­думайте и о вашем здоровье - такой стиль жиз­ни не проходит бесследно.

Приложение 14

Большая книга женской мудрости Криксунова Инна Абрамовна

Тест. Умеете ли вы общаться с людьми?

Снова минута отдыха – переключимся на тест!

Мы живем среди людей. И наши успехи во многом зависят от того, насколько мы умеем убеждать их и склонять на свою сторону.

Хотите узнать, каков ваш стиль общения? Ответьте на перечисленные ниже вопросы и узнайте результат.

Вас ждет обычная деловая встреча. Волнуетесь ли вы, ожидая ее?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Откладываете ли вы визит к стоматологу до тех пор, пока не проведете бессонную ночь из-за зубной боли?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Смущаетесь ли вы, если вам поручают выступить на собрании или конференции с докладом (или сообщением)?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вам нужно поехать в командировку в незнакомый город. Постараетесь ли вы избежать этой поездки?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Любите ли вы рассказывать кому-нибудь о своих переживаниях?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Недовольны ли вы, когда кто-то обращается к вам на улице с просьбой назвать время, показать дорогу и т. д.?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Считаете ли вы, что представителям разных поколений трудно понять друг друга («проблема отцов и детей»)?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Постыдитесь ли вы напомнить знакомой, чтобы она отдала деньги, которые взяла у вас в долг?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Блюдо, которое вам подали в кафе или закусочной, невозможно есть. Вы отставите тарелку и предпочтете промолчать?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вы едете в электричке, рядом незнакомые люди. Будет ли вас тяготить, если кто-либо из них заговорит с вами?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вы не выносите очередей, где бы они ни были: в магазине, кассе кинотеатра, у врача. Откажетесь ли вы от своего намерения, увидев длинную очередь?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Откажетесь ли вы участвовать в разбирательстве конфликта или чьей-то жалобы?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вы придерживаетесь своей оценки произведений искусства и литературы, и не признаете чужих мнений, так?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вы услышали, как кто-то высказывает ошибочное мнение по вопросу, который вам хорошо знаком. Предпочтете ли вы промолчать вместо того, чтобы спорить?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Вызывает ли у вас недовольство просьба помочь разобраться в каком-то вопросе по работе?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Предпочитаете ли вы излагать свою оценку не устно, а в письменном виде?

Да – 2, иногда – 1, нет – 0.

Суммируйте полученные баллы и узнайте результат.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

0–3 балла

Вы чересчур общительны: многословны, говорливы, вмешиваетесь в дела, которые вас не касаются. Поэтому вы нередко становитесь причиной конфликтов. Вы вспыльчивы, обидчивы и необъективны. Окружающим с вами тяжело. Постарайтесь набраться терпимости и уважения к людям.

4–8 баллов

Про вас говорят: «душа нараспашку». Вы очень общительны, всегда в курсе всех дел, охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. А вот обсуждение серьезных проблем вызывают у вас скуку. Вы готовы взяться за любое дело, хотя далеко не всегда доводите его до конца. Поэтому на работе к вам относятся настороженно.

9-13 баллов

Вы очень общительны. Вы любопытны, разговорчивы и любите высказывать свое мнение по любому поводу. Иногда это раздражает окружающих. Вы никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Когда вы сталкиваетесь с серьезными проблемами, вам недостает усидчивости, терпения и отваги, чтобы их преодолеть. И только усилием воли вы заставляете себя двигаться дальше.

14–18 баллов

Браво, вы находитесь в золотой середине! Вы не боитесь общаться с новыми людьми и с удовольствием слушаете интересного собеседника. Вы терпеливо относитесь к окружающим и отстаиваете свое мнение спокойно, без раздражения. В то же время шумные компании вас не привлекают, а многословные болтуны утомляют.

19–24 балла

В незнакомой обстановке вы чувствуете себя вполне уверенно. Вас не пугают возникающие проблемы. В то же время вы не слишком легко сходитесь с новыми людьми и не любите участвовать в спорах. В ваших словах иногда слишком много иронии и сарказма, а кому это понравится?

