Урок в православной школе ной всемирный потоп.  Сотворение мира, грехопадение и всемирный потоп

познакомиться с историей всемирного потопа

Задачи:

  • познакомиться с историей построения Ноем ковчега
  • узнать об обстоятельствах начала и окончания всемирного потопа, его продолжительности
  • понять необходимость всемирного потопа

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.1. Глава 7.
  2. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Урок 4.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава IV.

Ключевые понятия:

  • Потоп

Словарь урока:

  • Праведник
  • Ковчег
  • Голубь
  • Радуга
  • Знамение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:




Проверочные вопросы:

  1. Кто был Ной?
  2. Что Бог ему велел сделать?
  3. Сколько времени шел дождь?
  4. Что Ной сделал после потопа?
  5. О чём напоминает нам радуга?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождаемый иллюстрациями.

Работа над «озвучиванием мультфильма»: просматривая музыкальный мультфильм, дети должны сами озвучить его. Дать возможность большему числу детей попробовать свои силы, разделив мультфильм на эпизоды.

Выполнение письменной работы «Точка за точкой».

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Учитель дополняет своим рассказом увиденное детьми.

Дети отвечают на проверочные вопросы.

Выполнение коллективной поделки «Ноев ковчег». Каждый ребенок получает пару животных для вырезания и раскрашивания. Когда животные готовы, учитель помогает склеить заранее напечатанный большой Ноев ковчег, собрать и поместить в него всех животных.

Видеоматериалы:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Потоп»:

  1. Библейские истории. Ной и Великий потоп. Читает Иннокентий Смоктуновский:

  1. Мультсериал «Моя первая Библия». «Ноев ковчег»:

  1. Музыкальный мультфильм «Ноев ковчег»:

  1. Телепроект «Остров открытий». Часть «Ноев ковчег ».

1) Гнев Божий на людей

Со времени смерти Адама и Евы прошло много лет. Род человеческий размножился. Дети Божии и дети человеческие сначала жили раздельно, но потом сыновья Божии стали брать в жены дочерей человеческих и следовать их дурному примеру. Все люди стали жить в грехах: забывать Бога, обижать друг друга и заботиться только о земном.

Бог, наконец, разгневался на людей и решил очистить землю от грехов их и поселить на ней новый человеческий род. Один только человек по имени Ной оставался праведным на земле. Бог сказал Ною: «Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всё живущее на земле... и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».

2) Повеление Ною строить ковчег

В то время люди жили долго, и Бог назначил им сто двадцать лет на раскаяние. А Ной в это время должен был вести своё необычайное строительство. Получив откровение от Бога, Ной приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер и был осмолён внутри и снаружи. Длина ковчега была около 150 метров, ширина – 25 метров и высота – 15 метров. Наверху было сделано в полметра длинное отверстие по всему ковчегу для света и воздуха, а сбоку дверь. Он состоял из трёх ярусов со множеством отделений, предназначенных для животных и корма.

И сделал Ной всё, что повелел ему Бог. Сооружение Ноем громадного корабля на суше, вдали от воды, вызывало у окружающих людей лишь насмешки. Бог ожидал пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но всё было напрасно. Ной говорил людям о грядущем потопе, но они лишь издеваясь над проповедью Ноя, становились ещё более беззаботными. Тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и взять с собой ото всех зверей, по 7 пар чистых и по 2 пары нечистых. (Чистыми назывались животные, которых можно было принести в жертву Богу.)

3) Начало всемирного потопа

Ной послушался Бога и вошёл в ковчег. И вот «...разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь 40 дней и 40 ночей». Вода всё прибывала и прибывала на земле. Сто пятьдесят дней поднимался её уровень, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле». Погибло всё живое, и только один Ноев ковчег носился по необъятному морю. Это ужасное наводнение называется «всемирным потопом».

4) Окончание всемирного потопа

Постепенно вода начала убывать, и в седьмой месяц ковчег остановился на одной из вершин Араратских гор. На двенадцатый месяц, когда вода значительно спала, Ной выпустил через окно ворона, чтобы узнать, найдёт ли он сухое место, но ворон то улетал, то вновь возвращался к ковчегу. Тогда через семь дней Ной выпустил голубя, но и он вернулся, не найдя места, где бы смог отдохнуть. Спустя семь дней Ной опять его выпустил, и голубь вернулся под вечер, держа в клюве свежий оливковый лист. Ной подождал ещё семь дней и в третий раз выпустил голубя. На этот раз он не вернулся, ибо земля уже просохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле.

