Семейные расстановки по берту хеллингеру. Воздействие эгрегора на человека

К методу системно-семейных расстановок относятся по-разному, чаще всего либо очень хорошо, либо очень плохо. Понять до конца, что собой представляет этот метод, можно только поучаствовав в расстановках по Б. Хеллингеру.

Человек, бывший участником на системно-семейных расстановках, убеждается в том, что это не просто метод групповой психотерапии. В расстановках много мистики, вещей, которые невозможно объяснить разумно. Они восхищают, удивляют и пугают.

Не все сообщества психологов признают системно-семейные расстановки научным методом психотерапии. Представители православной церкви, а также верующие психологи считают его оккультизмом и мракобесием. Сам автор метода – немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (родился 16 декабря 1925 года) относит его к классу духовных практик. Автор разработал не только практический метод, но и целую теорию, поясняющую, почему и как системно-семейные расстановки работают.

Б. Хеллингер интегрировал несколько прогрессивных психологических теорий и вывел на этой основе новые знания. В частности, влияние на формирование теории семейных расстановок оказал транзактный анализ Э.Берна, то есть анализ взаимодействий, состояний, игр, в которые играют люди и их жизненных сценариев. Кроме того, к началу девяностых годов двадцатого века, когда Б.Хеллингер стал применять свой метод, семейная психотерапия уже применялась и была популярна. Психодрама Я.Морено и метод «Семейная структура» В. Сатир также легли в основу учения Б.Хеллингера и во многом схожи с ним.

В 2007 году Б.Хеллингер создал собственную школу, где и сегодня знакомит и обучает желающих с методом семейных расстановок.

Сомнений в том, что семья необычайно важна в жизни человека быть не может . В семье индивид появляется, растет, развивается, воспитывается, обучается, становится личностью. Индивид выживает благодаря семье. Но мало кто смотрит на семью, как на некую систему, хранящую не только знания и отношения настоящего времени, но и родовую память, некое поле рода.

Автор теории и его последователи обнаружили, что проблемы в жизни человека, вне зависимости от того, в какой сфере они возникают, являются последствием семейных травм. Травмы – это беды, случившиеся с семьей человека, причем не только после, но и до его рождения.

Чаще всего негативные события в жизни семьи стараются замолчать или вовсе скрыть . Не хочется вспоминать и рассказывать о тяжелой смерти (убийство, самоубийство, ранняя смерть, аборт), вынужденной иммиграции, разводе, горе-родственнике (алкоголике, отце, бросившем ребенка и тому подобное), периоде, когда семья бедствовала и голодала, о том, что дети не уважают родителей и так далее. Однако все эти события остаются и сохраняются в семейном родовом поле.

По Б.Хеллингеру, источник жизненных неурядиц – сокрытие семейной травмы и/или исключение одного из участников значимого травматического события из системы семьи. Дисбаланс семейной системы приводит к тому, что страдают нынешнее и последующие поколения, не имея возможности осознать причину своих бед.

Работая над личной проблемой в психотерапевтической группе, человек может обнаружить скрытую причину, узнать, что в далеком прошлом стало источником его сегодняшних несчастий и найти выход из сложившихся обстоятельств. После расстановок жизнь изменяется в течение нескольких месяцев кардинально, причем в отличие от других методов психотерапии, посетить группу семейно-семейных расстановок достаточно лишь один раз.

Как осуществляются расстановки по Хеллингеру

Расстановки по Б.Хеллингеру – метод системной семейной терапии, имеющий целью исправление негативных последствий динамических семейных травм.

Проводятся расстановки не только в психотерапевтических группах, но и в форме индивидуальной психотерапии по запросу клиента. Во втором случае участники группы заменяются предметами.

Клиент сообщает свою проблему психотерапевту, находясь в группе, после чего выбираются участники, которые будут «играть роль» членов семьи в расстановках, то есть будут их «заместителями». Далее начинается непосредственно сеанс психотерапии . Психотерапевт регулирует процесс, контролирует действия группы, направляет ход терапии, меняет количество заместителей и так далее.

Участниками семейной системы являются не только кровные родственники, но и люди, связанные с семьей значимыми отношениями. Кроме того, семья – это и ныне живущие, и не рожденные, и умершие люди, вне зависимости от того знает что-либо об их существовании человек или нет.

К семейной системе человека относятся:

  • родители,
  • дети,
  • браться, сестры,
  • супруги, возлюбленные, сексуальные партнеры,
  • другие кровные родственники,
  • люди, оказавшие влияние на семью, состоявшие с одним из ее членов в «отношениях жизни и смерти», это может быть как человек, спасший или существенно улучшивший жизнь кому-либо, так и тот, кто ее сделал невыносимой или отнял.

Получается, что члены психотерапевтической группы принимают на себя роль не только живых, но и мертвых, а также плохих людей (негодяев, насильников, убийц и так далее), участвуя в расстановке. Это во многом объясняет негативное отношение к методу расстановок как к оккультизму и негативному личному опыту, ведь каким-то образом чувства и эмоции чужих людей появляются у заместителя. Например, непросто быть заместителем абортированного ребенка или человека, умершего от голода.

Порядки любви

Проблемы возникают, если один из членов родовой системы нарушает законы семьи, порядок, необходимый для ее нормального функционирования и благополучия каждого ее члена. Законы, регулирующие жизнь рода, Б.Хеллингер назвал «порядками любви».

