Причины девиантного поведения подростков кратко. Девиантное поведение: примеры и признаки отклонений

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути - он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Анормальное поведение

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики.

«Ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся.

Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные - как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.

Социальная психология полагает, что асоциальное поведение - способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.

Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» - это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.

Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду.

Типология

Типология отклоняющегося поведения построена так, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

Типы девиаций делятся на 2 крупные категории:

  1. Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
  2. Действия, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.

Помимо этих двух типов, существуют другие виды девиантного поведения:

Классификация

Одной классификации девиантного поведения на данный момент нет. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация.

Социологическая считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая: всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации. Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка - отклоняющееся поведение - расстройство либо болезнь.

Признаки отклонения

Главными признаками разнообразных поведенческих отклонений являются: постоянное нарушение социальных норм, отрицательная оценка со стигматизацией.

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут меняться со временем. Как пример можно упомянуть постоянно меняющееся в обществе отношение к гомосексуалистам.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию. Такие известные социальные ярлыки, как «алкаш», «бандит», «проститутка» уже давно стали в социуме ругательными. Многим хорошо известны проблемы ресоциализации уголовников, только вышедших на волю.

Однако для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения:

  • Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует - в зависимости от его формы - деструктивно или аутодеструктивно;
  • Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций - делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным;
  • Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики мы говорим не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм);
  • Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот;
  • Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальные девиации бывают позитивными или негативными.

Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Примеры: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость.

Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество.

Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Девиантность и делинквентность

Понятие девиантность приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией. Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч. проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.

Иногда асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами», «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме». Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики. Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.

Девиантное (анормальное) — целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.

Делинквентное (от англ. «вина») — психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.

Как сильно ни отличаются виды девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия. Вовлечённость человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного поведения от девиантного в том, что оно меньше связано с нарушением психических норм. Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.

Профилактика и терапия

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности:

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий:

  1. Работа в больницах и поликлиниках;
  2. Профилактика в вузах и школах;
  3. Работа с неблагополучными семьями;
  4. Организация общественных групп молодёжи;
  5. Профилактика всевозможными СМИ;
  6. Работа с беспризорными детьми на улице;
  7. Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Социальные нормы поведения необходимо соблюдать всем членам современного общества. Иногда некоторым людям свойственно выходить за установленные рамки, демонстрируя отклоняющееся или девиантное поведение, которое противоречит принятым правилам и нормам. Полезно знать признаки человека с симптомами такого поведения и понимать, как это можно исправить.

Девиантное поведение – что это такое?

Поведение, не укладывающееся в рамки понимания большинства людей, называется девиантным. К отклоняющемуся поведению не относятся обычные действия среднестатистического гражданина, ведь они не вызывают непонимание, шок, удивление, страх, неприязнь со стороны обычных граждан. Девиантное поведение делится на два типа, так, различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение. К позитивному относятся гиперактивность, талант, граничащий с гениальностью, воздержанность – действия, не противоречащие букве закона. Негативные типы девиантного поведения это:

  1. Существование без определенного места жительства, попрошайничество на улицах, беспризорность, если речь идет о несовершеннолетних детях и подростках.
  2. Жестокое отношение к животным и людям, находящееся в нормах права, но вызывающее беспокойство и страх окружающих.
  3. Пристрастие к вредным привычкам – алкоголю, наркотикам. Сюда же можно отнести страсть к компьютерным и азартным играм, проституцию, кражи, и другие действия, за которые предусмотрена ответственность с разной степенью тяжести в соответствии с законодательством.

Девиантное поведение в социологии

На появление признаков девиантного поведения влияет социальная среда человека. Девиантное поведение в социологии показывает, что не всегда получается урегулировать все с помощью принятых в обществе норм поведения. От несоответствия между целями и возможностями люди используют другие средства для достижения результата, например, применение противозаконных методов. Другой вариант отклоняющегося поведения – социальная девиация, которая присуща бунтарям, революционерам, террористам, протестующим против сложившихся устоев.


