Противопожарные системы с православных храмах. Православные храмы и комплексы

26.11.2014

Храмы и церкви, как и прочие места массового скопления людей, относятся к категории объектов повышенной пожарной опасности. К тому же в данных культовых сооружениях используется множество свечей, представляющих собой источники открытого огня. , установленная квалифицированными специалистами компании «Гарант Ультра», позволит минимизировать угрозу возгорания и своевременно оповестит находящихся в здании людей о нештатной ситуации.

В зависимости от конфигурации оборудования, пожарная сигнализация может выполнять различные функции:

  • Включение сигналов тревоги (периферийных оповещающих устройств)
  • Оповещение пожарной службы о возгорании
  • Активация автоматических установок пожаротушения

К основным компонентам системы относится приемно-контрольная панель, сенсорные датчики, отслеживающие пламя и дым, и периферийные устройства. Для решения крупномасштабных задач может использоваться оборудование центрального управления с установленным программным обеспечением.

Возможные затруднения

Установка охранно-пожарных систем в храмах и церквях связана с определенными трудностями. Во-первых, не получится использовать датчики открытого пламени, поскольку в культовых сооружениях жгут свечи. Во-вторых, датчики и сенсоры могут испортить внутреннее убранство церкви (в первую очередь это относится к старинным храмовым комплексам).

Решить проблему помогут радиоканальные дымовые датчики способные отслеживать определенную концентрацию дыма в помещении. Такие извещатели рекомендованы для оснащения объектов исторической ценности – музеев, дворцов, храмовых сооружений. Принцип действия сенсора основан на оптическом контроле плотности воздуха. Устройство собрано в пластиковом корпусе, внутри которого располагается плата с радиоэлементами и оптико-электронная система.

Чтобы установка пожарной сигнализации не испортила убранство церкви, Вы можете поручить эту сложную и ответственную задачу специалистам компании «Гарант Ультра». Наши сотрудники производят монтажные работы в строгом соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Альтернативное решение

Вместо радиоканальных датчиков дыма можно использовать газовые извещатели. Сенсоры этого типа могут реагировать на углеводородные соединения либо на оксид углерода (угарный или углекислый газ). В целях повышения эффективности системы, газовые датчики можно устанавливать в комбинации с проточными сенсорами, анализирующими воздушную среду, распространяющуюся по каналам вытяжной вентиляции.

Установка охранно-пожарного оборудования включает в себя целый комплекс работ – от прокладки кабелей и выбора подходящего места расположения сенсоров до проведения пуско-наладки. Помимо основной функции, современные извещатели способны контролировать устойчивость радиосигнала. Это гарантирует стабильную работу охранно-пожарной системы и своевременное обнаружение возгорания.

С. Светушенко
директор ООО «Аудит Сервис Оптимум»

Эта пожарно-православная история началась в магазине противопожарного оборудования. Отец Владимир закупал приборы приемно-контрольные, извещатели и провода для своего храма. Как выяснилось, пожарный инспектор предложил оборудовать храм пожарной сигнализацией, при этом штраф обещал не накладывать.

Настоятель Преображенской церкви в селе Давыдово Владимирской области протоиерей Владимир Слинкин. В излучине реки Клязьмы расположено старинное село Давыдово. Народное предание говорит, что основал его пастух по имени Давыд. Много тайн хранит эта земля... Рассказывают, что на месте озера Свято стояла церковь, которая однажды исчезла под водой. А высокий Мокеевский вал - это остатки сторожевой крепости, построенной на подступах к городу Владимиру в XII-XIII веках. Здесь в 1877-1879 годах жил и работал замечательный русский композитор А.П. Бородин.

Село Давыдово принадлежало владимирскому Рождественскому монастырю, для которого его купил митрополит Ростовский и Ярославский Иоанн. В 1717 году на средства крестьян в селе была выстроена деревянная церковь в честь Преображения. В1723 году после пожара на ее месте была выстроена новая деревянная церковь, простоявшая вплоть до 1841 года, когда на ее месте была построена современная каменная церковь. Тогда же рядом с ней была выстроена еще одна теплая церковь, которая в настоящее время разрушена. В церкви было три престола: в честь Преображения Господня, Иоанна Богослова и Покрова Божией Матери. Последний освящен в 1892 году.

Изучая проблему пожарной безопасности культовых сооружений, мы столкнулись с интересной проблемой.

Культовые сооружения, храмы, церкви, мечети, приходы, монастыри - особые объекты. Особые не только со стороны духовности, культуры и исторического наследия, но и с точки зрения пожарной безопасности. Вопрос их защиты и предупреждения от пожаров не так прост, как кажется на первый взгляд. С точки зрения современных подходов в области пожарной безопасности, в самом здании храма должны быть пожарные извещатели, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), огнетушители и многое из того, что написано в разрозненных сводах правил и теперь уже новых «Правилах противопожарного режима» (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме»).

Как известно, в любом здании культового назначения должны быть системы пожарной автоматики (пункт 12 таблицы А.1 СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (в ред. Изменения №1, утв. Приказом МЧС РФ от 01.06.2011 №274). Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с Приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке. В пункте 12 приложения А.1 указаны «Культовые здания и комплексы» (производственные, складские и жилые здания комплексов оборудуются по требованиям соответствующих пунктов настоящего свода правил), и необходимость их оборудования автоматическими установками пожарной сигнализации вне связи с показателями площади и этажности. Исключение (нет необходимости в защите автоматическими установками) сделано лишь для помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); вентиляционных камер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б); насосных станций водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы, - помещений категории В4 и Д по пожарной опасности; а также лестничных клеток.

Очевидно, что в сельском храме не найдется такого помещения, которое можно было бы и не оборудовать АУПС или, условно говоря, пожарной сигнализацией. Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований перечня в прил. А.1.

И хотя СП 5.13130 попал в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт

54 перечня «54. СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»», утв. Приказом Ростехрегулирования от 01.06.2010 №2079 (ред. от 18.05.2011), инспекция ГПН (теперь уже называется ОНД -отдел надзорной деятельности) вовсю указывает ссылку на СП 5 в своих предписаниях. Теоретически можно не исполнять СП 5, но для этого придется соблюсти условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, изложенные в статье 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где сказано: «1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 №117-ФЗ)».

