Расписание богослужений в храме иова на волковском.

Иерей Александр Нарушев

В это воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, возведенного на западе столицы.

Накануне этого события мы побеседовали с его настоятелем иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как проходило строительство, и о том, как новый храм изменил жизнь района.

― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?

― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря . Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица - местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.


Председатель Фонда В.Б. Христенко и исполнительный директор Фонда Ю.В. Александрин

Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.


Святитель Иов

Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.

- А как было выбрано место под храм?

Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.

Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.

На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.

- Как Вы можете охарактеризовать свой приход?

Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.

Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.

Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.

Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.

Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть - голос Божий - все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю... Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.

По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.

Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.

Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».

Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.


С епископом Егорьевским Тихоном, управляющим Западным викариатством

Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.

Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.

Храм для приезжих людей - это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.

Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.

Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.

- Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа...

Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.

Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).

Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.

Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.

Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.


Епископ Игнатий (Пунин), в 2011-2015 гг. управляющий Западным викариатством

С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия . Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.

До революции на территории Волковского православного кладбища было пять храмов. Кроме церкви во имя св. Иова, были построены: собор во имя Спаса Нерукотворного (арх. Ф.И. Руска и В.И. Беретти, 1837 - 1842 гг.), церковь во имя Воскресения Христова, церкви во имя Всех Святых (Ф.И. Руска, 1850 - 1852 гг.), Успения Пресвятой Богородицы (А.П. Аплаксин и А.Д. Шиллинг, 1910 - 1912 гг.) и Иова Многострадального. Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской).

Храм во имя Спаса Нерукотворного в 1930-е годы был перестроен в цех завода "Монументскульптура", церкви во имя Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы уничтожены в тридцатые годы.

Церковь во имя Иова Многострадального возводилась по инициативе Параскевы Михайловны Крюковой (12.10.1818 - 19.09.1902) - вдовы потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии чаеторговца Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31.

И.М. Крюков был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого строительства 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму - причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 года) и Император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя его небесного покровителя. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры - на 40 человек. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Работая над созданием этого храма, архитектор умер до окончания строительства (ему было 34 года), и был похоронен в подцерковье. Продолжал строительство А.Н. Немченинов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов.

Ктиторский характер храма (ктитор - лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение) отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых: святых Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая - небесных покровителей вдовы и пятерых детей покойного. В начале XX века церковь св. Иова часто называли "Крюковской".

Освящение храма состоялось 29 октября 1887 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским), епископом Ладожским Сергием и архимандритом Александро-Невской лавры Никоном. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: "Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.".

Подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; в притворе нижнего храма был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями:
1) "Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.";
2) "Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра";
3) "Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.".

До революции постоянно служили лишь в Спасском и Воскресенском храмах, а в церкви св. Иова совершались нерегулярные, в основном заупокойные богослужения. В этой церкви часто бывал Император Николай II, родившийся в день памяти Иова Многострадального.

Кирпичная церковь построена в русско-византийском стиле. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля в духе XVII века, распространившегося в церковном зодчестве Российской Империи с 1830-х годов: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго - "романовского" этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е годы - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки.

Итак, основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики (разновидность карниза, располагающаяся над окном или дверью). Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте - майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 года.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 годов украшены прямоугольными иконами. Северная изображает св. Иова со свитком, на котором написаны слова: "Бог дал, Бог взял". Южная изабражает Спасителя. Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане "латинский крест". Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева - "Суд Пилата", справа - "Предательство Иуды"); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост (с запада - ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем - надпись: "Кто Бог велий...", в барабане - "Слава в Вышних Богу...", в арке над притвором - "Вниду в Дом Твой". Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним - трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

Церковь Иова единственная на Волковском кладбище, которая не закрывалась в советское время. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. В 1932-1933 годах была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 года власти запретили колокольный звон.

В 1931 году предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за "отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки". Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 года областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 года президиум Ленсовета постановил: "Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства".

Однако церковь так и не была закрыта. На 13 февраля 1935 года на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 года, после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 года в храме состояли в штате два клирика - протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 - июне 1945 годов причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

В церкви сохранились не только ее собственное убранство и иконы, в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 году и уничтоженных храмов Волковского кладбища.

Но утраты тоже многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 года исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

В 1949 году усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 году закрытом и переданным под цех предприятия "Монументскульптура". В приделе установили одноярусный иконостас.

В 1970-х годах в церкви проведен капремонт. После ремонта, 13 августа 1976 храм освятил архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

В середине 1980-х годов проводились ремонтно-реставрационные работы: обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение.