Признаки девиантного поведения

Нестандартное поведение, выходящее за рамки правил, характеризует юношеский максимализм. Детям сложно обуздать гормональный взрыв, происходящий в организме в период роста. Часто выбор некоторых подростков становится полным противоречием установленных взрослыми людьми правилам. Часто это приносит проблемы как физического, так и психического характера. В сложный подростковый период типичными проявлениями девиантного поведения являются действия, которые:

  1. Вызывают осуждение взрослых.
  2. Наносят вред подростку и окружающим его людям.
  3. Становятся причиной частых конфликтов с друзьями и близкими.
  4. Способствуют снижению успеваемости в школе.
  5. Могут развивать фобии и разнообразные страхи.
  6. Снижают самооценку и порождают комплексы.

Причины девиантного поведения

Необходимо разобраться, что является толчком, способствующим проявлению девиантных действий. Проблемы в отношениях между родителями и детьми становятся причинами отклоняющегося поведения. Подобные признаки присущи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Порой заботы и контроля одного родителя мало. Не все семьи становятся неполноценными по собственной воле. Смерть одного из родителей, разводы – повод взрослым задуматься о психическом здоровье детей. Различные проблемы становятся причинами, вызывающими девиантное поведение, примеры этому известны родителям:

  1. Разнообразные страхи и комплексы ребенка, о которых он стесняется рассказать взрослым.
  2. Отсутствие контроля со стороны родителей, понимание собственной безнаказанности за любые действия.
  3. Агрессия, раздраженность, негативное восприятие окружающего мира.
  4. Психические отклонения, с которыми сложно справиться самостоятельно.

Формы девиантного поведения

Понять, что является отклоняющимся от нормы поведением, непросто. В каждом отдельном социуме существуют определенные правила, нормы и порядки. То, что приемлемо, например, для преступных кварталов Мексики, покажется аморальным в культурных столицах мира. Видов отклоняющегося поведения много, все они подразделяются на несколько групп: аддиктивное, деленквентное, аморальное, суицидальное. На каждой форме девиантного поведения следует остановиться более подробно.


Аддиктивное поведение

Уйти из реальности, погрузиться в собственный придуманный мир, где нет плохих людей, отрицательных эмоций, все просто и понятно – добиться этого позволяет девиантное аддиктивное поведение. Понятие произошло от английского слова «аddiction», обозначающего «вредная привычка». Виды девиантного поведения, направленные на аддикцию могут быть разными – от легких до тяжелых форм. Этот тип девиации выражается в следующих негативных действиях:

  • пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, табаку;
  • тяга к азартным и компьютерным играм;
  • проституция.

Делинквентное поведение

Действия, в результате которых нарушается закон, называются делинквентным девиантным поведением, и контролируются они педагогами, социологами, криминалистами. Выделяют три типа:

  1. Слабое – мелкие правонарушения, не влекущие строгого наказания, например, хулиганство, брань в общественных местах, публичное распитие спиртного.
  2. Среднее – дисциплинарные нарушения трудового законодательства, например, опоздания на работу, появление в рабочее время в нетрезвом виде.
  3. Тяжелое – действия, серьезно нарушающие законодательство, и влекущие ответственность, такие как проституция, продажа наркотических средств, воровство, сексуальное насилие.

Аморальное поведение

Определить, что такое мораль, сложно. Девиантное аморальное поведение зависит от культуры общества и традиций. Так, если в одних странах измена считается осуждаемым поведением, в Японии, например, к этому относятся с пониманием. Институт гейш, развлекающих мужчин, в этой стране развит сильно. Подобное явление в России называется проституцией, и наказывается по закону. Вот почему типы девиантного поведения нужно рассматривать в разрезе конкретной страны и национальности, делая ставку на нормы морали.

Суицидальное поведение

Самоубийство – не редкость среди молодого поколения. Действия, которые направлены на причинение вреда собственному здоровью, относятся к суицидальному девиантному поведению подростков. Некоторые его типы направлены на демонстрацию, вызывание чувства жалости, обращение внимания на свою персону. Еще такие действия порой совершаются в состоянии аффекта, в результате сильного душевного потрясения или травмы. Иногда суицидальное поведение носит расчетливый характер и чаще других достигает цели.