5) Жертвоприношение Ноя

Тогда Ной вышел с семьей из ковчега, выпустил всех зверей и принес жертву Господу в благодарность за чудесное избавление. Жертва Ноя была угодна Богу, и Господь сказал ему, что на земле никогда больше не будет потопа. Знамением (то есть знаком) этого обещания Богом была дана радуга. Так Господь водою потопа как будто смыл все грехи с земли, и на ней снова началась жизнь.

6) Нравственные выводы

Почему же Бог, столь любящий людей, навёл на них потоп? Очевидно, они настолько уже были заражены пороком, что не случись потопа, все люди погибли бы от собственных грехов. Ведь подумай, как живут очень порочные люди – злятся на других, обижают, дерутся, могут даже убить. Хорошо, что их немного. А, представь, что бы творилось в мире, если бы такими были почти все люди? Поэтому каждому из нас нужно помнить, что совершая плохие, порочные поступки, мы увеличиваем количество зла в мире. От этого становится тяжелее жить и нам, и окружающим нас людям. Человек призван быть творцом добра, умножать на земле любовь, поэтому мы должны быть на стороне добра.

7) Необходимость беречь природу

Потоп, по обещанию Бога, не угрожает нам, но существует, кроме греховной жизни, ещё одна опасность. Посмотри вокруг. Нередко на улицах, во дворах, в подъездах домов можно увидеть мусор, разрисованные стены. Загрязняются леса, реки, моря, воздух. Конечно, предпринимаются различные меры для поддержания чистоты. Но если каждый человек не будет заботиться о чистоте, разве будет в нашем большом доме, этом замечательном мире, чисто и уютно? Поэтому, чтобы не пришлось тебе и твоим детям дышать грязным воздухом, ходить в замусоренный лес, купаться в загрязнённом море, старайся беречь этот прекрасный данный нам Богом мир.

Проверочные вопросы:

  1. Как люди жили после смерти Адама и Евы?
  2. Кто был Ной?
  3. Что Бог ему велел сделать?
  4. Почему ковчег был таким большим?
  5. Что произошло, когда Ной вошел в ковчег?
  6. Сколько времени шел дождь?
  7. Как Ной узнал, что можно выходить из ковчега?
  8. Что Ной сделал после потопа?
  9. О чём напоминает нам радуга?

Вера Калужина
Занятие по библейскому сюжету «Ноев ковчег»

Тема : «Ноев ковчег »

Задачи : Совершенствовать навыки счета; упражнять в умение находить предыдущее и последующее число к предложенному числу; закрепить знания о составе числа 10; совершенствовать навыки вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом. Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие; приобщать к активной мыслительной деятельности; развивать логическое мышление, активизировать словарь. Воспитывать нравственно-волевые качества –целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.

Интеграция образовательных областей : Познание, Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы, Здоровье.

Оборудование и материалы : магнитно-маркерная доска; ковролин.

Раздаточный материал : касса цифр и знаков, палочки Кюизенера, игра “Крестики” Воскобовича.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

II. Основная часть :

Давным давно на Земле жил праведный и добрый человек по имени Ной. Он никогда не сквернословил, много трудился и почитал Отца нашего небесного господа Бога. За это Господь предупредил Ноя о надвигающемся Потопе. Господь велел сделать Ною ковчег и собрать на нем всех животных по паре. Ной так и поступил и когда начался Потоп, сумел спастись сам и спас животных.

Из игры “Крестики”, по предложенной схеме с пропуском деталей, дети строят Ковчег .

Игровое упражнение ”Пары”.

На Ковчег к Ною стали приходить животные. Кому то повезло и они сразу находили себе пару (изображение двух поросят, а кто-то еще не нашел пару (произвольное расположение животных) и просит вас помочь.

Сколько всего животных?

Назовите парных домашних животных.

Назовите парных диких животных.

Среди диких и домашних зверей есть звери без пары, назовите их.

Дети рассматривают демонстрационный материал и отвечают на вопросы педагога.

Как только на утреннем небе погаснет последняя звезда, ковчег отплывет .

Дети выполняют задание “Звезды” на ковролине, по словесной инструкции педагога убирая звездочки, отмеченные числами первого десятка. Например : последующее 7, предыдущее 10…

Игровое упражнение ”Накорми зверей”.

Во время плавания все звери ели только растительную пищу. Зайцу нравится морковь, обезьяна получила два банана, а ослик очень любит яблоки, но когда Ной положил перед осликом морковь (изображение 8 морковок, ослик попросил поменять морковь на яблоки. Помогите Ною определить, сколько надо дать ослику яблок вместо 8 морковок, если известно, что 1 яблоко по весу равно 2 морковкам.

