Конспект занятия «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Ёлка. Конспект: "Заучивание стихотворения "Вот он хлебушек душистый"

План-конспект НООД по заучиванию стихотворения во второй младшей группе.

Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка»»

Цель: Формирование интереса к чтению и изучению художественных произведений. Заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его чтение.

Задачи: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Развивать выразительность речи.

Оборудование и материал: игрушка-Мишка

Методические требования к заучиванию стихов.

1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; мешает выразительности, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

2. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии; следует учитывать индивидуальные особенности детей. Для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

3. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным - размеренные, плавные.

4. Важно читать детям стихи систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

По плану:

Вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

Чтение воспитателем всего текста,

Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

Повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, подсказывает (на первых порах просто заставляет имитировать) интонацию.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры.

Ход образовательной деятельности.

(Вношу в группу мишку одетого в одежду.)

Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Правильно мишка.

Поздоровайтесь, с мишкой. (Здравствуй, мишка!)

Ребята, скажите, какой мишка, большой или маленький? (Большой)

А какого цвета мишка? (Коричневого)

А какая у него шерсть, потрогайте мишку? (Мягкая, пушистая)

Ребята, а во что одет мишка? (в рубашку, штанишки)

Какого цвета рубашка? (желтого)

А штанишки, какого цвета? (синего)

А на штанишках, что это? (желтые полоски, карман.)

А что лежит в кармане? (платочек)

А как вы думаете, для чего у мишки платочек?

Всё правильно, чтобы вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным, и запомните, что платочек свой давать никому нельзя, должны пользоваться каждый своим платочком.

Вот какой красивый, нарядный мишка пришел к нам в гости.

Ребята, послушайте, стихотворение про мишку. Воспитатель читает стихотворение.

Я рубашку сшила Мишке

Я сошью ему штанишки…

О ком это стихотворение? (О мишке)

Что сшили мишке? (рубашку)

А ещё что сшили? (штанишки)

А что пришили к штанишкам? (карман)

А в карман, что положили? (платочек)

Слушайте внимательно и запоминайте. Я еще раз прочту стихотворение про мишку. (Воспитатель читает ещё раз стихотворение.)

Катя идем, прочтешь стихотворение, громко, с выражением.

Молодцы, ребята.

Ребята, а мишка с нами хочет поиграть.

Физкультминутка

Мишка милый, мишка славный, (Шагают на внешнем своде стопы), Неуклюжий и забавный, держа руки, как лапы, Весь из плюша мишка сшит, покружились вокруг себя, Ватой пышною набит. наклоны в стороны).

Мишка, посиди, отдохни.

Даша, идем, прочтешь стихотворение про мишку.

Ребята, молодцы! - Хорошо запомнили стихотворение про мишку.

Нам пора попрощаться с мишкой, ему пора к своим друзьям.

Приходи к нам, мишка, еще. – До свидания!

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Скучная картина».

Сценарий образовательной деятельности «Скучная картина» А. Плещеева

Описание: Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования.

Цель : Развивать внимание, память. Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева
Скучная картина».
Задачи:
- Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение.
- Расширить и закрепить представления об осени.
- Активизировать словарь.
- Развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.
- Воспитывать интерес к художественному слову.
- Воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

Материал к занятию : Иллюстрации осенних пейзажей на ТВпанели, карточки желтого цвета по количеству детей, текст стихотворения.

Словарная работа : Небо хмурится, скучная картина

Ход занятия:

1.Организационный этап :
Приветствие, стихи на организацию внимания .
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева,
Обними своих друзей
Вместе жить нам веселей!

2.Подготовительный этап :

Стихотворение-загадка :
«Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется…
Это время года…осенью зовется»

3.Основной этап:

Вопросы :
- Какие приметы осени вы знаете?
- Как вы понимаете выражение «небо хмурится»?

Чтение стихотворения педагогом
Вопросы по произведению .
- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Почему вы так думаете?
- Почему стихотворение называется «Скучная картина»?
- Какую погоду описывает поэт?
- Какое настроение было у поэта, когда он создавал это стихотворение?
- Какое настроение у вас при прослушивании стихотворения?
Просмотр иллюстраций на ТВпанели



Физкультминутка «Листопад"
Листопад, листопад
Листья жёлтые летят, (бегают, изображая осенние листочки)
Кружат по дорожке, (кружатся на месте)
Падают под ножки (медленно приседают).
Повторное чтение стихотворения педагогом
Заучивание стихотворения .
Подвижная игра «Солнышко и дождик"

4.Итоговый этап :

Дидактическая игра: «Бывает осенью?»
Цель игры: закрепить знание примет осени.
Вместо ответа «бывает» дети показывают карточку жёлтого цвета.
Вопросы:
- Листья желтеют и опадают?
- Птицы собираются в стаи?
- Прилетели снегири?
- Распустились первые цветы?
- В огороде созрел урожай? И т.д.

Итоговые вопросы по произведению :
- Стихотворение какого поэта вы заучивали?
- О каком времени года пишет поэт?
- Какое отношение высказывает поэт к осени?
- Любите ли вы осень? Почему?
- Назовите осеннее явление природы, которое вам нравится?

