Филимоновская раскраска. Занятия в детском саду

Эта красочная тетрадь предназначена для ознакомления ребенка с разноцветными орнаментами и историей красочных филимоновских свистулек. Дети получат новые знания по основам народного творчества своей страны. Эти очень веселые, смешные игрушки традиционно изготавливаются из глины. Как правило, на Руси их изготовлением занимались дети, в основном девочки с 7-8 лет.
Для работы вам понадобятся гуашевые краски, кисти и вода. Занятия очень удобно распределены - сначала идут самые простые, в конце самые сложные. Они хорошо развивают творческие способности вашего ребенка.
В процессе изучения дети освоят простейшие элементы филимоновской росписи, орнаментов, научатся сами составлять узоры. Малыши смогут самостоятельно расписать барышню, узнают основные формы филимоновской игрушки и даже научатся украшать женскую и мужскую фигурку росписью.

Маленькая радуга - филимоновская игрушка

Ярче светит солнце. Небо стало глубоким и насыщенным, и по нему, словно сугробы снега, убегают на север облака. Наступает весна. В городе Одоеве открывается ярмарка. Со всех окрестных деревень и сел съезжаются на ярмарку люди: кто купить необходимые вещи, кто продать свои изделия. Чего только не встретить на ярмарке!

А в этом уголке словно радуга упала на землю - такое буйство красок, и во всю поют-заливаются птицы. Неужели прилетели с юга? Нет, это вывезли на ярмарку свои филимоновские мастерицы.

Игрушки – на любой вкус: здесь и люди - солдаты, барыни; и животные - олени, коровы, петухи и наседки; и многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. И все со свистками! Ну как не купить такую красоту ребенку!

Что же это за чудо такое – филимоновская игрушка?

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века, а на самом деле еще более древняя.

Мужчины в деревне Филимоново издавна изготовляли на гончарном круге посуду, а женщины, несмотря на обилие забот и хлопот, находили в долгие зимние вечера время и лепили из глины .

Все филимоновские - свистульки, лепятся они из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают , как и раньше, куриным перышком.

Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. В росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому или желтому фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Филимоновская игрушка, филимоновские свистки горят всем многоцветьем радуги. Любители называют филимоновскую игрушку "маленькой радугой" или "солнышком". Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.

Самая популярная форма для глиняной - это птицы. Петушки, курочки, индюки - излюбленные свистульки у мастериц филимоновской . Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму.

Традиционная филимоновская игрушка всегда лепится со свистком. Это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька; филимоновский свисток может быть также частью образа, например, традиционные Барыньки и Солдаты имеют под мышкой птичку-свистульку. Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. "Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.

Создание современной традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции - это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего - в единственном экземпляре.

В 2009 году в городе Одоеве открылся музей Филимоновской , в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века и изделия из глины других промыслов.

Примеры работ:

Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок».Самая популярная форма для глиняной филимоновской - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.

Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.

Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.

Авторская игрушка, выполненная в русской традиции – это всегда прикосновение к древности, к природной жизни. Дизайн традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Игрушка из керамики - это яркое дополнение к домашней коллекции игрушек и особенный, музыкальный подарок ручной работы.

Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.































Село Филимоново расположено в Одоевском районе Тульской области, на берегу реки Уны. Именно здесь с незапамятных времен (первые найденные изделия датируются IX – XI веком) мастера особым образом расписывают глиняных зверушек, превращая их в крошечные произведения искусства. Филимоновская игрушка представляет собой яркий образец народного творчества, который снова начал набирать популярность в наше время. Филимоновская роспись это очень красивое искусство, так давайте сделаем поделку, используя эту роспись!

Учимся создавать оригинальные поделки в технике филимоновской росписи

Для поделок используется специальная глина, которая добывается там же, ее издревле использовали для производства гончарных изделий. По легенде название села "Филимоново", происходит от имени гончара Филимона, который первым обнаружил великолепные качества этого материала.