Три порядка или закона любви, которые нельзя нарушать:

  1. Принадлежность . Невозможно кого-то «вытеснить» из семьи. Каждый член системы имеет право на принадлежность. Если один член семьи отвергнут ею, другой его «заместит», будет вести себя так же как он или может повторить его судьбу, либо в семье начнутся проблемы, способствующие ее разрушению. Когда кто-то из семьи чувствует себя «как неродной», это может быть сигналом о нарушении закона принадлежности.
  2. Иерархия . Новая семья важнее старой. Когда у человека появляется своя семья, родители остаются «позади». Это совсем не означает, что ребенок должен забыть о своих родителях, но новая семья должна быть в приоритете.

Также этот закон предупреждает о недопустимости переноса проблем прошлых отношениях на новые. Даже если мужчина и женщина не состояли в браке официально, но любили друг друга, они были семьей, после расставания каждый из них должен оставить проблемы в прошлом, если хочет быть счастливым.

В наше время нередко женщины и мужчины имеют несколько отношений до того, как найдут человека, с которым идут в ЗАГС, люди женятся и выходят замуж повторно, имеют детей от бывших возлюбленных и так далее. Чтобы ни было в прошлом, это нужно принять как часть жизни, не стыдиться и не скрывать.

  1. Баланс между тем, что берешь и отдаешь . Это закон равновесия и взаимопомощи. Не будет гармонии в семье, где один человек все время отдает свою любовь, силы, старается, идет на уступки, а второй лишь принимает даваемые ему блага, ничего не отдавая взамен. Чтобы отношения развивались, на добро нужно отвечать еще большим добром, взаимное желание членов семьи сделать счастливыми друг друга укрепляет систему.

Системно-семейные расстановки уникальны в своем роде. Несмотря на критику, психотерапевты, работающие по методу Б. Хеллингера, многим людям помогают разобраться в себе и решить проблемы, причем не только чисто психологические, но и связанные со здоровьем, благосостоянием, личной жизнью и работой.

Для нашей страны метод системных расстановок по Хеллингеру является довольно новым и до конца не испробованным способом. В Германии, на своей родине, расстановки начали применять в 90-х годах прошлого столетия, и за довольно короткое время данная психотерапевтическая методика просто покорила весь мир. Метод расстановок по Хеллингеру применяется для лечения самых различных проблем – проблем в любовных отношениях, сложностей на работе, семейных конфликтов. А также во время лечения разных болезней, в первую очередь, наркомании и алкоголизма.

Расстановки по Хеллингеру: Общие сведения

Берт Хеллингер сформулировал определенные закономерности и законы, приводящие к негативным событиям, конфликтам между коллегами или супругами. Ученый довольно продолжительное время работал над такими вопросами: "Существует ли система, которая управляет отношениями?", "Каким образом влияет совесть (семейная или личная) на жизнь отдельной личности?", "Как происходит перенимание чувств?". В действительности, это только часть тем из огромного перечня учений Хеллингера.

Сегодня метод Хеллингера становится все более популярным. При помощи расстановок огромное количество людей смогли отыскать истоки своих проблем и разрешить их. Множество практикующих психологов все чаще в своей работе с индивидуальной личностью, семейными парами или с группами применяют метод Хеллингера.

«Расстановка» - это место личности в пространстве. Непосредственно метод похож на игру в шахматы. То есть всем участникам присваивается конкретная роль, отображающая подсознательный образ при ситуации, которая требует проработку. Это, возможно, не только семейная проблема, но и неудачи в бизнесе, проблемы в коллективе.

Есть несколько основных разновидностей расстановок, но каждая подразумевает импровизацию и творческий подход:

  • структурные (лечение наркомании и алкоголизма, избавление от страхов, решение проблем на работе);
  • семейные (решение семейных ссор);
  • организационные (решение проблем в рабочих коллективах).

Решение семейных конфликтов

Итак, к психологу обращается мужчина с какой-то проблемой. В первую очередь, врач с ним проводит небольшую беседу, в процессе которой определяется, необходима ли ему расстановка либо все намного проще. Так как иногда человека можно направить простым советом – и жизнь войдет в обычное русло. Но если ситуация сложная, то с клиентом проводится более детальная беседа. В первую очередь определяется непосредственно проблема .

К примеру, мужчина пьет, жена его каждый день «пилит» и говорит, что все проблемы в семье связаны с его алкоголизмом. При этом мужчина так не считает, так как до свадьбы он не употреблял такие количество алкоголя.

Психолог просит рассказать клиента про свой жизненный образ. Расстановки по Хеллингеру нуждаются в системном рассматривании ситуации. То есть необходимо определить:

  • чем занимается каждый из супругов ежедневно;
  • из-за чего случаются конфликты;
  • какие отношениям у супругов в целом;
  • являются ли в семейной жизни люди сами собой либо играют чьи-то роли.

Психолог рассматривает отдельно родителей жены и мужа. Как они себя вели в семье друг с другом? Если определяется, что со стороны мужа мать и отец жили идеально, и вопросов с алкоголизмом не возникало, то наибольшее внимание уделяется родственникам жены.

Разобравшись предварительно в ситуации на первом приеме, психотерапевт рекомендует мужчине на следующую беседу прийти со своей женой. Так как «корень зла», вероятней всего, в ней и без ее участия избавиться от него не получится.

Семейные расстановки

Итак, когда пара пытается сохранить брак, то жена пьющего мужа приходит с ним за помощью к психотерапевту. В процессе беседы может выясниться, что женщина копирует неосознанно поведение ее матери, то есть взяла на себя ее роль.