25–29 баллов

Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете находиться в одиночестве. Поэтому у вас мало друзей. Вы не выносите перемен, одна мысль о них выводит вас из равновесия. Встряхнитесь, пойдите навстречу людям, и все наладится!

30–32 балла

Вы абсолютно необщительны. Вы сами от этого страдаете, да и близким с вами нелегко. В деле, требующем коллективных усилий, на вас нельзя положиться. Постарайтесь переломить ситуацию, постепенно сближайтесь с теми, кто вам наиболее симпатичен, и у вас появятся друзья!

Из книги Секреты шаманизма автора Стивенс Хосе

Как общаться с людьми головы Вот некоторые правила, которые помогут вам поладить с Человеком головы. Во-первых, вы всегда должны позволить человеку головы высказаться первым, тогда он будет лучше себя чувствовать. Но не позволяйте ему говорить бесконечно. Выслушайте

Из книги Книга-подарок, достойный королевы обольщения автора Криксунова Инна Абрамовна

Тест Умеете ли вы притягивать мужчин? Этот тест позволит вам узнать, умеете ли вы очаровывать мужчин, и как вы сами себя оцениваете с точки зрения сексуальной привлекательности.Выберите один вариант ответа на каждый из перечисленных ниже вопросов. Затем суммируйте

Из книги Как легко бросить курить и не поправиться. Уникальная авторская методика автора Миркин Владимир Иванович

Тест Умеете ли вы вести себя в постели? Этот тест поможет вам лучше понять себя и скорректировать свое сексуальное поведение.Выберите один вариант ответа на каждый из перечисленных ниже вопросов. Затем суммируйте полученные баллы, и узнайте результат.На семинаре вы

Из книги Рецепты судьбы. Учебник Хозяина жизни–2 автора Синельников Валерий

Из книги Как мужчины портят отношения… и как женщины им помогают в этом автора Макнелли Патрик

Урок 69 О том, что умению общаться с людьми нужно учиться С людьми нужно общаться с уважением, но не потворствовать их негативным желаниям критиковать, ругать или говорить о пустом.* * *Надо стремиться находить в людях положительные качества. Вы можете замечать и

Из книги Как открыть и развить свои сверхспособности. 30 тестов автора Тарасов Евгений Александрович

Он просто не хочет общаться Каждый день я встречаюсь с мужчинами и женщинами, которые жалуются мне на то, что главная проблема в личных отношениях – это общение (так что, пожалуйста, обратите на эту главу особое внимание). Конечно, они пытаются сказать мне, что партнеры не

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Умеете ли вы общаться ?

Уверена, что все скажут:«Да, конечно.» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие ОБЩЕНИЕ много обширнее, чем наше обычное:«Привет!» - «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI-XVII веков общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Предполагая, что «умею общаться» означает «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Толстого «Анна Коренина» в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Также, огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь c помощью взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.

Ко всему выше указанному нужно еще не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у Вас и это получилось, то Вам осталась самая малость: чтобы собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает - значит понимает. При всей простоте это не всегда так. Когда ученые пытаются объяснить какое-то явление или факт, они раскладывают его на составляющие части, а затем подробно описы вают каждую из них. Получается довольно подробное описание, разложенное «по-полочкам». Так и мы попробуем разложить общение на части и, разобравшись, описать их.

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то с о д е р ж а н и е м, какой-то ф о р м о й и каким-то с м ы с л о м. Это - не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: «Возьми, пожалуйста, цветы от меня») здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. С о д е р ж а н и е - «передача или подношение цветов» - ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: «юноша расстается с девушкой». Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет - символ расстования, разлуки). Разумеется, истинный с м ы с л реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет - это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации с м ы с л а, показать, чем с м ы с л может отличаться и от с о д е р ж а н и я и от ф о р м ы конкретного коммуникативного акта.

Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек в время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.

В целом ряде случаев (а с помощью научных методов - всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит - что-то его тревожит. Спросишь - »все в порядке", а на деле..."