В 1994 году на фасаде алтарной части появилось в киоте майоликовое изображение Богоматери с Младенцем, а на боковых частях притвора иконы св. Иова и Спасителя. В 1996 году были отремонтированы фасады церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 году осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Главная святыня храма - икона св. мч. Артемия с частицами его мощей на престоле Спасского придела. Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и "Не рыдай Мене, Мати" (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в "васнецовском" стиле.

В западной части храма над хорами - иконы-картины "Христос и самарянка", в центральном трансепте на несущих пилонах - "Преображение"; Покров (слева), Божия Матерь "Всех скорбящих Радость" и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) - иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором - св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ "Троица Новозаветная" ("Отечество").

Эта церковь - единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И.А. Аристархова - является памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.

Возле северо-западного угла находится часовня - усыпальница второй половины XIX нач. XX веков с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания.

Настоятель - Протоиерей о.Леонид Степанов
Протоиерей о.Константин Макаров, Иерей о.Максим Квасов, Иерей о.Дионисий Незнамов, Диакон о. Александр Уваров
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно. В будние дни - в 9-00 (исповедь - в 8-30)
Литургия в Воскресные и праздничные дни - в 7-00 и 10-00. (исповедь - в 6-30 и 9-30)
Вечернее богослужение - в 18-00.
Акафисты:
В Воскресенье - Спасителю.
Во вторник - Пресвятой Богородице.
В среду - Святителю Николаю.
В четверг - Святому праведному Иову.
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Тел. 766-25-44, 766-27-49
Адрес: 192007, С.-Петербург, Камчатская ул., д. 6 (Старый адрес: Расстанная, 30)
Проезд: "Волковская" пешком 5 минут, или трамвай 25, 49 одна остановка в сторону центра.

В описании храма использована информация с официального сайта храма http://hramiova.ru


Церковь св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с южной стороны. Фото: июнь 2014.

Фрагмент надгробий возле алтарной части церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, фрагмент фасада. Фото: июнь 2014.

Купола церкови. Фото: июнь 2014.

Икона Богоматери на алтарной стене храма. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Алтарная часть храма. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Фрагмент алтарной части храма. Фото: июнь 2014.

В центре боковых фасадов храма - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, вход в алтарь. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с северной стороны. Фото: июнь 2014.

Павильон для раздачи святой воды. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Вход в часовню. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Главный вход в храм, дверь. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение Спасителя. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение св. Иова Многострадального. Фото: июнь 2014.

Постройка перед церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Верхний ярус колокольни церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Купола церкви св. Иова. Фрагмент. Фото: июнь 2014.

Южный фасад церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Южный фасад и колокольня церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церкви св. Иова со стороны главного входа. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Фрагмент колокольни. Фото: июнь 2014.

Дорога к церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Место одного из надгробий. Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного, перестроенного в 1930-е годы в цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с северной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Фрагмент храма во имя Спаса Нерукотворного, ныне - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.

Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Су-тилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту.

В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723г. было приписано Волково поле - кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна.

В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение.

3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов - митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято-Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831 - 1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.

Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П.И. Пономарева в 1850-1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.

Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.

В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном наименовании отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» - Санкт-петербургскому роду Крюковых. Инициатива возведения храма принадлежала Параскеве Крюковой (12.10.1818 -19.09.1902) - вдове потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31. И.М. Крюков получил домашнее образование, состоял в купеческом сословии, с 1859 г. являлся членом Коммерческого суда, выборным от купечества. Он имел трех сыновей - Гавриила, Михаила и Николая и двух дочерей: Евдокию и Ольгу. Две дочери, Параскева и Вера, умерли во младенчестве. Крюковы, известные своей благотворительной деятельностью, являлись прихожанами церкви св. Екатерины на Кадетской линии. Крюков умер 19 мая 1884 г. и был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму - причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 г.) и император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 г., в очередную годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. В современных границах Санкт-Петербургской епархии и на всем северо-западе России находится только одна церковь во имя св. Иова - кладбищенская в г. Тихвине. Ктиторский характер храма, возможно, отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых, в частности, свв. Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, возможно, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая.

Строительство и отделка осуществлялись на средства семьи Крюковых. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов. Освящение храма состоялось 29 октября 1887 г. Богослужение возглавляли митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский), епископ Ладожский Сергий и архимандрит Александро-Невской лавры Никон. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».

