Правила создания портфолио. Что такое и зачем нужно портфолио в резюме, кому необходимо и как его подготовить


Портфолио ученика начальной школы – это определённый набор различных документов, характеристик, фотографий, образцов выполненных учебных работ, грамот, наград, похвальных листов, которые должны быть представлены на изучение приёмной комиссии того или иного учебного заведения. Благодаря портфолио можно составить предварительно общую картину о ребёнке, его знаниях и достижениях, чего он добился и кем хочет стать.

Конечно, без помощи родителей, ребёнок не сможет самостоятельно составить свою биографию и дать полную оценку своих знаний и достижений, поэтому родителям необходимо знать правила оформления такого важного «документа».

Способы оформления портфолио ученика начальной школы

Существует несколько способов правильного оформления и составления, так называемого, резюме ученика:


  1. Можно в интернете найти образцы готового представления своего ребёнка для учебного заведения, но существует большая вероятность дублирования.

  2. Целесообразней, изучить правила оформления портфолио и вместе со своим ребёнком составить его. Такое портфолио обязательно будет ярким и запоминающимся, что соответственно повысит шансы вашего чада. А самое главное то, что вы и ваш малыш будете составлять его вместе. Также это поможет вам узнать много нового о своём ребёнке, о чём он думает, чего хочет добиться, что хочет изменить и многое другое.

  3. Если же первые два способа вам не по душе и нет желания тратить время, то вы можете обратиться к специалистам. Но вы должны быть готовы к тому, что придётся оплатить эту услугу. К тому же никто не гарантирует, что информация о вашем ребёнке будет преподнесена правильно.


Как самостоятельно оформить портфолио ученика начальной школы

Для самостоятельного оформления портфолио ученика начальной школы понадобится следующее:


  • Фантазия

  • Терпение

  • Принтер (желательно цветной)

  • Умение работать с программами Painte и Photoshop

Содержание портфолио вашего ребёнка может состоять из нескольких основных разделов, в которых должны быть всесторонне раскрыты следующие темы:

  1. Давайте познакомимся.
    1.1. Мой портрет (фото);
    1.2. Личные данные;
    1.3. Моя семья;
    1.4. Мои друзья;
    1.5. Характер;
    1.6. Увлечения;
    1.7. Кем хочу стать;
    1.8. Мои цели и увлечения;

  2. Копилка учебных достижений.

  3. Копилка творческих работ.

На фото ниже приведены примеры, вы можете расширить их на своё усмотрение.




После того как вместе с ребёнком вы определились какую вы предоставите информацию, приступайте к содержательному написанию.

В первом разделе напишите полные данные ученика: ФИО, дату рождения. Обязательно поместить фото ребёнка, желательно в деловом костюме. При написании подраздела моя семья опишите родителей ученика, если есть братья или сёстры, укажите о них и при желании поместите их фото. Посоветуйтесь с ребёнком и узнайте у него, кого он считает своим другом или подружкой – пусть он подробно опишет его или её. Особое внимание уделите описанию характера ребёнка, его увлечений, о чём он мечтает и чего хочет добиться, в учёбе и в жизни.

В разделах учебных и творческих достижений постарайтесь дать информацию об успехах в учёбе, об участии в школьных олимпиадах, в спортивных соревнованиях, театральных постановках и других учебных, творческих и спортивных мероприятиях. Если есть грамоты и награды обязательно укажите и вложите в портфолио их цветные копии. Примеры создания различных разделов приведены ниже.

Инструкция

При оформлении должны использоваться одинаковые цвета и тона, определенный шрифт, иногда включают эмблему или логотип школы. Одинаковыми должна быть и последовательность оформления страничек портфолио.

Например, изначально должна присутствовать персональная страничка ученика - личное фото, общий снимок . Далее вкладывается автобиография, которая должна представлять собой своеобразное резюме. То есть должны быть не только данные , учился, но навыки, умения, которыми ребенок овладел на определенном жизненном этапе. Показываются и достижения - участие в конкурсах, олимпиадах.

