Проблема в исследовательской работе. Постановка проблемы, формулировка темы и цели исследования

Часто в процессе написания дипломной работы у студентов возникает проблема, как выделить объект исследования и предмет исследования . В самом деле в этом нет большой трудности, читайте эту статью, анализируйте примеры и следуйте нашим советам!

И так, вы уже , определили и противоречия в исследовании. Следующий шаг — описание проблемы исследования.

Проблема исследования

В процессе поиска и отбора информации мы приходим к выводу, что в данной области исследования есть проблема. Она следует из противоречия и показывает, что устранить это противоречие хотя и очень важно для нас в нашей работе, но это будет совсем не просто. Вот она — проблема ! Иными словами, вы не можете сразу, сходу ответить на вопрос, как эффективно устранить противоречие.

Формулировка противоречия представляет собой вопрос. Вот примеры:

«Каковы условия формирования нравственных качеств при обучении шестиклассников математике?»

«Выполнение каких требований приведет к снижению уровня загрязнения окружающей среды…?»

«Каковы методы снижения себестоимости продукции…?»

Всегда при описании проблемы максимально конкретизируйте ее, обращаясь к теме работы. Помните, как формулируется ? В примерах вместо многоточия вы поставите расширенный до темы вариант.

Из написанной проблемы рождается цель исследования.

Цель работы, исследования

Здесь все проще простого. Ловите логику! Если проблема исследования написана в форме вопроса, то цель будет иметь тот же смысл, только в форме утверждения, как будто ответ на вопрос проблемы.

К примеру, в работе мы обозначили проблему: «Каковы методы устранения такого-то противоречия?», тогда цель будет такой: «Определить (выявить, найти и т.п.) методы устранения такого-то противоречия».

Цель может начинаться с глагола (выявить, определить, сформировать, разработать, найти решение, найти подход, спроектировать) или существительного от этого глагола (выявление, определение, формирование, разработка, решение, нахождение, проектирование). Обо случая будут верными и приемлемыми. Гораздо важнее при написании цели работы следовать заявленной теме и четко осознавать, что вы собираетесь делать и может ли быть указанная цель достигнута при ваших возможностях.

Само собой цель работы должна быть какой-то новой, что, в общем-то диктует актуальность. Вывод таков: если вы все шаги — от выбора темы до постановки проблемы -выполнили правильно, то описание цели исследования не должно стать для вас проблемой.

Определяем объект исследования и предмет исследования

Это, пожалуй, самые важные и самые сложные для понимания слова, которые необходимо вписать во введении в дипломе.

Разграничить их можно так. Объект исследования — это ваша тема в широком смысле, а предмет — в узком.

Объектом считаются обычно условия, процессы, которые могут изучаться не только конкретно вашей наукой, но и другими областями. Объект всегда берется из темы. Приведу пример.

Тема: «Формирование предпринимательских умений у младших школьников на уроках музыки»

Объект: Процесс обучения младших школьников на уроках музыки

Данный объект (процесс обучения) может изучаться не только педагогами, но и психологами, медиками (не говоря уже об узко специализированных областях). Таким же образом объектами могут стать:

  • технологии,
  • теория,
  • практика,
  • проектирование,
  • способы,
  • устройства,
  • условия,
  • процессы.

Обратите внимание, объект исследования зарыт в самой теме. Помните, мы рассуждали, ? Так вот, после первых слов, связанных в направленностью исследования («разработка», «оптимизация», «обоснование» и т.п.) как раз идут слова, прямо указывающие ваш объект .

Предмет исследования написать проще простого. Как уже было сказано, предмет — это узкая область исследования. В большинстве случаев вместо предмета можно смело вписывать всю тему от начала и до конца. Хотя нередко в работах бакалаврского уровня могут требовать формулировку предмета сокращенную. В таком случае можете записать в качестве предмета первые слова из названия . Если взять наш последний пример, то

Предмет: формирование предпринимательских умений.

Надеюсь, теперь всё ясно, а если не совсем, тогда смело делитесь своими проблемами в комментариях, задавайте конкретные вопросы , буду рада помочь каждому.

Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Она задает тон всему процессу работы социолога.

Проблема, объект и предмет исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация – это реально существующие в социальной действительности противоречие способы разрешения которого в настоящее время не ясны или неизвестны.

