Варьирование и усложнение подвижных игр. Классификация подвижных игр

Классификация подвижных игр


Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и дребуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «
Школа мяча » и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки,
бадминтон , настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Классификация подвижных игр

Для удобства практического использования игры классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

Выбор игры

Подбирая игру, воспитатель обращается прежде всего к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на решение соответствующих учебно-воспитательных задач. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.

Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.

Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не удастся как следует провести в помещении. Важно также учитывать погодные условия. Для зимней прогулки, например, подойдут динамичные игры. Но иногда скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду такие соревнования лучше не проводить.

Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.

На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.

Создание интереса к игре

Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»

Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, воспитательница надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» – или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик… Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» – говорит воспитательница, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Для детей младшего возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. – Воспитательница надевает фуражку: – Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки…»

Предварительное объяснение игры для старших дошкольников происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: воспитатель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.

Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует – дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре

Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль – всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница…» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису…»

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», – или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком…»

Руководство ходом игры

В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль; в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям. Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.

Варьирование и усложнение подвижных игр

Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

  • увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
  • усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
  • изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
  • сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
  • провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
  • усложнить правила (в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.).

Примерный план-конспект игровых занятий для старших дошкольников

Время проведения: первая половина дня.
Место проведения: физкультурный зал.
Одежда и обувь: короткая спортивная форма.
Физкультурный инвентарь: 3 волейбольных мяча, шнур длиной 6 м, маски для «щуки» и «зайцев».
Основные задачи:

1) воспитывать физические качества – ловкость и быстроту;

2) обучать подвижным играм «Ежик» и «Охотники и зайцы» для закрепления навыка метания в движущуюся цель;

3) совершенствовать бег врассыпную с увертыванием в подвижной игре «Караси и щука».

Время проведения, мин.

Организационнометодические указания

Подготовительная часть (10 мин.)

Построение в шеренгу. Равнение. Сообщение задач урока

Проверить интервал и построение в шеренгу точно по линии. Следить за осанкой

Поворот налево. Поворот кругом

30 сек.

Выполнять поворот точно по команде

Ходьба на месте, колени высоко подняты

30 сек.

Спину держать прямо, колени поднимать выше

Ходьба (обычная) в колонне по одному

30 сек.

Руки точно в стороны

Ходьба на носках, руки в стороны

30 сек.

Дыхание не задерживать

Ходьба на пятках, руки за спину

30 сек.

Ходьба с ускорением

30 сек.

Бег в чередовании с ходьбой

30 сек.

Бежать, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию

Перестроение в полукруг

30 сек.

Основная часть (25 мин.)

Подвижная игра «Запрещенное движение»

Играющие встают в полукруг, руководитель находится перед ними. Он показывает движения, которые выполняют на зарядке, дети повторяют за ним. Перед игрой условливаются об одном или двух «запрещенных» движениях, которые занимающиеся не должны делать. Кто ошибется, делает один шаг вперед. Перестроение в круг

Следить за правильным выполнением упражнений. По окончании игры отметить детей, которые ни разу не ошиблись

Положить веревку по кругу

Подвижная игра «Ежик»

Дети произвольно располагаются на площадке и свободно перемещаются, увертываясь от мяча, который метает водящий. Если мяч коснется ноги какоголибо игрока, тот становится «ежиком» и вместе с водящим старается осалить остальных путем передачи мяча. Игру можно закончить, когда все, кроме двухтрех самых ловких игроков, окажутся «ежиками»

Бросать мяч в голову запрещено – можно только от плеча и изза головы

Подвижная игра «Охотники и зайцы»

Начертить или выложить шнуром круг диаметром 5–6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это «зайцы», другая равномерно распределяется за кругом – это «охотники». У одного из «охотников» мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в «зайцев». Тот, в кого попали мячом, выходит из круга

Бросать мяч можно только в туловище и в ноги. Как только «охотники» попадут мячом во всех «зайцев», дети меняются ролями.

Следует целиться точнее

Подвижная игра «Караси и щука»

Одного ребенка выбирают «щукой». Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это «камушки», другая – «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука» вбегает в круг и старается поймать «карасей». «Караси» прячутся за «камушки» – приседают за кемнибудь из играющих, стоящих по кругу. «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2–3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается

Для повторения игры выбирают новую «щуку» и меняют местами детей, стоящих в кругу и образующих круг

Заключительная часть занятия (5 мин.)