Так как у той семейная жизнь не сложилась, и она постоянно своей дочери задавала установку: «Смотри, все мужики одинаковые. Твой отец, как и остальные. Пьет, домой приносит гроши». С навязанным мнением дочка вырастает и в окружающих мужчинах невольно отмечает лишь негативные черты.

Все-таки девушка начинает взаимоотношения с приглянувшимся ей парнем. Через время она за него выходит замуж, но вскоре ей кажется, что этот мужчина совершенно не «ее человек». Что бы тот ни делал, все ей кажется негативным.

Вроде бы, муж не так плох, его положительные качества значительно превышают недостатки. Однако женщина сохраняет внутреннюю агрессию и на подсознательном уровне посылает мужу негатив. Мужчина улавливает данный сигнал, понимает, что партнерша его ненавидит, и со временем пытается искать утешение в спиртном. Это позволяет ему на определенное время забыться, но проблема не решается.

Дальнейшие действия

Метод Хеллингера подразумевает проигрывание ролей. Врач предлагает мужу и жене проиграть некоторую ситуацию. К примеру, он просит женщину рассказать, как та себя ведет на работе. Женщина комментирует свое общение с коллегами, служебное поведение, и выясняется, что на работе пациентка «белая и пушистая».

Что изменяется, когда женщина переходит через порог дома? Почему муж одним видом вызывает у женщины раздражение? Супруги проигрывают конфликт сцены перед психологом. Женщина говорит мужу стандартную фразу: «Закончил бы пить, и все бы было хорошо».

На этом моменте психолог просит пару остановиться. Системные расстановки требуют своевременно сосредоточиться на важном моменте. В данном примере это время настало.

Врач говорит: «Давайте попробуем определить источник проблемы, вынуждающего мужчину пить». Затем вычеркиваются все причины, которые способствуют этому. К примеру, исключаются:

  • большие финансовые проблемы;
  • проблемы со здоровьем;
  • конфликты на работе у мужчины и т.д.

Что остается? Мужчина откровенно говорит, что его угнетает постоянное недовольство жены , которая все время к чему-то придирается либо, наоборот, постоянно молчит и избегает сексуальной близости. В этой ситуации партнер страдает от недостатка женского внимания. Зачастую женщины из чувства обиды или из-за отсутствия любви к партнеру так наказывают избранника. Они загружают себя домашними делами или активно сублимируют свою энергию в заботу о детях. При этом супруг пытается получить какой-то положительный настрой, употребляя алкоголь. Появляется замкнутый круг.

В последующем системные расстановки подразумевают глубинную проработку этой ситуации. В этом случае психолог пробует внушить женщине мысль про необходимость избавиться от установки, которую ее мать задала невольно.

Жена провоцирует своим поведением мужчину на употребление алкоголя, то есть, заставляет играть роль ее пьющего отца. Если вместе с этим у жены все-таки есть на супруга определенная обида, то во время сеанса от нее предлагается избавиться. "Очень важно себя освобождать от негатива", - говорит сам Хеллингер. На этот счет семейные расстановки предлагают множество техник.

В действительности весь процесс довольно сложен. В истории данной пары психологу предстоит наделить героев многими «ролями», при этом так, чтобы между супругами происходил равный обмен энергиями.

Действие эгрегора на людей

После проведения системной расстановки часто удивляются: "Почему я рассуждал чужими мыслями?", "Как так вышло, что я в жизни начал играть не свою роль?". В действительности не многие задумывается над тем, на самом деле ли он делает то, что хочет, и живет, как сам того желает.

Чаще всего выясняется то, что ежедневные действия, чувства и мысли позаимствованы многими от окружающих людей: коллектива, собственной семьи и в целом социума. Иными словами, некоторое энергоинформационное пространство (эгрегор) непосредственно влияет на личность.

Любое общество (коллектив) подчинено некоторой системе ценностей. Воздействие эгрегора бывает как положительным, так и негативным. Каждый создает личную систему ценностей. К примеру, церковный эгрегор пытается влиять на людей с помощью проповедей. А каждая террористическая организация вырабатывает свой эгрегор, манипулируя подсознанием участников какой-то теорией. В некоторых случаях сильные личности создают свои эгрегоры и влияют на окружающих. Этот индивидуум обязан быть очень энергоемким , поскольку его цель – воздействовать и руководить, управлять большим количеством энергетических потоков.

Семейные эгрегоры

Семейный род – это система со своими конкретными задачами. А члены семьи (отец, мать, дочь, сын) – это элементы, которые обязаны выполнять определенных функции. Что случается, когда кто-то выбивается из системы? К примеру, сын вопреки семейной традиции не захотел стать военным, а отец сильно этого желал.

В этом случае роль сына может распределиться между остальными членами семьи либо же переиграться: дочка выходит замуж за военного. Отец счастлив, пытается наладить с зятем прочный контакт и делится на будущее планами о продолжении военного рода.

Метод расстановки по Хеллингеру глубоко затрагивает проблему младшего и старшего поколений. Всем ли может помочь этот метод? Отзывы абсолютно различные. Но многие согласны с тем, что семейные эгрегоры могут негативно воздействовать на потомков.

К примеру, молодая девушка очень несчастна в браке. Все способы восстановления отношений не дают результатов, в семье происходит насилие и грубость. Выход единственный – развод. Однако старшее поколение этой девушки единогласно говорит: «У нас в роду не было разведенных, так как это является позором».

Таким образом, семейный эгрегор этой девушки требует подчинения и диктует ей свои устои. Лишь отказ от роли «жертвы» и полное переосмысление поможет этой личности принять решение, чтобы начать другую жизнь.