Как мы видим, сказано «при выполнении одного из следующих условий», но на практике происходят обратные вещи - инспектор пишет ссылку в предписании на свод правил СП 5, не доказывая, что пожарный риск превышает допустимые значения. Хотя обязанность доказывания лежит именно на государственном лице (инспекторе), облеченном властью (см. письмо ВНИИПО 11-1-02-5605 от 08.10.10 по предписаниями ГПН). Благими намерениями, как говорится, выложена дорога к... Правилам. Интернет-интервью на сайте МЧС РФ с участием директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрия Дешевых было посвящено вопросам декларирования пожарной безопасности и вступлению в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В тексте интервью фигурирует «Принцип добросовестности собственника», напрочь забытый теперь в местных подразделенииях надзорного ведомства. Хоть в декларациях и можно написать, что выполняешь правила, инспектор все равно напишет без доказательств то, что сам посчитает нужным. Из указанного выше интервью: «Если раньше собственник доказывал, что он соблюдает требования пожарной безопасности, то теперь, с вступлением в силу Технического регламента, инспектор должен доказать, что на объекте не соблюдаются те или иные требования. Т.е. реализуется принцип добросовестности собственника». К сожалению, на практике это утверждение Ю.И. Дешевых не выполняется. Все проведенные заседания комиссий в защиту малого предпринимательства особого эффекта не дают, Пожарная Демократия ширится Протоколом заседания комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства от 14 марта 2012 г. №1, польза от которого пока никак не видна.

Возможно, проведя расчеты пожарного риска, можно было бы показать, что здание соответствует требованиям пожарной безопасности, однако, если мы рассмотрим письмо МЧС России за подписью заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору - заместителя директора Департамента надзорной деятельности А.Н. Гилетича, от 7 июля 2011 г. №192-4-2623 «О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности», то прочтем дословно: «Одновременно сообщается, что по анализу предоставляемых в МЧС России отчетов выявлены организации, не соблюдающие правила проведения расчетов, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации, допускающие подмену исходных данных, некорректность расчетов и подгонку результатов в целях снижения затрат на противопожарную защиту в ущерб безопасности людей при пожаре. Методики оценки рисков выполнены таким образом, что при объективно проведенных расчетах с наличием в исходных данных отступлений от требований сводов правил и других нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (пути эвакуации, пожарная сигнализация, системы оповещения, дымоудаления, пожаротушения и т.п.), без достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты заведомо будут получены результаты, превышающие допустимый уровень пожарного риска».

Вот так мы приходим к выводу, что все декларации МЧС об упрощении жизни простых людей, ясных и логичных подходах, на практике являются только намерениями, а не руководством к действию инспекций.

Без достаточно серьезно проработанных вариантов противопожарной защиты храмов выполнить расчет пожарного риска, который бы соответствовал требованиями, практически невозможно. Нет в храмах дымоудаления, нет автоматического пожаротушения (АУПТ), нет систем оповещения людей о пожаре 3-го типа, нет всех параметров путей эвакуации (длина, ширина и количество выходов), нет многого, что за последние два десятилетия появились в различных нормах (СНиП 2.01.02, СНиП 2101, НПБ 108, СНиП 2.08.02 и т.п.).

И если раньше говорилось о том, что расходы на противопожарные мероприятия, пожарную охрану и ее техническое оснащение должны быть экономически обоснованными, то сейчас об этом уже никто не вспоминает. См. пункт 4.1. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»: «В зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара: ... ограничение прямого и косвенного материального ущерба, включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношении величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную охрану и ее техническое оснащение». То же самое было сказано и в ГОСТ 12.1.004-91 «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Общие требования», пункт 1.4: «Объекты, отнесенные к соответствующим категориям по пожарной опасности согласно нормам технологического проектирования для определения категорий помещений и зданий по пожарной и взрывопожарной опасности, должны иметь экономически эффективные системы пожарной безопасности», экономическая эффективность определяется согласно приложению 4: «б. Экономический эффект затрат на обеспечение пожарной безопасности определяется по результатам эксплуатации за расчетный период. Экономический эффект за расчетный период независимо от направленности мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (разработка, производство и использование новых, совершенствование существующих элементов систем и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности) (Эт), руб., рассчитывают по формулам 111 и 112 .


где Эт - экономический эффект реализации мероприятия по обеспечению пожарной безопасности за расчетный период (7);

Ппр f Ппр т - стоимостная оценка предотвращенных потерь соответственно за расчетный период (7) и в году (t) расчетного периода;

Зт, 3t - стоимостная оценка затрат на реализацию мероприятия по обеспечению пожарной безопасности соответственно

за расчетный период (7) и в году (t) расчетного периода;

at, atnp - коэффициенты приведения разновременных соответственно затрат и предотвращенных потерь к расчетному году;

tH - начальный год расчетного периода;

tK - конечный год расчетного периода;

t - текущий год расчетного периода.

Эффективность затрат на обеспечение пожарной безопасности определяется как социальными (оценивает соответствие фактического положения установленному социальному нормативу), так и экономическими (оценивает достигаемый экономический результат) показателями.

Эффективность затрат на обеспечение пожарной безопасности народнохозяйственных объектов является обязательным условием при технико-экономическом обосновании мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности. Расчеты экономического эффекта могут использоваться при определении цен на научно-техническую продукцию противопожарного назначения, а также для обоснования выбора мероприятий по обеспечению пожарной безопасности при формировании планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экономического и социального развития объектов.