Последствия отклоняющегося поведения

Массовый характер приобретает девиантное поведение в психологии, это настоящий бич современной жизни. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми, от простого осуждения обществом до лишения жизни. Все зависит от типа девиантного поведения, от способности и готовности человека вернуться к нормальной жизни. Самыми частыми следствиями отклоняющегося поведения можно назвать нарушение личности человека и проблемы со здоровьем. От этого страдают родные человека, выбравшего такой стиль жизни, а также друзья и коллеги.

Коррекция девиантного поведения

Только позитивные действия могут помочь изменить и предупредить отклоняющееся поведение у подростков. К таким формам коррекции можно отнести:

  1. Создание благоприятного фона для повседневной жизни.
  2. Информационная наполненность – лекции, беседы, уроки, объясняющие как определить границу между девиантным и правильным поведением.
  3. Терапия «противоположностью» – поступки, на которые в обычной жизни человек никогда не решился бы, например, прыжок с парашютом или выражение себя в творчестве.
  4. Развитие способов самовыражения, не выходящих за рамки морали общества.

Профилактика девиантного поведения

Существует прямая зависимость между развитием отклоняющегося поведения у молодого поколения и ростом в обществе преступных явлений. Желание совершать противоправные действия растет вместе с развитием девиантного поведения детей и подростков. Вот почему мероприятия, направленные на профилактику, должны вводиться повсеместно во всех учебных учреждениях. Их целью должно стать доведение до сознания подростков, что за каждый поступок необходимо нести ответственность. Существуют разнообразные формы профилактической работы с детьми:

  1. Игры и тренинги с участием профессиональных психологов, на которых задачей взрослых является формирование правильного отношения ребенка к собственной персоне.
  2. Уроки и лекции на тему девиантного поведения, объясняющие подросткам то, почему нельзя нарушать Конституцию, и чем это грозит.
  3. Программы, включающие в себя цикл из нескольких занятий по профилактике отклоняющегося поведения.

Введение

Реформы 90-х годов все еще продолжают отражаться звонким эхом на нашем обществе. Причин этому множество: от неэффективной социальной политики самого государства до деградации общечеловеческих ценностей всего общества, опять же по вине государства.

Неожиданно для всех нас вернулась, когда-то забытая проблема беспризорности и детской преступности. Точнее она была и ранее, но не в таких масштабах, когда дети без воины при живых родителях голодают и идут на преступление ради куска хлеба. Это одна категория, другая же, наоборот, от избытка материальных благ стремится оторваться на полную катушку, забывая о своем статусе.

Таким образом, остро назревает необходимость какой-то организации социальной помощи и поддержке данной категории людей, независимо от их возраста. Чаще всего в этой самой помощи нуждаются самые уязвимые слои населения, но повторюсь и «элита» уже требует социальной защиты, пусть и не в том объеме, как «низы».

Сегодня проблемой девиантного поведения занимаются все: и государство, и общество, правда каждый из этих социальных институтов видит данную проблему по-разному. Среди научных кругов большое внимание проблеме девиантного поведения молодежи уделяли Холостова Е.И.; Павленок П. Д., Василькова Ю.В., Змановская Е.В. и другие. Все они поднимают вопрос о защите категории людей, как со стороны общества, так и со стороны государства, реабилитацию их социального статуса.

Актуальность социальной работы с людьми девиантного поведения обусловлена современным состоянием преступности со стороны молодежи, вовлечением все большего числа несовершеннолетних в асоциальные группы.

Цель исследования : изучить проблему социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

Объект исследования: люди и группы девиантного поведения.

Предмет исследования: социальная работа с лицами и группами девиантного поведения.

Задачи исследования :

анализ научно-методической литературы по данному вопросу;

изучить причины возникновения девиации;

раскрыть основные формы девиантного поведения;

рассмотреть теоретические основы социальной работы с лицами и группами девиантного поведения.

Методы исследования : анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.

Структура курсовой работы : работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Причины возникновения девиантного поведения

Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение».

Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения, мышления, действования человека, не соответствующие в данном обществе нормам и ценностям. Таким образом девиантное поведение - это отклонение от общепринятых норм. Почему же происходят эти самые отклонения. Ответ на этот вопрос одновременно прост и сложен. Прост потому, что можно всю вину и ответственность за происходящее переложить на государство; сложен - так как само общество в настоящее время допускает проявление девиации. Но, тем не менее, основные причины назвать все же можно (7, 338).