Эгрегор по наследству

Метод Хеллингера помогают множествам семейных пар и отдельных людей определить истоки зла. Приведем еще один пример проблемы, с которым к психотерапевтам нередко обращаются мужчины.

Итак, к психотерапевту приходит условный молодой человек, который не может понять своего поведения относительно женщин. После множественных разводов он стал перед фактом – партнерши уходят от него из-за немотивированной агрессии . В других сферах жизни мужчина оказался положительным. При беседе с психологом оказалось, что мужчина в прошлом "бессознательно" настроился на установку мщения. Как это получилось?

Чаще всего в этом случае выясняется, что мужчина рос в семье, в которой отец был все время подавлен и унижен своей супругой. Мальчик не мог матери оказать сопротивления для защиты своего отца. Так, по мере взросления он разработал свой план (установку на мщение ).

Эта ситуация привела к тому, что, будучи во взаимоотношениях с девушками, он периодически чувствовал к ним сильную ненависть. Когда наступала подходящая ситуация, он свою злобу на них вымещал кулаками. Системная расстановка должна показать парню, что ему не принадлежат эти чувства. Они закреплены и навеяны в подсознании из далекого детства. А у мужчины другая ситуация, да и у девушек другой характер, чем у его матери. И самое важное, что он может быть счастливым, лишь когда поймет это и начнет изменяться.

Это является постепенным процессом . Очень много будет зависеть от природного темперамента человека. Некоторым хватает двух сеансов, а некоторым нужно намного больше. Метод Хеллингера отличается тем, что, зная семейные системы, человек сможет избежать жизненных провалов, а также защитить от них будущее поколение.

Групповые занятия

Феномен таких занятий состоит в том, что группа людей играет роли действующих лиц в проблеме одного человека. Случаи могут быть различные: человек постоянно болеет, не может отыскать пару или испытывает затруднения с деньгами.

Метод расстановок тяжело объяснить детально, но проходит это по следующему сценарию: между группой распределяются различные роли. И они начинают чувствовать похожие эмоции человека, который обратился за помощью. Феномен называется «замещающее восприятие ».

Таким образом, происходит перенос с внутренних образов клиента на всех участников. Людей, которые выбраны на определенные роли, называют «заместителями ». В процессе сеанса они вслух описывают свое состояние, стараясь восстановить ситуацию, которая для человека является проблемой.

Расстановки по Хеллингеру дают возможность человеку распутать клубок конфликтных ситуаций, правильно построить иерархию и восстановить энергетику. Метод выстраивается с помощью перемещения "заместителей".

Сеанс считается удачным, когда все участники не чувствуют дискомфорта. И самое важное – у клиента обязано наступить психологическое и физическое облегчение.

Расстановка при помощи карт Таро

Не любой человек может открыто сказать группе людей о его проблеме. В этом случае клиент может брать участие в групповом сеансе, но при этом по его просьбе происходит скрытая расстановка . Таким образом, человек самостоятельно дозирует открытость информации. Отличный выход из данной ситуации – системная расстановка при помощи карт Таро.

В данном случае колода является инструментом для диагностики процесса. Человека спрашивают: «В чем смысл проблемы?». Клиент, не глядя, выбирает карту и описывает, что на ней увидел. «Заместители» выбираются также с учетом выбранных арканов. Человек согласно своей проблеме при помощи подсказок ведущего указывает всем участникам, в каком месте им стать и что нужно выполнять.

Дальнейшее действие – эмоциональное обыгрывание ситуации. "Заместители" делятся впечатлениями: «У меня появилось ощущение того…», «Я подумал сейчас, что…». В это время клиент также включается в обсуждение. Он слушает мнение каждого участника и становится на то место, участник которого больше всего задел его эмоции. И уже с учетом новой роли он говорит слова, которые для него важны.

Индивидуальная расстановка

Можно самостоятельно провести этот сеанс, так как не у всех есть возможность работать в группе. В данном случае возможна самостоятельная систематическая расстановка. Однако для этого необходимо вплотную ознакомиться с теорией Хеллингера.

Итак, проблема определена, а в качестве "заместителей" будут карты. Процесс имеет три этапа:

Не очень посвященному человеку может казаться, что происходит сеанс гадания, но это неверно. Индивидуальный способ расстановки при помощи Таро показан лишь профессионалам . Другим же советуют прибегать к данному методу под руководством опытного психотерапевта.

На сегодняшний день этот метод получает все большую популярность и развивается в техническом и методическом плане в работах непосредственно Хеллингера, который разрабатывает расстановки и сегодня, а также усилиями остальных расстановщиков, которые «нащупали» свой путь.

Несмотря на то, что человек разумный активно пользуется всеми достижениями современной цивилизации, какая-то глубинная часть его психики и физиологии повторяет душевную организацию предков из первобытно – общинного общества.

Изначально мы были предназначены для жизни внутри рода, внутри семьи. Законы этих ячеек общества бессознательно направлены на сохранение рода, так же, как это происходит в муравейнике или в пчелином рое.

Казалось бы, зачем нам нужно знать об этих законах, когда теперь можно выжить и прекрасно себя реализовать, живя в одиночестве или в небольшой семье?

Оказывается, закономерности внутриродовых отношений между людьми по-прежнему действуют в нашей жизни. Мало того, они распространяются на все ее сферы, включая бизнес и отношения внутри любого коллектива.

Первым обнаружил этот феномен и систематизировал законы отношений между членами одной семьи психотерапевт Берт Хеллингер – автор методики семейных расстановок.

