Библия про еду. Вегетарианство и Библия

Адвентисты проповедуют принципы заботы о здоровье, изложенные Богом на страницах Библии. Заботиться о своем здоровье - святая обязанность верующих людей, поскольку "тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа... и вы не свои?, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий" (1 Кор. 6:19,2б).

Поговорим о питании.

Существует основные принципы рационального питания:

В пищу употреблять лишь натуральные продукты разнообразных цветов, ароматов, состава;

Продукты должны быть свежими, богатыми питательными веществами: предпочтение отдавайте предпочтение бурому рису, хлебу с отрубями, свежим сокам. Свести к минимуму употребление рафинированных и консервированных продуктов (особенно покупных с применением синтетических консервантов и усилителей вкуса);

Очень ценна пища растительного происхождения. Она содержат пищевые волокна – клетчатку, которая содержится в листьях, корнях, клубнях, плодах. Клетчатка действует на кишечник, подобно щетки для уборки мусора, т. е. это природный очиститель. Клетчатка удерживает воду, благодаря чему облегчается работа кишечника, усиливается его перистальтика, повышается скорость транспортировки веществ через толстый кишечник, тем самым быстрее удаляются токсичные вещества, ведь наш кишечник длинный.

Продукты животного происхождения не содержат клетчатки.

Наиболее эффективные источники клетчатки:

Фрукты с семенами и кожурой, ягоды, бобовые, семена, отруби, цельное зерно, корнеплоды, капуста. Потребление клетчатки должно составлять 16 – 20 грамм в день.

Употребляйте пищу не в избыточном количестве, а в достаточном, чтобы поддерживать вес в зависимости от возраста так, чтобы количество потребляемых калорий было равно количеству затраченной организмом энергии. Из-за стола нужно вставать с ощущением неполного насыщения, небольшого голода, которое через несколько минут проходит.

За стол садитесь в один и тот же час.

Исключите из рациона все жареное, а сахар по возможности, заменяйте медом. Ограничьте потребление соли, сахара, жиров.

Избегайте потребления животных жиров, молочных продуктов, алкоголя, чая, кофе, десертных напитков.

Не ешьте множество продуктов, даже полезных, за один прием.

Выпивайте в день 1,5 – 2 литра воды.

В последние годы из-за распространения онкозаболеваний и болезней сердечно-сосудистой системы во всем мире произошло смещение акцентов количественной ценности продуктов в рационе питания: большую часть рациона должны составлять – зерновые, хлеб с отрубями, макаронные изделия из муки грубого помола. Меньшее количество – овощи и фрукты, на 3-ем месте - бобовые, орехи, семена. 4 – место - растительные жиры, масла, сладости, соль – ешьте в очень небольших количествах.

Сегодня диетологи утверждают, что самым здоровым является двухразовое питание. Но, если вы не можете без ужина, то необходимо помнить 3 правила, касающиеся ужина: - ужинайте не позднее 18 час.; ешьте ровно столько, чтобы не испытывать голод; избегайте употребление жирной пищи.

Завтрак должен представлять собой самую обильную еду дня. Многие, без привычки, говорят: утром мне не хочется есть. Но, во-первых, завтракать лучше через 2-3 часа после сна, когда организм окончательно проснется. Во-вторых, если вы не голодны за завтраком, причиной может быть плотный поздний ужин. Съешьте вечером 1 яблоко, и через пару дней завтрак покажется вам желанным. Фрукты быстрее всего усваиваются, поэтому лучше подходят для ужина (если вы ужинаете). А жиры заставляют ваш желудок работать до поздней ночи.

Правила здорового питания:

Ешьте только при ощущении голода.

Чтобы не перепутать чувство голода с аппетитом, за 30 мин до еды приучайте себя выпивать 1-2 стакана воды.

Не пейте воду во время и сразу после еды (минимум через 3 часа после еды).

Никогда не принимайте пищу при недомоганиях, болях, повышенной температуре. Заменяйте еду водой.

Не ешьте между приемами пищи. Интервал 5-6 часов.

Давайте посмотрим, что происходит, когда желудок получает новую порцию пищи, когда предыдущая еще не выведена из желудка. В адвентистском госпитале в Вашингтоне был проведен эксперимент с группой медсестер, которым в пищу во время стандартного завтрака добавляли сульфат бария (который дает возможность видеть на рентгене пищу в желудке). В среднем желудку потребовалось 4 часа, чтобы освободиться от обычной пищи.

Одной из групп стали давалась пищу через 2 часа после завтрака: 1 стаканчик мороженого и банан. Оказалось, что остатки пищи еще находились в желудке спустя 8 часов!

Другой группе через каждые 2 часа после завтрака давались пол- ломтика хлеба с маслом, и так несколько раз, но при этом они не получали обеда в обычное время. Было обнаружено, что спустя 9 часов в желудке еще оставалась более половины завтрака. Доктора, проводящие эксперимент утверждают, что «никакой орган, постоянно работающий сверх меры, не может функционировать нормально. Усвоение пищи замедляется и при этом замедляется общий процесс питания организма, что открывает путь болезням». Постоянная еда истощает организм и приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта и других органов.

Е.Уайт пишет: «между приемами пищи должен быть интервал 5-6 часов. Не разрешайте, чтобы даже самый маленький кусочек пищи вошел в ваши уста в запрещенное время».

Как мы видим, предложения некоторых диетологов о приемах пищи, особенно больным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, необоснованны.

Для приготовления завтрака лучше всего подходят хлеб грубого помола, каши, фрукты.

Люди, потребляющие фрукты и бобовые в достаточном количестве, защищены от риска возможного развития рака.

Потребляющие орехи и продукты из цельного зерна, подвержены меньшему риску заболеть ишемической болезнью сердца.

У потребляющих красное мясо и птицу более 3 раз в неделю увеличивается риск заболевания ишемической болезнью сердца.

Даже одна порция говядины в неделю увеличивает риск заболевания раком толстого кишечника на 37%.