Дети выполняют задание за столами, используя для вычислительной деятельности счетные палочки и фишки, определяют количество яблок.

Труднее всех приходилось львам, по своей природе львы – хищники, но на Ковчеге вместе со всеми они ели только растительную пищу. Львы сильные и выносливые животные, а за терпение, которое они проявили во время плавания, льва избрали царем зверей.

Чтобы все были здоровы и не болели, жена Ноя готовила вкусную и полезную еду из овощей и фруктов. Мы поможем ей приготовить блюда из овощей и фруктов по специальным рецептам, главным в каждом рецепте будет число 10.

Игровое упражнение ”Рецепты”.

Дети рассматривают изображения овощей и фруктов.

Назовите только фрукты и ягоды.

Назовите только овощи.

Ответы детей.

Из овощей приготовим салаты, а из ягод и фруктов сварим компот.

1 + 9 2 + 8 3 + 7 4 + 6 5 + 5

Дети выбирают соответствующие картинки и записывают рецепт при помощи палочек Кюизенера. Например : 1 + 9. Это компот из ананаса и вишен. 2 + 8. Это салат из капусты и картофеля. 3 + 7. Это компот из клубники и яблок. 4 + 6. Это салат из огурцов и помидоров. 5 + 5. Это компот из лимонов и (второе слагаемое дети называют самостоятельно – любые ягоды или фрукты) .

Игровое упражнение ”Голубь”.

Много дней плыл Ковчег и решил Ной выпустить голубя, чтобы узнать, нет ли поблизости суши, куда может пристать корабль.

Ной выпустил голубя в понедельник, думая, что завтра или послезавтра голубь вернется, но ни завтра, ни после завтра голубь не прилетел. Не было его и следующие два дня. И вот, наконец, голубь вернулся, держа в клюве миртовую веточку (по ходу задания педагог выставляет листы календаря, отмеченные числами от 1 до 7). В какой день недели вернулся голубь?

Дети выполняют задание, зрительно опираясь на листы календаря, определяют день недели.

III. Заключительная часть. Подведение итога.

Урок 22.Ной. Ковчег. Потоп. Буква Ять

Задачи:

· ребёнок узнает, что зло обладает притягательной силой и распространяется очень легко;

· задумается о том, что человеку дана свобода воли, власть над своими чувствами и желаниями и что нужно научиться управлять ими;

· поймёт, что нужно уметь отличать добро от зла, что добро есть следование нравственным (Божественным) заповедям и захочет свой выбор делать в сторону добра;

· узнает, что, по православному вероучению, душа человека бессмертна, и во время потопалюдям была дана ещё одна возможностьвыбора добра или зла, раскаяния или озлобления;

· получит представление об истории человечества до потопа и о том, что она дошла до нас при помощи древнейшей письменности -шумерийской клинописи.

№ м-ф

Названия медиафайлов

01/видео

Праведный Ной: 1 мин 40 с

Праведный Ной

03/видео

Решение Бога очистить землю водою: 41 с

04/видео

Ной начинает строить ковчег: 26 с

Проповедь Ноя

06/видео

Посадка в ковчег: 38 с

07/видео

Шествие зверей в ковчег: 21 с

08/видео

Начало потопа: 33 с

Потоп

10/видео

Потоп: 21 с

Араратские горы

12/видео

Коней потопа: 30 с

13/видео

Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с

14/видео

Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с

I.Старославянская азбука. Урок 12

II.От детей Адама и Евы род человеческий быстро умножился. Люди в то время жили долго, до 900 лет и более. От Сифа произошли благочестивые и добрые люди, которые старались жить и во всём поступать по воле Божией, а от Каина нечестивые и злые.

· Как вы думаете, почему в Библии потомки Сифа называются «сыныБожии», а потомки Каина - «сыны человеческие» 1 ? (Потомки Сифа исполняли не свою волю, а Божию, а потомки Каина, наоборот, не Божию волю, а свою, человеческую; а воля человеческая была уже повреждена злом).

Сначала потомки Сифа жили отдельно от потомков Каина, сохраняли веру в Бога и будущего Спасителя. Но потом стали брать себе в жёны дочерей из потомков Каина и стали перенимать от них худые злые обычаи,и начали забывать истинного Бога.

Не так много времени прошло со дня смерти Адама, а нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один потомок Сифа - праведный Ной со своим семейством (м-ф 01/видео. Праведный Ной: 1мин 40 с) .

· Как вы думаете, каких людей можно назвать праведными?

