Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры. Использование предметов заместителей

Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задал себе известный учёный, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочками-дошкольницами.

Как-то раз, а дело было до войны, ему пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалили. Настало время завтрака, детям была приготовлена традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желая омрачать хорошее настроение, он предложил им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа — воспитатель, дочки — дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполняла роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и… с удовольствием съели манную кашу, даже попросили добавку, хотя совсем недавно отказались от неё.

Этот случай заставил молодого учёного задуматься об игре, её происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращениях», которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.

Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружеских связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! У некоторых потребность играть не исчезает даже в зрелом возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20—23 лет, испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.

Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

ИГРА — ШКОЛА ОБЩЕНИЯ

Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна ролевая игра для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.

В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники не умели играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.


© Все права защищены

Ирина Семенова
Предметы-заместители, их роль в игровой деятельности детей раннего возраста

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело ученых к выводу, что на каждом возрастном этапе складывается как бы определенный «этаж» , занимающий свое место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему этапу, но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного мышления, воображения. Известно, как ярки и неповторимы бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они таковы . И не каждый переносит во взрослую жизнь умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах. А это очень нужно людям, потому что такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Значит, нельзя упускать возможности расширить, углубить способность к образному познанию, для развития которой дошкольный возраст создает особо благоприятные условия. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом , величиной, формой и пространственным расположением предметов . С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений , наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов -заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Эта работа начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, говорим : «Ням-ням, пирожок» ; постучав шариком по столу, начинаем «чистить и есть яичко» ; надев большое кольцо на локоть, покачиваем им – «сумочка» . Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете : «Попробуй мой пирожок!» или : «Это у тебя пирожок? Дай я попробую.»

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей , обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

По мере развития активной речи использование предметов -заместителей становится более осознанным. Например, ребенок надевает кольцо на голову – это «шляпа» , придерживает его на боку – «карманчик» , повесит на руку – «сумочка» , тянет колечко по столу – «машина» и др.

Включение предметов -заместителей в игры требует изменений в предметно- игровой среде :

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов : ложки, утюжки и др. ;

создаются комплексы : «игрушка + предмет-заместитель » (ванночка – кубик) ;

заводится коробочка с «бросовым материалом» - палочками, кубиками, колечками и другими предметами , которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

Побуждать детей к поиску предметов -заместителей можно при помощи проблемно-игровых ситуаций («В кукольном уголке нет кроваток. Как уложить кукол спать? Надо построить кроватки из кирпичиков»). Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Введение предметов -заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами : расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку» . Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы : «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет , по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит : «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями , взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например : «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или : «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?» .

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его : «Чем ты кормишь куколку?» . Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос : «Может быть, это яичко?» . Ребенок согласно кивает головой : «Яичко» . После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему : «Предметы –заместители в детской игре » .

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру» .

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши : «Что ты приготовила?» . Она ответила : «Готовлю обед» .

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила : «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили : «спасибо» .

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала : «Что ты везешь по железной дороге Показывая на разные предметы , которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод :

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия.

Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны

Вторая младшая группа:

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Предметно-развивающая среда - еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

Средняя группа:

Предметно-развивающая среда - здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр "Аптека" и "Больница".

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя "Скорой помощи". При игре "Семья" можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

Старшая и подготовительная группы:

В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр "Больница" или "Аптека"; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр "Школа" и "Библиотека"; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры "Семья" и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры "Библиотека" -- в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать -- надпись). В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону "Больницы", предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

Для игр в "шоферов" можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

Уголки ряженья в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком "психологической разгрузки" от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для "барышень": шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для "стирок и глажения".

Одно из требований к организации развивающей среды - создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Необходимым условием является доступность к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изо деятельности.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Работу по созданию условий я начала с подборки литературы по данной теме, оформила консультации и папки - раскладушки для родителей, консультации для педагогов, затем перешла к построению предметно - развивающей среды.

В качестве методической литературы использую: Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников", Краснощекова Н.В. "Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста", Краснощекова Н.В. "Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Д.В.Менджерицкая "Воспитателю о детской игре", методические разработки из интернета.