Сейчас экономически обоснованные затраты уже никого не волнуют, нет их в ФЗ-123. Поэтому можно весь храм и алтарь оснастить приборами и системами:
■ дымоудаления - так как происходит горение свечей, выделение дыма;
■ пожаротушения - так как сказано в НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования», пункт 7.2: «Для защиты молельного зала, помещения алтаря и других обрядовых помещений взамен автоматической пожарной сигнализации могут применяться автоматические водяные установки пожаротушения»;
■ сухотрубами с дренчерами - см. пункт 6.5 НПБ 108: «Для внутреннего тушения куполов храма, выполненных из горючих материалов, необходимо устройство сухотрубов с дрен-черными оросителями, оборудованных пожарными соединительными головками для подачи воды от автотехники»;
■ внутренними пожарными кранами - см. пункт 6.2 НПБ 108: «Внутреннее противопожарное водоснабжение в культовом сооружении следует предусматривать при объеме здания 7,5 тыс. м3 и более»;
■ пожарными водоемами (прудами и резервуарами) - см. пункт 6.4 НПБ 108: «В сельских районах при отсутствии водопровода должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение 2 ч.», расчетный расход 20 или 25 л/с = 144 м. куб или 180 м. куб. + запас на шламовый остаток;
■ огнезащитой - см. п. 2.10 НПБ 108: « Предел огнестойкости несущих конструкций (колонн, балок) балконов и хоров в молельных залах зданий I - III степеней огнестойкости должен быть не менее 0,75 ч.»;
■ пожарной сигнализацией - см. пункт 12 таб. А.1 СП5.13130.2009.

Стоимость «супер», эффективность «на пять», но экономически необоснованно. И самое главное, непрактично. Не круглосуточно в храмах идут богослужения, не проводятся там развлекательные мероприятия с применением спецэффектов, нет горючей нагрузки, нет и особых нарушений противопожарного режима.

Храмы простояли века, берегли их люди, а не системы. Основная причина пожара - неосторожное обращение с огнем. И в этом плане вспомнился яркий пример. В тундре люди живут в чумах, и в них практически нет погибших от пожаров (только один случай был на практике в пос. Юрхарово, и то лицо, погибшее на пожаре, находилось в состоянии опьянения). Люди в настоящее время, если можно так сказать, потеряли чувство опасности, стало меньше «чуткости на огонь», появилось большое пренебрежение к мерам безопасности с огнем в быту.

В основном проблема пожарной безопасности храмов сводится к обнаружению пожаров, чем, как и куда выводить сигнал, а также, сколько это будет стоить. В магазине «Аргус-спектр» (г. Владимир) предложили на выбор ряд извещателей, в том числе пламени и линейные дымовые.


Вспомнился затерянный в бескрайней тундре на берегу Обской губы поселок газовиков Ямбург и Храм возведенный газовиками (ООО «Ямбурггаздобыча»). Православный Храм святого апостола Иоанна Богослова - один из самых северных на планете. Он был построен при поддержке газодобывающей компании. Чин освящения Храма на Ямбургском месторождении в августе 2001 г. совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Тогда в далеких 2000-х годах при строительстве Храма за Полярным кругом впервые были применены новые технологии для строительства подобных объектов. Храм установлен на вечной мерзлоте на свайном основании, в нем применены для отделки трудногорючие и негорючие материалы, в помещениях Храма установлены извещатели пламени.

Вот тогда и пришлось столкнуться с проблемой обнаружения пожара на ранней стадии в культовых сооружениях (молельных залах Храмов). Вспомним, как неудачно спорили члены приемочной комиссии (коими являлись со стороны пожарных Е.А. Самохвалов и со стороны газовиком В.А. Шия-нов) о установке просто дымовых пожарных извещателей, линейных или пламени. В итоге установленные извещатели пламени просто срабатывали на свечи. Но тогда газовики могли пойти на эксперимент, у них не было проблем со средствами, в отличие от Преображенской церкви в селе Давыдо-во Владимирской области. Здесь уже пришлось рассуждать предельно практично, исходя из ограниченности в средствах и долговечности работы системы в целом.

И хотя в книге Шаровара Ф.И. «Методы раннего обнаружения загораний» - М.: Стройиздат, 1988. - 336 с. в разделе «Теория обнаружения загораний в помещении по выделяющемуся дыму» сказано, что «расстояние между извещателями определяется исходя из времени обнаружения ОФП (дыма, тепла) с учетом экономических затрат на размещение и экономических затрат от потерь при горении вещей (имущества), до начала времени обнаружения», в нашем случае расстановку дымовых пожарных извещателей приходится принимать исходя из норм СП 5.13130.2009, а не по экономическим соображениям.

К сожалению, виды потолков, которые имеются в храмах, не описаны в СП 5.13130.2009, там отсутствует понятие «сводчатые крыши» - в пункте 13.3.5: «В помещениях с крутыми крышами, например, диагональными, двускатными, четырехскатными, шатровыми, пильчатыми, имеющими наклон более 10 градусов, часть извещателей устанавливают в вертикальной плоскости конька крыши или самой высокой части здания. Площадь, защищаемая одним извещателем, установленным в верхних частях крыш, увеличивается на 20%. Примечание: Если плоскость перекрытия имеет разные уклоны, то извещатели устанавливаются у поверхностей, имеющих меньшие уклоны». МЧС уже ранее разъясняло, что в ангарах (сводчатые и скатные крыши) может быть установлен один ряд извещателей (в средней части потолка) или три ряда (см. письмо ВНИИПО МЧС от 15.02.11 №12-4-02-711 по извещателям в ангарах). Нам представляется, что в храмах при сводчатых потолках (купольных сводах) не все так просто и детерменировано, как в нормах. Воздух, конечно, поднимается вверх, тепловые потоки при пожаре усиливаются, но холодные стены и низкая теплопроводность потолков могут сказаться на низкой границе дыма в помещении. Дым может на какое-то время опуститься вниз на 0,5-2 м от потолка, тем самым увеличив инерционность срабатывания системы АУПС. Об этом в нормах не сказано ничего, так что приходится ставить извещатели строго по разделу 13.3 СП 5.13130.2009.

Долговечность работы системы в данном случаи играет даже большую роль, чем время обнаружения. Ведь при любом ложном срабатывании во время службы, отпевания, крещения ее просто отключат, и этим закончатся все старания в деле пожарного благоустройства храма.

Внутри пространство храма с точки зрения пожарной нагрузки представляет собой набор из ковровых дорожек на полу, деревянной вагонки, обшивающей колонны, и иногда отсыревших участков стен, книжной лавки внутри у входа, икон и образов, свечей, незначительного количества ладана и кабельной продукции (освещение и розетки).


Из пожаров в Храмах вспомнился удивительный случай в городе Суздале.

Вечером 21 июля 2011 года во время грозы в результате удара молнии загорелась главка Преображенской церкви музея деревянного зодчества в Суздале. Оперативно прибывшему на место дежурному караулу ПЧ-26 удалось быстро локализовать пожар и свести ущерб к минимуму.