Официальная часть портофолио должна включать рекомендации классного руководителя ученика, показатели успеваемости ребенка.

В последнюю очередь в презентацию включается решение ученика относительно собственного самоопределения - цели, взгляды на будущее. Будет полезно, если на этом этапе старшеклассники определятся самостоятельно.

Таким образом, портфолио - это отчет о процессе обучения. Фиксированное накопление информации об индивидуальных достижениях учащегося, включающий все периоды его образовательной деятельности.

Для выпускника полное, хорошо оформленное портфолио - это эффективный способ собственного становления на рынке труда, хорошая перспектива делового и творческого взаимодействия с будущим работодателем.

При помощи редактора Photoshop можно улучшить не совсем удачное фото, убрав круги под глазами, блики и дефекты кожи. Ретушировать снимок, предназначенный для резюме, стоит только в том случае, если вы хорошо владеете инструментами графического редактора и в состоянии выполнить обработку, следы которой не будут бросаться в глаза.

Для добавления снимка в резюме, сохраненное в виде документа текстового редактора, откройте файл с текстом в программе, имеющей опцию вставки изображений. Поместите указатель курсора на фрагмент, куда будет вставлено фото, и воспользуйтесь опцией «Вставка» главного меню. Если вы редактируете резюме в одной из версий программы Word, кликните по добавленной в текст картинке и уменьшите ее размер, потянув за угловой маркер. Чтобы снимок вписался в текст, настройте параметры обтекания.

Как составить портфолио

Важно предложить работодателю свои лучшие профессиональные качества, навыки и умения. Например, если вы хотите работать фотографом, вам следует отобрать свои лучшие снимки. То же касается и моделей. Если вы хотите стать журналистом, покажите заказчику свои лучшие тексты или видеосюжеты.

Оптимальное количество демонстрационного материала – 10-20 штук, в зависимости от вашей профессиональной специализации. Этого будет достаточно, чтобы у работодателя сформировалось представление о вашем профессионализме. Порядок расположения работ можете определить сами - он может быть хронологический, тематический или жанровый.

Поработайте и над оформлением портфолио. Даже сохраняя свои материалы в файле формата doc, вы можете оригинально их представить. Подумайте над цветовыми или шрифтовыми выделениями. Если вы планируете работать с заказчиком по нескольким направлениям, попробуйте поиграть с разделением презентационного материала на блоки. Например, сначала фотографии, потом тексты, далее – коммерческие предложения. Презентация не должна быть слишком красочной.

Если вы представляете свое портфолио «удаленно», разделите его на разные документы, чтобы не смешивать свои материалы (если речь идет о разных направлениях потенциальной деятельности) в рамках одного файла. Объедините все в один архив или папку, главное, проверьте, чтобы формат ваших материалов был универсальным (doc, jpeg, pdf).

Как оформить портфолио в интернете

С возможностями, которые предоставляет сетевое пространство, грешно проигнорировать виртуальную самопрезентацию. Существуют специализированные сайты, на которых можно разместить не только свое резюме, но и прикрепить портфолио. К вашим услугам многочисленные ресурсы по поиску работы практически в любой точке мира. Зачастую на них предлагают заполнить заранее подготовленную форму. Некоторые системы позволяют таким образом сформировать собственное портфолио в онлайн-режиме.

Работая над таким видом презентации, запомните следующее: прикрепляйте к каждому направлению не менее одного и не более шести проектов, которые должны быть не только лучшими, но и свежими, прикрепляйте скриншоты (если речь идет о работе с текстами), а также грамотно описывайте свои проекты и предложения. Не забудьте выбрать свою лучшую фотографию для аватара.

Министерство образования и науки России впервые опубликовало список московских вузов, выпускники которых получают самую высокую зарплату. Как оказалось, престижная Высшая школа экономики и Дипломатическая академия МИД совсем не на первых местах. Лидер списка удивил всех.