Ребята становятся в круг вместе с руководителем, в центр круга выходит водящий, который закрывает глаза. Играющие идут по кругу, выполняя движения, которые им показывает руководитель, и говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: “Скок, скок, скок”, – эти три слова произносит только тот ребенок, на которого указал руководитель, – угадай, чей голосок?» Водящий должен угадать, кто сказал: «Скок, скок, скок». Если он угадал, узнанный становится ведущим

Игра малой подвижности на восстановление дыхания. Следить, чтобы дети точно выполняли движения в такт словам. Обязательно отметить детей, которые сразу отгадали … по голосу. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма

Подведение итогов занятия

Задание на дом: повторить подвижные игры «Ежик», «Охотники и зайцы» дома (на прогулке) с друзьями, родителями

Поблагодарить детей за активность в игре. Кратко отметить успехи каждого ребенка

Классификация подвижных игр


Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д. В данной статье мы разобьем сходные по каким-либо признакам игры на следующие основные категории.
- Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
- Игры на реакцию.
- Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
- Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
- Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
- Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
- Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр. Наиболее яркие их представители выделены в статье в отдельную группу.
- Игры на меткость. Различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням.
- Игры на воде.
- Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Дополнительное описание (требуемый инвентарь, место проведения, что развивает и т.д.) прилагается непосредственно к правилам каждой конкретной игры.


Создаются, организуются и ведутся одним ребенком. В этом случае ребенок может сам определять смысл и содержание игры, временные правила для самого себя, которые может видоизменять по ходу игры, ради более эффективного достижения цели, обусловленной собственным смыслом игровых действий. Эта разновидность игры свойственна детям преимущественно младшего дошкольного возраста, а также детям, ограниченным в коллективном общении по тем или иным причинам.

Дети младшего, дошкольного и реже младшего школьного возраста предпочитают так называемые свободные, или вольные игры. Они заключаются в том, что дети сами спонтанно придумывают игру, с обязательным наличием цели и ее достижением. Такие игры носят преимущественно сюжетный характер, с распределением ролей в соответствии с сюжетом и часто применяются педагогами для расширения психологических задач, включая реабилитационные. В этой связи такие игры носят название ролевых.

Коллективные подвижные игры называются так по признаку одновременного участия в игре определенного количества играющих. Эта разновидность игр наиболее популярна среди детей и отличается большим многообразием. Коллективные игры подразделяются на командные и некомандные.

Некомандные игры проводятся с водящим и без водящего участника. По функциональному признаку для некомандных игр без водящих характерно индивидуальное соперничество играющих за свое, обусловленное правилами место на игровой площадке или в построении играющих, а также индивидуальное проявление соблюдения порядка в коллективных действиях. Особенностью некомандных игр с водящим является по ролевым функциям игроков противоборство с водящими и противодействие игроков одной команды водящим из другой путем взаимодействия с партнерами по команде или при их поддержке и непосредственной физической помощи.

Командные игры подразделяются на игры, в ходе которых участники в соответствии с содержанием игры и правилами не вступают в физический контакт с соперником, и на игры с наличием физического противоборствующего контакта игроков-соперников в процессе игровых действий.

В играх без физического контакта соперников по функциональному признаку игроков наличествует: проявление единоборства за свою команду; проявление борьбы за свою команду путем взаимоподдержки и физической взаимопомощи игроков одной команды.

Подвижные игры с контактным взаимодействием игроков противоборствующих команд по функциям играющих подразделяются: на индивидуальное единоборство за свою команду; борьбу за интересы своей команды, но при совокупности всех единоборных действий, поддержке партнеров по команде и их физической помощи.

Ряд командных игр имеют ярко выраженный предспортивный , или полуспортивный характер, в содержание которых вносятся простые элементы, приемы определенных спортивных игр, не требующие специально направленной технической подготовки и подготовленности игроков. Эти игры характерны распределением среди участвующих игровых функций, амплуа. Полуспортивные игры проводятся по специальным правилам и стимулируют игроков на проявления элементарной технической и физической подготовленности.

Некомандные и командные подвижные игры характеризуются рядом обобщенных для этих групп игр типичных двигательных действий:

— выполнением ритмических движений — проявлением творчества, а также подражания животным в их специфических движениях;

— перебежками на короткие дистанции с проявлением скорости перемещения и ловкости;

скоростного действия выраженно координированного характера с различными инвентарными предметами;

— прыжками, связанными с преодолением препятствий, силовым сопротивлением;

— проявлением ранее сформированных двигательных навыков, основанных на умении ориентироваться в пространстве, улавливании и различении звуков и наблюдательности.