Переедание и правильное питание

Цивилизованный человек набивает себя пищей так, что органы пищеварения и выделения не в состоянии ее переварить и эвакуировать из организма.

Предпримите небольшой эксперимент. Приготовленную порцию обеда положите в кастрюлю и поставьте ее в воду и постоянно поддерживайте температуру 380С (что соответствует температуре кишечника). А потом посмотрите, что будет с вашей пищей через 10 часов. Первое, что вы заметите – это неприятный запах. Вскоре вы заметите, что пища начинает бродить и выделять газы. Когда в организме такое количество перебродившей пищи непрерывно вырабатывает токсины, (а наш кишечник длинный), они вызывают головную боль и др. неприятности, особенно вредят печени, которая является очистителем организма.

Но и это не все. Несдержанность в еде приводит к слишком интенсивной и продолжительной работе пищеварительной системы. Органы пищеварения во время выполнения этой работы требуют усиленного притока крови, поэтому наступает ее дефицит в головном мозге. Следовательно, нарушаются интеллектуальные и нервные процессы. Е. Уайт пишет: «чрезмерное количество даже здоровой пищи парализует нервы головного мозга и снижает их жизнедеятельность. Переедание причиняет гораздо более вреда, нежели чрезмерный труд».

Отсутствие умеренности в еде - грех (Гал.5.21), «Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…».

Этот грех настолько неприятен Богу, что Он сказал Моисею, что такие «обжоры» пусть будут побиты камнями. Положение человека, алчного в еде, считалось безнадежным.

Соблюдайте простоту и умеренность в подборе продуктов питания.

Употребляйте только свежие и натуральные продукты.

Разнообразие прекрасно, но принимать множество разнообразных продуктов надо не в один прием.

Разнообразие – толчок к прожорливости. Слишком много продуктов осложняет процесс пищеварения и стимулирует аппетит (все хочется попробовать).

Не спешите во время еды, тщательно пережевывайте пищу. В этом случае вы не только облегчаете процесс пищеварения, но еще и съедите меньше.

Употребляемая нами пища включает в себя углеводы, белки, жиры, минералы, витамины, клетчатку – вещества, которые дают разнообразное питание организму.

Углеводы - самый лучший источник энергии. Существует два типа углеводов: простые, это различные типы сахара: глюкоза (виноградный сахар), фруктоза (плодовый сахар) и сахароза (свекловичный сахар и тростниковый сахар) и которые требуют незначительного переваривания до того, как будут усвоены организмом. Простые углеводы (сахара) в организме усваиваются быстро и при отсутствии клетчатки поступают в кровь в виде глюкозы в считанные минуты.

Второй вид углеводов называют сложными. Он хорошо знаком нам как крахмал. Все углеводы в пищеварительном тракте перерабатываются до получения из них глюкозы. Эта глюкоза всасывается в кровь из кишечника и используется организмом как источник энергии. Углеводы в основном содержатся в растительных продуктах. Цельные зерна, хлеб с отрубями, бобовые, овощи и фрукты, а также сделанные из них продукты питания (макаронные изделия, крупы) – это продукты с большим содержанием углеводов.

Сложные углеводы (крахмал) построены из очень длинных молекул, которые в организме расщепляются на более простые составные части. Поскольку размер молекул сложных углеводов гораздо больше, чем у молекул сахаров, то и времени на переваривание требуется больше, а также благодаря большому содержанию клетчатки в крахмалах расщепление сложных углеводов вводит в организм глюкозу постепенно и не происходит резкое повышение уровня сахара в крови.

Но разве крахмал не способствует ожирению больше, чем другие продукты?

Белки необходимы для роста и обновления клеток тела. Наибольшее количество белков содержится в бобовых, орехах, семечках, и в меньших количествах – в злаковых.

Жир – следующий источник энергии, но не самый лучший. Только 10% жира могут превратиться в сахар в крови. Все остальное количество сохраняется в жировых тканях – депо.

Клетчатка – необходимый компонент хорошего здоровья. Клетчатка поддерживает нормальную функцию кишечника и помогает выводить отходы пищеварения из организма. Клетчатка содержится во всех зерновых, фруктах, овощах, орехах. Обычно люди потребляют только 15 гр. Клетчатки ежедневно, хотя норма – 25 -30 г. К сведению: 200г бобовых содержит 15г клетчатки, яблоко-3г, банан – 2г.

Витамины и минералы, необходимые для нас, в большом количестве содержатся в зерновых, фруктах и овощах.

Следует ли есть раздельно белки, жиры и углеводы? Природа не поддерживает эту, получившую довольно широкое распространение, идею. Все растительные и многие из животных продуктов представляют собой смесь этих веществ.

Как желудок переваривает эти разные компоненты пищи?

Процесс пищеварения происходит сначала во рту при смачивании пищи слюной, затем в желудке и в кишечнике. Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. В удивительно строгом порядке углеводы начинают расщепляться сначала во рту под действием слюны, затем в желудке и кишечнике. Белки перевариваются сначала в желудке и затем в кишечнике. Расщепление жиров происходит только в кишечнике.

Имеет ли значение для переваривания кислотная или щелочная реакция пищи?

Желудок выполняет две основные функции:

Доводит все поступающие куски пищи до одинакового размера с помощью работы мышц желудка.

Путем добавления или всасывания жидкости приводит пищевую массу к определенной консистенции.

Придает содержимому желудка необходимую степень кислотности с помощью секреции желудочного сока. На этой стадии завершается тот раздел пищеварения, который требует кислой реакции среды.

После перехода содержимого из желудка в кишечник оно приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. В кишечнике процесс пищеварения завершается.

Какие виды пищи перевариваются с трудом?

Труднее всего организму приходится с содержащими большое количество жиров продуктами. Переваривание жиров может начаться только после образования из них эмульсии под действием щелочных соков кишечника (также, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды). Специальные защитные механизмы обеспечивают постепенное поступление жиров из желудка в кишечник, чтобы процесс образования эмульсии проходил успешно. Если пища содержит большое количество жиров, то может потребоваться много времени на ее переход из желудка в кишечник и в желудке на длительное время задержится пища.