Лидирует в рейтинге, составленном Министерством образования и науки, РАНХиГС (Российская Академия народного хозяйства и государственной службы). Средняя выпускников факультета "Социология и социальная работа" составляет 114 930 рублей в месяц. Готовился рейтинг вузов Москвы по данным Пенсионного фонда, основанным на показателях зарплат выпускников вузов 2013 года.


На втором месте списка "Лучшие вузы Москвы" - Московская высшая школа социальных и экономических наук. Окончание вуза со специальностью "Экономика и управление" дает надежду на среднюю зарплату в 110 390 рублей в месяц. Работа для выпускников Московской высшей школы социальных и экономических наук найдется и в государственных организациях, и в коммерческих холдингах.


Замыкает тройку лидеров списка "Лучшие вузы Москвы" Академический правовой институт. В частности, самая высокооплачиваемая работа - для выпускников по специальности "Юриспруденция". Окончание вуза с дипломом юриста предполагает уровень средней зарплаты в 108 560 рублей.


На четвертом и пятом местах соответственно очень популярные вузы Москвы - Дипломатическая академия МИД РФ и Высшая школа экономики. Окончание вуза со специальностью "Экономика и управление" в первом случае и "Компьютерные и информационные науки" - во втором, дает надежду на трудоустройство выпускников на должности со средней зарплатой в 97 500 рублей.


На шестом месте списка "Лучшие вузы Москвы" - опять РАНХиГС с факультетом "Политические науки и регионоведение". Работа для выпускников по этой специальности оплачивается из расчета 92 840 рублей в месяц в среднем.


Седьмое место - МГУ им. Ломоносова и факультет "Компьютерные и информационные технологии". Окончание вуза с дипломом по этой специальности помогает рассчитывать на среднюю зарплату в 92 980 рублей.


Восьмое место занимает Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Работа для выпускников факультета "Образование и педагогические науки" оценивается в среднем в 91 980 рублей.


На девятом месте - Институт искусства реставрации. Трудоустройство выпускников по специальности "Архитектура" в настоящее время трудностей не представляет. Радует и средняя зарплата - 90 030 рублей.




Рейтинг вузов Москвы составлялся на основании данных Пенсионного фонда. Лидерами по зарплатам стали юристы, экономисты и IT-специалисты. Однако эксперты кадрового рынка с предоставленной Министерством образования и науки информацией не вполне согласны. Они подтверждают, что лидирующие профессии указаны верно, но, по их информации, средняя зарплата выпускников завышена минимум на треть.

Видео по теме

  • Перевод
  • Tutorial

В UX дизайне портфолио значат больше чем высшее образование. Работодатели и менеджеры по набору персонала будут использовать ваше портфолио чтобы определить ваш опыт, эстетичность и, что более важно, вашу способность решать проблемы бизнеса в реальном мире.

Создание своего первого портфолио может показаться невероятно сложной задачей. Я собрал всеобъемлющее руководство чтобы помочь начинающим UX дизайнерам создать портфолио, которое покажет их уникальные истории.

1. Создайте сайт

Это очевидный шаг при создании хорошего онлайн портфолио. Ваш сайт, это непросто описание вашей работы - это ваша работа. Сделайте все возможное чтобы сделать его идеальным.

1.1 Подключите веб-аналитику

Добавьте Google Analytics на ваш сайт чтобы собирать статистику посещений. Это поможет вам составить профиль ваших посетителей: кто недавно посетил ваш сайт (местоположение), как долго и какие ваши проекты он просматривал. С помощью этих данных вы сможете оптимизировать результативность своего сайта на максимум.

1.2 Сделайте вашу навигацию предельно понятной

Не экспериментируйте и сделайте все по-умному. Убедитесь что пользователи точно знают как узнать о вас больше: страница о вас, портфолио, контакты и т.д.

Очень заманчиво для лучшей конкурентоспособности указывать что вы хороши во всём, но вам следует избегать этой мысли. Вместо этого, уделите особое внимание вашим основным навыкам и используйте ваш опыт чтобы донести почему они так важны.

