Майерс бриггс расшифровка. Компания - конкурент вашего работодателя пытается вас переманить

Тест Майерс - Бриггс разработан для определения типа личности. Психологическое тестирование широко применяется специалистами кадровой службы при подборе персонала. В развивающихся компаниях стоит вопрос о выборе управленческого состава. Применяя систему типологии личности, провести кадровые перестановки станет значительно проще.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как определить типологию личности по системе Майерс-Бриггс;
  • для чего нужен тест Майерс-Бриггс;
  • какие шкалы и типы берут за основу типологии;
  • как трактовать результаты теста Майерс-Бриггс;
  • как использовать полученные результаты тестирования.

Как определить типологию личности по системе Майерс-Бриггс

Тест Майерс-Бриггс помогает определить типологии личности. Психологическое тестирование разработано на основе ранее созданной типологии Карла Юнга.

Основные психологические функции, помогающие воспринимать мир:

  • мышление;
  • чувства;
  • интуиция;
  • ощущения.

Американские психологи Изабель Бриггс-Майерс совместно с дочерью Кэтрин-Бриггс подробно изучили проблематику и опубликовали пару научных статей. Типология личности, основанная на работах Юнга, была расширена. Всем типам придали современные очертания. Типология MBTI, или Myers-Briggs Type Indicator появилась в годы Второй мировой войны. Теория исследовательниц опиралась на составленные оригинальные испытания. Целью исследований являлось определение личностных предпочтений в работе женщин, чтобы заменить на производстве мужчин, призванных на фронт.

Ученые обратили внимание на разработанную методику тестирования Майерс-Бриггс в 50-60-е годы. В это время были проведены новые опыты, чтобы уточнить и дополнить созданную методику. Многие критики того времени указали на то, что типология личности Майерс-Бриггс в теоретической части полностью дублирует исследования Юнга.

Суть системы психологического тестирования Майерс-Бриггс (MBTI) направлена на:

  • измерение комбинации личностных факторов , позволяющих предугадать склонность к соответствующему виду деятельности;
  • выявление стиля выполняемых действий;
  • характер принимаемых решений.

Для чего нужен тест Майерс-Бриггс

Тест Майерс-Бриггс предназначен для исследования личности определенного человека. Типологический индикатор состоит из восьми букв. Каждая соответствует особенностям и качествам характера. Парные сочетания присущи определенному человеку в разных комбинациях.

Тест личности по Майерс-Бриггс помогает определить психотипы. В свою очередь анализ полученных комбинаций позволяет специалистам кадровой службы сделать вывод, подходит ли кандидат для выполнения определенной деятельности или от сотрудничества с ним лучше сразу отказаться.

Базовыми методами являются системы анкетирования с использованием опросников. Далее проводится верификация результатов. Тип личности по MBTI определяется на основании консультации сертифицированного специалиста. Не владея данной методикой, нельзя гарантированно утверждать, что тип личности анкетируемого определен.

Тест Майерс-Бриггс по опросникам MBTI:

  • MBTI Step I. В анкета содержится 93 вопроса, направленных на идентификацию типа личности.
  • MBTI Step II. Состоит из 144 вопросов, позволяющих получить портрет индивидуальных различий внутри каждого типа.
  • MBTI Step III. Опросник направлен на анализ динамического развития типа. В России данная методика не применяется, сертифицированные специалисты по верификации отсутствуют.

На основе указанных моделей существуют и другие виды опросников. Результатами тестов является комплексный анализ типологий личности. Авторы методик взяли за основу разработки тестов Майерс-Бриггс.

Что может определить тест Майерс-Бриггс

С помощью специальных тестов можно определить тип личности и индивидуальные предпочтения человека.

В русско-язычные опросники входят:

  • проективные методики диагностики;
  • ситуационно-поведенческое тестирование;
  • классические тестовые варианты;
  • клинические интервью.

Тестовые варианты адаптированы Ю.Б. Гиппенрейтер. Опросники Майерс-Бриггс достаточно сложно расшифровывать. Некоторые шкалы, представленные в исходных вариантах, не работают. Это создает определенные сложности и приводит к вероятности ошибок при определении типа конкретного человека. Тест Майерс-Бриггс стал отдельным предметом изучения Овчинникова, Абельской.

Диагностические методики тестирования применяются:

Шкалы и типы

4 шкалы (дескриптора), по которым проводится исследование личности придуманы для:

  • ориентации сознания: интроверсии-экстраверсии;
  • ориентации в определенной ситуации, где основой является здравый смысл, интуиция;
  • основ принятия решений по типу логос-пафос;
  • способов подготовки решений: рациональности-иррациональности.

