Отличия художественного стиля от других стилей речи. Чем различается научное и художественное описание

краткое содержание других презентаций

«Жуковский Светлана» - Кольцо в воде. Слушающие обязательно должны быть девушки! Предположим. 6 класс Литература. Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Исполнение желания. Художественное своеобразие. Литьё воска. Подслушивание. История создания и публикации. Пр…вой».

«Крылов литература» - Сироту учили уму-разуму. Ведь вы не так сидите. Крылов рассказывал Пушкину о своем детстве, об оренбургской осаде, о Яицком городке. Волк и Ягнёнок. С картины Г.Чернецова «Парад на Марсовом поле» (1832 г.). Обыск в типографии... был учинен «со всею прилежностью». Басня состоит из вступления, описания событий и морали.(«Словарь литературоведческих терминов»). – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.

«Пушкин и няня» - О няне. 1825г. Мастерица ведь была И откуда что брала! "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.". Далькевичъ грав. В Михайловском. «Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой…». Пушкинъ в Михайловскомъ. И куда разумны шутки, Поговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины… Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. Моя дорогая няня!

«Уроки Андерсен» - Помните, ребята, маленького черного Тролля из табакерки? Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном авторе литературных сказок - Х.К.Андерсене. Входит Оле-Лукойе. Рассказ ученика: Свою автобиографию Андерсен назвал «Сказки моей жизни». Урок наш называется «Любимые сказки Андерсена». Давайте пофантазируем. (Ребята предлагают свои варианты сказки). Ход урока: - Здравствуйте, ребята! Но сам Андерсен назвал девочку Томмелисе, то есть Лисе величиной с дюйм.

«Пушкин 6 класс» - Н. Ульянов. «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». 1936. Торжество открытия Царскосельского лицея. "Пушкин поражен был красотою Н. Н. Гончаровой с зимы 1828 - 1829 года. Выполнила ученица 6 А класса Кижватова Наталия. Царское Село июня 9 дня 1817 года. С. Прокофьев. «Пушкинский вальс». Знакомство с Гончаровой. Презентация на тему: «А.С. Пушкин». Расписание дня. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Дети Пушкина.

На вопрос Чем отличается художественный текст от научного заданный автором Ольга грачева лучший ответ это Чем отличается художественный текст от научного




Ответ от шеврон [эксперт]
Научный стиль
Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность) , чёткость, обобщённость.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.


Ответ от черносотенный [эксперт]
Первый-приукрашивает, второй излагает ФАКТЫ и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА! Спасибо.


Ответ от Lana+ [гуру]
Научный текст будет из спецтерминов


Ответ от Простонать [гуру]
Проще говоря:
Научный стиль предполагает использование эмоционально нейтральных слов, и обезличенных предложений.
Не допускаются слова типа: дурак, вонь, вопиющий, муки, шлюха, пьяница. Такие слова заменяются научными терминами или нейтральными словами. У науки есть свой словарь. Он сухой и скучный. Основная задача - передать информацию, а не развлекать.
Не допускаются такие предложения: Я думаю.. . По моему мнению...
Заменяется: Существует точка зрения.. . Автор полагает...
Художественный стиль. Здесь слово - инструмент, задача - передать образ, чувства. Каждый писатель показывает свое владение словом. Здесь можно все, главное чтобы это работало на сюжет, на создание образа, и чтобы это отвечало общей эстетике и не противоречило правилам языка.


Ответ от Варвара Верзилова [новичек]
Научный стиль
Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.
Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.
Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность) , чёткость, обобщённость.
Художественный стиль
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Предмет Русский язык

Класс 10

Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи

Цели урока:

Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).

Развивающая: пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

творческий, метод самопроверки, взаимопроверки

Оборудование урока : проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.

Эпиграф к уроку

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

    Актуализация

Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы из школы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»

Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему она кажется неуместной? (потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой) .

Таким образом, умение грамотно строить свою речь с учётом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и ещё раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.

    Повторение изученного.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Цели:

1

2 – Обмен деловой информацией

3

4

5

Сфера общения:

1

2

3 – Общение в научной среде

4

5

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

доверенность

газетная статья

бестолковщина

автобиография

репортаж

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

баранка (руль автомобиля)

удостоверение

ораторская речь

замызганный

энциклопедия

выступление по телевидению

трагедия

    Объяснение нового материала.

    Защита учебных проектов. Выступление творческих групп

1 группа – «Особенности художественного стиля».

2 группа – «Отличие художественного стиля от разговорного»

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.

В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.

Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.

Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Признаки художественного стиля:

а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.

б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.

в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.

г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.

2. Работа с учебником. § 56

3. Самостоятельное заполнение таблицы

Заполнение графы в таблице «Художественный стиль» (коллективно вместе с учителем, письменно)

    Закрепление пройденного материала.