Но от пожаров извне, как говорится, внутри здания никто не застрахован. Необходимо учитывать, что энергонасыщенность нынешних зданий храмов достаточно высока. В последнее время ко многим из них подведены газопроводы для отопления (газовые котлы), внутрь храмов проведено электричество для освещения и пользования электроприборами, количество синтетических материалов в качестве отделочных и ковровых дорожек также возросло. И хотя деревянных храмов стало значительно меньше, чем каменных, вопрос их оснащения необходимыми средствами остается открытым в основном из-за отсутствия должного финансирования (огнезащита чердаков и подкупольного пространства, колокольни, пожарная автоматика, пути эвакуации, как требует инспекция, трудногорючие отделочные материалы и т.п. и т.д. по предписаниям).

Тем временем мы с отцом Владимиром пришли к выводу, что ввиду ограниченности средств и необходимости поддержания долговечности системы в качестве средств обнаружения можно принять обычные ИП 212-141 (120 руб.), самые простые, надежные и недорогие пожарные извещатели. Их установили на металлические связи под потолком (кабель для эстетики скрыли в гофре за профилем). Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (в ред. Изменения №1, утв. Приказом МЧС РФ от 01.06.2011 №274), при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями. Остальные помещения, не попавшие в этот перечнь, в т.ч. храмы, не обязательно оборудовать дымовыми пожарными извещателями, но применение именно извещателей оказалась экономически целесообразным. Почему выбор пал не на линейные дымовые, не пламени, не на тепловой кабель и не на те, что «НА БАТАРЕЙКАХ»:
■ извещатели пламени - будут засвечены пламенем свечей, и к тому же в начальной стадии пожара скорее будет выделяться дым и тепло, нежели будет открытое пламенное горение;
■ линейные дымовые - негде ставить, внутри храма потолки сводчатые, сложной формы, равномерно не удастся защитить пространство под потолком;
■ линейные тепловые - придется опутать стены кабелем, который будет бросаться в глаза;
■ точечные тепловые - не вариант, так как долго будут обнаруживать тепло, негде поставить под куполом (там фрески), крайне инерционны, максимально-дифференцированные также не подойдут, так как во время службы тепло в храме нарастает постепенно, что также может вызвать срабатывание.

Нормативный документ НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования» морально устарел и не может рассматриваться как руководящий при проектировании, чего стоит только пункт «7.2. Для защиты молельного зала, помещения алтаря и других обрядовых помещений взамен автоматической пожарной сигнализации могут применяться автоматические водяные установки пожаротушения». То, что не разрушили красные идеологи, осталось залить водой.

В качестве помещения с круглосуточным пребыванием персонала было выбрано помещение в стоящем рядом здании храмовой сторожки. Там действительно круглосуточно присутствуют люди.

Над выходами разместили указатели Выход «Молния-12 ЛАЙТ», 113 рублей (очень удобно подключать провода), в храме разместили звуковые оповещатели ПКИ «Иволга», 111 рублей («разбудят мертвого»), прибор ВЭРС-ПК1 со встроенным аккумулятором (920 руб), кабель КСРЭВнг(А)-ЕР1_5 4х0,5 (самый боевой и ходовой по 22 рубля /метр) - итого, мы уложились в 5000 рублей.


Наша пожарно-православная история стала развиваться еще активнее. Раздался звонок с аналогичной проблемой и тоже от «тезки» отца Владимира (Церковь Архангела Михаила в селе Красное (г. Владимир)). Там после ухода инспектора из Храма остались только негативы и штрафы.

И сразу вспомнились из практики строительства объекты - Храм пос. Ямбург, Церковь на 500 прихожан в п. Тазовский, Соборная мечеть в г. Новый Уренгой, Мечеть татарской общины по ул. Чубынина в г. Салехарде - не было такого раньше, не было, чтобы так жестко.

В одной области и два разных подхода - Давыдово (и сингалку сделали благотворительно, и штрафа избежали) и в селе Красное (штрафы, жалобы, негатив и непонимание). Храмы стояли и раньше, объемно-планировочные решения у них старые. И пути эвакуации не всегда той ширины и высоты. И класс функциональной пожарной опасности не просто определить для молельного зала, и требования к отделочным материалам не просто подобрать (сучетом количества людей). И с размещением пожарных извещателей в сводчатых потолках непросто. И вообще там особо НЕЧЕМУ ГОРЕТЬ и ЛЮДИ ТУДА ПРИХОДЯТ АДЕКВАТНЫЕ на случай пожара...

Не думаю, что после жестких походов надзора в церковь, будет приятно привести туда коллег и сослуживцев и помолиться... За что? За пожарную безопасность?

Но реальность нашей жизни такова, что, работая в Храме, мы стали просто туда ездить. Просто ставить свечи, просто молиться, стали оставаться с собой и с Богом наедине...

Выходя из Храма, профессиональным взглядом заметил утюг на деревянном столе внутри молельного зала. Сразу подумалось - ну вот и источник пожарной опасности, куда смотрит настоятель, а может, правда, что надо строго спрашивать, а может, спрашивать за режим, а не за капиталку?

А. Соболев

заместитель генерального директора ООО «ТехИнСПАС» (г. Владимир)

С точки зрения контролирующих органов любой православный храм представляет собой здание с массовым пребыванием людей, где используются источники открытого огня и возможного задымления. Такая формулировка, безусловно, соответствует действительности: церковь без горящих свечей и лампад выглядела бы странно, трудно представить себе и бездымный ладан.

В действовавших до недавнего времени в России Правилах пожарной безопасности общему подходу к этим вопросам был посвящен особый раздел, касавшийся исключительно культовых сооружений. Но в апреле 2012 года постановлением правительства Российской Федерации взамен этого документа принят новый - Правила противопожарного режима .

