План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД «Заучивание стихотворения А. Т

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект занятия по ознакомлению детей

с художественной литературой в средней группе

Тема: «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Ёлка»

Воспитатель: Соловьева Е.И.

п. Березово

Цель: Учить детей рассказывать стихотворение наизусть.

Задачи:

Образовательные: Учить детей внимательно слушать художественное произведение.

Развивающие: Развивать у детей интонационную звуковую выразительность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: наблюдение на экскурсии, рассматривание картин, проговаривание словами из стихотворения, обучение приему: «Вопрос – ответ».

Материал: Ёлка, картина, стайка чечеток, зайка с зайчихой, подарки под елкой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год.

Подсказка: Зимой и летом одним цветом.

Выставляю картинку.

Какое время года на картине? Почему вы так думаете? Где лежит снег?

Как будто елочка накинула на себя шубку.

А шубка из чего?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Шубка снежная. Повторим: Шубка снежная.

Почему елочку называют новогодней?

Ответы детей:

1.Потому что она приходит на Новый год.

2. Наряжаем, водим хоровод вокруг елки.

3.Подарки под елкой.

4.Дед Мороз и Снегурочка приходят на елку.

Воспитатель: А какие у ёлочки иголки, давайте рассмотрим.

Короткие, зеленые, колючие.

Скажем: «Елочка - короткая иголочка», скажем громко и тихо.

А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Ёлка».

Выросла елка в лесу на горе.

У неё иголки зимой в серебре.

У неё на шишках ледышки стучат.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей.

Прилетела стайка чечеток с полей.

Приходили к ёлке волки зимой.

Увезли мы елку из леса домой.

О чем говорится в этом стихотворении? (О Ёлочке).

Чечетки - это кто? (Птички).

Давайте встанем вокруг елочки.

Физминутка:

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели, ёлки, ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на ёлках небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны: полетать, как птички)

Внизу на ёлочке роса.

(присесть, руки вниз)

Воспитатель: А сейчас поиграем в другую игру. Я спрашиваю, вы отвечаете.

Выросла елка в лесу на горе?

Выросла елка в лесу на горе.

Спрашиваю по очереди, а потом всех вместе. Два четверостишья.

А кто же жил под ёлкой? (Зайка с зайчихой).

Пойдем и посмотрим. Жил под елкой зайка с зайчихой своей. Покажите, как зайка скачет. Все вместе скажем «Жил под елкой зайка с зайчихой своей». Кто прилетел к ёлочке? (Чечетки). Посмотрите, стайка чечеток сидит на елочке. Все вместе скажем: «Прилетела стайка чечеток с полей».

Кто приходил зимой к ёлке? (Волки). Приходили к ёлке волки зимой. Повторим все вместе. Давайте покажем, как они ходили. Кто увез елочку? Увезли мы елку из леса домой.

А сейчас пройдем на стульчики. Ребята, а вы хотите все вместе прочитать стихотворение?

А кто хочет один рассказать стихотворение?

Ребята, какие вы молодцы!! Вам понравилось на занятии?

Ёлочке очень понравилось у вас! Под Новый год происходят разные чудеса, ёлочка вам приготовила подарок. Пойдем смотреть?? Это же новые игрушки!!!

Список литературы:

      Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез. 2011.

      В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

      В.В.Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима
« Апрель » в старшей группе.
Программное содержание:

·Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

· Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.

·Развивать поэтический слух.
Оборудование: Мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Ребята, послушайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла(Весна).

Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках?» (ответы детей)
-А почему вы так думаете? (ответы детей)
- Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример).
- Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.
- Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение. Написал его Яков Аким. А вот название вы узнаете, отгадав загадку:

Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он вовсе стучится норы,
Напевает у воды.
« Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех(Апрель).
- Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется « Апрель». Послушайте его. (читаю стихотворение выразительно наизусть).

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
« Скоро! Скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.

Задаю вопросы по содержанию стихотворения.
Понравилось вам стихотворение?
Как оно называется?
(должны быть вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаем слова из стихотворения, побуждаем детей отвечать словами из текста)
Как сегодня идет весна?- – прямиком -Шлёпает по лужам
Зачем весна гонит талые снега? - Чтобы выстелить луга Бархатом зелёным.
Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба?- « Скоро! Скоро быть теплу!».
(Далее вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз).
Как вы понимаете слова: шла весна тайком?
Почему автор говорит: весна -Шлёпает по лужам?
Бархатом зеленым -как вы понимаете эти слова?
(после этого обговариваются средства выразительности)
Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?
10.Как понять,что весна шлепает? Как надо читать?
« Скоро! Скоро быть теплу!»- как надо читать эту строку?
(упражняю детей в выразительном исполнении этих строк)
Настя (Серёжа, Маша) попробуй прочитать слова так, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

Послушайте стихотворение еще раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро праздник Весны и вы сможете его прочитать! (мотивация к запоминанию).
Далее выслушиваю детей (3-5)
Если ребенок останавливается, тихо подсказываю слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить.
А теперь давайте послушаем музыкальное произведение П.И. Чайковского Времена года- Апрель. Вы слушайте внимательно и представляйте себе картинку весны, которую описывает в стихотворении Яков Аким «Апрель»

План-конспект НООД по заучиванию стихотворения во второй младшей группе.

Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»»

Цель: Формирование интереса к чтению и изучению художественных произведений. Заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его чтение.

Задачи: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Развивать выразительность речи.

Оборудование и материал: игрушка-Мишка

Методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; мешает выразительности, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии; следует учитывать индивидуальные особенности детей. Для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным - размеренные, плавные.

4. Важно читать детям стихи систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

По плану:

Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

Чтение воспитателем всего текста,

Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры.

Ход образовательной деятельности.

(Вношу в группу мишку одетого в одежду.)

Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Правильно мишка.

Поздоровайтесь, с мишкой. (Здравствуй, мишка!)

Ребята, скажите, какой мишка, большой или маленький? (Большой)

А какого цвета мишка? (Коричневого)

А какая у него шерсть, потрогайте мишку? (Мягкая, пушистая)

Ребята, а во что одет мишка? (в рубашку, штанишки)

Какого цвета рубашка? (желтого)

А штанишки, какого цвета? (синего)

А на штанишках, что это? (желтые полоски, карман.)

А что лежит в кармане? (платочек)

А как вы думаете, для чего у мишки платочек?

Всё правильно, чтобы вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным, и запомните, что платочек свой давать никому нельзя, должны пользоваться каждый своим платочком.

Вот какой красивый, нарядный мишка пришел к нам в гости.

Ребята, послушайте, стихотворение про мишку. Воспитатель читает стихотворение.

Я рубашку сшила Мишке

Я сошью ему штанишки…

О ком это стихотворение? (О мишке)

Что сшили мишке? (рубашку)

А ещё что сшили? (штанишки)

А что пришили к штанишкам? (карман)

А в карман, что положили? (платочек)

Слушайте внимательно и запоминайте. Я еще раз прочту стихотворение про мишку. (Воспитатель читает ещё раз стихотворение.)

Катя идем, прочтешь стихотворение, громко, с выражением.

Молодцы, ребята.

Ребята, а мишка с нами хочет поиграть.

Физкультминутка

Мишка милый, мишка славный, (Шагают на внешнем своде стопы), Неуклюжий и забавный, держа руки, как лапы, Весь из плюша мишка сшит, покружились вокруг себя, Ватой пышною набит. наклоны в стороны).

Мишка, посиди, отдохни.

Даша, идем, прочтешь стихотворение про мишку.

Ребята, молодцы! - Хорошо запомнили стихотворение про мишку.

Нам пора попрощаться с мишкой, ему пора к своим друзьям.

Приходи к нам, мишка, еще. – До свидания!