Особое значение придается не только взаимодействию с партнером - взрослым, но и предметно - развивающей среде.

В группе имеются зоны ролевых игр:

"Магазин" - он включает в себя разные отделы: промтовары, одежда, продукты, овощи - фрукты, игрушки, посуда, книги, продуктовые сумки, кассовый аппарат и деньги.

"Больница" - она включают в себя разные инструменты, лекарства, карточки для больных.

"Парикмахерская" - включают в себя разные инструменты, альбом разных причесок, косметические средства.

Во всех этих зонах имеется специальная одежда для труда.

"Дом" - включает в себя бытовые приборы, мебель, кукол, одежду, посуду.

Имеются также зоны: "Школа", "библиотека", зона театрализованных игр, зона для мальчиков, где есть машины, разные вида конструктора.

С помощью родителей пополняю развивающую среду: постоянно обновляется продукция в магазине, лекарства и косметические средства в больнице и парикмахерской; с помощью родителей была изготовлена спецодежда; добавлены инструменты; изготовлена кровать и пастельные принадлежности для кукол, мною был сделан кассовый аппарат деньги и разные таблицы.

Добавление новых атрибутов в игру позволяет мне активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

Игры с предметами - заместителями для младшего возраста.

Цель: развивать воображение, умение действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями.

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно обыграть. Например, если ре бенок приносит мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. Давай это будет арбуз. Сейчас мы его разрежем». Воспитатель имитирует действия: разрезает арбуз, ест его, потом протягивает ладонь ребенку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». В следующий раз мячик может стать ежиком или колобком.

«Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку фломастер (карандаш или круг лую палочку) и говорит: «Посмотри, какая у меня дудочка. Послу шай, как она играет». Педагог играет на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем в дуду». Затем предлагает ребенку подуть в нее.

Взрослый может взять одну «дудочку» себе, а другую дать ребенку и предложить дудеть в них одновременно или по очереди.

«Качели»

Воспитатель привязывает ленточку или шнурок к небольшой крыш ке от коробочки для духов, предварительно сделав в ней отверстия. Затем говорит ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика». Педагог сажает пупсика на качели и качает его. Потом кладет на качели ма ленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птен чиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пуп сика или птенчиков, не боятся ли они, и в зависимости от «ответа», раскачивать качели сильнее или слабее.

Качели также можно сделать из колечка от пирамидки, привязав к нему ленточку или шнурок. Такие качели можно превратить в карусели, вращая их за ленточку.

«Яблочко»

Воспитатель показывает малышу маленький мячик или шарик: «По смотри, какое у меня яблочко». Затем кладет его на стол и, подталки вая, читает стихотворение:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк! (Шарик падает со стола.)

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая ребенка прого варивать последнее слово стихотворения. Можно предложить малышу самому покатать яблочко.

«Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы.

Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круг лые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?» Воспитатель читает стихотворение:

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела. (Воспитатель вертит мячик.)

В траву свалилася,

В яму покатилася! (Педагог роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку са мому повертеть «сову» в руках, показать, как она «катится в яму».

«Согреем птенчиков»

Воспитатель показывает малышу несколько шариков и говорит: «Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?» Если ребенок не может сам найти пред мет-заместитель, педагог помогает ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она будет гнездышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охот но примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнезда. За тем воспитатель предлагает ребенку накрыть «гнездышки» салфеткой: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождем, когда они вылу пятся». Воспитатель садится рядом с ребенком, и некоторое время наблюдает за гнездышком. Потом шепотом говорит: «Кажется, птен чики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат: «Пи-пи-пи». Давай посмотрим». Воспитатель снимает салфетку и радостно вос клицает: «Вот, посмотри, птенчики вылупились!»

«Веселый волчок»

Играя с волчком, желательно не просто наблюдать за тем, как он вертится, и учить детей раскручивать его, а включить эти действия в не большой игровой сюжет.

Воспитатель берет волчок и говорит, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Педагог раскручивает волчок и любуется им вместе с детьми: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поет: «У-у-у-у». Когда юла останавливается, воспитатель говорит: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь еще потанцевать, покружиться?» И отвечает за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька, меня заведет». Взрослый спрашивает у ребенка: «Машенька, поможешь волчку покружиться?» Педагог по могает малышу завести волчок и предлагает спеть вместе с ним песен ку: «У-у-у-у».

