Авторы русский язык по программе гармония. УМК «Гармония», образовательная программа для начальных классов

Образовательная система «Гармония» - это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.
Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.
На сайте ОС «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам.

По материалам сайтов: www.umk-garmoniya.ru

Программа "Школа России"

"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. Это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальных классах. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.
Главная идея программы: "Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаетсяпроблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Комплект учебников "Школа России" представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Приветствую вас, дорогие читатели моего блога. Рада вас снова видеть. Если вы открыли эту статью, — значит вам далеко небезразлично, какая будет преподноситься вашему ребёнку. Ведь учиться, пусть даже только и в первое время, придётся по ней и вам тоже, помогая малышу осваивать новые знания.

Сегодня хочу разузнать, что за образовательная программа Гармония для начальной школы, и поближе с ней познакомиться, если вы не против.

План урока:

В чём воплотили гармоничную программу?

Образовательная программа «Гармония» была идеей доктора педагогических наук профессора Натальи Истоминой, которая долгое время проработала в . Совсем неудивительно, что идея развивающего обучения является стержнем появившегося на просторах начального образования программного продукта.

Проект работает по утверждённому в 2009 году методическому комплекту, соответствующему требованиям и созданному на кафедре начального обучения педагогического университета М. Шолохова, для чего были привлечены практикующие педагоги, имеющие учёные степени:

  • кандидаты педагогических наук профессор М. Соловейчик и доцент Н. Кузьменко – авторы русского языка;
  • кандидат педагогических наук, доцент О. Кубасова разработала учебник литературы;
  • Н. Истомина – вдохновитель программы — является автором учебника по математике;
  • методика преподавания окружающего мира принадлежит кандидату педагогических наук, старшему преподавателю О. Поглазовой;
  • над учебником по труду работала доктор педагогических наук Н. Конышева.

Особенностями своего детища в сфере образовательных программ под названием «Гармония» авторский коллектив считает:

  • преодоление в процессе обучения разделения между традиционной и развивающейся системами, для чего они попытались объединить имеющие жизненный опыт положения с инновациями;
  • направленность процесса обучения на изменение школьного образования в сторону гуманизации.

Отвечая в своей концепции начального школьного образования на вопрос «Как учить детей?», главное внимание авторский коллектив решил уделить комфортности, с чем и связано такое название программы. Комфорт – это очень даже хорошо, только если в ногу со знаниями. А так ли, читаем дальше.

Изначально не вошли в список рекомендуемых для применения в образовательном процессе «Основы культуры народов России» Н. Ворожейкиной и английский «Милли» С. Азаровой, которые являются частью методического комплекта «Гармонии». Но это не самое главное, от чего сразу хочется истерически возмущаться. Всё впереди, следуйте за мной!

Может, для вас это уже и не секрет, но в январе 2016 года абсолютно все учебники комплекта «Гармония» Министерство образования исключило из перечня рекомендованных, оставив право образовательным учреждениям применять их ещё пять! лет. Так что, детей вполне могут чему-нибудь поучить за четыре года начальной школы по сомнительным, по мнению Минобразования, методикам. А вот над этим я бы, как мама, задумалась.

К чему стремиться, обучаясь гармонично?

  • научить детей пользоваться методами анализа, аналогии, синтеза, сравнения;
  • помочь применять школьниками при решении задач собственный опыт;
  • дать основы одновременного использования в работе нескольких моделей обучающего процесса со словами, графиками и схемами;
  • воспитать духовные ценности и нравственные приоритеты;
  • привить эстетический вкус;
  • отдать приоритет самостоятельной работы не только дома, но и на уроках.

«Опять сами», — скажете вы, и мне нечего вам возразить. Да, дорогие мои родители, программа «Гармония» предполагает не только самостоятельную работу, но и к моменту начала образования в школе наличие у первоклассника уже какого-то опыта, без которого гармонично, увы, не получится. Ваш ребёнок должен быть заранее подготовленным.

Цель «гармоничных» учебников – не передать готовые знания, их нужно добыть: самим или с учителем, познавая окружающий мир. Хорошо это или плохо – решать вам. Сможете ли вы помочь в запланированной самостоятельности, будем разбираться дальше. Ищем плюсы и минусы.