3. Думайте о там как структурировать ваши проекты

Несмотря на ваш подход и эстетичность вашего сайта, большинство работодателей хотят знать как вы решаете проблемы. Потратьте некоторое время размышляя о том, как вы будете презентовать ваши проекты чтобы максимизировать их ценность.

3.1 Расположите наиболее подходящие проекты сначала (вместо последних)

Пусть сначала отображаются ваши наиболее впечатляющие проекты, вместо расположения в хронологическом порядке. Это особенно важно если у вас небольшой опыт и вы хотите получить свою первую работу в UX. Учитывайте что ваше портфолио должно не только показывать ваши прошлые работы, но и указывать направление развития. Удостоверьтесь что вы добавили в портфолио только тот тип проектов, с которым вы хотите работать больше.

3.2 Создайте многообещающие превью

Начальные стадии отбора кандидатов могут быть безжалостными. Менеджер по набору персонала или работодатель должен пересмотреть десятки(если не сотни) портфолио чтобы отобрать несколько. Не удивляйтесь что они часто принимают решение меньше чем за минуту. Трой Парк и Патрик Неэман утверждают что люди тратят примерно 10-15 секунд , просматривая UX портфолио. Старайтесь кратко донести детали проекта используя текст и проверьте доступна ли основная информация на вашем сайте, используя 60-секундный тест .


Портфолио Алана Шена имеет хорошее превью для каждого проекта.

3.3 Преодолейте NDA (соглашение о неразглашении)

Для многих дизайнеров NDA является наибольшей угрозой для их портфолио. Тем не менее NDA не должно стать причиной исключить проект из портфолио. Вот несколько способов решить проблему с NDA:
  • Спросите разрешение. Если у вас хорошие отношения с клиентом, вам могут разрешить опубликовать проект, особенно если вы уберете все деликатные детали.
  • Обезличьте работу. Не указывайте определенную информацию и используйте размытие чтобы скрыть наводящие на клиента элементы. Потенциальному работодателю будет более интересно увидеть общую картину (на что вы способны), нежели определенные детали другой компании.
  • Пересоздание. Если вы не можете показать реальный проект, пересоздайте его чтобы показать что вы сделали. Просто не забудьте указать что это пересозданная работа.

3.4 Только не говорите что у вас нет проектов для портфолио

У всех недавних выпускников появляется одна и та же проблема - они не могут получить опыта работы без портфолио, и не могут получить портфолио без опыта работы. Я рекомендую показывать свой потенциал любыми возможными путями. Например, вы можете участвовать в Daily UI Challenge и добавить несколько лучших в ваше портфолио. DailyUI (99designs тоже хорошо подойдет - прим. пер.) особенно хорош для начинающих, потому что он не только помогает развить ваши навыки, но и делает вас заметнее в сообществе дизайнеров. Дополнительно, я рекомендую добавлять в портфолио академические работы и концепт проекты.

3.5 Делайте акцент на качестве, вместо количества

Меньше это лучше для вашего портфолио. Выберите 2 или 3 проекта и опишите их детально. Исключите слишком похожие друг на друга проекты, будет достаточно и одной истории. Вполне нормально будет иметь портфолио из всего одного проекта, если это будет хороший проект.


Все портфолио Майкла Еверсона построено вокруг одного проекта - SoundCloud для iOS. Он детально описывает все этапы разработки и подкрепляет их отличными превью, таким образом он ясно дает понять как он работает.

4. Описывайте в деталях

В то время как в других отраслях будет достаточно показать только финальный продукт или описать результаты, в UX же все по-другому. Больше чем увидеть просто готовый продукт, работодатели/заказчики хотят узнать как вы решили поставленную проблему. Очень важно показать какой процесс прошла ваша работа и что она не просто появилась как по волшебству. Хотя формат описания может варьироваться в зависимости от проекта, в основном, я рекомендую делить каждый проект на два этапа: обзор и UX процесс. Сначала идет обзор. Посетитель должен иметь возможность сразу понять о чем этот проект и его цели. Вот темы, которые можно добавить:
  • Задачи проекта - Для чего проект был начат?
  • Цель - Какие результаты нужно получить?
  • Длительность - Сколько времени было затрачено?
  • Команда - С кем вы работали над проектом? Добавьте имена и ссылки на их LinkedIn профили.
  • Ваша роль - Какой вклад в проект вы сделали?
  • Результат - Изображения/видео или ссылки на скачивание приложения, просмотр прототипа, исходных кодов.