«Там нет специальных глав, касающихся культовых сооружений, как и каких-либо других специфических построек, - рассказывает заместитель начальника нормативно-технического отдела департамента надзорной деятельности МЧС России Андрей Александрович Макеев. - Главным же документом в вопросах пожарной безопасности для православных приходов на территории России (впрочем, как и для любых других физических и юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность) остается Федеральный закон, подписанный президентом России 22 июля 2008 года и охватывающий на данный момент все государственные противопожарные стандарты в нашей стране. Правда, он (как и любые другие законы) обратной силы не имеет и касается лишь заново возводимых зданий и сооружений. Для ранее построенных церквей действуют (в части, не противоречащей Техническому регламенту, но касательно православных храмов подобных противоречий нет), причем до особого распоряжения правительства, которое впоследствии их отменит, посвященные культовым сооружениям специальные Противопожарные требования (согласованные с Московской Патриархией)» .

Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ определил правовые основы обеспечения пожарной безопасности. Установленные данным законом требования являются обязательными для Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений (епархий, монастырей, приходов, подворий), имеющих правоспособность юридического лица.

В то же время Церковь в процессе своей деятельности при решении вопросов безопасности руководствуется нормами специального законодательства о некоммерческих, в том числе религиозных организациях, а именно Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» , Федеральным законом «О некоммерческих организациях» . Впрочем, важно отметить, что указанные законы не содержат норм, посвященных вопросам контроля и надзора в сфере пожарной безопасности. Так, статья 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» , статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определяют особенности осуществления Ро-срегистрацией (ее территориальным органами) контроля за соответствием деятельности религиозных организаций целям, предусмотренным их уставами, и законодательству Российской Федерации.

Сейчас в развитие Технического регламента разрабатываются Своды правил пожарной безопасности. В настоящий момент их тринадцать, и за исключением двух из них (не имеющих отношения к религиозным организациям) разработчики отошли от отраслевого принципа компоновки. Каждый Свод правил будет посвящен одной из систем пожарной безопасности (к примеру, путям эвакуации и подъезда транспорта, общему водоснабжению, сигнализации, пожарному водопроводу и т.д.). Помимо этого, появится отдельный Свод правил добровольного применения, касающийся именно культовых сооружений.

Разрозненные Своды правил, и теперь уже новые Правила противопожарного режима регламентируют следующее: в самом здании храма должны быть пожарные изве-щатели, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), огнетушители и многое другое.

Как известно, в любом здании культового назначения должны быть системы пожарной автоматики - пункт 12 таблицы А.1 СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» . Настоящий Свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Многие церковные здания и сооружения появились в те давние времена, когда принципы, методы и сами противопожарные технологии сильно отличались от нынешних. На этот счет научно-технический совет Департамента надзорной деятельности МЧС РФ выработал следующую рекомендацию. Объекты старше полувека (а также возводившиеся по таким древним нормативам, которые теперь уже невозможно установить) следует эксплуатировать не по современным нормам, а в соответствии с Декларацией пожарной безопасности. Документ этот составляется собственником здания по заявительному принципу. «Далее бумага представляется в отдел Государственного пожарного надзора нашего министерства, где ее просто регистрируют, - уверяет А.А. Макеев, - и дальше объект можно использовать в соответствии с положениями, которые там заявлены. Разумеется, таким образом, чтобы это не угрожало жизни и здоровью людей (подобные позиции в Декларации мы, естественно, не пропустим)».

Конкретные требования к обеспечению пожарной безопасности на культовых объектах изложены, главным образом, в нормах пожарной безопасности НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования» .

Хотелось бы высказать свою точку зрения по существу данного документа, непосредственно касающегося деятельности религиозных организаций в сфере предупреждения пожаров. Он был введен в действие приказом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России от 18 июня 1996 № 32. НПБ, затрагивающие интересы религиозных организаций, не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Между тем, согласно постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» , нормативные правовые акты федеральных министерств, в частности приказы, подлежат государственной регистрации в Минюсте России. Таким образом, незарегистрированный в установленном порядке приказ МВД не имеет юридической силы и не обязателен для применения.

Обращает на себя внимание еще одна немаловажная деталь. Указанные НПБ согласованы с Минстроем России (письмо № 13/132 от 29.03.95) и Минкультуры России (письмо № 495-41-14 от 06.05.96). Однако при этом совершенно проигнорировано положение п. 7 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» , согласно которому органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

В целях реализации положения п. 7 ст. 8 данного закона на федеральном уровне созданы следующие совещательные органы, включающие в свой состав представителей заинтересованных религиозных организаций: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации ; Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации . Структуры по взаимодействию с религиозными объединениями действуют в аппаратах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Несмотря на указанные обстоятельства НПБ не были согласованы не только с религиозными организациями, но также и с упомянутыми совещательными органами, созданными при Президенте Российской Федерации и при Правительстве Российской Федерации.

Анализ правовых аспектов обеспечения пожарной безопасности поневоле поставил на повестку дня еще один важный вопрос: почему для религиозных организаций без какого-либо участия с их стороны разработаны специальные НПБ, в которых изложен большой объем различных требований, подлежащих обязательному исполнению, а для других объектов различного назначения такие НПБ отсутствуют.

В конце марта 2012 года в результате пожара в ночном клубе, расположенном в театре «Ленком», погибло 10 человек. По информации СМИ со ссылкой на персонал клуба в нем каждую ночь проводились огненные шоу с использованием чистого спирта.

Аналогичный пожар имел место в баре города Орска Оренбургской области, где также погибло 10 человек. Подобных пожаров, к сожалению, по стране происходит довольно много.

При этом вызывает недоумение следующее обстоятельство: для религиозных организаций установлено императивное требование, согласно которому в храме допускается хранение лампадного масла в количестве не более 5 литров. В то же время в ночном клубе применяется чистый спирт, и это никем не нормируется и не пресекается, тем более, что чистый спирт по своим физико-химическим свойствам гораздо опаснее лампадного масла.

В этой связи возникает вопрос: почему же отсутствуют специальные НПБ для игровых и развлекательных заведений, начиная с баров, клубов, игровых залов, казино, варьете и др., где значительная масса людей находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Как не парадоксально, но в ППБ 0103 нет вообще какого-либо упоминания о казино и других подобных организациях, зато религиозным организациям посвящен целый раздел.

Чем обусловлена такая «любовь и забота» пожарных к регламентации правил и норм пожарной безопасности в зданиях, предоставленных религиозным организациям?