После этого пища поступает в двенадцатиперстную кишку, где содержимое желудка приобретает щелочную реакцию под действием соков поджелудочной железы и желчи. Далее в кишечнике процесс пищеварения завершается.

Естественным стимулятором выработки желудочного сока является пища. Благодаря действию соляной кислоты и ферментов пепсина и гастриксина, происходит начальное расщепление белковой пищи, а окончательное переваривание осуществляется в двенадцатиперстной кишке. Все остальные компоненты потребляемой нами пищи перевариваются в двенадцатиперстной кишке: жиры – соками поджелудочной железы и ферментами желчи, и углеводы – соками поджелудочной железы.

Как же перевариваются эти разные компоненты пищи?

Пищеварение – это процесс, в ходе которого пища в организме расщепляется на составные части. Углеводы становятся глюкозой, жиры – жирными кислотами, белки – аминокислотами. Эти вещества в кишечнике всасываются в кровь.

Съедите ли вы белки, жиры и углеводы вместе или по отдельности, каждый компонент будет переварен там, где ему положено. Белки в желудке почти не перевариваются (только в начальной стадии под действием ферментов пепсина и гастриксина). В желудке в основном происходит санитарная обработка всех компонентов пищи кислотой, а окончательное переваривание белков осуществляется в двенадцатиперстной кишке, где среда только щелочная. Расщепление жиров происходит только в двенадцатиперстной кишке. Углеводы (сахара, но не крахмал) в начальной стадии расщепляются сначала во рту под действием ферментов слюны, и затем в двенадцатиперстной кишке. Т.е. практически вся наша пища в основном переваривается в двенадцатиперстной кишке с помощью щелочного панкреатического сока, вырабатываемой поджелудочной железой в большом количестве. В двенадцатиперстную кишку поступает и желчь, которая облегчает переработку жиров, эмульгируя их (так же, как вы не сможете удалить жир с рук, если не образуете из него эмульсию с помощью мыла и теплой воды).

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Современному читателю Библии может показаться, что во многих местах это писание поощряет мясоедение. Но так ли это на самом деле?

Более важной диетой является не крайнее средство Ноя (связанное с наводнением, уничтожившим всю растительность), как сказано в Бытие Гл. 9:3, а изначальная диета, провозглашенная Господом в Бытие Гл. 1:29:

Это очень ясно выделено, однако, опять же, все следует изучать в контексте.

Например, случай с перепелами, посланными Богом для детей Израиля после того, как они вкусили его манны (Числа 11:31) - это хороший пример цитаты, не соответствующей контексту.

Действительно, стихи 31 и 32 (Числа) описывают этот момент появления перепелов и последующий пир. Но необходимо прочитать и стих 33, чтобы понять все содержание абзаца:

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою».

Т.е. Он был отнюдь не рад их мясоедению.

Кроме того, при изучении ранней истории Церкви становиться ясным, что ее отцы-основатели признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний, Ориген, Св. Иоанн Златоуст - этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до её переработки на различных Вселенских соборах и дальнейшей в так называемом "Синодальном переводе" ...

«И пока мясо еще было в их зубах, не будучи съедено, как возгорелся гнев Господа и поразил их Господь великой язвою»

Числа 11:33

С наступлением эпохи императора Константина (4-й век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье, поскольку Константин был мясоедом. К тому же, он был маньяком, и книги по истории христианства изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христиан-вегетарианцев за избранную ими диету. Между прочим, он умертвил и свою жену, бросив её в жбан с кипящей водой.

Что значит «не убий»?

Священные писания просты для тех, кто прост, но сложны для ловкачей. Библия ясно говорит «Не убий» (Исход 20:13). Невозможно сказать это проще. Точное еврейское слово: tirtzach, что буквально переводится: «Не убий».

Один из величайших ученых еврейско-английской лингвистики (в 12-м веке) доктор Рубен Алкалей написал в своем величайшем труде, полном еврейско-английском словаре, что слово «tirtzach» относится «к любому виду убийства вообще». Слово «1о», как вы можете догадаться, означает «Не».

НЕ УБИВАЙТЕ! Посмотрим правде в глаза, Библия очень ясно говорит по этому поводу.

Ведическая литература также дает здесь ясные указания. На самом деле, Веды говорят о том, что находится выше обычного вегетарианства - ведь даже убийство растений влечет греховные последствия. Поэтому Веды предписывают молочно-растительную диету, или лакто-вегетарианство , которая приносит наименьший вред живым существам, а также особый процесс , освобождающий человека от минимальных греховных последствий убийства растений.

В элементарной форме этот процесс дается в Бхагавад-Гите , а подробно описывается в Шримад-Бхагаватам . Применение этого процесса, который сосредотачивается вокруг воспевания Святого Имени Господа с любовью и преданностью, превращает пищу в прасадам, что в переводе с Санскрита означает «милость Господа».

Христос, Библия и мясо

Многие исследователи Библии, настаивающие на том, что Христос ел плоть животных, очевидно, руководствуются в своих суждениях личными привычками и убеждениями. Желание уступать предрассудкам и поддерживать существующую традицию характерно для людей на протяжении многих столетий, но сегодня истина ещё более важна, ибо сейчас человек все больше проявляет свою независимость.

Уважаемый исследователь Библии В.А. Холмс-Гор исследовал частое употребление слова «meat» /мясо/ в Евангелиях Нового Завета, которое очень часто встречается в английских версиях Библии. Он проследил его значение до изначального греческого оригинала.

Таким образом, каноническая версия стиха 21:5 Иоанна «Есть ли у вас пища (meat) - неверна. Это надо перевести: «Есть ли у вас еда».

Рыба - не мясо. А что говорит об этом Библия?

