Основные философские идеи конфуция кратко. Конфуцианство: основные идеи

Конфуцианство как религия возникло более двух с половиной тысяч лет тому назад. В самом начале своего развития это было всего лишь этико-политическое учение, которое только после смерти Конфуция превратилось в настоящую религию, которая, несмотря на техническую и этическую революцию, и по сегодняшний день является основой китайского и японского образа жизни.

Конфуцианство: общая характеристика

На самом деле при создании своих правил и написании своих трудов, Конфуций не придумал ничего нового. Он всего лишь вспомнил древние традиции и дал им совершенно новое дыхание и смысл.

Древние восхваляли красоту и гармонию природы. Они считали, что природа и весь окружающий мир были созданы совершенными. И именно у должен был учиться правилам поведения. Считалось, что только достигнув гармонии с окружающей средой, полностью почувствовав ее могущество, человек может достичь мира с самим собой.

Конфуций никогда не отвергал Но он считал важной и жизнь человека среди других людей, их взаимодействие и совместное выживание. Именно общество он и считал самым важным звеном, так как научившись жить в социуме, человек мог сеять семена добра в мире. Именно поэтому этот знаменитый ученый считал, что людям нужны правила, которые бы решали проблемы общения. Человек должен был настолько привыкнуть к этим правилам, чтобы они стали частью его самого. Именно тогда он и мог превратиться в идеальное существо.

Конфуцианство: основные идеи

Конфуцианство как религия имеет и некоторые основные принципы. Например, это учение рассматривает так называемого идеального человека. Именно к такому состоянию должен стремиться каждый житель планеты.

Должен был иметь Пять Основных Добродетелей, которые должны были стать для людей настолько естественными, как дыхание. Первая добродетель гласила о том, что человек должен постоянно находиться в гармонии с остальными людьми. Считалось, что добро кроется в каждом новорожденном человеке, поэтому нужно всего лишь его развивать. Проще говоря, здесь основное внимание уделялось самоконтролю, отсутствию каких-либо негативных эмоций по отношению к другим людям.

Второе правило относилось к правилам этикета. Идеальный человек должен обязательно знать все ритуалы, правила хорошего тона и не отказываться от них. Интересно, что учение отнюдь не навязывало людям насильственное следование этим правилам. Человек должен был сам понимать их важность и смысл.

Третье правило гласило, что человек должен обязательно быть образованным. Именно поэтому философия, история, гражданское право, литература и искусство — это то, чем свободно должен был владеть идеальный человек. Только образованные люди способны постичь истину, так как знания тренируют разум, расширяют его границы.

Четвертая Добродетель относилась к состоянию человеческого духа. Конфуцианство как религия подразумевало, что каждое человеческое существо должно было выработать в себе такое состояние, при котором оно могло бы находиться в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

При достижении предыдущих четырех правил, люди могли переходит к приобретению Пятой Основной Добродетели. Это означало, что все правила должны стать настолько привычными, что человек уже не заставляет себя следовать правилам — они у него в крови, и его поведение заложено в подсознании. Достигнув такого состояния, человек наконец-то мог творить и сеять добро.

Стоит отметить также и огромное уважение китайского народа к предкам и родителям. Конфуцианство как религия требовало слепой любви, уважения и подчинения к родителям, причем даже после их смерти. Именно поэтому детей воспитывали достаточно жестко и ни о каком неповиновении отцу или матери не могло быть и речи. Считалось, что родители и предки — это источник мудрости и они намного лучше знают, что хорошо для их ребенка.

Конфуцианство не было признано универсальным учением ни при жизни Конфуция, ни после его смерти. И лишь много лет спустя, правила, описанные в трудах этого ученого, приобрели огромное значение, причем не только для Китая, но и для Японии.