Сырая глина имеет голубоватый цвет, поэтому ее называют «синика». Она очень жирная и пластичная, но во время просушки изделия нужно постоянно приглаживать руками, т.к. на них могут появляться трещины. Зато готовые поделки приобретают красивый белый цвет, поэтому наносить узоры можно без предварительной грунтовки.

Особенности филимононовских игрушек.

Чаще всего мастера изображали человеческие фигуры (барышни в пышных платьях, кавалеры, танцующие пары, наездники) или животных (лошадок, баранов, медведей, домашних птиц).

Фигурки делаются без какого-либо шаблона из цельного куска глины с отсутствием мелких деталей. В руках у женских персонажей обычно запелёнатый младенец или птичка. Мужские фигуры отличаются толстыми ногами, обутыми в тяжелые, неуклюжие сапоги. Большой интерес представляет изображение парных фигур, они называются «Любота».

Важно отметить, что большинство животных имеют сходные элементы: вытянутое туловище, плавно переходящее в шею и небольшую голову. Только по форме головы или наличию рогов можно отличить, например, лошадку, от барашка. Очень любопытным является изображением сидящего медведя с широко расставленными лапами, который держит в передних конечностях овальных предмет – зеркало.

Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно:

  • красный – символ земли, силы духа, огня и красоты
  • желтый – цвет солнца и воздуха
  • зеленый – цвет листвы и возрождения

Основным элементом росписи часто выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым), их дополняют более сложными узорами. Обычно лица и мордочки оставляют белыми, только несколькими штрихами намечая глаза и рот. Обычно роспись начинают с желтой краски, как с самой светлой, затем рисуют малиновые узоры, а конце добавляют зеленые элементы.Благодаря простоте исполнения эти поделки отлично подходят для детей – под руководством взрослого с ними справится и дошкольник.

Тысячу лет назад гончарным мастерством занимались в основном мужчины, а свистульки, как развлекательный предмет, делали женщины и дети начиная уже с 8-9 летнего возраста. Эти забавные игрушки активно продавались на ярмарках на потеху публике.

Однако считается, что изначально свистульки были не только развлекательным предметом. У наших предков-язычников они служили для обрядов и связи с духами. Вятичи встречали бога солнца Ярилу громким свистом из глиняных дудочек. Также верили, что такой свист может отогнать плохих духов из мира мертвых и очистить помещение. Именно поэтому свистульски часто вешали на шею детям: они одновременно выступали в качестве оберега и игрушки. Однако со временем магический символизм стал играть меньшее значение и свистульки с филимоновской росписью стали использовать просто для забавы. Для их изготовления использовали глину, оставшуюся после лепки горшков. Даже при обжиге в печи сначала клали горшки, а пространство между ними заполняли мелкими игрушками.

Разбираем основные образы в филимоновской игрушке и их значение

1)Женская фигура – олицетворение плодородия и всего живого, матери-кормилицы, продолжения рода. Обычно одеты в кофточку красного цвета и узорчатую юбку.

2)Медведь – один из ключевых персонажей славянских сказок, символизирует пробуждающуюся силу.

3)Олень – олицетворение крепкого и дружного брака, плодородия.

4)Конь – с древних времен картинки с лошадьми и их изображения связывались с солнцем. Считалось, что именно он возит по небу колесницу Ярила и приносит людям на земле его благодать.

5)Птицы – символы богини земли, часто изображаются вместе с женскими фигурами. Они означают пробуждение природы после зимней спячки, воскресение, плодородие и урожай.

6)Корова – самое важное у крестьян животное. Символизирует плодородие, энергию и неиссякаемую силу.

Видео по теме статьи

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

История промысла

Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

(Барыня )

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

(Петушок )

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

История филимоновской игрушки, по некоторым расчетам историков и археологов, началась еще 1000 лет назад. Считается, что при археологических раскопках вблизи Тульской области были найдены одни из первых, самых примитивных, игрушек из глины того периода. Как с точностью установлено, сделаны они были во времена Эти игрушки из-за некоторых характерных особенностей называли свистульками. Они представляли собой небольшие фигурки птиц, животных и людей, которые были только оформлением для свистящего механизма.