В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин. Тяжело сказываются на жизненном уровне чисто российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, инфляционное давление, коррупция и официальная ложь «верхов» и нарастающая социальная напряженность «низов».

Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях, когда экономическая жизнь общества напоминает не рынок, а базар, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием.

Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях (4, 29).

Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты -- алкоголики, наркоманы, проститутки -- в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.

Известный социолог Р. Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не. имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством(1, 17).

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Можно сказать, что проблемы девиантного поведения создаются искусственно, и это будет правильно, так за социально-экономическую защиту населения отвечает именно государство. Но терпимое отношение самого общества к проблемам может свести на нет все попытки в исправлении ситуации. Вышеуказанными параметрами причины девиантного поведения не исчерпываются.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие в свою очередь обусловлено взаимодействием следующих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение людей подросткового и юношеского возраста (7, 245-257):

1. Биологические факторы, выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений человека в среде его сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждается в помощи психиатров.

Дети акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

Эгоцентрическая позиция человека с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой: ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, - изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развитие. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно -- ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие -- вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность. Но более подробно данный фактор был рассмотрен чуть выше.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время. Как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу..

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. , жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

Девиантным, отклоняющимся поведением называют человеческие действия, которые не соответствуют моральным или правовым нормам, стандартам, установленным в обществе.

Социальный контроль за обществом осуществляется посредством введения различных социальных норм, деятельность которых направлена на сохранение системы общества, ее целостности. Все нормы, направленные на изменение норм уже устоявшихся, и являются девиантным поведением.

Девиацию можно разделить на две группы: социально-одобряемую и социально-осуждаемую. К первой группе будут относиться всем известные вундеркинды и гении, учащиеся среднеобразовательных учреждений, окончившие учебу с золотой медалью. Социально-одобряемые девиации чаще всего связаны с творчеством, с огромными успехами в какой-либо сфере общественной жизни, приносящими пользу обществу.

Ко второй же группе можно отнести поведение, которое как раз и направлено на ликвидацию устоявшихся социальных норм (вызывающее поведение, курение в общественном месте). Также сюда можно отнести такие виды отклоняющегося поведения, как чудачество, эксцентричность, алкоголизм, наркоманию.

Особой формой девиантного поведения считается совершение преступления. Социологи называют его поведением делинквентным – деянием, которое всегда носит отрицательный характер, при любых условиях его совершения. Преступление направлено либо на подавление прав и свобод человека (захват в заложники, шантаж, угрозы), либо на захват собственности и имущества (ограбление). Преступление всегда наносит вред личности, обществу и государству.

К делинкветному поведению относятся правонарушения, наказанием за которые является привлечение к административной ответственности. А также хулиганство и драки, брань и ругань в местах общественного пользования: то есть, противоправные поступки, не являющиеся преступлением.

Отклоняющееся поведение – это вопрос выбора: многие люди, стараясь добиться успеха и достичь всех своих целей, прибегают к запрещенным методам, наносящим вред обществу. Они действуют сознательно, совершая правонарушения или преступления. Девиация может выражаться и в форме протеста против ценностей, принятых в обществе. Такое неповиновение может привести к террористическим актам, вооруженным восстаниям и религиозному экстремизму.

Чаще всего девиация является следствием нежелания индивида принимать общественные нормы и стандарты.

Отклоняющееся поведение можно считать относительным: его можно соотносить лишь с нормами и ценностями определенной культурной группы, а не всего общества в целом. Существует хороший пример, иллюстрирующий это утверждение: курение. В группе людей, не принимающих сигареты и дым, поведение курящего человека считается девиантным. Для остальных же оно полностью нормально. То же самое с группой курящих людей, среди которых есть один некурящий.

Каждая социальная группу самостоятельно выводит признаки девиантного поведения, имеющего место быть среди их культурных и моральных ценностей.

Формы отклоняющегося поведения

Все девиантное поведение можно разделить на четыре основных вида: инновацию, ритуализм, ретретизм и бунт.

Инновация. Такая форма поведения имеет место быть, когда индивиды, согласные с общественными ценностями, отрицают легальные и разрешенные обществом методы их осуществления. К этому виду девиаций можно отнести великих ученых и изобретателей, шантажистов.

