Подготовка к обучению грамоте детей средней группы. Конспект нод в средней группе по подготовке к обучению грамоте

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Цель: закрепить правильное произношение звуков [в - вь] в речи детей.

Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и умение выделять звуки [в - вь] в словах;
2. Закрепить знания детей о диких животных, об их жизни зимой;
3. Учить детей находить первый звук в словах;
4. Через игру учить детей правильно дышать.

Материал: игрушка вороны Веры, крупные картинки с изображением лисы, зайца, белки, медведя, волка; зеркала для каждого ребенка; картинки среднего размера: цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь; комки ваты – снежинки; маленькие картинки: виноград, велосипед, вишня, одуванчик, лиса, дерево, звезда, рыба, кукла…; картинка звуков [в - вь] (большое и маленькое дерево).

Ход занятия

I. Вводная часть. Дети сидят на ковриках.
- Сегодня к нам прилетела ворона, чтобы погреться и поиграть с нами. А зовут ее ворона Вера. Она рассказала мне одну очень интересную историю. Сейчас и вам расскажу эту историю.

II. Основная часть.
1. История вороны Веры.
* Скучно стало вороне Вере сидеть на заборе, и решила она слетать в лес. Уже темнело. Ворона летела от одного дерева к другому. Вдруг, ветер усилился, и в лес пожаловала сам а вьюга.
- Ребята, слышали вечером, как вьюга выла? (ответы детей)
Она швыряла снег, заметая следы зверей и птиц, и громко выла: в-в-в (дети повторяют за воспитателем). Ворона Вера нашла большую развесистую ель и спряталась на ней. А вьюга все сильнее выла: в-в-в (дети повторяют).
- Ребята, а где живет белка? (в дупле)
Хорошо белке в теплом, сухом дупле, вход в которое она закрыла пушистым хвостиком. Ей не страшна вьюга (дети воют). Хорошо и медведю. Ему тоже не страшна вьюга, он спит и не слышит страшный вой.
- А где же спит медведь, ребята? (в берлоге и сосет свою лапу)
А лиса уютно устроилась в своей норе, свернулась клубочком, прикрылась пушистым хвостом (дети воют, как ветер). Даже заяц вырыл в сугробе ямку и спрятался от вьюги.
- Ребята, а каким цветом шубка у зайца зимой? (белая)
- А как вы думаете, почему зимой у зайца белая шубка, а летом серая? (чтобы спрятаться в снегу; чтобы лиса и волк не заметили его на снегу).
Одна ворона Вера сидит, нахохлившись, на ели. Холодно ей и страшно в лесу. Мороз к утру стал крепчать, а вьюга – утихать (сначала педагог, а затем дети произносят: вь-вь-вь). Успокоилась ворона, но вдруг услышала прямо под елью, на которой сидела, вой волка: в-в-в (дети повторяют). Жалуется волк на свою волчью жизнь, обижается на вьюгу, которая все заячьи следы замела. Ворона Вера испугалась волка и прилетела обратно в поселок, к нам в группу.*

2. Артикуляция звука – дети садятся на стулья у доски.
Педагог раздает каждому для работы зеркала.
- Дети, как выла вьюга в лесу ночью? (в-в-в)
- А как утром? (вь-вь-вь)
- А как выл голодный волк? (в-в-в)
Вот с каким интересным звуком мы с вами сегодня познакомились. Чтобы правильно его произносить, нужно нижнюю губу прижать к верхним зубам, верхнюю губу немного приподнять, а горлышко при этом должно дрожать.
Дети при анализе произнесения звука пользуются индивидуальными зеркалами.
- Какой звук научились произносить? Давайте произнесем этот звук вороне Вере (дети повторяют звуки [в и вь]).

3. Работа с картинками.
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь). Просит назвать предметы на картинках.
- Ребята, скажите так, чтобы я и ворона Вера услышали песенку вьюги [в и вь]. Например: вь-вь-ведро.
- А какая картинка здесь лишняя? (стул). Почему? (в этом слове нет песенки вьюги).
- А сейчас проведем такое упражнение – нужно определить первый звук в этих словах (цветы, вилка, гвоздика, стул, ведро, медведь).

4.Физкультминутка – игра «Снежки» (педагог раздает детям ватный комки).
- Ребята, давайте поиграем в снежки. Играть будем так: надо дуть на снежки так, чтобы они слетели далеко с вашей ладони. Посмотрите, как я это буду делать. Вдох носом, а затем силой дуем на снежинку (игра детей).
- Для чего мы с вами учимся правильно и сильно дышать? (чтобы научиться правильно и чисто выговаривать звуки).

