История создания и задачи нато. Для чего был создан военный блок нато

Североатлантический Альянс Allies Годы существования 1946 неизвестно Страна США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Канада, Греция, Южная Корея и другие... Страны {{{ст … Википедия

альянс - а, м., книжн. Объединение государств, организаций и т. п. на основе договорных обязательств, общих целей и интересов. Вступить в альянс с кем л. Предвыборный альянс. Североатлантический альянс. Синонимы: ассоциа/ция, блок, коали/ция (книжн.),… … Популярный словарь русского языка

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

Североатлантический договор блок, альянс, пакт - Североатлант ический догов ор (бл ок, аль янс, п акт) … Русский орфографический словарь

Во вселенной Command Conquer: Red Alert изначально присутствовали две фракции Североатлантический Альянс и СССР. Но после временного парадокса на военную арену встала третья сверхдержава Империя Восходяхего Солнца. В этой статье указаны… … Википедия

Барак Обама - (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

Украинский кризис: хроника противостояния в сентябре 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Хооп Схеффер, Яап де - Бывший генеральный секретарь НАТО Бывший генеральный секретарь НАТО (2004 2009). В 1986 2002 годах был депутатом парламента Нидерландов. В 2002 году стал министром иностранных дел Нидерландов, по совместительству с 2003 года председателем ОБСЕ.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… … Википедия

Объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… … Википедия

Книги

  • Миссия Североатлантический альянс , А.В. Зобнин. Книга посвящена изучению процесса формирования Атлантической составляющей внешнеполитического курса США, определяющей руководящую роль Соединенных Штатов в создании и эволюции исполнительных…
  • Миссия "Североатлантический альянс" , А.В. Зобнин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга посвящена изучению процесса формирования Атлантической составляющей внешнеполитического курса…

Официальная эмблема НАТО

Точное происхождение данной эмблемы неизвестно. Но есть сведенья о том, что идею дизайна эмблемы и флага предложил один из работников Международного секритариата.

Эмблема НАТО (белый компас на тёмно-синем фоне) была 4 октября 1953 г. принята Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса.

Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру, который избрали 19 стран-членов Североатлантического альянса.

Девиз НАТО придумал Андре де Старк. Он много лет занимал пост посла Бельгии в НАТО (1952-1976) и был великолепным дипломатом. Когда в 50-е годы тогдашний Генеральный секретарь НАТО Поль-Анри Спаак попросил его подобрать для Североатлантического альянса подходящий девиз, то Андре де Старк вспомнил фразу “Animus in consulendo liber”, что в переводе означает “В совете дух свободен”. Эту фразу он узнал ещё в детстве во время поездки в Сан-Джиминьяно, Италия. С тех пор эти слова украшают зал заседаний Совета НАТО.

Что такое НАТО

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический союз North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traite de l\"Atlantique Nord, OTAN.

НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.

(В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы»).

(Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО). Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне(Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г., и измененный Парижским соглашением от 23 октября 1954 г.)

Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса.

Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

(С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

Германия-участник второго расширения (май 1955 года);

Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

Генеральный секретарь НАТО – Андерс Фог Расмуссен

Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels).

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия) .

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Причины возникновения НАТО:

· Послевоенный раскол Европы на восточную и западную сферы влияния, ставшим будущим плацдармом для Хол.Войны м/у США и СССР;

· Программа послевоенного экономического урегулирования, которая вылилась в План Маршалла, послуживший первым этапом консолидирования западноевропейских стран под крылом США;

· Лоббирование США идеи о наступлении «красной угрозы», кот. Обозначила нового общего врага – СССР;

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией , который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграло желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, лежит желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Об этой межправительственной международной организации и крупнейшем в мире военно-политическом союзе сегодня слышал каждый. стран-участниц - вот основной принцип деятельности альянса под названием НАТО. Список стран, состоящих в него, насчитывает на сегодняшний день 28 государств. Все они расположены исключительно в двух частях мира - в Северной Америке и в Европе.

Цели, задачи и структура организации

НАТО (аббревиатура от английского "North Atlantic Treaty Organization") - международная организация стран Европы и Северной Америки. Основная цель военно-политического альянса - обеспечение свободы и всех стран-участниц союза. Вся деятельность этой структуры основывается на демократических ценностях и свободах, а также на принципах верховенства права.