«Курочка и цыплята»

Воспитатель раскладывает на столе несколько кубиков (это куроч ка и цыплята), рассыпает рядом камушки или пуговицы (зернышки) и говорит ребенку: «Посмотри, Юра, это курочка, а это ее детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: «Ко-ко-ко, клюйте зернышки, как я». Педагог показывает, как курочка клюет зернышки: он кладет ла донь на кубик, выставляет вперед указательный палец (клюв) и по стукивает им по «зернышкам». Потом взрослый помогает малышу изоб разить, как цыплята клюют зернышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в нее двух курочек - кубики разных цветов. Тогда ребенок сможет изображать и цыплят, и курочку. Во время игры педагог побуждает малыша изображать зов куроч ки и писк цыплят.

«Козлята и волк»

Воспитатель ставит на стол коробку из-под обуви, один большой и несколько маленьких кубиков и говорит ребенку: «Посмотри, это козлята, а это - их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так. (Изображает, как козлята щиплют травку.) Вдруг при бежал волк. (Показывает большой кубик.) Он хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в своем домике. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем. (Вместе с малышом педагог быстро прячет кубики в коробку и закрывает ее крышкой.) Не поймал волк наших козлят и убе жал в лес». (Воспитатель показывает, как убегает волк.)

В эту игру можно ввести других персонажей: зайчиков и лису, кош ку и мышек, кошку и воробышков и т.д.

«Где мое окошко?»

Вкладывая вместе с ребенком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Воспитатель раскладывает фигурки около куба и говорит ребенку: «Это домик. В нем живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. (Показывает действия с фигурками.) А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно вой ти в домик». Педагог показывает, как фигурка ищет свое окошко и не может пройти в него. От имени фигурки он просит ребенка по мочь ей найти подходящее окошко. Воспитатель помогает малышу найти для каждой фигурки свое окошко. Этот сюжет легко преобразовать в игру «Козлята и волк», в кото рой фигурки-козлята будут прятаться от волка в домик-куб.

«Посмотри в окошко»

Воспитатель, заметив, что малыш ходит по комнате с колечком в руке, спрашивает: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко». По очереди с ребенком взрослый разглядывает через колечко комнату и называет то, что видит.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка похожим на бабушку или дедушку.

Рассматривать комнату, вид из окна можно и в бинокль. Сначала можно использовать игрушечный бинокль, а затем изображать его ру ками, поднеся к глазам кулачки.

«На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в кото рых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной узор, силуэт, предмет, не имеющий определенной формы. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в них знакомые черты.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, на блюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, пароход, кошку, собачку, птичку и т. п.). Знакомые образы можно увидеть в от ражениях в лужах, в комке глины, в узоре на ковре, платьице или курточке и т.д.

«Тени на стене»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных - собачки, зайчика, птички и др. Можно смять кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами, менять очертания тени. Сначала нужно называть или косвенным образом подсказывать детям (например, имитируя лай собачки или писк птички), какой предмет или какое животное изображается. Затем можно предложить малышам придумать, на что похожа тень; попробовать самостоятельно изобразить предмет или животное.

«Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день воспитатель берет два маленьких зеркальца и начинает пускать солнечных зайчиков. Он говорит малышам: «Посмот рите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бега ют, прячутся». Педагог вместе с детьми наблюдает за солнечными зай чиками и читает стихотворение:

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Не идут.

Были тут -

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли? А. Бродский

Воспитатель прячет зеркальце. Потом говорит детям: «Давайте опять позовем зайчиков, пусть они еще поиграют». Малыши зовут зайчиков, а воспитатель снова начинает пускать зайчиков так, чтобы они-то бегали друг за другом, то прыгали, то стояли рядом («обнима лись») и т. п. При этом педагог спрашивает у детей, что делают зай чики, при необходимости подсказывает.

Можно предложить малышам стать котятами и ловить солнечных зайчиков «лапками» (ладошками).

«Разноцветные салфетки»

Коротенькие игры-импровизации, стимулирующие детское вообра жение, можно разыграть, используя разноцветные салфетки, носовые платки, лоскутки. Например, воспитатель берет бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы, и говорит ребенку: «Посмотри, это лу жок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем».