Ритуализм. Индивиды ценности общества отрицают, но преувеличенно требуют методы и способы их реализации. Человек тщательно следит за четким выполнением требований, однако, первостепенная цель уже не имеет смысла.

Ретретизм. Индивидом отрицаются общественные ценности и стандарты, и он старается избежать и способов их реализации. Так появляются наркоманы, алкоголики – люди, старающиеся убежать от действительности.

Бунт. Индивид не просто отрицает ценности общества, но и старается на их место внедрить ценности новые. Сюда можно отнести революционеров.

Причины появления девиантного поведения

Таких причин можно найти много. И очень часто они носят характер не только социальный, но и психологический. Нередко отклонения в виде склонности к алкогольным напиткам и наркотическим веществам передается по наследству – от родителей к детям.

Социальными же причинами девиации являются несогласованность между принятыми общественными ценностями и реальными отношениями в обществе; несоответствие целей и средств, выдвигаемых обществом. Также девиантное поведение может быть вызвано существенными различиями между различными социальными группами.

Причиной отклоняющегося поведения можно назвать и маргинализацию. Маргиналы – это внеклассовые индивиды; люди, вышедшие из одного класса, но так и не примкнувшие к другой социальной группе. При маргинализации происходит разрыв между связями экономическими, социальными и духовными. Чаще всего маргиналами становятся люди, разочаровавшиеся в способах реализации социальных потребностей общества.

Особой популярностью в современном мире пользуются такие формы девиантного поведения, как попрошайничество и бродяжничество, отказ от общественно-полезных работ и труда, поиск работы, не требующей усилий. Такие девиации опасны: нередко люди, ища более легких путей, встают на тропу наркомании и начинают распространять наркотические вещества, грабят банки и другие учреждения, квартиры.

В основе девиантного поведения лежит человеческая сознательность: люди осознают весь риск собственных действий, но все равно совершают отклоняющиеся от норм проступки. Они рассчитывают собственные действия, выверяют и взвешивают каждое принятое решение. Они не верят в случай или в то, что им повезет благодаря судьбе – они полагаются только на себя и свои собственные силы.

Аддикция – стремление индивида любым способом избежать внутреннего конфликта, дискомфорта, появляющегося вместе с внутренней борьбой. Именно поэтому за счет девиации у многих людей и происходит самореализация личности, их самоутверждение за средства других. Они не могут реализовать свои цели и мечты легальными способами: они не видят таких путей решения, гораздо более сложных, чем девиантные.

Когда девиантное поведение перестает быть чем-то не соответствующим устойчивым взглядам людей, происходит пересмотр и переоценка общественных ценностей. В противном случае, отклоняющееся поведение рискует стать общепринятой нормой поведения.

Одной из самых важных причин появления в обществе отклоняющегося поведения – социальное неравенство между социальными группами. У всех людей одинаковые потребности (в пище и одежде, в жилище и безопасности, в самореализации), однако, у каждого слоя населения разные возможности для их осуществления.

В современной Российской Федерации существует огромная пропасть между богатыми и бедными. Именно это и послужило одним из следствий революционной деятельности партии большевиков в начале двадцатого века. Их методы тоже считаются отклоняющимися, и они были направлены на уравнение в государстве имущества всех граждан: они конфисковали имущество у богатых граждан, в тридцатые годы прошлого века проводилась активная политика раскулачивания – конфискация излишков имущества у кулаков — зажиточных крестьян. Способы осуществления этой политики были крайне жестокими, насильственными. Именно в двадцатом веке зародилось понятие «тоталитаризм».

Отклоняющееся поведение происходит и благодаря природным катаклизмам. Когда психика человека нарушается, ему легче принять девиантные нормы и следовать им.

Личность человека начинает формироваться с детства, с самого рождения его окружают моральные и ценностные нормы поведения. Наиболее часто девиации начинают проявлять в школьном возрасте, ведь именно там ребенок больше всего подвержен воздействию других людей.

Учителя, профессионалы, способны заметить зарождающиеся отклонения у ребенка и заявить о необходимости проведения профилактики.

В самом начале развития девиации больше всего ей подвержен сам ребенок, а не его окружение. Ребенка необходимо уметь занять чем-то интересным, давать возможность развиваться правильно (читать познавательные книжки и смотреть фильмы).