Слово педагога :
«Завершать урок пора,
До свиданья, детвора!
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно всем миром трудились,
Работали дружно, совсем не ленились!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект занятия по ознакомлению детей

с художественной литературой в средней группе

Тема: «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Ёлка»

Воспитатель: Соловьева Е.И.

п. Березово

Цель: Учить детей рассказывать стихотворение наизусть.

Задачи:

Образовательные: Учить детей внимательно слушать художественное произведение.

Развивающие: Развивать у детей интонационную звуковую выразительность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: наблюдение на экскурсии, рассматривание картин, проговаривание словами из стихотворения, обучение приему: «Вопрос – ответ».

Материал: Ёлка, картина, стайка чечеток, зайка с зайчихой, подарки под елкой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год.

Подсказка: Зимой и летом одним цветом.

Выставляю картинку.

Какое время года на картине? Почему вы так думаете? Где лежит снег?

Как будто елочка накинула на себя шубку.

А шубка из чего?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Шубка снежная. Повторим: Шубка снежная.

Почему елочку называют новогодней?

Ответы детей:

1.Потому что она приходит на Новый год.

2. Наряжаем, водим хоровод вокруг елки.

3.Подарки под елкой.

4.Дед Мороз и Снегурочка приходят на елку.

Воспитатель: А какие у ёлочки иголки, давайте рассмотрим.

Короткие, зеленые, колючие.

Скажем: «Елочка - короткая иголочка», скажем громко и тихо.

А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Ёлка».

Выросла елка в лесу на горе.

У неё иголки зимой в серебре.

У неё на шишках ледышки стучат.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей.

Прилетела стайка чечеток с полей.

Приходили к ёлке волки зимой.

Увезли мы елку из леса домой.

О чем говорится в этом стихотворении? (О Ёлочке).

Чечетки - это кто? (Птички).

Давайте встанем вокруг елочки.

Физминутка:

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели, ёлки, ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на ёлках небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны: полетать, как птички)

Внизу на ёлочке роса.

(присесть, руки вниз)

Воспитатель: А сейчас поиграем в другую игру. Я спрашиваю, вы отвечаете.

Выросла елка в лесу на горе?

Выросла елка в лесу на горе.

Спрашиваю по очереди, а потом всех вместе. Два четверостишья.

А кто же жил под ёлкой? (Зайка с зайчихой).

Пойдем и посмотрим. Жил под елкой зайка с зайчихой своей. Покажите, как зайка скачет. Все вместе скажем «Жил под елкой зайка с зайчихой своей». Кто прилетел к ёлочке? (Чечетки). Посмотрите, стайка чечеток сидит на елочке. Все вместе скажем: «Прилетела стайка чечеток с полей».

Кто приходил зимой к ёлке? (Волки). Приходили к ёлке волки зимой. Повторим все вместе. Давайте покажем, как они ходили. Кто увез елочку? Увезли мы елку из леса домой.

А сейчас пройдем на стульчики. Ребята, а вы хотите все вместе прочитать стихотворение?

А кто хочет один рассказать стихотворение?

Ребята, какие вы молодцы!! Вам понравилось на занятии?

Ёлочке очень понравилось у вас! Под Новый год происходят разные чудеса, ёлочка вам приготовила подарок. Пойдем смотреть?? Это же новые игрушки!!!

Список литературы:

      Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез. 2011.

      В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

      В.В.Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности д ля детей подготовительной группы «Заучивание стихотворения А. Гришина «Здоровье»

ЦЕЛЬ: приобщение детей к художественной литературе через ознакомление со стихотворением А.Гришина «Здоровье» посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

ЗАДАЧИ:

Образовательные

— Учить слушать, слышать, запоминать и воспроизводить текст стихотворения А.Гришина «Здоровье», используя приемы визуализации текста с помощью движений, мнемотаблицы; многократного чтения текста (воспитателем и детьми); беседы по тексту, оперантного обусловливания.

— Учить детей видеть за словами образы и настроение произведения и передавать их при чтении с помощью интонации, используя приемы: выразительного прочтения текста, акцентированных вопросов.

— Уточнить с детьми, чем отличается стихотворение от рассказа или сказки. Пояснить детям значение слова «рифма».

— Попробовать с помощью акцентированного чтения (выделения голосом рифмующихся строк) найти в стихотворении «Здоровье» рифмы (много — бульдога, компьютер – скутер, сложно – невозможно)

Развивающие

— Развивать мыслительные операции анализа и синтеза на основе перекодировки информации из наглядных символов в образы и обратно.

— Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь к поэзии

— Воспитывать желание следить за своим здоровьем, бережно к нему относиться

Коррекционно-логопедические:

— Развивать словарный запас: скутер, бульдог, коралловый остров

— Развивать просодические компоненты речи: постановка логического ударения, темп прочтения произведения, интонацию.

— Поупражнять детей в подборе простых рифм: мишка – шишка, малышка, мартышка и т.д.

ХОД НОД:

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю всех играть.