В «Гармонии» есть и мухи, и котлеты

Вообще всё новое, как говорят, — это хорошо забытое старое, и во многих случаях с этим нельзя не согласиться. Только вот когда это нажитое годами, пытаются с чем-то скрестить, привнеся свежую струю, результаты можно ожидать уникальные. А ещё если это первый «блин», то почти всегда «комом».

Так и программа «Гармония», основанная на пережитках школьного образования в советские времена, имеет свои плюсы и свои минусы.

  • В учебниках русского языка и математики авторы заложили, как им кажется, новый логический подход к выдаче материала: каждая последующая тема крепко завязана на предыдущей, обеспечивая так необходимое «повторенье – мать ученья». А что думают про это пользователи?

«…нет системы в учебниках. В 3-м классе по русскому языку изучается тема падежей существительных, которой уделяется совсем мало времени, так как подробно она будет рассматриваться только в 4-м. Как третьеклассникам определять падежи?»

«…задачи по математике начинают проходить только во 2-м классе, а контрольные начинаются уже на первом году обучения и требуют таких умений…»

«…геометрию начинают учить в 1-м классе и удачно её забывают к 4-му, так как она больше нигде не проскальзывает, зато нужную для решения задач и примеров таблицу умножения проходят только между 2-м и 3-м…»

«…окружающий мир скачет по всем темам: сначала немного про почву, затем тема из астрономии, потом изучаем анатомию, потом снова про почву, и так будете скакать по всем предметам все 4 года...»

  • В организации учебного процесса лежит идея добычи нужной информации, она не даётся в готовом виде. Причём, как убеждают авторы, дополнительные методические рекомендации для родителей дают возможность наверстать упущенное в домашних условиях. Но почему же это приводит к возмущениям родителей, желающих помочь своим ученикам:

«…если урок пропустил, самостоятельно не выучить, потому что в учебниках отсутствует описательные части, как и что делать...»

«… учебник русского языка без правил как таковых, либо они представлены мудрёным языком, запомнить их невозможно…»

  • Программа «Гармония» использует новые технологии преподавания, как предполагалось изначально, но родительские отзывы полны недопонимания, как такие новации могут научить грамоте и счёту:

«…введение в 1-м классе транскрипции напрочь спутало в голове звуки и буквы, пишем «йожик», «йаблаки» и «качаюца», ранее читающий и пишущий ребёнок к 3-му классу стал абсолютно безграмотным…»

«…по математике очень странный инновационный счёт до 9, в результате у ребёнка проблема с переходом через десяток…»

«…с трудом пришлось переучивать основные понятия русского языка про части речи и орфограммы…»

  • Многие хвалят литературу, отмечая интересные задания, но для правильного восприятия некоторых произведений придётся потрудиться, чтобы их правильно понимать. Хотя это и есть задача программы – добывать самим информацию.

Кому нужна «Гармония»?

Школьная программа «Гармония» предназначена для детей с «IQ в норме», но:

  • имеющих развитое наглядное мышление;
  • обладающих навыками логики;
  • способных к быстрому старту;
  • свободно переключающихся с одной задачи на другую;
  • богатых словарным запасом и развитой памятью.

Если к моменту поступления в школу ваш ребёнок обладает такими характеристиками, то добро пожаловать в гармоничный мир, учиться в котором таким детям, скорее всего, будет интересно. Среди обучающихся по программе «Гармония» есть и те, которых не смущают ни «йожыки», ни их «ношки».

В этом случае вам остаётся лишь поддержать детскую инициативу и не быть «тормозящим фактором», время от времени читая специально написанные родителям в методичках весточки авторов с разъяснениями хитростей программы, помогающие избежать ошибок.

А давайте заглянем на открытый урок к третьеклассникам, которые как раз и идут по программе «Гармония». Смотрите видео.

На сегодня всё. Плюс ещё одна образовательная программа, разобранная по молекулам, в нашей копилке. Желаю вам успехов и гармоничного подхода к воспитанию детей.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Приложение___

к основной образовательной программе

начального общего образования

приказ № 395 от 07.06.2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»

Рабочая программа

по учебному предмету «Музыка»

1-4 класс

УМК «Гармония»

учитель начальных классов

Азанова Гульнара Рафкатовна

Программа составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лянторская СОШ №5», авторской программы по музыке под редакцией М. С. Красильниковой «Музыка. К вершинам музыкального искусства»

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

Осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

Использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

Мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

Понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

Опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

Первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

Основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

Активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

Слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

Ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

Моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

Использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

Воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

Планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотеку, видеотеку).