Кит. жу [цзя/цзяо] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая филос. система и одно из трех главных этико-религ. учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. до н.э. В ориг. наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых совершенномудрых" (шэн ) правителей полумифич. древности, выраженной гл. образом в историко-дидак-тич. и художеств, произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс. до н.э. каноны "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего К. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. до н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (день) деятельности, т.е. хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, гл. обр. астрономо-астрологич. (семантика "культуры" -вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правящей верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в 12 - 11 вв. до н.э. племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. значении термина жу - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения К. отличалось осознанной социально-этич. направленностью и стремлением к слиянию с гос. аппаратом. Этому стремлению соответствовало теоретич. истолкование и гос., и божеств, ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "гос-во - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи - с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С т.зр. К. отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо ) в специально посвященном ей канонич. трактате "Сяо цзин" была возведена в ранг "корня благодати-добродетели (дэ )". Развиваясь в виде своего рода социально-этич. антропологии, К. сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и об-ве, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собств. суждений о сверхъестественном. Конфуций формально одобрил традиц. веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение К. социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологич. проблематику Конфуций рассматривал с т.зр. значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутр." импульсов человеч. натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь ), и "внеш." социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли ). Нормативный тип человека, по Конфуцию - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин ) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Соблюдение этико-ритуальной нормы ли Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. принципом: "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли "; "Расширяя [свои] познания в культуре и стягивая их с помощью ли , можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу - "взаимность", см. Чжун шу), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеч. существования, по Конфуцию - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления к-рого суть "гуманность", "должная справедливость" (и ), "взаимность", "разумность" (чжи ), "мужество" (юн ), "[уважительная] осторожность" (цзин ), "сыновняя почтительность" (сяо |1]), "братская любовь" (ди , ти ), собственное достоинство, верность (чжун , см. Чжун шу), "милостивость" и др. Конкр. воплощением дао в каждом отд. существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ ). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ [ 1 ] образует вселенское дао. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные ("Да сюэ", "Сяо цзин", коммент. к "Чунь цю"), и имплицитные онтолого-космологич. ("Чжун юн", "Си цы чжуань") представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодокс, и неортодокс, соответственно интерпретации К. в 4 - 3 вв. до н.э. предложили Мэн-цзы (см. Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (см. Сюнь Куан). Первый из них выдвинул тезис об изнач. "доброте" человеч. природы (син ), к-рой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеч. природа изначально зла, т.е. от рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологич. стороны человеч. существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на об-во: Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя; Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, К. обрело статус офиц. идеологии и, победив гл. конкурента в области социально-политич. теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в части, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли ) и административно-юридич. законов (фа ). К. обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань"-Дун Чжуншу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя (см. Инь ян, У син ), детально разработал онтолого-космологич. доктрину К. и придал ему нек-рые религ. функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для офиц. идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.) было создано "ханьское К.", осн. достижение к-рого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" кит. философии (5 - 3 вв. до н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые вв. н.э. и связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. синтез в "учении о сокровенном" (сюанъ сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.), Хань Юй и Ли ао (8- 9 вв.). Возникшее в 11 в. неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи: восстановление аутентичного К. и решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодокс, и даже подвергшееся запрету, в 14 в. получило офиц. признание и стало основой понимания конф. классики в системе гос. экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка К. доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме. Основную конкуренцию чжусианству в пер. правления дин. Мин (14 - 17 вв.) составила Лу [Цзюаня]- Ван [Янмина] школа, идейно господствовавшая в Китае в 16 - 17 вв. и также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. уровне возродилась исходная для К. оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. мир или внутр. природу человека как источник постижения "принципов" (ли ) всего сущего, в т.ч. и моральных норм. В 17 - 19 вв. оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирич. направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкр. философия") во главе с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. изучении конф. классики, взяв себе за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. развитие К. в Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. идей (см. Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунскоминского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкр. этико-социальной тематике первоначального К. В сер. 20 в. в учениях Фэн Юланя и Сюн Шили конф. оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. уровне, сочетающем неоконф. и отчасти буд. категории со знанием европ. и инд. философии. Совр. неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и др.) в этич. универсализме К., трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос. и религ. мысли. В Китае К. было офиц. идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. *ПоповП.С. Кит. философ Мэн-цзы. СПб., 1904; Его же. Изречения Конфуция, учеников его и др. лиц. СПб., 1910; Древнекит. философия. Т. 1 - 2. М., 1972-1973; Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Ши сань цзин чжу шу (Тринадцать канонов с коммент.). Кн. 1 - 40. Пекин, 1957; Legge J. The Chinese Classics. Vol. 1 - 5. Hong Kong, 1960; Chan Wlng-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.J.)-L., 1963; **Paдуль-Затуловский Я.Б. К. и его распространение в Японии. М.-Л., 1947; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Переломов М.С. К. и легизм в политич. истории Китая. М., 1981; К. в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983; История кит. философии. М., 1989; Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993; Ду Цзиньмин. Чжунго жу сюэ ши ганъяо (Очерк истории кит. К.). Пекин, 1943; Жу цзя сысян синь лунь (Новое осмысление конф. идеологии). Шанхай, 1948; Пан Пу. Жу цзя бяньчжэн фа яньцзю (Исследование диалектич. метода К.). Пекин, 1984; Ло Гуан. Жу цзя чжэсюэ дэ тиси (Филос. система К.). Тайбэй, 1986; Чжунго жу сюэ цыдянь (Словарь кит. К.) Шэньян, 1988; Кун сюо чжиши цыдянь (Словарь знаний об учении Конфуция). Пекин, 1990; Fung Yu-ian. A History of Chinese Philosophy. Vol. 1 -2. Princ., 1953; The Confucian Persuasion. Stanf., 1960; Confucianism and Chinese Civilization. N.Y., 1965; ChlngJ. Confucianism and Christianity: A Comparative Study. Tokyo, 1978; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979. См. также лит-ру к ст. Конфуций, Неоконфуцианство. А. И. Кобзев