Подвижные игры с водящим и без водящего проводятся играющими разных возрастных групп, однако вариант игры с водящим целесообразно применять в соответствии с возрастными двигательными возможностями детей, без чрезмерного усложнения содержания и правил игры.

В музыкальных подвижных играх применяются преимущественно два варианта музыки. Первый основан на музыкальном оформлении сюжетной стороны подвижной игры, например жанра сказки. В этом случае от преподавателя требуется проявление элементарной музыкальной подготовленности, по возможности — привлечения к созданию игровой двигательной композиции специалистов — музыкантов. Второй вариант основан на применении музыки в игре как музыкального фона для двигательного содержания игры с целью повышения ее эмоциональности. Причем этот фон может быть или нейтральным по характеру, или определять темпо-ритмовую картину развития игры. Во всех вариантах применения музыки в процессе подвижной игры от преподавателя требуется проявление профессионального творчества и желание доставить детям эстетическое наслаждение.

Подвижные игры с физическим контактом с соперником подразделяются на игры, где контакт носит опосредованный характер, например в перетягивании каната, или случайный, который трудно избежать, не нарушая содержание игры и ее сущность. При подборе игр или при спонтанном определении их содержания рекомендуется избегать игр с потенциально травмоопасным содержанием, где целенаправленный физический контакт играющих может привести к нежелательным и опасным последствиям для их здоровья.

Спортивные игры представляют собой высшую форму подвижных игр как средства и метода физического воспитания. Универсальность спортивных игр заключается в том, что этой форме двигательной активности все возрасты людей покорны, с той лишь оговоркой, что в возрастном аспекте продвижение к применению спортивных игр осуществляется через постепенное внедрение физического воспитания предспортивных и спортивных игр. Спортивные игры по своей целевой установке подразделяются на игры популярного массового применения в рамках общего физического развития и совершенствования как средства спорта для всех. Высшая форма спортивных игр — игры спорта высших достижений и профессионального спорта, которые являются ценным и незаменимым средством развития у детей способности восприятия и осознания эстетических ценностей физической культуры на примере спортивных игр с высоким исполнительским уровнем игроков. В разные возрастные периоды созерцание спортивных игр с высоким исполнительским уровнем оказывает безусловное благотворное влияние на образованность детей в этой сфере, на формирование личностной телесно-двигательной культуры. Применение спортивных игр с направленностью массового характера, а также созерцание реальных игр по телевидению способствуют возможной спортивной ориентации ребенка, его выбору для осуществления профессиональной спортивной карьеры.

Способны воспринимать информацию лучше других, и родителям нельзя тратить это время впустую. Новые знания и умения легко усваиваются при помощи различных подвижных и настольных игр. В возрасте от 3 до 7 лет дети стараются копировать действия взрослых, подражать животным и птицам. Родителям в это время необходимо направить ребёнка на правильный путь понимания жизни.

С помощью активных игр можно достичь успеха в этом деле. Классификация подвижных игр довольно разнообразна: по сложности, по степени нагрузки, учитывая возраст ребёнка, по использованию снарядов и т. д. Взрослым нужно помогать своему чаду адаптироваться к жизни. Однако нельзя забывать и о самостоятельности ребёнка. Можно немного усложнить игру, поменять её направление, но указывать, как действовать малышу, не стоит.

Ценность подвижных игр

Многие специалисты в области воспитания детей, среди которых Фребель, Леонтьев, Райх, отмечали значимость Они утверждали, что активные игры способны развивать детей как физически, так и умственно. Кроме этого, дети во время этих занятий находиться всё время в движении, которое им необходимо.

Для дошкольников являются незаменимыми, так как они способны улучшать внимательность и физическое состояние ребёнка, его пластичность и понимание окружающей среды. В процессе игры дети с новой стороны познают мир, и кроме этого, укрепляют и совершенствуют свои навыки.

Трудно переоценить значение активных игр для ребёнка, так как здесь, помимо всего прочего, развиваются воображение и фантазия, речь и память. Кроме этого, подвижные игры очень полезны для здоровья, особенно на свежем воздухе. Дети прыгают, бегают, играют с мячом, что способствует нормальному кровообращению и активизации дыхании. Это оказывает положительное влияние на организм, тем более растущий.