    Содержание учебного предмета

1 класс МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки. Музыка вокруг нас. Творчество композитора–исполнителя–слушателя. Три основы музыки.

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека. Разные способы исполнения и записи музыки.

Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности.

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Танцевальная музыка Бетховена.

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Мелодия напевная и речитативная.

Музыкальный материал П. И. Чайковский. «Мелодия», «Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Мазурка»,«Камаринская».П. И. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».

С. С. Прокофьев. «Вальс» из Детской музыки». Разучивание песни П.И. Чайковского «Осень», анализ строения её мелодии.Русская народная песня «Во поле берёза стояла», кант «Радуйся, Росско земле!», слова колыбельных, потешек, прибауток, закличек для импровизации. Мелодия для скрипки и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

«О чём говорит музыка?» Музыкальный портрет. Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

Музыкальный материалЧайковский. «Мама», «Баба-яга», «Неаполитанская песенка», «Выходили красны девицы». Русская народная песня.

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Музыкальный материал

П. И. Чайковский. Балет «Спящая красавица»

П.И. Чайковский. Интродукция, вальс и финал 1 действия из балета «Спящая

красавица».

«Как говорит музыка?» Речь музыкальная и разговорная. Сходство и отличие музыкальной и разговорной речи: представление о типах интонаций. Интонация в речи музыкальной и разговорной . Интонация как носитель смысла в музыке. Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи.

Музыкальный материал М. И. Глинка. Интродукция из оперы «Иван Сусанин».Л. В. Бетховен. Главная тема первой части Пятой симфонии. «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня. М. И. Глинка. Интродукция, из оперы «Иван Сусанин».С. С. Прокофьев. «Болтунья». Стихи Агнии Барто.

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ. Разнообразие музыкальных историй.

Балет как целостная музыкальная история.

Разнообразие музыкальных историй. Развитие в музыке преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка) Развёртывание музыкальной истории в романсе. Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст) Единство содержания и построения романса. Развёртывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины.Варьирование напева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и её инструментальное сопровождение.

Музыкальный материал «А мы просо сеяли». Русская народная песня

Н. А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из оперы Снегурочка» (фрагмент). Былина о Вольге и Микуле М. И. Глинка. Интродукция к опере Руслан и Людмила». Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая

С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление

Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал. Функция четвёртой части (финала) в симфонии. Специфика развёртывания музыкальной истории в финале. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Жанровая характеристика образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок.

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). Жанровые основы образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование.

Музыкальный материал Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Третья часть Скерцо . Пиццикато струнных.

М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. В селе Домнине. Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к своему народу, его истории. Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный).

Музыкальный портрет Антониды. Особенности её музыкальной речи.

Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос сопрано. Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцов Музыкально-образная Характеристика Ивана Сусанина. Речитатив. Народно-жанровые истоки его музыкального языка. Низкий мужской голос бас. Интонационное родство музыкальной речи героев выразительность и изобразительность музыки хора дружинников (гребцов). Отражение сценического действия в развитии музыки хора.

Музыкальный материал.М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Характеристика первой части симфонии. Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как движущая сила развития музыкальной истории. Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека.

Мир музыкальных историй

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. В. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова.

3 класс

Как соотносятся контрастные музыкальные темы в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки? Сущность родства контрастных тем-образов крупного музыкального произведения. Производный контраст. Виды

преобразований тем: переинтонирование, варьирование, обращение.

Соотношение мелодических линий контрастных тем-образов, выявление путей их развития История создания кантаты С. С. Прокофьева

«Александр Невский».

Характеристика образного строя каждой части симфонического цикла. Основные темы всех частей Пятой симфонии Л. В. Бетховена и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в опоре на их графические конспекты, характерах и композиционных функциях главной, побочной и заключительной тем, их интонационных связях. Характеристика логики взаимодействия главной, связующей, побочной, заключительной тем, их конструктивное родство. Варианты развития главной темы в разработке.

Основные этапы развития музыкальной истории Симфонии № 40 В. А. Моцарта.

Сходство и отличие картин в музыке и изобразительном искусстве.

Музыкальный портрет героя произведения. Представление о композиционных функциях темы «Прогулки» в фортепианном цикле. Музыкальный образ гнома в опоре на представления об особенностях его движения и речи.