Отличное определение

Неполное определение ↓

Конфуцианство основные идеи и принципы древнекитайского учения изложены в этой статье

Конфуцианство основные идеи кратко

Основная цель конфуцианства — достижение состояния «благородного мужа». Данного состояния можно достичь путем тренировки нравственных высочайших качеств личности в себе. Это дано только тому человеку, который обладает навыками справедливости, гуманности и человеколюбия. Главное правило учения – делать для человека то, чего ты желаешь самому себе.

Тот, кто ступил на путь конфуцианства, должен относиться с почтением к своим родителям, «духовным родственникам». Согласно страна – это одна большая семья, наши «духовные родственники», к которым необходимо проявлять доброе отношение и любовь.

Также учение Конфуция основывалось на культурном воспитании, на строгих правилах поведения в обществе и этикета. «Благородный муж» является примером для всех и в обращении с женщинами всегда ведет себя почтительно.

Основные идеи конфуцианства сводятся к 5 чертам, которыми в идеале должен обладать человек:

  • Истинное отношение. Благородный муж существует в абсолютной гармонии с людьми. Знатоки философии часто определяют такое отношение как самоконтроль и высокую самодисциплину.
  • Истинное поведение . Человек, изучающий конфуцианство знает нормы этикета и ежедневно применяет в своей жизни. Благородный муж знает все необходимые правила и традиции, которые касаются почитания и уважения своих предков. Если человек не обладает истинным отношением, то истинное поведение не имеет никакого смысла.
  • Истинное знание. Достойный человек высокообразованный: знает историю своей страны, знаком с творчеством китайских композиторов и классических поэтов, разбирается в юриспруденции. Конфуций был уверен, что те знания, которые нельзя применить в жизни являются бесполезным грузом. И чтобы достичь истинного знания нужно развивать в себе истинное отношение и истинное поведение.
  • Истинное состояние духа. Благородный человек остается верным своим идеалам, самому себе и справедлив по отношению к другим. Его действия и поступки улучшают жизнь общества.
  • Истинное постоянство. Когда человек развил в себе все вышеупомянутые черты, то уже отступать назад он не имеет никакого права. Это и есть особенность характера – постоянство.

Основная идея построения общества согласно конфуцианству — это достижение гармонии в нем. Этого можно достичь, если придерживаться 5 философских типов взаимоотношений между людьми, которые выделил Конфуций:

  1. Почтительные отношения между родителями и детьми.
  2. Благожелательное и доброе отношение между детьми, которое выражается в том, что младшие помогают старшим, а старшие наставляют младших.
  3. Почитание женой мужа своего, уважительное отношение мужа к своей жене.
  4. Доброта в отношениях между людьми.
  5. Правитель должен уважительно относиться к своим подчиненным, а подчиненные должны почитать правителя.

Также для построения конфуцианского общества необходимо придерживаться социального равенства. Вышеупомянутые правила и нормы способствуют социальному взаимодействию в социуме. Главный посыл в том, что каждый человек должен заниматься своим делом.

Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия .

В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «школа учёных», «школа учёных книжников» или «школа образованных людей»); «конфуцианство» - это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке .

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) - время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными .

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде , вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа » Китайской Республики .

Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна , конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистской эры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководством Дэн Сяо-пина; ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены «покаяться в своих заблуждениях» и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции . Лишь в конце 1970-х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая.

Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д..

Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии.

Основная терминология

Китайское обозначение конфуцианства не содержит отсылки к личности его основателя: это кит. упр. 儒 , пиньинь : или кит. упр. 儒家 , пиньинь : rújiā , то есть «Школа образованных людей». Таким образом, традиция никогда не возводила данной идеологической системы к теоретическому наследию одного-единственного мыслителя. Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. В этом смысле используется термин кит. упр. 儒教 , пиньинь : rújiào .