Интроверты относятся к I-типу. По типологии личности Майерс-Бриггс это могут быть общительные и коммуникабельные люди, а не замкнутые и закрытые, как часто представляют психологи. Но интроверты работают лучше в одиночестве, энергию черпают в уединении. Ориентация направлена внутрь, на себя самого.

Экстраверты относятся к Е-типу. Для такой типологии предпочтительнее работать в команде, решать возникшие проблемы путем бурного обсуждения, находить компромиссы, советуясь с другими. Ориентация направлена на внешние объекты.

S-тип по шкале расценивается в качестве человека, способного оценивать ситуацию, брать во внимание мельчайшие детали. Они последовательны в решениях, берут за основу известные данные, все тщательно взвешивают и обдумывают, точны, не берут во внимание догадки, не подтвержденные фактами. Ориентация направлена на то, что происходит сегодня, здесь и сейчас, на факты, полученный опыт.

N-тип больше полагается на интуицию. Люди имеют развитое воображение, мир сосредоточен на возможностях, они не способны вникать в факты, видеть глобальную картину и искать разнообразные пути решения вопросов. Ориентация типологии личности направлена на общую информацию и собственную интуицию.

Т-тип ставят логику на первое место. Принятие решений происходит после тщательного обдумывания ситуации. Данный тип личности отлично анализирует полученную информацию. Ориентация направлена на способность тщательно взвешивать все «за» и «против».

F-тип относится к эмпатам. Люди обладают развитым эмоциональным интеллектом. Ориентация направлена на эмоциональное принятие решений.

Р-тип обладает способностью воспринимать большой объем информации, поступающей по разным каналам. Типология личности легко относится к переменам, быстро справляется с объемными задачами, умеет приспосабливаться. Ориентация направлена на быструю адаптацию к разным условиям.

J-тип обладает способностью планировать, избегают хаоса, подходят к решению любых проблем во всеоружии, все тщательно взвешивают и продумывают, умеют ставить цели, достигать результата. Ориентация направлена на упорядочивание и планирование.

Как трактовать результаты теста

Анализируя соответствующие шкалы и типы, трактовать результаты теста будет значительно проще. При выборе руководящего состава стоит ориентироваться на представленную шкалу. Психотип S-типа, Т-типа, J-типа идеально подходит для руководящей должности. Способность быстро адаптироваться, принимать решения, брать во внимание мельчайшие детали, ставить цели и достигать соответствующего результата считаются незаменимыми при руководстве большим коллективом.

Остальные психотипы больше подходят на исполнительные роли. Сотрудники N-типа смогут общаться с клиентами, найдут пути решения поставленного вопроса даже в самых сложных и запутанных ситуациях. F-тип обладает высокой степенью эмоциональности. При подборе персонала стоит это учитывать. Такой психотип больше подходит для исполнения работы, где требуется искать нестандартные пути решения вопросов.

Как использовать полученные результаты

Тест личности по Майерс-Бриггс позволит выявить психотип. При анализе почерка делают выводы о качествах S-N, F-T . Представители типа S сфокусированы на настоящем, а значит и почерк у них отличается изяществом, они мечтают произвести на людей хорошее впечатление.

Интуитивный тип N и мыслительный Т обладают неразборчивым и летящим почерком. Чаще всего при определении шкалы парных типов можно сделать вывод, какой психотип относится к доминирующему.

Применяя тест Майерс-Бриггс в опросной форме, стоит учитывать и анализировать общие характеристики и учитывать, что никакой самый подробный опросник не поможет охватить все характеристики поведения человека. Тестовое задание направлено на охват общих рамок, на выявление доминирующих качеств.

Независимо от психотипа, каждый человек в повседневной жизни в разной мере использует оба полюса предпочтений. Например, он может быть общительным, но при этом относится к интровертам, которым сложно работать в команде.

Типология Майерс-Бриггс - система диагностики индивидуальных различий, возникшая на базе идей Юнга, и получившая мощное развитие за последние десятилетия в разных странах Европы и США.

Мировой опыт применения типологии Майерс-Бриггс

Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в крупнейших западных компаниях, что говорит о ее практической надежности и валидности. Эта система диагностики не только имеет серьезное научное обоснование – она доказала свою эффективность и в реальной практике при многолетнем ее использовании. Например, в США до 70% выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI, что помогает им сориентироваться в выборе своего профессионального пути. Эта типология фактически интегрирована в систему государственного стандартизирования США. В частности, она одобрена Американской Психологической Ассоциацией, в качестве способа продолжения образования по "Категории 1 " для психологов.

Типология Майерс-Бриггс разрабатывалась Катариной Бриггс и ее дочерью Изабелью Майерс-Бриггс на основе работы «Психологические типы» Карла Густава Юнга. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х, первая версия теста - в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии - в 1944 году.Классический тестовый вариант определения типа известен как "опросник Майерс-Бриггс" .