Священнослужителей, сотрудников религиозных организаций, а также прихожан нельзя сравнить с футбольными или другими фанатами. Как правило, это законопослушные люди. В то же время для них, но, что принципиально важно, без их участия, без учета традиций и внутренних установлений религиозных организаций, придумана масса различных запретительных мер, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Должностные лица пожарного надзора от имени государства требуют их исполнения, хотя элементарная логика подсказывает, что нельзя самому писать правила и самому же их контролировать.

В этой связи позволительно спросить: «А где НПБ, разработанные ГПС, для других объектов с массовым пребыванием людей, для тех же «праздников пива», где поведение фанатов и одурманенной пивом молодежи никак нельзя сравнить с поведением прихожан в храме.

Столь большое количество вопросов, поставленных выше, не имеет своей целью кого-либо обидеть или поставить в неудобное положение. Это закономерная реакция на, мягко говоря, не вполне законную попытку давления Государственного пожарного надзора на религиозные организации.

Храмы простояли века, берегли их люди, а не системы. Основная причина пожара - неосторожное обращение с огнем. Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы предоставленные ее каноническим структурам объекты религиозного назначения были пожаробезопасными, чтобы в храмах, монастырях и на других объектах не было пожаров, чтобы повсеместно строго соблюдались Правила пожарной безопасности.

В заключение анализа НПБ 108-96 хотелось еще раз подчеркнуть, что правовой статус этого нормативного документа далек от совершенства. Сложно поверить, что юристы и должностные лица МЧС России не знали о правовой несостоятельности указанных НПБ. Тем не менее, 18.06.2003 МЧС России издает приказ № 316 «Об утверждении норм пожарной безопасности» .

Этим приказом утвержден перечень из 128 норм пожарной безопасности, в который вошли НПБ 106-96.

Согласно заключению Минюста РФ (письмо от 18.06.2004 № 07/5845-ЮД) приказ МЧС России от 18.06.2003 № 316 в государственной регистрации не нуждается. Здесь есть небольшая юридическая тонкость. Действительно, сам по себе перечень норм пожарной безопасности не нуждается в государственной регистрации, но это вовсе не означает, что в ней не нуждаются НПБ, которые включены в указанный перечень. Без государственной регистрации в Минюсте России НПБ 106-96 являются не более чем рекомендацией.

К сожалению, реальная жизнь показывает, что иногда на объектах культа случаются пожары.

«Чаще всего в предписаниях об устранении недостатков встречаются такие нарушения, как захламленные или закрытые пути эвакуации, неработающая пожарная сигнализация и проблемы с подсвечниками. По нормам пожарной безопасности подсвечники должны быть прикреплены к полу, чтобы исключить их опрокидывание, разлитие масла и попадание огня на людей, - говорит А.А. Макеев. - Да, часто по этому поводу мы сталкиваемся с недоумением и даже с непониманием. Но дело в том, что термин «прикреплен» достаточно либерален и широк, он не означает обязательного приваривания подсвечника, его бетонирования или даже крепежа при помощи шурупов. Во многих приходах освоили способ механического соединения «шип-паз». При помощи его геометрии основание подсвечника легко сопрягается с конструкцией пола, так же легко вынимается, а сам подсвечник можно переносить и устанавливать в любом другом месте храмового помещения, где сделано аналогичное углубление. Следом, в условном рейтинге нарушений, я бы разместил некачественные электропроводку и печное отопление. В городах печи, конечно, не столь актуальны, но в провинции по-прежнему встречаются часто. Достаточно сказать, что самый сильный пожар в православном храме в нашей стране случился в 2012 году именно из-за печи: в Сочельник в чувашском селе Миренки полностью сгорел деревянный храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» постройки 1896 года».

В целом по стране за шесть последних лет во всех культовых зданиях и сооружениях при пожарах погибли пять человек, еще семеро получили травмы - цифры, по российским меркам, скромные. Отдельной статистики по пожарам в православных храмах МЧС РФ не ведет: есть лишь общие данные для религиозных организаций и учреждений. Но вряд ли уровни противопожарной культуры у верующих традиционных религий России серьезно разнятся. Скорее всего, инциденты с возгораниями и в православных церквах, и в католических костелах, и в мечетях, и в синагогах имеют одинаковую природу и случаются с примерно равной вероятностью. Если так, то динамика пожаров в православных храмах не должна вызывать серьезного беспокойства. Это предположение находит подтверждение при анализе данных по Москве. В 2007 году здесь зарегистрировано семь пожаров в православных церквах, в 2008 - шесть, в 2009 и 2010 - по пять, в 2011 - два. Погибших во всех этих случаях не было, и на фоне порядка десятка ежедневных пожаров по всему городу данные цифры выглядят ничтожными.

В 2012 году в столице горел пока только один храм - Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, случилось это в феврале. «Но то происшествие не связано с эксплуатацией храма по его главному предназначению, - объясняет заместитель начальника отдела Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Москве Алексей Котт. - Шла реставрация и реконструкция, здание обнесли лесами, они по вине строителей и занялись. Вообще это один из самых распространенных сценариев пожара в православных церквах».

«В основном инспекторы Госпожнад-зора высказывают нам рутинные претензии: просрочены огнетушители, не-укомплектованы пожарные щиты, зимой не расчищены пожарные гидранты, - признается староста деревянного храма Святого великомученика и победоносца Георгия в Коптеве (Москва, ул. Большая Академическая) Валерий Уликов. - Всю электропроводку мы привели в соответствие с современными требованиями (говоря откровенно, контролирующие органы вынудили нас это сделать), замечаний по этой части больше нет. С момента постройки трижды (то есть примерно раз в пять лет) обновляли противопожарную пропитку. Каждая такая процедура обходится в 40 тыс. рублей, зато от случайного возгорания изнутри сруб защищен полностью».

Противопожарная защита деревянных строений - тема особая. Достаточно сказать, что сейчас в нашей стране именно по причине высокого риска возгораний запрещено возводить полностью деревянные строения выше трех этажей. Это положение, впрочем, не помешало в начале 2000-х годов вырасти на территории Центра ремесел «Русское подворье» в Измайловском кремле (Москва, Восточный административный округ) высочайшему на данный момент на территории России деревянному православному храму - 46-метровой Никольской шатровой церкви. Дело в том, что сухой архитектурный термин «этаж» плохо соотносится с традиционным храмовым зодчеством.