П.М. Крюкова и члены ее семьи продолжали покровительствовать и своей приходской церкви св. Екатерины. После кончины И.М. Крюкова его торговое дело продолжил Г.И. Крюков, вступивший в 1885 г. в купеческое сословие и основавший фирму «И.М. Крюков и сыновья», купец 1-й гильдии, член С.-Петербургского коммерческого суда, некоторое время также владел трактиром по Б. Сампсониевскому, 70. В декабре 1895 г. он умер, вероятно, не оставив прямого потомства - две его дочери скончались во младенчестве. Братья Николай и Михаил разделили дело: Михаил поселился на Гагаринской, 12, где, получив еще в 1893 г. свидетельство 2-й гильдии, открыл торговлю на Пантелеимоновской, 16; Николай оставил за собой магазин в Гостином Дворе, но вскоре, вероятно, вышел из купеческого сословия.

Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; здесь же, в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями: 1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»; 2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»; 3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».

Совпадение дня празднования св. Иова с днем рождения последнего российского императора (6 мая по ст.ст.) послужило причиной предания о посещении церкви св. царем Николаем с Августейшей семьей. В предреволюционный период в церкви совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях.

После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 гг. В 1932-1933 гг. была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 запретили колокольный звон.

Власти неоднократно оказывали давление на приход. В частности, в 1931 г. предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 г. президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».

Однако церковь так и не была закрыта и сохранила не только свое убранство, иконы, но также некоторые предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. церквей Волковского кладбища (описи их не обнаружены). К середине 1930-х гг. храм св. Иова занимал особое положение среди церквей «тихоновской ориентации», приход которой сохранял верность каноническому церковному управлению. На 13 февраля 1935 г. на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 г., после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в храме состояли в штате два клирика - протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 - июне 1945 гг. причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

Утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х гг., а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 г. исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

13 августа 1976 г. освящен престол в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Чин совершил викарий архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. Интересен антиминс храма с тетраграммой Имени Божия, освященный архиепископом Псковским и Нарвским Стефаном (Калиновским) 29 мая 1744 г. в придел св. Алексия человека Божия знаменитой по своей архитектуре псковской церкви свт. Василия «на горке». На нижнем поле - подпись «Смиренный Симон, епископ Псковский и Нарвский». Преосвященный Симон (Тодорский), законоучитель Петра III и Екатерины II, занял Псковскую кафедру в 1745 г. На внешней стороне этого же антиминса - надпись: «Сей святой антиминс передается для священнодействия в приделе кладбищенской церкви Волкова кладбища в честь Нерукотворного Образа Спасителя в городе Ленинграде. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. 5 января 1950 г.». Вероятно, уже при Владыке Григории (Чукове) предполагалось устройство и освящение нижней церкви, но оно затянулось на 16 лет.

Антиминс на приставном престоле в главном алтаре имеет на нижней виньетке текст 1928 г.: «Священнодействован Преосвященным Леонидом, епископом Переяславским, викарием Владимирской епархии в лето от создания мира (7837) от Рождества же Христова 1928 месяца октобрия 28 день». Преосвященный Леонид (Антонищенко), устроитель подворья Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге, скончался в ссылке в 1937 г. На наружной стороне - надпись: «Сей святой антиминс преподается для священнодействования на переносном престоле в храме св. прав. Иова на Волковом кладбище города Ленинграда. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский 1954 года апреля 16 дня». На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

Ремонтно-реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х гг., включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады.

Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая - надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста, исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма - икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII- XVIII вв.).

В западной части храма над хорами - иконы-картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах - «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) - иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором - св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).

В нижней церкви - три чтимые иконы Тихвинской Божией Матери (XVII-XVIII вв.), Сретение Господне (древнего письма) и прп. Варлаама Киево-Печерского с частицей его мощей, Распятие; а также Казанской Божией Матери (XVIII в.), свт. Николая Чудотворца, царя Константина и прп. Серафима Саровского.

Церковь св. Иова является частью исторически сложившегося ансамбля из пяти церквей Волкова кладбища (сохранилось три). Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской). Церковь св. Иова расположена в отдалении от современного входа на музеефицированную часть кладбища «Литераторские мостки». К сожалению, прямой подход к церкви от Камчатской улицы ныне перекрыт.