Историческая эволюция

Шаблон:Конфуцианство

История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства », окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Тем не менее выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций . Это имя возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius ) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子 , пиньинь : Kǒngfūzǐ ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун». Подлинное его имя Цю 丘 (Qiū), дословно «Холм», второе имя - Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Произошло это в 551 г. до н. э. близ современного города Цюйфу (кит. упр. 曲阜 , пиньинь : Qūfù ) в провинции Шаньдун .

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы (孟子) и Сюнь-цзы 荀子, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (кит. упр. 墨家 , пиньинь : mòjiā ) и легизмом (кит. упр. 法家 , пиньинь : fǎjiā ). Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством .

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) во II-I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 гг. до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством . Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй , по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 58 - 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618-907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768-824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.) русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством .

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX-XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

  1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй , Лян Цичао , Янь Фу (嚴復, 1854-1921), Лю Шипэй (刘师培, 1884-1919).
  2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители - Ху Ши (胡適, 1891-1962) и У Чжихуй (吴志辉, 1865-1953).
  3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители - Чэнь Дусю (陳獨秀, 1879-1942) и Ли Дачжао (李大钊, 1889-1927).
  4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм (三民主義 или孫文主義). Представители: Сунь Ятсен (孫中山, 1866-1925), Чан Кайши (蔣介石, 1886-1975), Чэнь Лифу (陳立夫, 1899-2001).
  5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).

В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886-1969), Сюн Шили (熊十力, 1885-1968) и упоминавшийся выше Лян Шумин. Двое последних мыслителей после 1949 г. остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии. Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге после Второй мировой войны, все они - ученики Сюн Ши-ли. Представители: Тан Цзюньи (唐君毅, 1909-1978), Моу Цзунсань (牟宗三, 1909-1995), Сюй Фугуань (徐複觀, 1903-1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности, стал опубликованный в 1958 г. «Манифест китайской культуры людям мира» (《为中国文化敬告世界人士宣言》, англ. «A Manifesto for a Re-Appraisal of Sinology and Reconstruction of Chinese Culture»).

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā). Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (杜維明, р. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (р. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

Состав конфуцианского канона

Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.

Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие » и «Четверокнижие ». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII веке. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе (《四書五經》Sìshū Wŭjīng). С конца XII века стало публиковаться и «Тринадцатикнижие » (《十三經》shísānjīng).

Термин «Пять канонов» («Пятиканоние») появился в правление ханьского императора У-ди (漢武帝, 140 - 87 гг. до н. э.). К тому времени большинство аутентичных текстов было утрачено, а реконструированные по устной передаче тексты были записаны «уставным письмом» (隸書lìshū), введённым Цинь Шихуанди. Особое значение для школы Дун Чжун-шу, полагающей эти тексты каноническими, приобрёл комментарий 左氏傳 (zuǒ shì zhuán) к летописи春秋 (Chūnqiū). Считалось, что её текст содержит множество аллегорий, а комментарий акцентирует «великий смысл» (大義dàyì) и помогает выявить «сокровенные речи» (微言 wēiyán) с точки зрения конфуцианской морально-политической доктрины. Школа Дун Чжун-шу также широко пользовалась апокрифами (緯書wěishū) для гадания по текстам канонов. В I в. до н. э. ситуация резко изменилась, ибо конкурирующая школа канона древних знаков (古文經學gǔwén jīngxué) заявила, что аутентичными являются тексты, написанные древними знаками, которые якобы обнаружены при реставрации дома Конфуция замурованными в стене (壁經bìjīng, «Каноны из стены»). На канонизации этих текстов настаивал Кун Ань-го (孔安國), потомок Конфуция, но получил отказ. В 8 г. на престол империи взошёл узурпатор Ван Ман (王莽, 8 - 23 гг.), провозгласивший Новую династию (дословно: 新). В целях легитимации собственной власти он стал присуждать звание эрудита (博士) знатокам «канонов древних знаков». Эта школа оперировала понятием六經 (liùjīng), то есть «Шестиканоние», в состав которых входили тексты «Пяти канонов» плюс утраченный ещё в древности «Канон музыки» (《樂經》yuè jīng). Тексты, записанные старыми и новыми знаками, резко отличались друг от друга не только в текстологическом отношении (различная разбивка на главы, состав, содержание), но и с точки зрения идеологии. Школа канонов древних знаков числила своим основателем не Конфуция, а основателя династии Чжоу - Чжоу-гуна (周公). Считалось, что Конфуций был историком и учителем, который добросовестно передавал древнюю традицию, не добавляя от себя ничего. Вновь соперничество школ старых и новых знаков вспыхнет в XVIII в. на совершенно иной идеологической основе.