Голубая салфетка может стать речкой, морем или озером, по ко торому будут «плавать» кораблики (скорлупки), желтая - песочком, на котором будут «греться на солнышке» маленькие игрушки.

«Бабочки»

Для этой игры понадобится небольшой плотный лист цветной бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги или фольги.

Воспитатель кладет листочки на картон и говорит ребенку: «Посмот ри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает малышу «поймать бабочек» и снова посадить их на лужок.

Педагог повторяет игру, предложив малышу самому подуть на ли сточки.

«Найди зайчика»

Воспитатель садится рядом с ребенком, достает чистый носовой платок и, держа его за два соседних угла, заглядывает за него-то с од ной, то с другой стороны, приговаривая: «А где зайчик? Куда он убе жал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем». Затем быстро завя зывает узелком каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши, и говорит: «Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?» Воспитатель завязывает узлом другие концы платка так, чтобы получился малень кий хвостик: «Вот и хвостик. Давай погладим его». В то время, ког да ребенок гладит «хвостик», взрослый незаметно подбрасывает «зай чика» и говорит: «Ах, проказник, выпрыгнул».

С зайчиком можно разыграть небольшие сюжеты: зайчик убегает, прячется, спит и др.

Аналогичным образом из платка можно сделать куколку, мышку и другие фигурки.

«Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания различных предметов являет ся гибкая проволока.

Воспитатель показывает ребенку проволоку и говорит: «Смотри, ка кая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает через него комнату, называет то, что видит.

Затем педагог говорит: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось». Воспитатель показывает, как медленно поднима ется солнышко, потом предлагает малышу поиграть с солнышком. Взрослый делает из проволоки домик, согнув ее в виде треуголь ника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук, кто в домике живет?»

Педагог снова делает из проволоки колечко и спрашивает у ма лыша: «А теперь на что это похоже?» Если ребенок придумывает что- то свое, например, говорит, что это руль от машины, нужно поддер жать и обыграть его «изобретение» (можно покрутить «руль», сказать: «Би-би, поехали», дать малышу возможность самому поиграть в «ма шинку»).

Далее воспитатель предлагает ребенку самому сделать что-нибудь из проволоки, каждый раз интересуясь, что получилось, и обыгрывая придуманный образ. Из проволоки можно конструировать разные фи гурки: елочку, рыбку, змейку и др.

Подобные игровые эпизоды можно организовывать, используя другие предметы и материалы: пуговицы, катушки, крышки от банок, оре ховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, бумаги, детали конструктора, мозаики. Так, крышку от банки легко превратить в зер кальце, веревочку - в червячка или змейку, ленточку - в дорожку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в кон фетки и т. п.

Для развития воображения, умения действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать ма лышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе с взрос лым действуют понарошку, одушевляя различные предметы, используя их в необычном назначении. В таких играх можно использовать практически любые предметы, например, можно взять кубик или брусочек и предложить малышам «сфотографироваться». «Фотографировать» де тей можно в разные моменты. Так, во время еды можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот при ем используется и для того, чтобы переключить внимание детей, на пример: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую», или: «Сережа, Ваня, не стоит ссориться, давайте лучше я вас сфотографирую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутли вые рисунки-фотографии.

Подобные игры не занимают много времени и могут спонтанно возникать в течение дня. Желательно, чтобы они стали частью жиз ни детей. Для этого воспитатель должен импровизировать, проявлять фантазию, изобретательность. Например, в ходе ежедневных бытовых занятий и режимных процедур можно использовать шутливые сравнения, говорить от имени различных предметов:

    снимая шапку, педагог удивляется: «Где у Аленушки ушки? Спря тались? Да вот же они!»;

    надевая ребенку сапожки, педагог говорит: «Сапожки-сапожки, надевайтесь на Сашины ножки»;

    надевая на малыша колготки, воспитатель приговаривает: «Нож ка-ножка, полезай в окошко!»;

    во время еды взрослый говорит от имени ложки: «Светочка, от крой ротик, я положу в него котлетку», или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»;



Похожие публикации