Каждая работа из портфолио Итуна Чжана начинается с краткого обзора.

Этап «UX процесс», пожалуй, наиболее важная часть вашего портфолио. Как UX дизайнер вы должны очень серьезно отнестись к объяснению всего процесса, поскольку вас будут по нему оценивать.


Пример UX процесса. Изображение: Zurb .

Вы должны понимать то, что вашу работу можно оценивать только в контексте. Опишите проблему и её решение, покажите процесс который вы прошли чтобы получить финальный продукт.

  • Проблема/вызов в дизайне - Это может быть что-то простое, например, несколько предложений которые расскажут о проблеме (бизнеса) которую вы решали.
  • Исследование пользовательской аудитории - Опишите ваших пользователей и их нужды, мотивацию и проблемные моменты. Эта часть может включать инструменты с помощью которых вы собирали эту информацию (например персонажи и карты симпатий). Также можете упомянуть анализ конкурентов (рассмотрите сильные и слабые стороны конкурентов в решении потребностей пользователей).
  • Решение - В этой части дайте ответы на следующие вопросы: Как вы решили проблему? Почему вы выбрали это решение и что повлияло на ваш выбор?
  • Дизайн - Обязательно опишите как вы прошли путь от идей к конкретному решению. Покажите блок-схемы, макеты и работающие прототипы (да, это все разные вещи - прим. пер.). Работодатели должны знать что вы можете это сделать и можете смотреть на проект с точки зрения разработчика. По возможности, добавьте интерактивный прототип (например как InVision) чтобы дать возможность посетителям поиграть с ним.
  • Тестирование - Как вы определяете успех/провал? Как вы тестировали ваше решение? Какие вопросы вы задавали?

4.1 Создайте сильную историю

Ваши проекты это история о вас и ваших проектах, повествование о вашем путешествии, ваши успехи и проблемы, ваши препятствия на пути.
  • Определите приоритеты для разной информации о вашем проекте и давайте её читателям в нужном месте, чтобы сделать рассказ интереснее.
  • Продемонстрируйте ваши навыки решения проблем. Описывая разные части вашей работы в портфолио, убедитесь что вы ясно рассказали о проблеме которая была и как вы её решили.
  • Покажите свою способность применять в процессе решения проблемы подходящие инструменты.
  • Покажите свою способность лаконично выражаться с помощью слов и изображений. Объясните процесс шаг за шагом и дайте изображениям контекст.
  • Попытайтесь явно показать чему вы научились в процессе работы над проектом.


Саймон Пен преподносит каждую часть дизайна как отдельную историю, дополненную превосходными изображениями. История разработки Amazon Prime Music из портфолио Саймона.

4.2 Опишите влияние вашей работы

Покажите ценность которую вы принесли нанявшей вас компании. Если можно, опишите как ваш дизайн привел компанию к успеху. Если есть позитивные результаты, обязательно расскажите о них: подчеркните почему проект был успешен (целевые метрики поднялись на X%) и укрепите свою роль в его достижении.


Другой пример из портфолио Саймона. Результат проекта ILC NSW ‘AT Magic’

4.3 Не зацикливайтесь на визуальном представлении

Не делайте вид что вы визуальный дизайнер (если вы не он). Запомните, что целью портфолио не является показать ваши потрясающие навыки дизайнера. Наличие компетентных навыков визуального дизайна определенно будет плюсом, но не путайте их с главной задачей вашей должности - «решением проблем бизнеса разрабатывая опыт взаимодействия».


Портфолио Слава Кима уделяет слишком много внимания изображениям и не предоставляет основной информации о UX процессе.