«Рыба» - другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, а символ, с помощью которого ранние христиане могли узнавать друг друга. Проще говоря, это был секретный знак, очень необходимый в эпоху тотального преследования, до признания христианства государственной религией.

Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» - рыба. Поэтому он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theou Uios Soter» - «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться больше на смерти Иисуса , чем на его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30-ти лет.

Сколько же поклоняющихся прямо из церкви направляются к себе домой и садятся за пир есть зарезанных животных, нарушая те самые заповеди, которые они только что защищали?

Приводимые стихи в статьях Библия и вегетарианство. Цитаты из Ветхого завета и Библия и вегетарианство. Цитаты из Нового завета должны рассеять все сомнения читателя в этой связи.

По материалам книги Стивена Роузена «

В главе 11 Левита и в главе 14 Второзакония даются четкие правила относительно того, что можно есть, а что нельзя. Это своего рода рецепт здоровой диеты и образа жизни. Та пища, которая разрешена Богом, помогает нам расти здоровыми. Та же, которая запрещается, может нанести значительный урон нашему здоровью.

Чистые животные

Левит 11:1-3

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: Скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.

Второзаконие 14:3-6

Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы. Олень и серна, и буйвол и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

В Левите 7:22-24 говорится, что мы не должны есть жира из любого из вышеперечисленных животных, а также из животных, умерших своей смертью или убитых другим животным. Нам не позволено принимать этот жир в пищу, из него разрешается лишь варить мыло или делать свечи.

Левит 7:22-24

И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело, а есть не ешьте его.

Кровь животных также не годится в пищу.

Бытие 9:4

Только плоти с душою ее, с кровью ее не ешьте

Левит 3:17

Это постановление вечное в рода ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте.

Второзаконие 15:23

Только крови его не ешь: на землю выливай ее как воду.

Нечистые животные

Бог говорит нам о тех животных, которые можно употреблять в пищу, а также о тех, мясо которых есть нельзя.

Левит 11:4-8

Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас. И свиньи, потому что копыта у него раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас. Мяса их не ешьте и к трупам не прикасайтесь; нечисты они для вас.

Второзаконие 14:7-8

Только сих не ешьте, из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас. И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

Здесь Бог говорит нам не принимать в пищу мясо таких животных, как свиньи, кролики, верблюды и лошади. Медики выяснили, что подобные животные могут вызывать различные заболевания. Принимая в пищу мясо этих животных, мы подвергаем опасности наше сердце, печень и другие органы.

Свиньи являются переносчиком большего количества заболеваний, чем любое другое животное. Под «свининой» понимаются все продукты, которые производятся из этого мяса – ветчина, колбасы, котлеты, пельмени…

Не имеет значения, в какой чистоте содержатся свиньи, это не преуменьшает риск цирроза печени. Тем же людям, которые принимают алкоголь и едят свинину, следует помнить, что для них риск заболеваний печени увеличивается. Но все равно, основной причиной цирроза все-таки остается свинина.

Чистая рыба

Левит 11:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли или реках), тех ешьте

Второзаконие 14:9

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя.

Таким образом, чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие.

Нечистая рыба

Левит 11:10-12

А все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из все, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи, в воде, скверны для вас.

Второзаконие 14:10

А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас.

И вновь Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что эти виды рыб и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19

Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, филина, рыболова и ибиса, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря.

У Бога были серьезные причины запрещать нам употреблять в пищу мясо этих птиц. Одной из наиболее очевидных является то, что большинство, если не все из этих птиц питаются падалью. Это означает, что они едят, в том числе, и мясо мертвых животных. Это не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку их мясо может оказаться источником какого-нибудь заболевания. В их организме также содержаться ферменты, помогающие им переваривать эту падаль и мясо других нечистых животных, которые могут оказаться губительными для человека.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки, все, у кого есть зоб. Утки и гуси также относятся к чистым птицам.

Закон Бога, касающийся насекомых

Левит 11:20-23

Все животные пресмыкающиеся, крылатые, ходящие на четырех лапах, скверны для вас. Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле. Сии ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. Всякое другое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас.

Некоторым из нас может показаться странным есть жуков, однако, для некоторых людей в мире саранча является частью их каждодневного рациона. Если вы очень голодны, вы тоже можете попробовать. Бог разрешает принимать в пищу саранчу, сверчков и кузнечиков.

Закон Бога, касающийся животных, которые ходят на лапах

Левит 11:27

Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера.

Нельзя принимать в пищу кошек, собак и других четвероногих, которые ходят на лапах.

Закон Бога, касающийся грызунов и рептилий

Левит 11:29-31

Вот что нечисто для вас из животных, пресмыкающихся по земле: крот, мышь, ящерица с ее породою, анака, хамелеон, летаа, хомет и тиншемет. Сии нечисты для вас из все пресмыкающихся: всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера.

Левит 11:41-42

Всякое животное, пресмыкающееся по земле, скверно для вас, не должно есть его. Всего, ползающего на чреве, и всего, ходящего на четырех ногах, и многоножных из животных, пресмыкающихся по земле, не ешьте, ибо они скверны.

В этом месте Бог говорит нам не есть животных, подобных змеям, ящерицам, крысам, мышам, муравьям, червям и многим другим, относящихся к отряду грызунов, рептилий и жуков. Впрочем, многие из нас в любом случае не ели бы этого.

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию » (1Кор.10:31)

Разбирая данную тему нужно помнить о любви друг ко другу и о взаимном терпении… Рассуждение о пище не должно нас поссорить или нанести обиду. Пусть то, что Библия не ставит во главу спасения, никогда не станет разделяющей стеной в нашем братском общении.

Зачем человеку питание? Зачем человеку есть?
Наличие такого элемента в жизни, как пища, производит осознание зависимости человека от внешних материй и факторов. Даже в совершенном мире, созданный по подобию Божию, человек иногда должен был ощущать себя нуждающимся.
При таком положении вещей, когда продолжение жизни зависит от еды, человек никогда не может сказать – «я ни в чем не нуждаюсь», «я сам по себе», «проживу без этого».
Взаимосвязь всего в сотворенном мироздании создает ощущение созависимости друг от друга.
Давать и принимать – идеальный принцип жизни во вселенной. Нельзя только брать или только давать. Необходимо быть участником и в том и другом.