«Старый замок», образное содержание. Пьеса «Балет невылупившихся птенцов», особенности интерпретации пьесы. Пьеса «Два еврея, богатый и бедный», особенности музыкальной речи каждого героя, диалог с диалогами в оперной и симфонической музыке. Музыкальная пьеса «Лимож. Рынок»,

особенности её мелодии, ритма, динамики. Характер движения в пьесах «Лимож. Рынок» и «Избушка на курьих ножках». Пьеса Мусоргского «Богатырские ворота» характер музыки, её жанровые и интонационные особенности. Музыка Мусоргского в фортепианном и оркестровом

(М. Равель) звучании.

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА . Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Особенности музыкального действия оперы-сказания и музыкальных характеристик её героев. Интонации их музыкальной речи по ролям. С цены народного гуляния, молитвы Февронии и Гришки, конструктивное

родство контрастных тем. Лейттемы оперы, варианты их звучания в разных эпизодах оперы.

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. Моделирование кругов образов симфонии из жизни русских богатырей и плана произведения. Образ второго героя, преобразование интонаций первого героя. Изменения в характерах тем по сравнению с экспозицией. Образный строй финала симфонии Бородина. Основные этапы развёртывания музыкальной истории симфонии в разных видах музыкальной деятельности. Вторая симфония и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Сходные по характеру темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна»

А. П. Бородина.

П.И.Чайковский. Опера» Пиковая дама.

«Музыкальные характеристики героев оперы «Пиковая дама»

П. И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Темы интродукции, примеры похожих тем из музыки П. Чайковского. Содержание оперы по её

названию, характеру, дуэт Лизы и Полины, романс Полины и

песню девушек. Характеристика по музыке обстановка бала, настроение гостей, жанровые признаки полонеза. Мелодия арии Елецкого, дуэт Прилепы и Миловзора. Построение оперы: её экспозиции, разработки,

репризы основные сюжетные линии оперы, отличие конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского.

Музыкальный материал. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама». Картина 1 . В летнем саду.. Картина 2 . В комнате Лизы. Картина 3. Бал в доме знатного вельможи. Картина 4. В покоях Графини Картина 5 В казарме. Комната Германа. Картина 6. На набережной. Картина 7. В игорном доме

Народная музыка в произведениях русских композиторов. Образы природы в произведениях русских композиторов. Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов. Государственный гимн России. По страницам произведений русской музыкальной классики. Мир музыки моего народа.

    Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки

9 ч

О чём говорит музыка?

7 ч

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете

9 ч

Как говорит музыка?

8 ч

Итого

33ч

2 класс

МИР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

Введение в тему года

1 ч

Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история

9 ч

Симфония как целостная музыкальная история

7 ч

Опера как целостная музыкальная история

10 ч

Симфония как целостная музыкальная история (продолжение)

7 ч

Итого

34ч

3 класс

КАК УСТРОЕНО КРУПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

Родство контрастных тем-образов в симфонической сюите и кантате

9 ч

Контраст и единство тем-образов в симфонии

8 ч

Контраст и единство образов в опере

10 ч

Контраст и единство тем-образов в фортепианном цикле и симфонической фантазии

7 ч

Итого

34ч

4 класс

МИР МУЗЫКИ МОЕГО НАРОДА

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

9 ч

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

8 ч

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

10 ч

Традиции музыкальной культуры моего народа

Итого

34ч

Это одна из новых образовательных программ, ее относят как к традиционному методу обучения, так и к развивающему. УМК «Гармония» - это учебный методический комплект под ред. профессора. В основе этого УМК лежат принципы проблемного развивающего обучения, авторы этого комплекта другим образом отвечают на вопрос «как учить ребенка?», огромное значение выделяют комфортному обучению (отсюда и название «Гармония»), и что еще очень важно, программа «Гармония» готовит ученика, его способности к мышлению для обучения в дальнейшем.

Специалисты утверждают, что любой учебник и методический комплект будет успешен от того, как методически и творчески грамотно преподносится система учителем. Педагогами уже проделана работа над анализом этой программы в сравнении с традиционными. Новые УМК, в том числе и «Гармония», определенно имеют больше плюсов и преимуществ перед традиционными программами обучения .

Это не говорит, что традиционные программы – плохие, но согласно сравнению в новой УМК «Гармония» содержатся и плюсы, и минусы.