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс - Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Отсюда непродуктивность любых межличностных конфликтов между представителями разных типов менталитета.

Существуют разные способы диагностики типов по системе Майерс-Бриггс - интервью, проективные методы, ситуационно-поведенческое тестирование, а также классические тестовые варианты определения индивидуальных предпочтений.

Отличия между людьми можно, в очень обобщенном виде, свести к следующим противопоставлениям:

* экстраверты - интроверты E-I: первые черпают энергию в общении с людьми, могут поддержать любую беседу, воспринимают информацию по мере поступления, контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации, хотя, чисто внешне, они могут не иметь видимых проблем в общении;

* здравомыслие-интуиция S-N: первые принимают решения, исходя из каждодневного практического опыта - собственного и окружающих, не склонны фантазировать; вторые полагаются на внутренний голос, предчувствия, мало соотнося их со стереотипами поведения в подобных ситуациях (поступают не "как принято", а "по наитию");

* логичность-чувствование T-F: первые в обработке информации и принятии решений опираются на простую логику, объективность, действуют по четким законам и правилам; вторые руководствуются этическими категориями, им присущи субъективизм и гуманность;

* рассудительность-импульсивность J-P: (эта пара была добавлена в основную классификацию известными психологами Маерс и Бриггс): первые планируют свои действия и стараются придерживаться выработанной стратегии; вторые сохраняют широкий спектр вариантов действий в зависимости от обстоятельств.

Исходя из возможных комбинаций выделенных пар, были выделены 4 наиболее устойчивые сочетания - психотипы. Каждый тип подразделяется еще на 4 психологических портрета - в зависимости от особенностей проявления характеристик каждого психотипа (или типа менталитета). Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP,ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ.ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

Процентное соотношение представителей всех основных типов в России примерно следующее: 30% SP, 40% SJ, 25% NF, 5% NT. Особенности региона могут влиять на соотношение. Например, в районах пионерного (экстремального) освоения представителей типа SP может быть больше (до 50%), в научных центрах может быть несколько выше средней доля NT (до 7-10%), в староосвоенных районах "красного пояса" доля SJ может доходить до 60-70%.

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, - какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) - ориентировка на конкретную информацию,N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,P (P erceiving, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

Д. Кейрси (D. Keirsey ), развивая идеи Майерс и Бриггс, выделяет четыре группы типов, называя ихтемпераментами : NT, NF, SJ, SP.

Отличие от Юнга. В типологии Майерс-Бриггс и типологии Юнга используются разные функциональные модели типа.

Юнг в отношении рациональности и иррациональности также применял термины «суждение» и «восприятие»:

«Я обозначаю оба предыдущих типа как рациональные или как типы суждения, потому что они оба характеризуются приматом функций разумного суждения.

«Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.»

Таким образом, Изабель Майерс «суждением»/«восприятием» не вводила нового понятия, а лишь выбрала одно из обозначений Юнга для «рациональности»/«иррациональности». Однако при этом, изменив функциональную модель типов Юнга.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс-Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий). Например интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс-Бриггс иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов - тип INTP в типологии Майерс-Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа.

Также, у некоторых последователей Майерс-Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс-Бриггс он совпадает.

Другое отличие между типологиями в том, что понимание последователями Майерс-Бриггс содержания 8 функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) Юнга может отличаться как от понимания другими последователями, так и самим Юнгом. Это является следствием того, что уделив большое внимание развитию MBTI, значительно лучше были проработаны бинарные признаки, лежащие в основе данного теста, нежели функции Юнга.

Критика. Рядом исследователей подвергается сомнению научная основа тестового метода диагностики типа личности по системе Майерс-Бриггс. Часть этих сомнений связаны с отсутствием у Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс - исходных разработчиков MBTI, какой-либо психологической квалификации, и в частности в области психометрии. Не известно о применении ими традиционных для разработки тестов методов определения валидности, надёжности, внутренней согласованности.

Неоднократно были измерены валидность MBTI, в том числе его конструктная валидность, внутренняя согласованность, тест-ретестовая надёжность

Кроме самого теста MBTI, спорны, в виду отсутствия достаточной научной обоснованности, некоторые ключевые моменты типологии Майерс-Бриггс. Так отсутствует серьёзное экспериментальное обоснование функциональной модели типа применяемой в типологии Майерс-Бриггс, и в частности обоснованность её отличия от модели Юнга. Отсутствует экспериментальное обоснование корректности понимания 8 юнговских функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) последователями Майерс-Бриггс. Отсутствует экспериментальное обоснование многого в описаниях типов (т. н. профилей типов), встречаемых в книгах и Интернет.