Возле северо-западного угла находится часовня - усыпальница второй половины XIX нач. XX в

с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания. По благословению митрополита

Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 г.осуществлены значительные ремонтно-

реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. В области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала. Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь императором, и доминировал в православном церковном строительстве Российской империи с 1830-х гг. до прекращения храмостроительства после переворота 1917 г. (будь то строительство по «авторским» или типовым проектам), тем самым являясь одним из важнейших свидетельств о духовной жизни русского народа. Основоположником нового направления стал академик, профессор архитектуры К.А. Тон, по имени которого первый этап русского стиля часто называют «тоновским». Его прототипы - образцы раннемосковского зодчества (XV-XVI вв.). К. Тон возродил особое, как это было в средние века, значение храмового проектирования; а его значение в создании русского архитектурного языка современники сравнивали со значением Пушкина в русской словесности. Тоновские образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались.

Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А.Тона и традиционной для русского зод- чества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго - «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е гг. - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. «Московско-ярославский» или «романовский» стиль начал распространяться с 1870-х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVII в. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких, как церковь св. Иова.

Основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте - майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 г.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова со свитком, на котором слова: «Бог дал, Бог взял» (слева), и Спасителя (справа). Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева - «Суд Пилата», справа - «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост (с запада - ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем - надпись: «Кто Бог велий...», в барабане - «Слава в Вышних Богу...», в арке над притвором - «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним - трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

О признании художественных достоинств архитектуры храма говорит тот факт, что при проектировании новой церкви на кладбище - усыпальницы Колобовых (1901) - гражданский инженер Л.В. Шмеллинг без особых изменений воспроизвел тип постройки Аристархова. Церковь св. Иова является одним из наиболее характерных образцов церковного зодчества С.-Петербурга в русском стиле, памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Это единственная уцелевшая церковная постройка архитектора Аристархова, одна из немногочисленных церквей, в которой никогда не прекращалась молитва.

Церковь святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище - действующая православный храм в Санкт-Петербурге. Уникальный памятник архитектуры конца XIX в.

Храм был построен в период с 1885 по 1887 гг. на средства Параскевы Крюковой, вдовы купца Иова Михайловича Крюкова. Храм был возведен над его могилой и освящен во имя небесного покровителя умершего - Иова Многострадального. Надо сказать, что это единственный на всем Северо-западе нашей страны храм, посвященный этому святому. Автор проекта - архитектор Иван Аристархович Аристархов (похоронен здесь же, в притворе храма). Архитектурный стиль храма - русский. Храм имеет пять глав, шатровую колокольню и трапезную, фасад украшен декором, храм имеет два этажа. Главное украшение храма - двухъярусный резной иконостас в русском стиле (автор - мастер П. С. Абросимов).

В период со второй половины XIX по начало XX возле храма была построена часовня-усыпальница.

Это один из немногих храмов, которые не закрывались в советский период. Действовал он даже в период блокады Ленинграда.

До наших времен сохранился уникальный интерьер храма, иконостас.

Э та церковь, единственная на всем северо-западе Руси, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой над могилой её мужа Иова Михайловича Крюкова. В годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых, здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал император Николай II.

А рхитектура храма соответствует традиции русского стиля. Его основоположником стал профессор архитектуры К.А. Тон. Его образцовые проекты официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались. Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А. Тона и традиционной для русского зодчества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. Основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. Стены церкви оштукатурены и покрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Ц ерковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены.

С тены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. Боковые части притвора с 1994 - 1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова (слева) и Спасителя (справа).

Н ад кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

Э та церковь никогда не закрывалась, работала даже во время блокады. В церкви сохранились не только ее убранство, иконы, но также в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. и уничтоженных храмов Волковского кладбища. Но и утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. Главным достоянием церкви является икона Святого Артемия с частицами его мощей.

С огласно указу Президента РФ, эта единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И. Аристархова в феврале 1995 г. объявлена памятником истории и культуры федерального значения.

В озле северо-западного угла церкви находится часовня-усыпальница второй половины XIX - начала ХХ века с шатровым завершением; в ней ныне совершаются отпевания.

С вятой праведный Иов жил в Северной Аравии, в земле Уц. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было семь сыновей и три дочери, множество скота и всякого имения.

О днажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов - Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: "Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!" И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

К огда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом и среди их сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: "Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги". После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью - проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его не только не поддерживала своего мужа, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и, наконец, посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов отвечал жене: "Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?" И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.

У слышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: "Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле". Тогда Господь возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде.

С вятой Иоанн Златоуст говорит: "Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати".



Похожие публикации