Какие уровни интеллекта распознают у людей. Интеллект: что скрывается за понятием

Важность любой беседы зависит от того, нужно ли прислушиваться к мнению человека, насколько можно верить его слову. Поскольку в общении принимают участие как минимум двое, его исход зависит не только от нас, но и от собеседника. Поэтому даже с незнакомым человеком подсознательно мы взвешиваем: насколько он умен. Но это не так просто, как кажется! Важно не спутать такие вещи, как "эрудиция" и "интеллект". Ведь начитанный человек может показаться умным просто из-за чрезмерной эрудированности. И наоборот, собеседник, не проявляющий глубоких знаний в той или иной сфере, может оказаться мудрым и опытным человеком, к чьим советам следует прислушаться.

Психоаналитик Елена Гридасова рассказала "Комсомолке", как, не заставляя собеседника пройти тест на IQ, определить, кто перед вами – интеллектуал или недалекий человек?

1. Умение принять чужую точку зрения и отнестись к ней с уважением само по себе многое говорит о собеседнике – о гибкости мышления, об отсутствии стереотипа "Право только большинство!". Проявление интереса к точке зрения другого непременное условие нормального диалога.

2. Словарный запас. Казалось бы, очевидная вещь! Но, как показывают исследования, разница в активном словарном запасе, к примеру, выпускника школы (около 2-3 тысяч слов) и человека с высшим образованием (до 8 тысяч слов) колоссальная! Словарный запас зависит от количества прочитанной литературы. Ну а тот, кто считает книги и газеты "бумагомаранием", вряд ли может похвастаться умом. Ведь чем больше прочитано качественных книг (а новые слова и термины встречаются именно там), тем больше получено информации, что, как известно, способствует развитию интеллекта. При активном чтении мозг развивается.

3. Готовность признаваться в некомпетентности. Если человек молчит, когда ему нечего сказать, отказывается рассуждать на тему, по которой у него не хватает информации и не сформировано собственное мнения, это явный признак ума. Мыслящие люди не повторяют за другими, не любят "напускать туман". Также они не стесняются переспрашивать, если чего-то не поняли, уточняют информацию.

5. Самокритика. Нет людей, которые любят, когда их критикуют. Но умный собеседник способен если не принять замечания, то хотя бы промолчать, чтобы не провоцировать конфликт.

6. Вежливость. Учтивость, умение прислушаться к другому зачастую оказывается не в чести у недалеких людей, но является достоинством и обязательным правилом общения для мыслящего человека.

7. Рядом с ним умнеешь. Мудрый человек поднимает собеседника до себя, а точнее обращается к той природной мудрости, которая заложена в каждом из нас. Как говорил Альберт Эйнштейн, если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень то понимаете. Если же возникает ощущение, что вы резко поглупели и не понимаете, о чем идет речь, собеседник либо умничает и пытается блеснуть знаниям, либо сам не понимает, что хочет сказать. А возможно, и то, и другое сразу.

Впрочем, основным мерилом при оценке интеллекта вашего собеседника всегда будет являться именно ваш ум!

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.

Что такое интеллект человека?

Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.

Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.


Интеллект в психологии

В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.

Что такое искусственный интеллект?

Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.

Чем отличается интеллигент от интеллектуала?

Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.

Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.

Что такое нарушения интеллекта?

Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.


Виды интеллекта

Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:

  • природный;
  • музыкальный;
  • математический;
  • лингвистический;
  • пространственный;
  • личностный;
  • кинестетический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

  • логические головоломки;
  • интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
  • компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
  • здоровый 8-часовой сон;
  • физическая активность;
  • изучения иностранных языков;
  • занятия точными науками.

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта:

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием "уровень интеллекта человека" (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится - и всё, там и останется. И образования не помогут. А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской - будет в этом же лесу чувствовать себя как дома. И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример. Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово "психология" меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект - это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд...