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и ф о р м а, и с о д е р ж а н и е, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса - говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк - не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А Вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Если бы мы хотели классифицировать коммуникантов, то, вероятно, имело бы смысл различать их по таким существенным (с точки зрения эффективности актов общения) признакам, как: возрастные, половые, профессиональные, общекультурные, образовательные. Важен при этом еще и признак, который можно назвать «уровень сформированности культуры общения».

Если рассмотреть сами коммуникативные акты по их видам и типам, то в зависимости от разных критериев классификации мы получили бы и различные разновидности: по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические; по форме контактирования: прямые, опосредованные.

Скажем, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа - прямой формой контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные.

Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или выполнение роли зрителя на спектакле - однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами - связи становятся двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной психологической несовместимости) уместно констатировать: «говорят на разных языках».

Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного («совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль») через нулевой («никак не можем понять друг друга») к позитивному («он меня понимает, а я - его»). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно по этому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении.

Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнарируют. Этому часто способствует наша собственная у с т а н о в к а перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.

У с т а н о в к а - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:

«Г о р о д н и ч и й… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

»Х л е с т а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть - в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

...........................................

Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Х л е с т а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу."

При всей вымышленности и условности комедийной ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое специалистами называется «у с т а н о в к а». В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встречи свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том что м о ж е т п р о из о й т и, что - по мнению персонажей - д о л ж н о п р о и з о йт и. Ведь городничий ж д а л приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, «подмазать» и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков з н а л, что он задолжал в гостинице, что его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизора, а Хлестаков - в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков д р у г о й р е а л ьн о с т и, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.

Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение сообеседника, надо знать, что такое у с т а н о в к а, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с прятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно):" Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., - вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «понятно»то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку на восприятие данного фильма». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например:

«Вы думаете это правильно?!» - раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась:" Простите, но я Вас не понимаю… Мы, кажется, не знакомы с вами..."

Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел… оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадили на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время...

Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, ког-да наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кемто, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует - затрудняются начать разговор, познакомиться.

«Не понимает человек шутки - пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» - это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка:" Смех без причины - признак дурачины". Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул изпод садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой «шутник» еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает совсем лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный слух.

Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юморестические очерки, романы, например, не забыв про «Похождения бравого солдата Швейка»

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

Я з ы к - бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь - пальцами не растычешь» - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, „жизни мышья беготня“, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», - писал А.П.Герцен.

Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, «ведь порою и молчание нам понятней многих слов». Но ведь это п о р о ю. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно с л о в а, и мы «корчимся, безъязыкие», пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. «Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды...» Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воз действие на человека:«слово может убить, слово может спасти».

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когла мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» Истоки этих крылатых слов - в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба («столпа творение»), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей - и они перестали понимать друг друга. «Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего», - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры.

В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы не требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

Знаем ли мы родной язык? «Конечно, - ответят многие. - Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения-спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык - другое дело.» Но оказывается, что «склонения-спряжения», да и вся грамматика - только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык - важнейшее средство общения.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово «этикет», хочется добавить: «придворный» - так часто встречается словосочетание «придворный этикет». И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: «О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!...»

Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: «Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей завтра же на рассвете у левой стены монастыря СенЖермен!» А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: «вызов на дуэль принят», и ответить так, например: «Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить».

Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев.

Существует много книг, расказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словестного обращения и состовляет то, что называется э т и к е т о м.

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ретуалами: «волшебными словами» пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словестной формуле, сопровождающей услугу, найдя чтонибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются в н у т р е н н е й г о т о в н о с т ь ю одного человека помочь другому и тем, что называется д е л и к а т н о с т ь ю, т а к т и ч н о с т ь ю. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие со внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если - при всей правильности и вежливости поведения - молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь (и еще раньше - пробретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чемто заявляет, чтото сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

«По одежде встречают, по уму проважают», гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответсвующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.

Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Надо еще не забыть, что писал наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов 230 лет назад:

"… Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей..."



Похожие публикации