Методика проведения активных игр

Дети дошкольного возраста в большинстве случаев чрезвычайно активны, и поэтому не нужно сильно удивляться, если ребёнок не стоит на месте и минуты. Они постоянно бегают, прыгают, катают мяч, борются, играют со сверстниками. Ребёнок должен действовать и играть самостоятельно, для этого воспитателю или педагогу необходимо создать все условия.

Задача взрослого состоит в направлении и обеспечении всем необходимым площадки для игр. Во-первых, нужно как можно больше свободного пространства, чтобы ребёнок не чувствовал себя взаперти. Во-вторых, нужно предоставить все необходимые игрушки, которые способствуют двигательной активности малышей.

Все дети разные: кто-то любит играть один, кто-то чересчур активный, а кто-то, наоборот, спокойнее. Воспитателю необходимо всё это рассмотреть и косвенно руководить процессом игры. Но нельзя это делать властно и строго, нужно подтолкнуть ребёнка к правильному решению. Одним надо помочь и поиграть с ними, а другим предложить иную игру. Воспитателю следует помнить, что практически все дети в младших группах предпочитают играть по одному. Он должен стараться привить детям любовь к совместным играм. Необходимо правильно организовать и преподнести игру, тем самым вызвав интерес. В этом и состоит методика подвижных игр.

Активные игры в течение дня

Каждый день воспитателям необходимо проводить с малышами подвижные игры. До завтрака необходимо дать детям поиграть самим, не отвлекая их. Для этого необходимо вынести игрушки и подбодрить малышей на занятие. Подвижные игры для дошкольников не уместны сразу после завтрака и любого другого приёма пищи. При выборе игр нужно учитывать занятия, которые были до них. Например, после уроков по рисованию или русскому языку необходимо предложить активные игры, чтобы больше двигаться.

Рекомендуется использовать подвижные игры на прогулке, на свежем воздухе. В помещение следует переходить только в случае неподходящей погоды, например, сильного дождя или ветра. Если на улице как раз такая погода, играть нужно в большом зале, где всем хватит места.

Вечером также рекомендуется проводить игры, но небольшой подвижности. Хорошо подойдёт пение с хороводами. Это занятие должно продолжаться около 10 минут. Наиболее благоприятным временем года для проведения игр является, конечно, лето. Так как подвижные игры на прогулке летом воплотить в жизнь довольно просто. В жаркие дни желательно проводить занятия со средней или малой активностью, чтобы дети не перегревались. А в более прохладные дни лучше использовать игры с наибольшей активностью.

Тяжелее всего проводить в зимнее и осеннее время. Обычно дети надевают тёплую одежду и громоздкую обувь, что затрудняет их двигательную активность. В этом случае идеально подойдут занятия с простыми движениями, которые не будут утомлять малышей.

Подвижные игры на свежем воздухе и в зале способствуют значительному росту физических и умственных способностей. Детский сад - место, которое является одним из ключевых в формировании взглядов и интересов ребёнка.

Классификация подвижных игр

Специалисты в этой области отмечают, что большое разнообразие активных игр привело к необходимости их деления. Как уже было сказано, они классифицируются по сложности, по степени подвижности т. д.

В наиболее общем варианте игры можно разделить на простые и сложные. Простые классифицируются на сюжетные, бессюжетные, аттракционы и игры-забавы.

Сюжетные игры отличаются чётко выработанным сценарием с фиксированными правилами. Они характерны продуманными действиями всех участников событий, отклонение от сюжета представляется невозможным. Игры такого типа популярны во всех группах, особенно для младшей.

Бессюжетные игры характерны отсутствием сценария, однако требуют от детей внимательности, быстроты и самостоятельности. В процессе занятия ребёнок должен повторять определённое двигательное действие, чаще всего представленное в виде состязания.

Аттракционы и игры-забавы также требуют выполнения конкретного задания в виде соревнования. Отличие от бессюжетных состоит в том, что часть детей участвует в игре, а другая часть является зрителями. Эти подвижные игры в ДОУ очень популярны, так как вызывают восторг среди детей.

Практически все спортивные игры относятся к категории сложных. Это и футбол, и баскетбол, и волейбол, и хоккей. Конечно, маленькие дети не могут участвовать в этих взрослых соревнованиях, и поэтому проводят занятия по упрощённой системе.