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12 «Сказка»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Заучивание стихотворения А. Т. Твардовского «Осень»
Составила
воспитатель высшей
квалификационной категории
Карпухина О. В.
Фролово 2016Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Вид: интегрированноеВозраст детей: 5- 6 лет
Формы организованной образовательной деятельности: игровая, продуктивная, беседа, двигательная, художественное слово
Форма организации: групповая
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умение детей внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его. Добиваться хорошего запоминания текста стихотворения.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи). Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в нужной форме).
Развивающие: Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста. Продолжать развивать поэтический слух, мышление, зрительное внимания и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память.
Воспитывающие: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Воспитывать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям.
Словарь новых слов: меж редеющих верхушек, бережёт густую тень, сдвинул шапку набекрень.
Предварительная работа: Рассматривание репродукции И.И.Левитан «Осенний, солнечный день». Беседа о времени года «Осень». Загадывание загадок. Произвольное рисование на тему «Осень».
Оборудование и материалы: Репродукция И.И.Левитан «Осенний, солнечный день», аудио запись «Грустный дождик» А. Климов, магнитофон, мольберт, карточки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Психодинамический этюд
Приветствие (дети на ковре)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
2. Приглашение в поэтическую гостиную
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную, где мы познакомимся с новым стихотворением. Но это чуть позже, а пока….
3. Беседа об осени
Звучит музыка. Воспитатель загадывает загадку: «Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь ёлочек и сосен. Потому, что Я -… (Осень) - Как, вы догадались? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются) - Сейчас какое время года? - Назовите осенние месяцы? - Назовите приметы осени. -Посмотрите репродукцию, и скажите, как она называется? - Кто написал её?
- Каких красок больше на этой картине? Почему?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
4. Чтение стихотворения
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Т. Твардовского «Осень». Воспитатель читает стихотворение: «Осень» Меж редеющих верхушек, Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко жёлтая листва. Птиц неслышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережёт густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. 5. Беседа- Какие слова и выражения особенно вам понравились, и вы хотели бы ещё раз послушать? (воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки стихотворения) - Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)
- Почему стихотворение называется «Осень»?
6. Динамическая пауза
(Координация слова с движением) Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Жёлтые. Красные листья, По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают, Гуси грачи, журавли. Вот уж последняя стая, Крыльями машут вдали. Листопад, листопад Листья жёлтые летят. Кружат по дорожке Падают под ножки.
7. Повторное чтение стихотворения разбор текста стихотворения
Воспитатель повторно читает стихотворение, затем проводит разбор текста. - Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»?
(Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев.) - Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва»
(Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит) - Почему, в лесу не слышно птиц?
(Улетели в тёплые края) - Отчего же стала ель в лесу заметней?
(Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно) - Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень»
(У гриба шляпка съехала набок)
8.Заучивание стихотворения
Воспитатель ещё раз читает стихотворение, используя карточки – схемы. Дети проговаривают по строчкам, затем рассказывают его наизусть.
9. Словарная работаОсень прекрасная пора. Подберите определение к слову «осень»
(Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…) Какие слова - действия можно подобрать к слову «листья»?(Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…) Про что можно сказать «Осенняя»? (осенний, осеннее)10. Творчество детей
(Звучит спокойная музыка)
А сейчас, дети, предлагаю нарисовать осень.
А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
10. Итог
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто написал стихотворение «Осень»?
- Прочитайте понравившиеся вам строчки этого стихотворения?

Людмила Чистова

Задачи :

1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.

3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

5. Развивать поэтический слух.

Предварительная работа : Наблюдение за явлениями зимней природы на прогулке. Развивающие игры, рассматривание иллюстраций с изображением зимы, чтение произведений о зиме.

Словарная работа : Прикорнул, мостовая

Оборудование : Мольберт, картинки с изображением зимы.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Ребята, послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Подходим к мольберту : «Какое время года изображено на картинках?»

(ответы детей)

А почему вы так думаете? (ответы детей)

Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла зима? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример) .

Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет зимой. Было морозно и выпал снег. Вот так я почувствовала приход зимы.

Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение . Написал его Аким Яков. А вот название вы узнаете, отгадав загадку :

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (Снег)

Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется «Первый снег» .

Физкультминутка «Зимушка зима» .

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики» )

Молодцы ребята, а теперь послушайте стихотворение «Первый Снег» . (читаю стихотворение выразительно наизусть) .

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

У ребят над головой,

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

Значит, можно будет

Строить крепость

Во дворе!

Что вы увидели, представили, когда слушали стихотворение ? (Снег, готенка, снежки,горки.)

О каком времени года это стихотворение ?

А вы соскучились по зиме? Ждали ее? Хотите выучить это стихотворение ? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок.

Как начиналось стихотворение ? (Утром кот принес на лапках.)

Как можно изобразить эти слова с помощью знаков? (написать букву у и лапку.)

Следующая строчка – Первый снег (нарисовать снежинку)

Таким образом, педагог вместе с детьми составляет опорную схему, записывая стихотворение с помощью знаков , предложенных детьми.

Давайте еще раз послушаем стихотворение . Вы помните, кто его автор?

Скажите, я читала стихотворение одинаково , ровным голосом или меняла его в процессе чтения?

Какие слова я выделяла? Почему? (Они очень важные, главные в этом стихотворении .)

А сейчас, когда у нас есть рисунок стихотворения , прочитаем его вместе. Позволите мне начать?. Я приложу руку к груди, а когда протяну ее вам, вы продолжайте. Вот так, от чистого сердца и от всей души, мы его и запомним.

Звучит музыка Антонио Вивальди, дети вместе с педагогом читают стихотворение .

Анализ занятия

Публикации по теме:

Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Тема: Программное содержание: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас; развивать поэтический.

Конспект НОД по заучиванию русской народной потешки «Ножки, ножки, где вы были?» в средней группе Программное содержание: Учить понимать: - эмоционально-образное содержание произведения; - нравственный смысл произведения; - пополнять.

Конспект по рисованию метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели»

Конспект по рисованию - метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию методом тычка с детьми задержкой психического развития старшей группы.

Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши мамы» Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши Мамы» В средней группе: «Радуга» Воспитатель:Таценко Н. В. Программное содержание:.



Похожие публикации