Праведными называют людей, которые живут так, как заповедал Господь, и своё сердце направляют к любви и добру.

Ной (м-ф 02. Праведный Ной) прожил 950 лет, он был последний из людей, кто достиг такой глубокой старости. После него силы человеческие стали ослабевать, и люди могли доживать только до 400 лет .

Видя великое зло, которое люди творили на земле, Бог дал людям на исправление 120 лет .Но люди не только не исправились, но стали ещё хуже.

Тогда Господь определил очистить землю водою от нечестивого человеческого рода, а праведного Ноя сохранить на земле, для дальнейшего умножения людей.

Он велел Ною построить ковчег (большой корабль), войти в него со своим семейством:Ной с женой и три его сына - Сим, Хам и Иафет, сжёнами, всего 8 человек. Также взять с собою всяких птиц и животных земных, которые не могут жить в воде; чистых (то есть тех которых можно употреблять в жертву и в пищу) - по семи пар, а нечистых - по две пары, чтобы они снова могли размножаться после потопа; и запас пищи для себя и для животных (м-ф 03/видео. Решение Бога очистить землю водою: 41 с) .

· Откройте тетрадии прочитайте, как об этом говорится в Библии.

«И воззрел Бог на землю,- и вот она растлена, ибо всякая плоть извратила свой путь на земле. И раскаялся Господь, что создал человека на земле… пусть будут дни их 120 лет.

Ной же обрёл благодать пред очами Господа.

И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю из с лица земли… наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть…

Сделай себе ковчег из дерева гофер…и устрой в нём нижнее, второе и третье жильё.…и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтобы они остались с тобою в живых: мужского пола и женского…возьми себе всякой пищи…

И сделал Ной всё, как повелел ему Бог» (м-ф 04/видео. Ной начинает строить ковчег: 26 с)

· Читаем: «И воззрел Бог на землю». Можно подумать, что какое-то время Бог «не взирал» на землю и не видел, как жили люди.А вы как думаете?

(В ходе рассуждения подвести детей к мысли, что «воззрел» в смысле принял решение положить конец злодеяниям на земле.)

· Что вы понимаете под « всякой плотью»? Что такое плоть? (Плоть- это тело).

· Кто обладает плотью? (Люди и животные).

Ребята, обратите внимание, что и нечестивых людей и животных Господь назвал одним словом«плоть». Почему?

· Для этого надо вспомнить по Чьему образу сотворён человек? (По образу и подобию Божию).

· В чём заключается образ и подобие Божие? (Бог господствует над видимым и невидимым миром, человек создан для господства над всею землёю , человек наделён разумом, словом, свободой выбора, способностью любить и творить добро).

· Можно ли сказать, что человек, который творит зло, является образом Божиим? Почему?

На прошлом занятии мы читали слова Господа, обращённые к Каину. Давайте перечитаем их: « … если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

· Какая главная мысль в этой фразе? (После грехопадения грех влечёт человека к себе, но Человеку дано господство над грехом, т.е. человек может и должен управлять своими мыслями, чувствами, желаниями, страстями.)

· Как Бог, по православному вероучению, помогает человеку справиться со своими желаниями и страстями. (Каждый день Бог говорит с человеком голосом совести, советует как поступить в той или иной ситуации. Но, человек должен быть всегда начеку, т.к. мы можем принять советы падшего ангела - беса. Чтобы не спутать эти два голоса, прежде чем принять решение, человек должен дать себе ответ: добро или зло он будет творить).

· Какотличить добро от зла? (Добро - это то, что угодно Богу: любить друг друга, не обижать друг друга, помогать друг другу, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать… Зло - это то, что угодно падшему ангелу - ненависть, брань, зависть, гордыня, ложь, воровство, обиды…)

Человек должен помнить: у него дар свободы выбора, Бог только советует, как поступить, решение принимаетсам человек.

Православная Церковь учит: человек даст ответ за свои дела перед Богом. За злые поступки человек понесёт наказание, добро будет вознаграждено. Есть даже такая пословица: « За добро Бог отплатчик».

· «И воззрел Бог на землю, - и вот она растлена », что вы понимаете под землёю? (Подвести к понятию, что не сама земля была растлена, а те, кто живёт на ней).

· Как понимаете слово «растлена»? (На земле творились беззакония, зло в великом множестве. Вся земля была наполнена злом.)

Человек сотворен по образу и подобию Божьему. Перед самым потопом люди настолько укоренились во зле и исказили в себе образ Божий, что недостойны были и самого имени «человек» , потому и назвал их Господь не людьми, а плотью и землёю .