В целом, учитывая недостаточную экспериментальную обоснованность и результаты некоторых экспериментов, значительно противоречащие теории и друг другу, мировое научное сообщество критически настроено к типологии Майерс-Бриггс, как и типологии Юнга вцелом.

В повседневной жизни довольно часто приходится слышать, как тот или иной человек называет себя У многих возникают вопросы, что же это означает, и каким образом он это узнал? Оказывается, такие люди определяют свой тип личности по Майерс-Бриггс - системе психологического тестирования. Такие тесты представляют собой опросник, с помощью которого можно объективно и точно оценить личности.

Используемые тесты включают в себя инструменты, благодаря которым возможно измерение базовых психических функций (моторика, память, внимание). Прежде всего, подобные тестирования используют для получения объективного описания функциональных расстройств. Результаты теста помогут правильно поставить диагноз и подобрать соответствующий метод лечения или терапии, если это будет необходимо.

История тестирования

Система психологического тестирования Майерс-Бриггс была разработана американками Кэтрин Бриггс и её дочерью Изабель Майерс-Бриггс. Типология базировалась на работе психиатра Юнга «Психологические типы». Мать и дочь разработали уникальную психологическую систему, дополнив существующие тесты новой шкалой.

Типология Майерс-Бриггс очень популярна на Западе, а вот в России, Украине и Литве идеи Юнга оказались на соционическом пути. Этот путь и систему Майерс-Бриггс многое связывает, хоть и существуют некоторые разногласия. Эти различия в основном касаются вопросов типа.

Для чего нужны психологические тесты

В настоящее время психологические тесты стали широко использоваться при приёме на работу. помогают менеджеру по персоналу определить критические моменты несоответствия требованиям, оценить психические и физиологические особенности соискателя, соотнести особенности типа с требованиями должности и выполняемой работы, а при необходимости отправить уже работающего сотрудника на профессиональные тренинги.

К примеру, директор кадровой службы крупной компании применяет на собеседовании психологический тест. Они бывают разного характера, но довольно часто просят что-либо изобразить. Проанализировав рисунок, можно определить проблемы, жизненные противоречия и представление о соискателе в целом. При использовании типологии Майерс-Бриггс выявляется темперамент, работоспособность и стрессоустойчивость кандидата.

На Западе около 70% выпускников школ используют идентификатор Майер-Бриггс определения для объективного выбора будущей профессии.

Работа над тестом

Будучи очарованными психологической теорией типов Юнга, Кэтрин и её дочь Изабелла пришли к выводу, что данную теорию действительно можно применять в прикладном значении. Они приступили к изучению и начали разрабатывать шкалу, целью которой стало определение индивидуальных различий. В тот период шла Вторая мировая война. Американки решили помочь людям понять не только собственное «Я», но и определить, какая профессия больше подходит к типу их личности и поспособствует здоровой и счастливой жизни.

Рукописный вариант теста Кэтрин и Изабелла применяли на своих друзьях и знакомых. Последующие несколько десятилетий они его совершенствовали - изменяли формулировки и содержание. Впоследствии тест Майерс-Бриггс стал одним из широко используемых психологических тестов в мире. Он действительно раскрывает сильные стороны и предпочтения человека.

Тестовое шкалирование

Типология Майерс-Бриггс уникальна, при этом ни один из типов нельзя назвать лучшим или худшим. Предложенная система не рассчитана на выявление дисфункций и ненормальности. Цель разработчиков - помощь при самопознании.

Опросник Майерс-Бриггс - это некие связанные между собой шкалы:

  • Экстраверсия (E)-интроверсия (I). Юнг представил эту шкалу с помощью описания реакции людей на процессы и взаимодействие с внешним миром. Экстраверты постоянно взаимодействуют с другими людьми, они проводят с ними большую часть своего времени и чувствуют себя в тонусе. Другие же, интроверты, наоборот, зациклены на своём внутреннем мире, постоянно размышляют и анализируют себя. Такие люди чувствуют себя максимально комфортно в одиночестве. Можно проявлять свойства как экстраверта, так и интроверта, но всё равно вы будете относиться к одной из этих сторон.
  • Здравый смысл (S)-интуиция (N). Данная шкала концентрирует внимание на сборе информации из окружающего мира. Все люди (экстраверты и интроверты) используют и здравый смысл, и принимают решения, основанные на интуиции. Несмотря на это, на основании системы Майерс-Бриггс можно относиться только к одной стороне. Люди, которые больше ориентируются на здравый смысл, стараются использовать то, что можно получить от собственных органов чувств, да и вообще обращают внимание на реальность. Они получают удовольствие от приобретения практического опыта, концентрируются на деталях и фактах. Люди, которые относятся к интуиции, уделяют наибольшее внимание впечатлениям и схемам. Обычно они формулируют абстрактные теории, думают о будущем и возможном.