Плюсы:

1) Много развивающих, проблемных заданий, много заданий на практику, система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайда, это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.

2) Представлена модернизация (обновление) школьного образования. Сюда относят гуманизацию , гуманитаризацию, дифференциацию. На принципе активности детей, на принятии учителем ученика как индивидуальной личности основаны современные понятия гуманизации и гуманитаризации образования. Это одна из важных сторон развития общеобразовательной школы, где необходимо не только ориентироваться на усвоение знаний учащимися, но и развивать личность ребенка, его возможности.

3) Методический подход создает условия для понимания учеником изучаемых предметов, для комфортных (гармоничных) отношений между учителем и учениками, между учащимися.

4) В комплект входят учебники, учебники - тетради и тетради с печатной основой - все это является результатом долгого научно - методического поиска усовершенствования начального образования, который был сделан авторами комплекта. Учебники - тетради нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Цель учебников - не передать готовые знания, а помочь ученикам самим, или вместе с учителем, познавать окружающий мир, уметь анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, проводить аналогию и обобщение.

5) Авторы комплекта "Гармония" пытались развеять сложившееся разделение между традиционными и развивающими системами обучения, и соединить важные традиционные методики и новые подходы обучения из развивающих систем, чтобы решить методические проблемы.

1. Буквы алфавита представлены с целью разделить понятия «звуки» и «буквы».

2. Буквы изучают по паре.

3. Попарный ввод всех букв вводится повторно, чтобы закрепить и систематизировать.

Это троекратное введение букв алфавита дает возможность ученикам трижды повторить, углубить и привести в систему уже изученное.

Бытует мнение, что ученики как бы самостоятельно учатся читать, но это ошибочно. Лишь повторив три раза, «сталкивая» в этом процессе свои старые и уже новые полученные знания - только тогда дети учатся читать.

7) В основе прописи «Мои первые тетрадки» обучение письму идет с разлиновкой в одну линию, без наклонных линий, выводятся лишь пунктирные линии. Это помогает определить высоту строчных и заглавных букв. На страницах тетрадок оставляют 1-2 строчки без вспомогательных линий, работа на этих строчках помогает развивать глазомер, постепенно приучит писать в обычных тетрадях.

8) В основе обучения речи и правописанию представлена коммуникативность курса. То есть выявляют, зачем в нашем языке есть то или иное средство общения, почему надо соблюдать правила, чем приобретаемое учеником знание или умение важно для речи.

9) Деятельностный подход в организации обучения:

а) сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания.

б) информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.

10) Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

11) Соблюдается баланс между интуицией и знанием.

12) Один и тот же объект или предмет при их изучении рассматриваются с разных сторон.

13) Существенная опора на опыт ребенка.

14) Опережающее обучение.

15) Входящие в УМК «Гармония» учебники имеют вспомогательные методики, используя их, родители смогут самостоятельно изучить и объяснить своему ребенку какую-либо тему, если он ее пропустил.

16) Используются новые технологии , позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко» (по автору). Затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву.

17) В комплекте предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности.

18) Формируется ситуация успеха, она же создает в детях здоровую личность. Многие учителя, обучая по этой программе, используют «здоровье сберегающие технологии», а так же методику Базарного, которая может применяться для любой программы, любого УМК.

Минусы:

1) В математике (автора) задачи решают только во 2-м классе, а контрольные работы для всех классов предоставляются одинаковые. В данное время уже решают вопрос о введении контрольных работ с их соответствием программам.

2) Для того, чтобы учиться по программе «Гармония», ваш ребенок должен быть уже подготовлен заранее. А, например, по «Планете знаний» могут учиться все дети, даже с детсадовской подготовкой.

3) Вне зависимости от системы ученик может получить одни и те же знания, необходимые государственным стандартом . А задания с повышенной трудностью, которые принято считать только для развивающей системы, есть во всех комплектах, но эти задания не предполагаются обязательными при обучении.

4) В русском языке «К тайнам нашего языка» - учебник плохо иллюстрирован, что не привлекает внимания ученика, правила очень теоритизированы и сложны для запоминания. Нет системы в изучаемом материале. Например, в 3- м классе дана тема - «Падеж существительного», и уделяется на нее 5 часов. Затем эта тема изучается уже подробно в 4-м классе. Как при этом определять падеж существительного в 3- м классе, это вопрос.