Активные игры также можно различить по двигательному содержанию: бег, прыжки, метание снаряда и др. Имеет место быть классификация подвижных игр по степени подвижности. Примеры таких игр могут быть самыми разнообразными. Различают занятие большой, средней и малой активности. К первой группе относятся те занятия, в которых принимают участие большинство детей, чаще всего это бег или прыжки. Ко второй группе относятся игры, в которых также участвуют все ребята, но задания более спокойны, например, ходьба или передача снарядов. В играх небольшой подвижности действия неинтенсивны и имеют медленный темп.

Руководство активной игрой

Дети дошкольного возраста очень любят все подвижные игры, но самостоятельно их организовать они, конечно, не могут. В этом к ним на помощь приходит воспитатель. Педагог должен помнить, что главная цель таких игр - совершенствование и развитие физических и умственных способностей ребёнка. Также очень важно умение работать в коллективе, чему необходимо учить в детстве. План подвижных игр должен быть составлен таким образом, чтобы дети в процессе занятия получали развитие своих умений и навыков.

Воспитателю необходимо принимать участие в играх, тем самым на собственном примере показывать ребёнку, как это интересно и захватывающе. Дети очень любят играть со взрослыми, так они чувствуют себя старше. Нужно использовать весёлый тон в общении, это подкупает малышей.

Организация подвижной игры - довольно сложная задача, так как все дети индивидуальны, и далеко не факт, что всё пойдёт гладко с самого начала. Часто можно наблюдать ситуацию, когда не все малыши хотят принимать участие в коллективной игре ввиду своей застенчивости. Не нужно давить на ребёнка, следует дать ему немного времени освоиться. Если же малыш всё равно стесняется и боится играть с другими, можно попробовать осторожно ввязать его в процесс. Предложение вместе побегать или спрятаться будет отличным выходом из этой ситуации для воспитателя.

Педагог должен грамотно руководить игрой, контролировать её во избежание неприятных ситуаций. Что-то подсказать, где-то подбодрить - отличный вариант. Если большинство детей начинают баловаться, и интерес пропадает, необходимо прекратить игру и дать время малышам для отдыха.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

С начала 2014 года вступил в силу новый документ, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Речевое и познавательное, а также художественное и физическое развитие - те области, в которых действует ФГОС. Каждая из этих областей имеет свои задачи, которые помогут детям познать мир и развиваться во всех сферах.

Кроме этого, ФГОС регулирует следующие виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная, музыкальная и двигательная. Для достижения определённых целей для каждого вида деятельности характерны подвижные игры. ФГОС направлен на достижение определённых целей:

  • повышение статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равных возможностей для каждого малыша;
  • сохранение единства образования РФ, в том числе дошкольного;
  • обеспечение высокого качества дошкольного образования.

Данный документ является отличным нововведением, которое призвано регулировать все ДОУ на правильность выполнения своих действий. С вступлением в силу ФГОС дошкольные учреждения стали более ответственны в этом вопросе. Теперь есть чёткий план действий, следуя которому можно максимально качественно дать образование подрастающему поколению.

Подвижные для старшей группы

Большинство детей до школы большую часть жизни проводят именно в ДОУ. Поэтому проведение игр в таких учреждениях обязательно. Классификация подвижных игр подразумевает деление на две части: для совсем маленьких и детей постарше.

Для подготовительной группы характерны в основном игры с мячом. Например, необходимо выяснить, кто быстрее пробежит от старта до финиша, подбрасывая мяч. Помимо этого, популярны такие игры, как «Мышеловка», «Сова», «Пастух и волк». Рассмотрим каждую из них.

Мышеловка. Дети разделяются на две одинаковые группы. Первая - мышки, которые должны выстроиться в колонну один за другим. Другая группа должна образовать три круга, держась за руки. Когда воспитатель говорит: «Мышеловка открыта», дети, которые стоят в кругу, поднимают руки, а мыши пробегают по очереди каждый круг. Когда воспитатель даёт команду: «Хлоп», дети, находящиеся в кругу, опускают руки. Те мыши, которые оказались внутри кругов, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не подловят всех «мышей».

Сова . Дети разделяются на две группы: бабочки и жучки. Кроме этого, выбирается один малыш, который будет выступать в роли совы. Для него чертится круг - гнездо, и он стоит там. Когда воспитатель произносит: «День», все бабочки и жучки свободно расхаживают по площадке, делая, что вздумается. Как только воспитатель говорит: «Ночь», все останавливаются, и сова начинает бродить по площадке. Тех детей, которые пошевелились, сова забирает с собой в гнездо. Игра оканчивается, когда в гнезде несколько бабочек или жучков.