Предназначение свистулек

Считается, что в древние времена, во времена язычества, свистом можно было отпугнуть злого демона или духа или, наоборот, привлечь внимание Бога Солнца и попросить его послать на землю дождь или засуху, а также многое другое. Именно поэтому такую свистящую фигурку держали в каждом доме.

Появилась на игрушках уже в начале 19-го века. Как гласит история, название свое филимоновская игрушка получила от беглого каторжника - Филимона.

Дед был мастером не только гончарного дела, но и мастером по изготовлению глиняных игрушек. Он был первым человеком, который начал расписывать чем и внес свой неоценимый вклад в развитие искусства не только 19-го века, но и будущего времени.

В деревне, где он приютился, было месторождение синий глины, которая и служила ему материалом. Деревня эта находилась около города Одоева и, благодаря своей истории, в будущем получила название Филимоновка, в честь мастера.

Работа над игрушкой

Впоследствии из синей глины стали делать горшки практически все мужчины в деревне. Благодаря этому искусству, им удавалось прокормить свою семью. В лепке принимали участие не только мужчины, но и женщины, и даже дети. Именно они занимались изготовлением свистулек в свободное от работы в поле и домашних хлопот время. Это было одним из самых их любимых занятий того времени.

Иногда женщины вместе с дочерьми, которым на тот момент могло быть не больше 7-8 лет, садились в кружок и, напевая красивые старинные русские народные песни, лепили свои глиняные игрушки.

Значение филимоновской игрушки

Филимоновскую игрушку приобретали домой, покупали для подарка. Наличие игрушки было очень хорошим знаком. Считалось, что она приносит в дом счастье, удачу, семейное благополучие, а также охраняет от наговоров и злых чар.

Филимоновская игрушка для детей была так называемой охраной, оберегом, который охранял малышей от зла. Многие из историков полагают, что на заре своего создания такая свистулька не была детской игрушкой. Она имела совершенно другое предназначение. Если присмотреться, то на каждой фигурке можно увидеть магические знаки (филимоновские узоры), имеющие определенный смысл.

Интересна и форма игрушки. Она наводит на мысль, что каждая из них что-то обозначает.

Обжиг в печи

В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.

Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.

Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.

Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.

Филимоновские игрушки. Их образы

Одним из самых главных образов, является образ женщины. Считается, что изображение женщины (барыни) олицетворяет собой образ матери, главной целью которой, безусловно, является продолжение рода и в целом всей жизни на Земле. Визуально выглядит эта фигура очень необычно.

Еще один образ - это животное. Медведь несет в себе символ мужественности, силы, а также олицетворяет приход весны - новой жизни. Олень - символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений между супругами. Традиционно оленя дарят в день свадьбы молодоженам как оберег для их будущей семьи. Конь - олицетворение всего живого. Считалось, что конь - это символ воды, солнца, плодородия. Корова - воплощение бодрости и силы духа.

Рядом с женщиной, как правило, всегда изображали птиц. Именно птицы в старину считались образом воскрешения всего живого на Земле. Рассвет, пробуждение земли, природы - это все олицетворение птиц.

Ни одна из игрушек не похожа на настоящие фигуры зверей и птиц. Фигуры людей напоминают их очень отдаленно. Понять, кто из людей вылеплен из глины, можно только благодаря деталям одежды, на которых присутствуют определенные элементы филимоновской росписи.

У женщины, как правило, одежда состоит из юбки-колокола и блузы, а у мужчины - яркая рубаха и штаны.

Филимоновская роспись очень необычная, смелая, завораживающая взгляд. Узоры на одежде говорят о самом главном - о связи человека с природой.

Многие хотят знать, как нарисовать филимоновскую игрушку. Наряд представляет собой яркие четкие рисунки, хаотично разбросанные по одежде. На одеждах рисовали пятна и кружочки, листики и точечки, черточки и звездочки и многие другие элементы росписи. У женщины юбка всегда была разноцветная, блузка насыщенного ярко-малинового цвета, а шляпка украшалась яркой каемочкой. У мужчины обязательно должна была выделяться рубаха.