Из мнения специалистов-педагогов начальных классов.

«Родители, кто недоволен учебником русского языка, советую не ругать автора, а поменять учителя. Я - учитель с многолетним стажем, считаю, что этот комплект замечательный, да, работать трудно, но, однако, интересно. Я восхищаюсь учебником русского языка, и не только его методикой, но и результатами. У меня самой в школе русский язык всегда был на «5» , но это было все ж просто его запоминание, а не понимание логики языка как таковой. Понимать русский язык я начала только учась уже в институте. И это у всех детей, которые выходят выпускниками из школы. Если учителю правильно работать с учениками при обучении грамоте, то в русском языке не возникает проблем. Я уже выпустила учеников в основную школу, обучая их по этому комплекту 4 класса , и меня поразили их знания, они не только знают русский язык, а ещё и понимают его. С родителями у меня проблем нет, но они говорят мне, что не могут проверять домашние задания своих детей, потому что не понимают. Совет родителям - не нужно проверять, учитель должен проверить и увидеть пробелы. Как учитель я выпустила в основную школу детей, которые могут найти главное в определенном правиле, могут сами найти информацию, применить знания на практике. Дети свободно могут рассуждать, доказать, обобщить, а главное понимают - русский язык. Я снова взяла первоклассников, и обучаю по программе "Гармония". Никогда как педагог не пойду больше по программе "Школа России", там дети не видят логику в русском языке, логику языка понимают только родители. И при этом если у вашего ребёнка память прекрасная, то обучение пойдет замечательно. Если память не очень хорошая, то ребёнок будет "вечным двоечником", будут постоянные занятия на переписывание, работа над ошибками, которая не учит понимать ошибку, а учит запоминать правильное написание слов. И так все повторяется. Если ученик запомнил, как правильно писать - хорошо, не запомнил - опять "2". У автора Соловейчик всё строится по-другому. Кто-нибудь видел детей, которые могут рассуждать, обучаясь по программе "Школа России"? Пусть ваши учителя изучат и правильно преподносят программу, вот тогда и будет отличный результат».

«К каждому учебнику комплекта « Гармония» имеются рабочие тетради, они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма. Содержание учебников помогает развиваться ребенку интеллектуально и эмоционально, развивать познавательные интересы, уметь общаться с взрослыми и своими сверстниками, более полно выражать свои мысли».

«Учебник автора создает в ребенке главное - умение учиться, помогает стать грамотными. Вначале трудно работать с непривычной методикой, с применением транскрипции, с письмом слов с окошками. Коллеги, грамотно используйте указания автора учебника. Особый способ письма - письмо с окошками - это и есть способ уйти от ошибок в орфографии . Не вводите сразу орфограммы (правила на выбор букв), не научив при этом детей слышать «опасные места», видеть их, не научив еще орфографической зоркости. Учителя, используйте авторские памятки, соблюдайте технологии списывания и проверки».

«Я по учебнику Соловейчик работала только 1-ый год, но мне приятны результаты работы. Даже дети, которым учиться трудно, здесь по программе могут писать целые предложения. Спасибо за такой новый подход к обучению детей грамоте».

Образовательная программа "Гармония" эффективна для детей с интеллектом норма (N), с развитым наглядно-образным, практическим и логическим мышлением, с высокими стартовыми возможностями, богатым словарным запасом, развитой оперативной и долговременной памятью.
УМК:
- математика, авторы: Истомина Н. Б, Нефедова И. Б;
- русский язык, авторы: Соловейчик М. С, Кузьмина Н. С;
- чтение, авторы: Кубасова О. В;
- окружающий мир, автор Поглазова О. Т;
- трудовое обучение, автор-составитель Конышева Н. М.

Комплект направлен на преодоление разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе соединения традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Внём реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием.

Одной из главной задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта. Логика построения данного комплекта - система учебных заданий, способов, средств и форм организации учебной деятельности школьников - обеспечивает учителям возможность проводить интегрированные уроки, творчески реализуя заложенную в учебниках систему обучения и воспитания.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных знаний:
- целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приёмов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребёнка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребёнку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренной программой знаний.