В памятном тексте есть такие слова – «делайте в славу Божию ». Что же это такое «в славу »?
Само выражение содержит в себе направление действия, обусловленное предлогом «в » (т.е. «куда»).
Что же должно происходить со славой Божией от всего того, что я делаю в своей жизни?
Все, что я делаю должно умножать славу Божию, расширять территорию этой славы. Это и есть «делать в славу Божию ».

Все же дела или слова, которые отрезают от славы Божией куски и уменьшают периметр славы – не есть дела «в славу Божию », но бесславие.

Поэтому, рассуждая о питании, мы должны задуматься – «является ли мое питание умножением славы Божией или ее бесславием?»

Повеления человеку о питании, исшедшие из славы Божией и исполняемые человеком, умножают славу Божию.

Первоначальная диета

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так » (Быт.1:29,30)

Созданный из праха земного должен был поедать произращенное из земли.
Однако в вышеприведенном тексте мы видим, что рацион человека и зверей различен, хоть в общих чертах и являющийся вегетарианским.
Людям – трава сеющая семя и дерево у которого плод.
Зверям – зелень травная.

Человеку плоды травы и дерев, а зверям ботву от плодов травы и дерев. Из этого следует, что не все, что ест скот, может есть и человек. Различное физиологическое устройство определяет и различное меню в питании.

Пища после потопа

Размышляя о пище после потопа необходимо обратить внимание на следующий текст:
«Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе » (Быт.3:17,18)

Вполне очевидно, что после этих слов Божиих в растительном мире земли произошли физические перемены, добавились новые виды растений, осложняющие жизнь человека. К истории земли добавился как бы еще один дополнительный день творения.
Физические изменения коснулись не только флоры, но и самого человека – «в болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16) Что-то недоброе произошло и в мире животных – «да страшатся и да трепещут вас все звери земные» (Быт.9:2)

Это не описано в Библии, но предположу, что именно тогда часть животных была выведена в группу хищников, чистых и нечистых. У некоторых животных выросли клыки, а у других рога, для защиты от хищников.

Человек стал постепенно деградировать. И уже через время не мог потреблять большие объемы растительной пищи для восполнения всех своих жизненных функций.

Разделился рацион питания и у животных. Тигр, если ему давать в пищу только траву, умрет. Корова, если ей предлагать только мясо, умрет. Человек, в отличие от животных, стал способным есть, как зелень, так и мясо. У человека передняя часть зубов выглядит, как у хищников, а задняя как у травоядных.

По какой же причине мясо животных вошло в рацион питания человека?

Чтобы поедая другого помнил – моя жизнь, это чья-то смерть. И это ссылка на Иисуса Христа, смертью которого мы получили жизнь. Его смерть есть наша жизнь.
Смерть животных всегда должна напоминать об ужасных последствиях греха. Человек должен так наубиваться животных, чтоб в вечности и сама мысль о возможности согрешить не пришла даже и на ум.

Питание мясом это своеобразная терапия огрубевшего сердца. Каждый кусок мяса должен был напоминать согрешившему человеку – «есть смерть, кто-то умирает, чтобы я ел, почему есть смерть? и я умру». И это должно было побудить задумываться человека о причинах и следствиях, о жизни и смерти.
Пища стала своеобразным проповедником правды бытия – «возмездие за грех – смерть».
«Что же делать, чтобы не умирать?!» - и тут приходит ответ – «верующий в Сына имеет жизнь вечную».
Проклятие оборачивается благословением.

Необходимо учесть и следующее – есть мясо чистых животных сказал Сам Бог.
Это повеление содержится в благословении Ноя Богом и включено в Завет, который Бог с ним заключил.
И как Бог не отменял завета с человечеством данное Ною, так Он и не отменял указания есть мясо, которое заключено в этот завет.

Бог говорит:
«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; ; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею
» (Быт.9:1-17)

И как до сих пор актуален Завет Бога данный Ною и до сих пор является радуга в небе, так до сих пор и актуальны слова Бога – «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все ».

Пища в Новом Завете

В Новом Завете взгляд на систему питания человека не претерпел никаких изменений. Иисус Христос живя на земле, ел мясо, Апостолы тоже ели мясо. Нет ни одного текста, который бы указывал на то, что мясо должно выйти из рациона человека.

Поставить вопрос питания, как один из путей спасения для вечности, Апостолами пресекался:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою » (1Тим.4:1-5)

Из этого текста видим - то, что Богом допущено к питанию и четко оговорено в Библии, не может запрещаться к употреблению.

Принцип вегетарианского питания появляется только в книге Откровение, где описано древо жизни – «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов » (Откр.22:2)

Только на Новой Земле человечество возвращается к системе питания, которая была у Адама до грехопадения.

Определенно можно сказать, что употребление мясной пищи человеком закончится на этой земле, незадолго до Второго Пришествия. Бегство из городов и малых населенных пунктов, жизнь в лесах и горах, вряд ли будет подходящим временем для разведения птицы и скота. Овечку и курочку с собой в пещеру не возьмешь.

Думаю, что если кто-то хочет уже сейчас возвратиться к меню Адама до грехопадения, то он и тело должен иметь, как у Адама до грехопадения.

Сбалансированная диета

«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит.23:19-21)

Этот текст показывает уникальный принцип причинно-следственной связи.
Все начинается со слушания, слушание приводит к мудрости, мудрость будет направлять сердце на прямой путь. Тот кто на прямом пути не будет упиваться и пресыщаться. Пресыщающийся долго спит, а кто долго спит будет беден и нищ.
В этом тексте представлена не идея отказа от чего-либо, но принцип воздержания. Пресыщение плохо даже в изначально хороших вещах. Если съесть много клубники, то будет раздражение ротовой полости, если выпить много воды, то можно умереть от интоксикации. Однако это не значит, что нужно отказаться от клубники или воды. Во всем должна быть мера.