5.Игра «Найди песенку вьюги» - дети садятся на стулья.
- Ворона Вера принесла нам картинки, чтобы поиграть в игру «Найди песенку вьюги».
Педагог раздает каждому ребенку картинки, но кладет их на ладошки детей картинками вниз. Просит их, чтобы никто не подсматривал, какую картинку ему дали. По сигналу педагога дети переворачивают картинки, проговаривают про себя название предмета, которое изображено на картинке, и определяет - есть ли песенка вьюги в этом слове.
- Ребята, у кого есть песенка вьюги в слове, кто услышал эту песенку, выходите к доске и покажите картинку всем ребятам. Скажите свое слово так, чтобы мы услышали песенку вьюги.
Проводится проверка всех слов со всеми детьми.

III. Итог.
Показ схемы звуков [в]и [вь](маленькое и большое дерево).
- Ребята, ворона Вера нарисовала картинки вьюги, они разные. Как вы думаете, на этой картинке (большое дерево) как вьюга воет? (сильно – в-в-в)
- Почему вы так думаете? (нарисовано большое дерево).
Задается вопрос по другой картинке, где изображено маленькое дерево. Затем все хором поют песенку вьюги: в-в-в и вь-вь-вь.
Вере очень понравилось, как вы ребята занимались на этом занятии. И она обещает, что еще раз прилетит к нам в гости. Давайте скажем ей все вместе «До свидания!»
Дети прощаются с вороной Верой. Педагог хвалит детей за хорошую работу на занятии. Занятие заканчивается.

Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент:

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

Филя и Каркуша.

В: Откуда они к нам пришли?

Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В: Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

В: Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Э, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся?

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

Из гласных.

В: Сколько их?

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала:

1) Введение в тему.

К. : Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

К. : Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К. : Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Машина, мяч.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

В: Мммяч.

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

В: Что ему мешает?

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

Согласными.

В: Значит, звуки [М] и [М"] какие?

Согласные.

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"]. … Чувствуете как звенит голос?

В: Значит звуки [М] и [М"] какие?

Звонкие.

В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

В: А мягкие?

Зеленым.

В: Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

Рисунок с машиной.

В: Какой первый звук в этом слове?

В: А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой?

Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В: А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

В: Какой первый звук?

В: Он какой твердый или мягкий?

Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?

Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф: Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М.

Морковь, помидор.

К: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.

Смородина, мандарин, малина, лимон.

К: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.

Март, май.

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .

5) Физкультурная минутка.

В: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .

В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

В: В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

В: Сколько в ней элементов?

В: Сложите её из палочек.

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

В: А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?

С синей крышей.

В: Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука. И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву)

В: А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру.

+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В: Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.

V. Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Ф: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши». И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?

Они какие?

В: Какой буквой эти звуки обозначаются?

Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе “Развитие”, основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Психологическое развитие ребенка отличается разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного детства происходит изменения в развитии личности, в общении с окружающим, углубляются познание и детская деятельность. Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу?

В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. В процессе реализации задач программы основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребенок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

По программе “Развитие” Л.Венгера я работаю с 1995 года. За время своей работы я начала хорошо понимать необходимость обучения грамоте уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу после освоения этой программы. У детей происходит сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Я считаю, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; – не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаем всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей. Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Работая по программе “Развитие” и поняв ее, я пришла к выводу, что существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи , т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышатьи выделять первый и последний согласный звук в слове.

Знакомство детей с терминами "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

По программе “Развитие” работа начинается со знакомства с неречевыми звуками (младшая группа ). Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие.

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен);Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек);

Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко – тихо", "Кто сказал?":

Со средней группы знакомим детей с дифференциацией звуков по твердости и мягкости. Чтобы определить твердость и мягкость, предлагаем детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается; а при произнесении твердого согласного звука мы “ как будто сердимся”.