Об авторе методики

До того, как стать психотерапевтом, Берт Хеллингер прошел долгий путь от миссионера в южной Африке до практикующего члена ассоциации психоаналитиков в Мюнхене.

Исследуя отношения, возникающие в различных группах , он обнаружил, что появление трагических конфликтов в различных семьях имеет свои закономерности.

Имея солидный опыт работы семейным консультантом, Берт Хеллингер разработал методику преодоления таких конфликтов, получившую в профессиональных кругах название «расстановки по Хеллингеру».

В сотрудничестве с немецким психиатром Г. Вебером в 1993 году психотерапевт написал книгу «Два рода счастья», рассказывающую о методике расстановок. Этот плод многолетней практики сразу же стал национальным бестселлером.

В настоящее время Хеллингер создал школу для своих последователей, путешествует с лекциями по всему миру и проводит обучающие семинары.

Как проходят расстановки?

Внешне расстановки по Хеллингеру выглядят следующим образом:

  1. клиент заявляет о своей проблеме , связанной с отношениями между членами его семьи или личной сферой.
  2. среди членов группы, подобранной для работы с этой проблемой, выбираются так называемые «заместители» членов семьи клиента или людей, связанных с проблемой клиента.
  3. они расставляются в пространстве, им не рекомендуется использовать выразительные жесты или позы.
  4. заместители, принявшие на себя чужие роли, двигаются так, как они чувствую и говорят то, что чувствуют.
  5. получив информацию и сделав выводы, расстановщик проводит работу, используя специальные приемы, разрешающие фразы и техники.
  6. после окончания сеанса расстановщик выводит заместителей из ролей замещаемых.

Несмотря на то, что члены группы понятия не имеют о своих прототипах и их проблемах, после серьезной и вдумчивой работы ведущего, заместители начинают чувствовать то же самое, что и члены семьи клиента или другие люди .

Информация об этом приходит к ним из «знающего» или «морфического» поля. Наличие этого поля – единственное слабое место метода расстановок по Хеллингеру, хотя за время практических занятий последних десятилетий появились доказательства того, что «полевой» информации можно доверять.

Опасность расстановок это миф?

Оппоненты Берта Хеллингера нередко заявляют, что при замещении имеется опасность того, что заместитель не сможет до конца выйти из роли замещаемого, он становится одержимым.

Еще опаснее, если заместитель брал на себя роль умершего человека. Так опасны ли расстановки по Хеллингеру?

Возможные проблемы сеанса семейной терапии:

  • Расстановщику не безопасно включаться в систему клиента, так как возникает опасность переплетения;
  • Расстановщики, заместители и даже наблюдатели со слабой энергетической защитой рискуют прицепить на свой тонкий план наследственные кармические болезни клиента.

Чтобы не появлялись сомнения, опасны л

и расстановки, нужно после сеанса «почистить» всех участников энергетическими потоками, создавать защитные вибрации, пользоваться специальными минералами.

К кому обратиться, если хочешь сделать расстановку?

Данный метод работы быстро распространяется, и не зря, ведь он действительно приводит клиента к результату. Однако, всё больше в мире психологии появляются неквалифицированных специалистов (расстановщиков), которые берутся за работу просто после прочтения книг, не обучаясь. Это очень опасно, ведь такой безответсвенный подход способен нанести вред и клиенту и терапевту.

Если человек принимает решение попробовать данную методику, то обращаться нужно строго к дипломированному профессионалу. Это обеспечит безопасность и качество работы. Ниже приведены ссылки на некоторых специалистов, которые известны и уже заслужили доверие клиентов.

Любовь Садовникова , Нижний Новгород (онлайн)
Наталья Рублева , Москва (онлайн)

Мир технологий развивается с каждым годом всё быстрее, а вот количество свободных часов у людей уменьшается.

Именно поэтому в психологической практике появился метод «консультация онлайн». Сейчас практически каждый специалист в области психологии готов принять клиента на расстоянии.

Однако, можно ли проводить расстановки по скайпу? Ведь это не совсем традиционный метод консультирования.

Мнения терапевтов по расстановкам на этот счет расходятся. Кто-то утверждает, что на расстоянии сложно передать роли и получить информацию, а кто-то уверен, что это не только возможно, но и совершенно легко.

Получается, возможность качественного сеанса расстановок по скайпу зависит от специалиста. Если он уверен в своей способности считывать информацию на расстоянии, имеет успешный опыт работы в данной области, а так же в совершенстве владеет методом расстановок, то всё получится. Но если хоть один из вышеперечисленных пунктов хромает, то могут быть трудности. При обращении к терапевту по расстановкам, прочитайте о нем отзывы.

Отзывы специалистов и участников сеансов

Профессиональные психотерапевты считают, что эта методика позволяет человеку преодолеть внутренние барьеры, дать больше видения в сложных ситуациях, избавиться от препятствий отношениях.

Отзывы о расстановках участников таких сеансов говорят о том, что у них возникали интересные ощущения , появилась возможность посмотреть на многие вещи с другой точки зрения , увидеть через проблему другого выход из своей жизненной ситуации .

Клиенты таких сеансов, оставляя отзывы о расстановках, в которых они были главными лицами, в большинстве своем довольны результатами. Эффект от работы происходит сразу, не нужны долгие часы терапии.

Те, кто прошёл работу считают, что нужно над собой работать постоянно. Ничего не изменится у тех, кто, ничего не предпринимает для работы над своей проблемой.