Основные понятия конфуцианства и его проблематика

Базовые понятия

Если же обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22 (в качестве вариантов перевода указываются лишь самые распространённые в отечественной литературе значения и толкования)

  1. 仁 (rén) - человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек, ядро плода, сердцевина.
  2. 義 (yì) - долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга, смысл, значение, суть, дружеские отношения.
  3. 禮 (lǐ) - церемония, поклонение, этикет, приличия, культурность как основа конфуцианского мировоззрения, подношение, подарок.
  4. 道 (dào) - Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.
  5. 德 (dé) - Дэ, благая сила, мана (по Е. А. Торчинову), моральная справедливость, гуманность, честность, сила души, достоинство, милость, благодеяние.
  6. 智 (zhì) - мудрость, ум, знание, стратагема, умудрённость, понимание.
  7. 信 (xìn) - искренность, вера, доверие, верный, подлинный, действительный.
  8. 材 (cái) - способности, талант, талантливый человек, природа человека, материал, заготовка, древесина, характер, натура, гроб.
  9. 孝 (xiào) - принцип сяо , почитание родителей, усердное служение родителям, усердное исполнение воли предков, усердное исполнение сыновнего (дочернего) долга, траур, траурная одежда.
  10. 悌 (tì) - уважение к старшим братьям, почтительное отношение к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.
  11. 勇 (yǒng) - храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.
  12. 忠 (zhōng) - верность, преданность, искренность, чистосердечие, быть внимательным, быть осмотрительным, служить верой и правдой.
  13. 順 (shùn) - послушный, покорный, благонамеренный, следовать по…, повиноваться, ладиться, по душе, по нраву, благополучный, в ряд, подходящий, приятный, упорядочивать, имитировать, копировать, приносить жертву (кому-либо).
  14. 和 (hé) - Хэ, гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный, соответствующий, подходящий, умеренный, гармонировать с окружающим, вторить, подпевать, умиротворять, итог, сумма. По Л. С. Переломову: «единство через разномыслие».
  15. 五常 (wǔcháng) - Пять постоянств (仁, 義, 禮, 智, 信). В качестве синонима может использоваться: 五倫 (wǔlún) - нормы человеческих взаимоотношений (между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями). Также может использоваться вместо 五行 (wǔxíng) - Пять добродетелей, Пять стихий (в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода).
  16. 三綱 (sāngāng) - Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой). Дун Чжун-шу, как мы увидим далее, ввёл понятие三綱五常 (sāngāngwŭcháng) - «Три устоя и пять незыблемых правил» (подчинение подданного государю, подчинение сына отцу и жены - мужу, гуманность, справедливость, вежливость, разумность и верность).
  17. 君子 (jūnzǐ) - Цзюнь-цзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не делающий ошибок. В древности: «сыновья правителей», в эпоху Мин - почтительное обозначение восьми деятелей школы Дунлинь (東林黨)2.
  18. 小人 (xiǎorén) - Сяо-жэнь, низкий человек, подлый люд, маленький человек, антипод цзюнь-цзы, простой народ, малодушный, неблагородный человек. Позднее стало использоваться в качестве уничижительного синонима местоимения «я» при обращении к старшим (властям или родителям).
  19. 中庸 (zhōngyōng) - золотая середина, «Срединное и неизменное» (как заглавие соответствующего канона), посредственный, средний, заурядный.
  20. 大同 (dàtóng) - Да тун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён Яо (堯) и Шуня (舜).
  21. 小康 (xiăokāng) - Сяо кан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
  22. 正名 (zhèngmíng) - «Исправление имён», приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений.

Проблематика

В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция - «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он идентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин и Ши-цзин). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

Оценки конфуцианства как учения

Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Первым великим миссионером-синологом XVI-XVII вв. был Маттео Риччи (кит. 利瑪竇Lì Mǎdòu, 1552-1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае, - теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.

Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали стройной политеистической системы, подобно народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются идолам, веруют в одно божество, сохраняющее и управляющее всеми вещами на земле. Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания. Конфуцианская идея воздаяния относился лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем, М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».

Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству. Основным источником для исследования этого феномена является катехизис Тяньчжу ши и (《天主实录》, «Подлинный смысл Небесного Господа», 1603 г.). Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики. Особое внимание Риччи уделил опровержению космологических представлений о Великом Пределе (Тай цзи 太極). Естественно, он заподозрил, что порождающий мироздание Великий предел является языческой концепцией, преграждающей образованному конфуцианцу путь к Богу Живому и Истинному. Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени… Главной миссионерской задачей Риччи было доказать, что Великий предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Он равным образом отвергал идею объединения человека и мироздания посредством понятия ци (氣, пневмы-субстрата, aura vitalis миссионерских переводов).

Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, - данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе.

Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (復古фу гу). Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. (Примечательно, что подобной точки зрения придерживались и китайские мыслители-современники Риччи Гу Янь-у и Ван Чуань-шань, однако направление критики было принципиально различным). Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия - происходящего от безличного Тай цзи.

Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае. Не менее примечательно и то, что современные китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно на том же теоретическом уровне, что и европейские мыслители XVIII в. В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.

Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом. Уже Пьер Пуавр (1719-1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер (чья работа целиком приводится в приложении), также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй (杨向奎, 1910-2000).

Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Ю-лань. Он подчёркивал, что иероглиф教 (jiāo) - «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) - «религия». Фэн Ю-лань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг. Носителем религиозных идей в Китае был буддизм.

Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цянь-чжи (朱謙之, 1899-1972). Однако его позиция такова, что А. И. Кобзев называл её «экстравагантной». С 1930-х годов этот мыслитель разрабатывал теорию стимулирующего воздействия китайской цивилизации на Западную Европу. Он пришёл к следующим выводам: а) европейский Ренессанс порождён «четырьмя великими изобретениями» - бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов; б) связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа: 1) «материальный контакт»; 2) «контакт в сфере искусства»; 3) «непосредственный контакт».

«Непосредственный контакт» был связан с деятельностью миссионеров-иезуитов в Китае и исследованием неоконфуцианства. Для эпохи Просвещения Конфуций был одним из идеологических ориентиров, а конфуцианство - источником прогресса философии. Именно иезуиты привезли в Европу представление об атеизме конфуцианства.

Влияние китайской философии на Германию проявилось в создании новой реальности - просветительском монархическом либерализме. Влияние китайской философии на Францию привело к созданию искусственного идеала - идеологии революции, направленной на разрушение. Непосредственно китайская философия сформировала взгляды Ф. М. Вольтера, П. А. Гольбаха, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро и др. Диалектика Г. Гегеля - китайского происхождения. Диалектика «Феноменологии духа» находит соответствие с конфуцианским каноном.

Вопрос о религиозном наполнении конфуцианского учения, таким образом, остаётся открытым, хотя большинство китаеведов отвечают на него, скорее, отрицательно.

Ряд религиоведов относят конфуцианство к религии, высшим божеством в которой считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве великого пророка выступал не вероучитель, возглашающий истину данного ему божественного откровения, подобно Будде или Иисусу, а мудрец Конфуций, предлагающий моральное усовершенствование в рамках строго фиксированных, освященных авторитетом древности этических норм; главным же объектом конфуцианского культа были духи предков . В виде церемониальных норм конфуцианство проникало в качестве эквивалента религиозного ритуала в жизнь каждого китайца .

Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка Шан-ди. Впоследствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны - «Поднебесная», и в титуле ее правителя - «Сын Неба», сохранившемся до XX в. - КОНФУЦИАНСТВО, этико политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших (… … Современная энциклопедия

Этико политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на… … Большой Энциклопедический словарь

Конфуцианство - КОНФУЦИАНСТВО, этико политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОНФУЦИАНСТВО, конфуцианства, мн. нет, ср. (книжн.). Система нравственно философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 6 вв. до н.э.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- (жу цзя школа великих книжников) так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI V веке до н.э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун цзы (Конфуцием). Предшественни

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. - 481 до н. э.) - время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными .

В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде , вплоть до начала XX века , когда учение было заменено на «три народных принципа » Китайской Республики .

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н. э. их было, вероятно, около десяти. Хань Фэй (ум. 233 года до н. э.) впервые в ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений (см. zh:儒家八派).

В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя: Мэн Кэ (Мэн-цзы 孟子) и Сюнь Куан (Сюнь-цзы 荀子), авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом (кит. упр. 墨家 , пиньинь : mòjiā ) и легизмом (кит. упр. 法家 , пиньинь : fǎjiā ). Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 годы до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 годы до н. э.) в 213 году до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством .

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 год до н. э. - 220 год н. э.) во II-I веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное (古文經學 «Школа канона древних знаков») и неортодоксальное (今文經學 «Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством . Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 году до н. э. была учреждена Государственная академия (太學 или 國學), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй , по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита» (博士 bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (明帝 Míngdì, правил в 57-75 годах). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI веке, а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 году на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618-907 годы) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768-824). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.) русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством .

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна (王邦雄), после войн и революций, на рубеже XIX-XX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли:

  1. Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители: Кан Ювэй , Лян Цичао , Янь Фу (嚴復, 1854-1921), Лю Шипэй (刘师培, 1884-1919).
  2. Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители - Ху Ши (胡適, 1891-1962) и У Чжихуй (吴志辉, 1865-1953).
  3. Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители - Чэнь Дусю (陳獨秀, 1879-1942) и Ли Дачжао (李大钊, 1889-1927).
  4. Социально-политический идеализм, или суньятсенизм (三民主義 или孫文主義). Представители: Сунь Ятсен (孫中山, 1866-1925), Чан Кайши (蔣介石, 1886-1975), Чэнь Лифу (陳立夫, 1899-2001).
  5. Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство (当代新儒教 dāngdài xīn rújiào).

В числе представителей первого поколения современного неоконфуцианства включаются следующие мыслители: Чжан Цзюньмай (张君劢, англ. Carsun Chang, 1886-1969), Сюн Шили (熊十力, 1885-1968) и Лян Шумин . Двое последних мыслителей после 1949 года остались в КНР, и на долгие годы исчезли для западных коллег. В философском отношении они пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии.

Второе поколение современных неоконфуцианцев выросло на Тайване и в Гонконге после Второй мировой войны, все они - ученики Сюн Ши-ли. Представители: Тан Цзюньи (唐君毅, 1909-1978), Моу Цзунсань (牟宗三, 1909-1995), Сюй Фугуань (徐複觀, 1903-1982). Особенностью метода данных мыслителей было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии. Результатом их деятельности стал опубликованный в 1958 году «Манифест китайской культуры людям мира» (《为中国文化敬告世界人士宣言》, англ. «A Manifesto for a Re-Appraisal of Sinology and Reconstruction of Chinese Culture»).

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство» (англ. Post-Confucianism, 後儒家hòu rújiā). Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин (杜維明, род. 1940), работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл (род. 1939) даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство» (Boston Confucianism). Это указывает на то, что в Китае в ХХ в. произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей.

Состав конфуцианского канона

Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.

Проблематика

В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция - «передавать, а не создавать самому». Этико-философское учение Конфуция было качественно новаторским, но он идентифицировал его с мудростью древних «святых совершенномудрых», выраженных в историко-дидактических и художественных сочинениях (Шу-цзин и Ши-цзин). Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя реальная власть принадлежит «учёным» (жу), которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели-дэ.

Оценки конфуцианства как учения

Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения, миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, то есть неоконфуцианство, как религию, причём в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Первым великим миссионером-синологом XVI-XVII вв. был Маттео Риччи (кит. 利瑪竇Lì Mǎdòu, 1552-1610). Если говорить современным языком, Риччи является создателем религиозно-культурологической теории, ставшей основой миссионерской деятельности в Китае, - теистического истолкования наследия древнекитайской (доконфуцианской) традиции до её полного примирения с католицизмом. Главной методологической основой данной теории стала попытка создания совместимой с христианством интерпретации предконфуцианской и раннеконфуцианской традиции.

Риччи, как и его преемники, исходили из того, что в древности китайцы исповедовали единобожие, но при упадке этого представления не создали стройной политеистической системы, подобно народам Ближнего Востока и античной Европы. Потому конфуцианство он оценивал как «секту учёных», которую естественно избирают китайцы, занимающиеся философией. Согласно Риччи, конфуцианцы не поклоняются идолам, веруют в одно божество, сохраняющее и управляющее всеми вещами на земле. Однако все конфуцианские доктрины половинчаты, ибо не содержат учения о Творце и, соответственно, творении мироздания. Конфуцианская идея воздаяния относится лишь к потомкам и не содержит понятий о бессмертии души, рае и аде. Вместе с тем М. Риччи отрицал религиозный смысл конфуцианских культов. Учение же «секты книжников» направлено на достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека. Все эти ценности соответствуют «свету совести и христианской истине».

Совершенно иным было отношение М. Риччи к неоконфуцианству. Основным источником для исследования этого феномена является катехизис Тяньчжу ши и (《天主实录》, «Подлинный смысл Небесного Господа», 1603 г.). Несмотря на симпатию к первоначальному конфуцианству (чьи доктрины о бытии-наличии (有yǒu) и искренности «могут содержать зерно истины»), неоконфуцианство стало объектом его яростной критики. Особое внимание Риччи уделил опровержению космологических представлений о Великом Пределе (Тай цзи 太極). Естественно, он заподозрил, что порождающий мироздание Великий предел является языческой концепцией, преграждающей образованному конфуцианцу путь к Богу Живому и Истинному. Характерно, что в своей критике неоконфуцианства он был вынужден обильно прибегать к европейской философской терминологии, едва ли понятной даже самым образованным китайцам того времени…

Главной миссионерской задачей Риччи было доказать, что Великий предел не мог предшествовать Богу и порождать Его. Он равным образом отвергал идею объединения человека и мироздания посредством понятия ци (氣, пневмы-субстрата, aura vitalis миссионерских переводов).