4.4 Не концентрируйтесь только на конечной цели

Достаточно часто UX дизайнеры в своих портфолио концентрируются на финальном продукте, а не «путешествии» проекта. Однако менеджеров по найму меньше интересует финальный продукт, они больше заинтересованы в процессе создания этих продуктов. Хорошее портфолио всегда дополняют исследования, стоящие за финальным результатом.


Майкл Щепаньский представляет каждую часть как волнующую историю которая подчеркивает его проницательность.

4.5 Не переоценивайте свой вклад

Не врите. Несложно присвоить себе все заслуги за проект, над которым работала целая команда. Запомните, честность - это наилучшая стратегия: если вы что-то не умеете делать или у вас в этом нет опыта - не говорите об этом в вашем портфолио! Четко и честно обозначьте свою роль и тех, кто с вами работал. Добавить метки

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]

Непонятное пока ещё для многих слово «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. Теперь оно сопровождает человека с самого раннего детства. Мы попытаемся рассказать, что это такое и для чего оно нужно школьнику. Сам термин «портфолио» пришёл к нам из итальянского языка: portfolio в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

Когда начинать создавать портфолио?

В последние годы практика оформления портфолио школьника получила большое распространение. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях оно является обязательным. Даже дошкольные учреждения вводят в свою работу деятельность по сбору успехов ребёнка. Первокласснику уже необходимо приступить к оформлению своей папки достижений. Конечно, ребёнку, который учится в начальной школе, сделать самостоятельно это очень сложно, поэтому чаще приготовление данной папки выполняется родителями. Вопросы и удивления родителей вполне естественны, потому что в своё время они не сталкивались с подобным требованием. В нашей статье мы постараемся ответить на вопрос, как сделать портфолио для школьника.

Зачем нужна «папка с документами» школьнику, и что в ней должно находиться?

Отслеживание всех успехов и результатов любой деятельности ребёнка - хорошая практика, ведь это помогает взрослым раскрыть многогранность личности ребенка. Да и маленькому человеку важно осознавать свои первые достижения, чтобы развиваться дальше. Информация о ребёнке, его семье, окружении, успехи учёбы в школе, грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, фотографии, творческие работы, показывающие знания, умения, навыки ребёнка - всё это является своеобразной презентацией умений, интересов, увлечений и способностей ребёнка. Собранная информация пригодится при переходе в другую школу или при дальнейшем выборе профильных классов и при поступлении в высшее учебное заведение. Основной целью портфолио школьника начальных классов является выявление всех достоинств ребёнка и раскрытие его внутреннего потенциала через структурное собрание его работ, оценок и достижений. Это помогает сформировать у ребенка мотивацию к деятельности, научить его ставить цели и добиваться успеха.

Портфолио - продукт творческий

Решив приступить к оформлению портфолио школьника 1 класса, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Очень часто учителя начальных классов предпочитают однородную структуру для всех учеников, а потому, сообщая вам о том, что нужно оформить портфолио, заодно предложат и его примерный план. В этом случае родителям не придётся ломать голову над составляющими самостоятельно. По большому счёту, портфолио школьника - творческий документ, и ни в одном нормативном акте нет чётких, прописанных государством требований к нему.

Каждый родитель понимает, что первый класс - это важный период в жизни ребенка: знакомство с учителями и одноклассниками, постепенное взросление и повышение самостоятельности. Переходя из условий детского сада в школу, где всё ново и непривычно, ребёнок испытывает небольшой стресс, быстрее освоиться на новом месте помогает портфолио школьника. Образец его составления может варьироваться в зависимости от класса и школы, но в нём обязательно должна находиться информация о ребенке и его родителях (законных представителях), о его увлечениях и хобби. Все эти данные помогут детям быстро найти себе новых друзей и общие интересы с одноклассниками, а учителю - легче организовать учебный процесс и беседы с детьми.

Общая форма - индивидуальное наполнение

В каждой школе или даже в каждом классе может быть разработано свое портфолио школьника, образец которого будет предложен учителем детям и родителям, но всё же эта папка - что-то вроде «визитной карточки» ребёнка, а потому она должна отражать его индивидуальность.