Диета сегодня

Все мы разные. У каждого из нас свое кровяное давление, своя желудочно-кишечная флора, свои физиологические особенности.
У кого-то рабочее давление 180, а кто-то с таким давлением звонит в скорую, кто-то спокойно себя чувствует при давлении 90, а кто-то от этого теряет сознание.
Некоторые дети не могут есть апельсины, это для них опасно, а кто-то их съедает по несколько в день.

Поэтому в вопросе питания должен сохранятся принцип индивидуальности, конечно в рамках дозволенного Священным Писанием. Не может существовать единый шаблон абсолютно для всех.

Многие страдающие болезнями могут переходить на питание травами и соками и это принесет им исцеление и облегчение.

Все мы придем к единому знаменателю в вопросах питания. На Новой Земле будут вегетарианцами все, от жучка, до человека.

Но живя сегодня будем помнить следующие слова Библии:
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Всякий поступай по удостоверению СВОЕГО ума. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:3-6)

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе » (Рим.14:17)

Этот вопрос стал актуален в последнее время в связи с ростом неоязыческих и «ведческих» религиозных групп, а также нерелигиозных групп, которые призывают к отказу от мяса, и делают они это, ссылаясь, наравне с другими источниками, и на Библию. Действительно ли Библия запрещает вкушение мяса?

Чтобы ответить на этот вопрос, разберем некоторые стихи Библии, которые приводят представители этих групп в защиту вегетарианства.

Например:

«Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу » (Быт, 1:29).

Да, такое указание было дано первым людям. Тогда их, согласно Библии, было всего двое, и случилось это до грехопадения, которое изменило природу человека. При этом, согласно Библии, до грехопадения все животные также должны были питаться только растительной пищей (смотрим следующий стих):

Всем зверям земным , и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. (Быт, 1:30).

После грехопадения изменилась природа человека, а также, очевидно, и природа животных: теперь животные не только травоядны, но и всеядны, и хищны.

Недаром уже через несколько глав (в девятой главе книги Бытия) мы видим другие указание Бога о пище, пригодной для питания человека.

Вегетарианцы приводят этот фрагмент текста Священного Писания так (9:4-5 ):

4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя .

Если мы читаем этот вариант цитаты, усеченный вегетарианцами, то создается впечатление, что запрещено вкушение всякой плоти, и что за пролитую кровь зверя взыщется кровь самого человека, пролившего ее.

Но полностью этот фрагмент звучит так (9:3-6 ):

3 Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

4 только плоти с душею ее, с кровью ее , не ешьте;

5 Я взыщу и вашу кровь , в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его ;

6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека : ибо человек создан по образу Божию ;

Если мы читаем этот фрагмент полностью, то видим:

  • В стихе 3-м Бог дает в пищу человеку все движущееся, что живет, наравне с травной зеленью , которая была разрешена в уже приведенном выше стихе Быт, 1:29.
  • Четвертый стих запрещает вкушение плоти вместе с кровью.
  • Не с человека взыщется кровь зверя, а наоборот, кровь человека взыщется с каждого, пролившего ее – и со зверя, и с человека, потому что человек создан по образу Божию.

Почему Бог дозволяет человеку употреблять животных в пищу? На этот вопрос отвечает блаженный Феодорит Кирский, и его мнение считается общепринятым Церкви. Блаженный Феодорит поясняет: предвидя склонность людей обоготворять все подряд(1), Бог дозволяет употреблять животных в пищу, чтобы предотвратить их обожествление в человеческом сознании. С этой же целью Бог разделяет животных на чистых и нечистых: нечистыми животными человек будет гнушаться, а значит, не будет их обожествлять, а чистым он не будет поклоняться, потому что они – его еда.

Для полного прояснения смысла четвертого стиха будет вполне логично привести толкование этого места с точки зрения иудаизма, ведь книга Бытие – была и есть священная книга не только христиан, но и иудеев. Данная заповедь у иудеев называется Шестым законом сынов Ноя(2). В книге Берешит (то же, что Бытие) она звучит так:

Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте.

И поясняется так: [Бог] запретил им член от живого. Иначе говоря, до тех пор, пока в крови его душа, нельзя есть мясо. Пока плоть при ее душе - это плоть от живого (Санhедрин, 59а), что и запрещено в пищу. Если плоть отделена от уже умершего животного, то ее можно употреблять в пищу.

Согласно этому закону, народы земли могут употреблять любые пригодные в пищу и не опасные для здоровья продукты. Животных следует умерщвлять наиболее безболезненным и наименее жестоким способом. Мясо, отрезанное от живой скотины или птицы, запрещено к употреблению, даже если к моменту употребления животное уже мертво.

Интересно, что в толкованиях раввинов на эти стихи Писания встречаются и такие предупреждения: «Нельзя полностью отказываться от мяса (за исключением медицинских противопоказаний), потому что в этом случае возникает опасность стирания принципиального различия между человеком и животными , и люди станут направлять присущее им качество милосердия на животных, а к людям будут относиться жестоко. Известно, например, что нацистский преступник, ответственный за смерть миллионов людей, проявлял сострадание к мышам, которые водились в его камере. А офицер СС, много лет управлявший лагерем смерти в Треблинке, не ел мяса, потому что однажды его потрясли глаза ведомого на бойню теленка».

Перейдем к следующему утверждению вегетарианцев о Библии. Вегетарианцы настаивают на том, что библейская заповедь «Не убий» относится равно к человеку и к животным. Так ли это? Рассматривает ли Библия человека и животных как равноценные существа?

Рассмотрим этот вопрос.

В Священном Писании только человек, и никто другой, назван образом Божиим (Быт, 1:27). Именно это и выделяет его особо среди других живых существ. Потому и сказано было в приведенном выше стихе Быт 9:6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию , что потеря человеческой жизни невосполнима, она безвозвратна, она равна потерянной вечности. Поэтому человек под страхом смерти должен был избегать пролития крови другого человека.