Пастух и волк . Выбирают двоих детей, которые будут волком и пастухом соответственно. Остальные - это овцы. Необходимо начертить площадь для дома овец и для того места, где они будут пастись. Пастух выводит овец на пастбища, по команде: «Волк», все должны разбежаться. Задача волка состоит в том, чтобы поймать как можно больше овец и отвести в своё логово, а пастух призван защищать своих питомцев. Игра заканчивается, когда волк поймал определённое количество овец.

Подвижные игры для самых маленьких

Здесь отдаётся предпочтения играм, где можно наблюдать чёткий сюжет. Желательно, чтобы каждому ребёнку была отведена своя роль. Также популярны игры совсем без сюжета, являющиеся простейшими, например, «догонялки». Итак, подвижные игры для младшей группы детского сада:

  1. Курица и цыплята. Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.
  2. Ручеёк. Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.
  3. Солнце - дождик . Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

Цель подвижных игр в детском саду - это, прежде всего, развитие личностных и физических качеств, а также обучение детей дружить и работать в команде. Принято считать, что школа воспитывает людей. Однако начинается воспитание именно в детском саду. Благодаря активным играм, дети легче воспринимают информацию и быстрее развивают в себе необходимые навыки.

Сюжетные подвижные игры

Занятия с определённым сценарием воспитывают в детях чувство ответственности и собранности. Сюжетные игры очень разнообразны, рассмотрим некоторые из них.

  1. Воробьи и автомобиль. Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.
  2. Самолёты . Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.
  3. Пузырь . Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.
  4. Летают птички . Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

Бессюжетные подвижные игры

Они призваны научить детей ловкости, скорости и ориентирования в пространстве.

  • Найти цвет. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку флажок разного цвета. Обычно цветовая гамма состоит из красного, жёлтого, зелёного и синего. Четыре ребёнка стоят с флажками возле конкретного флага аналогичного цвета. Когда воспитатель даёт команду: «Идите гулять», остальные дети разбегаются по площадке в хаотичном порядке. После слов: «Найдите свой цвет», детям нужно как можно быстрее прибежать к флагу своего цвета.

  • Не опоздай. Воспитатель раскладывает какие-либо погремушки в форме круга. По его команде дети разбегаются по комнате прочь от них. Когда педагог произносит: «Не опоздай», дети бегут обратно в центр комнаты.
  • Найди свой дом. Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

Классификация подвижных игр призвана выделить те, которые необходимы ребёнку в определённом возрасте. Наиболее популярным является разделение на сюжетные и бессюжетные. И те, и другие призваны развивать детей, привить им определённые качества. Подвижные игры необходимы для нормального развития каждого ребёнка, и не стоит недооценивать их значение.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на
каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения,
ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию
быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений
содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию
организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые
навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им
наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая
самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми
третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего
переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова
вернуться к повторению разучиваемой игры.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при
повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными
путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их
выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или
пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного
задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их
взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер.
Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче
находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет
воспитатель.
Особенно важно немного изменять игры при их повторении в группах детей
четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире,
поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают
движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже
знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют
интерес.
Создание вариантов подвижных игр для детей четвертого года жизни возможно за
счет некоторых изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные
задания. Например, при повторении подвижных игр "Птички в гнездышках", "Воробушки
и кот" можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в
гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры
гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных
местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет
ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль
птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном
направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после
сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть
пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек
могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п.
Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание
играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их
характер. Если в первых вариантах игры "Воробушки и кот" дети поднимаются со стульев
и выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании в
качестве гнездышек больших или малых обручей они выпрыгивают из них, а затем
летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность упражнять малышей в
спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться ("Спрыгивать надо тихо, как
птички"). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям
игр.
Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и
правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к
большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества,
выдумки. Так, в игру "Поезд" могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети
просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает
остановки по звуковому сигналу или при взмахе воспитателя красным флажком; затем по
указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих
повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на
лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти действия, малыши проделывают ряд
движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами
дополняют и расширяют сюжет игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят
их воспитателю и говорят: "Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем
домой". Так выдумка, сообразительность играющих могут иногда подсказать взрослому
интересное направление в руководстве игрой. В следующий раз при повторении игры
воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать через канавку (положенные на пол
веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям
хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего
учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это
позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.
При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно
следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их
правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с
отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и
правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить
длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность
движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или
упражнения за одно проведение.
При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее
эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной
физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм.
Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность),
выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание
свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли
отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить
текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут
быть проведены от 4 до 6 раз подряд.
Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных
условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо
шире использовать природные условия. Это также способствует повышению
эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.
Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем
игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты.
Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае
дети снова проявляют к ним интерес.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши
полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них
самостоятельно. Создание условий для проведения игр и
упражнений
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно
широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь
такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом,
гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с
зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные
бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой
130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.
На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании.
Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными;
выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными
для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки,
приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.
Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки,
бревна, деревянные ящики, горизонтальные и наклонные доски и т. п.
Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами
разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком (вес
150-200 г), а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней
можно использовать обручи, корзины, различные сетки.
При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невысокие скамеечки
или ящики.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются
невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные
фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо
использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными
"пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или
упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко
пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и
в поле; наклонившись пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать
через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается,
совершенствуются функциональные возможности детского организма.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег,
перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен
простор.
В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения
в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно
использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через
положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под
нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.
Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых
упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и
игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы
флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров
длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных
кружков, кубиков, палок, кеглей.
Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия
выполнения двигательных заданий в играх.
Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие
каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши
сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это
важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям,
соблюдения определенного порядка.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка,
выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности
персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на
вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное
праздничное настроение.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.