Отзывы родителей.
У средней дочери - программа Грамония (они, кстати, Узорову с Нефедовой не трогают).
Так вот, у родителей в нашем классе много вопросов. Математика - мало вычислений, много логики. Мне лично это кажется нормальным и правильным. Ничего страшного, счет они потом автоматизируют. НО! В первом классе они с помощью карточек тренировали счет в пределах 9-ти. Берется листок бумаги, на одной стороне пишется пример на сложение, на обороте - результат. И тренируются - на уроке и дома, сами и в паре. Удобный и простой способ, не такой скучный, как столбики. Только почему до 9-ти??? В итоге во втором классе у моей дочери проблемы с переходом через десяток. 8+4=11 То же самое с вычитанием.
Двузначные они тоже складывают-вычитают, но с теми же проблемами. А на днях было упражнение, повергшее меня в ужас
"Догадайся, по какому принципу составлены выражения, и вычисли:
80-7=80-1-6=73
50-9=50-1-8=
и т. п."
Мама догорая, зачем сначала единицу отнимать??? А вот затем, чтобы перейти через десяток, а потом уже оперировать с привычной девяткой. Получается не десятичная, а девятичная система какая-то

Так же мудрено все с русским.
В первом классе они упорно учили, что не надо писать Й в таких словах, как "Йолка, Йуля" (Елка, Юля) и т. п. Разве так кто-то из русскоговорящих детей пишет? Я не встречала. Явно надуманная проблема.
Сейчас проходят сочетания чк-чн-щн и т. п. Все это дается через фонетику: надо проверять мягкость/твердость парных согласных. Но самое ужасное, что просят подчеркивать опасные места по-разному: чертой, точкой, и чертой с точкой - "двойные опасности". Что это за "двойные опасности" ни я, ни дочка не понимали, пока я не выяснила у других родителей, что их, оказывается, отменили.


Справедливости ради надо сказать, что в целом программа построена логично и интересно. Вообще ее основное достоинство - то, что детям не навязывают правила, а строят задания таким образом, чтобы они сами приходили к тем выводам, которые и являются правилами грамотного письма. Детей учат наблюдать, сопоставлять и размышлять. И это мне очень нравится.
При этом очень большую роль играет объяснение учителя: дома по учебнику родитель не сумеет так объяснить, в учебнике многого нет. Наверное, тут может помочь какая-нибудь дополнительная "книга для учителя", параллельная учебнику.

Мы учимся по этой программе второй год. У нас таких прибамбасов - сложения до 9 не было! Наоборот, автоматизировался именно счет в пределах десятка. Что меня удивило в математике поначалу - практически полное отсутствие задач в первом классе. И уравнения мы не решали. А вот считали очень много, примеры всякие, и с "окошками" - это практически тоже уравнение, и с таблицами.
Вот это: "Догадайся, по какому принципу составлены выражения, и вычисли:
80-7=80-1-6=73
50-9=50-1-8=
и т. п."
мы тоже делали, но моя деть догадалась так, что 1+6 это 7, то есть в обоих случаях мы отнимаем 7, а 1+8=9, то есть оба раза отнимаем 9. Так что у нас нет девятеричной системы. Сотню прошли во стором полугодии первого класса, сейчас проходили дециметры-сантиметры, переводили одно в другое. Примеры типа такого: 24дм и 20дм 14см - нужно сравнить. Домашнюю работу дочка делает сама, я только смотрю вечером. У нее сверху карандашом было написано 240см и 214см, хотя вроде больше сотни они еще не учили, но объяснено правильно - пятерку поставили.
Вообще я не лезу в домашние задания, пока меня не попросит ребенок что-то объяснить. Обычно я проверяю вечером. Если нахожу какой-то явный "ляп", то исправляем. Я даже в учебник заглядываю редко.
Русский язык! И черточки, и точки! У нас многие родители на собрании высказывались - запутались в этих точках! Учительница сказала родителям, чтобы не заморачивались - это дети так отмечают опасные места. Для нашей учительницы главное, что ребенок видит опасное место, а две точки или черточки какие - она не придирается. Лично я в эти точки-черточки не лезла, хотя моя деть мне и объясняла, когда чего нужно ставить. Я выслушала, конечно, и похвалила её, но спроси меня сейчас - уже не скажу, где какие точки, мне это и не надо.
А фонетика - это у нас с первого класса было, с самых первых дней: глухие-звонкие, мягкие-твердые, очень много внимания к этому, все наизусть - и парные, и только мягкие и всякие. Деть моя в первом классе наповал сразила один раз СОНОРНЫМИ звуками... я и слова такого не знала.
Чтение. Читают много, упора на скорость чтения не делают. Основное - читать выразительно, внятно, не глотать и не переставлять буквы и слоги.
Со второго класса начали ставить оценки, за 2 недели дети уже написали 2 КР по математике, по русскому диктант и контрольное списывание, они и в первом классе почти еженедельно писали всякие проверочные и тестовые работы.
Вообще мы хоть и хотели обучаться по традиционной системе, но все-таки шли к учителю, и я нашей учительницей довольна. Дочка учится с удовольствием, на 4 и 5 - но она вообще у нас любит учиться. В принципе мы пока никаких трудностей с этой программой не испытываем.