В свою очередь об убийстве животного сказано: Кто убьет скотину, должен заплатить за нее ; а кто убьет человека, того должно предать смерти (Левит, 24:21). Из этих слов ясно, что убийство животного и человека – далеко не равноценны. Жизнь животного равноценна определенной сумме материального возмещения, а жизнь человека требует возмещения жизнью убийцы. Заметьте: сказано «кто убьет скотину », а не полевого зверя, или птицу, или хищника и т.д. Потому что скотина – это чья-то собственность , и речь здесь идет исключительно о возмещении материального ущерба, и домашнее животное в Библии не рассматривается иначе как обычная собственность(3), что подтверждается также указанием: «О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде , о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей » (Исх, 22:9): скот рассматривается наравне с другой собственностью.

Кроме того, если бы заповедь «не убий» относилась к животным, тогда Бог не повелел бы приносить их в жертву:

Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего (Исх, 20:24), или:

И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца [пред Господом у дверей скинии собрания]; и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания (Исх, 29:10-11). Далее идет подробное описание того, как должно происходить жертвоприношение – вплоть до 42-го стиха. Также повеление приносить скот в жертву и описание порядка жертвоприношения мы находим в книге Левит, в которой целые главы, например, с первой по пятую, посвящены этой теме, а также в других местах Библии.

Более того, в Библии есть как разрешение вкушать мясо, так и прямое повеление.

Разрешение :

Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих (Втор, 12:15) . Или:

Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо (Втор, 12:20-2 1). И другие .

Повеление :

Священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее (Лев, 6:26).

Не работай на первородном воле твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего; пред Господом, Богом твоим, каждогодно съедай это ты и семейство твое , на месте, которое изберет Господь [Бог твой] (Втор, 15:19-20).

Мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее, не должно оставлять от него до утра. Если же кто приносит жертву по обету, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно , а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне (Лев, 7:15-17).

И сказал Моисей Аарону и сынам его: сварите мясо у входа скинии собрания и там ешьте его с хлебом , который в корзине посвящения, как мне повелено и сказано: Аарон и сыны его должны есть его (Левит, 8:31).

Примечателен также эпизод, когда Моисей разгневался на сынов Аарона за то, что они не ели мяса жертв, нарушив этим Божие повеление:

И разгневался [Моисей] на Елеазара и Ифамара, оставшихся сынов Аароновых, и сказал: почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом; вот, кровь ее не внесена внутрь святилища, а вы должны были есть ее на святом месте, как повелено мне (Лев, 10:16-18).

Кроме того, в Библии имеются целые главы, в которых подробно указано, мясо каких животных можно вкушать, а каких нельзя:

Вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: … » (Левит, 11:2-47). Перечисление разрешенных и запрещенных животных идет до 47 стиха.

То же самое мы находим и во Второзаконии, глава 14: «Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, … » и опять идет перечисление со стиха 4 по 21.

Если бы Библия запрещала вкушение мяса, то какой был бы смысл в данных подробных перечислениях?

Вегетарианцы, кроме того, утверждают, будто Сам Христос не вкушал ни мясо, ни рыбу. Однако, в тексте Евангелий мы находим, что это совсем не так.

Христос ел рыбу:

Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк, 24:41-43).

Вегетарианцы же, комментируя это место Евангелия, копируют и размещают одну и ту же статью, в которой написано, что Иисусу Христу предложили два кушанья, а выбрал Он, якобы, одно, и это точно была не рыба. При этом, цитируемая статья переведена с английского, и ее автор критикует именно английский текст Библии, а доверчивый читатель не догадывается заглянуть ни в русский текст, ни тем более в греческий (с подстрочным переводом на русский, конечно), с которого делался русский перевод, из которого и становится ясно, что Христос вкушал именно рыбу.

Христос вкушал также и мясо. Это очевидно из того, что Он вкушал пасху. Пасха со времен исхода из Египта по момент самой Тайной Вечери была ничем иным, как закланным жертвенным агнцем. Эта жертва – закланный агнец, собственно, и служила прообразом жертвы Христовой, а также символом спасения людей и их исхода из плена греха в царство жизни, о чем евреи вспоминали ежегодно, вкушая пасху.

Откуда ясно, что пасха – это агнец, то есть ягненок? Из самой книги Исход, 12:5-11:

Агнец у вас должен быть без порока , мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне ; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так : пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня .

Откуда ясно, что Христос ел пасху? Из Евангелия от Марка, 14:12-14:

В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца , говорят ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим . И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими ?

Очевидно, что после трех с половиной лет пребывания со Христом, у учеников Христовых даже и не возникает вопрос о том, будет ли Христос вкушать мясо агнца. Для них очевидно, что Он поступит так, как принято - по заповеди, то есть будет совершать Пасху и вкушать ее, как велено в Законе, поэтому они задают только вопрос: где ? Сам Христос тоже не говорит ничего вроде «разве не знаете вы, что я не вкушаю ничего живого? Зачем предлагаете мне мясо?». Напротив, Он Сам спрашивает: «где Мне есть пасху?»

К сожалению, не только эти, но и многие другие места Библии подверглись «переосмыслению» некоторых идеологов вегетарианства, и именно в таком, передернутом, вырванном из контекста виде, они гуляют по сети, по вегетарианским сайтам. К еще большему сожалению, крайне мало людей догадываются прочитать весь эпизод события, из которого взята цитата, разобраться и сделать объективный честный вывод.

Кроме того, на вегетарианских сайтах встречается утверждение, что Библия «была переработана на различных Вселенских Соборах». Если она была «переработана» и «переписана», тогда какой смысл вообще к ней обращаться как к авторитетному источнику для подтверждения своих взглядов? Гораздо логичнее было бы просто оставить в стороне этот «ненадежный» и «переделанный» текст.