«К храму Николая Угодника у нас вопросов нет, - признается Алексей Котт. -Зато постоянно возникают вопросы к администрации «Русского подворья». Справедливости ради, ей объективно тяжело вписаться во все нормы: скученность деревянных построек на относительно небольшой территории - это всегда риск пожара с серьезными последствиями. Не говоря уж о факте поджога, который имел здесь место семь лет назад. .. »

«Кроме того, новый деревянный храм может в течение нескольких лет давать осадку, - напоминает глава клуба мастеров «Сень» Александр Билецкий. - Поэтому провода надо прокладывать с большими допусками, чтобы они не натянулись и не лопнули (а мельчайшей искры, попавшей на утеплитель из пакли или льна, достаточно для серьезного порохового огня, и никакая пропитка не спасет). И, конечно, вся электропроводка должна быть с серьезным коэффициентом запаса по мощности, а счетчики и переключатели - только лучших мировых производителей».

К слову, пропитка древесины и утеплителя особым огнезащитным составом -антипиреном - на деревянных объектах государственными органами не предписывается, это дело добровольное. Но в православных храмах такой мерой, как правило, не пренебрегают. Возможно оттого, что деревянные церкви (во всяком случае, в больших городах) по-прежнему скорее исключение, чем правило, и их приходы относятся к своим храмовым зданиям с особой щепетильностью.

Конечно, в таком деле, как защита храмов от огня, надеяться лишь на профессионалов слишком рискованно и самонадеянно. Ведь помощь пожарным со стороны волонтеров имеет в России богатейшие традиции (еще до революции многие механизированные пожарные части создавались именно на основе добровольческих дружин). Но последние два десятка лет в Церкви было множество других хозяйственных проблем, так что до создания добровольных пожарных дружин руки доходили лишь в мужских монастырях (славу наиболее организованного в этом смысле коллектива снискала братия Свято-Введен-ской Оптиной пустыни). Теперь же многое меняется и в приходах, благо вступивший в прошлом году в действие закон «О добровольной пожарной охране» предусматривает создание добровольных дружин при религиозных организациях.

Так, с инициативой организации подобных подразделений при храмах выступил митрополит Екатеринбургский и Верхотур-ский Кирилл. Областная администрация проявила понимание и уже выделила средства на приобретение ранцевых огнетушителей, ведь в приходе дружинникам вовсе не обязательно уметь управляться с пожарной машиной. Да и вообще, как во всякой добровольной дружине, в противопожарной главное направление деятельности -профилактика. Ну и, конечно, не стоит забывать о главной «профилактике» в жизни любого православного человека - молитве. Тем более молитвенных обращений, касающихся защиты от разрушительной стихии огня, известно множество.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 № 19, ст. 2415.

2. Федеральный закон от 22 июля 2008. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 30 (часть I), ст. 3579.

3. НПБ108-96. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Культовые сооружения. Противопожарные требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 18.06.1996 № 32) // Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы. Часть 4. М.: ГУГПС МВД РФ, 1997.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 № 35, ст. 3649.

5. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 № 3, ст. 145.

7. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

8. Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 № 3, ст. 145.

9. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 № 19, ст. 2415.

10. Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 № 175 «Об утверждении Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»» // Пожарная безопасность. 2010. № 3.

11. НПБ 108-96. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Культовые сооружения. Противопожарные требования (утв. ГУГПС МВД РФ, введены в действие Приказом ГУГПС МВД РФ от 18.06.1996 № 32) // Сборник руководящих документов Государственной противопожарной службы. Часть 4. М.: ГУГПС МВД РФ, 1997.

12. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 августа 1997 № 33, ст. 3895.

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 № 39, ст. 4465.

14. Распоряжение Президента РФ от 02.08.1995 № 357-рп «Обутверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 1995 № 32, ст. 3294.

15. Постановление Правительства РФ от 15.07.2006 № 438 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2006 № 30, ст. 3400.

Сооружения религиозных конфессий, где устанавливаются пожарная сигнализация и СОУЭ:

  • православные церкви, соборы, храмы, часовни, домовые церкви, Епархиальныеуправленияя, Церковно-причтовые дома, духовные училища, семинарии, воскресные школы (гимназии), жилые дома причта, гостиницы, богадельни, келейные корпуса, дома наместников, церковные лавки, производственные мастерские
  • исламские (мусульманские) мечети, медресе (мусульманское учебное заведение, являющееся средней школой и мусульманской духовной семинарией), ханаке
  • католические храмы, приходы, соборы
  • протестантские храмы, церкви, дома молитвы
  • буддийские храмы (дацанах)
  • иудейских храмы

Особенности проектирования и установки пожарной сигнализации в храмах и церквях

При проектировании пожарной сигнализации в храме и СОУЭ необходимо учитывать особенности архитектурных решений культовых зданий и сооружений (купольные и сводчатые конструкции), а также порядок служений, традиций и проходящих обрядов.

Работа по установке пожарной сигнализации в храмах, церквях и других религиозных сооружениях и зданиях требует особого внимания и дополнительных знаний, так как зачастую объекты представляют историческую и архитектурную ценность.

Наиболее удобным представляется монтаж радиоканальной (беспроводной) пожарной сигнализации и системы оповещения в церквях, храмах и мечетях. Беспроводная система позволяет избежать работ с декоративными покрытиями, фресками, мозаиками и пр.

Из-за отсутствия типовых проектов расчет затрат на закупку и монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и эвакуации в церкви, мечети или храме в каждом случае является уникальным. Каждый объект требует детальной проработки и обязательного обследования инженером. Расчет стоимости пожарной сигнализации и СОУЭ должен учитывать площадь, высоту и тип конструкций здания.

После сдачи систем и дальнейшей эксплуатации автоматическая пожарная сигнализация (АПС), система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) должны быть в рабочем состоянии и обслуживаться согласно технических регламентов. Документация (проекты, акты приемки, журналы технического обслуживания) должны хранится в храме, соборе, мечети, дацане и предоставляться по требованию соответствующих органов.

Регламентирующие документы:

  • Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»;
  • НПБ 108-96 «Культовые сооружения. Противопожарные требования»;
  • СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
  • СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

Все сооружения религиозного назначения – церкви, монастыри, храмы и мечети − в интерьере и обиходе содержат множество пожароопасных предметов. К ним относятся лампады, подсвечники, одно, двух и семисвечники, а также многие службы проходят с использованием зажжённых церковных свечей.