· Давайте подумаем, а как животные могли «извратить свой путь на земле»?

Для этого нам надо «вернуться» в 6-й день творения. Бог покорил человекуживотных, но после грехопадения, человек потерял господство над животными, более того звери стали нападать на людей.

· Но Бог не полностью отнял власть человека над животными. Подумайте, в чём выражается милосердие Божие к людям? (У человека осталось господство над домашними животными, без которых людям не выжить).

Ною было 500 лет, когда он начал строить ковчег, а потоп начался, когда Ною было уже 600 лет.

· Кто может сказать, сколько лет Ной строил ковчег?

· Как вы думаете, за те 100 лет, пока Ной строил ковчег, люди интересовались, зачем он это делает?

Конечно, на протяжении 100 лет Ной говорил людям, что если они не одумаются и не прекратят творить зло, Господь их истребит с лица земли (м-ф 05. Проповедь Ноя) . Бог дал людям такую долговременную отсрочку наказания для исправления .

За 7 дней до начала потопа,Бог повелел Ною войти со своим семейством и с животнымив ковчег (м-ф 06: Посадка в ковчег: 38 с).

7 дней продолжалась «посадка» пассажиров в ковчег.

· Как вы думаете, мог Ной сам собрать в ковчег всех животных: и зверей, и змей, и птиц поднебесных? (Нет, животные сами шли по повелению Божию).

Давайте представим это грандиозное шествие всех животных в ковчег (м-ф 07/видео. Шествие зверей: 21 с).

· Могло ли оно остаться незамеченным для людей?

Если бы люди одумались и захотели искренне покаяться, то отвратили бы от себя бедствие потопа. Но даже это необычное явление не вразумило людей.

И тогда…читаем дальше: «Во 2-й месяц в 17-й день вошёл Ной и все звери по роду их в ковчег. И затворил Господь за ними. И разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился дождь на землю 40 дней и 40 ночей » (м-ф 08/видео. Начало потопа: 33 с).

· Сколько дней и ночей лил дождь?

· Как вы думаете, мог Бог за один день или даже за одно мгновение навести потоп?
· Почему он этого не сделал?

До самого последнего момента Бог желал, чтобы люди своё сердце от зла обратили к добру. Человек, не единожды предупреждённый о надвигающейся катастрофе, имел возможность даже перед самым потопом избегнуть наказания. Но люди не обратили своё сердце к Богу, и от погибели спасся только праведный Ной с семьей (м-ф 09. Потоп).

Бог так долго терпел беззаконие людское ещё и потому, чтобы никто из потомков Ноя не мог упрекнуть Его в немилосердии. 120 лет, которые Господь дал людям для исправления, яснопоказали, что люди и не думали исправляться, и что Господь справедливо навёл на род человеческий такое наказание .

Через 40 дней вода покрыла всю землю и потопила всех людей и животных, и никто уже не мог спастись, кроме тех, кто был в ковчеге (м-ф 10/видео. Потоп: 21 с).

Как говорит Библия, вода на земле усиливалась 150 дней (5 месяцев) Но как Ною узнать, что поверхность земли уже обсохла, и можно самому выходить и выпускать всех животных, ведь он находится на вершине высокой горы?

· Как же Ной поступил? (Предположения детей).

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Ворон улетел и прилетел обратно.

· Как вы думаете, почему ворон обратно прилетел? (Ворон питается

падалью, и если бы уже показалась земля с останками животных, он бы нашёл себе пищу).

Потом Ной выпустил голубя, который возвратился обратно в ковчег, т.к. и он не смог найти себе пристанища, потому что поверхность земли была ещё покрыта водою. Подождав ещё 7 дней, Ной снова выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли. Но раз голубь вернулся, значит, земляещё не обсохла до конца. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла.

Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всей своей семьей и выпустил всех животных, бывших с ним (м-ф13/видео. Ной выходит из ковчега: 1 мин 32 с).

И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц.

Бог принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и дал обетование, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа : «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею…и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти… » В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании (м-ф 14/видео. Жертвенник. Радуга: 1 мин 19 с).

При внуках и правнуках Ноя появилась древнейшая шумерийская клинопись. Клинопись - это письмена из чёрточек в форме клиньев, самая первая письменность на Земле. Согласно ей, Ной родился через 126 лет после смерти Адама. Адам беседовал с дедом Ноя Мафусалом, и тот из уст Адама услышал историю о сотворении мира, о жизни в раю, об общении с Богом, о грехопадении, о том, что Бог обещал послать Спасителя. Дед Мафусал передалэто Ною, Ной - своим потомкам, а те уже всё это записали при помощи клинописи. Вот так до нас дошла древнейшая история человечества .