  • Мышление (T)-чувство (F). Шкала останавливается на тех моментах, на которых люди принимают решения и распоряжаются собранной ими информацией. Тот, кто предпочитает рассуждать, акцентирует внимание на объективных данных. При принятии решений такие люди последовательны, объективны и логичны. Те, кто опирается на чувства, все действия производят на основе своих эмоций.
  • Суждение (J)-восприятие (P). Данная шкала раскрывает основу взаимодействия людей с внешним миром. Твёрдые и взвешенные решения принимают люди, которые привыкли думать. Склонные к восприятию очень открыты, гибки и способны к ускоренной адаптации.

Типы Майерс-Бриггс

Личность классифицируется по 16 типам в зависимости от результатов ответов анкеты: ISTJ, ISTP, ISFJ, ISFP, INFJ, INFP, INTJ, INTP, ESTP, ESTJ, ESFP, ESFJ, ENFP, ENFJ, ENTP, ENTJ. Каждый тип раскрывает особенности личности, ее вкусы, потребности, способности, положительные и отрицательные качества.

В чём отличие системы Майерс-Бриггс от других инструментов?

Главное отличие заключается в том, что разработанная американками система, в принципе, не является тестом. Опросник не представляет собой совокупность ответов, которые являются правильными или неправильными. Все типы абсолютно равны, ни один не превосходит другой.

Второе отличие от других психологических инструментов - это то, что результаты не проходят сравнение с какими-либо нормами. Вместо этого система предлагает информацию об уникальности личности.

Вопросы психологического тестирования

Вопросы, в первую очередь, определяются применяемым тестом. Сама процедура тестирования должна соответствовать строгим требованиям. Первое из них включает в себя наличие оборудования, примером которого может служить программа тестирования или компьютер. Другое требование - проведённый предварительный инструктаж выполнения теста. И, наконец, временные рамки прохождения теста.

Помимо этих требований, для достоверности результатов тест должен проводиться специалистом. По этой причине такой метод в основном применяют крупные компании, способные оплатить расходы на специализированные учреждения, занимающиеся подобными вопросами. В маленьких фирмах проводить тест Майерс-Бриггс можно менеджеру по персоналу, который имеет образование психолога.

Надёжность и приемлемость системы

Система Майерс-Бриггс отвечает всем основным параметрам надёжности и приемлемости. Однако по результатам некоторых исследований можно определить, что это не было должным образом продемонстрировано и доказано.

Исследования также показали, что около половины респондентов, которые проходили тест вторично, получали совершенно другие результаты. Национальный совет по научным исследованиям утверждает, что не были проведены исследования Майерс-Бриггс в программах ориентации профессионалов, то есть практически вся их типология основана на неутверждённых методиках.

Критика теста

Накопленные эмпирические данные профессиональных психологов показали, что некоторые шкалы типов Майерс-Бриггс не функционируют на клиническом уровне диагностики. Автор последней адаптированной версии системы психологического тестирования Е. Ф. Абельская считала, что полученные результаты приемлемы для социологического исследования, но никак не для индивидуального. Она обосновывала это тем, что подобные неточности могут дать сбой при определении конкретного типа человека.

Индикатор типов Майерс-Бриггс подвергался критике ещё по причине нормального распределения ответов, то есть при таком подходе множество людей будут отнесены к различным типам при незначительной разнице в измерениях. Эта ситуация также повышает появление ошибки в измерении.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать, что, несмотря на всю критику и возможные ошибки, тест всё-таки рекомендуется пройти для объективного познания своих индивидуальных качеств, темперамента, особенностей, мотивов, таланта, сильных и слабых сторон. Полученная информация существенно облегчит жизнь и взаимодействие с другими людьми.

Типология Майерс-Бриггс (MBTI или Myers-Briggs Type Indicator), как и соционика, возникла на базе типологии Юнга в начале 40-ых годов прошлого столетия и обрела широкую популярность в США и странах Европы. В большей мере популярность данной типологии была обусловлена актуальностью задач сферы её применения,а именно – в сфере профориентации. Что примечательно, в наше время более 70% американских школьников, как говорится в Википедии, проходят тестирование по системе MBTI для определения направления своей будущей профессии. Помимо этого типология Майерс-Бриггс применяется в сферах самопознания и личностного роста, решения бытовых и семейных проблем, на личностных тренингах и много где ещё…

Данная типология названа в честь её создательниц – Изабель Бриггс Майерс и её матери Кэтрин Бриггс. С тех пор, как в 1942 году была обнародована первая версия теста, MBTI обрела популярность по всему миру, которая существует и по сей день. Так, этот опросник, определяющий тип личности в рамках типологии, был переведён более чем на 30 языков мира (в том числе и на русский язык). В наше время проводятся исследования в рамках взаимодействия типов и много информации по этим исследованиям издаётся в журнале T he Journal of Psychological Type . Также раз в два года в Сан-Франциско проводится специализированная международная конференция.