Чрезвычайно важной была полемика с конфуцианскими представлениями о человеческой природе. М. Риччи не стал оспаривать фундаментальной предпосылки конфуцианской традиции, соглашаясь с тем, что изначальная природа человека добра, - данный тезис не вступал в противоречие с доктриной о первородном грехе .

Как видим, изучение традиционных китайских философских учений было необходимо миссионеру для практических надобностей, но при этом Риччи должен был рассуждать с позиций своих оппонентов. М. Риччи, в первую очередь, необходимо было объяснить образованным китайцам, почему они ничего не слышали о Боге, и сделать это можно было только с конфуцианской позиции «возвращения к древности» (復古фу гу). Он пытался доказывать, что подлинная конфуцианская традиция была религией Бога (上帝Шан ди), а неоконфуцианство потеряло с ней всякую связь. Лишённая монотеистического (и даже теистического, как это окажется позднее) содержания неоконфуцианская традиция трактовалась Риччи только как искажение подлинного конфуцианства. (Примечательно, что подобной точки зрения придерживались и китайские мыслители-современники Риччи Гу Янь-у и Ван Чуань-шань, однако направление критики было принципиально различным). Неоконфуцианство для Риччи было неприемлемо ещё и потому, что считало мироздание единым, не отделяя, таким образом, Творца от тварей, помещая обоих в разряд тварного бытия - происходящего от безличного Тай цзи.

Перечисленные моменты определили на века отношение европейских синологов к проблемам философского неоконфуцианства в Китае. Не менее примечательно и то, что современные китайские мыслители, обратившись к исследованию данной проблемы, начали рассуждения примерно на том же теоретическом уровне, что и европейские мыслители XVIII в. В частности, Жэнь Цзи-юй (任继愈, р. 1916) утверждал, что именно неоконфуцианство и стало конфуцианской религией, однако она отличается от европейской: для Европы характерно разграничение религии, философии и науки, а в Китае они были интегрированы при господстве религии.

Те же миссионеры, и европейские Просветители, оперирующие их фактическим и теоретическим материалом поставили проблему прямо противоположным образом: конфуцианство является атеизмом . Уже Пьер Пуавр (1719-1786) утверждал, что конфуцианство показывает оптимальную модель управления атеистическим обществом. Многие последующие исследователи, например, Н. И. Зоммер, также указывали, что с точки зрения европейской науки и философии учения конфуцианцев являются чисто атеистическими или, по крайней мере, пантеистическими. Такой же точки зрения придерживался современный китайский исследователь Ян Сян-куй (杨向奎, 1910-2000).

Резко выступал против трактовки конфуцианства как религии Фэн Юлань . Он подчёркивал, что иероглиф教 (jiāo) - «учение» в древнем обозначении конфуцианства не должен пониматься в том же значении, в каком он входит в современное слово 宗教 (zōngjiào) - «религия». Фэн Юлань, получивший образование и долго работавший в США, утверждал, что для религии специфично не просто признание существования духовного мира, а признание его существования в конкретных формах, что конфуцианству чуждо. Конфуцианцы не приписывали Конфуцию никаких сверхъестественных свойств, он не творил чудес, не проповедовал веры в царство не от мира сего, или рай, не призывал почитать какое-либо божество и не имел боговдохновенных книг. Носителем религиозных идей в Китае был буддизм.

Крайнюю точку зрения на конфуцианство как на атеизм продемонстрировал очень оригинальный китайский мыслитель Чжу Цянь-чжи (朱謙之, 1899-1972). Однако его позиция такова, что А. И. Кобзев называл её «экстравагантной». С 1930-х годов этот мыслитель разрабатывал теорию стимулирующего воздействия китайской цивилизации на Западную Европу. Он пришёл к следующим выводам: а) европейский Ренессанс порождён «четырьмя великими изобретениями» - бумагой, печатным делом, компасом и порохом, появившимися на Западе через посредничество монголов и арабов; б) связь европейской и китайской цивилизаций осуществлялась в три этапа: 1) «материальный контакт»; 2) «контакт в сфере искусства»; 3) «непосредственный контакт».



Похожие публикации