· Чему нас учит эта история? (У человека есть два пути: к добру и ко злу. Право выбора остаётся за человеком. Выбирая между добром и злом, человек должен помнить, что зло рано или поздно будет наказано, а добро вознаграждено. Зло - это дорога в погибель, добро -путь к спасению.)


Файлы для скачивания:

Ноев ковчег
Это было в далекой древности, когда люди жили намного дольше, а звери ещё помнили человеческий язык.
В большом лесу жил любознательный еж. С некоторого времени он стал слышать стук топора на другой стороне леса, и ему очень захотелось узнать, что, собственно говоря, там происходит.
Однажды утром он взял свою дорожную палку и направился туда, откуда доносился стук. Там он увидел старого Ноя, который рубил огромные брёвна.
- Интересно, зачем ему столько бревен, да таких больших? Ведь они даже для дома велики! - размышлял еж, молча наблюдая, как трудится Ной.
Ёжик подбежал к Ною, но из скромности всё никак не решался задать ему свой вопрос.
Наконец, Ной прервал работу, опустил топор, сел на пень только что срубленного дерева и сказал:
- Я вижу, что тебе очень хочется узнать, чем я занимаюсь. Видишь ли, люди сделали уже столько зла, что земля вопиет к небу о помощи и избавлении. Поэтому Господь решил пресечь их беззакония, и как мне возвещено в откровении - на земле случится потоп.
- Как потоп?
- Да, погибнут нераскаянные грешники.
Видишь эти брёвна? Я строю ковчег. Когда построю, то буду бить в било и звать всех людей к покаянию.
Покаявшиеся спасутся в ковчеге, а не покаявшиеся погибнут.
- Люди-то людьми, а мы как же? Неужели из-за ваших грехов нам, зверям, погибать?
- В моём ковчеге будет место и для зверей. Кто услышит стук в било и придёт - спасутся в ковчеге. Не знаю только, что из этого получится, ведь вы все такие драчливые.
- Я знаю, Ной. Мы поставим условие, чтобы не драться, не кусаться и не пожирать друг друга. Кто согласен - пусть приходит, а несогласные - ну, раз уж они такие, пускай себе гибнут.
Ной промолчал. Потом взял топор и стал опять рубить дерево.
А что же ёж? Он стал думать о том, что быть может не все звери услышат стук в било, и тогда они погибнут. Ежа эта мысль сильно огорчила, и он решил пройти по всему лесу и предупредить всех животных о грозящей опасности.
Кто бежит со всех ножек? Это я - бедный ёжик.
Как же мне удастся всех успеть предупредить?
Ах, надо, надо поторопиться,
Вот-вот польётся с небес вода.
Ёж двинулся в путь. Он очень торопился, но уже через несколько десятков шагов увидел бегущего льва.
- Лев, постой У меня есть к тебе серьезный разговор.
Лев был очень гордого нрава, поскольку считал себя царем зверей, но впрочем к ежу он относился благосклонно, уважая его колючки. Не поворачивая головы, лев приостановился
- Лев, грозит потоп Ной будет стучать в било, и надо прийти в ковчег, чтобы не погибнуть.
У льва заблестели глаза.
- И там будут овцы и зайцы?
- Да, лев Но есть одно условие: не драться, не кусаться и не пожирать друг друга.
- Э, нет. Это не для меня.
- Подумай хорошенько, ведь ты погибнешь!
Лев побежал своей дорогой, а ёжик пошёл своей. Он рассказал об опасности птицам и просил, чтоб они предупредили остальных.
В таких странствиях он провёл несколько дней. Обойдя весь лес, ёжик вышел к реке. Там стоял огромный динозавр и ел папоротник.
- Динозавр, - прокричал ёж, - нам грозит опасность! Нужно укрыться в ковчеге.
Я прошу прощенья, динозавр,
Надвигается беда.
Может быть через одно мгновенье, да!
Чтобы звери после наводненья
Не исчезли без следа,
Спрятаться должны мы все в ковчеге, да!
Динозавр долго думал, затем посмотрел на ежа, посмотрел на папоротник и спросил:
- А там будет папоротник, а?
- Ну, нарви с собой немножко. В конце концов, можно и попоститься ради такого случая.
- Нет, сам постись. Я без свежего папоротника жить не могу, - отрезал динозавр и повернулся к ежу спиной.
Ёж вздохнул и спустился к реке. Он хотел было предупредить рыб, но потом сообразил, что рыбы и так живут в воде, и потому потоп им не страшен.
А на другой стороне реки стоял мамонт - огромный волосатый слон, отличавшийся непомерной ленью.
- Ма-амонт, - закричал ёж, - надо прийти в ковчег к Но-ою, чтобы не поги-и-ибнуть.
Мамонт лениво приоткрыл глаза, посмотрел на ежа и пробормотал:
- Идти?.. Нет... Мне бы стоять здесь, на солнышке. А потом хоть потоп.
Мамонт закрыл глаза, а ёжик побежал дальше.
Кто лентяй и обжора,
Тот спастись никак не сможет.
Надо поскорее остальных предупредить.
В ковчеге сможем мы все укрыться,
Когда польётся с небес вода,
Должны все звери, должны все птицы
Узнать, что скоро придёт беда.
Он встретил лису, зайца, барсука, медведя и всем рассказал о ковчеге. О домашних животных ёжик не беспокоился, потому что знал, что Ной обязательно возьмёт и корову, и козу, и собаку, и остальных.
Наконец, ёж обошёл весь лес и вернулся к себе домой. Надо было сушить грибы на дорогу. Тем временем Ной закончил строить свой ковчег. Он сделал деревянное било, стал ходить по земле и звать людей к покаянию. Но люди были очень заняты своими делами и забавами, так что смотрели на Ноя, как на сумасшедшего Так никто и не пришел к ковчегу Ноя, кроме его сыновей с женами.
А у ковчега уже суетился ёжик. Он бегал между животными и внимательно смотрел, все ли собрались, никто ли не опоздал. Звери были в полном сборе, не пришли только лев, динозавр и мамонт. На поляне возле ковчега стоял шум и гам- змеи шипели, вороны каркали, коровы мычали, все животные выражали своё недовольство и пренебрежение к окружающим.