В основе MBTI лежит в сравнении с соционикой всего лишь четыре шкалы признаков типов:

  1. Е/I (экстраверсия/интроверсия) – определяет направленность ориентации сознания наружу на объекты или внутрь на сам субъект;
  2. S/iN (здравый смысл/интуиция) – определяет направленность ориентации человека на конкретную информацию или на обобщённую;
  3. T/F (мышление/чувство) – определяет способ принятия решений на основе рационального взвешивания альтернатив или на эмоциональной основе;
  4. J/P (суждение/восприятие) – определяет предпочтение человека планировать и упорядочивать или действовать без подготовки и ориентироваться по ситуации.

Таким образом, комбинируя те признаки, которые ярко выражены в человеке, образуются шестнадцать типов MBTI. Тип записывается с помощью аббревиатур признаков в указанном выше порядке, например, INTJ. Каждый тип помимо своей аббревиатуры имеет своё название, например, данный тип называется “стратег”.

Существует общепринятое в соционических кругах мнение, что типы MBTI полностью соответствуют типам в соционике, но это не так. Я лично считаю, что данная типология представляет халтурную версию соционики, которая, как и многие другие типологии, имеет место быть, но не имеет чётких методологических и логических обоснований существовать. Так, не ясно, почему люди делятся в ней на одни типы и на другие, что в соционике чётко объясняется через существование информационных аспектов и способов их восприятия.

Всё же, если имеется необходимость условно перевести тип-MBTI в соционический тип, необходимо пользоваться следующими правилами:

  1. Экстраверсия (E)/ интроверсия (I) в Майерс-Бриггс полностью соответствует соционической экстраверсии/интроверсии;
  2. Здравый смысл (S)/ интуиция (N) соответствует сенсорике/интуиции;
  3. Мышление (T)/ чувство (F) соответствует логике/этике;
  4. Последний признак суждение (J)/восприятие (P), когда речь идёт об экстравертах, соответствует рациональности/иррациональности, а в случае интровертов – иррациональности/рациональности.

Таким образом тип ИЛЭ записывается как ENTP, а тип ИЛИ – как INTJ. Большинство людей считают, что признак суждение/восприятие соответствует рациональности/ иррациональности в обоих случаях, но это не так, что неоднократно заявлялось известными социониками. Такие люди совершают основную ошибку в переводе интровертых типов из MBTI в соционические, поскольку, переводя, например, тип INTJ, они получат не тип “Бальзак”, а тип “Робеспьер” (если J принимать за рациональность), что является ошибкой. Таким же образом многие, кто проходит этот тест и получает интровертный социотип, часто неверно растолковывают результат теста.

Последнее, что мне хотелось бы сказать, так это предостеречь Вас в следующем: не пытайтесь понять MBTI – в ней нет никакой практической пользы в сравнении с соционикой, в ней нет ни функциональной модели типа, ни отношений между типами, ни признаков типов. По сути – это просто улучшенная версия чего-то вроде темпераментов. Поэтому не ведитесь на красивые рассказы её последователей о том, что она работает. Мы ведь все знаем, что даже у тех, кто использует гороскоп из женских журналов, всё по-своему относительно работает. А что толку с того?

ЧАСТЬ 3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ и СПОСОБНОСТЕЙ

При правильном выборе дальнейшей профессиональной судьбы должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Методики, представленные в третьей части пособия позволяют определить психологические типы, отражающие наиболее выраженные деловые качества, особенности поведения, стиль деятельности личности и наиболее подходящие профессии.

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь в выборе будущей профессии.

В США при построении карьеры человека, определении его дальнейшей профессиональной судьбы используется опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс), представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:

Наиболее выраженные деловые качества,

Особенности поведения,

Стиль деятельности (руководства),

Оптимальное рабочее окружение (в т.ч., предпочитаемый режим работы),

- «слабые места» и возможные пути развития.

В России опросник более 10 лет успешно используется в работе служб персонала ряда организаций, а также центров профконсультирования и трудоустройства (профессионального перепрофилирования).

MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других «плюсов»:

Представляет собой целостную систему;

Содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;

Удобна в работе, конструктивна;

Технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);

Не апеллирует к «клиническому опыту»;

Понятна как профессионалу, так и интересующемуся;

Обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.

В основу теста положена типология личностей К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.

Структура и принцип работы теста.

Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является «правильной» или «неправильной» – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии «на вкус, на цвет товарища нет», просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).



Сравнение показателей, полученных по двум полюсам одной шкалы, показывает, насколько человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора «правша-левша» – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.

Тип личности выявляется на основании получения показателей суммы баллов, набранных по каждому полюсу. В итоге мы получаем четырехбуквенное обозначение, например ESTJ, INFP и т.п..

Шкалы (факторы) .

Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:

Как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чем сосредоточивает свое внимание) – вовне или внутрь себя – шкала Экстраверсия – Интроверсия (Е-I);

Какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде и легче всего – шкала Сенсорика (ощущение) – Интуиция (S-N) ;

Каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется) – шкала Мышление – Чувства (T-F) ;

Какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты) – шкала Суждение – Восприятие (J-P) .

Инструкция: На эти вопросы нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вашиответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Выделаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая опредпочтениях других людей, Вы сможете выявить свои сильные стороны,понять, какая работа доставляет Вам удовольствие и как люди сразличными предпочтениями могут взаимодействовать друг с другом.Внимательно читайте каждый вопрос и отмечайте свой ответ наспециальном бланке, обводя в кружок букву выбранного Вами вариантаответа.

Не делайте никаких пометок в тексте опросника!Не думайте подолгу над вопросами, давайте первый ответ, которыйприходит Вам в голову.

Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе Вамнеобходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем,что Вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе Вам нужноопределить, какое слово в паре Вам больше нравится. Ориентируйтесь назначение слова, а не на то, как оно выглядит.

Текст опросника:

1. Обычно Вы:

а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны.

2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:

а) построенный на изложении фактов;

б) включающий в себя изложение теорий.

3. Вы чаще позволяете:

а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем.

4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:

а) планируете, что и когда будете делать;

б) уходите без определенного плана.

5. Находясь в компании, Вы обычно:

а) присоединяетесь к общему разговору;

б) беседуете время от времени с кем-то одним.

6. Вам легче поладить с людьми:

а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными.

7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:

а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек.

8. Вы предпочитаете:

а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;

б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.

9. В большой компании чаще:

а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими.

10. Вас скорее можно назвать:

а) человеком практичным; б) выдумщиком.

11. Обычно Вы:

а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства.

12. Вы чаще добиваетесь успеха:

а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;

б) следуя тщательно разработанному плану.

13. Вы предпочитаете:

а) иметь несколько близких, верных друзей;

б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.

14. Вам больше нравятся люди, которые:

а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;

б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или

15. На Ваш взгляд самый большой недостаток – быть:

а) бесчувственным; б) неблагоразумным.

16. Следование какому-либо расписанию:

а) привлекает Вас; б) сковывает Вас.

17. Среди своих друзей Вы:

а) позже других узнаете о событиях в их жизни;

б) обычно знаете массу новостей о них.

18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:

а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир.

19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:

а) всегда добр; б) всегда справедлив.

20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:

а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас.

21. Вы обычно:

а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;

б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.

22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:

а) необычная, оригинальная манера изложения;

б) когда писатели четко выражают свои мысли.

23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:

а) быть слишком сердечным; б) быть недостаточно сердечным.

24. В своей повседневной работе:

а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;

б) ненавидите работать в жестких временных рамках;

в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.

25. Люди могут определить область Ваших интересов:

а) при первом знакомстве с Вами; б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.

26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:

а) делать это традиционным способом;

б) изобретать свой собственный способ.

27. Вас больше волнуют:

а) чувства людей; б) их права.

28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:

а) тщательно организовываете все перед началом работы;

б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.

29. Обычно Вы:

а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе.

30. Вы предпочитаете:

а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам.

31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кроткий; б) настойчивый.

32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:

а) лучше планировать все заранее;

б) несколько неприятно быть связанным этими планами.

33. Можно сказать, что Вы:

а) более восторженны по сравнению с другими людьми;

б) менее восторженны, чем большинство людей.

34. Более высокой похвалой человеку будет признание:

а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла.

35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мысли; б) чувства.

36. Обычно:

а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;

б) для Вас откладывать все до последней минуты – это слишком большая нервотрепка.

37. На вечеринках Вам:

а) иногда становится скучно; б) всегда весело.

38. Вы считаете, что более важно:

а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;

б) воспринимать факты такими, какие они есть.

39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) убедительный; б) трогательный.

40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:

а) очень удобно для выполнения многих дел;

б) тягостно, даже когда это необходимо.

41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:

а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь.

42. Вы скорее:

а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;

б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.

43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) анализировать; б) сопереживать.

44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:

а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;

б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;

в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.

45. Узнать, что Вы за человек:

а) довольно легко; б) довольно трудно.

46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) факты; б) идеи.