В основу организации положен принцип коллективной безопасности государств. Другими словами, в случае проявления агрессии или военного вторжения в одну из стран-членов альянса, другие участники НАТО обязаны сообща отреагировать на эту военную угрозу. Также деятельность альянса проявляется в регулярном проведении совместных армий стран-участниц.

Структура организации представлена тремя основными органами. Это:

  • Североатлантический совет;
  • Комитет оборонного планирования;
  • Комитет ядерного планирования.

Сотрудничают не только в военной области, но и в других сферах жизнедеятельности общества, таких как экология, наука, чрезвычайные ситуации и так далее.

Неотъемлемой частью работы альянса являются консультации между его членами. Так, любое решение принимается лишь на основе консенсуса. То есть, каждая из стран-участниц должна проголосовать за то или иное решение организации. Иногда обсуждение тех или иных вопросов затягивается надолго, однако почти всегда НАТО удавалось достичь консенсуса.

История создания и расширения альянса

Формирование военно-политического альянса началось практически сразу после окончания Второй мировой войны. Историки называют две главные причины, которые заставили глав ведущих держав задуматься о новой системе безопасности. Первая - угроза реванша нацистских движений в послевоенной Германии, а вторая - активное распространение Советским Союзом своего влияния на страны Восточной и Центральной Европы.

Как результат, 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан так называемый Североатлантический договор, который и положил начало формированию нового союза под аббревиатурой НАТО. Список стран, подписавших этот документ, насчитывал 12 государств. Ими стали США, Канада, Франция, Португалия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Нидерланды и Люксембург. Именно они считаются основателями этого мощного военно-политического блока.

В последующие годы к блоку НАТО присоединялись другие государства. Самое крупное пополнение в альянсе произошло в 2004 году, когда новыми членами НАТО стали 7 восточноевропейских государств. В настоящее время география альянса продолжает двигаться на восток. Так, недавно, о своем намерении вступить в НАТО высказались главы таких стран, как Грузия, Молдова и Украина.

Следует отметить, что в годы холодной войны образ НАТО нарочно демонизировался советской пропагандой. СССР искусственно сделал альянс своим главным врагом. Этим объясняется довольно низкая поддержка политики блока в ряде постсоветских государств.

НАТО: список стран и география альянса

Какие же государства входят в состав этой международной организации сегодня? Так, все страны НАТО (на 2014 год) перечислены ниже в хронологическом порядке их вступления в альянс:

  1. Канада;
  2. Франция;
  3. Португалия;
  4. Королевство Норвегия;
  5. Королевство Бельгия;
  6. Великобритания;
  7. Королевство Дания;
  8. Италия;
  9. Исландия;
  10. Нидерланды;
  11. Герцогство Люксембург;
  12. Турция;
  13. Греческая Республика;
  14. Германия;
  15. Испания;
  16. Республика Польша;
  17. Чешская Республика;
  18. Венгрия;
  19. Республика Болгария;
  20. Румыния;
  21. Словакия;
  22. Словения;
  23. Эстония;
  24. Латвия;
  25. Литва;
  26. Хорватия;
  27. Республика Албания.

В состав военно-политического союза входят исключительно европейские страны, а также два государства Северной Америки. Ниже вы можете посмотреть, как расположены все страны НАТО на карте мира.

В заключение

4 апреля 1949 года - именно эту дату можно считать отправной точкой в истории международной организации под аббревиатурой НАТО. Список стран, которые в неё входят, медленно, но планомерно растет. По состоянию на 2015 год, членами альянса являются 28 государств. Вполне возможно, что в ближайшем будущем организация пополнится новыми странами-участницами.

Военно-медицинская академия

Кафедра общественных наук

Курсанта: Шакшакбаева Даурена Муратовича

Группа: 3а

Тема:Краткая история создания НАТО

Руководитель-консультант: Горбенко В.И

Защита проведена:

“__”___________”2013 Оценка: ____

Санкт-Петербург 2013г

1).Введение

2) Главы:

1. Краткая история создания НАТО

2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

3)Заключение

4) Список использованной литературы

Введение

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.

Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят 26 государств: США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия, Польша, Венгрия, Чехия, Мальта, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Румыния и Болгария. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. С каждым годом организация планирует расширение.

Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США.

Глава 1. Краткая история создания НАТО

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – создали общую систему обороны.

Затем последовали переговоры с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза. Эти переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции. В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. – Болгария, Латвия, Литва,

Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Функции и состав НАТО

НАТО - это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала - примерно 12 тис человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО - очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тис человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало - всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах - они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, - не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое - Объединенное оперативное командование - Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования - располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе - командования ОВС НАТО по вопросам трансформации - Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

Страны-члены НАТО

В состав НАТО на 2009 год входят следующие государства:

В 1949 году в состав вошли: Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия. Причем, Исландия - единственный член НАТО, у которого нет собственной армии, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана. Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. В том же году в состав вошли Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Стоит отметить, что с июля 1966Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. В 1952 году к организации присоединились такие страны, как Греция и Турция. Однако с1974по1980Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с другим членом блока -Турцией. За ними последовала Германия – 1955 год. Стоит учитывать, что присоединиласьЗападная Германия.Саарвоссоединился с ФРГ в1957, с3 октября1990- объединеннаяГермания. В 1982 году в состав вошла Испания, а в 1999 – Польша, Чехия, Венгрия. В 2004 году было принято решение о вступлении в организацию Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии. И только в апреле 2009 года – Албания и Хорватия.

Глава 2.Роль НАТО в Геополитических отношениях

Понятие геополитических интересов.

Под геополитическими интересами и рядом мер для их осуществления можно понимать следующее: обеспечение свей экономической политической выгоды (текущей и будущей), обеспечение своей текущей и будущей безопасности путем освоения и постановкой в зависимость от себя других государств и общественных институтов всеми доступными (когда плюсов больше чем минусов) способами; попытки освоения и освоение (явное или через подставных лиц) природных ресурсов и прочих ресурсов чужих стран максимально для своей пользы; добиваться полного перевеса и превосходства перед другими странами по всем направлениям особенно в области высоких технологий путем экономического давления, задавливания, махинаций, путем политического давления, шантажа, секретных подрывных действий путем прямой агрессии; добиваться качественного и необратимого успеха во всех в этих направлениях с полным контролем подчинением ситуации.

Вот, кратко, как выглядят геополитические интересы экономически развитой сверхдержавы Ограничиваются они только противодействием других сверхдержав и некоторыми другими механизмами.

Геополитические интересы НАТО в XXI

Одной из основных программ НАТО конца XX века по праву можно считать программу партнерства с Украиной, принятая в 1999 году постоянным Советом НАТО.

Главные цели этой программы сформулированы следующим образом:

Обеспечение совместимости между вооруженными силами Украины и ОВС НАТО за счет усиления военного сотрудничества в сферах оперативной и боевой подготовки войск, тылового обеспечения, стандартизации систем связи и управления войсками;

Развитие военно-технического сотрудничества;

Обмен информацией в области ПВО и управления воздушным движением;

Содействие в реорганизации ВС Украины, систем военного

Планирования и финансирования, стандартизации систем военного

Планирования и финансирования, разработка оборонной политики;

Развитие сотрудничества в области планирования и деятельности гражданских служб при чрезвычайных ситуациях.

В стратегической перспективе дрейф Украины в сторону Запада, стремление дистанцироваться от России не только не укрепляют ее безопасность, но и ведут к фатальному ослаблению и наносят удар по ее национально-государственным интересам.

Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением между европейской, переднеазиатской, российской геополитическими супер структурами. В этом ее постоянная геополитическая "несамодостаточность". Это исторический факт, и в нем нет ничего злокозненного по отношению к Украине.

Сегодня Украина пытается связать свои прошлые и настоящие проблемы с "кознями Москвы". Эта карта еще долго будет разыгрываться частью украинской политической элиты и "друзьями" Украины со стороны.