Филимоновская роспись. Раскраска лица

Лицо всегда было одинаковым. На белом фоне рисовали глаза и брови синим или черным цветом. Иногда глаза были зелеными. всегда была одинаковой. Глаза - черточки. Рот обязательно должен был быть малинового цвета.

Никогда не допускалось рисовать выразительные черты лица. Считалось, что фигура - это оберег, поэтому именно лицо игрушки должно было отпугивать злых духов.

Основные цвета

Одна из отличительных черт, которой обладала филимоновская роспись, - это цвет используемых красок. Можно было применять оттенки только 3 цветов: малинового, желтого и зеленого. И лишь изредка разрешалось использовать синюю и фиолетовую краски.

Еще одна филимоновская игрушка, роспись которой была всегда одинаковой, - животное. Его тело и шея всегда раскрашивались поперек, а использовалась одинаковая: зеленый, желтый и малиновый цвета. В итоге животное было раскрашено разноцветными полосками с мордой красного или зеленого цвета.

Интересно, что свистулька - филимоновская игрушка, раскраска которой производится не специальными кистями для рисования, а кисточками, сделанными из куриных перьев.

Обряд «свистопляски»

Каждый человек хоть один раз в жизни, но слышал такое выражение. Однако мало кто правильно понимает значение выражения «устроить свистопляску». Люди думают, что это выражение означает ссору или выяснение отношений, то есть возможность доказать что-то кому-то.

На самом деле, в середине 19-го века это был один из самых красивых, интересных обрядов. В определенный день в году абсолютно все выходили на улицу и начинали петь, танцевать и все вместе свистеть в свистульки. Этими действиями они хотели преклониться перед умершими родственниками, это был определенный обряд памяти. После совершенных действий люди могли попросить у Бога все, что хотели. Некоторые вызывали дождь, другие благодарили Бога за хороший урожай или просто за хорошую погоду. Все вокруг были счастливы и получали удовольствие от жизни.

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия - характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

Дети и красивые игрушки

Большое одобрение и поддержку получили занятия с такими изделиями в дошкольных учреждениях. Филимоновская роспись в детском саду - один из творческих проектов, прочно закрепившихся в программе обучения малышей.

В процессе рисования (дети пишут акварелью) педагог знакомит дошколят с историей создания филимоновской игрушки, главными принципами ее раскраски, а также приобщает детей к народному творчеству, заставляя их почувствовать и понять, как искусство влияет на нашу жизнь в будущем.

Музей филимоновских игрушек

По всей России находится множество музеев с филимоновскими игрушками. Самый крупный, специализированный музей, находится в Тульской области в Одоеве.

Здесь можно полностью окунуться в эпоху филимоновской росписи, а также попробовать самому слепить игрушку из синей глины. В результате каждому на память об этом удивительном месте останется не только сделанная собственными руками филимоновская игрушка, фото в музее и впечатление от увиденного чуда, но и самое главное - опыт общения с настоящими мастерами старинного промысла.

Яркая и самобытная филимоновская игрушка всегда привлекает внимание. Она представляет собой прекрасный сувенир, который к тому же несет в себе определенный смысл и является своеобразным оберегом для дома и семьи. Эти фигурки делаются настоящими мастерами своего дела, строго соблюдающими старинные традиции этого ремесла. Шаблоны для рисования филимоновской игрушки можно в большом количестве найти в интернете.

По разным версиям, филимоновская роспись ведет свое начало либо из XIX века, либо ее возраст куда древнее - еще из эпохи палеолита. Согласно первому варианту, в маленькой деревеньке возле городка Одоев Тульской области поселился беглый каторжник Филимон, который был не только большим мастером гончарного дела, но и отличным умельцем, изготавливавшим глиняные игрушки. Именно он стал первопроходцем в сфере расписывания глиняных игрушек .