Ёж не мог на это смотреть, он пробрался к ковчегу и с шумом захлопнул его дверь.
Тотчас стало тихо Все звери повернулись на дверь и удивленно посмотрели на ежа.
- Послушайте, звери! Вы все погибните, если не в воде, то от собственной злобы. Ещё несколько дней, и воды покроют всю землю! Пора же вам, наконец, прекратить вражду и понять, что ковчег стал нашим общим домом. И каждый из вас ценен, поскольку другого такого нет, и не будет. А поэтому вы не должны ни драться, ни кусаться, ни пожирать друг друга. Кто не согласен - оставайтесь себе на погибель, а кто согласен - заходи в ковчег.
Животные прекратили гам и молча двинулись к ковчегу. Никто не хотел оставаться. Забрались все, и когда Ной был готов закрыть дверь, прибежал лев. Ёж радостно воскликнул:
- Лев! И ты пришёл!
- Так что же, погибать что ли, раз овечек не дают?
- Молодец, лев.
И ёж провёл его на самое почётное место в зверином отделе ковчега.
И вот полил поливной дождь. Ёж глядел в окно и видел, как день ото дня увеличивалась вода. Скоро потоки подхватили ковчег, и он понёсся по волнам невесть куда. Ёж видел, как всё также стоял мамонт на своём месте, пока его не покрыла вода. А динозавр сам утонул, когда хотел достать папоротник.
- Что ж, - вздохнул ёж, - их погубили лень и обжорство. Мы больше никогда не увидим ни динозавра, ни мамонта. Так они и останутся допотопными животными.
В ковчеге некоторое время всё было спокойно. Звери были настолько испуганы происходящим, что плыли молча. А через несколько дней все свыклись с обстановкой, и каждый стал проявлять свой характер: змеи по каждому поводу шипели, птицы болтали о всякой чепухе, лиса рассказывала разные истории о своих подвигах, причём все они были чистой выдумкой, а заяц мучался от того, что завидовал другим. Часто ёж находил зайца в слезах.
- О чём ты плачешь, зайка?
- Я такой весь маленький, серенький. У всех что-нибудь да есть, а у меня ничего такого нет.
У лисички хвост трубой
Рыжий и пушистый, Лишь у зайки хвостик - ой,
Вовсе никудышный.
Хвостик длинный и простой
Есть у крошки мышки,
А у зайки хвостик - ой,
Всё равно, что шишка. А медведь такой большой,
И рычит отлично,
Только серый зайка - ой,
Всё равно, что лишний.
- Глупый ты, однако. Ты плохо смотришь Давай смотреть вместе. Вот например, у лисы рыжая шкура, так знаешь ли ты, как за ней гоняются охотники? Хорошо, у овечек - кудри Но посмотри, не такие же кудри на той одежде, которую носит жена Хама? У каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Ты не завидуй тому, чего у тебя нет, но старайся в том, что имеешь, быть порядочным.
Так ёж утешал обиженных, мирил ссорившихся и старался изо всех сил, чтобы звери свои личные чувства подчинили той обшей беде, в которой они оказались.
Прошло сорок дней. Перестал лить дождь. Волны приутихли. Ковчег, плавно раскачиваясь, плыл по беспредельному океану.
К этому времени звери уже немножечко свыклись друг с другом, научились переносить недостатки ближних и разделять их скорби. Когда стали заканчиваться запасы, которые они взяли с собой в плаванье, то звери старались подбодрить друг друга.
И вот однажды утром Ной спустился к зверям и забрал ворона.
- Что это? - стали спрашивать животные, когда Ной ушёл. - Неужели и он так проголодался, что готов уже ворона съесть?!
- А почему ворона? - удивлённо спросил лев.
- Ну, наверное ворон много каркал и надоел нашему хозяину, - отозвалась лиса.
- Это что же получается? Мы условились не пожирать друг друга, а Ной?..
И все звери стали наперебой защищать несчастного ворона.
- Пусть он каркает много, у него голос такой, он не умеет по-другому, - сказал заяц, и все согласились.
Тогда ёж вызвался пойти к Ною и разведать о случившемся. Но пока проходили эти споры, спустился Ной и забрал голубя.
- Ну уж-шшш это слиш-ш-шком! - прошипела змея. - Голубь-то вообщ-ще самое без-з-зобидное сущ-щ-щество.
Во время странствий в ковчеге звери настолько хорошо усвоили, что каждый из них ценен и неповторим, что рассматривали поступок Ноя, как преступление.
Но Ной, конечно, и не думал съедать этих птиц, а хотел узнать, сошла ли вода, и выпускал их из ковчега, чтобы те улетели. Ведь если они не найдут сухое место, то обязательно вернутся, когда у них устанут крылья.
Ворон действительно скоро вернулся Когда же Ной выпустил голубя, то тот прилетел обратно с масличной веткой. Было ясно, что вода сходит На пасмурном небе засияла радуга, возвещающая Милость Божию.
А голубь пробрался к зверям и положил перед львом масличную ветку.
- Я знаю, что тебе труднее всех было в ковчеге Каждый день смотреть на овец и зайцев и не прикоснуться ни к кому из них! Да, лев, ты оказался выше зова желудка.
Со слезами лев ответил:
- Да что я? Я смотрел на вас всех, видел, что всем трудно, и сам терпел.
Звери плыли еще несколько дней, и когда сошла вода, Ной выпустил всех из ковчега Птицы разлетелись, змеи расползлись, животные разбежались, но еще долго-долго помнили они о масличной ветке, которая стала для них символом уважения, дружбы и любви друг к другу А на небе с тех пор время от времени стала появляться радуга, напоминавшая людям и зверям о беспредельной любви Господа к Своему творению.