В краткосрочной перспективе такая позиция противовеса России приносит Украине некоторые экономические и политические дивиденды. Однако в долгосрочной перспективе, избавившись от "опеки" Москвы, Украина столкнется с рядом вызовов, исходящих отнюдь не из России.

Никогда сельскохозяйственный, промышленный и научно-культурный потенциал Украины не будет востребован мировым сообществом в той мере, как это может сделать Россия.

Ошибочна политика играть альтернативную России роль на постсоветском пространстве, где Россия остается главным стабилизирующим элементом. Как фактор, препятствующий интеграции, сдерживания России, нейтрализации ее деятельности, Украина превращается в главный элемент нового санитарного кордона между Россией и Европой.

Все более полное вовлечение Украины в деятельность НАТО лишь ускоряет выход этого блока на новые рубежи противостояния Север-Юг с закреплением за Украиной статуса "разделительного рубежа".

Выталкивая российский флот с Черного моря, Украина остается один на один с Турцией, что лишь приближает экспансию с юга к границам Украины, с замыканием причерноморского кольца через Кавказ.

Украина не будет выполнять роль главного экономического моста из Европы на Ближний Восток, и далее в АТР. Эта роль прочно оккупирована Турцией.

Особую роль в стратегии НАТО играет Грузия. Правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско- грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, ктивного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транскавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт, которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и локирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

Государства-учредители

4 апреля 1949 года в Вашингтоне (округ Колумбия) состоялось подписание Североатлантического договора (известного также как Вашингтонский договор) министрами иностранных дел 12 стран: Бельгии, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США и Франции.

В течение пяти месяцев после церемонии подписания договор был ратифицирован парламентами заинтересованных стран, закрепив их членство.

Двенадцать лиц, подписавших договор

Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах их карьеры:

  • Бельгия: г-н Поль-Анри Спаак (Генеральный секретарь НАТО, 1957-1961 гг.);
  • Дания: г-н Густав Расмуссен;
  • Исландия: г-н Бьярни Бенедиктссон;
  • Италия: граф Карло Сфорца;
  • Канада: г-н Лестер Пирсон (участвовал в переговорах о заключении договора и был одним из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО, который был опубликован в 1956 году после Суэцкого кризиса);
  • Люксембург: г-н Жозеф Беш;
  • Нидерланды: д-р Дирк Стиккер (Генеральный секретарь НАТО, 1961-1964 гг.);
  • Норвегия: г-н Халвард M. Ланге (один из «трех мудрецов», составивших отчет о невоенном сотрудничестве в НАТО);
  • Португалия: д-р Жозе Каерио да Матта;
  • Соединенное Королевство: г-н Эрнест Бевин (основной инициатор создания НАТО, в должности министра иностранных дел с 1945 по 1951 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета);
  • США: г-н Дин Эйксон (в должности Государственного секретаря с 1949 по 1953 гг. участвовал в первых заседаниях Североатлантического совета).
  • Франция: г-н Роберт Шуман (архитектор европейских институтов, который также выдвинул идею о Европейском оборонном сообществе).

Гибкий подход к членству в НАТО

Подписывая договор, страны добровольно берут на себя обязательства участвовать в политических консультациях и военной деятельности организации. Хотя все страны, подписавшие Североатлантический договор, несут обязанности в соответствии с договором, им предоставляется определенная степень гибкости, которая позволяет им выбирать способы такого участия. Примером такого гибкого подхода является членство Исландии и Франции.

  • Исландия

Когда Исландия подписала договор в 1949 году, у нее не было вооруженных сил, как нет их и сейчас. Каких-либо правовых помех к их созданию у Исландии не имеется, но она приняла решение не иметь вооруженные силы. При этом, у Исландии есть береговая охрана, национальная полиция, система ПВО и добровольный экспедиционный миротворческий контингент. Также с 1951 года у Исландии имеется долгосрочное двустороннее соглашение об обороне с США. В 2006 году американские силы были выведены с территории страны, но соглашение об обороне по-прежнему действует. С 2008 года страны НАТО периодически проводят патрулирование воздушного пространства Исландии.