Описание подвижных игр и игровых
упражнений
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований.

К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

И так, систематическое использование различных вариантов игр содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствование физических качеств, навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности пространственных ориентировок.

Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения расположение различных окружающих его предметов, учатся соразмерять свои движения в окружающей среде. В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменение игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.

Такие игры очень полезны, потому что они оказывают полезное воздействие на вестибулярный аппарат, способствуют развитию координации движений, концентрации внимания на определенном объекте и даже укрепляют сердечно-сосудистую систему организма. Помимо огромной пользы для здоровья, все подвижные игры доставляют радость малышу. "Движение - это жизнь", и об этом важно не забывать.

Рекомендуется проводить подвижные игры на разные виды движений во время утренней и вечерней прогулки или дома. Обычно в подвижные игры играют не более 2-3 раз с ребенком младше двух лет и примерно 4-5 раз с ребенком старше двух лет, в неделю каждая игра должна повторяться примерно по 2-3 раза. Для того чтобы интерес ребенка к игре не угасал, нужно со временем постепенно усложнять игру, добавляя движения, меняя игрушки и прочее.

Некоторые варианты подвижных игр для детей.

Подвижная игра "Маленькие и большие" для детей от 1,5 до 2 лет

Перед тем, как начать играть в эту игру, научите ребенка выполнять движения, показывая и называя их при этом. Например, помогите ему присесть, встать, поднять руки, держась за обруч или палку.

Затем необходимо попросить малыша выполнять движения, которые вы будете называть, например: "Покажи, какой ты был маленький?", "Покажи, каким ты можешь стать большим!". Ребенок должен научиться выполнять движения без вашей помощи, а также без помощи обруча или палки.

Подвижная игра "Паровоз" для детей от 1,5 до 2 лет

Взрослый стоит впереди, малыш сзади держится за него. Взрослый начинает двигаться со звуками "Чух - чух - чух! Ту - ту!". Усложняется игра увеличением скорости движения, а затем переменой мест взрослого и ребенка.

Подвижная игра "Поезд" для детей от 2 лет

Взрослый вместе с ребенком должен сидеть на стуле и делать круговые движения руками перед собой, гудя: "ту - ту!" и топая ногами. Сигнал "Остановка!" или "Приехали!" должен означать, что пора сходить с поезда и собирать ягоды или грибы, бегая по комнате.

Подвижная игра "Скати с горки" для детей от 1 года до 2 лет

Перед началом игры ребенку необходимо показать, как нужно правильно скатывать мячик сверху вниз по горке и приносить его. Затем ребенок должен начинать действие самостоятельно по просьбе взрослого. Хорошо, если ребенок будет скатывать по очереди большой и маленький мячи. Усложняется игра тем, что взрослый называет цвет мяча, а ребенок должен скатить тот мяч, цвет или рисунок которого был назван.



Похожие публикации