Проблемная ситуация- состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирова­ния потребностям дальнейшего развития.

Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70 % предопределяет конечный успех.

Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между обще­ственной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного со­циологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне опре­деленных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблем­ной ситуации.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызываю­щие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнани­ем средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выра­жение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Проблемы порождаются социальной действитель­ностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов,на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы кон­кретного социологического исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономиче­ской активности определенных групп населения (рабочих, служа­щих и др.) в современных социально-экономических условиях? Ус­тановка: найти возможности, способы и пути активизации экономи­ческого поведения работающих и других групп населения.

Пример проблемы: проблемы формирования активной личности и факторы этого не допускающие.

В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное про­тиворечие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмер­но широких и абстрактных определений. Первоначальная пробле­ма, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает чет­кий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необ­ходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.

Чаще всего социологи не придают особого значения правиль­ному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не про­блемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema - воп­рос для обсуждения, предмет разговора). В марке­тинговом исследовании заказчик определяет тему, но не про­блему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования - особое искусство, требующее квали­фикации и опыта.

В прикладном исследовании, которое проводится по инициа­тиве заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на ка­кое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.

Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в форму­лировку проблемы. Это означает, что он должен проделать ана­лиз проблемной ситуации - специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач.

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам пред­шествующих социологических исследований собственной и дру­гих социологических служб, анализу экономического, техничес­кого и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях уп­равления.

Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.

В гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствии или противоречии между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддает­ся убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.

С одной стороны, последние уг­рожают стабильности, но одновременно являются глав­ным фактором социальных изменений и потому осо­бенно заслуживают внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.

В простейшем слу­чае - это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно ис­пользовать уже имеющееся знание для уяснения и воз­можного регулирования социальных процессов. В дру­гих случаях это обнаружение таких процессов и явле­ний, природа которых теоретически необъяснима, а сле­довательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не дос­тигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтере­сованность и готовность к практическим преобразова­ниям каких-то общественных сил, организаций, движе­ний... Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.

Классификация проблем:

Гносеологические (недостатки познавательной информации)

Предметные (реальные социальные противоречия)

По носителю (стратификационные, демогра­фические, семейные и т. д.)

По масштабам (глобальные, региональные)

По времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)

По глубине (одноплановые, комплексные, сис­темные).

В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуа­ции и формулировку (разработку) проблемы.

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это реально существу­ющее в социальной действительности противоре­чие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между зна­нием и незнанием: несоответствие наличных тео­ретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получе­нии нового знания, поиске еще не известного ре­зультата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые проти­воречия на язык точного описания, отделить из­вестное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анали­за от тех, которые действительно требуют опреде­ленных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблем­ной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;

г) свободные интервью с экспертами.

    Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

    Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

    Определить тип проблемной ситуации (доми­нирующую направленность):

Теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории в данной сфере;

Практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Б. Формулировка проблемы.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных во­просов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

    Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержа­ние вопроса (установки).

    Решаемая проблема обязательно предполага­ет изучение ближайших и отдаленных возможнос­тей ее решения. Наличие альтернативы обусловли­вает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необхо­димость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов реше­ния поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры про­граммы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

Степень сложности научно-познавательной пробле­мы зависит:

    от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний;

    от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуа­ции и разрешении социальных противоречий;

    от со­стояния научного и практического знания в соответству­ющей области.

Обычно исследователь начинает с некото­рой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных форму­лировок, т. е. конкретизирует проблему.

Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования:

    возможно более точное разграничение между "проблематичным", т. е. искомым, неизвестным, и "не­проблематичным" как данным и известным;

    отчетливое отделение друг от друга существенно­го и несущественного в отношении общей проблемы;

    расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач иссле­дования).

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования.

Объект социоло­гического исследования - это то, на что направлен, процесс познания (со­циальный процесс, область социальной действи­тельности, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию).

Требования, предъявляемые к объекту :

1 должен характеризоваться четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.);

2 должен характеризовать определенной временной ограниченностью

3 должен характеризоваться возможностями его количественных измерений.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения.

Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особен­ности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку объект - то, что содержит социальную про­блему, постольку предмет - это те его свойства и сторо­ны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организа­ций, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, одному и тому же объекту социологического исследования может соответствовать несколько различных предметов, т. е. предмет исследования очерчивает границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, когда социолог поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. В-третьих, предмет социологического исследования имеет сложную структуру. В-четвертых, следует помнить, что правильный выбор предмета конкретного социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта.

Определение объекта и предмета, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. В реальном социологическом исследовании определить его объект и предмет иногда бывает очень трудно.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускни­ками средней школы.

Проблема этого исследо­вания, проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, - противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных соци­альных групп в реализации этих прав.

Объект исследова­ния - выпускники школ и их родители в момент выбора пер­вой трудовой профессии и трудоустройства выпускников.

В этом объекте и содержится противоречие.

Предмет изуче­ния - соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике.

К предмету относится также выяв­ление обусловленности жизненных планов социально-профес­сиональный статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными осо­бенностями выпускников.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

Итак, формулировка проблемы и отсюда - выделе­ние объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимае­мого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необ­ходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

Объект - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта обществен­ной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержа­щую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смыс­ле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в уз­ком - люди или объекты, способные дать социологу необходи­мую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и препо­даватели.

Объектами исследования могут быть, например, работники, увольняющиеся по собственному желанию; молодые специалис­ты со стажем работы менее пяти лет; первичные коллективы, ра­ботающие в условиях бригадной организации труда; нормативная документация, административные распоряжения, материалы эко­номической статистики, протоколы заседаний.

Уточнение объекта в программе осуществляется через опре­деление генеральной и выборочной совокупности; тем самым за­дается масштаб самого исследования, границы той области со­циальной жизни, по отношению к которой применимы его ре­зультаты.

Идеализированный объект - модель исследуемого объекта, вво­димая на теоретическом уровне анализа (например, модель твор-

ческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся от­носительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между иде­ализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реали­зуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Развернутое определение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изуче­нию. Причины неуспеваемости в вузе - это предмет исследова- | ния. Он представляет собой концентрированное выражение вза- имосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для ре­шения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпа-дает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов иссле-дования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре­делах которых изучается конкретный объект в данном исследо-вании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой фор-мулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое иссле-дование.

Предмет исследования - это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эм лирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же вре-мя формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о boз-можном решении проблемы. Например, проблемная ситуация состоит в том, что текучесть кадров на предприятии повысилась по сравнению с уровнем, существовавшим ранее и считавшимся допустимым. При этом проблема определена как противоречие между существующей системой стабилизации кадров и повыше-нием роли увольняющихся по причинам, доступным управлен-ческому регулированию, а цель - как разработка предложений

по оптимизации деятельности системы стабилизации кадров предприятия. Объектом исследования в этом случае будут работ­ники предприятия, увольняющиеся по вышеназванной группе причин.

Так, в качестве центральной части проблемы, т.е. предмета исследования, можно избрать мотивацию увольнений. Этот вы­бор основан на предположении, что мотив увольнения - это чаще всего реакция на несовершенную систему стабилизации кадров, реакция заведомо отрицательная. Следовательно, анализ мотивов увольнения покажет наиболее уязвимые звенья системы, а это позволит оперативно разработать практические предложения, т.е. достигнуть цели исследования 5 .

Основным методом сбора данных здесь будет опрос. Иссле­дование обещает быть оперативным и экономичным. Придется считаться и с тем, что информация о стабилизации кадров на предприятии заведомо субъективная: эмоциональные оценки будут преобладать над рациональным анализом. Неизвестен так­же размер субъективных смещений получаемой информации. А они могут быть нескольких видов: формальное заполнение ан­кет (увольняющемуся человеку уже безразлично предприятие, которое он покидает), сознательное усиление негативных оценок (как психологическая рационализация принятого решения: чем хуже покидаемое предприятие, тем правильнее мое решение об уходе), приукрашивание ситуации (все равно ухожу, лучше рас­статься «по-хорошему»). Ясно, что информация, полученная ме­тодом опроса, нуждается в дополнении и перепроверке данны­ми, полученными другими методами. Поэтому интерпретировать результаты опроса надо при строгом учете их субъективной ог­раниченности и сложности связей между сознанием и поведени­ем людей 6 .