Семейные расстановки по Хеллингеру – необычная перспективная методика, позволяющая проникнуть вглубь проблемы многих поколений одной семьи и решить ее с наименьшими усилиями.

Почему не помогают расстановки?

Иногда, приходится слышать и такое. Человек сделал себе расстановку, а может и не одну, но результата нет. Почему? Тут есть несколько нюансов. Отвечаем.

1. Результата точно нет?
Когда человек приходит на терапию или расстановку, у него в голове есть четкая картина хорошего результат, и как это должно СЛУЧИТЬСЯ. Он ждет именно такого хода истории. Например, чтобы подходящий партнер познакомился с ним, пригласил на свидание. Или, чтобы взяли на работу в компанию мечты. И тогда, когда что-то идет не совсем так, он отвергаем это. Если в поле появился нужный человек (а это уже результат), и у есть возможность с ним познакомиться, но иначе, чем это в голове представлялось - всё отвергается! Это не то! Это не тот результат. Если в компании мечты нет мест, но знакомый предлагает хороший проект, это не принимается за результат. Это не то.
Мозг человека бывает региден и ошибочно делает выводы. А результата точно нет?

2. Психика Души инертна.
Что уж тут скрывать. Психика человека инертна, и ей так и хочется пойти по старой дороге. И понятно почему, потому что там всё уже знакомо и пройдено ни 1 раз. А тут какое-то новое решение предлагают, неизвестность, путь расчищать надо, идти осознанно…»Нееее», - говорит психика и возвращается в старые сценарии. Что делать? ХОТЕТЬ ИДТИ ВПЕРЕД И БЫТЬ ОСОЗНАННЫМ. Расстановка - это не волшебная палочка, сделал и всё. Это работа над собой. Каждый день нужно делать выбор в пользу нового или старого.

3. Степень НЕ готовности к изменениям.
Это пожалуй самое распространенное. Как это происходит. Человек N очень хотел что-то в своей жизни исправить, он пошел на расстановку и ему помогло. Результат был 100%. Он, конечно, рассказал об этом своему другу M. Тот загорелся, «пойду тоже схожу, помогло же N». Идёт, делает расстановку, и ему не помогает. Почему? Потому что у него «не горело, как у N»!!! Он пошел из любопытства, энергии на самом деле было мало для изменений.

4. У каждого свой ритм.
Иногда человек хочет слишком многого и сразу. Чтобы результат был на следующий день, чтобы всё было как он хочет, чтобы быстро и качественно. Но у каждой Души свой темп. На кого-то расстановка действительно действует очень быстро. Иногда изменения приходят уже на семинаре. Это говорит о том, что душа открыта для нового, она уже наелась старых проблем. А у кого-то результаты идут крайне медленно. Шаг за шагом Душа открывается новому. И самому человеку это может быть даже не заметно, но лишь люди вокруг замечают, как он изменился. Эти изменения на столько тонкие и по чуть чуть, что их отследить трудно и описать невозможно!!! Но они есть.

5. Проблема не разрешена окончательно.
Не все проблемы можно разрешить за 1 раз. Тема матери и отца - это самые популярные и самые долгие темы, которые даже продвинутые люди разрешивают годами. Там полно скрытых динамик и тайн. Они все снова и снова выползают наружу. Что делать? БЛАГОДАРИТЬ ВСЕВЫШНЕГО, что они проявляются, и у есть возможность стать еще счастливее. Ведь некоторые живут в тумане всю жизнь. Пластов и слоев у 1 проблемы может быть до 10. Как сказал сам Хеллингер, жизни человека не хватит даже для того, чтобы освободиться от 50% переплетений. Так что предлагаем расслабиться и довериться процессам, которые происходят.

6. Не подходящий терапевт или метод.
Для успешного результата необходимо, чтобы клиент доверял методу и терапевту. Если этого не случилось, то результата может не быть. Так же, к сожалению, много не профессиональных специалистов, которые делают что-то, не зная что.

7. Взять ответственность.
Когда начинается расстановка 50% ответственности на клиенте и 50% на терапевте. Но когда она заканчивается, и человек уходит в свою жизнь, ответственность на нем в 100% объеме! А что происходит порой? Человек пришел, сделал расстановку, ушел и ждет результата. Он считает, что терапевт должен был сделать так, что бы результат появился. И клиент перестает следить за собой, за своими внутренними динамиками, перекладывая всю ответственность на терапевта. В результате ничего не происходит. Результата нет.

Вот пожалуй самые распространенные 7 пунктов, почему не происходит в жизни результат после расстановки. Прежде чем гневить на терапевта или снова обращаться за помощью, стоит подумать, а может быть какой-то пункт актуален?

Расстановки по Хелленгеру

Метод системных расстановок по Берту Хеллингеру. Что это?

В последнее время все более набирает популярность метод психотерапии, который называется Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Более простое название - "метод системных расстановок" или просто "расстановки".

Многие терапевты используют расстановки или отдельные их элементы в своей работе, и как показывает практика, этот метод является очень результативным и позволяет во многих случаях решить довольно сложные задачи, или проблемы в области взаимоотношений, здоровья, карьеры и т.д. Наши специалисты также используют этот метод в своей работе, в связи с чем, я счел необходимым кратко рассказать самое важное об этом методе, что позволит получить о нем достаточно полное представление. При этом я постараюсь описать метод как можно более простым языком, избегая мудреных научных терминов.