(Дети встают в круг. Передают волшебный шар и желают друг другу доброго утра.)

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила почтальона и он передал мне для нашей группы письмо. Я еще даже не посмотрела от кого оно. Давайте сейчас вместе посмотрим и прочитаем, может быть там что-то важное.

Открываю письмо и читаю: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваша Маша. Давно я вам не писала, но мишка все твердит мне, и твердит, про какое-то здоровье, а я даже не знаю, что же это такое. Вот и решила вам написать. Может быть, вы знаете. Расскажите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, поможем Маше? Вы знаете, что такое здоровье? (ответы детей)

Воспитатель: Здоровье – это когда ты весел и у тебя все получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей). Нужно хотеть и уметь заботиться о нем. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, есть такое замечательное стихотворение, которое написал А.Гришин и называется оно – «Здоровье». Давайте пройдем на стульчики, и я вам его прочту.

Зачитываю стихотворение в первый раз.

Воспитатель: Ребята, а какие жанры литературных произведений вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: К какому жанру можно отнести, то, что я вам прочитала? (Ответы детей)

Воспитатель: А чем отличается стихотворение от рассказа? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое рифма? (Ответы детей)

Если дети затрудняются ответить, помочь им.

Воспитатель: Рифма – это созвучие окончаний двух слов.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем его выучить, а поможет нам в этом волшебная таблица (показываю таблицу). А потом мы эту таблицу отправим Маше, и она все будет знать про здоровье.

Посмотрите на таблицу и послушайте еще раз стихотворение.

При чтении показываю на соответствующую картинку мнемотаблицы. Разбираем вместе с детьми каждую картинку мнемотаблицы. Что нарисовано – проговариваем и соотносим с текстом стихотворения.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте вместе разогреем наши ручки и щечки.

Для начала каждый пальчик пусть поздоровается. (Пальчиковая гимнастика)

Самомассаж лица – движения выполняются по ходу текста.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Воспитатель: Ребята, а теперь послушайте стихотворение еще раз и попробуйте найти рифмы. (Акцентированное чтение – выделение голосом рифмующихся строк)

А сейчас, вы попробуете рассказать его по цепочке. (2-3 раза рассказывают по цепочке)

Встаем со стульев, идем на ковер.

Физминутка.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два

(ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем

(руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем

(Ходьба на месте)

От души мы потянулись

(потягивание руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Подбор рифм»

Подбираем рифмы к словам (дом, каша, мишка, машина)

Возвращаемся на стулья.

Воспитатель: Послушайте еще раз внимательно. Я расскажу вам стихотворение с начала до конца. А потом, кто-то из вас попробует рассказать.

Вызываю 3-4 детей для рассказывания.

Воспитатель: Ну что, ребята, теперь мы эту таблицу отправим Маше в письме. И она все про здоровье будет знать.

Воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Федотенко Мария Константиновна

Приложение.

ЗДОРОВЬЕ

Купить можно много:

Игрушку, компьютер,

Смешного бульдога,

Стремительный скутер,

Коралловый остров

(Хоть это и сложно),

Но только здоровье

Купить невозможно.

Оно нам по жизни

Всегда пригодится.

Заботливо надо

К нему относиться.

(А.Гришин)

Название: Конспект НОД «Заучивание стихотворения Гришина «Здоровье»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Подготовительная группа

Должность: воспитатель 1 категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск

Полякова Ирина Павловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №67 Воспитатель Иркутская область город Ангарск

Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. Речевое развитие

1. Обоснование проекта:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) . Слово «мнемотехника» (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.

2. При составлении проекта совместной деятельности детей с взрослым были заимствованы идеи следующих авторов:

  • Татьяны Александровны Ткаченко «Система коррекции речи у детей 6 лет»
  • В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»

3. Цель, задачи, предполагаемый результат:

Задачи:

Образовательная:

  • Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.

Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание и восприятие
  • Развивать речевой слух, память.
  • Развивать умение выразительно читать стихотворение.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
  • Воспитывать интерес к природе, через художественную литературу.

Речевая: Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета.

4. Предварительная работа:

  • Изготовление с детьми цветочной полянки
  • Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха» , В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
  • Раскрашивание силуэтов насекомых.
  • Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом»
  • Пазлы «Лунтик и компания»
  • Рассматривание игрушек насекомые.
  • Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка»
  • Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых.

5. Мотивация: Игровая

Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы)

6. Методологическое и дидактическое обеспечение:

Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка» , магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки.

7. Предпологаемый результат: Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения.

Тема занятия: «Заучивание стихотворения Алёны Павловой с использованием мнемотаблицы.

«Бабочка»

Опираясь на тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения и в рамках лексической темы: «Насекомые» данная форма совместной деятельности и тема позволяет осуществлять предшествующею работу с дошкольниками, целью которой является. Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.

Характеристика группы: Дети шестого года жизни (старший дошкольный возраст) В соответствии с индивидуальными особенностями детей данной группы подобранны методы и приёмы, позволяющие активизировать внимание и речь детей, которые помогут эффективно решить поставленные задачи.



Похожие публикации