В последнее время к этим сооружениям стали подводить газопроводы и электричество. Кроме того, в церквях содержится множество культурных и исторических ценностей, которые подлежат особой охране.

Пожар в таких зданиях, к сожалению, не редкое явление. Частой причиной называется несоблюдение инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви и других религиозных помещениях.

Современные правила предписывают наличие в общественных местах, к которым также относятся храмы и церкви, систем оповещения посетителей, и .

Какие еще существуют правила и нормы по предотвращению пожара на объектах религиозного назначения? Как спастись, если во время вашего нахождения внутри помещения возникло возгорание – рассмотрим далее.

Новые правила пожарной безопасности в храмах

Премьер-министр РФ Медведев Д.А. одобрил документ, который подробно описывает требования к пожарной безопасности религиозных организаций. Он был подготовлен совместно с МЧС России, а также прошел согласование в Межрелигиозном Совете РФ. Изменения вносимые в Правила противопожарного режима в Российской Федерации Дополнить разделом XXI следующего содержания: «XXI. Объекты религиозного назначения». Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1174

Документ содержит несколько пунктов, которые предписывают следующее:

  1. В помещении, где располагаются священнослужители, должен быть в наличии как минимум 1 огнетушитель.
  2. Организация постоянной телефонной связи с охраной и дежурными.
  3. Горючие жидкости следует хранить только в специально отведенных местах. В молельном зале или во время совершения обрядов разрешается иметь только определенное количество. В залах с отделкой из негорючих материалов максимальное количество 20 литров, а для остальных − разрешено не более 5 л.
  4. Установлен запрет на пожароопасные работы в помещении при наличии прихожан.
  5. Электронагревательные приборы следует устанавливать на расстоянии более 1 метра от мест хранения и разлива масляных жидкостей. Запрещена стеклянная тара для горючих жидкостей. Их разлив в лампады осуществляется только из небьющейся емкости.
  6. Во время проведения праздничных служб с большим количеством прихожан следует организовать дополнительные противопожарные мероприятия.
  7. Все предметы религиозного интерьера с открытым огнем устанавливаются устойчиво только на негорючую поверхность. Возможность опрокидывания таких предметов должна быть исключена. Зажженный кадила располагается на расстоянии 0,5 метра и более от легко воспламеняющихся предметов отделки или интерьера.
  8. Вешалки и раздевалка с одеждой могут находиться только на расстоянии 1,5 м от мест открытого огня (лампады, подсвечники, печи).
  9. Ковровые изделия, которые используются только во время религиозных мероприятий, разрешается не прикреплять к полу.
  10. Размещение травы в молельном зале в праздник Св. Троицы возможно только в течение суток. Впоследствии она подлежит замене.
  11. Если в зале необходимо наличие горючих материалов (сухой травы, еловых веток), то располагать их следует только в 1,5 м от источников открытого пламени.

Подробнее в видео по теме

Помимо уточненных правил пожарной безопасности храмов, которые следует соблюдать во время служб, новый документ предписывает священнослужителям ежедневно осуществлять проверку аварийных и эвакуационных выходов. Все они должны соответствовать выше изложенным пунктам.

Несмотря на то, что в праздничные дни приходит огромное количество людей, включая детей, особых правил, которые бы регулировали пожарную безопасность на религиозных объектах, не было. Именно это повлияло на определение правил особого регулирования в этой сфере.

Как себя вести в случае пожара в храме или церкви

Из-за большого количества открытых источников огня, скопления прихожан бывает крайне сложно соблюдать полностью все правила пожарной безопасности в церкви. Ситуация еще может осложняться наличием ковровых покрытий и других предметов, которые легко поддаются воздействию огня.

При возникновении пожара в храмах бывает трудно контролировать его распространение. Это зачастую связано с особенностями строения религиозных объектов. Во многих храмах наличие высокого купола не дает пожарным возможность взять огонь под контроль.

Таки образом, крайне важно во время пожара в храме правильно действовать. Напомним, как следует вести себя прихожанам при обнаружении возгорания:

  • Необходимо сразу, не теряя времени, вызвать пожарную бригаду. Информация должна быть точной. Следует назвать: адрес церкви; кратко о том, что произошло; и свои контактные данные.
  • Не теряйте самообладание. Организуйте эвакуацию людей.
  • При небольшом возгорании, попробуйте использовать первичные средства тушения для ликвидации огня. В церкви обязательно должен находиться огнетушитель, уточните его наличие и место у служителей храма.
  • Если огонь распространяется слишком быстро, то не геройствуйте. Покиньте помещение, закрыв плотно двери.

Однако самое главное, это недопущение такой огненной ситуации. Для этого всем посетителям нужно внимательно и со всей серьезностью относиться к соблюдению установленной инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви.

Как правильно вызвать сотрудников пожарной охраны читайте тут:

Инструкции о мерах пожарной безопасности в церкви и храме (образец)

Полный текст документа по кнопке СКАЧАТЬ

Не нужно слишком близко наклоняться к зажженным свечам. Обязательно перед службой уточните, где находятся эвакуационные выходы. При звуковом оповещении о возможном возгорании не создавайте панику, не толкайте других прихожан, и старайтесь не попасть в давку.

Работникам храмов также следует соблюдать все предписания для обеспечения безопасности прихожан:

  • Следует содержать в надлежащем виде (не захламленном) пути экстренного выхода из помещения.
  • Обеспечить беспрепятственный подъезд машин пожарной бригады и медицинской помощи.
  • Сигнализация и пожарные оповещатели должны быть в рабочем состоянии. Для этого сдует их регулярно проверять.
  • Обеспечить наличие действующих огнетушителей в местах открытого доступа.

Все работники церквей должны знать порядок действий в случае пожара. Управление МЧС России рекомендует сохранять бдительность, и осуществлять контроль над детьми во время нахождения в храмах. Пожар часто возникает из-за человеческой халатности. Знание и соблюдение предписаний пожарной безопасности сделает посещение церкви безопасным, а время, проведенное там, будет наполнено только положительными эмоциями.



Похожие публикации