47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) справедливость; б) сочувствие.

48. Вам труднее приспособиться:

а) к однообразию; б) к постоянным переменам.

49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно:

а) переводите разговор на другое; б) обращаете все в шутку;

в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать.

50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) утверждение; б) идея.

51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сочувствие; б) расчетливость.

52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы:

а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке;

б) сразу беретесь за работу.

53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли:

а) достаточно хорошо; б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них.

54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) факт.

55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) выгода; б) благодеяние.

56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно:

а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени;

б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью.

57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете:

а) активно участвовать в развитии событий;

б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется.

58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) буквальный; б) фигуральный.

59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) решительный; б) преданный.

60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы:

а) сможете довольно точно ответить;

б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать;

в) предпочтете не загадывать заранее.

61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) энергичный; б) спокойный.

62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) образный; б) прозаичный.

63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) неуступчивый; б) добросердечный.

64. Однообразие повседневных дел кажется Вам:

а) спокойным; б) утомительным.

65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сдержанный; б) разговорчивый.

66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производить; б) создавать.

67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) миротворец; б) судья.

68. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) запланированный; б) внеплановый.

69. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) спокойный; б) оживленный.

70. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) благоразумный; б) очаровательный.

71. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мягкий; б) твердый.

72. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) методичный; б) спонтанный.

73. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) говорить; б) писать.

74. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производство; б) планирование.

75. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) прощать; б) дозволять.

76. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) систематический; б) случайный.

77. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) общительный; б) замкнутый.

78. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) конкретный; б) абстрактный.

79. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кто; б) что.

80. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) импульс; б) решение.

81. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) вечеринка; б) театр.

82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сооружать; б) изобретать.

83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) некритичный; б) критичный.

84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) пунктуальный; б) свободный.

85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) основание; б) вершина.

86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) осторожный; б) доверчивый.

87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) переменчивый; б) неизменный.

88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) практика.

89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) соглашаться; б) дискутировать.

90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) дисциплинированный; б) беспечный.

91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) знак; б) символ.

92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) стремительный; б) тщательный.

93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) принимать; б) изменять.

94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) известный; б) неизвестный.

Обработка результатов:

Ответив на все 4 блока вопросов, раздельно просуммируйте число баллов по каждому из блоков. Вам больше соответствует свойство из того столбика в блоке, где сумма баллов больше. В результате заполнения всего опросника, Вы сможете описать собственный психологический тип четырьмя свойствами.

Бланк ответов типологического опросника MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б в а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б
а б а б а б
а б а б
а б
а б
Итого Итого Итого Итого

Ключ к опроснику MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б - - а б - - а б - 1(2) 2(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - 2(2) 1(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) - а б в - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - 2(1) - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б 2(2) - - 1(2) а б - -
а б - - а б - - - а б - - 1(2) а б - -
а б - - - а б - - - а б 1(2) - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б в - - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) а б в - - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - -
а б - - -
а б - -
Итого Итого Итого Итого

Интерпретация результатов:

Первое, и самое важное: эти описания помогут вам твёрдо установить ваш психологический тип. Независимо от того, использовали ли вы Индикатор типов Майерс-Бриггс или просто приблизительно установили свои предпочтения, данные описания подкрепят собой ваши изыскания и продемонстрируют, как четыре предпочтения взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный тип личности. Если, читая описание своего типа, вы увидите, что согласны с большинством его положений, значит, вы, вероятнее всего, правильно установили свой тип. По мере чтения описания может быть полезно подчёркивать или выделять те моменты, с которыми вы особенно согласны или не согласны.

Затем вы можете прочитать своё описание человеку, которого хорошо знаете, - это может быть ваш коллега, начальник или подчинённый. Попросите этого человека сказать, с какими элементами вашей характеристики он особенно согласен или не согласен. Его отклик будет в высшей степени полезен для вас: с его помощью вы поймёте, насколько восприятие вас окружающими близко вашей самооценке.

Кроме того, описаниями можно воспользоваться как подспорьем для коллективной деятельности. Если обменяться характеристиками друг друга и держать их под рукой для важных моментов (перед собраниями, в ходе срочной работы, в кризисных ситуациях), это поспособствует открытому общению и позволит каждому из сотрудников обратиться к своим достоинствам и помнить о собственных недостатках.

Вот ещё один вариант использования психологических характеристик: они помогут вам справиться с человеком, который доставляет вам на работе особенные проблемы. Если вы знаете все четыре предпочтения этого человека (или по крайней мере догадываетесь, каковы они), то, ознакомившись с описанием его типа, вы поймёте, где коренится проблема. А это может дать вам возможность наладить общение и справиться с данной проблемой.



Похожие публикации