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Чаще всего девиации проявляются именно в подростковом возрасте. На основе девиантного поведения формируются различные молодежные субкультуры: их главная особенность – неприятие ценностей взрослых и способы отклонения от них.

Именно в этом возрасте есть возможность остановить и изменить неправильное поведение подростка.

Воспитание. Акцент делается на те положительные качества, которые были свойственны индивиду до «начала» девиантного поведения. Лучший способ – обратиться к старым воспоминаниям, рассказам о счастливом прошлом.

Стимуляция. Человек никогда не встанет на путь исправления, если это не станет его настоящей целью. У подростка следует вызвать интерес в изменении, только тогда будет решительный сдвиг в процессе.

Компенсация. Если человек хочет побороть себя и избавиться от собственных недостатков, ему следует попытаться добиться успеха в областях, к которым у него есть особое предрасположение, успехи.

Корректирование. Отрицательные качества человека уничтожаются, тогда как положительные выходят на первый план. Только тогда человек сможет создать для себя систему правильных ценностей и установок.

Психология девиантного поведения

Условно его можно разделить на две группы: отклонение от норм психического здоровья (чудачество, эксцентричность) и отклонение от норм морали и нравственности (пьянство, наркомания, правонарушения).

В основном склонность к девиации имеют индивиды с ярко-выраженными психическими расстройствами и заболеваниями. Именно из-за проблем с психикой люди совершают противоправные и противоморальные проступки. Они вредят не только себе, но и окружающим их людям.

Психическая нестабильность может проявиться у людей, к которым общество предъявляет требования завышенного уровня. Человек начинает сильно переживать собственные неудачи, и эти неудачи откладываются и сказываются на его психике. Человек начинает чувствовать неполноценным, ущемленным, чем-то отличным от других людей.

Большой отпечаток на психическом здоровье индивидов оставляет переходный возраст. Он бывает у каждого человека, но каждый переживает по-своему. Мышление и восприятие мира человека меняется под влиянием близких людей и воздействием внешних факторов.

Сказываются и расстройства личного характера: человек не умеет самостоятельно выходить из трудной для него ситуации, не может в полной мере реализовать свое «Я».

Профилактика девиантного поведения и проблема ее реализации

Человек тем больше склонен к совершению преступлений, чем больше у него признаков девиантного поведения. Профилактика отклоняющегося поведения направлена на то, чтобы помочь детям, подросткам и взрослым реализовать себя как личность без совершения правонарушений, наносящих вред обществу.

Самыми распространенными методами профилактики, то есть борьбы с девиацией, являются проведение всевозможных тренингов для подростков и людей старшего возраста, лекции соответствующей направленности и образовательные программы. Данные методы направлены, в первую очередь, на устранение причин зарождения в человеке предпосылок к отклоняющемуся поведению: профилактика затрагивает психологические зависимости и расстройства человека, выявление его собственных взглядов и мнений касаемо личной реализации и самоопределения.

Чтобы предотвратить или хотя бы снизить проявление девиантного поведения среди населения, следует проводить специальную политику: обеспечивать материальными средствами нетрудоспособных граждан (учащиеся школ и университетов, пенсионеры, инвалиды всех степеней); организовать досуговую программу для подростков, направленную на правильное формирование их личности и самореализацию; активно внедрять в общественную жизнь пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни) и лекций о вреде алкоголизма, наркотической зависимости.

Но только профилактика, проводимая для всех слоев общества и активно оказывающая на них влияние, сможет принести должные результаты и сократить появление отклоняющегося поведения.

Виды и примеры девиантного поведения

Поведение, причиняющее вред конкретно личности человека, его психическому и физическому здоровью. Такой вид девиации особо популярен среди подростков и может быть выражен в форме мазохизма, самоубийств.

Поведение, причиняющее вред социальной группе. Самым популярным видом данной формы отклоняющегося поведения являются всем известные алко- и наркозависимости.

Поведение, причиняющее вред всему обществу в целом. Самый опасный вид девиации, к которому относятся преступления (делинквентное поведение), хулиганство, ограбление, убийство, применение насилия.

Was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева



Похожие публикации