  • Франция

В 1966 году президент Шарль де Голль принял решение о выходе Франции из объединенной военной структуры НАТО. Это явилось выражением стремления к большей независимости в военной сфере, особенно по отношению к США, и нежелания объединять имеющиеся у Франции средства ядерного сдерживания или соглашаться на контроль над ее вооруженными силами в какой бы то ни было форме.

В практическом плане, несмотря на то, что Франция по-прежнему участвовала в работе политических структур организации, она не имела представительства в ряде комитетов, например, в Комитете оборонного планирования и Группе ядерного планирования. Это решение также привело к выводу французских войск из-под командования НАТО, и выводу иностранных войск с территории Франции. Был также введен запрет на базирование иностранных вооружений на французской территории, включая ядерное оружие. Политическая штаб-квартира НАТО (с 1952 г. находившаяся в Париже), а также Штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (располагавшийся с 1951 г. в Рокенкуре) были перенесены в Бельгию.

Несмотря на выход Франции из объединенной военной структуры НАТО, она подписала два технических соглашения с Североатлантическим союзом, в которых изложен порядок действий в случае советской агрессии. Со времени падения Берлинской стены в 1989 году Франция регулярно направляла свои войска для участия в военных операциях НАТО, являясь одной из стран, выделяющих самые многочисленные контингенты. Она также занимает четвертое месте по взносам в военный бюджет НАТО.

С начала 1990-х годов Франция постепенно отходит от решения 1966 года Например, с 1994 года (заседание министров обороны в г. Севилья) она участвует в заседаниях министров обороны, а с 2003 года французские офицеры служат в структурах Стратегического командования по операциям и Стратегического командования по трансформации. На встрече НАТО в верхах в Страсбурге и Келе в апреле 2009 года Франция официально объявила о возобновлении своего полномасштабного участия в структурах НАТО¹.

Вступление Греции и Турции

18 февраля 1952 года, через три года после подписания Вашингтонского договора, в организацию вступили Греция и Турция, что позволило НАТО укрепить свой «южный фланг».

В эпоху, когда существовала боязнь коммунистической экспансии в Европе и в других регионах мира (советская поддержка вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 г.), стратегически важно было обеспечить безопасность Юго-Восточной Европы. Членство в НАТО не только позволило сдержать коммунистическое влияние в Греции, восстанавливающейся после гражданской войны, но и освободило Турцию от советского давления из-за доступа к стратегическим морским путям.

Вступление Германии

Германия стала членом НАТО 6 мая 1955 года. Ее вступление стало результатом нескольких лет переговоров с лидерами западных стран и в самой Германии, население которой выступало против перевооружения в какой бы то ни было форме.

После окончания Второй мировой войны первоочередной задачей были поиски путей интеграции Германии в западноевропейские оборонные структуры. Федеративная Республика Германия – или Западная Германия – была создана в 1949 году, и хотя новое государство было крепко связано с Западом, ее потенциал вызывал опасения. Первоначально Франция предложила создать Европейское оборонное сообщество – европейское решение германского вопроса. Однако Сенат Франции выступил против этого плана и предложение осталось неосуществленным, оставив членство в НАТО в качестве единственного жизнеспособного решения. Чтобы это могло произойти, необходимо было выполнить три условия: победившие в войне страны (Советский Союз, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция) должны прекратить оккупацию ФРГ; Италия и Западная Германия должны быть приняты в Оборонную организацию Западного союза (военное ведомство Западного союза), а затем – сама процедура присоединения к НАТО.

Когда Германия вступила в Западный союз, он был переименован в Западноевропейский союз. Факт вступления Германии, наряду с прекращением ее статуса оккупированной страны, приблизил страну к членству в НАТО. Федеративная Республика Германия официально присоединилась к Западноевропейскому союзу 23 октября 1954 года, а ее статус оккупированной страны закончился в момент вступления в силу 5 мая 1955 года Боннской и Парижской конвенций. На следующий день Германия стала пятнадцатым членом НАТО.

После воссоединения Германии 3 октября 1990 года земли, ранее входившие в состав Германской Демократической Республики, вошли в НАТО в составе единой Германии.