Начиная со старшей группы, знакомим детей со звуковым анализом слов: трех звуковые слова (дом, дым), четырех звуковые слова (лиса, паук), пяти звуковые слова. В этой же группе знакомим со смыслоразличительной функцией звука (дом-дым, меняем один звук, получается совершенно новое слово.) Подробно проводится звуковой анализ слова. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей фишкой, после этого слово прочитывается. После того, как воспитанники научатся различать звуки по их качественной характеристике, детей знакомят с ударением: ударный гласный звук, безударный гласный звук. Ударение помогает детям представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. В старшей группе дети уже не хлопают в ладошки при определении слогов, а применяют правило: “сколько гласных, столько и слогов”. В подготовительной группе знакомим детей с буквами русского языка и правилами написания. Дети проводят звукобуквенный анализ: вначале звуковой анализ, а затем подставляют буквы, знакомим с йотированными гласными. Даем детям понятие, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных букв. На мой взгляд, когда начинается изучение правил написания йотированных гласных после согласных дети очень часто пишут ту букву, какой слышат звук (например: лето, л э т о). Большое внимание приходиться уделять правилам написания йотированных гласных после согласных. Продолжаем знакомить детей с предложением, даем знания о правилах написания предложений. Детям нравиться составлять предложения, поэтому часто использую на своих занятиях игру “Снежный ком”. Например: Зима. Наступила зима. Наступила холодная зима. и т. д. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. В подготовительной группе практически все дети уже читают, поэтому им очень нравится составлять новые слова из предложенного слова. Например: Белоснежка – сон – жена – белок и т. д.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду.

Работая по этой программе, я не отхожу от принципов:

  1. Системность . Планирование составляется на год, месяц, день.
  2. Доступность. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей.
  3. Научность. Даем детям научные знания, используем проблемные ситуации, наглядное моделирование.
  4. Связь теории с практикой. То, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни. Например: С/р игра “Школа”, “Семья”; Настольные игры “школьная тропинка”, “составь слово” и т. д.
  5. Природосообразность. Дифференцированный подход к каждому ребенку, используется 3 уровня сложности. З уровня сложности помогают ребенку в воспитании самооценки.
  6. Интеграция. Идет взаимосвязь с другими видами деятельности.
  7. Региональность. Стараюсь для составления предложений, для звукового анализа вводить слова, характерные для нашей местности.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошкольником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.

Занятие по грамоте в средней группе

Цель: Формирование представлений знаний детей о твёрдых и мягких согласных звуках.

Задачи:

Образовательные

  1. Развивать умение определять 1 звук в слове.
  2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
  3. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки. (новая – з, -зь-)

Воспитательная

  1. Продолжать воспитывать внимательно, слушать ответы других детей, не перебивать их.

Развивающая –

  1. Развивать психические процессы: внимание, память.

1. Словесные

2. Наглядные: Цветик – семицветик, письмо, картинки, игрушки “пчёлки”.

3.Игровые:

Игра “Назови братца”. Игра “Большие и маленькие пчёлки”, Игра “Прошепчи СЛОВО”.

4. Практические. Выполнение заданий по просьбе героя.

Ход занятия

– Ребята, помните Полина нам принесла книжку “Цветик – семицветик” и мы её читали.

– Сегодня я вам покажу этот волшебный цветочек и мы украсим им группу. (Достаю цветок с тремя лепестками)

– Ой, ребята, а где остальные лепестки? Смотрите здесь письмо, давайте его прочитаем: ... Это я Бормотун, спрятал лепестки от цветика – семицветика. Я их вам верну, если вы выполните мои задания...

– Ребятки, что нам нужно сделать, чтобы бормотун вернул наши лепестки? (выполнить задания)

– А, когда нам вернёт Бормотун лепестки, что мы будем делать с этим цветочком?

(Украсим ими группу)

(Достаю задания).

– Ну, что готовы?

... Лепесток вернется. если вы научите
Меня играть в игру “Назови братца” ...
– Научим бормотуна?

Игра “Назови братца”

(Воспитатель называет твердый звук, а дети должны назвать мягкий звук, и наоборот)

– Здорово все правильно.

(Подхожу к Бормотуну и слушаю )

– Ребята один лепесток Бормотун нам вернул. Данил подойти к столу и принеси его.

(Ребенок приносит лепесток)

– Ребята, как вы думаете все лепестки мы вернули? – нет.

(Читаю задание)

... лепесток верну, если
все перемешанные картинки поместите
в свое королевство по 1 гласному звуку…

Дети раскладывают картинки на твёрдые и мягкие по замкам.

– Ребята, смотрите, собирается потихоньку наш цветик – семицветик. (читаю задание)

... Дорогие дети, я тоже как и вы люблю играть. У меня есть
мои любимые игрушки!
Я верну вам лепесток, если вы
научитесь петь песенки моих друзей...

– Ой, смотрите, здесь, что – то есть.

(Нахожу пчел)

– Кого вы видите?