Другой вариант решения состоит в учете информационных аспектов проблемы. Тогда предметом исследования будет ин­формированность увольняющихся о возможностях решения проблемных ситуаций, послуживших причиной ухода, в рамках данного предприятия, а не с помощью увольнения. Такое оп­ределение предмета исследования может основываться на уже имеющихся результатах исследований, свидетельствующих о том, что повышение производственной информированности ра-166

ботников является одним из средств стабилизации кадров 7 . В этом случае объектом исследования станут не только уволь­няющиеся, но и работающие, что позволит анализировать как реальную, так и потенциальную текучесть кадров. Кроме того, в объект исследования включается содержание информацион­ных потоков внутри предприятия (нормативное описание про­изводственной деятельности, групповых и межличностных вза­имодействий). Соответственно изменяется методика: специали­зированные анкеты, адресованные конкретным группам работников; контент-анализ документов (правил внутреннего трудового распорядка, заводских приказов, коллективного договора, положений о премировании, публикаций заводской многотиражки). Анализ объективных данных позволяет более строго интерпретировать результаты социологического опроса (анкета для изучения информированности работников предпри­ятия, кодировочная таблица и инструкция кодировщику).

Возможен третий вариант определения предмета исследования: состояние удовлетворенности трудом как наиболее существенно-го фактора текучести кадров. Его выбор основывается на предва-рительной информации о том, что резервы существующей на пред-приятии системы стабилизации кадров нуждаются в существен-ном расширении за счет дифференцированного учета уровния удовлетворенности трудом у различных групп работающих. Me-тодическое обеспечение опять-таки связано с обращением к раз-личным объектам исследования, выступающим носителями необ-ходимой информации (получение оценочных суждений об удов-летворенности трудом в целом и отдельными элементами рабочей ситуации, а также данных о намерении сменить место работы). Метод анализа документации позволяет соотнести вербальную информацию об отношении к труду увольняющихся с объектив-ными показателями их трудовой деятельности.

В знаменитом исследовании профессиональных ориентаций школьников новосибирского социолога В.Н. Шубкина, по ре-зультатам которого была выявлена пирамида профессиональных ориентации, изучалась проблема выбора профессии выпускни-ками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных со циальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект ис-следования - школьники и их родители; предмет исследования -

профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.

Итак, предмет исследования - это совокупность существенных признаков (или переменных), в которых описывается изучаемое явление. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структу­ру. Вопрос об объекте - это вопрос о том, кому эти признаки при­надлежат, кто исследовался.

Очевидно, что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты време­ни и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обосно­ванность.

ЦЕЛЬ: научить учащихся формулировке проблемы и темы, а также порядку действий при постановке исследования. Надо сконцентрировать внимание учащихся на том, что тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть.

Как уже отмечалось, познание мира людьми идет по схеме: "Проблема – исследование - решение проблемы"; постановка новой проблемы - исследование - решение и т.д.[ 12,21,23].

ПРОБЛЕМА - это задача /вопрос/, требующая решения. Более полное определение проблемы выглядит примерно так: проблема это задача, суть которой в основном заключается в противоречии между существующими представлениями о процессе, явлении, веществе, предмете, событии и т.д. и реальными фактами, обнаруженными в действительности опытным путем, или благодаря более глубокому анализу рассматриваемого объекта.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Итак, проблема - это задача. Задача - это то, что требует решения, выполнения; цель, к которой стремятся, которой хотят достигнуть. Каждая задача состоит из условий и требования.

Чтобы выполнить требования, необходимо использовать средства, адекватные условиям задачи. Задачи /а значит и проблемы/ бывают теоретические и практические. Теоретические задачи - это объект мыслительной деятельности, требующий решения и ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, позволяющих обнаружить отношения между известными и неизвестными частями проблемы. Каждому человеку приходится решать разные задачи, в том числе и поисковые и познавательные.

Познавательная задача - это задание, предполагающее поиск новых знаний. Познавательные задачи не решаются по готовым образцам. Для их решения требуются догадка, творческое применение имеющихся знаний.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

В основных научно-исследовательских институтах отраслей хозяйства страны ежегодно разрабатывается перечень проблем, исследование которых целесообразно. Из этого перечня выбирают наиболее актуальные проблемы и, исходя из финансовых возможностей, ведут исследование.