У дочки как раз Гармония. Уже 4-й год последний, поэтому я могу делать какие-то выводы.
Русский не сложный совершенно. Математика – не знаю…Возможно. Недавно наша учитель давала детям задачи по классической программе – говорит, что справились практически все, даже те, кто по Гармонии не всегда справлялся.
Я выбрала эту программу, тк была уверена, что она самая сбалансированая, больше гуманитарной, чем матем. направленности.

Сын учился по этой дисгармоничной программе целых 2 года! Решение о переводе в параллельный класс, где дети учатся по традиционной программе «Школа России», далось очень нелегко. Но такие издевательства над учениками и родителями и над моим любимым русским языком я больше не смогла терпеть. Фамилия Соловейчик (автор учебников и тетрадей по русскому языку)звучит для меня теперь как призыв к революции. Я возмущена тем, во что превратила эта госпожа родной русский язык! Я слышала, что она ставила одну из целей своего подхода к изучению русского языка – заинтересовать детей, сделать так, чтобы дети полюбили родной язык и легко его изучали. Всё получилось с точностью до наоборот!
Я сам – детский психолог. Проработала с детьми более тринадцати лет. В детстве мои любимым предметом был русский язык. Я любила его, участвовала в разных конкурсах. Хотела быть учителем русского языка и литературы.. Как же нужно исказить методику преподавания родного языка, чтобы дедушка с бабушкой, папа – ждали когда мама придёт с работы, чтобы понять, ЧТО надо делать! А я приходила, и у меня начинало всё закипать внутри, когда я брала в руки тетрадь или учебник Соловейчик! Родители на протяжении этих двух лет (и я в том числе)звонили друг другу и спрашивали, что же нужно делать и как выполнять задание! Эти слова и тексты с окошками-дырками, это транскрипционное написание слов (йолка, йожик….), это прочее издевательство над русским языком и над умом родителей и детей!
Программа дисгармонична, прежде всего, из-за одной фамилии в числе разработчиков и авторов. Эта фамилия – «Соловейчик»!
Я возмущена, что такая программа рекомендована Министерством образования! Мне жаль детей, которые будут продолжать мучиться по этой программе! Они не будут любит такой русский язык (я говорю это не голословно, поверьте – у меня была возможность беседовать с выпускниками, учившимися по этой программе).
Второго ребёнка, дочь, в этом году я отдаю в школу, где учитель будет работать по самой гармоничной программе «Школа России». Убеждена, что образовательная программа «Гармония» не соответствует основным принципам психологии и педагогики. Ведь дидактический принцип «от простого к сложному» всегда являлся основополагающим в обучении.
Ребёнок будет любит те предметы, которые он понимает, по которым он может самостоятельно выполнить задание, а не разгадывать каждый раз очередные шарады-ребусы вместе с родителями.

Уважаемые Родители, ни за что не отдавайте ваших детей на обучение по программе Гармония. Проклянете все на свете. Берегите мозги ваших деток от маразма и даунизма. Моя дочь закончила 4 класс по этой программе, я далеко не педагог, но смогла бы дать больше знаний за эти годы. В результате ребенок сказал, что она бы с удовольствием снова пошла бы в 1 класс, чтоб начать все заново т. к. Ни чего не поняла. А между тем за уроками сидела по 6-7 часов, вместе сидели. Бросила все кружки и занятия, но и это как видете не помогло. А девочка очень сообразительная, но понять то, что даже иногда не понимают сами преподаватели, так и не смогла. С большим разочарованием ищем теперь обычную, старую, добрую школу.


Похожие публикации