Вступление Испании

Несмотря на сопротивление значительной части испанской общественности, Испания вступила в Североатлантический союз 30 мая 1982 года. Окончание диктатуры Франко в 1975 году, военный переворот в 1981 году и приход к власти Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), ведущей оппозиционной партии, которая изначально выступала против вступления в НАТО, заложили сложные социальные и политические условия, как на национальном, так и на международном уровнях.

Испания в полной мере участвовала в работе политических структур организации, но воздержалась от участия в объединенной военной структуре. Эта позиция получила подтверждение в результате референдума, проведенного в 1986 году. В том, что касается военных аспектов, Испания присутствовала в качестве наблюдателя в Группе ядерного планирования; применила оговорки к своей позиции по вопросу участия в объединенной системе связи; сохранила испанские вооруженные силы под командованием Испании и не дала свое согласие на отправку войск за пределы Испании на длительный срок. Тем не менее, испанские войска по-прежнему будут иметь возможность действовать совместно с войсками других стран НАТО в чрезвычайных ситуациях.

Применение Испанией оговорок постепенно ослабилось. Когда д-р Хавьер Солана стал первым испанским Генеральным секретарем НАТО (1995-1999 гг.), парламент Испании одобрил участие страны в объединенной структуре органов военного управления (1996 г.).

Первый раунд расширения после «холодной войны»

Падение Берлинской стены и ликвидация Организации Варшавского договора после окончания «холодной войны» открыли возможности для дальнейшего расширения НАТО. Некоторые из новых демократических государств Центральной и Восточной Европы активно стремились к интеграции в евроатлантические институты.

В 1995 году Североатлантический союз реализовал и опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества принятия в организацию новых членов и пути их интеграции. В исследовании делался вывод, что в связи с окончанием «холодной войны» представилась уникальная возможность укрепить безопасность во всем евроатлантическом регионе, и что расширение будет способствовать повышению всеобщей стабильности и безопасности.

На встрече НАТО в верхах в Мадриде в 1997 году Венгрии, Польше и Чешской Республике было предложено начать переговоры о присоединении, а 12 марта 1999 года они стали первыми из бывших членов Организации Варшавского договора, вступившими в Североатлантический союз.

Широко применяя опыт, приобретенный во время процесса присоединения новых членов, НАТО на встрече в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 года начала осуществление Плана действий по подготовке к членству (ПДПЧ). ПДПЧ был создан для оказания помощи в подготовке стран, стремящихся к членству в НАТО, даже если это не предвосхищало никаких решений.

Второй раунд расширения после «холодной войны»

На встрече в верхах в 2002 году в Праге Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии было предложено начать переговоры о присоединении. 29 марта 2004 года они официально стали членами Североатлантического союза в результате самого крупного раунда расширения в истории НАТО.

До вступления в НАТО все семь стран участвовали в ПДПЧ.

Вступление Албании и Хорватии

Будучи партнерами, Албания и Хорватия сотрудничали с НАТО в целом ряде областей, при этом особое внимание уделялось реформе сектора обороны и безопасности, а также поддержке более широких демократических и институциональных реформ.

Албания участвовала в ПДПЧ с самого начала его действия в 1999 году, а Хорватия присоединилась к нему в 2002 году. В июле 2008 года Протоколы о вступлении подписали Албания и Хорватия. 1 апреля 2009 года они официально стали членами организации.

Черногория – самое недавнее вступление

Вскоре после восстановления своей независимости в июне 2006 года, Черногория присоединилась к программе «Партнерство ради мира» в декабре того же года и три года спустя – к Плану действий по подготовке к членству. Она активно поддерживала операцию под руководством НАТО в Афганистане с 2010 года и в настоящее время оказывает поддержку последующей миссии. Развитие оперативной совместимости своих вооруженных сил и осуществление реформ сектора обороны и безопасности являлись важной частью сотрудничества Черногории с Североатлантическим союзом до того, как она стала государством-членом. Черногория сотрудничала с НАТО в таких областях, как создание потенциала экстренного реагирования и уничтожение излишков боеприпасов (осуществление проекта в этой области продолжается).

Протокол о присоединении был подписан в мае 2016 года, а 5 июня 2017 года Черногория стала членом Североатлантического союза.



Похожие публикации