Задание 1

Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы

Слова для справок: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет

Литературные приемы

Горит восток зарею новой

Дым багровый

Как пахарь битва отдыхает

Бросая груды тел на груды

На холмах пушки, присмирев

Прервали свой голодный рев

Задание 2. Анализ стихотворений.

Работа в парах

1) Иван Бунин. Родник (найти все тропы)

2) Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» найдите метафоры

3). И. А. Бунин «Неуловимый свет разлился над землёю» (эпитеты)

4) Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.(Метафоры и сравнения)
3. Творческое задание: Сказка про Репку в разных стилях (работа в парах)

4. Тестирование по теме «Стили речи».

    Рефлексия.

Я хочу задать вам вопрос:
Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Всё зави­сит от того, что понимать под "владением” языком.
Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если "мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А. С. Пушкин, к произве­дениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял "всего-навсего” 21 тысячу слов.
Дело даже не в этом. Владеть языком - значит максималь­но использовать все выразительные возможности, скрытые в нём;
уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить;
уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.

    Подведение итогов. Оценка работы всего класса и каждого ученика. Учащиеся подсчитывают количество баллов и выводят общую оценку

    Информация о домашнем задании

Написать текст о языке (по 5-7 предложений) в разных функциональных стилях.

Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)

Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Цели:

1 – Обмен мыслями, впечатлениями

2 – Обмен деловой информацией

3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований

4 - Воздействие и передача информации, идей

5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей

Сфера общения:

1 – Словесно-художественное творчество

2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями

3 – Общение в научной среде

4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту

5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио

Проверка: (Слайд с критериями оценок)

Стили речи

Цель общения

Сфера общения

1. Официально-деловой

2. Разговорный

3. Публицистический

4. Научный

5. Художественный

Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)

Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:

Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.

Проверка:

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Разговорный

доверенность

газетная статья

бестолковщина

автобиография

репортаж

в голове у тебя каша

конспект

протокол

интервью

баранка (руль автомобиля)

удостоверение

ораторская речь

замызганный

энциклопедия

выступление по телевидению

трагедия

Литература – очень обширная область знаний. Давайте попробуем с ней разобраться. Тексты – вот что называют литературой в самом общем виде. А далее существуют стили. Текст или произведение может принадлежать к одному из стилей: художественному, научному, официально-деловому или публицистическому. Поэтому первое отличие художественной литературы от научной – стилевая составляющая. Вообще, художественная литература – это такой её вид, который использует все доступные языковые возможности для написания сюжетного произведения. Мы подбираемся к двум «китам» художественной литературы: многообразие языковых форм, стилистических приёмов (вспомните все эти безумно выразительные описания природы в романах) и наличии сюжета. Художественная литература – это история, это жизнь, описанная словами. Научная же литература – это вид литературы, который носит прикладной характер и ставит своей целью объяснение феноменов, гипотез и тому подобное. При этом чаще всего это бессюжетное сочинение, в котором отсутствуют языковые изыски.

Научную литературу делает научной обилие когнитивной информации: числовых данных, графиков и схем, дат, имён собственных. Всё это помогает нам воспринимать информацию. Что касается литературы художественной, то она изобилует эстетической и эмоциональной информацией — мы читаем её, чтобы насладиться, отвлечься, скоротать время и так далее. Из этого вытекает разница в целевых группах потенциальных читателей научной и художественной литературы, ведь зачастую научная литература профессиональна, а художественная, в свою очередь, рассчитана на определённый возраст читателей: различают детскую, подростковую художетсвенную литературу. При этом нужно понимать, что некоторые литературные произведения успешно сочетают в себе лучшие черты обоих стилей: художественного и научного.

Люди, которые читают преимущественно научную литературу, и люди, которые больше любят художественную, существуют потому, что художественная и научная литературы на самом деле имеют гораздо больше отличий, чем сходств.

Выводы сайт

  1. Художественная и научная литература – это разные стили литературы;
  2. Художественная литература – сюжетная и метафоричная, аллегоричная – чего не скажешь о литературе научной;
  3. Художественная литература ставит эстетику высоко, главная же цель научной литературы – научить и донести информацию;
  4. В художественной и научной литературах преобладают разные типа информации;
  5. Зачастую художественная и научная литературы рассчитаны на разные группы населения ввиду своей специфики.

Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.

Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.

Определение

Художественный стиль – функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приемов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.

Публицистический стиль – способ использования средств языка в целях воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации и публичные выступления.

Сравнение

Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.

В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.

Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.

Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.

Выводы сайт

  1. Функциональные отличия художественного и публицистического стилей заключаются в способе воздействия на сознание читателя.
  2. В художественном стиле способ воздействия – литературный образ; в публицистическом – экспрессивно окрашенная злободневная информация.
  3. Художественный стиль – основа любого литературного произведения. Публицистический стиль – инструмент журналистов, политиков и общественных деятелей.
  4. Художественная стилистика соприкасается с духовным миром человека. Публицистика способствует формированию массового сознания.


Похожие публикации