– Правильно пчёлок большую и маленькую.

– Послушайте, как поет большая пчёлка З -з -з. Когда я произношу звук – з – губы улыбаются, зубки видны, между зубками маленькая щёлочка. Если подставить руку, то почувствуем холодную струю воздуха, кончик языка спрятан за верхние зубки.

– Давайте попробуем. З – З – З.

– Умнички. А когда произносим песенку маленькой пчёлки, то МЫ улыбаемся сильнее. Зь – зь – зь.

А, давайте детишки поиграем. Мальчики будут большие пчёлки, они будут петь песенку большой пчёлки. Как мальчики будут это делать?

– Твердо, грубо.

– А девочки будут маленькие пчёлки. Как они будут петь?

Мягко, нежно.

– Я буду хозяйкой кормить всех нектаром.

– Большие пчелки ко мне.

Малышки пчелки ко мне.

Игра “Большие и маленькие пчелки”

(Подхожу к Бормотуну)

– Ребятки, Бормотун вернул нам ещё один лепесток.

– Посмотрите цветок все краше и краше.

– А все лепестки мы вернули? – нет

(Читаю задание)

... Определите есть ли песенка пчелки в словах, которые вы видите на картинке…

– Выбирайте картинку. Вы должны по очереди подойти ко мне и назвать, что на ней нарисовано. А потом определить есть ли песенка пчёлки в этом слове?

Дети определяют и выделяют звук – з -.

– Ребята! Бормотуну понравилось как вы выполи задание, он решил отдать все лепестки.

– А давайте Бормотуну тоже отправим письмо. В это письмо мы соберём слова в которых живет звук – з – или – зь –

Игра “Прошепчи слово”.

– Сколько разных слов мы отправили Бормотуну!

– Ребята, а что мы сегодня делали, чтобы вернуть лепестки?

Выполняли задания Бормотуна,

– Зачем мы с вами выполняли задания?

Чтоб собрать цветок

– А какие задания мы выполняли?

– Дети повторяют задания

– Ребята мы не ожидали сколько трудностей нам придется встретить на пути, но все – таки мы справились и собрали цветик – семицветик. И теперь он будет украшать нашу группу.

Занятие по обучению грамоте в средней группе

« Лесное путешествие»

Воспитатель МБДОУ – 49 г.Амурска
I квалификационной категории.

Задачи: Дать детям представление, что слова бывают разными – познакомить с протяжённостью звука. Закрепить умение отгадывать загадки. Формировать умение слышать слова с заданным звуком. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фонематический слух, творческое воображение. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, любовь к живой природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.
Развивающая среда: Для полянки: дерево – ель, шишки, пенёчки, игрушка – белка, карточки с изображением животных; фломастеры, бумага; мяч, фишки синего и зелёного цвета.

Ход сценария.

Ребята! вы любите путешествовать? Давайте тогда отправимся сегодня в лес. В лесу много разных звуков – давайте послушаем их и поиграем.

Игра «Узнай и изобрази».

Вот капают капли, стучат по листочкам - дети изображают; вот шелестит трава – дети изображают – шу-шу-шу; а вот кукует кукушечка- дети изображают; а сейчас подул ветер – дети изображают; а сейчас стучит дятел – дети изображают.

Воспитатель: вот сколько разных звуков, значит мы уже оказались в лесу.(дети садятся на стульчики).

Посмотрите – кто нас встречает на лесной полянке. Белочка. Дети здороваются. У Белочки есть интересные загадки, давайте отгадаем их.

Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? …(Лиса).

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?... (Волк).

3. Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят…. (Ёжик).

4.Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь – лесной……(Медведь).

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку…..(Заяц).

6. Рыжий маленький зверёк

Всё по веткам скок – поскок…(Белка).

Воспитатель: вот ребята всех зверей мы узнали и они вышли к нам на полянку. Только они хотят чтобы вы назвали их имена и первый звук в имени, чтобы их никто не путал.

Задание «Назови слово и первый звук».(карточки)

Дети называют –

Белка – «бь», лиса – «ль», волк – «в», медведь – «мь», заяц – «з», лось – «л», рысь – «р», олень – «о».

Игра «Большой и маленький братец» - показать цветом твёрдый и мягкий звуки.

Воспитатель: ребята мы с вами попали в гости к зверям. Сначала мы попали к слонам. Нас встречает папа-слон, мама-слониха, их сын-слонёнок. А кто нас будет встречать у…



Похожие публикации