Сетевые идеологи вегетарианства не только «пересматривают» Библию, но и приписывают вегетарианские убеждения христианским святым и богословам, например, Тертуллиану, святителю Иоанну Златоусту, Оригену и другим.

Отметим, что в Церкви всегда было положительное отношение к отказу от мяса ради упражнения в воздержании. Но отказ от мяса по причине гнушения им или из-за суеверных идей об осквернении от мяса(4), всегда был чреват отлучением от Причастия (51-е Апостольское правило). Имея в виду это правило, посмотрим, что же упоминаемые вегетарианцами отцы Церкви говорили о вкушении мяса.

Тертуллиан: «многие особы обязываются хранить беспрерывное девство... Другие люди воздерживаются от употребления вещей, Самим Богом признанных нужными, как то от мяса и вина, употребление которых не может причинить ни опасности, ни угрызения совести : они предпочитают в сем случае покорять и приносить в жертву Господу душу свою чрез подобное умерщвление плоти » («О женских украшениях», кн.2 гл.9). То есть Тертуллиан комментирует сложившуюся при его жизни (и принятую у христиан до сих пор) практику: христиане не ели мясо (и хранили девство), но не все, а только некоторые, и с той целью, чтобы владеть своей плотью и ее похотями – в качестве добровольного подвига , а не потому что, якобы, «мясоедение Богу не угодно», как говорят некоторые религиозные вегетарианцы.

Тот же Ориген относился к животным как к служебным существам: «Здесь ты можешь видеть, какое сильное вспомогательное средство дано нам (людям) [перед животными] в самом разуме. Хотя по телесной организации и силам мы далеко уступаем животным, а по величине тела некоторые из них стоят неизмеримо выше нас, но силой нашего ума мы покоряем себе диких животных. … а если мясо таких животных годно для нашего питания, то мы убиваем их так же легко, как и домашних животных . Творец, следовательно, все уготовил на служение разумным существам и их естественным познавательным силам » («Против Цельса»).

Святитель Иоанн Златоуст комментировал книгу Бытие: «Преподав (Ною) благословение и сделав его страшным для зверей и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все». С этого–то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их , как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и через это освобождает их от всякого недоумения » (Толкование на книгу Бытия, гл.27, пункт 4) А уже в пункте 5 святитель делает замечание: «О человеке [Бог] говорит: не проливай крови, а о бессловесных не сказал: не проливай , но: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте». Там - не проливай; здесь - не вкушай… Иные, конечно, говорят, что кровь животных тяжела, земляниста и вредна для здоровья; но мы должны воздерживаться от нее не по этому умствованию, но ради заповеди Господней ».

Отметим, что некоторые ранние христиане действительно не вкушали мяса. Но не по причине гнушения мясом как таковым, а потому что христианам запрещено вкушать идоложертвенное, согласно Писанию: Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор, 10: 20-21). Христианин, таким образом, ценой жизни отказывался даже от формального участия в языческом ритуале жертвоприношения и разделения жертвенной трапезы, хотя понимал, что любое животное, как тварь Божия, «хорошо весьма» (Быт, 1:31), в ней, самой по себе, нет ничего дурного. Для современного христианина, аналогично, равно неприемлемо угощаться, к примеру, тем же вегетарианским кришнаитским прасадом – пищей, принесенной в жертву Кришне, даже если это всего лишь груша. То есть христианин будет отказываться от любой пищи, и от животной, и от растительной, принесенной в жертву иным богам, если ее вкушение означает какое-либо осознанное участие в ритуале жертвоприношения.

Непонятно, почему нерелигиозные вегетарианцы прибегают к Священному Писанию христиан, чтобы подтверждать свои идеи, ведь, религиозные соображения для них не могут быть как-то особенно значимы. Но можно предположить, почему лидеры религиозных вегетарианцев обращаются к Библии. Во-первых, они пользуются людским невежеством - вопиющим незнанием нашими соотечественниками своей культуры, ведь многие не знакомы даже с самыми поверхностными основами культурообразующей религии нашей страны. Во-вторых, те группы, которые именуют себя ведическими, просто не могут ссылаться на те же Веды или другие индийские священные писания (Упанишады, Махабхарата и др.), потому что в них мы как раз находим немалое количество упоминаний употребления мяса в положительном контексте, в описаниях повседневной жизни (5). Только современные российские «ведические» деятели стараются прямые ссылки на индуистские писания не давать (у них Веды просто «говорят», но без конкретики), и говорят, в основном, «от себя».

Сноски:

(1) Библия категорически борется со всяким идолопоклонством. Во-первых, потому, что люди с языческим мышлением обожествляют различные силы природы и приписывают им сверхъестественные свойства с целью использовать их в своих сиюминутных корыстных целях. На это может уйти значительная часть жизни, и человек вместо того, чтобы взрастить свою душу для вечности, губит ее, преследуя неважные цели. Во-вторых, потому что поклонение идолам у язычников было сопряжено с кровавыми жертвоприношениями. Жертвами при этом становились не только «менее уважаемые» животные, но люди, и даже дети, и все это было сопряжено с трансовыми состояниями, нанесением себе и другим физических повреждений, блудными жертвами и свальными грехами, и прочим подобным.

(2) Всего законов сынов Ноя семь. У иудеев они считаются универсальными для всех народов.

(3) а также, в некоторых случаях, животное рассматривается как возможный предмет жертвоприношения.

(4) Современные эзотерики и индуисты под этим могут подразумевать «порчу энергетики» или кармы.

(5) Приведем только некоторые ссылки: Ригведа, I,162,10-12; Брихадараньяка-упанишада VI.4.18; Араньякапарва, 4, 1-10; Араньякапарва, 199, 1-10; Араньякапарва, 157, 6-17; Сабхапарва, гл. 45, 47; Бришмапарва, 6:10-21. Таких мест в индуистских священных книгах множество. Индуистские книги легко найти и проверить, что на самом деле они говорят о мясоедении.



Похожие публикации