В качестве примера научных проблем приведем некоторые из

"Сборника тем научных работ для молодых исследователей программы"Шаг в будущее"" /МГТУ им. Н.Э. Баумана/.

1.Как проанализировать работу завода в условиях рынка?

2.Каким образом повысить уровень мотивации работников фирмы?

3.Как провести анализ конкурентно- способности продукции?

4.Как идет развитие художественного конструирования в России?

5.Как осуществить визуализацию инфракрасных изображений?

6.Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?

Нам надо разобраться с научными проблемами, которые могут исследовать учащиеся лицеев и гимназий.

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя.

2.Учебно-научная проблема должна давать возможность ученику про демонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

Высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

Показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

Толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

1.Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

2.Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

3.Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Что такое постановка проблемы?

Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте /в направлении, в плоскости/, в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом:

"В чем заключаются представления молодежи нашего города /выпускников нашей гимназии/ о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи (не забывать о комплексности исследования межпредметной темы).

При постановке проблемы для того, чтобы она уложилась в сознании ученика, желательно ему проговорить ее. Он должен сказать суть проблемы, какие цели ставится достигнуть при ее решении, каков примерно план действий.

После постановки проблемы необходимо разобраться с "объектом исследования" и "предметом исследования". Такое разбирательство позволит ученику - автору исследования более ясно понимать над чем он работает.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в поставленной проблеме является "молодежь нашего /например г. Королёва/ города".

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ будет - "понимание /толкование/ молодежью нашего города жизненного успеха человека в современной России".

По смыслу "предмет исследования" совпадает с "темой исследования".

ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи нашего города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

По этому объекту мы могли бы взять и другие темы. Например, можно было взять тему: "Почему современная молодежь большой заработок считает основным критерием успеха?". Или другая тема: "Почему геройство не привлекает современную молодежь?"

Тему исследования школьник выбирает вместе с руководителем НОУ и учителем. При этом учитывается желание ученика: он должен сам выбрать то, что ему нравится исследовать.

Для выбора тем исследовательских работ по географии в 10-м классе можно поступить следующим образом.

В учебнике после каждой темы есть "Блок добывания знаний и умений". В этом блоке, в числе других, есть "творческие задания" и "контрольные вопросы". Указанные задания и вопросы можно превратить в темы исследовательских работ.

Например, /стр.16/ из творческого задания N3 можно сформулировать такую тему: "Изменения на политической карте мира в начале 90-х годов этого столетия". Или: "Различия в форме правления государствами в современном мире".

Из пунктов стр.38 можно сформулировать такие темы:

"Причины достижения Японией высокого уровня экономического развития".

"Взаимодействие общества и природы - социальная проблема". "Роль географии в решении проблем природопользования" и т.д.

Некоторые ученики захотят провести исследовательскую работу по другим предметам. В этом случае можно выбрать следующие темы.

1.Солнечный ветер и его влияние на жизнь на Земле.

2.Шкала Кельвина: - абсолютный нуль.

3.Волны вокруг нас.

4.Королев С.П. - родоначальник практической космонавтики и т.д.

БИОЛОГИЯ

1.Роль вирусов в жизни человека.

2.Нетрадиционные приемы выращивания рассады томатов для открытого грунта.

4.Перелетные птицы нашего города и т.д.

1.Современные моющие средства.

2.Современные способы очистки воды от тяжелых металлов.

3.Физико-химические взаимодействия в технике и т.д.

ЭКОЛОГИЯ

1.Эколого - социальный паспорт города.

2.Влияние выхлопных газов автомобилей на морфогенез растений.

3.Анализ качества питьевой воды в городе.

4.Очистка воздуха в школьных помещениях и т.д.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

1.Архитектура нашего города.

2.Дизайн и озеленение помещений отдыха в нашем городе.

3.Краеведческий музей нашего города.

4.Мой любимый художник и т.д.

1.Самоуправление в России в старину и в наши дни.

2.Сравнительный анализ уровня жизни народа при социализме и в конце 20-го века.

3.Шведский социализм и русский капитализм: что они дают народу?

4.Хозяйственные реформы Ельцина Б.Н. и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /англ. язык/

1.Сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков.

2.Заимствования английских слов в языке нашего города.

3.Песни на английском языке в трансляции нашего радио.

4.Сравнительный анализ русского и американского патриотизма и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /нем. язык/

1.Распространение немецкого языка в России и других странах.