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально. Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры - и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать - тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел. Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее - скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее. В психологический словарь, конечно, можно залезть - но там тоже слишком общо всё представлено. А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

    гибкость мышления;

    опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

    уровень образования;

    уровень общей эрудиции и знаний;

    внимательность;

    память человека;

    развитие некоторых личностных качеств;

    наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились - подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека. Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке. В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас. Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления - это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования - нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания. Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их. Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость - это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения. Другой вариант - нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке. Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору - то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации. А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт - то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант - это соединение образования и опыта. Образование - это теоретический фундамент, опыт - это использование теоретических знаний на практике. Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности - кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд. Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт - уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой. В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю. Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты - внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость. Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! - скажите вы. А я вам возражу. Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата - да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости. Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной . Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом - это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ. Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли. Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил - помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно. В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать - служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова - «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова. И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других - оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой - прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Идея обсуждения заложенных человеку умственных способностей зачастую раздражает людей, иногда вызывает даже чувство обиды. Это обусловлено неправильным восприятием предмета. Ученые обладают огромнейшей информацией об индивидуальных различиях и способностях. Они прекрасно понимают, откуда те берутся. И отлично знают, как развивать интеллект. Однако эта информация довольно редко попадает в прессу. В основном читателю предоставляется сравнение людей по национальности, расе, полу. И конечно, автор всячески старается избежать дискриминации. Это и раздражает людей.

Исследования умственных способностей тянут из прошлого негативную репутацию. Этим они обязаны ранним работам в этой области. Ведь в давних трудах пытались доказать, что определенная группа людей превосходит других и заслуживает исключительно особого отношения. Сегодняшние работы направлены на развитие всех людей, независимо от интеллектуального уровня. Использование таких методик позволяет добиться превосходных результатов.

Определяем цели

Как развивать интеллект? Такой вопрос время от времени волнует каждого человека. И так как интерес к теме массовый, значит, и ответов большое множество. Желание стать умным - понятие очень объемное. И если вы готовы всерьез взяться за развитие интеллекта, то для начала определите цели. Ведь невозможно стремиться к тому, чего ясно не видишь впереди.

Представьте себе мысленно умного человека. Каков он? Например, это человек, свободно общающийся на темы, в которых другие мало понимают. Или воображение подсунуло вам личность, легко решающую любые телевикторины и кроссворды. А может быть, вершиной умственной деятельности вы считаете знания в биржевых стратегиях или конструировании самолетов? Развивать интеллект нужно под конкретные цели. Честно ответив на вопрос, вы определите ту задачу, к которой, собственно, и стремитесь.

Выбираем стратегии

Перед тем как бросить все силы на развитие интеллекта, проанализируйте свои способности. Если с самого детства математика вызывала у вас стойкое отвращение, то стоит ли заниматься теорией чисел? Или запоминать стихи Гумилева, если даже Пушкин в свое время вызывал головную боль? Естественно, обладая терпением, можно достигнуть хороших результатов на любом поприще. Но если направить свои силы на развитие в любимом деле, то отличный итог дастся значительно легче и малой кровью.

Желание произвести впечатление на окружающих умными беседами очень легко реализовать. Имеет смысл взяться за чтение. Книги, развивающие интеллект, подскажут, как заинтересовать слушателя, как правильно вести беседы. Небольшой секрет - прочтите литературу по тем темам, которые чаще всего поднимаются в вашем окружении. Это позволит вставлять время от времени интересные сведения и факты, почерпнутые из книг. Только очень важно в прочтенной литературе действительно разбираться, чтобы не попасть в неловкое положение.

Иногда, задаваясь вопросом о том, как развивать интеллект, люди преследуют цель стать богатым. Самое время остановиться и проанализировать ситуацию. Разве все богатые люди умны? Нет. А все ли умные непременно становятся богатыми? Снова нет. Тогда, если цель в богатстве, необходимо пересмотреть стратегию ее достижения.

Стремление стать интеллектуалом-конструктором подразумевает конкретные шаги. Проще говоря, следует развивать свои способности именно в этой области, чтобы стать грамотным специалистом. Внимательно присмотритесь к авторитетным личностям, достигшим немалых результатов. Прочтите те же книги, которые изучали они. Когда вы начнете двигаться в этом направлении, вектор дальнейшего развития обретет более четкие формы.

Как определить интеллект?

Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.

Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.

Результаты теста Айзенка

Большинство методик очень сильно влияют на отношение в будущем к испытуемому. Так, высокий коэффициент интеллекта позволит ребенку попасть в престижный класс, в котором обучение построено на сложной программе. В США людей принимают на работу по результатам теста на IQ. В современном мире таким методикам уделяется очень много внимания, хотя за стопроцентный результат не может поручиться ни один создатель.

Ганс Йорген Айзенк для своего теста ввел шкалу от 0 до 160 баллов. Нормальный коэффициент интеллекта среднестатистического человека принимался за 100 баллов. Следовательно, проверить умственные способности - это означает себя сравнивать с другими.