Основа

Берт Хеллингер (род. 1925 г.) с 1980 годов стал выявлять закономерности, которые приводят к конфликтам между членами семей и к тяжелым последствиям. На этой основе он разработал свой подход и метод системной семейной расстановки. К его исследованиям также подключались его ученики, коллеги, последователи. Каждый из них внес что-то свое в этот метод, обнаружив действие законов и закономерностей за пределами семейных отношений, в самых разнообразных сферах жизни и человеческой деятельности.

Какие проблемы и задачи могут решать расстановки?

Методом расстановок в настоящее время решаются возникающие конфликтные ситуации в семейных отношениях, межличностных отношениях, в организациях и на предприятиях, определяются корни многих серьезных психических и физических заболеваний, травм, суицидальных наклонностей, несчастных случаев. Запросом на расстановку могут быть также финансовые проблемы, неопределенность в жизни и отсутствие интереса к ней, определение своего жизненного предназначения, отсутствие детей в семьях, наследственные заболевания и т.д. В общем, запросом на расстановку должно быть что-то важное, ищущее решения, ответа. В запросе должна быть энергия, желание достижения результата, и чем яснее цель и больше это желание, тем успешнее и эффективнее будет достижение. Любая жизненная ситуация, любая проблема обязательно имеет свои корни, и если решать проблему поверхностно, то она прорастет вновь рано или поздно. Действительно изменить ситуацию можно только там, где она возникла, и этот метод помогает найти и место и решение.

Всегда ли помогает расстановка?

Как показывает практика, расстановка помогает как минимум в два раза эффективнее, чем некоторые другие методы терапии, Однако не надо думать, что нашлось средство для 100% решения всех проблем. Во-первых, необходима работа клиента во время расстановки и после нее, т.к. успех зависит на 50% от терапевта, на 50% от клиента. Последний увидит, откуда проблема пришла в жизнь, как и что надо теперь делать, но само действие и вся ответственность целиком лежит только на нём. Кстати, это основной принцип успешной терапии: она будет успешной только в том случае, если клиент всю ответственность за все, что происходит в его жизни берете на себя на 100%. Если же он продолжает кого-то обвинять в своих проблемах и неудачах, не торопится на терапию, он просто отдаст свои деньги, получив временный видимый эффект, и жизнь его вернёт к тому уроку, который он проходил, испытывая страдания.

Во-вторых, причины страданий могут быть слишком тяжелыми, т.е. человек совершил поступок, последствия которого должен прочувствовать на себе, искупить его. И у судьбы на человека есть свои планы, которые она пока не будет менять. Например, тяжелые заболевания в виде рака или СПИДа, особенно в запущенной форме излечиваются редко, и тут бывает необходимым принять свою судьбу, что также иногда ведет к исцелению. Хочу тут уточнить, что принять это не значит опустить руки, это означает взять ответственность на себя и именно это зачастую дает необходимые силы.

Что такое расстановка и как она проводится

Одно из преимуществ этого метода в том, что он позволяет работать сразу с большим количеством людей, оказывая свое воздействие не только на клиента, чей запрос рассматривается, но и на всех присутствующих и наблюдающих за расстановкой. Поэтому терапия проводится в группах от 8-10 человек, верхний предел группы не ограничен. Оптимальное количество участников 30-50 человек.

Группа рассаживается, образуя круг. На один из стульев садится также терапевт, стул справа от него остается свободным – это клиентское место. Перед началом работы, как правило, присутствующие по кругу представляются и озвучивают то чувство, с которым они пришли на терапию и также свой запрос или проблему, которую они хотят разрешить. Если работа проводится не с определенным клиентом, оговоренным заранее, то клиент находится среди присутствующих. Терапевт определяет, в каком из озвученных запросов есть энергия и желание решить проблему. Клиент садится рядом с терапевтом и с ним ведется короткая беседа, направленная на уточнение запроса, при этом терапевт смотрит, куда направлен запрос клиента, откуда могла возникнуть проблемная ситуация. Также, при необходимости уточняются некоторые подробности из жизни клиента, его родителей и предков.

Далее клиенту предлагается выбрать из числа присутствующих, заместителя для себя и для тех лиц, имеющих отношение к клиенту, которых определит терапевт (например, заместителей мамы и папы клиента). После этого клиенту предлагается расставить этих людей внутри круга так, как он это видит в своем представлении. Клиент берет сзади за плечи каждого из заместителей и размещает их каким-то образом внутри круга (согласно своему внутреннему образу), после чего садится на место. И вот тут начинается самое интересное, то, из-за чего расстановки называют мистическим процессом. Заместители, которых клиент разместил в поле, начинают испытывать те же чувства и эмоции, что и реальные люди, которых они сейчас замещают. Они начинают чувствовать по отношению друг к другу то, что чувствуют эти люди. Они могут видеть людей или события, имеющие отношение к этой ситуации, и тогда, терапевт, уточняя у клиента какие-либо детали, добавляет в расстановку заместителей этих людей или событий, которые в свою очередь начинают испытывать их чувства, эмоции и даже мысли. При этом не имеет значения, жив ли этот человек, которого представляет заместитель, или умер, так как поле проявляет в лице заместителя качества этого человека, его потребности и желания и т.д.