2.Экономическая терминология в современном немецком языке.

3.Институт им. И.В. Гете - его роль в изучении немецкого языка в Москве и т.д.

ЛИНГВИСТИКА /русск. язык/

1.А.С.Пушкин."Я помню чудное мгновенье-

Передо мной явилась ты”.. поэтический анализ.

2.Стилистическая норма и речевая субкультура современной молодежи.

3.Поэтика рассказов И.А. Бунина.

4.Языковый стиль эпохи, как отражение культуры народа.

5.Что такое язык?

6.Язык - это средство обозначения вещей или к тому же инструмент познания мира.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1.Как я воспринимаю поэзию.

2.Мои стихотворения: ...

3.Аналитические жанры в современной российской поэзии и т.д.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

1.Психологический портрет героя в романе Ф.М. Достоевского "Игрок".

2.Время и личность в исторических драмах В. Шекспира.

3.Роль женщины в обществе в понимании Л.Н. Толстого.

4.Понятие любви в романах И.С.Тургенева и в передачах современных средств массовой информации и.т.д.

ПСИХОЛОГИЯ

1.Идеальный учитель в моем представлении.

2.Как добиваются успеха люди в современной России.

3.Темы разговоров у современных старшеклассников.

4.Деловое общение раньше и сегодня и т.д.

ФИЛОСОФИЯ

1.Современная власть в России и нравственность.

2.Почему математику считают царицей наук?

3.Что такое общество в России?

4.Какова практическая важность знаний об обществе?

5.Истинность моральных суждений.

6.Как формируются эстетические суждения? и т.д.

ЭКОНОМИКА

1.Трудовые навыки людей интеллигентных и рабочих профессий - основа благосостояния страны.

2.Как государство богатеет, и почему не нужно "долларов" ему, "когда простой продукт имеет?"

3.Японское чудо: экономический и образовательный аспекты.

4.Образование и благосостояние страны и т.д.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ТЕМАТИКА

1.Роль самообразования в становлении личности ученика.

2.Книга - основной источник самообразования.

3.Воспитание культуры слушания.

4.Как сегодня должен быть организован учебный труд школьника?

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТУАЛЬНЫ

1.Обоснование значимости темы для современности - это уже важный творческий акт. Надо суметь показать, что выбранная тема имеет какое-то значение для класса или для отдельного ученика и в наши дни.

2.Приведем пример обоснования актуальности темы "Свобода личности в поэзии А.С.Пушкина и современность". В работе на указанную тему во введении есть такой текст.

"Человечество всегда мечтало о свободе. Лучшие умы народов боролись за свободу, говорили и писали о ней. В наше время в России свободе личности в обществе и государстве также уделяется много внимания. Мы обрели свободу слова на митингах и собраниях, а так же свободу печати. Однако мы потеряли свободу в отношении безопасности, свободу от физического и морального насилия. В газетах часто публикуются сообщения об убийствах, грабежах и других насилиях.

На улицах и в общественных местах зачастую процветают грубость и хамство. Электронные средства массовой информации иногда транслируют откровенную ложь. Телевидение, передавая американские боевики, по сути дела пропагандирует насилие.

Таким образом, вопросы свободы личности как в духовной, так и в физической сфере в настоящее время актуальны".

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.Цель исследования очень сильно связана с темой. Поэтому цель надо формулировать одновременно с формулировкой темы.

Цель обязательно надо сформулировать письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

2. Приведем примеры формулировки цели исследования.

Рассмотрим, например, тему "Российские военные ордена".

В этом случае целью может быть: "Исследовать состав и обстоятельства появления военных орденов в период царствования Петра Великого".

Но для этой темы может быть и другая цель, например: "Проанализировать за какие подвиги военнослужащие царской России награждались орденами и какие льготы они имели".

Другой пример. Тема: "Отличия в форме правления государством в США и в России". Для этой темы может быть выбрана такая цель:

"Проанализировать практические отличия законодательной и исполнительной властей в США и в России".

Возьмем другую тему: "Основные языки мира". Целью для этой темы может быть: "Проделать сравнительный анализ распространения в мире английского и русского языков".

Выбор школьниками тем исследования по правоведению смотри в Приложении 1.

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.



Похожие публикации