Самая большая категория населения (50%) обладает IQ в пределах 90-110 баллов. Именно такой аудитории нужно постоянное развитие ума, чтобы повышать свой уровень. Прекрасный интеллект - более 110 баллов - имеют 25% людей. К сожалению, остальные 25% обладают уровнем IQ меньше 90. Следует отметить, что всего лишь 0,5% населения имеют высокий интеллект - результаты, которые стартуют со 140 баллов. Люди, уровень развития которых не дотягивает до 70, обладают, как правило, умственной отсталостью.

Эмоциональный интеллект

Такое понятие возникло в психологии совсем недавно. Но интерес к нему довольно высок. Что же такое эмоциональный интеллект (EQ)? Это способность понимать свои и чужие эмоции и чувства, ощущать их, доносить людям, управлять ими. Осознание всего этого закладывает успешное взаимодействие с другими личностями.

Многочисленные исследования теоретиков и практиков психологии доказывают, что уровень достижений человека определяется в большей мере эмоциональными способностями, чем классическим тестом на IQ. Таким образом, понятие «быть умным» трансформировалось. Сегодня это умение разбираться в своих и чужих чувствах и, конечно, контролировать свои.

  • Выражение эмоций и точность оценки. Необходимо понимать чувства как свои, так и других людей, независимо от того, связаны они с внутренними или внешними событиями. Другими словами, это возможность определить любые эмоции по внешнему виду, физическому состоянию, мыслям, поведению. Способность точно выразить все свои чувства и сформулировать потребности, связанные с ними.
  • Применение эмоций в умственной деятельности. От того, как чувствует себя человек, зависит то, о чем и как он думает. Не секрет, что эмоции довольно сильно влияют на весь процесс мышления и готовят индивидуума к последующим действиям. Такая способность позволяет научиться думать более эффективно. Разобравшись, как управлять чувствами, человек может взглянуть на мир под совершенно разными углами, а следовательно, намного лучше решить возникшие проблемы.
  • Понимание эмоций. Это восприятие человеком источника возникающих чувств, умение их классифицировать, определять связь между ними и словами. Возможность понимания сложных проявлений и прогнозирование дальнейшего развития их.
  • Управление эмоциями. Все чувства влияют на мышление. Именно поэтому достаточно важно их учитывать в принятии решений, различных задач, в выборе поведения. Умение управлять эмоциями позволит по необходимости вызывать нужные чувства или же полностью отстраниться от них.

Методы развития эмоционального интеллекта

Считается, что человек, достигший высоких результатов в этой сфере, в несколько раз повышает свою эффективность в разнообразных социальных областях. При этом обретает способность ощущать себя счастливым.

Различны мнения психологов, изучающих эмоциональный интеллект. Как развить то, что заложено от природы? Одни считают, что это невозможно. Другие придерживаются иной точки зрения, и даже разработали соответствующую методику.

Чтобы сформировать способность осознать и оценить эмоции, необходимо время от времени определять их. «Что я чувствую в данный момент?» - такой вопрос поможет научиться пониманию. Оцените базовые понятия: грусть, радость, страх, злость. Именно с них нужно начинать.

Попытайтесь определить источник и степень интенсивности испытываемой эмоции. Для этого придумайте себе шкалу от 0 до 10. Если контроль над чувством не потребовал больших усилий - это 0. А неконтролируемая эмоция - 10. Такая шкала подскажет вам все нюансы ваших ощущений. Со временем вы сможете снижать свое отношение к негативным эмоциям до нужного уровня.

Следующим шагом должно стать расширение диапазона. Сформулируйте свою собственную азбуку эмоций. Согласно ей, постарайтесь определить эмоциональное состояние окружающих людей.

Занимаясь любым делом, старайтесь осознать, что вы испытываете. Научитесь высказывать свои чувства, переводить эмоции в слова. Помните, что большинство отношений сломались от недопонимания и недосказанности.

Влияние музыки

Приятными мелодичными звуками можно не только наслаждаться. Музыка и интеллект сильно взаимосвязаны между собой. При помощи нее можно значительно повысить эффективность труда.

Речь идет не о людях, понимающих музыкальные сложные формы, а значит, обладающих высоким уровнем интеллекта. На любого человека мелодия воздействует удивительным образом. Замечено, что у меломанов повышается концентрация, улучшается память, развивается внимание. Следует отметить, что такие процессы быстро закрепляются и носят длительный характер.