В ходе расстановки могут проявляться такие скрытые вещи, как количество абортов у женщины, наличие любовных связей вне брака и внебрачных детей, семейные тайны и тому подобное. В случаях, когда это возможно было выяснить и уточнить, подтверждается достоверность проявляемых событий. Терапевт, используя заместителей, направляет расстановку туда, откуда возникла причина проблемы и причина становится очевидной. Как правило, это происходит из-за нарушения определенных законов, неправильных действий, отторжения любви. После того, как причина проявляется, терапевт, пробуя различные варианты, ищет решение. При этом он меняет местоположение фигур в круге, расспрашивает их о чувствах и о том, как они при этом меняются. Конечный образ является решением для клиента, когда и он сам и все фигуры чувствуют реальное облегчение, избавление от тяжелого и гнетущего. Внутри клиента закрепляется внутренний исцеляющий образ – решение. И через некоторое время он начинает действовать в жизни. Принцип изменений в жизни таков: меняешься сам, меняется мир вокруг тебя. И расстановки очень наглядно демонстрируют, как этот принцип работает.

Через некоторое время после расстановки (или сразу) клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому. В настоящее время наработан огромный практический опыт, когда в результате расстановки происходили удивительные, порой невероятные изменения в жизни участников.

При этом важно отметить, что результат расстановки оказывает влияние не только на клиента, но и на остальных участников. Похожие ситуации резонируют и дают свои результаты и у заместителей и у тех, кто наблюдает за расстановкой. Зачастую позитивный результат у присутствующих может быть даже больше чем у клиента.

Хочется также добавить, что расстановку лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать о ней, потому, что это действительно удивительный процесс очищения и избавления от негатива. И лучше всего об этом процессе расскажут собственные ощущения.

Всё новое - давно забытое старое...

История расстановок уходит корнями более 6000 лет назад, когда духовные учителя в некоторых религиозных направлениях, принимая своих учеников, ставили их на место того, с кем у ученика был конфликт, чтобы он мог прочувствовать того человека с кем конфликтует, его боль или обиду. Также в древней Греции, актеры перед выступлением приглашали специальных людей, которые вживались в роль персонажей и играли их чувства, эмоции, действия, а актеры наблюдали за своими героями, как будто они присутствовали тут и учились подражать им, перенимать их чувства, после чего они замечательно играли эти роли. Также история психологии и психотерапии может рассказать многое о том, как в различных техниках использовался подобный феномен перенятия чужих чувств. Некоторые терапевты использовали в своей практике этот феномен, проводили подобные расстановки, но до Б.Хеллингера не пытались систематизировать свои наработки и выделить в отдельный метод.

Мистика или наука?

Системные расстановки признаны официальным методом терапии. Феномен, который проявляется в ходе расстановки, связанный с перенятием чужих чувств, сейчас признается одним из научных явлений, вроде закона притяжения. Он просто принимается как нечто, пока необъяснимое, но при этом научное. Современная наука уже не стремится к тому, чтобы слепо отвергать непонятные ей явления (например, НЛО, привидения и т.д.) а пытается найти им объяснение. Ряд же разумных ученых обращаются к древним трактатам, где описаны все тайны и их причины, а также все открытые наукой явления и пока еще не открытые.

Кто может проводить расстановки?

Теоретически, для того, чтобы научиться проводить расстановки, можно, имея психологическое образование, пройти курсы повышения квалификации в сертифицированных заведениях, после чего, как можно больше нарабатывать практику (т.к. все расстановки очень индивидуальны и написать единый учебник, применимый ко всем случаям невозможно). При этом внешне можно даже стать довольно успешным в этой области.… Но не все так просто, как и везде, тут также существуют скрытые, но очень важные законы, несоблюдение которых может навредить и клиенту и группе и в итоге приведет к тяжелым последствиям для самого расстановщика.

Очень важна личность терапевта, проводящего расстановки. Это должна быть целостная личность, знающая цену, которую придется платить за свои ошибки и готовая к этому. Терапевт должен быть экологичен, т.е. понимать и уважать границы дозволенного, не пытаясь манипулировать людьми или использовать расстановки как метод наживы. Первичная его цель должна быть направлена на оказание помощи тем, кто ее ждет и просит. Нельзя вмешиваться «из добрых побуждений» туда, куда его не просят, в те области, куда пока его не зовут.

Расстановки влекут за собой серьезные изменения в судьбах людей, а за каждое такое вмешательство придется нести ответственность рано или поздно. Например, если человек не имеет достатка, и расстановщик увеличивает его достаток, при этом он должен дать знания о том, с чем была связана его нищета, иначе он сам станет нищим, чтобы пройти этот урок вместе со своим клиентом (который также вернется в свое состояние). То же самое касается вопросов здоровья, отношений и т.д. Как только терапевт берет на себя роль волшебника или Господа Бога, он автоматически берет на себя судьбу того, кому помогает. Причем, как правило, терапевт этого не замечает, если не имеет определенных качеств, не развивает их в себе. Тогда гордыня, жадность и прочие недруги незаметно проявятся в сердце, после чего придет разрушение на всех уровнях жизни. Сам терапевт, если он не дает глубокие знания причин страданий своему клиенту, или если он думает что он не инструмент, но сам решает проблемы, то он разделит страдания, взяв на себя часть судьбы клиента. А клиент, получив временное облегчение и передышку, снова вернется к своим урокам. Именно поэтому, к выбору терапевта необходимо подходить очень обдуманно, выяснив не только, сколько лет он занимается терапией, но главное, что это за личность, каковы его мотивы и цели, а также личностные качества.

Но в любом случае каждый сам выбирает, насколько он воспользуетесся этим советом. Ведь, в конце концов, это тоже право выбора и личная ответственность человека.

Основные направления работы: семейные взаимоотношения, решения в конфликтах, работа с зависимостями, работа со страхами, депрессиями, анализ и изменение сценария жизни и другие.

Контакты: г. Ростов-на-Дону;

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.



Похожие публикации