…Долголетие нечестивых людей (а люди тогда жили по 800-950 лет и стали рождаться исполины) могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6, 5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога.

От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «...раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6, 6-7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа». Это был Ной, сын Ламеха, «человек праведный и непорочный в роде своем». Он «ходил перед Богом», как и его предок Енох. И вот, когда земля «растлилась пред лицем Божиим и наполнилась... злодеянием», когда «всякая плоть извратила путь свой на земле», Господь сказал Ною: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ...Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами... Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6, 9-18). Бог назначил сто двадцать лет на раскаяние человеческому роду, и в это время Ной должен был вести свое необычайное строительство, которое вызывало у окружающих людей лишь насмешки и угрозы. Но вера Ноя была непоколебима.

Получив откровение от Бога, он приступил к сооружению ковчега. Ковчег строился по точному указанию Божию - из дерева гофер и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега 300 локтей, ширина - 50 локтей и высота - 30 локтей (локоть составляет примерно полметра). Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу, в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку - дверь. Он должен был состо¬ять из трех ярусов со множеством отделений, предназначенных для скота и корма. «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог...» (Быт. 6, 22).

Разумеется, в продолжение всего строительства Ной не переставал проповедовать, призывать людей к покаянию. Но самой красноречивой его проповедью было, конечно, сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения чувства покаяния у нечестивых людей во время этого строительства, но все было напрасно. Издеваясь и кощунствуя над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17, 27).

Архиепископ Вениамин (Пушкарь) "Священная Библейская история", часть I. гл.II, 3; изд. С-Петебрург, 2008 г.



Похожие публикации