Безусловно, его вклад в развитие искусства 19-го и последующих веков просто неоценим. И все это благодаря огромным залежам качественной синей глины. Собственно, в честь талантливого гончара населенный пункт получил название Филимоново. А практически все жители деревни с тех пор занялись народным промыслом, изготавливая красивые народные игрушки.

Вторую версию истории возникновения филимоновской игрушки подтверждают свидетельства ученых, которые нашли в одоевских местах черепки гончарных изделий, относящиеся к IX-XI вв. екам. Об этом говорят знаки и рисунки на обломках - именно такими расписаны старинные и современные игрушки из Филимоново. Также в поддержку это версии событий говорят и сюжеты: домашние животные, птицы, женщины с младенцами на руках, а также элементы - ромбы, полосы, звезды, круги. Все это было характерным для дохристианских времен.

Секреты и традиции филимоновских узоров передавались у мастеров из поколения в поколение. Расписные игрушки пережили разные периоды жизни народа: войны, голод. Лепить их начинали поздней осенью, затем предстояла сушка на русской печи, а в феврале и марте наступало лучшее время для обжига. Температура для этого должна быть примерно 950 градусов .

В старину люди выкапывали в поле большую яму, обкладывали ее кирпичами, не забывая делать и специальные подставки, на которые выставлялась посуда. Поджигали солому, выложенную по всей посуде, а после того, как солома сгорит, ждали остывания глиняных поделок и забирали их домой.

Интересно, что глина, до сушки имевшая невзрачный серый оттенок, после обжига превращалась в белую, весьма подходящую для раскрашивания. Время Великого поста знаменовалось одним из самых увлекательных этапов - росписью. Продавать свои произведения мастера могли на пасхальных ярмарках. Для многих это был один из основных видов заработка.

К началу XX века искусство чуть было не исчезло совсем - игрушек стало производиться крайне мало. Осталось всего три мастерицы, занимавшиеся филимоновской росписью. Но постепенно ремесло стало снова набирать обороты, и пик его популярности пришелся на послевоенные годы. Правительство в 60-е годы разрабатывало программы поощрения народных промыслов. Работали даже целые цеха и артели по производству игрушки .

Но, хотя игрушки и получили широкое распространение и выглядели неплохо, качественно ухудшилось.

Персонажи глиняных игрушек

Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает - разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

  • любота (барыня, танцующая с солдатом);
  • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
  • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
  • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

Отличительные черты

Игрушки из Филимоново - это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов - они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

Специальный орнамент

Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

  • круг - обозначает солнце;
  • зигзаг - вода;
  • треугольник - символизирует землю;
  • росточки и елочки - знаки жизни.

Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка - зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

Считается, что выполненные пером узоры получаются более яркими и аккуратными, тогда как обычная кисть может оставить ворсинки на глине.

Процесс росписи

Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

Занятия с детьми

Филимоновская роспись в детском саду - одно из любимейших занятий. Малыши испытывают невероятный восторг, создавая глиняные фигурки под руководством воспитателей, а потом расписывая их. Иногда, если процесс лепки проблематичен, то можно заменить его раскрашиванием. Для этого нужно только обзавестись специальными заготовками.

Ведь дети также очень любят не только лепить, но и работать с шаблонами для раскрашивания филимоновской игрушки. Для этого нужно вспомнить узоры, применяемые в филимоновской росписи. Обведенную по контуру игрушку можно просто раскрасить, а впоследствии ее можно вырезать и сделать аппликацией. Только для аппликации нужно использовать более плотную, чем обычная, бумагу, так как намокнув в процессе раскрашивания, тонкая бумага может попросту раскиснуть или деформироваться.

Петух считается одним из самых простых шаблонов-раскрасок филимоновской игрушки. «Конкуренцию» ему по популярности составляет разве что лошадка.

Разрисовывая их, ребенок совершенствует свою фантазию и отлично воспринимает «параллельную» информацию - чтение стихов или художественной литературы, попутно он учится поэтапно рисовать элементарные геометрические фигуры.

Внимание, только СЕГОДНЯ!



Похожие публикации