Выбор шаблона

Детям неинтересны будут простые листы, записи, фотографии, их гораздо больше привлечёт весёлое красочное оформление. Поэтому для начала подберите для портфолио школьника шаблоны, которые сегодня можно найти без труда. А затем вместе с ребёнком выбрать подходящий. Если ничего нужного найти не удалось, то можно самостоятельно создать шаблон, который будет максимально отвечать задуманному вами. Создать шаблон самостоятельно сможет не каждый родитель, а даже если и справится с этой задачей, то придётся потратить много времени. Именно поэтому такой популярностью пользуются готовые шаблоны для портфолио школьника, которые можно редактировать быстро и легко.

В оформлении могут быть использованы обожаемые детьми персонажи. Мальчишки, например, любят автомобили. Портфолио с гоночными машинами подойдут как раз для тех, кто любит гонки и скорость. Девчонкам больше по душе принцессы или феи в качестве элемента оформления. Нужно помнить, что картинки с любимыми героями не должны отвлекать от содержания, их роль - настраивать на позитивный лад при открытии папки.

Что рассказать о себе

Первый раздел портфолио школьника начальных классов, как правило, включает личные данные. Это и титульный лист, где указываются имя, фамилия, а также размещается фотография ребёнка, которую он должен выбрать сам. Также этот раздел может включать автобиографию, рассказ о себе, список долгосрочных и краткосрочных планов учебы. Ребёнка необходимо привлечь к заполнению, поощряя его инициативу. Пусть он напишет о качествах характера, которые есть у него, о своих любимых занятиях и увлечениях, расскажет о городе, в котором живёт, о родных и близких, о тех, с кем дружит, о своем имени или фамилии, о школе и о классе. Можно написать и мечту о том, кем хочет стать ученик, когда вырастет. Школьник может даже разместить режим дня, которому он следует. Он должен описывать всё то, что ему интересно, и то, что он считает важным.

Ребёнок, заполняя папку, может сделать небольшие открытия - например, впервые прочитать о происхождении имени и фамилии.

Описать свой мир непросто

Первая часть может иметь свои подразделы. Возможно, они войдут в готовое портфолио школьника, которое вы создадите самостоятельно, учитывая индивидуальность ребёнка. Если ребёнок увлечён чтением, создайте раздел «Мои любимые книги». Увлечение природой можно отразить в части «Мои домашние животные».

Портфолио заполняется не навсегда, оно будет с течением времени пополняться, меняться. Если ребёнок напишет ответы на вопрос «Что я умею и люблю делать», то к четвёртому классу информация, занесённая первоклассником, точно потеряет свою актуальность. Поэтому больше пользы принесёт регулярная работа по заполнению хотя бы несколько раз в год.

Раздел успехов и достижений

Если у ребёнка уже накопились грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных конкурсах, то родителям не остаётся ничего другого, кроме как сделать портфолио для школьника. Можно размещать их в хронологическом порядке или делить их на разделы, например, «Успехи в учёбе» и «Заслуги в спорте», хотя для младшего школьника важны все его свершения. В этой части будут содержаться сведения, касающиеся в основном учёбы и творческой деятельности. Пополняться эти данные будут постепенно за годы учёбы в школе.

В достижения первоклассника можно приложить первую пропись, удачный рисунок или аппликацию.

Если мероприятие, участником которого стал ребёнок, освещалось в средствах массовой информации, для портфолио школьника можно сделать вырезки из газет или распечатать интернет-страницы с сообщением.

Дети выбирают себе занятия и посещают занятия в кружках, секциях и клубах. Информацию о них также можно вынести в особый раздел. Здесь может быть информация об учреждении, которое посещает школьник.

Как я учусь?

Учебной деятельности, как основной в жизни ребёнка младшего школьного возраста, должен быть отведён отдельный раздел. Здесь может быть не только таблица вроде школьного табеля, но и успешно выполненные проверочные работы, первые тетради, лист с первой пятёркой. Сюда можно также включить показатели техники чтения.



Похожие публикации