Во время прослушивания музыки отмечается синхронная работа обоих полушарий мозга. Это в несколько раз увеличивает его потенциал, следовательно, умственная деятельность более продуктивна. Ученые доказали, что синхронизация работы правого и левого полушария - первая ступенька на пути к гениальности. При этом именно музыке отвели главенствующую роль.

Следует отметить, что далеко не любая мелодия развивает интеллект человека. Болгарские ученые рекомендуют прослушивание шедевров, датированных 17-18-м веком, написанных композиторами, творившими в стиле барокко и раннего классицизма. Оказывается, эта музыка, написанная несколько столетий назад, и сегодня самым мощным образом воздействует на память и разум. Секрет в том, что мастера пользовались при написании своих произведений некими формулами, передающимися из поколения в поколение древними музыкальными школами.

Шедевры Моцарта с его неожиданными переливами, переходами, перетеканием звуков, с его богатством различных нюансов выдержаны в 30-секундном ритме «громко-тихо». Это полностью соответствует биотокам мозга. Такая музыка буквально вливает энергию в тело. Таким образом, занятия любым делом при мелодичном сопровождении бессмертных творений Вивальди и Моцарта многократно усилят эффективность работы. Ведь не зря отдельные фрагменты ученые называют музыкой интеллекта.

Особое внимание следует уделить и врагу разума. К сожалению, главенствующее место занимает попса. Ни под какую вокальную музыку заниматься нельзя. Даже если речь идет об опере. Влияние голоса на человека оказывает прямо противоположный результат. Уровень трудоспособности резко снижается. Абсолютно не способствуют развитию интеллекта современные направления, такие как рэйв, техно, металл, хаус.

Удивительно, но регулярное прослушивание джаза и классики без каких-либо усилий за два месяца способно развить интеллект в достаточно приличной степени. Об этом стоит всерьез задуматься.

Логические игры

Как развивать интеллект? Начните играть в игры. В первую очередь это, конечно, шахматы. Они считаются наилучшей игрой для развития интеллекта, поскольку требуют большой концентрации, логического анализа и расчетов. При этом начинает стимулироваться не только умственная деятельность, у человека вырабатывается интуитивное мышление. Если вы не поклонник шахмат, найдите другие игры, развивающие интеллект. Это могут быть: бильярд, кубик Рубика, крестики-нолики, маджонг. Отлично подходит для данной цели решение головоломок. Причем они могут быть любыми: словесными, смысловыми, нарисованными или математическими.

Чтение литературы

Это, пожалуй, самый доступный и мощный метод развития интеллекта. Как ранее было замечено, если вы хотите досконально разобраться в одном вопросе, изучайте литературу по нему. Начните с учебников, различных методичек, брошюр.

Если у вас более глобальные цели - возьмите себе за правило читать каждый день. Книги, развивающие интеллект и мышление, не дадут возможности «расслабиться» мозгу. Кроме этого, человек, много читающий, никогда не испытывает трудностей в общении. Он всегда знает, что сказать своему собеседнику.

Анализ информации

Возникающие в голове идеи можно генерировать в мозгу. Намного лучше такие мысли записать. Научитесь размышлять в письменной форме. Как правило, на листе бумаги начнется фиксирование каждого последующего шага. А такой процесс позволяет активизировать сразу несколько участков головного мозга. Замечено, что в это время концентрация усиливается практически в три раза. Благодаря этому, анализ ситуации становится намного глубже. Следовательно, вы избавляете себя от вероятности принятия неверного решения.

Время отдыха

Довольно сложное дело - развивать интеллект, если вам постоянно хочется спать. Отведите для отдыха необходимое время. Не секрет, что концентрироваться на важном деле тяжело, если внимание рассеяно и углубленно в себя. Исследования подтвердили, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Именно поэтому, чтобы максимально активизировать умственные способности, необходимо отлично высыпаться. Начните вовремя ложиться спать. И результаты уже через неделю вас порадуют.

Вместо заключения

Если вы задумываетесь, как развивать интеллект, стремитесь увеличить IQ, первоначально разбудите в своем сознании жажду к знаниям. Старайтесь постоянно развивать мозг, много размышляйте и научитесь философствовать. Активируйте в себе любопытство и будьте готовы находить ответы на большинство вопросов самостоятельно. Помните, что острый ум - это путь к богатству, гармонии с окружающими и с собой, пониманию смысла жизни.



Похожие публикации